Торпеда «шквал»
Содержание:
- Ракета «Шквал» — одна из лучших подводных ракет в мире
- Фото
- Примечания
- Титан — второй по величине спутник в Солнечной системе
- Сохранившиеся экземпляры
- Происхождение термина
- Торпеды Российского флота XIX века
- Поражение цели
- Конструкция торпеды Шквал
- История разработки реактивной торпеды «Шквал»
- История
- История создания
- История создания сверхскоростной торпеды
- Условия
- Плюсы и минусы торпеды
- Преимущества и недостатки
- Изюминка в 150 килотонн и конструкция торпеды
- Виды торпед
- Предпосылки к созданию
- Ссылки
Ракета «Шквал» — одна из лучших подводных ракет в мире
«Шквал» (ВА-111)
— советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5. Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.
Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» / Фото: ru.wikipedia.orgИстория29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.
Высокая скорость движения (до 500 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (воздушном пузыре), что снижает сопротивление воды.
В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.
Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость. А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч.
Управляемая носовая часть подводной ракеты «Шквал-Э» / Фото: ru.wikipedia.org
Подводная ракета «Шквал-Э» (вид сзади) / Фото: ru.wikipedia.orgТТХ
Калибр мм | 533,4 |
Длина, м | 8 |
Вес торпеды, кг | 2700 |
Мощность боеголовки: | 150 кт — в ядерном варианте; 210 кг — обычного ВВ |
Маршевая скорость, км/ч | 375 |
Радиус действия, км: | около 7 , до 13 — новая версия; 2- старая версия |
Двигатель | прямоточный гидрореактивный двигатель |
ТТХ «Шквал-Э»
Калибр, мм | 533,4 |
Длина, мм | 8200 |
Масса, кг | 2700 |
Дальность хода, км | до 10 |
Скорость на марше, м/с | 90-100 |
Угол после залпового разворота, град | ± 20 |
Глубина хода на марше, м | 6 |
Тип боевой части | фугасный |
Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг | не менее 210 |
Вид старта: | надводный или подводный |
Глубина подводного старта, м | до 30 |
Двигатель | прямоточный гидрореактивный |
Недостатки
- Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
- Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
- Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
- Удельный импульс прямоточного гидрореактивного двигателя в 2,5-3 раза выше, чем у известных ракетных двигателей, что может вызвать поломку сонара подлодки, кроме того носовая часть торпеды не позволяет установить на нее головку самонаведения — через носовую часть поступает забортная вода.
- Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.
Фото
Примечания
Титан — второй по величине спутник в Солнечной системе
Сохранившиеся экземпляры
Происхождение термина
Русским языком, как и другие европейскими языками, слово «торпедо» заимствовано из английского языка (англ. torpedo ) [] .
По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл , изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок – «Черепахи ». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года )
И в том и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы , которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.
Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов , и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo ), которое в свою очередь первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската .
Торпеды Российского флота XIX века
Торпеда Александровского
В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами , которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя. Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».
Торпеда Александровского 1875 года
Занятый постройкой подводной лодки, Александровский смог приступить к изготовлению своей торпеды только в 1873 году, когда торпеды Уайтхеда уже стала поступать на вооружение. Первые образцы торпед Александровского были испытаны в 1874 году на Восточном Кронштадтском рейде . Торпеды имели сигарообразный корпус, изготовленный из 3,2-мм листовой стали. 24-дюймовая модель имела диаметр 610 мм и длину 5,82 м, 22-дюймовая – 560 мм и 7,34 м соответственно. Вес обоих вариантов составлял около 1000 кг. Воздух для пневматического двигателя закачивался в резервуар объемом 0,2 м3 под давлением до 60 атмосфер. через редуктор воздух поступал в одноцилиндровый двигатель, напрямую связанный с хвостовым винтом . Глубина хода регулировалась с помощью водяного балласта , направление хода – вертикальными рулями .
На испытаниях под неполным давлением в трех пусках 24-дюймовая версия прошла расстояние в 760 м, выдерживая глубину около 1,8 м. Скорость на первых трехстах метрах составила 8 узлов , на конечных – 5 узлов. Дальнейшие испытания показали, что при высокой точности выдерживания глубины и направления хода. Торпеда была слишком тихоходная и не могла развить скорость более 8 узлов даже в 22-дюймовая варианте. Второй образец торпеды Александровского был построен в 1876 году и имел более совершенный двухцилиндровый двигатель, а вместо балластной системы выдерживания глубины был применен гиростат, управляющий хвостовыми горизонтальными рулями. Но когда торпеда была готова к испытаниям, Морское министерство направило Александровского на завод Уайтхеда. Ознакомившись с характеристиками торпед из Фиуме, Александровский признал, что его торпеды значительно уступают австрийским и рекомендовал флоту закупить торпеды конкурентов. В 1878 году торпеды Уайтхеда и Александровского были подвергнуты сравнительным испытаниям. Российская торпеда показала скорость 18 узлов, уступив всего 2 узла торпеде Уайтхеда. В заключении комиссии по испытаниям был сделан вывод, что обе торпеды имеют схожий принцип и боевые качества, однако к тому времени лицензия на производство торпед уже была приобретена и выпуск торпед Александровского был признан нецелесообразным.
Поражение цели
Твердотопливный силовой агрегат детища ОКБ «Новатор» в маршевый режим переходил после подъема боеприпаса над водой. Последующий полет к месту сброса боевого комплекта производился по баллистической траектории. В указанном месте заряд сбрасывался и падал в воду. Если использовалась модификация 84Р с ядерной боеголовкой, подрыв ее выполнялся посредством активации глубинной бомбы для уничтожения цели. На модели 83Р предусмотрена торпеда УГМТ-1, которая опускалась на парашюте, отцепляющемся после входа заряда в воду. Несколько секунд ракете-торпеде «Водопад» хватало, чтобы найти ориентир на мишень, после чего она брала курс на нее.
По разным сведениям, двигатель на твердом топливе обеспечивал обеим модификациям дальность полета не менее 35 километров. Другие источники информируют, что этот показатель мог быть доведен до 50 км. На версии 83Р дальность хода увеличивалась за счет реактивного запаса торпеды.
Конструкция торпеды Шквал
Разработчики Шквала стремились воплотить в жизнь замысел подводной ракеты, от которой никаким маневром не сможет увернуться большой вражеский корабль. Для этого требовалось достигнуть скоростного показателя в 100 м/с, или минимум 360 км/ч.
Коллективу конструкторов удалось реализовать казавшееся невозможным – создать подводно-торпедное оружие на реактивной тяге, успешно преодолевающее сопротивление воды за счет движения в суперкавитации.
Уникальные скоростные показатели стали былью в первую очередь благодаря двойному гидрореактивному двигателю , включающему стартовую и маршевую части. Первая дает ракете максимально мощный импульс при пуске, вторая – поддерживает быстроту движения.
Маршевый – твердотопливный, использующий морскую воду в качестве окислителя-катализатора, что позволяет ракете двигаться без винтов в задней части.
Суперкавитацией называется перемещение твердого предмета в водной среде с образованием вокруг него «кокона», внутри которого только водный пар. Такой пузырь значительно снижает сопротивление воды. Надувается и поддерживается он специальным кавитатором, содержащим газогенератор для наддува газов.
Самонаводящаяся торпеда поражает цель с помощью соответствующей системы управления маршевым двигателем. Без самонаведения Шквал попадает в точку согласно заданным на старте координатам. Ни подлодка, ни крупный корабль не успевает покинуть указанную точку, поскольку оба сильно уступают оружию по скорости.
Отсутствие самонаведения теоретически не гарантирует 100% точности попадания, однако, самонаводящуюся ракету противник способен сбить с курса применением устройств ПРО, а несамонаводящаяся следует к цели, невзирая на подобные препятствия.
История разработки реактивной торпеды «Шквал»
Первую в мире торпеду, относительно пригодную для боевого применения по неподвижным кораблям, еще в 1865 году спроектировал и даже смастерил в кустарных условиях русский изобретатель И.Ф. Александровский. Его «самодвижущаяся мина» была впервые в истории оснащена пневмодвигателем и гидростатом (регулятор глубины хода).
Но поначалу глава профильного ведомства адмирал Н.К. Краббе посчитал разработку «преждевременной», а позднее от массового производства и принятия на вооружение отечественного «торпедо» отказались, отдав предпочтение торпеде Уайтхеда.
С тех пор торпеды и пусковые аппараты всё больше распространялись и модернизировались. Со временем возникли особые военные корабли — миноносцы, для которых торпедное оружие было основным.
Первые торпеды оснащались пневматическими либо парогазовыми двигателями, развивали относительно небольшую скорость, и на марше оставляли за собой отчетливый след, заметив который военные моряки успевали сделать маневр — увернуться. Создать подводную ракету на электродвигателе удалось только германским конструкторам перед Второй мировой.
Преимущества торпед перед противокорабельными ракетами:
- более массивная / мощная боевая часть;
- более разрушительная для плавучей цели энергия взрыва;
- невосприимчивость к погодным условиям — торпедам не помеха никакие шторма и волны;
- торпеду сложнее уничтожить или сбить с курса помехами.
Необходимость совершенствования подводных лодок и торпедного оружия Советскому Союзу диктовали США с их отличной системой ПВО, делавшей американский морфлот почти неуязвимым для бомбардировочной авиации.
Проектирование торпеды, превосходящей существующие отечественные и зарубежные образцы скоростью благодаря уникальному принципу действия, стартовало в 1960-е годы. Конструкторскими работами занимались специалисты московского НИИ № 24, впоследствии (после СССР) реорганизованного в небезызвестное ГНПП «Регион». Руководил разработкой, давно и надолго откомандированный в Москву с Украины Г.В. Логвинович — с 1967 г. академик АН УССР. По другим данным, группу конструкторов возглавлял И.Л. Меркулов.
В 1965 новое оружие было впервые испытано на озере Иссык-Куль в Киргизии, после чего система «Шквал» более десяти лет дорабатывалась. Перед конструкторами была поставлена задача сделать ракету-торпеду универсальной, то есть рассчитанной на вооружение как подлодок, так и надводных кораблей. Также требовалось довести до максимума скорость движения.
Модификация торпеды — «Шквал-Э»
Изначально подводная ракета была лишена системы самонаведения, оснащалась ядерной боеголовкой в 150 килотонн, способной нанести противнику урон вплоть до ликвидации авианосца со всем вооружением и кораблями сопровождения. Вскоре появились вариации с обычным боезарядом.
История
История создания
С конца 40-х и до 60-х велась разработка, исследования, испытания торпед и двигателей к ним, от Ладоги до Иссык-Куля различными институтами. Главные инициаторы идеи были кандидаты Л. И. Седов и Г. В. Логвинович, профессора различных областей знаний и специалисты ВМФ.
Идея была в следующем – создать скоростную торпеду, от которой невозможно будет уйти маневром крупному кораблю.
В октябре 60-го, после постановления Совета Министров СССР, началась работа по созданию торпеды, движущейся со скоростью 100м/с (примерно 360 км/ч или 195-200 морских узлов). Скорость обычных торпед составляет не более 20-25 м/с (60-70 км/ч или 40-50 морских узлов).
Разработку поручили НИИ-24 (ныне ГНПП – “Регион”) под руководством И. Л. Меркулова. Информация о работе над таким проектом в СССР дошла до западных “друзей”, но эффекта, кроме смеха над наивностью советских инженеров, она не произвела.
Для создания такого оружия требовалось объединить усилия различных отраслей промышленности, исследования новых технологий, разработки новых аппаратов двигателей и топлива к ним, изучения принципиально новых физических явлений в подводной среде.
После колоссального объема работ, в с 1964-го по 72-й проходила испытания советская подводная ракета М-4. Конструктивные ошибки привели к необходимости модернизации этого образца. В 1977-м первая в мире реактивная торпеда М-5 проходит цикл государственных испытаний. Ракето-торпеда “Шквал” встает на вооружение ВМФ СССР под индексом ВА-111.
В это время ученые из США тоже достигают успехов в этой области – они доказывают, что большие скорости торпеды под водой (в частности до 100 м/с), теоретически возможны.
Западные подводные лодки уже строились с применением технологий “Стелс” и имели преимущество в незаметности перед отечественными аналогами. Советский подводный флот, в какой-то мере, уровнял шансы вооружением своих подлодок высокоскоростными торпедами.
История создания сверхскоростной торпеды
Мотивом создания сверхскоростной торпеды послужил тот факт, что советский флот был не в состоянии состязаться в количественном соотношении с ВМФ США. Поэтому было решено сформировать систему вооружения, удовлетворяющую следующим требованиям:
- компактную;
- обладающую возможностью установки на большинстве надводных и подводных судов;
- способную гарантированно поражать на огромном расстоянии корабли и лодки противника;
- недорогое производство.
В шестидесятые годы XX века начались работы по созданию самой скоростной торпеды в мире, чтобы она могла уничтожать объекты противника на большом расстоянии и была недосягаема для врага. Главным конструктором проекта был назначен Г. В. Логвинович. Сложность состояла в создании совершенно новой конструкции, способной развивать скорость в сотни километров в час под толщей воды. В 1965 году было проведено первое ходовое испытание. При проектировании возникли две серьезные проблемы:
- достижение очень большой скорости за счет гиперзвука;
- универсальный способ размещения на подводных лодках и кораблях.
Решение этих задач затянулось больше чем на 10 лет и только в 1977 году ракета, получившая индекс ВА-111 «Шквал», была принята на вооружение.
Условия
Плюсы и минусы торпеды
Достоинства гидрореактивной ракеты-торпеды:
Не имеющая аналогов скорость на марше, обеспечивающая фактически гарантированное преодоление любой защитной системы вражеского флота и уничтожение подлодки либо надводного корабля;
Мощный фугасный заряд — поражает даже крупнейшие военные корабли, а ядерный боезаряд способен одним ударом потопить всю авианесущую группу;
Пригодность гидрореактивного ракетного комплекса для установки в надводные корабли и на подлодки.
Недостатки Шквала:
высокая стоимость оружия — около 6 миллионов американских долларов;
точность — оставляет желать лучшего;
сильный шум, издаваемый на марше, в сочетании с вибрацией мгновенно демаскирует подлодку;
небольшая дальность хода уменьшает живучесть корабля или подводной лодки, с которой пущена ракета, особенно при использовании торпеды с ядерным боезарядом.
Пуск морской торпеды с надводного носителя
Фактически в стоимость пуска Шквала включено не только производство самой торпеды, но и подлодки (корабля), и ценность живой силы в количестве всего экипажа.
Дальность действия менее 14 км — это главнейший минус.
В современном морском бою пуск с такого расстояния — это самоубийственное действие для экипажа подводной лодки. Увернуться от «веера» запущенных торпед, естественно, способен только эсминец или фрегат, но скрыться с места атаки самой подлодке (кораблю) в зоне действия палубной авиации и группы обеспечения авианосца, вряд ли реально.
Преимущества и недостатки
Без сомнения, ракето-торпеда «Шквал» – это уникальное техническое изделие, над созданием которого работали специалисты различных областей знаний. Для ее создания понадобилось создавать новые материалы, конструировать двигатель, работающий на других принципах, изучать явление кавитации в применении к реактивному движению. Но является ли оружие со столько революционными характеристиками эффективным?
Основным преимуществом «Шквала» является ее потрясающая скорость, но она и основная причина его недостатков.
К ним можно отнести следующие:
- высокий уровень шума;
- кавитационный пузырь делает невозможным управление торпедой и ее самонаведение;
- малая дальность торпеды: на старых модификациях до 7 км, на новых ее увеличили до 13 км;
- недостаточная максимальная глубина погружения торпеды (не более 30 м), это делает ее неэффективной для уничтожения подлодок;
- низкая точность.
Как можно увидеть из вышеперечисленного, «Шквал» имеет большое количество ограничений, которые делают его эффективное использование затруднительным. Подойти к противнику на 7-13 км для подводной лодки крайне сложно. Запуск торпеды, которая издает «адский» шум, практически гарантировано выдаст месторасположение субмарины и поставит ее на грань уничтожения.
В настоящее время торпедное оружие ведущих морских держав развивается несколько по иному пути. Разрабатываются торпеды с дистанционным управлением (по кабелю) с всё большей дальностью и точностью стрельбы. Кроме того, конструкторы работают над снижением шумности торпедного оружия.
Эту концепцию можно сравнить с использованием снайперской винтовкой на поле боя, когда один точный выстрел с большой дистанции решает все.
Изюминка в 150 килотонн и конструкция торпеды
Скорость и двигатель
Общее описание внешней баллистики торпеды: высокая скорость обеспечена реактивным двигателем, а сопротивление воды (в 1000 раз больше сопротивления в воздушной среде) преодолено благодаря воздушному “кокону”, обволакивающему весь корпус (8,2 м в длину). Из этого следует – это обычная ракета, плывущая под водой.
Разгонный (стартовый) работает 4 секунды на жидком топливе, выводит ракету из торпедного аппарата, после чего отстыковывается.
В работу вступает маршевый – доходит до крейсерской скорости и доставляет груз в место назначения. Топливо твердое – металлы (литий, магний, алюминий), вступающие в реакцию с окислителем-катализатором – водой. Огромная шумность выпущенной торпеды – это один из главных недостатков, сразу демаскирующий подводную лодку.
Воздушный “кокон” (каверна) – это газовая оболочка, создаваемая специальным газовым генератором. Газ выпускается на корпус и распределяется кавитатором, расположенным спереди на “голове” торпеды.
Вижу цель – не вижу препятствий
В качестве системы навигации используется программа, которая задается непосредственно перед пуском торпеды.
По пути её нельзя отвлечь никакими помехами и устройства – плывет туда куда сказали и все. Отсутствие системы самонаведения является вторым из главных недостатков.
Сюрприз под борт
В качестве боевой части применяется 210 кг обычной взрывчатки или ядерной в 150 килотонн. Подрыв ядерной БЧ, даже вблизи судна противника (в радиусе 1000 м), несет тяжелые последствия.
А именно, разрушение внешних палубных устройств, легкого вооружения от ударной волны и вероятность повреждения от электромагнитного импульса. После такой атаки следует отправляться если не на дно, то на ремонт как минимум.
Целесообразность пуска
В стоимость пуска торпеды будет включено не только производство самой торпеды, но и подводной лодки и ценность всего экипажа. Дальность действия составляет 14 км – это первый главный недостаток.
В современном морском бою пуск с такого расстояния – это самоубийственное торпедирование для экипажа подводной лодки. Увернуться от “веера” запущенных снарядов конечно способен только эсминец или фрегат, но и скрыться с места атаки, в зоне действия эскорта авианосца и палубной авиации, маловероятно.
Виды торпед
- В зависимости от типа двигателя: на сжатом воздухе, парогазовые, пороховые, электрические, реактивные;
- В зависимости от способности наведения: неуправляемые, прямоидущие; способные маневрировать по заданному курсу, самонаводящиеся пассивные и активные, телеуправляемые.
- В зависимости от назначения: противокорабельные, универсальные, противолодочные.
Одна торпеда включает в себя по одному пункту из каждого подразделения. Например, первые торпеды представляли собой неуправляемый противокорабельный боевой заряд с двигателем, работающим на сжатом воздухе. Рассмотрим несколько торпед из разных стран, разного времени, с разными механизмами действия.
В начале 90-ых годов, российский флот обзавелся первой лодкой, способной передвигаться под водой – “Дельфин”. Торпедный аппарат, установленный на этой подводной лодке, был самым простым – пневматическим. Т.е. тип двигателя, в этом случае, на сжатом воздухе, а сама торпеда, по способности наведения, была неуправляемая. Калибр торпед на этой лодке в 1907 году варьировался от 360 мм до 450 мм, с длинной 5,2 м и весом 641 кг.
В 1935-1936 годах российскими учеными был разработан торпедный аппарат с пороховым типом двигателя. Такие торпедные аппараты были установлены на эсминцах типа 7 и легких крейсерах типа “Светлана”. Боеголовки такого аппарата были 533 калибра, весом 11,6 кг, а вес порохового заряда составлял 900 г.
В 1940 году после десятилетия упорной работы был создан опытный аппарат с электрическим типом двигателя – ЭТ-80 или “Изделие 115”. Торпеда, выстрелянная из такого аппарата, развивала скорость до 29 узлов, с дальностью действия до 4 км. Кроме всего прочего, такой тип двигателя был гораздо тише его предшественников. Но после нескольких происшествий связанных с взрывом аккумуляторов, данным типом двигателя экипаж пользовался без особого желания и не пользовался спросом.
Суперкавитационная торпеда
В 1977 году был представлен проект с реактивным типом двигателя – суперкавитационная торпеда ВА 111 “Шквал”. Торпеда предназначалась как для уничтожения подводных лодок, так и для надводных судов. Конструктором ракеты “Шквал”, под руководством которого проект был разработан и воплощен в жизнь, по праву считается Г.В. Логвинович. Данная ракета-торпеда развивала просто поразительную скорость, даже для настоящего времени, а внутри ее, в первое время, была установлена ядерный боевой заряд мощностью 150 кт.
Устройство торпеды шквал
Технические характеристики торпеды ВА 111 “Шквал”:
- Калибр 533,4 мм;
- Длина торпеды составляет 8,2 метра;
- Скорость движения снаряда достигает 340 км/ч (190 узлов);
- Вес торпеды – 2700 кг;
- Дальность действия до 10 км.
- Ракета-торпеда “Шквал” имела и ряд недостатков: она вырабатывала очень сильный шум и вибрацию, что негативно отражалось на ее способности к маскировке, глубина хода составляла лишь 30 м, поэтому торпеда в воде оставляла за собой четкий след, и ее легко было обнаружить, а на самой головке торпеды невозможно было установить механизм самонаведения.
Принцип ее действия был таким же, как у советского “Шквала”. А именно: кавитационный пузырь и движение в нем. Барракуда может достигать скорость до 400 км/ч и, согласно германским источникам, торпеда способна к самонаведению. К недостаткам так же можно отнести сильный шум и небольшую максимальную глубину.
Предпосылки к созданию
В годы Первой мировой войны подводные лодки стали принципиально новым классом кораблей, внёсших революционные изменения в тактику и стратегию войны на море. При этом в тот период времени практически не существовало эффективных способов обнаружения и борьбы с подводными лодками в погружённом состоянии. В межвоенный период широкое распространение получили гидрофоны, позволявшие обнаружить шумовой след лодок и глубинные бомбы для их уничтожения. Во время Второй мировой войны стали широко применяться радары, противолодочная авиация, радиоэлектронная разведка, что в комплексе повысило эффективность обнаружения подводных лодок, а для их уничтожения применялись как глубоководные бомбы, так и самонаводящиеся торпеды.
После окончания войны задачи по обнаружению подводных лодок выполнялись самыми различными средствами, от пассивных гидроакустических стационарных систем SOSUS до специальных противолодочных подводных лодок типа Barracuda. Однако для уничтожения лодок продолжали применяться устаревшие типы вооружения, имеющие ограниченную дальность поражения. С появлением атомных подводных лодок с атомным оружием на борту их уничтожение с помощью обычных противолодочных торпед значительно усложнилось из-за роста скоростей субмарин.
Для повышения эффективности противолодочного вооружения его стали оснащать ядерными боевыми частями. Это позволило снизить требования к точности, так как ядерный взрыв имеет значительный радиус поражения. Для доставки ядерных зарядов использовались как обычные торпеды, так и ракеты, имевшие более высокую скорость и дальность полёта. Противолодочные ракеты запускались с надводного корабля или подводной лодки, находящейся в погружённом положении и по баллистической траектории достигали местоположения цели. В заданной точке от ракеты отделялась головная часть, которая погружалась в воду и на заданной глубине производился подрыв ядерного заряда. Фактически противолодочные ракеты представляли собой доставляемые по воздуху глубоководные мины. Высокая скорость полёта и относительная скрытность пуска снижали вероятность совершения маневра уклонения целью.
Со временем для повышения эффективности противолодочные ракеты стали оснащаться маневрирующей головной частью, которая фактически представляла собой малогабаритную торпеду. Возможность применения маневрирования после погружения в воду позволяло поражать подводную лодку даже в случае её уклонения или нахождения на большой глубине. После отделения от ракеты и погружения в воду торпеда осуществляет самостоятельный поиск цели, двигаясь по кругу с постепенным погружением. При обнаружении цели происходит её захват системой наведения, сближение и подрыв боевой части, в которой может использоваться обычное взрывчатое вещество. Таким образом сочетание ракеты и торпеды на текущий момент времени является одним из наиболее эффективных способов уничтожения подводных лодок.