Олег шовкуненко

Каска халхинголка СШ-36

Это был первый стальной шлем, созданный в СССР и распределенный в войсках в большом количестве. Шлем имел оригинальную полусферическую форму с выдающимся вперед козырьком(«носом»)и боковыми полями –скатами («ушами»). придавал советскому солдату узнаваемость. Хотя по мнению некоторых членов Политбюро

СШ-36 у советского солдата получился «иностранный вид». Несмотря на свою новизну, шлем, тем не менее имел некоторые элементы, присущие предыдущим моделям. Например, вентиляционное отверстие располагалось в верхней части шлема и прикрывалось небольшим гребнем, явно позаимствованным от французской каски Адриана. Окрашивался шлем в темно – зеленый цвет или в цвет хаки. Спереди наносился контур пятиконечной звезды. Первое боевое крещение шлем получил во время гражданской войны в Испании 1936-39гг. (Небольшая партия этих шлемов поставлялась в качестве военной помощи республиканцам). Затем были испытания у озера Хасан в 1938г., у реки Халхин-Гол в 1939 (что впоследствии дало неофициальное название шлема : «Халхингольский») и в «Зимней войне» с Финляндией 1939-40гг.

В ходе боев у шлема был выявлен ряд недостатков: например, широкие поля, сделанные по инициативе С.М. Буденного для большей защиты от удара шашки, создавали эффект паруса и затрудняли передвижение солдата, а большой козырек ухудшал обзор. Кроме того, защитные качества шлема оказались довольно низкими. Однако и с началом Великой Отечественной войны в виду острой нехватки стальных средств защиты, солдатам выдавались СШ-36, в том числе и собранные с полей сражений. Назывались такие шлемы «ремонтированными» и на них мог быть установлен подшлемник более позднего образца. В виду того, что, недостатки СШ-36 стали слишком очевидны, понадобился новый, более лучший шлем. Сперва протестировали множество шлемов, созданных за последние годы в западных странах. В 1937-38гг. несколько наиболее удачных шлемов были протестированы на Ржевском полигоне. В 1938г. был сделан окончательный выбор. Форма нового советского шлема напоминала итальянский стальной шлем образца 1933г. Не исключено, что именно этот шлем был взят за основу советского. Характерный гребень отныне был снят со шлема, сам же шлем приобрел новые очертания. Силуэт русского солдата в каске стал символом воина-победителя на долгие годы

Каска СШ 40

Этот шлем известен как СШ-40 по дате, когда планировалась передача его в войска. На самом же деле первые образцы такого шлема были произведены в 1939г. Такой шлем получил индекс СШ-39 и главное его отличие от СШ-40 заключалось в том, что подшлемник ( кольцевое подтулейное устройство) крепился на трех заклепках. (Отсюда пошло неофициальное название СШ-39- «трехклеп»). Крепление же подшлемника на СШ-40 осуществлялось на шести заклепках, что несомненно было более надежно. Подшлемник, установленный на шлемах, выпущенных до 1942г. имел купольную форму (изготавливался из ткани, кожи, кожзаменителя или вощеной ткани). Шлемы же, выпущенные после 1942г.( индекс СШ40\42) имели новый тип подшлемника, состоявший из трех лепестков искусственной кожи, с обратной стороны которых крепились амортизационные ватные подушечки. Замена подшлемника была вызвана невозможностью использования шлема с купольным подшлемником в зимнее время, так как его конструкция не позволяла надевать шлем на теплый головной убор ( например, шапку-ушанку). Шлем окрашивался в оливковый цвет либо в цвет хаки, иногда спереди рисовался контур пятиконечной звезды. С внутренней стороны шлемы, в затылочной части около нижней кромки проставлялся штамп завода – изготовителя, год выпуска, а также штамп с указанием размера.

Шлем СШ 40 в СССР и других странах

Шлем СШ-40 используется до настоящего времени всеми армиями стран СНГ. Кроме СССР СШ-40 использовался странами Варшавского договора, а также многочисленными повстанческими армиями африканских, ближневосточных, азиатских и др. стран.

