Ракетные катера проекта 1241
Содержание:
- Предыстория появления катеров проекта 1241
- Конструкция ракетного катера
- Современные ракетные катера
- Представители проекта
- Литература
- Современные ракетные катера
- Литература
- Как выглядит?
- Ссылки
- Ракетный катер
- Примечания
- Строительство ракетных катеров типа «Молния»
- Строительство ракетных катеров типа «Молния»
- Служба
- Вооружение ракетного катера
- Примечания
Предыстория появления катеров проекта 1241
Следует отметить, что идея создания «москитного флота» не нова. Еще накануне Первой Мировой войны некоторые государства Европы стремились за счет строительства малых скоростных боевых судов усилить собственные военно-морские силы. Тогда основным вооружением кораблей такого класса являлось минное оружие. Успешное применение итальянскими моряками торпедных катеров во время морской войны с более сильным противником показало большие возможности малого флота. Из категории флота для бедных, «москитный флот» перешел в разряд наиболее эффективных инструментов ведения боевых действий в прибрежной морской зоне.
Эту же мысль после окончания Второй Мировой войны стали развивать и в Советском Союзе. Если с торпедным и минным оружием современные флоты научились эффективно бороться, то появление ракет открыло новые горизонты для ведения войны на море. Корабли с небольшим водоизмещением, обладающие высокой скоростью хода и вооруженные противокорабельным ракетами могли стать надежным щитом в обороне портов и мест базирования флота. Особенно привлекательно выглядела возможность установить боевые ракеты на подвижную платформу, обладающую высокой скоростью хода.
Именно эти военные корабли первыми продемонстрировали на практике свою эффективность. Во время «Шестидневной арабско-израильской войны» 1967 года египетский ракетный катер типа «Комар» сумел потопить израильский эсминец «Эйлат». Это и послужило поводом к интенсивному и массовому строительству кораблей этого класса во всем мире
Особенное внимание на новое оружие обратили страны третьего мира, которые не могли себе позволить ни строить, ни содержать большие военные флоты
Советский Союз в этой гонке вооружения считался явным фаворитом. На вооружении ВМФ СССР к тому времени уже имелось достаточно большое количество ракетных катеров разных типов. Шла разработка новых, более мощных судов, способных выполнять более широкий спектр тактических задач. Вершиной конструкторской мысли стал проект 1241 — новый ракетный катер типа «Тарантул».
Конструкция ракетного катера
Сначала ракетные лодки имели корпус торпедного катера. С судна снимали торпеды, и устанавливали ракеты. Но по ходу их использования появился ряд новых требований к судну:
- Требовались специально оборудованные контейнеры для вооружения и особые установки запуска ракет, предназначенные для использования их на корабле.
- Пришлось менять надстройки и некоторые части палубы для отвода реактивных газов при запуске ракет, а также, чтобы защитить экипаж и бортовое оборудование.
- Необходимым стало оснащение мощными радиолокационными системами для управления и обнаружения ракет.
- Увеличилось водоизмещение катера. Среднее измещение воды составляет от 170 до 1,5 тысяч тонн.
- Корпус выполнен из стали и имеет гладкую палубу. Надстройка ракетного катера изготовлена из алюминиевых высокопрочных сплавов. Вертикальные стенки корпуса водонепроницаемые. Длина корпуса составляет от 30 до 65 метров, а ширина – до 17 метров.
- Силовая установка ракетных судов, как правило, имеет газотурбинные либо дизельные двигатели. Но, например, ракетный катер «Молния» оснащен двигательной системой комбинированного типа: две форсажные турбины модели М-70 и два дизельных двигателя М-510. Они приводят в движение гребные винты с фиксированным шагом. Тем самым увеличиваются скоростные возможности судна – до 40 узлов. Дальность хода составляет около 1500 миль со средней скоростью 20 узлов.
- Мореходные качества судов достаточно высокие. Этого удалось добиться за счет закругленной конструкции носовой части, палубы и специальной надстройки, высокому водоизмещению.
