Инсектицид борей

История создания

Д. А. Медведев на фоне подводной лодки «Юрий Долгорукий»

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора В. А. Здорнова. «Борей» создавался, чтобы заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО). По финансовым соображениям при строительстве первых трёх кораблей использовались заделы по недостроенным и утилизированным АПЛ проекта 971 «Щука-Б».

Начиная с конца 1980-х годов, ПЛ проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под ракетный комплекс «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56).

По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от «Барка» в пользу «Булавы» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Начиная с сентября 1998 года началась доработка проекта 955 до проекта 09551. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях сниженного финансирования, разрушения кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками вследствие распада СССР и, в частности, прекращения поставок металлопроката специальных марок с Запорожского сталелитейного завода.

В 2008 году, на фоне неудачных запусков «Булавы», отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей-А» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку проекта составила 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей-А» от базовой модели отличаются ещё более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, ещё более совершенными средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет дополнительно улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

7 ноября 2017 года начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации Валерий Герасимов заявил о начале работ по созданию атомных подводных крейсеров с улучшенными характеристиками проекта «Борей-Б», однако впоследствии от этих планов отказались. В 2018 году СМИ со ссылкой на анонимные источники в Минобороне сообщали о возможном расширении состава серии в государственной программе вооружений, включая варианты строительства по обновлённому проекту 955Б «Борей-Б», увеличение серии 955А «Борей-А» до 11 или 7 единиц. Однако, официальных заявлений министерства обороны РФ по поводу увеличения серии строящихся АПЛ РПКСН сделано не было.

В апреле 2019 года было опубликовано решение о прекращении закладки кораблей типа «Борей-А». Однако, в июне 2019 года на форуме «Армия-2019» было объявлено о подписании контракта Министерства обороны РФ и Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) на строительство ещё 2 подлодок этого типа в дополнение к уже заложенным, то есть всего в составе ВМФ будет 3 АПЛ 955 «Борей» и 7 АПЛ 955А «Борей-А».

По данным СМИ на 21 февраля 2020 года, принято решение подписать в августе 2020 года на форуме «Армия-2020» контракт на постройку для флота еще 2 подводных ракетоносцев 955А «Борей-А». По условиям контракта закладка обоих кораблей состоится на верфи «Севмаш» в 2021 году, они будут построены в рамках действующей госпрограммы вооружения до 2027 года. Таким образом, общее число АПЛ проекта 955 «Борей» (3 АПЛ) и 955А «Борей-А» (9 АПЛ) в составе ВМФ России может возрасти до 12 единиц.

Силовая установка подводного ракетоносца

На современных подводных лодках устанавливаются ядерные энергетические установки (ЯЭУ) четвертого поколения. Конструкция их, конечно, не разглашается, но известно, что мощность ядерного реактора около190 мегаватт. Кроме того на лодке установлены паропроизводящие и паротурбинные агрегаты.

Для движения субмарины, установлена малошумная водометная установка мощностью 50 тысяч лошадиных сил, питающаяся от паровой турбины.

Имеются так же и гребные винты, вращающиеся от электродвигателей, но они не являются основными, а используются в качестве подруливающих. Скорость АПЛ в надводном положении – 15 узлов (28 км/час), в подводном – 29 узлов (54 км/час). Это конечно несравнимо с самой быстрой АПЛ, лодкой К-162 проекта 661 (44,7 узла). Но у каждого свои задачи.

Атомные реакторы появились на флоте сразу же, как только появилась такая возможность, уже через 4 года после того как построили первую АЭС в СССР. Строительство АПЛ набирает темпы, Потому, что альтернативы им пока нет. Необходимо срочно заменить ими субмарины прошлого, работающие на ДВС, которые ещё в большом количестве стоят на вооружении ВМФ России.

За такими проектами как «Борей», конечно, последуют и другие, но уже ясно одно: благодаря ему Россия вновь приобрела статус непобедимой державы способной дать отпор любому врагу, если это потребуется.

Тактико-технические характеристики проекта 955 «Борей»

Разработчик проекта……………..ЦКБ МТ «Рубин»Главный конструктор……………..В. А. ЗдорновСкорость (надводная)……………..15 узловСкорость (подводная)……………..29 узловРабочая глубина погружения……………..400 мПредельная глубина погружения……………..480 мАвтономность плавания……………..90 сутокЭкипаж……………..107 человек, в том числе 55 офицеровСтоимость……………..$713 млн (первый корабль), 23 миллиарда рублей

РазмерыВодоизмещение надводное……………..14 720 тВодоизмещение подводное……………..24 000 тДлина наибольшая (по КВЛ)……………..170 мШирина корпуса наибольшая………………13,5 мСредняя осадка (по КВЛ)……………..10 м

Силовая установка………ОК-650В 190 МВт; ПТУ с ГТЗА; гребной вал; водомётный движитель

ВооружениеТорпедно-минное вооружение…………6ТАx533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.Ракетное вооружение………..16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 «Булава»Количество ракет…………..16 (проект 955), 16 (проект 955А)

Подводные лодки проекта 955 «Борей» — видео

https://youtube.com/watch?v=E7hXBo8Ao8k

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 «Борей» разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург), под руководством главного конструктора Владимира Здорнова. Длина АПЛ — 170 м. Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов. Глубина погружения — до 400 м. Автономность по провианту — 90 суток. Экипаж — 107 человек.Подводные крейсеры класса «Борей» создаются, чтобы в перспективе заменить подлодки проектов 941 «Акула» (Typhoon по классификации НАТО) и 667БДРМ «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО).

Первоначально на вооружении подлодок серии «Борей» должна была стоять твердотопливная баллистическая ракета нового поколения Р-39УТТХ «Барк», но после трёх подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, нужного для доводки ракеты, Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). Начиная с сентября 1998 года началась доразработка проекта 955 до проекта 09551.В 2008 году на фоне неудачных запусков «Булавы» отдельные эксперты предлагали переоборудовать проект 955 «Борей» под крылатые ракеты.

9 ноября 2011 года в СМИ объявлено о подписании между Минобороны России и Объединенной судостроительной корпорацией контракта на разработку ПЛАРБ проекта 955А «Борей—М» (ЦКБМТ «Рубин»). Сумма контракта на разработку — 39 млрд рублей. Лодки проекта «Борей—М» от базовой модели будут отличаться еще более низким уровнем создаваемых кораблями физических полей и, следовательно, повышенной в сравнении с «Бореями» скрытностью, еще более совершенными: средствами связи, системами обнаружения и управления бортовым вооружением. В них будет еще более улучшена обитаемость экипажа и живучесть.

Интересные факты

  • Первоначально кумулятивные снаряды назывались бронепрожигающими, так как считалось (исходя из формы пробитой воронки), что они именно прожигают броню. В реальности же при подрыве заряда температура облицовки достигает всего лишь 200—600 °C, что значительно ниже температуры её плавления.
  • Распространено мнение, что при попадании кумулятивной струи в танк или иную броневую цель находящиеся внутри погибают от баротравмы при резком повышении давления в замкнутом объеме после пробития брони, и это одна из причин, почему десант БМП предпочитает ездить снаружи, на верхнем листе, а не внутри машины, а также поэтому некоторые танкисты предпочитают езду с открытыми люками, для сброса давления. В реальности же всё наоборот: расширяющиеся газы сдетонировавшего кумулятивного заряда не могут проникнуть за пробитую броню в образовавшееся небольшое отверстие, а вот открытые люки приводят к «затеканию» ударной волны и поражению экипажа.

Комплекс советских внедорожников ГАЗ-61

Постройка

К-550 «Александр Невский» в цехе Севмаша накануне вывода в плавучий док

Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания головного корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». После того как финансирование вышло на достаточный уровень, а работа самого «Севмаша» вошла в нормальный ритм, задержки всё равно остались, но уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы, и соответственно финансирование, только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

При строительстве первых трёх РПКСН: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проекта 971 «Щука-Б»: соответственно К-133 «Рысь», К-137 «Кугуар», К-480 «Ак Барс».

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года — подписан Акт о приёмке Флотом РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года — на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года он был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море успешно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого начались государственные испытания. 4 февраля 2013 года в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» прошла госиспытания на 30 %. Первый пуск БРПЛ «Булава» был произведён 6 сентября 2013 года из акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодку вывели из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года РПКСН вывели из плавучего дока и начали швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, а 25 июля 2014 года — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

К-549 «Князь Владимир» на испытаниях, видна изменённая форма ракетного банкета

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки серии на заводе «Севмашпредприятие» начались в декабре 2009 года. Крейсер назван «Князь Владимир», хотя первоначально предполагалось назвать «Святитель Николай»). Он был построен в модификации 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20, но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2017 года. Начиная с «Князя Владимира» у «Бореев» изменена форма корпуса — ракетные шахты полностью вписаны в лёгкий корпус, что улучшило управляемость в подводном положении, а также уменьшило лобовое сопротивление и шумность.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

18 декабря 2015 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».

Восьмая лодка серии — «Князь Пожарский» — была заложена 23 декабря 2016 года.

Media

Подлодки класса «Борей»

Россия, также, как и США является одной из самых больших военных держав. По этой причине Подводные силы ВМФ не могли пройти мимо такого класса подводных лодок, как атомные. В то время, как американцы имеют в своем вооружении только атомоходы, Россия в распоряжении флота имеет субмарины на дизельных двигателях.

Подводные лодки типа «Борей» были одни из самых перспективных, а также мощных субмарин, стоящих на вооружении у Российской Федерации. Первая корабль носит название «Долгорукий» и был заложен в 1996 году, а спущен на воду лишь в 2008, в ряды флота также корабль был зачислен сравнительно недавно, в 2013 году. Такая медлительность была связана с перестройкой в государстве, поэтому подлодку даже называли «Ельцинский долгострой», последующие представители типа строились в срок, а то и заканчивались раньше ожидаемого времени. Сейчас стране служат лишь 3 подлодки «Борей»:

  1. «Юрий Долгорукий»
  2. «Александр Невский»
  3. «Владимир Мономах»

Также готовится к зачислению во флот и «Князь Владимир», который в 2017 году уже был спущен на воду.

Совместимое снаряжение

Основные характеристики атомной подводной лодки

По состоянию на май 2011 г. известно, что начиная с 4-го корпуса пр.955 (условно пр.09554) будет изменена форма корпуса лодки – она будет ближе к начальному облику пр.955. Вероятно, лодки будет строиться без использования задела из ПЛА пр.971. В носовых отсеках ПЛАРБ планируется отказ от двухкорпусности с размещением в носу антенных устройста ГАК “Иртыш-Амфора”. Так же будут использованы протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты будут перемещены ближе к центру корпуса и станут бортовыми, передние рули глубины будут перемещены на рубку. В районе шахт БРПЛ планируется уменьшение размеров проницаемой надстройки. Количество шахт планируется довести до 20. Энергетическая установка вероятно так же будет модернизирована в сторону унификации с другими ПЛА 4-го поколения – планируется использование новой паропроизводящей установки. По сути речь идет о новом проекте ПЛАРБ.

Разработка корпуса осуществлялась с учетом гидро-динамической эффективности. Конструкция ПЛ – двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Субмарина оснащена насосным водометным движителем, обеспечивающим бесшумное движение. подлодки «Юрий Долгорукий» – это первая подлодка, использующая такой тип движителя.

Двигательная установка:

  • ЯЭУ с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичном с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В мощностью 190 МВт – аналогичной установленной на ПЛА пр.971. Система управления и защиты ППУ (СУЗ) – “Алиот”. На ПЛАРБ пр.955У по неподтвержденным данным будет установлена ЯЭУ нового поколения с ППУ КТП-6-85 с паро-турбинной установкой, которая, по неподтвержденным данным, носит название “Азурит-90”.
  • 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной аммортизацией мощностью около 50000 л.с.
  • 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью ПГ-160 (?) по 410 л.с (370 л.с. по др.данным). Расположены в выдвигаемых колонках в кормовой части ПЛ.

ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А (заявление генерального директора ЦКБ “Рубин” А.А.Дьячкова, 21.12.2010 г.).

Механика – один вал, один гидрореактивный движительный комплекс ГРДК-3.5М – водометный движительный комплекс (ВДК) с высокими пропульсивными характеристиками, аналогичный предположительно используемому на ПЛАРК пр.885. Два откидывающихся подруливающих устройства. Носовые горизонтальные рули с закрылками, выдвижные, аналогичны ПЛА пр.971 (по крайней мере на первой лодке пр.955).

Энергетика – вероятно, два турбогенератора переменного тока ОК-2 мощностью по 3200 кВт, два обратимых преобразователя постоянного тока. Резервное электропитание – вероятно, две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, 1-2 х дизель-генератора с обратимым преобразователем, запас топлива – 10 суток. Cистема управления электро-энергетической системой “Луга-Б” / “Луга-Борей”. Система централизованного электропитания “Косинус-Б” / “Косинус-Борей”.

Система спасения – всплывающая спасательная камера (ВСК), рассчитанная на весь экипаж ПЛ, расположена в корпусе ПЛ в хвост от пусковых установок БРПЛ. ВСК находится за ракетным отсеком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).

Длина «Юрия Долгорукого» – 170м, ширина -13,5м и средняя осадка-10м. Надводное и подводное водоизмещение составляет 14720 т и 24000 т соответственно. Субмарина может перевозить экипаж количеством до 130 человек.

ТТХ подводной лодки “Юрий Долгорукий”:

  • Экипаж – 130 чел (в т.ч. 55 офицеров)
  • Длина -170 м
  • Ширина – 13,5 м
  • Осадка средняя: 10 м
  • Водоизмещение надводное – 14720 т
  • Водоизмещение подводное – 24000 т
  • Скорость надводного хода – 15 уз
  • Скорость подводного хода – 29 уз
  • Скорость подводного хода на подруливающих электродвигателях – 5 уз
  • Глубина погружения предельная – 450-480 м (по разным данным)
  • Глубина погружения рабочая – 380-400 м (по разным данным)
  • Автономность – 90 суток (по запасам)

Полезные материалы

Асария

Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»

Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.

Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.

Сборка корпуса выполнена по блочному принципу, каждый блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего третьего поколения.

Лодки проекта 995 «Борей» — первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на схему работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Движитель значительно уменьшает кавитацию – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно снижает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.

АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Кроме того, лодка укомплектована спасательными плотами.

Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» состоит из водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичных устройств. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора в открытом доступе нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.

Гидроакустическое вооружение АПЛ включает в себя МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть также  боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерения скорости звука и обнаружения торпед.

Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.

Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».

АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев, и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию, маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.

Кроме баллистических ракет, АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.

Смерть

Корпус

Проект имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в амортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются также активные средства снижения шума.

Вывод из цеха ПЛ К-535 «Юрий Долгорукий» по.955, 15.04.2007 г.

Постройка

К-550 «Александр Невский» в цехе Севмаша накануне вывода в плавучий док Первоначально задержки в постройке кораблей серии были связаны с недостаточным финансированием, позже добавилась нехватка квалифицированных производственных рабочих. Кроме того, государственные испытания первого корабля совпали с неудачами у разработчиков основного вооружения — ракетного комплекса «Булава». Финансирование вышло на достаточный уровень. Работа самого «Севмаша» также вошла в нормальный ритм. Однако, задержки остались, уже по вине поставщиков второго — третьего уровня, где появившиеся заказы (финансирование) только начали решать накопившиеся за годы простоя проблемы.

2 ноября 1996 года началось строительство первого крейсера этого проекта — «Юрий Долгорукий». Первоначально спуск на воду планировался в конце 2006 года, однако 19 марта 2006 года степень её технической готовности оценивалась лишь на 60 %. 15 апреля 2007 года подводная лодка была выведена из цеха, а 12 февраля 2008 года спущена на воду, 19 июня 2009 года лодка впервые вышла в море на заводские ходовые испытания. 29 декабря 2012 года — подписан Акт о приемке Флотом ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий». 10 января 2013 года — на лодке был поднят Флаг ВМФ. АПЛ была принята в состав Северного флота.

Второй подводный крейсер (он же первый серийный) «Александр Невский» был заложен 19 марта 2004 года. 6 декабря 2010 года был спущен на воду. 22 октября 2011 года лодка вышла на ходовые испытания. 2 мая 2012 года «Александр Невский» поставлен в цех № 55 ПО «Севмаш» для проведения подготовительных работ к очередным ходовым испытаниям. 1 октября 2012 года ПЛАРБ «Александр Невский» в Белом море удачно выдержала очередной этап заводских ходовых испытаний, после которого предстоят государственные испытания подлодки. 4 февраля 2013 года — в СМИ заявлено, что АПЛ «Александр Невский» на текущий момент на 30 % прошла госиспытания и после удачного летнего пуска БРПЛ «Булава» в августе-сентябре 2013 года может быть принята Флотом. Первый пуск был произведён 6 сентября 2013 года в акватории Белого моря и завершился неудачно. Однако, нареканий к работе самой подводной лодки не было. 8 ноября 2013 года АПЛ «Александр Невский» полностью завершила государственные испытания. 23 декабря 2013 года РПКСН К-550 «Александр Невский» был принят флотом.

При строительстве первых двух РПКСН «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский» были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 «Щука-Б» (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А «Антей» (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»).

19 марта 2006 года, в день столетия подводного флота России, на «Севмашпредприятии» прошла церемония закладки третьей атомной подводной лодки класса «Борей» — «Владимир Мономах». 30 декабря 2012 года лодка выведена из цеха для последующего спуска на воду. 18 января 2013 года выведен из плавучего дока, начаты швартовные испытания. 7 июля 2014 года завершились заводские испытания, 25 июля 2014 года — первый этап государственных испытаний. 19 декабря 2014 года на подводной лодке был поднят Андреевский флаг.

Работы по строительству четвёртой атомной подводной лодки класса «Борей» на начались в декабре 2009 года. Корабль носит имя «Князь Владимир» (первоначально предполагалось название «Святитель Николай»), будет построен в модификации 955У или 955А. Первоначально в СМИ ходила информация, что количество ракетных шахт в лодках проекта «Борей-А» будет увеличено до 20, но 20 февраля 2013 года эта информация была опровергнута. Официальная церемония закладки состоялась 30 июля 2012 года. Вывод из эллинга состоялся 17 ноября 2020 года.

Пятая лодка «Князь Олег» и шестая «Генералиссимус Суворов» были заложены соответственно 27 июля и 26 декабря 2014 года по проекту «Борей-А».

18 декабря 2020 года была заложена седьмая лодка серии — «Император Александр III».

Восьмая лодка серии — «Князь Пожарский» — была заложена 23 декабря 2020 года.

Сравнительная оценка[править | править код]

По оценке американского журнала «The National Interest» АПЛ 955 «Борей» (955А «Борей-А»), 667БДРМ «Дельфин», 885М «Ясень-М» входят в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.

941 «Акула» «Огайо» 667БДРМ«Дельфин» «Вэнгард» «Триумфан» 955 «Борей»
Внешний вид
Годы постройки — (план)
Годы службы —н.в. —н.в. —н.в. —н.в. —н.в. —н.в.
Построено 4 4
Водоизмещение (т)надводное / подводное 23 200 / 48 000 16 746 / 18 750 11 740 / 18 200 15 130 / 15 900 12 640 / 14 335 14 720 / 24 000
Число ракет 24 Трайдент II 16 Р-29РМУ2 16 Трайдент II 16 М45 16 «Булава»
Забрасываемый вес (кг) 2550 2800 — ? 2800 — ? 2800 — ? ? 1150
дальность (км) 9300 7400 — 11300 8300 — 11547 7400 — 11300 6000 9300
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector