Организации, находящиеся в ведении фнс россии
Содержание:
- Полномочия налоговых органов — это не все: есть и обязательства
- Обязанности должностных лиц налоговых органов
- Структура налоговых органов РФ
- Функции налоговой службы
- Больше оснований для выездных проверок
- История ведомства
- Налоговый мониторинг – плюс или минус
- ?? Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить
- Функции Федеральной налоговой службы
- Приморский
- Правовой статус налоговых органов
- Неправомерные действия и злоупотребления
- Права и обязанности налоговой службы
Полномочия налоговых органов — это не все: есть и обязательства
Важно понимать, что у инспекторов ФНС имеются не только права, позволяющие наказывать или принуждать к чему-либо налогоплательщика. Контролирующие органы имеют и ряд обязательств, которые должны неукоснительно выполняться:
- Соблюдение закона в отношении сборов и налогов.
- Проведение госрегистрации компаний и физлиц, ведение их учета и предоставление выписок.
- Передача формы отчетности и разъяснение правил внесения данных. Возврат или зачет излишне выплаченных или стянутых налоговых платежей.
- Соблюдение налоговой тайны.
- Направление информации в следственные органы (при выявлении признаков преступления).
- Передача налогоплательщику акта ФНС, решений по проверке, а также уведомлений или требований о необходимости выплаты налога.
- Прочие обязательства.
Обязанности должностных лиц налоговых органов
Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц.
В ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах РФ» перечислены следующие права, реализация которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями:
- взыскивать недоимки по налогам и пени;
- возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью;
- предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
- налагать административные штрафы;
- создавать налоговые посты.
Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т.е. сотрудниками налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные звания и занимают должности не ниже должности налогового инспектора.
Реализация некоторых полномочий должностных лиц налоговых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процедуры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа должностных лиц является постановление (решение) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в постановлении о проведении налоговой проверки.
Обязанности налоговых органов, так же как и права, конкретизированы по кругу их должностных лиц. В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:
- действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;
- реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
- корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Обязанности налоговых органов имеют два аспекта:
- корреспонденция (соотношение) с правами налогоплательщиков и налоговых агентов;
- обеспечение фискальных интересов государства.
Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых агентов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Налоговым кодексом РФ дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных служащих. Конкретизируются обязанности должностных лиц налоговых органов некоторыми статьями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налогового органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. На основании Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ налоговые органы обязаны:
- осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
- осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
Налоговым кодексом РФ установлена презумпция правомерности действий и актов (как нормативного, так и индивидуального содержания) налоговых органов, вытекающая из положения о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия.
Структура налоговых органов РФ
Функции налогового администрирования выполняет Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Налоговые инструменты занимают особое место среди других инструментов регулирующей политики государства. Их действие происходит в тесной взаимосвязи с экономическими процессами на уровне национальной экономики и на региональном уровне.
Согласно Закону РФ от 21.03.1991 N 943-1, «налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации».
Структура налоговых органов Российской Федерации
Главным налоговым органом России является Федеральная налоговая служба (ФНС), которая подчиняется непосредственно Министерству Финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба РФ представляет собой орган исполнительной власти.
Структура Федеральной налоговой службы
Таким образом, общая структура налоговых органов РФ предполагает наличие следующих четырех уровней:
- Федеральный,
- Федерально-окружной,
- Региональный,
- Местный
Такая иерархия соответствует административно-территориальному делению государства.
Функции налоговой службы
Для достижения поставленных законом задач, ФНС выполняет функции:
- по обеспечению строгого исполнения законодательства, выработке порядка управления налоговым производством;
- по участию в разработке законопроектов и других официальных документов в сфере налогообложения;
- по оказанию услуг, объяснению прав и обязанностей налогоплательщикам;
- по осведомлению плательщиков налогов о произошедших законодательных изменениях.
К другим функциям относятся:
- проведение проверок финансовой деятельности организации в области налогового учета;
- посредством кредитных организаций возвращение ранее уплаченного превышающего норму налога;
- работа по анализу статистики в сфере налогообложения, разработка рекомендательных поправок с целью совершенствования налоговой системы;
- помощь в определении стоимости и продаже изъятого имущества.
Больше оснований для выездных проверок
Сейчас, до 1 июля, по отношению к организациям действуют более мягкие правила. Согласно п. 10 ст. 89 НК ПФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
- вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).
С 1 июля 2021 года с повторной проверкой налоговая сможет прийти также, если компания увеличит в поданной уточненке заявленную к возмещению сумму НДС или акциза.
История ведомства
Первым налогом на Руси была дань – своего рода военная контрибуция, которую собирали с покоренных племен. Ее могли привозить к феодалу («повозье») или же для сбора отправлялись специальные экспедиции («полюдье»).
По мере укрепления древнерусского государства дань заменила подать – регулярный налог с населения. Ее размеры определялись по количеству печей («по дыму») в домохозяйстве или площади пахотной земли («по плугу»). Платили данный налог деньгами или товарами.
В период Золотой Орды на территории Руси существовало сразу несколько различных податей. Некоторые из них взимались в пользу монголов, другие – шли на содержание местной княжеской власти.
К XIV столетию в Московском княжестве сложилась система кормлений, при которой отдельные земли отдавались феодалам за службу князю. Помимо прочего, они получали право собирать налоги со своих вотчин. Эту функцию выполняли особые люди: тиуны и пошлинники.
В 1573 году по царскому повелению был учрежден Приказ большого прихода. Он стал первым централизованным органом для сбора налогов.
В Средневековье на Руси существовало большое количество налогов: дорожные, торговые, судебные, товарные, чрезвычайные. В 1653 году власти предприняли попытку упорядочить сборы – был утвержден Торговые устав. По сути, это был первый Налоговый кодекс в нашей стране.
В 1699 году начала работу Бурмистерская палата – налоговый орган, имевший центральный аппарат и отделения в регионах страны.
В 1755 году появилась Казенная палата – ведомство, которое собирало и таможенные пошлины, и платежи.
В царствование Александра I началась большая фискальная реформа. В 1802 году появилось Министерство финансов, которое занялось доходами и расходами казны. В 1811 году в отдельное ведомство было выделено Госказначейство, отвечающее за расходы казны.
В этот период были упорядочены старые налоговые сборы и введены новые: оброчный, питейный и гильдейский сбор, наследственная пошлина, горная подать. Начали взиматься платежи с недвижимости, кибиток, меди.
Во второй половине XIX века в Российской империи появилось несколько новых акцизов: на табак, керосин, соль и дрожжи. В 1916 году Дума приняла закон о подоходном налоге.
Практически сразу после революции был создан Народный комиссариат финансов. В 1919 году в его составе появилось налоговое управление с многочисленными территориальными отделениями.
В 1930 году прошла фискальная реформа, в ходе которой были отменены все акцизы, а количество налогов было уменьшилось до двух.
Российская налоговая служба имеет богатую историю.
В 1941 году были введен налог на холостяков, они просуществовали в СССР до самого распада страны.
В 1990 году в составе Минфина страны появилось отдельная служба – налоговая инспекция. В 1991 году она превратилась в отдельное ведомство, также в это время стартовала масштабная фискальная реформа. В 1992 году появилось Главное управление налоговых расследований, а вскоре и налоговая полиция.
В 1996 году малый бизнес получил упрощенную систему налогообложения.
В 1998 году налоговая служба стала отдельным министерством. В это же время в стране начали вводить ИНН для физических лиц. Была принята первая часть Налогового кодекса, в 2001 году – была принята вторая.
В 2004 году была организована Федеральная налоговая служба, которую передали в подчинение Министерства финансов.
В 2010 году на сайте ФНС появился сервис «Личный кабинет» для граждан, в 2012 году появилась возможность оплачивать через него задолженности и проводить сверки.
В 2014 и 2015 годах на сайте появились «Личные кабинеты» для юридических лиц и частных предпринимателей. В Дубне был открыт единый информационный центр для обработки данных ФНС.
Налоговый мониторинг – плюс или минус
Налоговый мониторинг – это новая схема между компаниями и налоговой, при которой не проводятся камеральные и выездные проверки. А с 1 июля такой налоговый контроль станет доступен большему числу организаций.
При осуществлении налогового мониторинга налоговики проверяют правильность расчета (удержания) и своевременность перечисления налогов, сборов и страхвзносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг проводится инспекторами на основании заявления налогоплательщика.
Организация добровольно в режиме онлайн предоставляет доступ к своей первичке, бухгалтерскому и налоговому учету и другой информации. По итогам мероприятия ИФНС представляет мотивированное мнение, которое на основании п. 7 ст. 105.30 НК РФ обязательно к исполнению.
Как преимущество налогового мониторинга можно выделить то, что выездные проверки запрещены в период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, рассчитываемых и уплачиваемых налогоплательщиком самостоятельно). Также организации избавлены от камеральных проверок. Разумеется, при этом есть исключения – в п. 5.1 ст. 89 НК РФ:
- выездную проверку проводит вышестоящая ИФНС (пп. 1);
- налоговый мониторинг досрочно прекращен (пп. 2);
- налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение ИФНС (пп. 3). С 1 июля 2021 г. уточняется, что в данном случае речь идет о мнении, не выполненном до 1 декабря года, идущего за периодом осуществления мониторинга;
- налогоплательщик подал корректировочную декларацию (расчет) за период осуществления мониторинга, в которой снижен размер налога к перечислению (пп. 4). Данный момент будет уточнен с 1 июля 2021 г. Проверка будет возможна, когда в календарном году (за который мониторинг не осуществляется), хозяйствующий субъект подал корректировочную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга. При этом в такой декларации содержится информация об уменьшении суммы к уплате, увеличении размера НДС или акциза к возмещению или увеличении размера убытка.
Пока налоговый мониторинг– это добровольная процедура, перейти на нее в праве любая организация, достаточно соблюдать 3 условия (ст. 3 105.26 НК), лимиты по которым снизят с 1 июля:
- общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ – 300 млн рублей и выше (с 01.01.2021г – 100 млн рублей, сюда можно будет включить НДФЛ и взносы)
- доходы по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей) размер активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой)
- отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей)
Заявление о переходе на налоговый мониторинг можно будет подать не позднее 1 сентября. Период, за который проводится налоговый мониторинг – один календарный год, а срок проверки – год и девять месяцев (105.26 НК).
?? Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить
Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:
- контроль за налогоплательщиками;
- проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
- расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.
Проверка юридических лиц
Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:
- вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
- контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
- изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
- получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
- изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
- проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
- приостанавливать действие выданной лицензии.
Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.
Проверка физических лиц
Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.
При проверках физических лиц инспекторы вправе:
- проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
- уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
- проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
- запрашивать необходимые разъяснения и документы;
- изымать свидетельства сокрытия доходов;
- вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
- осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
- начислять штрафы и пени;
- требовать предоставить подтверждающие документы.
В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:
- выдвигают требования об уплате налогов;
- взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
- выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
- предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
- накладывают арест на имущество неплательщиков;
- приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
- реализуют принудительное исполнение обязательств.
Налоговая необоснованно списала деньги. Как вернуть средства на счет
Читать
Как налоговая выявляет тех, кто работает неофициально
Подробнее
Какие доходы физлиц учитывает налоговая и почему их стоит задекларировать
Смотреть
Ответственность за превышение полномочий
Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.
За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по , а также , если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.
Функции Федеральной налоговой службы
Налоговые органы в Российской Федерации обладают сложной системой функций. Согласно нормам действующего законодательства к функциям Федеральной налоговой службы относится следующее:
- Контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе валютного законодательства, требований к контрольно-кассовой технике, полноты учета;
- Контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, табачной продукции, азартными играми, лотереями;
- Контроль за осуществлением валютных операций;
- Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
- Регистрация контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Ведение учета и реестров в целях проведения налогового контроля;
- Информирование налогоплательщиков о действующих налогах, сборах и страховых взносах;
- Осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;
- Устанавливает и утверждает формы уведомлений, требований, заявлений, свидетельств, деклараций, другой налоговой документации, а также порядок их заполнения;
- Проведение проверок нижестоящих налоговых органов
- Проведение налоговых проверок налогоплательщиков;
- Разработка предложений по оптимизации налоговой политики, налоговой системы, налогового законодательства.
Дополнительно к перечисленным функциям Федеральная налоговая служба совместно во взаимодействии с МВД РФ осуществляют деятельность, направленную на выявление преступлений, предусмотренных ст.ст. 159 «Мошенничество» (в части выявления фактов применения схем незаконного возмещения НДС из бюджета), 171 «Незаконное предпринимательство», 171.2. «Незаконные организация и проведение азартных игр», 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица», 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица», 195 «Неправомерные действия при банкротстве», 196 «Преднамеренное банкротство», 197 «Фиктивное банкротство» УК РФ, и, с учетом п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, информируют органы внутренних дел о выявленных нарушениях, носящих признаки указанных преступлений, в целях решения вопроса о возбуждении уголовных дел.
Таким образом, налоговые органы де-факто и деюре реализуют комплексную функцию по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, выявляемых при осуществлении полномочий по предметам ведения, отнесенным к их компетенции, ответственность за совершение которых предусмотрена двенадцатью статьями УК РФ.
Также необходимо подчеркнуть, что в НК РФ закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации
Соответственно важной задачей налоговых органов помимо непосредственного информирования налогоплательщиков становится проведение разъяснительных консультаций, касающихся действующего налогового законодательства. Федеральная налоговая служба также проводит семинары с налогоплательщиками, где их информируют о порядке применения отдельных положений Налогового Кодекса РФ, конкретных правовых актов, а также разъясняют предстоящие изменения в налоговом законодательстве
Налоговая система Российской Федерации представляет объект научно-прикладного интереса в контексте возможных направлений повышения эффективности функционирования налоговой системы, собираемости налогов и внедрения цифровых технологий.
