Су-15

СОДЕРЖАНИЕ

Тактико-технические данные

  • Максимальная скорость у земли — 1200 км/ч
  • Максимальная скорость на высоте — 2230 км/ч
  • Скорость набора высоты — 228 м/с
  • Максимальная дальность с ПТБ — 1780 км
  • Динамический потолок — 18500 м
  • Боевой радиус — 725 км
  • Взлётная дистанция — 1150 м
  • Посадочная дистанция — 1250 м, с тормозным парашютом — 950 м
  • Длина самолёта с ПВД — 21,41 м
  • Высота самолёта — 5 м
  • Размах крыла — 98,34 м
  • Вес пустого самолёта — 10760 кг
  • Максимальный взлётный вес — 17,2 т
  • Количество топлива в баках — 5550 кг
  • Двигатели — 2 х Р-13–300
  • Тяга на форсаже — 6600 кгс
  • Вооружение — 2 х ГШ-23
  • Ракеты — 2 х Р-98М и 2 х Р-60М
  • Бомбы — 2 х ФАБ-250
  • Экипаж — 1 чел

Су-15 посадка

Ссылки

История создания и производства

Самолёт предназначался для перехвата воздушных целей с диапазоном скоростей 500—3000 км/ч и высот 500—23000 метров. Вывод перехватчика в район встречи с целью и до обнаружения её бортовой РЛС выполнялся с помощью наземного комплекса автоматизированного наведения «Воздух-1». Перехват цели, прицеливание и наведение ракеты с осуществлялось БРЛС. Ракеты с ИКГСН имели иной принцип наведения — инфракрасное (тепловое) излучение, которое они воспринимали, шло непосредственно от цели.

Проектирование истребителя-перехватчика в ОКБ П.О. Сухого было начато в 1961 году. В связи с тем, что по указанию Н.С. Хрущева, запрещалась разработка новых типов самолетов, а допускалась только модернизация существующих, новый самолет рассматривался как модернизация комплекса перехвата на базе истребителя Су-11.

Опытный экземпляр был построен и испытан в 1962 году. Во время государственных испытаний не было существенных замечаний и происшествий. По результатам Госипытаний, единственным минусом самолета была малая дальность полета. Этот недостаток был устранен за счет увеличения запаса топлива.

Прочность конструкции самолета позволяла развивать сверхзвуковую скорость даже у земли. Мировая авиация не знала аналогов данному самолету в то время.

На вооружение Войск ПВО СССР самолет был принят 30 апреля 1965 года, он был определён в состав комплекса перехвата Су-15-98.

Первый предсерийный Су-15 был собран в Новосибирске. В марте 1966 года первый полёт на нём совершил заводской лётчик-испытатель И. Ф. Сорокин, которому впоследствии, во многом именно за эти испытания, было присвоено звание Героя Советского Союза. Третий полёт на самолёте 15 марта 1966 года выполнил лётчик-испытатель ОКБ В. С. Ильюшин. Затем лётные испытания самолёта продолжили лётчики-испытатели Ю. Н. Харченко, В. М. Морозов, В. А. Дыров, Е. С. Соловьёв, Е. К. Кукушев, В. Н. Кондауров и другие. В июле 1967 года истребитель был показан широкой публике на воздушном параде в Домодедово.

Серийное производство началось в 1966 году. С 1971 по 1975 год было выпущено 450 Су-15ТМ, наиболее совершенной модификации перехватчика. В 1976—1981 годах строился модернизированный учебно-тренировочный Су-15УМ. Всего за время серийного производства было выпущено около 1300 Су-15 всех модификаций.

Истребитель Су-15 долгое время был основой ПВО СССР. Большинство самолетов Су-15ТМ и Су-15УМ были списаны не выработав до конца свой ресурс, т.к. они попали под сокращение по договору ОСВ-2.

Особенности конструкции

Обзор МР-353 начнем с его дизайна. Внешне он получился достаточно симпатичным и современным. Но как видно на фото пистолета, его дизайн никак нельзя назвать передовым. С одной стороны, вроде бы ничего лишнего, с другой – никакого намека на аскетизм. Размеры пистолета можно назвать средними, хотя многие хотели бы носить за поясом более компактную модель.

В отличие от своего боевого «брата», чья конструкция построена на короткоходовом движении ствола, травматический пистолет МР-353 имеет свободный затвор, а возвратная пружина расположена под ним. Затвор-кожух перемещается по направляющим рамки. Рама у резинострела стальная, но сверху покрыта пластиком. Все остальные элементы – из стали. Рукоятка по-спортивному эргономична, покрыта мягким пластиком.