- В случае крушения корабля по всему периметру равномерно расположены спасательные плоты.
- Экипаж ракетных лодок насчитывает от 27 до 78 человек. Так ракетный катера «Молния» проектов 12418, 12411 и 12421 на борту размещается 40-41 матрос и офицеры. А на большом ракетном катере Бора – 78, включая командира корабля. Размещен личный состав в каютах и кубриках.
Современные ракетные катера
Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.
Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:
- «Бора» – на вооружении с 1984 года
- Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
- Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
- Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
- Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
- Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
- Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
- «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
- Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.
Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.
Представители проекта
Ракетные катера проекта 1241.1 (1241-Т), 1241РЭ и 12417
Название | Верфь | Зав. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
«Р-5» («Калининградский комсомолец» до 02.1992) | Приморский ССЗ | 401 | 1977 | 30.01.1979 | , КФл | Списан 10.04.2002. С 02.1992 — «Р-49» | |
«Р-255»(«Кировский комсомолец» до 02.1992) | Приморский ССЗ | 403 | 1979 | 30.12.1980 | БФ | Списан 10.04.2002. | |
«Р-256»(«Полтавский комсомолец» до 02.1992) | Приморский ССЗ | 404 | 1982 | С 15.12.1990 «Мулния-101» в ВМС Болгарии . | |||
«Р-6» | Приморский ССЗ | 405 | 30.12.1983 | БФ | Списан 10.04.2002. | ||
«Р-26» | Рыбинский ССЗ | 01710 | 30.03.1981 | БФ | Списан 10.04.2002. Проект 1241РЭ. | ||
«Р-42» | Хабаровский ССиМЗ | 901 | 30.03.1983 | ТОФ | Списан 03.05.2001. | ||
«Р-45» | Хабаровский ССиМЗ | 902 | 26.12.1983 | ТОФ | Списан 04.08.1995. | ||
«Р-69» | Хабаровский ССиМЗ | 903 | 1980 | 30.09.1984 | ТОФ | Списан 04.08.1995. | |
«Р-79» | Хабаровский ССиМЗ | 904 | 1980 | 19.12.1984 | ТОФ | В строю. | |
«Р-54»(«Краснодарский комсомолец» до 02.1992) | Средне-Невский ССЗ | 200 | 21.04.1981 | 18.12.1982 | 30.12.1983 | ЧФ | В резерве. В 1997—2014 гг. в ВМС Украины. C 15.03.2002 — U155 «Приднепровье». |
«Р-71» «Шуя» | Средне-Невский ССЗ | 201 | 12.08.1981 | 14.09.1983 | 10.06.1985 | ЧФ | В строю. Проект 12417. Демонтирован ЗРАК Кортик. |
«Р-63»(«Куйбышевский комсомолец» до 02.1992) | Средне-Невский ССЗ | 202 | 19.11.1981 | 23.12.1983 | 31.08.1985 | ЧФ | Списан 7.11.2012. С 15.08.1997 U156 «Кременчуг» в ВМС Украины. |
«Р-101» «Ступинец» | Средне-Невский ССЗ | 203 | 04.08.1982 | 27.06.1984 | 30.09.1985 | , КФл | В строю. |
«Р-129» «Кузнецк» | Средне-Невский ССЗ | 204 | 03.02.1983 | 19.11.1984 | 28.12.1985 | БФ | В строю. |
«Р-257» | Средне-Невский ССЗ | 205 | 03.05.1983 | 01.08.1985 | 31.10.1986 | БФ | В строю. |
Ракетные катера проектов 12411 (12411-М)
Название | Верфь | Зав. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние |
«Р-46» | Приморский ССЗ | 402 | 21.03.1976 | 20.03.1980 | 29.12.1981 | Списан 17.12.1994. | |
«Р-66» | Хабаровский ССиМЗ | 905 | 31.05.1985 | ТОФ | Списан 04.08.1995. | ||