Параллельно с разработкой нового стального шлема для нужд армии, возникла необходимость в создании и экипировке сил гражданской обороны и частей ПВО, в том числе и специальными шлемами. По заданию Наркомата обороны на Ленинградском металлургическом заводе в 1938г. начали производить такие шлемы. Внешне шлем сильно напоминал английский шрапнельный шлем Brodie обр.1915г. и по сути был упрощенным вариантом британской модели

Что такое однозначность измерения дальности?

Осуществление актов геноцида с помощью химического оружия

Первые радиолокационные устройство

Идея радиолокации немногим моложе идеи радиосвязи. 30 апреля 1904 года немецкий инженер Кристиан Хюльсмайер из Дюссельдорфа получил от Императорского бюро по патентам удостоверение на своё изобретение, названное телемобильскопом. Хюльсмайер предложил двухантенное устройство для обнаружения кораблей на большом расстоянии. Излучённый прибором сигнал отражался от объекта, принимался обратно и соответствующим образом обрабатывался. В состав аппарата входили радиопередатчик, вращающиеся антенны направленного действия, радиоприёмник со световым или звуковым индикатором, воспринимавший отражённые предметами волны.

При всём своем несовершенстве устройство Хюльсмайера содержало в себе основные элементы современного локатора. И уже 18 мая 1904 года аппарат был впервые испытан на кельнском железнодорожном мосту, а 10 июня — в роттердамской гавани.

Идея развивалась и в других заявках, многие из которых очень интересны. Так, в 1919 г. был выдан патент Л. Махтсу, в котором описывалось устройство со спиральной развёрткой и визуальной индикацией положения обнаруживаемого с помощью радиоволн объекта. Однако из-за несовершенcтва излучающих и принимающих устройств того времени возможностей практического осуществления предложенных идей не было.

В сентябре 1922 г. в США два экспериментатора, служившие в ВМФ, — Хойт Э. Тейлор и Лео К. Янг проводили опыты по радиосвязи на декаметровых волнах (3-30 МГц) через реку Потомак. В это время по реке прошёл корабль, и связь прервалась. Это натолкнуло их на мысль о применении радиоволн для обнаружения движущихся объектов. Несмотря на предположение Тейлора, что этот метод может быть использован в темноте и при плохой видимости, флот не сразу продолжил работу в этом направлении. В США именно Х. Тейлору и Л. Янгу приписывают открытие явления отражения радиоволн.

Спустя два года английские физики Э. Эпплтон и М. Барнетт по отражённому непрерывному сигналу измерили высоту слоя Хэвисайда. В этих опытах производилось измерение высоты ионосферы (слоя Кеннели-Хевисайда) путём наблюдения интерференции радиоволн, распространяющихся вдоль поверхности Земли, и волн, отражённых от ионосферы. Их работа считается первой публикацией описания опытов по определению положения отражающего радиоволны объекта.

Ещё через год американцы Г. Брейт и М. Тьюв провели эти измерения импульсным методом, а советские учёные Н. Мандельштам и Л. Папалекси к 1930 г. разработали теорию радиоинтерференционного измерения расстояний.

Операторы

Проверка технического состояния ДВС ЗМЗ 53

По некоторым показателям можно судить о техническом состоянии двигателя. Такими показателями являются:

  • расход масла на 100 (1000) км пробега;
  • значения величины давления масла на холостых и средних оборотах коленчатого вала;
  • компрессия в цилиндрах ДВС.

Расход масла проверяют по уровню контрольным щупом на холодном незаведенном двигателе. Если расход превышает 0,4 л на 100 км, двигатель нуждается в ремонте. Но ремонтируют ДВС и при меньшем потреблении масла, особенно тогда, когда на моторе нет никаких подтеков.

Компрессию в цилиндрах ДВС замеряют компрессометром. Такую операцию необходимо проводить вдвоем. Компрессия замеряется при вывернутых свечах, полностью открытой дроссельной заслонке, на хорошем аккумуляторе и отключенной подачей питания на высоковольтные провода. Хорошей компрессией на ЗМЗ 53 считается показатель 7,5 кг/ см².

С начала Руси

Воины носили шлемы с незапамятных времен. Всем хорошо известны образы древнегреческих гоплитов и римских легионеров в их характерных шлемах.

Каркасный шлем

Интересно, что если мы начнем отсчёт нашей государственности с 862 года, то и история русского шлема будет отсчитываться с этого же времени. Безусловно, на тех территориях, которые чуть позже станут называть Новгородским или Киевским княжествами, шлемы существовали и раньше.

Русский шлем с полумаской и бармицей

Свой путь русский шлем, согласно археологическим находкам, начал достаточно стандартно для северо-востока Европы. Согласно предположениям ученых, к примеру, авторитетнейшего А.Н. Кирпичникова, русский шлем начал свой путь в историю с так называемого каркасного шлема шпангенхельм, популярного у древних славянских и германских племен. На металлический каркас накладывались железные, медные или роговые пластины. Часто шлем снабжался дополнительными элементами: личиной, наушами, назатыльником.

Шелом Ивана Грозного

Конкуренцию ему чуть позже, как раз ко времени становления династии Рюриковичей на Руси, составил более современный норманнский шлем. Он уже больше похож на ставший классическим шлем русского богатыря. Хорошо развитая назальная пластина, цельная конструкция без каркаса и кольчужная бармица – вот его основные отличия. В это время домонгольские русские шлемы достигли пика своего развития, они были очень хорошо выделаны и богато украшены резьбой, серебром или чернением, имели личины и отличались качеством.

Шишак

Вслед за ним пришел так называемый шелом – классический русский остроконечный сфероконический шлем, увенчанный ярко выраженным шпилем. Высота шелома могла доходить до 30 см. Со временем к шелому добавились те же науши, козырьки и бармицы. Шелом наряду со сменившим его в XVI веке шишаком стал наиболее популярным доспехом. Шелом и шишак испытали сильное влияние монгольских, а те в свою очередь –иранских шлемов, но именно они создавали образ русского воина, снаряженного шлемом и доспехами.

Мисюрка

Шишак, плавно сменивший шелом, уже не задержался в вооружении настолько долго, насколько его предшественники. Компанию шишаку составили мисюрки – небольшие железные навершия с хорошо развитой бармицей, а также просто железные шапки – компактные и недорогие шлемы.

Железная шапка взятая от кабассета

Вслед за ними пришли уже русские варианты кабассета – металлического наголовья, известного нам по фильмам и картинкам про испанских конкистадоров. Ими снаряжались полки нового строя или стрельцы, дворяне же продолжали носить более дорогие и качественные шишаки. Но огнестрельное оружие всё быстрее вытесняло с поля боя железные доспехи и шлемы, и к концу XVI века они практически исчезают с полей сражений.

Шлем СТШ-81 «Сфера»

Эксплуатация: 1981 ― настоящее время
Производство: прекращено, производится лишь ССШ-94 «Сфера-С»
Корпус: титан 3 мм
Конструкция: купол образуют три отдельных бронеэлемента, размещенных в карманах спецчехла. Забрало не предусмотрено.
Масса: 2,3 кг
Класс защиты: 2-й
Площадь защиты: 10 кв. дм по 2 классу
Модификации: 1. ССШ-94 «Сфера-С» ― титановые бронеэлементы заменены на стальные. Масса увеличилась до 3,5 кг
2. » Сфера-П» ― титановые бронеэлементы заменены на тонкие стальные (0,7 мм). Масса уменьшилась до 1,6 кг. От огнестрельного оружия не защищает, только от механических ударов.
Использование: МВД, Внутренние войска.
Примечание: Отсутствие у «Сферы» целостного купола часто приводит к серьезным черепно-мозговым травмам даже в том случае если шлем остается не пробитым. Быстрый износ спецчехла способствует смещению бронеэлементов, а, следовательно, снижению качества защиты.

См. также

Шлемы третьего класса

Шлем Кивер-М – имеет 35 прочности, -3% к скорости бега, –5% к повороту. У Кивера средний шанс рикошета, можно смонтировать бронезабрало, которое защитит глаза и челюсти и с высокой вероятностью отразит пулю.