На затворе установлен указатель наличия патрона в патроннике. Это небольшой выступ на выбрасывателе. После отстрела последнего патрона затвор пистолета остается в крайнем заднем положении. При установке заряженного магазина он возвращается в переднее положение нажатием на рычажок затворной задержки с левой стороны или же легким оттягиванием затвора назад.

Что касается точности, то МР-353 сбалансирован таким образом, что при стрельбе ствол практически не подбрасывает вверх. Это делает его более удобным, чем, например, тот же пистолет Макарова. Гражданский «Грач» позволяет вести прицельную стрельбу на расстоянии до восьми метров. Кучность попаданий отличная практически без разброса. Эффективная дальность стрельбы также ограничивается восемью метрами.

Можно ли в армию при себорее?

Берут ли в армию с себорейным дерматитом? Можно обусловить скоротечное избавление от службы, если есть явные признаки болезни

При снижении раздражения врачи вновь дают согласие идти на армейскую службу, однако с определенными дополнительными мерами предосторожности. В таком случае решение вопроса берет на себя комиссия

При себорее разрешено вступать во всевозможные войска, за исключением службы на подводной лодке. Индивид с данным заболеванием способен обучаться любой профессии. Только в обязательном порядке следует придерживается правил личной гигиены.

Не требуется придерживаться специализированных диет, достаточно уменьшить число жирной и сладкой пищи. Данные пищевые продукты питания приводят к обострению. Из-за ношения формы состояние кожи не может ухудшиться, если стирка белья осуществляется регулярно.

↑ История создания

Су-15 Работы по разработке Су-15 начались в сложный для авиации период 50-60 гг., когда правительство СССР сделало ставку на ракетное будущее, где самолетам отводилась роль носителей при полной автоматизации полета.

Военные специалисты понимали ошибочность такого решения. Никто спорить в открытую не решался, поэтому профильные КБ продолжали работать над проектами – кто как мог, на свой страх и риск.

самолет Су-15 фото

Проектирование Су-15 велось под видом модификации перехватчиков Су-11. На самом деле это была совершенно другая машина. Сухой отказался от отработанной на Су-9/11 схемы с одним двигателем и установил два Р-11Ф-300, опробованных МиГ-21ПФ.

По бокам фюзеляжа размещались воздухозаборники прямоугольного сечения; освободившееся в носовой части место отводилось под РЛС. Первый полет был совершен 30.05.1962 года. Госипытания, завершившиеся к концу 1963 г., подтвердили, что самолет в основном удался.

Через год с небольшим «пятнадцатый» окончательно «вышел из тени» и получил право на официальное существование в качестве комплекса перехвата. В 1967 г. Су-15 появились в войсках, однако доводка и совершенствование продолжались. Много проблем доставила конструкторам отработка БРЭО и вооружения. И все же самолет пришелся по душе строевым летчикам.

самолет Су-15 фото

Усовершенствованная система автоматического управления САУ-58, ставшая для суховцев первым реальным опытом такой работы, обеспечивала полную автоматизацию перехвата воздушных целей. Дублирование основных самолетных систем и внедрение автоматического захода на посадку повышало безопасность полета. Возможности силовой установки позволяли продолжать полет на одном двигателе.

Типовыми целями для перехватчика считались бомбардировщики и крылатые ракеты, находившиеся в то время у «предполагаемого противника». На деле нарушителями чаще всего оказывались легкомоторные самолеты или разведывательные аэростаты, для борьбы с которыми сверхзвуковой истребитель по определению не приспособлен. В вооруженных столкновениях Су-15 никогда не участвовали; они несли боевые дежурства, которые зачастую выдавались достаточно сложными и напряженными.

истребитель-перехватчик  Су-15 фото

На базе самолета сделано несколько модификаций, в том числе двухместные учебно-тренировочные, а также экспериментальные и опытные варианты. Наиболее успешным считается Су-15ТМ с усиленным комплексом оружия и РЛС «Тайфун-М». Су-15 не поставлялся за рубеж и прослужил в ПВО, а затем ВВС до распада Советского Союза, когда по условиям договора СНВ-1 машины пустили «под нож».

Оценка проекта

Проект был аннулирован в виду большого количества доработок основной конструкции.