«Р-85» | Хабаровский ССиМЗ | 906 | 30.09.1985 | ТОФ | Списан 16.03.1998. | ||
«Р-103» | Хабаровский ССиМЗ | 907 | 31.05.1985 | ТОФ | Списан 16.03.1998. | ||
«Р-113» | Хабаровский ССиМЗ | 908 | 30.12.1985 | ТОФ | Списан 17.07.1997. | ||
«Р-158» | Хабаровский ССиМЗ | 909 | 30.10.1986 | ТОФ | Списан 31.07.1996. | ||
«Р-76» | Хабаровский ССиМЗ | 910 | 30.12.1986 | ТОФ | Списан 31.07.1996. | ||
«Р-83» | Хабаровский ССиМЗ | 911 | 30.12.1986 | ТОФ | Списан 03.05.2001. | ||
«Р-229» | Хабаровский ССиМЗ | 912 | 30.09.1987 | ТОФ | Списан 10.04.2002. | ||
«Р-230» | Хабаровский ССиМЗ | 913 | 30.12.1987 | ТОФ | Списан 17.07.1997. | ||
«Р-240» | Хабаровский ССиМЗ | 914 | 30.10.1988 | ТОФ | Списан 10.04.2002. | ||
«Р-261» | Хабаровский ССиМЗ | 915 | 31.12.1988 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-271» | Хабаровский ССиМЗ | 916 | 05.09.1989 | ТОФ | Списан 22.06.2005. | ||
«Р-442» | Хабаровский ССиМЗ | 917 | 16.12.1989 | ТОФ | Списан 22.06.2005. | ||
«Р-297» | Хабаровский ССиМЗ | 918 | 08.09.1990 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-298» | Хабаровский ССиМЗ | 919 | 31.12.1990 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-11» | Хабаровский ССиМЗ | 920 | 01.09.1991 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-14» | Хабаровский ССиМЗ | 921 | 28.12.1991 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-18» | Хабаровский ССиМЗ | 922 | 24.08.1992 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-19» | Хабаровский ССиМЗ | 923 | 07.12.1992 | ТОФ | В строю. | ||
«Р-20» | Хабаровский ССиМЗ | 924 | 1989 | 17.10.1991 | 18.11.1993 | ТОФ | В строю. |
«Р-24» | Хабаровский ССиМЗ | 925 | 1989 | 06.12.1991 | 27.12.1994 | ТОФ | В строю. |
«Р-29» | Хабаровский ССиМЗ | 926 | 1992 | 27.09.2003 | ТОФ | В строю. | |
«Р-47» («Тамбовский комсомолец» до 15.02.1992) | Средне-Невский ССЗ | 206 | 02.06.1983 | 21.08.1986 | 13.02.1987 | Переоборудуется в музей в г. Кронштадт | |
«Р-60» «Буря» | Средне-Невский ССЗ | 207 | 10.12.1985 | 30.12.1986 | 12.12.1987 | ЧФ | В строю. Установлен ЗРАК «Палаш». |
«Р-160» «МАК-160» | Средне-Невский ССЗ | 208 | 27.02.1986 | 29.09.1987 | 08.08.1988 | ЧФ, КФл | В строю. Демонтированы ПУ ПКР «Москит». |
«Р-187» «Заречный» | Средне-Невский ССЗ | 209 | 18.07.1986 | 16.04.1988 | 04.03.1989 | БФ | В строю. |
«Р-239» «Набережные челны» | Средне-Невский ССЗ | 210 | 05.10.1987 | 30.12.1988 | 21.09.1989 | ЧФ | В строю. |
«Р-334» «Ивановец» | Средне-Невский ССЗ | 211 | 04.01.1989 | 28.07.1989 | 30.12.1989 | ЧФ | В строю. |
«Р-109» «Бриз» | Средне-Невский ССЗ | 212 | 24.07.1989 | 13.04.1990 | 20.10.1990 | ЧФ | В строю. |
«Р-291» «Димитровград» | Средне-Невский ССЗ | 213 | 25.07.1989 | 19.10.1990 | 30.05.1991 | БФ | В строю. |
«Р-293» «Моршанск» | Средне-Невский ССЗ | 214 | 30.04.1991 | 23.08.1991 | 17.02.1992 | БФ | В строю. |
«Р-2» «Чувашия» | Средне-Невский ССЗ | 215 | 1991 | 1994 | 26.02.2000 | БФ | В строю. |
Ракетные катера проектов 12418 и 12421
Название | Верфь | Зав. № | Борт. № | Дата закладки | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот |
ССЗ «Вымпел» | 29.09.2006 | 2007 | ВМС Вьетнама | ||||
ССЗ «Вымпел» | 2007 | 2007 | ВМС Вьетнама | ||||
Edermen | Средне-Невский ССЗ | 217 | 828 | 03.2009 | 08.2010 | 06.2011 | ВМС Туркмении |