Общевойсковой защитный шлем 6Б47 «Ратник-БШ» – 25 прочность, -1% бега, -5% поворота. Звукоизоляции нет, совместим с тактическими наушниками. Шанс рикошета высокий.

Шлем контингента ООН в Таркове – 25 пунктов прочности, -2% скорости, -0.1% подвижности. Высокий шанс рикошета, низкая звукоизоляция, совместим с наушниками.

Шлем ССШ-94 «СФЕРА-С» – 100 прочности, -2% скорость бега, -1% поворот. Средний шанс рикошета, высокая звукоизоляция.

Баллистический шлем DEVTAC Ronin – 60 пунктов брони, -5% к скорости, -1% к проворности. Шанс рикошета низкий, однако закрывает шлем всю голову целиком.

Шлем ЛШЗ – прочность 30, -1% к скорости бега, -7% к повороту. Закрывает только верх и затылок. Совместим с наушниками, визором, забралом и дополнительной броней от Ops-Core. Шанс рикошета низкий.

Шлем СШ-68 с подшлемником – броня 30, -2% скорость бега, -8% поворот. Закрывает только верх и затылок. Высокий шанс рикошета.

Несколько слов об эффективности или нужна ли солдату каска

Начиная с времен Первой мировой войны, войска на поле боя в большей степени несут потери от действий вражеской артиллерии, чем от стрелкового огня противника. Статистика говорит, что 70-80% от общего числа ранений личного состава приходятся на осколочные, и только 20-30% — на пулевые. Поэтому основная задача каски – как, впрочем, и бронежилета – защита солдата от действия осколков.

Важнейшей характеристикой любой каски является уровень ее противоосколочной стойкости (ПОС). Например, для стального шлема V50%= 300-350 м/с для осколка массой 1 гр, что означает 50%-ю вероятность непробития корпуса конуса. Значительного повышения стойкости можно добиться путем увеличения толщины шлема, но это сразу же ведет к его утяжелению. Полимерные материалы, из которых создаются современные шлемы, имеют предел прочности, соизмеримый с высокопрочной сталью, но при этом они значительно легче. Кроме того, полимеры гораздо лучше, чем металлы, поглощают и рассеивают ударную энергию.

Каска не дает абсолютной защиты в бою, она лишь повышает шансы бойца на выживание. И повышает весьма серьезно. Еще во время ПМВ англичане посчитали, что массовое использование касок уменьшает количество убитых на 12%, а раненых – на 28%. Значительно уменьшается общий процент ранений в голову. Французы также изучали этот вопрос и получили аналогичные результаты.

Можно ли сделать каску, которая бы защищала не только от осколков, но и от пуль? Вероятно, что можно, вот только есть ли в этом смысл? Скорее всего, подобный шлем будет весить 7-8 кг, что сделает его использование, мягко говоря, проблематичным. Такие эксперименты уже проводились во время ПМВ и закончились они провалом: шлем выдерживал попадание мощной винтовочной пули, а вот шея бойца – нет.

Италия

В начале 30-х годов итальянская армия была экипирована французскими касками Адриана модели 1915 года и итальянскими шлемами модели 1916 года. Однако растущие потребности армии, а так же создание более совершенных моделей стальных шлемов в европейских странах вдохновили итальянское правительство на разработку собственных касок. Первая экспериментальная модель появилась в Италии в 1931 году. Несмотря на то, что шлем понравился Муссолини, он не был принят в армии, так как имел массу недостатков и технических недоработок. Однако он стал прототипом для создания в 1933 году основного боевого шлема итальянской армии, который оставался в вооружённых силах страны вплоть до 80-х годов ХХ в.

Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)

Шлем имел официальную маркировку «Шлем стальной модели 1933 года», но поставки его начались в армию в 1937 году. Новый шлем имел оригинальную, слегка вытянутую вперёд форму, как у легионеров древнеримской армии. М 33 изготовляли из сплава стали и никеля (были также шлемы из алюминия, которые предназначались для чиновников и полиции). Вес шлема составлял 1100-1200 граммов в зависимости от размера, толщина стенок 1,2 мм. Подшлемник делали из цельного куска овечьей кожи (в последние годы войны в связи с экономическими трудностями кожа была заменена пропитанной воском тканью). Он состоял из восьми язычков, скреплённых в верхней части шнуром. Сшивался подшлемник в затылочной части. С внутренней стороны подшлемника устанавливалась войлочная подкладка. Кожаная полоска подшлемника крепилась к нижней части двойного обруча, которая не соприкасалась со шлемом, что обеспечивало хорошую амортизацию при ударах, а также циркуляцию воздуха. Второй обруч крепился к раковине шлема с помощью трёх клёпок с вентиляционными отверстиями. Между собой обручи соединялись пятью вертикальными металлическими полосами. Шлемы, поставляемые в подразделения, воевавшие в Африке, имели дополнительное вентиляционное отверстие. Подбородочный ремешок изготавливался из кожи и состоял из двух частей, соединяющихся прямоугольной застёжкой.

Каска М 33, Италия.Лысьвенский музей (Пермский край)

В разное время итальянский шлем М 33 окрашивался в разные цвета. С 1936 по 1940 год – в серо-зелёный цвет светлого оттенка или в серый цвет, с 1940 по 1945 год в серо-зелёный цвет только тёмного оттенка, с 1947 года в хаки, с начала 50-х годов – в оливковый. Итальянские шлемы модели 1933 года экспортировались в Испанию в период гражданской войны, где они и получили первое боевое крещение. Кроме того, шлемы данной модели были поставлены в Финляндию в период Зимней войны 1939-1940 годов.

«Отношение было пренебрежительное»

Многие солдаты каски не надевали принципиально. Ветеран ВОВ Александр Шумилин в книге воспоминаний «Ванька-ротный» пишет, что на войне ходил без каски и ни разу не пожалел об этом, даже когда подвергался обстрелам. Его политрук по этому поводу говорил: «Дуракам закон не писан, пусть подставляют головы под пули».

Были даже части, где ношение касок расценивалось как «трусость». Высшее командование знало об этом и не скрывало своего недовольства.

«К каскам во всей советской армии отношение было пренебрежительное. И восьмая наша дивизия не составляла исключения. Объезжая и обходя части, в том числе на переднем крае, я не встречал ни одного человека, кто носил бы каску», – писал генерал Петр Григоренко, воевавший на 4-м Украинском фронте.

Критикуя такую «расхлябанность», военачальник ссылается на военных медиков, по данным которых 80% погибших и умерших от ран на войне были поражены в голову. Если бы они носили каску, это, возможно, спасло бы им жизни.

Однако у солдат были причины не любить каски. В полевых условиях они причиняли много неудобств. Особенно трудно приходилось разведчикам.

«Каска звенела на голове, цеплялась за сучки, мешала думать и сосредоточиться», – утверждал Шумилин.

Советская каска была тяжёлой – она весила 0,8 кг, и при постоянном ношении шея начинала болеть. Ещё одно неудобство, вероятно, состояло в том, что СШ-40 требовал много времени на снимание и надевание. Подтулейник из трёх лепестков имел целых 6 заклёпок (из-за чего и был прозван «шестиклёпкой», в то время как модель 1939 года именовалась «трёхклёпкой»). Кроме того, несмотря на усовершенствования, конструкция подшлемника оставляла желать лучшего, особенно в холодное время года. Как вспоминал писатель Василь Быков, однажды он пытался надеть каску на шапку, но не сумел её приладить.

«Без пользы она! Брось ее, младшой, к чёртовой матери», — посоветовал тогда Быкову помощник командира взвода.

Летом, когда происходили основные боевые действия, в советской каске было слишком жарко. В отличие от немецких касок в СШ-40 не было отверстий для вентиляции. Фронтовики вспоминают, что многие надвигали каску на затылок или напротив, «на нос».

Шапель

В XIII столетии изобретательные европейцы подумали: а почему бы не сделать обычную шляпу, но только из железа. Так появилась капеллина, она же шапель, она жежелезная шапка». Это был очень простой, но вместе с этим удобный головной убор.

Он обладал множеством преимуществ. Во-первых, шапель можно было делать из кусков металла, скрепляя их заклепками, — что сильно ускоряло и удешевляло производство. А во-вторых, он был лёгок и давал хороший обзор для воина. В условиях средневекового боя, когда надо было внимательно следить за происходящим вокруг, чтобы вовремя понять, когда пора бежать, этот фактор был очень важен. И в-третьих, железная шапка обладала широкими полями, которые хорошо защищали плечи пехотинца и могли отвести удар всадника, направленный сверху. А именно такие удары чаще всего и доставались средневековой пехоте. Шапель продержался в войсках аж до XVI века.

СШ-36

СШ (стальной шлем, или стальной шлем) 36 был разработан Александром А. Шварцем и начал производство в 1936 году. Его большой передний обод и широкие заслонки над ушами обеспечивали хорошую защиту для владельца. Немецкий M35 , представленный на год раньше российского СШ-36, послужил образцом для разработки СШ-36. СШ-36 также был снабжен гребнем сверху для вентиляции. Были также апокрифические утверждения, что гребень предназначен для отражения сабельных ударов.

СШ-36 крупным планом

Ранние СШ-36 изготавливались с обшивкой из хрупкой кожи. Из-за ненадежности этих ранних моделей с кожаной подкладкой в ​​более поздние версии были введены тканевые подкладки. Подобные проблемы также возникали с ранними кожаными подбородочными ремешками, поэтому кожаные подбородочные ремешки были постепенно заменены тканевыми моделями. На протяжении всего их производства выпускались четыре размера: маленький, средний, большой и очень большой.

СШ-36 носили советские солдаты в нескольких кампаниях конца 1930-х и 1940-х годов, в том числе во время кампании Халкин-Гол против японцев в 1939 году (получившей прозвище «Халкинголка»), Зимней войны в Финляндии 1939-1940 годов, 1939 года вторжение в Польшу , вторжения 1940 года в Прибалтику и Бессарабию , а также во Вторую мировую войну, или, как ее называют в России, Великую Отечественную войну . Он также был распространен среди солдат- республиканцев во время гражданской войны в Испании в связи с советской поддержкой правительства Испании.

Производство СШ-36 закончилось в 1941 году. Сегодня это редкая и дорогая вещь для коллекционеров.

Шлем «Алтын». Обзор, фото, характеристики.

Статья про бронешлем «Алтын»

Бронешлем «Алтын». Подборка-1Бойцы в бронешлеме «Алтын». Подборка-2Фотосравнение PSH-77 «TIG» и «Алтын»

История по созданию броне шлема «Алтын» (от татарского «Алтын»-шесть, золото) началась в 1982-1983 году, когда специалистам НИИ Стали попал в руки первый образец броне шлема PSH-77 «Tig» швейцарского производства. Швейцарский шлем PSH-77 «Tig» имел титановый корпус и переговорную гарнитуру. Для PSH-77 «Tig» было изготовлено 4 вида забрал: поликарбонатный-противоударный, поликарбонатный-1-го класса защиты, титановый-поликарбонатный, титановый для крепления прибора ночного видения. Шлем

«Алтын» комплектуется титановый-поликарбонатным забралом.

До 190-ых годов в СССР не было на вооружении бронешлемов 2-го класса защиты имеющий защитное забрало для защиты лица. Заказ по разработке нового шлема стал КГБ СССР (после 1990-го года использовался сотрудниками ФСБ РФ) и соответственно с этим он стал поступать в будущем на вооружение бойцов групп «А» и «В», и «С». Уже в 1984 году сотрудники НИИ Стали предоставили первые образцы нового шлема из титана, а также подготовили техническую документацию для его создания. Так как титана не пригоден для ковки заготовки для каски делали методом вытягивания. Первые «Алтыни» имели толщину титана в 4 мм и не имели подшлемника из арамидной основы. НИИ Стали делал только забрало и купол, а сотрудники КГБ уже сами производили сборку и установку гарнитуры. В начали 1990-ых шлем получил арамидный подшлемник, а толщина шлема уменьшилась до 3 мм. Шлем