По результатам анализа представленных проектов было признанно, что При установке 152-мм гаубицы Д-15 требовалось где-то размещать боезапас, а сделать это без уменьшения ёмкости топливных баков в корпусе было невозможно. При этом, масса СУ-Д15, по сравнению с СУ-85, увеличивалась на 1500 кг. Орудия калибра 122 мм и 152,4 мм могут перегрузить узлы ходовой части и ухудшить подвижность средних самоходно-артиллерийских установок. Ввиду большого объёма переделок, мало возимого боезапаса, перегрузки передних катков машины, от дальнейшей разработки СУ-Д15 придётся отказаться. Поэтому орудия этих калибров было решено использовать для вооружения тяжелых танков и САУ.

Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.

История службы

Историческая справка

Конструкция самолёта

Аэродинамическая схема перехватчика Су-15 – это моноплан с низким расположением треугольного крыла большой стреловидности и хвостовым оперением с килём и цельноповоротным стабилизатором. Планер выполнен из алюминеевых сплавов, на первых сериях стояло крыло от Су-11. Носовая часть фюзеляжа конусной или оживальной формы, размещает внутри радиопрозрачного обтекателя бортовую РЛС. Фонарь каплеобразной формы закрывает кабину пилота, в лобовой части установлен неподвижный козырёк, остальная часть сдвигается назад. Под кабиной лётчика находится ниша, в которую убирается носовая стойка, сразу за ней топливные баки.

Для экстренного покидания в кабине установлено катапультируемое кресло КС-4, обеспечивающее спасение пилота на скорости от 140 км/ч и на высотах от 0 до 20 км.

Су-15

Крыло в виде треугольника большой стреловидности в 600, передняя кромка изготовлена с видимым изломом, на задней кромке размещены элероны и закрылки со сдувом пограничного слоя. На верхней поверхности консолей находятся аэродинамические гребни, снижающие индуктивное сопротивление.

Силовая установка истребителя-перехватчика включает два двигателя Р-11Ф2С300, которые размещены в хвосте корпуса рядом друг с другом. По бортам фюзеляжа начиная от кабины пилота и до хвоста расположены воздухозаборники, регулирующие поток воздуха к двигателям самолёта.

Шасси убирающееся, трёхопорное с гидравлическими амортизаторами и двухколёсной тележкой носовой стойки (с 1973 года). Такая стойка была установлена на последнюю модификацию Су-15ТМ, кроме того, на этой модели стояли двигатели Р-13–300 повышенной мощности.

Су-15ТМ

К какому врачу обратиться при атопическом дерматите (экземе)?

Тактико-технические характеристики истребителя Су-15

  • Размах крыла, м 10,5
  • Длина, м 21,5
  • Высота, м 5
  • Площадь крыла, м2 35,7
  • Масса пустого самолета, кг 12 500
  • Стартовая масса, кг 18 000
  • Скорость полета на высоте 2М
  • Скорость полета у земли М=0,9
  • Потолок, м 18 000

В 1983 г. летчик Г. Осипович сбил корейский самолет «Боинг-747» на Су-15.

Су-15 (1949г.)

Истребитель-перехватчик модели Су-15 был спроектирован опытными конструкторами ОКБ Сухого. Данную машину оснастили двумя реактивными двигателями, которые были расположены по тандемной схеме. Всего было изготовлено только две машины типа Су-15, и одна из них потерпела крушение при испытаниях.

Создание

История создания боевой гранаты Ф-1 началась в 20-х годах прошлого века. К 1922 году Красная Армия была вооружена различными типами оборонительных гранат иностранного производства. Среди них находились надёжные английские гранаты Миллса и французские — F-1, отличавшиеся продуманной формой и сомнительным качеством запала, подрывавшим её сразу после удара, без выдержки времени замедления.

В 1925 г. Артиллерийское Управление РККА выявило критическую нехватку ручных оборонительных боеприпасов на своих складах и впервые задумалось о разработке и производстве совершенной гранаты с хорошей поражающей способностью и качественным взрывателем.

Запал гранаты

В результате, французскую F-1 оснастили запалом системы Ф.В. Ковешникова и в 1928 г., после нескольких испытаний и поправок, советская граната Ф-1 была принята на вооружение Красной Армии.  Военные быстро окрестили её «лимонкой».

На первоначальном этапе для производства «лимонки» корпусы заимствовались от иностранных F-1, но уже к 1930 году в СССР запустили собственное производство.

Начиная с 1939 года, в условиях повышающейся угрозы войны, значительно ускорилось развитие оборонной промышленности СССР. В это время советскими инженерами разрабатывались новые образцы военной техники, боеприпасов и усовершенствовались имеющиеся.

Модернизация не обошла стороной и Ф-1:

  • в 1939 году инженер Храмеев Ф.И. рационализировал корпус гранаты, убрав нижнее окно и заменил простой чугун, использовавшийся для его изготовления, на сталистый, чем повысил убойную силу боеприпаса;
  • в 1941 году конструкторы Вицени Е.М. и Бедняков А.А. преобразовали Ф-1, разработав более дешевый запал, понизивший время задержки взрыва с 6 секунд до 3,5 — 4,5. Он получил название УЗРГ (унифицированный запал к ручным гранатам), а в послевоенные годы он был еще раз улучшен.

С тех пор, гранаты Ф-1, в которых изменили принцип взрыва, широко применялись в различных военных кампаниях и несмотря на то, что они устарели, а в армию давно поставляются более современные ручные гранаты, «лимонки» и по сей день не исчезли из ее арсенала.

Интересные факты

1 сентября 1983 года Боинг-747, выполняя рейс Нью-Йорк — Сеул нарушил границу воздушного пространства СССР над полуостровом Камчатка, отклонившись от маршрута на 300 км. Шесть МиГ-23, поднятых по тревоге, подавали сигналы предупреждения. Выйдя на время из нашего воздушного пространства, Боинг-747 вновь появился уже над Сахалином с ещё большим отклонением. Наше ПВО приняло сначала этот борт за самолёт-разведчик RS-135, который действительно летел рядом с Боингом. Взлетевший на перехват Су-15, пилотируемый подполковником Г. Осиповичем сблизился с самолётом-нарушителем и выполнил все действия согласно международным правилам — включал и выключал аэронавигационные огни, покачивал крыльями и передавал предупреждения по радио.

Когда не последовало ответной реакции, пилот открыл огонь из пушек по курсу Боинга, тот продолжал полёт, тогда по приказу с земли подполковник Г. Осипович выпустил две ракеты Р-98 и сбил самолёт-нарушитель. Советский пилот утверждал, что на Боинге-747, кроме экипажа людей не имелось, и нельзя говорить, что самолёт был сбит, вероятнее всего, Боинг добили позже, чтобы объявить СССР «империей зла».

Су-15УМ из музея авиации ПВО на авиабазе Саваслейка

Когда с документов о гибели Ю.А. Гагарина был снят гриф «Секретно», космонавт А. Леонов рассказал, что опасный маневр Су-15, прошедшего совсем рядом и был причиной катастрофы самолёта первого космонавта.

Су-15ТМ имел большую посадочную скорость — свыше 300 км/ч.

Среди советских пилотов одно из неофициальных названий у Су-15 было — это «красавчик ПВО», также после инцидента 1 сентября 1983 года ходило прозвище «убийца Боингов» или саркастическая кличка «голубь мира».

Су-15

Сохранившиеся экземпляры

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 16 августа 2013.
  2. М. А. Левин, В. Е. Ильин. Современные истребители. — «Хоббикнига», 1994. — С. 122—129. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.
  3. ↑ П.Н. Сергеев. Советский истребитель-перехватчик Су-15.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 16 августа 2013.
  5. Yefim Gordon. Sukhoi Interceptors. — MIDLAND, 2004. — P. 76—77, 98-105. — 127 p. — ISBN 1-85780-180-6.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 1 декабря 2012.
  7. . Советская Чувашия (15 октября 2009). Дата обращения 11 апреля 2014.
  8. Горячее небо «холодной войны». Часть 3. // Мир авиации : журнал. — М., 1996. — № 2 (12). — С. 38—42.

Аналоги орудия Д-15

Потери

Представленные данные не полные и не окончательные.

Дата Страна Место аварии Жертвы Краткое описание
1970 г. Вайнёде Латвия 1/1 Самолёт 54 гвИАП. Разбился при взлёте по тревоге. Погиб капитан Юмашев.
07.05.1971 Арциз 1 Самолет 90 ИАП совершал упражнение посадки на чужой аэродром (Арциз — Стрый). При возвращении назад самолет упал в Карпатах. Летчик Сайфуллин, и.о. командира 1-й эскадрилии погиб,
07.12.1977 Клин 1/1+1/1+1/1+1 Три катастрофы в течение 17 минут. Среди погибших — генерал В. Кадышев, главный штурман авиации ПВО СССР, замкомандира АП лётчик-снайпер п-к Фомин, комзвена м-р Тищенко и местный житель.
12.10.1979 Цивильский район Чувашская ССР 1/1 Самолёт 681 ИАП, аэродром Данилово под Йошкар-Олой. Разбился во время ночного учебно-тренировочного полёта. Погиб лейтенант Скамейкин Сергей Владимирович.
18.07.1981 Армянская ССР 1/0+4 Самолёт 166 ИАП, аэродром Сандар, Марнеули, Грузинская ССР. Участвовал в перехвате аргентинского транспортного самолёта Canadair CL-44 и вынужден был совершить таран. В результате машина получила повреждения, лётчик катапультировался.
16.08.1983 Краматорск 0/1+0/1 Над Старым городом при заходе на посадку столкнулись два Су-15 — один местный, другой — из Моршанска. Причина — ошибки служб радиосвязи. Один самолёт упал на ул. Мичурина, разрушен дом в частном секторе, лётчик катапультировался. Другой — с повреждениями осуществил посадку на аэродром. Жертв нет.

История производства Су-15

Серийное изготовление Су-15 началось с 1966 г. на Новосибирском авиазаводе им. Чкалова. В следующем году машины стали поступать в строевые части ПВО. Су-15 сразу же заслужил доверие пилотов своими высокими летными данными. Бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение самолета позволяли эффективно выполнять задачи противовоздушной обороны.

На самолетах первых серий проявились и некоторые недостатки конструкции, связанные с применением треугольного крыла: посадочная скорость была слишком большой, а поэтому опасной. Машина могла выйти за пределы полосы, порой не помогал даже тормозной парашют.

Избавиться от этих проблем удалось на следующих модификациях Су-15, которые имели крыло переменной стреловидности. Су-15 мог перехватывать цели в обширном диапазоне скоростей и высот. Обычно он работал совместно с наземным комплексом наведения «Воздух-1М». Нарушителя засекали на большом расстоянии с помощью стационарного радара, после этого на перехват поднимались истребители, их наводили на цель по командам с земли.

На определенной дистанции в работу включался бортовой радиолокатор перехватчика. Пилот проводил поиск цели, обнаружив которую, отправлял запрос по системе распознавания «свой-чужой». Этой системой были оборудованы все самолеты СССР: военные и гражданские. Когда радиолокатор истребителя фиксировал цель, от нее должен был последовать ответ: «Свой! Атаковать нельзя!» Если ответа не было, пилот принимал решение о ракетной атаке.

Изначально Су-15 задумывался и строился как истребитель для решения больших задач. Потенциально объектами перехвата, кроме высотных разведчиков, могли быть крылатые ракеты 1-го поколения и стратегические самолеты-бомбардировщики. В условиях холодной войны приходилось взлетать на перехват различных целей. Нередко нарушителями были частные самолеты, которые заходили в воздушное пространство СССР в результате навигационных ошибок.

Су-15 был самым результативным истребителем-перехватчиком авиации ПВО. На его боевом счету участие в двух широко известных инцидентах. В обоих случаях это были пассажирские самолеты.

20.04.1978 в Карелии был перехвачен и принужден к посадке южнокорейский «Боинг-707».

1.09.1983 Су-015 сбил над Сахалином еще один южнокорейский «Боинг-747».

Су-15 послужил базовой моделью для производства некоторых тестовых самолетов. Одним из них стал истребитель с укороченным взлетом и посадкой. Он был оснащен тремя дополнительными подъемными двигателями.

Первый полет на этой машине В. Ильюшин выполнил в 1966 году. Позднее она была продемонстрирована во время воздушного парада в Домодедово летом 1967 года. Су-15 стал самым массовым советским истребителем-перехватчиком. Он стоял на вооружении 29 авиационных полков, которые дислоцировались во всех регионах СССР. Всего было построено 1400 таких самолетов в нескольких модификациях. Су-15 служили в частях противовоздушной обороны страны более 30 лет. Последние экземпляры были сняты с боевого дежурства в 1996 году.

Истребитель КБ О. П. Сухого Су-15 стоял на вооружении Советских ВВС длительное время: 1970-1980-е гг. Он выпускался серийно в нескольких модификациях начиная с 1971 г.

Силовая установка: два двигателя Р-13Ф-2-300 конструкции С. К. Ту- манского, тяга по 74 кН. Основной вид вооружения — ракеты класса «воздух—воздух».

Испытания аппарата Су-15

Первая рабочая машина была готова в январе 1949 года. При первом же полете в этом месяце конструкторы смогли увидеть ряд проблем с управлением машиной. Они касались гидравлики, плохой эффективности работы элеронов на невысоких скоростях, а также был большой момент пикирования при выпуске парашютного тормоза. А на больших скоростях, которые почти достигали скорости звука, машину трясло, и отмечались большие вибрации. Конструкторы долго не могли выяснить причины появления тряски. Для выявления проблемы на самолет была установлена специальная пишущая аппаратура, которая провела запись и анализ полета. Было выяснено, что машину трясло только при определенных скоростях − от 570 км/ч до 825 км/ч, а на низших или высших скоростях большая тряска не была выявлена.

В конце весны 49 года были определены все характеристики самолета Су-15. Но испытания были достаточно затянуты, и для ускорения этого процесса был задействован еще один пилот. Заводские испытания Су-15 так и не были закончены, поскольку данная машина была потеряна 3 июня 49 года в результате катастрофы, причины которой точно неизвестны и на сегодняшний день. На момент крушения самолет уже выполнил 38 полетов из 42 запланированных на испытаниях.

Варианты самолета Су-15

Первым вариантом стал «дублер» разбившейся машины Су-15, который изготовлялся как перехватчик с большой дальностью полета. На нем было уменьшено сечение каналов воздухозаборника, что привело к значительной экономии топлива. Его оснастили дополнительными подвесными баками, которые имели объем почти 2 тысячи литров. Установленное вооружение было представлено тремя крупнокалиберными пушками. Также был изменен посадочный щиток. Данная конструкция самолета так и не была достроена, он была готова на 42%.

Вторым вариантом стал проект под названием Су-15УТ, который был выполнен только на чертежах конструкторов. Он был предназначен для обучения и тренировок пилотов. Отличием от базового аппарата было удлинение кабины пилотов, этого смогли достичь за счет установки меньшего топливного бака. За счет удлинения кабины конструкторам удалось разместить еще одно сидение для инструктора. Что касается вооружения, то самолет должен был иметь одну пушку и пулемет.

Оценка проекта

Проект был аннулирован в виду большого количества доработок основной конструкции.

По результатам анализа представленных проектов было признанно, что При установке 152-мм гаубицы Д-15 требовалось где-то размещать боезапас, а сделать это без уменьшения ёмкости топливных баков в корпусе было невозможно. При этом, масса СУ-Д15, по сравнению с СУ-85, увеличивалась на 1500 кг. Орудия калибра 122 мм и 152,4 мм могут перегрузить узлы ходовой части и ухудшить подвижность средних самоходно-артиллерийских установок. Ввиду большого объёма переделок, мало возимого боезапаса, перегрузки передних катков машины, от дальнейшей разработки СУ-Д15 придётся отказаться. Поэтому орудия этих калибров было решено использовать для вооружения тяжелых танков и САУ.

Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.

Сохранившиеся экземпляры

Фото Тип Бортовой номер Местонахождение
Су-15ТМ 37 Ходынское поле, Москва
Су-15 42 Ходынское поле, Москва
Су-15УМ 50 Ходынское поле, Москва
Су-15ТМ 85 Ходынское поле, Москва
Су-15 ?? Северная проходная НКАЗ, Новокузнецк
Су-15 85 Кривой Рог (клуб «Юный Авиатор»), Украина
Су-15ТМ 01 Мемориал I корпуса ПВО Заполярья, Абрам-Мыс, Мурманск, Мурманская область
Су-15ТМ 76 Авиационно-технический музей, Луганск, Украина
Су-15ТМ 41 Военно-исторический музей Воздушных сил Вооружённых Сил Украины
Су-15ТМ 16 Государственный музей авиации, Киев, Украина
Су-15 01 Одесский военно-исторический музей, г. Одесса, Украина
Су-15УМ 56 Полтавский музей дальней и стратегической авиации, Украина
Су-15ТМ 02 Североморск, Мурманская область
Су-15 05 Возле могилы Героя СССР Петра Наумовича Зубко, с. Лесное, Украина
Су-15УМ ? г. Доброполье, Украина
Су-15 07 пос. Хвойный (Санкт-Петербург)
Су-15ТМ 265 (старый б/н 29) п. Сокол (неподалёку от г. Кемь), Карелия
Су-15ТМ 11 Центральный музей Великой Отечественной войны, Москва
Су-15ТМ 04 НАПО имени Чкалова, Новосибирск
Су-15ТМ 15 514 Авиационный ремонтный завод, Ржев
Су-15УМ 46 Музей ПВО, Ржев
Су-15 30 г. Невьянск, Свердловская область
Су-15ТМ 31 п. Золотая Долина, Приморский край
Су-15ТМ 39 Центральный музей Вооружённых Сил, Москва
Су-15 40 Памятник возле Дома Офицеров, Южно-Сахалинск
Су-15УМ 55 Двор средней школы № 15, посёлок Заря Балашихинского района Московской обл., порезан на металлолом
Су-15ТМ 77 Новоалександровск, Ставропольский край, Россия
Су-15 87 п. Шишкино, Ставропольский край, Россия
Т-58Л 11 Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино
Су-15ТМ ? п. Хурба, Хабаровский край, в/ч 77944
Су-15 01 Дорохово, Тверская область

Тактико-технические характеристики Су-15

— Главный конструктор: Н.Г. Зырин- Первый полёт: 30 мая 1962 года- Начало эксплуатации: 30 апреля 1965 года- Конец эксплуатации: 1996 год- Годы производства: 1966 — 1981- Единиц произведено: ~ 1 300

Экипаж Су-15

— 1 пилот

Размеры Су-15

— Длина: 22,03 м- Размах крыла: 9,34 м- Высота: 4,843 м- Площадь крыла: 36,6 м²- Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 55°/45°- База шасси: 5,942 м- Колея шасси: 4,79 м- Нагрузка на крыло: 397 кг/м²

Вес Су-15

— Масса пустого: 10 874 кг- Нормальная взлётная масса: 17 194 кг- Максимальная взлётная масса: 17 900 кг- Посадочная масса: 12 060 кг- Масса топлива во внутренних баках: 5 550 кг- Объём топливных баков: 8675 л

Двигатель Су-15

— Силовая установка: 2 × ТРДФ Р-13Ф-300- Бесфорсажная тяга: 2 × 4100 кгс (40,2 кН)- Форсажная тяга: 2 × 6600 кгс (64,7 кН)- Тяговооружённость: 0,82

Скорость Су-15

— Максимальная скорость у земли: 1300 км/ч- Максимальная скорость на высоте: 2230 км/ч на 13 000 м (М=2,16)- Посадочная скорость: 285–295 км/ч- Боевой радиус: 725 км

Скорость взлета Су-15

— 370 км/ч

Дальность полета Су-15

— Практическая дальность: 1380 км- Перегоночная дальность: 1700 км- Длина разбега: 1000–1100 м- Длина пробега без тормозного парашюта: 1050–1150 м- Длина пробега с тормозным парашютом: 850–950 м

Практический потолок Су-15

— 18 500 м

Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5 g

Вооружение Су-15

— Точки подвески: 6- Боевая нагрузка: 1500 кг- Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-98М и 2 × Р-60М могли применяться и более старые ракеты типа Р-8М или Р-8М-1, но только при перехвате цели в ЗПС- Бомбы: 2 × ФАБ-250 (вместо ПТБ)- Пушечные контейнеры: 2 × УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л (по 250 снарядов)

Состоял на вооружении

Всепогодный истребитель-перехватчик Су-15ТМ. На чертеже:

1— ПВД-7; 2—радиопрозрачный обтекатель БРЛС «Тайфун-М»; 3 — крышки эксплуатационных люков отсека БРЛС; 4 — козырек фонаря: 5—рукоятка ручного открытия фонаря; 6- — перископ; 7 — подвижная часть фонаря кабины; 8—воздухозаборник охлаждения двигательного отсека: 9— форкиль; 10 руль направления; 11 —радиопрозрачный обтекатель антенно-фидерной системы «Пион»; 12—створки отсека тормозного парашюта; 13,22,32 и 37—антенны системы госопознавания; 14—основное колесо КТ-61/3 (880×230 мм); 15—створка ниши основной опоры шасси; 16 — сгворка основного колеса; 17 — 1Я1а створки; 18 — носовое колесо КН9 620×180 мм; 19— крышка эксплуатационного люка БРЭО; 20 створка ниши носовой опоры шасси; 21 —радиоантенна системы наведения «Лазурь»; 23 -флюгарка датчика скольжения; 24 — серьга; 25 амортизационная стойка; 26 — траверса; 27—гидроцилипдр уборки (выпуска) основной опоры шасси; 28 — рычаг подвески колеса; 29 — флюгарка указателя угла атаки; 30 — ненаправленная антенна радиокомпаса АРК-10; 3 1 -регулируемый воздухоиборник; 33 —закрылок; 34 цельноповорот-ный стабилизатор; 35 — противофлаттерный груз; 36,92- разрядник статического электричества; 38 радиопрозрачная панель рамочной антенны АРК-10; 39—антенны аптенно-фидерной системы «Пион»; 40 — аэродинамическая перегородка; 41—авиационное пусковое устройство АПУ-60-1; 42 — авиационное пусковое устройство ПУ-2-8; 43 — балка колес; 44 — шлиц-шарнир; 45,46—звенья складывающегося подкоса; 47—замок убранного положения шасси; 48 — задняя створка пиши; 49 — гяга задней створки; 50—гидроцилиндр управления колесами передней опоры шасси; 51—амортизатор; 52 — ось подвески амортизатора; 53 — гидроцилиндр подъемника; 54 — валик управления колесами передней опоры; 55 — механизм управления колесами; 56 -шина заземления; 57—локализатор авиапушки I I11-23Л; 58—выходное отверстие гильзоотвода; 59—узел крепления контейнера; 60 задний упор контейнера; 61 —задний обтекатель контейнера с патронным ящиком; 62 -левая панель приборной доски; 63 — контрольное табло шасси, закрылков и тормозных щитков; 64—кран шасси; 65 — пульт управления БРЛС «Тайфун-М»; 66 — пульт выбора рода вооружения; 67—указатель авиагоризонта; 68—пульт управления автопилотом; 69 — колиматорный визир К-ЮТ; 70 — индикатор БРЛС; 71 —акселерометр; 72 — аварийное табло; 73 — информационные табло; 74 — правая панель приборной доски; 75—двухстрелочный термометр выхлопных газов 2ТВГ-4; 76 — центральная панель приборной доски; 77 — белая полоса; 78—авиационные часы АЧС-1; 79—аварийный кран шасси; 80 —балочный держатель БДЗ-57М; 81 —управляемая ракета класса «воздух воздух» с тепловой головкой самонаведения средней дальности Р-98Т; 82—управляемая ракета класса «воздух — воздух» с тепловой головкой самонаведения малой дальности Р-60; 83—управляемая ракета класса «воздух—воздух» с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения средней дальности Р-98Р; 84—600-литровый подвесной топливный бак; 85 — передний обтекатель контейнера; 86—ПВД-7; 87—тяга элерона; 88—тяга закрылка; 89 — юрчрзной щиток; 90 — — фитинги стыковки носовой и хвостовой частей фюзеляжа; 91 — элерон; 93 —радиопрозрачный обтекатель антенны радиостанции Р-802В; 94 — радиопрозрачная панель антенны системы ближней навигации; 95 — шомпольный стык панелей клина воздухозаборника

Основные данные самолетов семейства Су-15

Су-15

Су-15ТМ

Двигатель

Р11-Ф2С-300

Р13-300

Взлетная тяга, кгс

2×6175

2×6600

Размах крыла, м

8,616

9,34

Длина самолета с ПВД, м

21,41

21,41

Высота на стоянке, м

5,0

4,843

Площадь крыла, м2

34,56

36,6

Взлетная масса, кг

16 570

17 200

Масса пустого, кг

10 220

10 760

Максимальная скорость, км/ч

2230

2230

Практический потолок, м

18 500

17 450

Максимальная дальность, км: практическая с подвесными баками

1260 1540

1210 1780

Разбег, м

1150—1200

1050— 1150

Пробег, м

1000—1100

1150 — 1250

Вооружение

2хР-8М

2хР-98М 2хР-60 2хУПК-23-250

Н.ЯКУБОВИЧ«Моделист-конструктор» № 11’2007

История создания

Предпосылки

Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработки проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению.

Распоряжение ГКО о начале работ по противотанковым средствам, предназначенными для борьбы с немецкими Танками (прежде всего — «тиграми» и «пантерами»), было издано 29 августа 1943 года. В соответствии с ним, в сентябре-октябре того же года КБ Уралмашзавода, с санкции Управления самоходной артиллерии и Главного артиллерийского управления РККА, разработало четыре проекта САУ.

Один из которых был на базе СУ-85 с орудием 152,4 мм.

Предполагалось, что СУ-Д-15 в ближайшем времени сможет заменить СУ-122, мощности гаубицы которых не хватало для эффективного поражения тяжёлых танков германии.

создание прототипа

В сентябре 1943 года СУ-85 оснастили мощным артиллерийским орудием — 152,4 мм гаубицeй конструкции завода № 9.НКВ. Начальная скорость снаряда при массе 48-49 кг достигала 508 м/с. Броневая пробиваемость по сравнению с 85 мм снарядом орудия д-5с-85 увеличилось на 28 %. Фугасное действие 152,4 мм снаряда увеличилось почти на 100 % по сравнению с орудием 85 мм. Этой самоходке был присвоен заводской индекс СУ-Д15. При аналогичном вооружении эта самоходка была по массе намного меньше, чем тяжелая самоходная установка СУ-152 созданная на базе танка КВ-1с.

Но из-за имеющихся недостатков, проект СУ-Д15 в металле не изготавливался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector