Патрульные корабли проекта 22160
Содержание:
- История
- Конструкция
- Конструкция
- What We Investigate
- История создания
- Литература
- Достоинства и недостатки
- Защита
- Конструкция
- История
- История
- История создания
- Выход из кризиса
- Последние новости о проекте
- Постройка и испытания
- Технические характеристики
- Что относится к полномочиям совета федерации
- Башня
- Вооружение
- «Надёжно войдёт в структуру ВМФ»
- Представители проекта
- Конструкция
- Описание конструкции
- История
- «Василий Быков», головной корабль проекта 22160
- Примечания
- Общее описание
История
Первый российский корабль, спроектированный Северным ПКБ с применением модульной концепции вооружения. Заказано шесть представителей проекта. Строительство ведётся на Зеленодольском заводе, а также на заводе Залив (два корабля). Первый корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года. Спущен на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года отбуксирован по внутренним водным путям на завод Залив в Керчь для достройки. 25 марта 2018 вышел из Керчи в Новороссийск на государственные испытания, стартовавшие в мае 2018. Предположительно «Василий Быков» вступит в строй до конца 2018 года.
Предполагается, что все заказанные в настоящий момент представители проекта 22160 войдут в состав Черноморского флота.
Предусматривается увеличение заказа на корабли данной серии до 12.
Конструкция
Килеватая острая форма подводной части корпуса позволяет развивать кораблю полную скорость до 30 узлов. Применение технологии “Стелс” значительно снижает заметность для средств радиолокационной разведки. Надводная часть корпуса имеет угловатую форму, покрыта композитными материалами с низкой отражающей способностью, использована специальная краска.
На верхней палубе практически отсутствуют какие-либо выступающие конструкции, кроме ходовой рубки (корпус выполнен под углом к палубе), корабельной артиллерийской установки, волнореза и съемного ограждающего леера. Последний монтируется только на стоянках. Такая конструкция позволяет снизить риск захвата судна практически до минимума, обеспечивает незаметность по технологии “Стелс”. Снижение заметности достигается и за счет размещения швартовочного оборудования под верхней палубой. Швартовка производится посредством выбрасывания легости в закрываемый лацпорт.
Одной из главных особенностей корвета проекта 22160 является размещенная на внутренней закрытой палубе бронированная десантно-штурмовая лодка проекта 02800, способная развивать скорость до 80 км/ч. Выход в море она способна осуществлять прямо во время движения корабля – базы, что обеспечивает оперативность выполнения поставленных десантникам задач.
Корвет приводится в движение главной энергетической установкой типа CODAG, состоящей из 2-х маршевых дизельных и 2-х форсажных газотурбинных двигателей общей мощностью 34 000 л.с. Электро-энергетическая установка включает 5 дизельных генераторов, один из которых аварийно-стояночный. В качестве движителей выступают 2 винта.
Конструкция
На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике будет реализован модульный принцип к морскому вооружению.
Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач | ||||
— Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ» |
Вооружение
Шесть патрульных кораблей проекта 22160, которые до 2022 года должны пополнить состав ВМФ России, планируется оснастить ракетными комплексами 3М54 (семейства «Калибр-НК»)
Мореходность
Проект 22160 отличается также хорошей автономностью и мореходностью — при водоизмещении около 2 тыс. тонн, по словам разработчика, он имеет такую же мореходность, что и вдвое больший фрегат проекта 11356.
What We Investigate
История создания
Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.
Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.
Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив
Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:
- Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
- Выполнение поисковых и спасательных операций;
- Охрана различных акваторий и морских баз;
- Сопровождение судов при выполнении переходов.
Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.
Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.
Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.
Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе
На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.
Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.
Литература
Достоинства и недостатки
Появление кораблей проекта 22160 вызвало в последние годы немало споров как среди специалистов, так и среди «диванных экспертов». Причиной тому послужил целый ряд особенностей этих новых «сторожевиков». В перечень их достоинств, в частности, заносили следующие:
- Низкая стоимость и сравнительно короткий срок строительства;
- Очень большой срок автономности – вдвое больше, чем, к примеру, у больших противолодочных кораблей;
- Возможность установки разнообразных боевых модулей, изменяющих предназначение корабля;
- Наличие на борту вертолета;
- Радиолокационная малозаметность.
Транспортировка корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев» по Дону. Сейчас этот корабль уже введен в строй
Критики проекта 22160 были по-своему не менее убедительны. Прежде всего они указывали на отсутствие полноценного гидроакустического оборудования, что напрямую противоречило первоначальным заявлениям конструкторов. Назывались и другие недостатки:
- Непонятное целевое назначение корабля. По своим функциям он подходит скорее погранохране, а не ВМФ, а «противопиратские» возможности могут остаться невостребованными, поскольку у берегов Сомали с каждым годом становится всё спокойнее;
- Незащищенность задней полусферы. Артустановка направлена вперед, а от пулеметов и противодиверсионных гранатометов толку немного;
- Слабая защита (в базовом варианте) от атак с воздуха. АК-176 для этого не особенно годится, а ПЗРК – оружие последней надежды;
- Низкая скорость.
Кроме того, не исключено, что при установке модульного вооружения может заметно снизиться срок автономности, то есть именно та проектная характеристика, ради которой конструкторы пожертвовали очень многим. Имеются также сильные сомнения относительно возможности использования вертолета и десантно-штурмовой лодки в условиях шторма и значительного волнения. Корабль слишком мал для того, чтобы сохранять достаточную для этого устойчивость уже при трех-четырех баллах.
«Василий Быков» на стоянке в Севастополе
Делать какие-либо окончательные выводы в любом случае было бы сегодня преждевременно. Использование новых кораблей только начинается, и вскоре станет ясно, насколько правыми в своих скептических высказываниях являются критики этого проекта.
Автор статьи:
Федоров Дмитрий
Защита
Так как бронирование на корветах проекта 22160 не предусмотрено, оборонительную роль выполняет корабельный комплекс 5П25. Это многофункциональная система радиоэлектронной борьбы, способная защитить корабль от наблюдений из космоса, разведки с моря и суши. Включает радиолокационные, радиоэлектронные станции и оптические системы, ведет разведку во всем диапазоне длин волн. Позволят засечь местоположение противника. Комплекс РЭП способен скрыть корабль от выпущенных по нему ракет, перенаправить их в другую сторону. Оказывает помощь оружейным системам, заранее выдавая целеуказания для ЗРК и пушечного комплекса, которые способны фактически спасти корвет от атакующего оружия. В результате слаженной работы систем повышается общая живучесть в 5 – 7 раз.
Кроме электронной защиты, корабль оснащен аппаратами аэрозольной маскировки. Представляют собой пусковые установки, которые, при приближении ракет, отстреливают в воздух специальный аэрозоль с металлической стружкой, скрывающей корвет из виду.
Конструкция
На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике будет реализован модульный принцип к морскому вооружению.
Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач | ||||
— Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ» |
Вооружение
Шесть патрульных кораблей проекта 22160, которые до 2022 года должны пополнить состав ВМФ России, планируется оснастить ракетными комплексами 3М54 (семейства «Калибр-НК»)
Мореходность
Проект 22160 отличается также хорошей автономностью и мореходностью — при водоизмещении около 2 тыс. тонн, по словам разработчика, он имеет такую же мореходность, что и вдвое больший фрегат проекта 11356.
История
Первый российский корабль, спроектированный Северным ПКБ с применением модульной концепции вооружения. Заказано шесть представителей проекта. Строительство ведётся на Зеленодольском заводе, а также на заводе Залив (два корабля). Первый корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года. Спущен на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года отбуксирован по внутренним водным путям на завод Залив в Керчь для достройки. 25 марта 2018 вышел из Керчи в Новороссийск на государственные испытания, стартовавшие в мае 2018. Предположительно «Василий Быков» вступит в строй до конца 2018 года.
Предполагается, что все заказанные в настоящий момент представители проекта 22160 войдут в состав Черноморского флота.
Предусматривается увеличение заказа на корабли данной серии до 12.
История
Корабль спроектирован в «Северное ПКБ»; это первый российский корабль с применением модульной концепции вооружения.
Заказано шесть представителей проекта; строительство ведётся на «Зеленодольском заводе», а также на заводе «Залив» (два корабля). Первый головной корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года и спущен на воду 28 августа 2017; вошел в состав Черноморского флота 20 декабря 2018 года.
В апреле 2014 года говорилось о планах по увеличению серии с 6 до 12 единиц, а также по базированию кораблей данного проекта на Черноморском и Северном флотах. На Черноморский флот планируется передать 6 таких корветов, однако, из-за критики этого проекта, не исключено, что ВМФ России больше не будет заказывать эти корабли.
Алжир заказал в 2018 году четыре российских модульных корвета проекта 22160.
История создания
Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.
Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.
Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив
Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:
- Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
- Выполнение поисковых и спасательных операций;
- Охрана различных акваторий и морских баз;
- Сопровождение судов при выполнении переходов.
Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.
Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.
Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.
Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе
На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.
Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.
Выход из кризиса
Премьер-министр Египта Мустафа Мадбули во время выступления на национальном канале рассказал, что более 3 миллионов трудовых мигрантов страны находилось в североафриканском государстве на момент смерти бывшего ливийского лидера Муаммара Каддафи.
Ливия является основным местом заработка гастарбайтеров, приезжающих из сельских районов для работы в области строительства и ремесел. По мере эскалации напряженности в соседней стране Министерство иностранных дел Египта неоднократно обращалось к гражданам с просьбой о возвращении на родину.
Точных данных о количестве трудовых мигрантов, оставшихся в Ливии в то время, нет. По неофициальным данным эта цифра достигает 300 тысяч человек.
Последний год благоприятно сказался на ситуации. Формирование переходного Правительства национального единства и получения им вотума доверия от Палаты представителей позволило государству объединить разрозненные институты и перейти к восстановлению страны.
Последние новости о проекте
Предполагается, что к 2022-му году все шесть кораблей проекта 22160 будут введены в строй
Наиболее важной новостью, которую ждут создатели этих кораблей, может стать сообщение о завершении испытаний гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2». Этот комплекс был разработан в расчете на «контейнерное» исполнение, а это значит, что на патрульных кораблях проекта 22160 допускается его размещение
«Минотавр» позволит закрыть последний «пробел» — ни «Василий Быков», ни «Дмитрий Рогачев» сегодня не способны обнаруживать подводные лодки, что в значительной мере снижает их ценность в глазах командования ВМФ. Пока же оба корабля проходят период освоения их экипажами. «Василий Быков» уже довольно активно используется для сопровождения других судов, а «Дмитрий Рогачев» был продемонстрирован 8 сентября на морском параде в Новороссийске.
Постройка и испытания
Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» на Зеленодольском ССЗ
Заказ на строительство новых кораблей разместили на Зеленодольском судостроительном заводе, специализирующемуся на строительстве кораблей малого водоизмещения для ВМФ России. Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» заложен в феврале 2014 года. В оснащении корабля используются в основном детали, узлы и агрегаты российского производства, включая радиолокационное и навигационное оборудование. Спуск корабля состоялся 28 августа 2017 года, после чего начались доковые работы и швартовые испытания. Затем готовый корпус перегонят на Чёрное море. Местом дальнейшей службы является Черноморский флот, с портом приписки в Новороссийской военно-морской базе.
Вслед за головным кораблём с периодичностью в 5-6 месяцев заложены ещё шесть кораблей по этому проекту. Вторым кораблём проекта 22160 стал «Дмитрий Рогачев», заложенный на Зеленодольской верфи. Третий и четвёртый корабли серии решено строить на Керченском судостроительном заводе «Залив». Корабль «Михаил Державин» заложен в феврале 2016 года, а в мае 2016 года заложен «Сергей Котов». Корветы керченской постройки имеют некоторые отличия от односерийных кораблей. Они отличаются немного увеличенной длиной и увеличением огневой мощи. Соответственно их водоизмещение будет увеличено. Эти два корабля, как и остальные корабли серии также планируется использовать для нужд Черноморского флота. Срок сдачи всех заложенных кораблей планируется на 2020 год.
Название | Место строительства | Заложен | Спущен на воду | Место службы | Статус | |
---|---|---|---|---|---|---|
«Василий Быков» | Зеленодольский ССЗ | 26 февраля 2014 года | 28 августа 2017 года | 2018 | Черноморский флот | Спущен на воду |
«Дмитрий Рогачёв» | Зеленодольский ССЗ | 25 июля 2014 года | 2018 | Черноморский флот | Строится | |
«Павел Державин» | ССЗ «Залив» | 18 февраля 2016 года | 2018 | Черноморский флот | Строится | |
«Сергей Котов» | ССЗ «Залив» | 8 мая 2016 года | 2018 | Черноморский флот | Строится | |
«Виктор Великий» | Зеленодольский ССЗ | 25 ноября 2016 года | 2019 | Черноморский флот | Строится | |
«Николай Сипягин» | Зеленодольский ССЗ | 13 января 2018 года | 2019 | Черноморский флот | Строится |
Патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв» на Зеленодольском СЗ
Технические характеристики
Водоизмещение | 1300 тонн стандартное, 1965 тонн полное |
Длина корабля | 91,3 м |
Ширина | 14,5 м |
Осадка | 4,8 м |
Скорость полного хода | 22,5 узлов |
Скорость патрульного хода | 16 узлов |
Дальность плавания | До 6700 миль на скорости в 16 узлов |
Автономность | 60 суток |
Численность экипажа | До 80 человек |
Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения целого ряда характеристик, включая осадку корабля, водоизмещение, максимальную и экономическую скорость. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости обусловлено отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. По всей видимости, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономности.
Что относится к полномочиям совета федерации
Башня
Вооружение
В зависимости от выполняемых задач, на корветы проекта 22160 может быть установлено следующее вооружение:
- Радиолокационное – навигационная радиолокационная станция “Пал-Н” и станция обнаружения “Позитив-МЭ1”
- Радиоэлектронное – гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03, гидролокаторы “Паллада” и ”Виньетка-ЭМ”, комплексы радиоэлектронного подавления ПК-10 и ТК-25
- Тактическо-ударное – ракетный комплекс “Калибр-НК” с установкой вертикального пуска
- Артиллерия – артустановка АК-176МА
- Ракеты – противокорабельная ракета ЗМ54, ЗМ55, зенитный ракетный комплекс ЗМ-47 “Гибка” и “Штиль-1” с пусковыми установками
- Противолодочное – гранатометы ДП-65, ракето-торпеды 91Р1 и 91РТ2
Корвет оборудован вертолетной площадкой, способен нести вертолеты массой до 12 тонн, например, Ка-27, Ка-29 или Ка-31. По необходимости они могут быть заменены несколькими БПЛА.
«Надёжно войдёт в структуру ВМФ»
Все шесть кораблей проекта 22160 предназначены для Черноморского флота. В этом регионе традиционно складывается непростая обстановка с точки зрения безопасности, отмечают аналитики. Главная причина такого положения дел — постоянные попытки НАТО нарастить здесь своё присутствие.
Так, в первой половине июля глава украинского Минобороны Андрей Таран и генсек НАТО Йенс Столтенберг в ходе телефонного разговора договорились расширить присутствие «сил и средств» в Чёрном море. В то же время в черноморскую акваторию регулярно заходят боевые корабли стран НАТО, в том числе США.
- Патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков»
«Черноморский флот находится в достаточно непростой ситуации. Ему постоянно приходится соприкасаться с боевыми судами НАТО, которые регулярно обозначают там своё присутствие и проводят учения, в том числе с участием Украины. При этом они особо и не скрывают, против кого это направлено», — пояснил Кнутов.
По словам экспертов, укрепление состава патрульных кораблей актуально и в свете возможного повторения провокаций наподобие той, что украинские моряки устроили в Керченском проливе в 2018 году. Напомним, тогда три украинских судна попытались незаконно пересечь границу России, после чего были задержаны российскими пограничниками.
В свою очередь, бывший заместитель главкома ВМФ адмирал Игорь Касатонов в интервью RT отметил, что такие корабли в целом довольно востребованы в российском флоте.
Представители проекта
В апреле 2014 года говорилось о планах по увеличению серии с 6 до 12 единиц, а также по базированию кораблей данного проекта на Черноморском и Северном флотах. На Черноморский флот планируется передать 6 таких корветов. После 2022 года серия будет продолжена.
Название | б/н | Верфь | Зав. № | Заложен | Спущен | В строю | Флот | Состояние | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Василий Быков | 368 | Зеленодольский ССЗ | 161 | 26.02.2014 | 2017 | 09-10.2018 | ЧФ | Доставлен в Новороссийск на государственные испытания | |
Дмитрий Рогачёв | 375 | Зеленодольский ССЗ | 162 | 25.07.2014 | 2017 | 2018 | ЧФ | Отбуксирован в Новороссийск для размагничивания | |
Павел Державин | Зеленодольский ССЗ(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) | 163 | 18.02.2016 | 2019 | 2020 | ЧФ | Строится | ||
Сергей Котов | Зеленодольский ССЗ(ООО «Судостроительный завод „Залив“» г. Керчь) | 164 | 08.05.2016 | 2019 | 2020 | ЧФ | Строится | ||
Виктор Великий | Зеленодольский ССЗ | 165 | 25.11.2016 | 2020 | 2021 | ЧФ | Строится | ||
Николай Сипягин | Зеленодольский ССЗ | 166 | 13.01.2018 | 2021 | 2022 | ЧФ | Строится |
Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ Жёлтый — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный — списан, утилизирован или потерян
Конструкция
На кораблях проекта 22160 впервые в российской практике будет реализован модульный принцип к морскому вооружению.
Часть вооружения на корабле постоянная, и оно монтируется при строительстве. Есть места, на которых можно в ходе ремонта разместить дополнительное вооружение. И есть места под съемные модули любого назначения, которые в процессе эксплуатации можно менять в зависимости от решаемых задач | ||||
— Владимир Свиридопуло, Генеральный директор ОАО «Северное ПКБ» |
Вооружение
Шесть патрульных кораблей проекта 22160, которые до 2022 года должны пополнить состав ВМФ России, планируется оснастить ракетными комплексами 3М54 (семейства «Калибр-НК»)
Мореходность
Проект 22160 отличается также хорошей автономностью и мореходностью — при водоизмещении около 2 тыс. тонн, по словам разработчика, он имеет такую же мореходность, что и вдвое больший фрегат проекта 11356.
Описание конструкции
Корпус
Основной отличительной особенностью кораблей проекта 22160 является модульная сборка. Такая методика постройки боевых кораблей впервые в России проходит обкатку на строительстве новых сторожевиков. Основная часть узлов и агрегатов, включая элементы вооружения, на кораблях однотипны, поэтому их монтаж и установка производится непосредственно на месте строительства. Универсальность конструкции кораблей заключается в том, что состав вооружения боевого корабля может изменяться в процессе эксплуатации.
Корпус судна и форма надстроек созданы с применением технологии «Стелс», что снижает радиолокационную заметность корабля. Борта корабля имеют высокие обратные завалы, а компактная надстройка — угловатые формы. Надстройка на кораблях проекта 22160 в 2 раза меньше чем на кораблях типа «Стерегущий». Верхняя палуба и палубные пространства защищены с помощью композитных материалов с низкой отражающей поверхностью. Носовая артиллерийская установка имеет угловатую форму башни с минимальной площадью отражающей поверхности.
Корабли имеют осадку в 4 метра, что позволяет им выполнять поставленные перед ними задачи как в открытом море, так и в морских заливах и на речных фарватерах.
Корпус корабля имеет отсек в кормовой части в котором возможно размещение двух 40-футовых контейнеров. В контейнерах могут содержаться модули и оборудование, необходимые для выполнения поставленной в данный момент задачи. Также в кормовой части размещён ангар для десантно-штурмовой моторной лодки. При открытии двери ангара, он наполняется водой и лодка имеет возможность выйти из корабля и зайти обратно своим ходом.
Позади надстройки расположен вертолётный ангар, позволяющий хранить базирующийся на корабле вертолёт в защищённом от воздействия погоды месте.
Бронирование
Бронирование на кораблях проекта 22160 отсутствует. Палуба и палубное пространство защищены композитными материалами.
Энергетическая установка и ходовые качества
На головном корабле серии, корвете «Василий Быков» установлены дизельные двигатели германской фирмы MAN.
Качество работы двигательной группы, универсальные обводы корпуса и наличие приличного навигационного оборудования обеспечивает новым корветам хорошую мореходность. Проектировщикам и строителям удалось реализовать на практике заявленную в техническом задании автономность в 60 суток. Новые корветы в действительности смогут ходить на огромные расстояния и находиться в море до двух месяцев. Ни один сторожевик ВМФ РФ не может похвастаться таким показателями.
В качестве двигательной установки для кораблей проекта 22160 предусмотрены двигатели типа CODAG (комбинированный дизель и газ) с общей выходной мощностью 25 000 кВт. Электрические системы, установленные на судне, включают в себя четыре дизель-генератора мощностью 300 кВт и один аварийный и портовый дизельный генератор мощностью 100 кВт.
Патрульные и максимальные скорости судна составляют соответственно 16 узлов и 30 узлов. Корабль имеет дальность хода 6000 миль на скорости патрулирования и может поддерживать автономный режим 60 дней.
История
Первый российский корабль, спроектированный Северным ПКБ с применением модульной концепции вооружения. Заказано шесть представителей проекта. Строительство ведётся на Зеленодольском заводе, а также на заводе Залив (два корабля). Первый корабль серии «Василий Быков» был заложен 26 февраля 2014 года. Спущен на воду 28 августа 2017 года, осенью того же года отбуксирован по внутренним водным путям на завод Залив в Керчь для достройки. 25 марта 2018 вышел из Керчи в Новороссийск на государственные испытания, стартовавшие в мае 2018. Предположительно «Василий Быков» вступит в строй до конца 2018 года.
Предполагается, что все заказанные в настоящий момент представители проекта 22160 войдут в состав Черноморского флота.
Предусматривается увеличение заказа на корабли данной серии до 12.
«Василий Быков», головной корабль проекта 22160
Закладка головного корабля проекта 22160, получившего название «Василий Быков», состоялась в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького в феврале 2014 года. Василий Иванович Быков – контр-адмирал, Герой Советского Союза, получивший это высокое звание в период своей службы на торпедных катерах во время Великой Отечественной войны. Правда, воевал он на Северном флоте, а корабль, названный в память об этом человеке, изначально предназначался для службы на Черном море с базированием в Новороссийске или Севастополе.
«Василий Быков» проходит Ла-Манш. Хорошо виден открытый лацпорт
Летом 2020-го этот корабль совершил свой первый поход, пройдя через Средиземное море в Атлантический океан и обогнув Европу. Преодолев немалое расстояние, корвет проекта 22160 «Василий Быков» благополучно дошел до Санкт-Петербурга, где попал в «последние новости», приняв участие в военно-морском параде.
Примечания
- (рус.) (неопр.) ?. www.severnoe.com. Акционерное общество «Северное Проектно-Конструкторское Бюро». Дата обращения: 4 августа 2018.
- .
- (англ.). blackseafleet-21.com. Дата обращения: 28 ноября 2018.
- (рус.) (неопр.) ?. lenta.ru. lenta.ru (6 апреля 2014). Дата обращения: 4 августа 2018.
- ↑ Сергей Птичкин. . rg.ru. «Русское оружие» (2 июля 2017). Дата обращения: 4 августа 2018.
- . ФлотПром. Дата обращения: 3 декабря 2020.
- Дмитрий Сергеев. (рус.) (неопр.) ?. ТРК «Звезда» (18 января 2018). — Первая реализация на флоте модульной концепции морского вооружения. Дата обращения: 23 августа 2018.
- . Морской ВПК. Дата обращения: 9 декабря 2018.
- . ФлотПром. Дата обращения: 28 ноября 2018.
- ↑ . www.balancer.ru. Дата обращения: 28 ноября 2018.
- . ФлотПром. Дата обращения: 28 ноября 2018.
- Роман Крецул, Алексей Рамм. . Известия (22 июля 2020). Дата обращения: 23 февраля 2021.
- (рус.) (неопр.) ?. ria.ru. РИА «Новости» (26 марта 2018). Дата обращения: 4 августа 2018.
- ↑ АО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД им. А. М. ГОРЬКОГО». (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 мая 2019.
- . ФлотПром. Дата обращения: 29 января 2021.
Общее описание
Патрульные корабли проекта 22160 разработаны для дальней морской зоны, предназначены для патрулирования и охраны судов в закрытых и открытых морях, борьбы с пиратами и контрабандистами, отслеживания экологической обстановки, помощи пострадавшим при крушениях, проведения поисково-спасательных работ. Кроме того, эти корабли могут быть использованы для охраны водных районов и военно-морских баз, для обнаружения и предупреждения нападения сил противника, для проведения военных операций как в дальней морской, так и в океанской зонах.
Основным отличием корвета проекта 22160 от подобных ему кораблей – модульность. В зависимости от выполняемых задач и пожеланий заказчика, некоторое оборудование и вооружение достаточно просто заменить под конкретные цели.
На кораблях проекта 22160 достигнута высокая степень автоматизации, установлены подруливающие устройства, обеспечивающие высокую маневренность на небольших ходах, что полезно, например, при швартовке. На скорости до 5 узлов управление всеми ходовыми системами производится одним джойстиком, а управление главными двигателями осуществляется с ходовой рубки.