Gayratly | Средне-Невский ССЗ | 218 | 829 | 07.2009 | 05.2011 | 10.2011 | ВМС Туркмении |
Ahmed Fadel («Р-32» до 04.08.2016) | ССЗ «Вымпел» | 700 | 801 | 27.01.1994 | 1999 | 23.05.2000 | ВМС Египта |
ССЗ «Вымпел» | 01301 | 11.2018 | ВМФ России | ||||
ССЗ «Вымпел» | 01302 | 11.2019 | ВМФ России |
Литература
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
- Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2—52.
- Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
- Щербаков В. Ракетные катера проекта 1241 РЭ в составе ВМС Индии (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Май (№ 05). — С. 17—21.
Современные ракетные катера
Российский флот может гордиться тем, что на вооружении у него стояло большое количество ракетных катеров в разные годы. Многие их представители отправлены на экспорт в другие страны: Болгария, Румыния, Польша, Индия, Вьетнам, Туркмения, Йемен, Египет.
Всего было спроектировано 62 модели и модификации ракетных катеров. Вот основные действующие лодки:
- «Бора» – на вооружении с 1984 года
- Катер Р-60 проекта 12411 – с 1985 года
- Катер «Мираж» принят на вооружение в 1983 году
- Р-71 «Шуя» стоит на безе флота РФ с 1985 года
- Р-109 проект 12411 – в строю с 1990 года
- Катер «Набережные Челны» работает с 1989 года
- Ракетный малый корабль «Ивановец» – с 1990 г.
- «Самум» проект 1239 принят в ряды флота в 1991 году
- Катер «Штиль» – во флоте с 1976 года.
Все они имеют мощное новейшее оборудование и вооружение, которые соответствуют мировым стандартам военной техники.
Литература
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 11. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
- Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 2—52.
- Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — 653 с.
- Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1947—1995. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1996. — ISBN 1557501327.
- Щербаков В. Ракетные катера проекта 1241 РЭ в составе ВМС Индии (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2004. — Май (№ 05). — С. 17—21.
Как выглядит?
Это яркий, огненный, светящийся шар. Очевидцы говорят, что он очень красивый. Цвет шара иногда желто-оранжевый, иногда белый, иногда красный, а иногда и голубой. Цвет может меняться, как бы переливаться. Размер 10 – 20 см. Это самый распространенный вид шаровых молний.
Этот шар перемещается в пространстве. Куда он будет двигаться в следующий момент, не знает никто. Он может зависнуть неподвижно над землей, а через секунду уже лететь в сторону с большой скоростью. Все, к чему он прикасается, взрывается.
Но молния не обязательно взорвется, она может просто исчезнуть также неожиданно, как и появилась. А появиться она может где угодно. Например, спуститься с облака или выйти из-за дерева, или влететь в открытую форточку. Так же известны случаи, когда она проникала в дома даже сквозь закрытые двери, через маленькие щелочки и отверстия.
Чаще всего шаровая молния возникает во время грозы. Но и в абсолютно ясную, погожую погоду она может появиться. Место ее появления предсказать невозможно. Ее видели и вблизи линий электропередач, и в чистом поле. В общем, ведет она себя так, как ей хочется.
Живет этот светящийся бродяга недолго — от 10 секунд до нескольких минут.
Ссылки
Ракетный катер
Это скоростная малогабаритная лодка, вооруженная ракетами различного типа. Впервые судно, оснащенное ракетами, спроектировали советские конструкторы. Флот СССР принял корабль данного класса на вооружение в 60-е гг. XX века. Это был скоростной и маневренной корабль 183 Р «Комар». Плавающий аппарат был вооружен двумя ракетами. Вторым советским образцом с четырьмя ракетами П-15 был ракетный катер проекта 205. В дальнейшем обладателем судна типа Саар, оснащенного ракетными установками, стал Израиль.
Ракетный катер “Комар”
Боевое применение
Катера предназначены для уничтожения надводных вражеских целей. Это могут быть транспортные, десантные, артиллерийские суда, морские группы и их прикрытия. Еще одной функцией скоростной лодки является прикрытие «своих» кораблей от морских и воздушных угроз. Они действуют как у берега, так и далеко в море.
Первое боевое крещение ракетного катера произошло во время конфликта Египта и Израиля, и было ознаменовано уничтожением израильского эсминца. Миноносец был уничтожен ракетами П-15, выпущенными египетским «Комаром». Этот случай показал действенность кораблей такого класса в военном применении и тем самым убедил многие государства в необходимости создания лодок с ракетами на борту.
Катер “Комар”
Проекты 205 и 205У «Москит»
Проект 205 «Москит» разрабатывался конструкторским бюро «Алмаз» в средине 1950-хх гг. Катера имели стальной корпус. Инженеры усилили вооружение и мореходность аппарата. Еще одним отличием от катера модели 183Р являлись скругленные судовые надстройки и специальная форма палубы, которая позволяет быстрее смыть радиоактивное заражение. Силовая установка состояла из 42-цилиндрованного радиального дизельного двигателя М503. Катер вошел в состав военно-морского флота советского союза в 1960 году.
Катер “Москит”
В начале 60-хх гг. проектная организация «Алмаз» разработала катер 205У. Данное судно вооружили модернизированной ракетой П-15У. Крыло ракеты автоматически раскрывалось при вылете. Также на борту установили две двойные 30-мм артиллерийские установки АК-230.
Катера данных проектов были участниками нескольких серьезных военных конфликтов:
- Конфликт между Египтом и Израилем в 70-е гг. XX века
- Война Пакистана и Индии в 1971 году
- Война между арабскими странами и Израилем в 1973 году
- Ирано-иракская война 80-хх гг.
- Война между войсками США и Ирака в начале 90-х гг.
ракетный катер проекта 205
Примечания
- ↑ 12Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
- ↑ 12Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
- Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
- ↑ 12345Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
- ↑ 1234567Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
- Патрульные и ракетные катера
- ИСТОРИЯ. Глава 5
- ↑ 12Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
- https://www.almaz.spb.ru/index.php?module=product&sub=patrol Патрульные и ракетные катера
- ↑ 12345678910Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
- ОАО ЦМКБ «Алмаз». История. Архивировано 11 апреля 2012 года.
- ↑ 12 Ракетный катер «Молния» проекта 12421
- ↑ 1234Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
- ↑ 123456Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
- ↑ 12Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60-61.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
- ↑ 12Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
- ↑ 12345Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
- Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
- Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
- Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35-36.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56-64.
- Рыбинский ракетный катер «Молния» обеспечит безопасность Вьетнама. ГТРК «Ярославия». 02.10.2006
- ↑ 12 Армс-Тасс
- Первый ракетный катер «Молния» проекта 12418 будет передан Вьетнаму до конца года
- ↑ 12 Средне-Невский судостроительный завод завершил строительство ракетного катера для ВМС Туркменистана
- ↑ 12 Средне-Невский судостроительный завод заложил ракетный катер проекта 12418 для иностранного заказчика
- Россия передаст Египту ракетный катер Р-32 в июле — ВПК.name. vpk.name. Проверено 27 июня 2020.
- Переданный Каиру ракетный катер Р-32 вошел в состав ВМФ Египта — ВПК.name. vpk.name. Проверено 4 августа 2020.
- Россия передаст Египту ракетный катер Р-32 в июле.
- ↑ 12 Модернизация «Молний»
- Вьетнам начал сборку российских ракетных катеров. Lenta.ru. 27.10.2010
- ВМС Вьетнама приступают к ходовым испытаниям ракетных катеров «Молния» проекта 12418. 29.10.2013
- 20.07.14 Официальная передача ВМС первых двух ракетных катеров класса «Молния» вьетнамской сборки – ФОТО (20.07.2014).
- ВМС Вьетнама приняли в строй два новых ракетных катера. 21.7.2014
- Два российских катера «Молния» пополнили ВМС Туркмении Архивировано 15 октября 2011 года.
- Lenta.ru: Польша списала последние катера проекта «Молния»
Строительство ракетных катеров типа «Молния»
Оценив тактико-технические характеристики и боевые возможности обоих модификаций, было принято решение серийно выпускать ракетные катера этого проекта в двух вариантах исполнения. Головное судно, рассчитанное под установку нового противокорабельного комплекса «Москит» было заложено в 1977 году на верфи ПО «Алмаз» в Ленинграде. После освоения производства головных судов в дальнейшем для серийного производства было выбрано три судостроительных предприятия.
Катера ВМС Вьетнама
Если три советских судостроительных завода в Ленинграде и в Хабаровске работали для обеспечения нужд отечественного ВМФ, то в Рыбинске на ССЗ и в Ярославле строились суда исключительно в экспортном варианте исполнения. Проект 1241 с приставкой РЭ был рассчитан для поставки в страны социалистического блока. По этому проекту на Рыбинских и Ярославских верфях было построено 22 судна:
- для ВМС ГДР – 5 ракетных катеров;
- для ВМС Индии – 5 кораблей;
- 4 ракетные катера получила Польша»;
- 3 боевые судна для ВМС Румынии;
- по 2 корабля получили Болгария и Йемен.
Ракета Уран
Новые суда строились на заказ для нужд ВМС Вьетнама, Туркменистана и Индии. Вооруженные морально устаревшими, однако еще боеспособными и достаточно эффективными противокорабельными ракетами «Термит» эти боевые суда представляли собой достаточно грозную силу на море.
Следует отметить, что из всех стран, которые имели у себя на оснащении ракетные катера типа «Молния», только Индия приобрела у Советского Союза лицензию на право сборки и постройки однотипных судов. Строительство судов велось на судостроительных заводах в Мумбаи и на Гоа. Индийские ракетные катера советского проекта сыграли значительную роль во время приграничного конфликта с Пакистаном в 1984 году, когда небольшому отряду индийских ВМС удалось блокировать главный пакистанский порт Карачи.
Строительство ракетных катеров типа «Молния»
Оценив тактико-технические характеристики и боевые возможности обоих модификаций, было принято решение серийно выпускать ракетные катера этого проекта в двух вариантах исполнения. Головное судно, рассчитанное под установку нового противокорабельного комплекса «Москит» было заложено в 1977 году на верфи ПО «Алмаз» в Ленинграде. После освоения производства головных судов в дальнейшем для серийного производства было выбрано три судостроительных предприятия.
Катера ВМС Вьетнама
Если три советских судостроительных завода в Ленинграде и в Хабаровске работали для обеспечения нужд отечественного ВМФ, то в Рыбинске на ССЗ и в Ярославле строились суда исключительно в экспортном варианте исполнения. Проект 1241 с приставкой РЭ был рассчитан для поставки в страны социалистического блока. По этому проекту на Рыбинских и Ярославских верфях было построено 22 судна:
- для ВМС ГДР – 5 ракетных катеров;
- для ВМС Индии – 5 кораблей;
- 4 ракетные катера получила Польша»;
- 3 боевые судна для ВМС Румынии;
- по 2 корабля получили Болгария и Йемен.
Ракета Уран
Новые суда строились на заказ для нужд ВМС Вьетнама, Туркменистана и Индии. Вооруженные морально устаревшими, однако еще боеспособными и достаточно эффективными противокорабельными ракетами «Термит» эти боевые суда представляли собой достаточно грозную силу на море.
Следует отметить, что из всех стран, которые имели у себя на оснащении ракетные катера типа «Молния», только Индия приобрела у Советского Союза лицензию на право сборки и постройки однотипных судов. Строительство судов велось на судостроительных заводах в Мумбаи и на Гоа. Индийские ракетные катера советского проекта сыграли значительную роль во время приграничного конфликта с Пакистаном в 1984 году, когда небольшому отряду индийских ВМС удалось блокировать главный пакистанский порт Карачи.
Служба
Вооружение ракетного катера
Уже из самого названия можно понять, что главным оружием катера являются ракетные, зенитные и артиллерийские установки различных модификаций и типов. Все установки обладают точными системами самонаведения и в отличие от артиллерии большую дальность действия.
Основным оснащением являются несколько типов пусковых ракетных установок. Первая ПРУ «Оса-М». Этот комплекс может самостоятельно обнаруживать цели. Для этого установка оборудована локатором. Он помогает увидеть объект, находящийся на высоте до 4 км и расстоянии до 30 км. Также комплекс состоит из средств установления целей и визирования ракет, оборудования для передачи команд и пульта для трех операторов.
Вторая установка, которой снабжают катер – это противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Он предназначен для уничтожения надводных объектов. Ракеты устойчивы к воздействию ядерного взрыва. Применяется комплекс в береговой обороне и в морской авиации. «Москит» способен пробивать любую обшивку корабля и взрываться внутри судна. Имеет комбинированную систему управления: навигационную и самонаведения. Это гарантирует высокое попадание в цель.
Еще одной установкой предназначенной для установки на кораблях является «Малахит». Это крылатая ракета российского образца уничтожает надводные корабли. «Малахит» – более мощная модификация первой крылатой ракеты П-70 «Аметист».
Его система управления включает в себя:
- Автопилот АПЛИ-5;
- Радиолокационную систему «Двина»;
- Тепловую систему «Дрофа».
Малый ракетный корабль “Бора”
Например, ракетный катер на воздушной подушке «Бора» снабжен:
- Двумя пусковыми установками «Москит» на 8 ракет типа 3М80;
- Одной парной пусковой установкой зенитно-ракетного комплекса «Оса-М» на 20 ракет;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и двумя 30-мм АК-630.
Малый ракетный корабль “Мираж”
Ракетный катер «Мираж» вооружен:
- Шестью пусковыми установками противокорабельных ракет «Малахит», заряженными по 6 ракет П-120 на каждый;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и 30-милиметровой АК-630;
- Одним парным зенитно-ракетным комплексом «Оса-М» на 20 ракет.
Малый ракетный корабль “Ивановец”
Ракетный катер «Ивановец» оснащен:
- Четырьмя пусковыми установками «Москит» на 4 ракеты;
- Одной 76-милиметровой установкой АК-176 и одной 30-милиметровой АК-630;
- Одной зенитной установкой «Игла».
Судна используют активное и пассивное обнаружение целей. Навигационные и радиолокационные комплексы расположены наверху рубки управления. Обычно установлены радары модели «Монолит» или «Гарпун». На надстройке плавательного средства стоит радиолокационная система «Вымпел» и оборудование, предупреждающее о лазерном облучении «Спектр-Ф». Катера способны распознавать государственную принадлежность ближайших судов. Для этого борт оснащен специальным устройством «свой-чужой».
Примечания
- ↑ Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
- ↑ Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
- Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
- ↑ Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
- ↑ Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
- ↑ Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
- ↑
- ↑ Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60-61.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
- ↑ Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
- Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
- Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
- Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35-36.
- Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56-64.
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