Федеральная налоговая служба за последние годы существенно увеличила темпы внедрения цифровых технологий в целях повышения эффективности налогового контроля.
Ниже представлены основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы.
Основные результаты внедрения цифровых технологий в работу Федеральной налоговой службы
Таким образом, можно сделать вывод, что в Российской Федерации к настоящему времени существенно изменился подход к осуществлению налогового контроля. Федеральная налоговая служба, отказавшись от всеохватывающего контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентируется на критерии риска при проведении контроля. При этом, благодаря развитию информационных технологий, функции механического налогового контроля выполняются автоматически без непосредственного участия налоговых инспекторов.
Приморский
Многие интересуются: в средней полосе как растет кизил? Фото, которые размещают опытные садоводы Подмосковья, к примеру, свидетельствуют, что растения прекрасно развиваются и плодоносят
Важно лишь правильно выбрать сорт
Прекрасно зарекомендовал себя в этих регионах зимостойкий кизил Приморский. Деревце прекрасно переносит зимы средней полосы, каждый год, одаривая своих владельцев вкусными и полезными плодами. Это среднеспелый сорт – первые ягоды можно попробовать уже в конце июля. Как правило, они одинакового размера, да и созревают очень дружно.
Вначале они окрашены в насыщенный красный цвет. А со временем становятся практически черными, что является особенностью этого сорта.
Правовой статус налоговых органов
В указанную систему входят
- его территориальные органы.
Главные задачи ФНС России ― осуществление функций по контролю и надзору:
- за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
- за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей;
- за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,
- осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также
- обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
приоритет имеют нормы Налогового кодекса РФ.
- нормативные правовые акты территориального уровня должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству;
- они должны содержать регулятивные нормы по вопросам налогов и сборов.
Таким образом, региональные и муниципальные нормативные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС России исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на федеральном уровне.
Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах РФ» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
1) центральный аппарат ФНС России;
2) управления ФНС по субъектам РФ;
3) инспекция ФНС в субъектах:
- межрайонная инспекция;
- инспекции по районам
- инспекции по городам без районного деления;
- инспекции по районам в городах.
Межрегиональные инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы территориальности или определенности сферы деятельности:
- по федеральным округам;
- по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков;
- по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг;
- по контролю за алкогольной и табачной продукцией и др.
Неправомерные действия и злоупотребления
В Постановлении КС РФ от 16.07.2004 № 14-П сформулирован запрет на неправомерные действия, превышающие полномочия. В этом документе сказано, что если при проведении мероприятий контроля налоговые инспекторы руководствуются принципами, противоречащими правопорядку, то их действия превращаются в инструмент противодействия свободе предпринимательства.
Неправомерными признаются:
- превышение полномочий должностными лицами, представляющими налоговые органы;
- процедурные нарушения при сборе доказательств;
- использование полномочий в целях, противоречащих закону и интересам граждан.
Неисполнение должностным лицом налоговых органов должностных инструкций влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (ст. 22 НК РФ п. 2). Ответственность закреплена в ст. 330 УК РФ «Самоуправство». Если в действиях должностного лица будут обнаружены признаки личной корыстной заинтересованности, то его могут привлечь к ответственности по статье 285 УК РФ.
Права и обязанности налоговой службы
В ст. 31 НК прописаны права налоговой службы.
Основные, закрепленные кодексом, полномочия:
- Затребовать от плательщика всю необходимую документацию.
- Выполнять проверки.
- Проводить изъятие документов при законных обстоятельствах.
- С целью получения пояснений вызывать налогоплательщиков.
- Ограничивать право собственности либо иное вещное право, временно прекращать операции по счетам налогоплательщиков.
- Исчислять налоговые суммы, подлежащие направлению в бюджет.
- Заниматься принудительным взиманием недоимок и штрафов.
- В зоне действия своих полномочий направлять иски в суды.
Обязанности ФНС даны в ст. 32 НК. К первостепенным относятся:
- исполнение законодательства;
- ведение учета плательщиков;
- предоставление бесплатной информации налогоплательщикам в сфере налогообложения;
- обеспечение сохранности налоговой тайны;
- отправление налогоплательщикам документации по оплате налогов, о результатах проверки и принятых решениях;
- предоставление по запросу справочной информации, выполнение сверки расчетов.
В своей деятельности сотрудники службы обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина и действующим законодательством.