«Алтын» долго состоял на вооружение правоохранительных органов, так как имел хорошие характеристики и высокую надежность. Шлем стал первым отечественным шлемом имевший защиту лица с помощи забрала на основе забрала из титана и пулестойкого стекла и обеспечивал защиту по первому классу бронезащиты. полимерным стеклом. Помимо забрала на отечественном шлем появилась переговорная гарнитура. На основе шлема «Алтын» был создан шлем К6-3 и «Маска-1». «Алтын» прошел реальные боевые испытания в Афганистане и Чечне и до сих пор остается на вооружении органов МВД РФ и армейского спецназа.

Зашита шлема: 3-мм титан с арамидным подшлемником (первые шлемы имели толщину шлема в 4 мм титана и не имели арамидного подшлемника).

Фото шлема «Алтын»

Источники[править]

Шлемы

Отдельные исторические:

Агигиольский • Агриский • Кабаньи шлемы • Кентерберийский • Чумешти • Вендельские шлемы • Котофенешти • Ковентрийский салад • Кросби-Гаррет • Эмесский • Гевнинский • Гъермундбю • Боров из Гильден Морден • Гизбороуский • Халлатонский • Фрагмент шлема из Хорнкасла • Хорнкасл • Локрумё • Мейрик • Ньюстид • Неймегенский • Перету • Волластон • Рибчестерский • Шорел • Стафордширский • Шлем из Саттон-Ху • Тьеле • Венецианский • Ватерлоо • Вичемский

Древние и античные:

Ассирийский • Урартский • Аттический • Шлем из клыков • Беотийский • Халкидский • Колю • Коринфский • Галея • Иллирийский • Имперский • Кегельхельм • Конос • Позднеримский гребенчатый • Монтефортино • Негауский • Фригийский • Пилос • Шмарджет • Трипольский

Средневековья и Нового времени:

Армет • Бармица • Барбют • Бацинет • Бургиньот • Цервельер • Закрытый шлем • Большой закрытый шлем • Кабассет • Касидион • Откидной наподбородник • Жабья голова • Топхельм • Хундсгугель • Кабуто • Капеллина • Кулах-худ • Ламелленхельм • Ерихонка • Мэнгу • Морион • Норманнский • Греческий • Пикельхельм • Салад • Секрет • Каркасный • Тюрбанный • Куакалалатльи • Мисюрка • Тлинкитский • Хаппури

Первой и Второй Мировой Войны:

Каска Адриана • Каска Броди • Американский M1917 • Болгарский M36 • Датская M1923 • Штальхельм • M1934/39 • Стальная каска десантных войск • M33 • Австралийская каска M42 • M1 • M1C • Mk III • Португальская M1940 • Wz. 31 • RAC • СШ-36 • СШ-39 • СШ-40 • SSK 90 • Л’Эплатенье

Эпохи Холодной Войны:

CABAL II • CCD • Vz. 53 • Wz. 67 • CG634 • GK80 • JK 96 • Mº 44 E.T.A. • M59/85 • M63 • M76 • Mk IV • Mk 6 • Модель 1951 • Модель 1978 • MPC-1 • OR-201 • Паратрупер • СШ-60 • СШ-68 • Тип 66 • Gefechtshelm M92 • GOLFO • M80 • M90 • M59/85 • M87 • PASGT

Современности:

A2 • Wz. 93 • QGF03 • Advanced Combat Helmet • Enhanced Combat Helmet (Австралия) • Enhanced Combat Helmet (США) • FAST • Lightweight Helmet • MICH • Mk 7 • Sfera • SPECTRA • ЗШ-1 • Каска фидаинов

Другие:

Геральдический шлем • Рогатый шлем • Крылатый шлем • Махиоле • Тарнхельм • Пробковый шлем • Английский полицейский шлем • Американский пробковый шлем • Civilian Protective Helmet • ЗШ-5 • Экзоскелет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector