Т-72б3

Содержание

Модификации танка

Вторая модернизация Т-72Б

За более сорока лет эксплуатации для Т-72 было изготовлено множество модификаций. Еще на этапе разработки в конце 60-х годов имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка.

Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:

  • Т-72 «Урал» — базовый вариант танка;
  • Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
  • Т-72А — модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
  • Т-72АК — командирский вариант модернизированного танка;
  • Т-72М и Т-72М1 — экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
  • Т-72АВ — модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
  • Т-72Б — модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня усилилась до 570 мм;
  • Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
  • Т-72С — экспортная облегченная модификация, после срыва некоторых поставок поступила на вооружение армии РФ;
  • Т-72Б2 «Рогатка» получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная защита против мин;
  • Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2016 гг) с современным оснащением, вооружением и бронированием.

С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели. После распада СССР свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Израиля, Румынии, Ирака.

Расходы

Временная непригодность

Ограниченно годен к военной службе: категория В

Многие граждане путают классификационные категории «В» и «Г». Чтобы внести ясность, нужно определить, что представляет собой группа «Г». Данная категория присваивается временно на полгода или год. Когда указанный период заканчивается, гражданину приходится повторно проходить медкомиссию в военкомате.

Перечень заболеваний, при диагностировании которых врачи присваивают классификационную категорию «Г»:

  1. Туберкулез, после полноценного излечения которого призывник считается полностью пригоден к прохождению воинской службы, может быть отнесен к классификационной категории «А» или «Б»;
  2. Лепра;
  3. ВИЧ;
  4. Венерические заболевания и другие инфекции;
  5. Диагностированное ожирение;
  6. Дистрофия;
  7. Шизофрения;
  8. Наркоманы проходят постановку на учет в специализированном медицинском учреждении;
  9. Нетрадиционная половая ориентация, другие расстройства психики индивида;
  10. Психозы;
  11. Эпилептические припадки;
  12. Детский церебральный паралич;
  13. Онкологические процессы головного, спинного мозга;
  14. Болезни, ухудшающие зрение;
  15. Отсутствие ушной раковины;
  16. Проблемы со слухом;
  17. Расстройства сердечно-сосудистой системы;
  18. Болезни горла, которым сопутствуют проблемы с дыханием;
  19. Больше десяти зубов расположены на верхней или нижней челюсти;
  20. Заболевания крови, нарушения функционирования кровяных телец, тромбофилия и т.п.;
  21. Эутироидный зоб;
  22. Диабет;
  23. Шизофрения;
  24. Дисфункции психического развития;
  25. Рассеянный склероз;
  26. Энцефалит;
  27. Гнойная форма отита;
  28. Сердечная недостаточность;
  29. Диагностированная гипертония;
  30. Тяжелые формы геморроя;
  31. Астма.

Это только часть перечня заболеваний и расстройств, при диагностировании которых призывникам присваивается категория «В» и выдается военный билет с указанием осваиваемой специальности.

Возможные последствия для представителей категории «В»

Одного желания служить в армии — мало!

Прежде всего, нужно понимать, что призывники, которым после прохождения медкомиссии была присвоена классификационная категория «В», не будут привлекаться к срочной, либо контрактной службе в период, когда в стране мир.

Такие же ограничения относятся к призывникам, которым присвоена категория «Д». Разница между этими группами заключается в том, что последние не будут призываться даже при проведении всеобщей мобилизации.

Когда призывнику присваивается категория «В», ограничивается его возможность трудоустройства в той или иной отрасли системы народного хозяйства. К таким отраслям относятся:

Подобные запреты не могут распространяться на какие-либо другие разновидности гражданской службы или работы в муниципальных органах. Какие возможности остаются у желающих посвятить свою жизнь военной службе, либо попросту отдать долг родине.

По своей сути такие поправки подразумевают возможность для людей проходить повторные обследования. Следовательно, если предварительно призывнику была присвоена классификационная категория «В», он может вылечиться, улучшить состояние здоровья, пройти медкомиссию еще раз.

По результатам повторной проверки в индивидуальном порядке будет принято постановление относительно изменения классификационной категории для возможности прохождения военной службы в рядах ВС РФ. Повторная медкомиссия может проходиться призывником сколько угодно раз.

Относительно классификационных категорий призывников распространяется множество слухов

Необходимо обязательно обратить внимание на то, что категория «В» подразумевает утверждение минимальных ограничений

Например, отсутствие возможности оформления водительского удостоверения при ограниченной пригодности к несению военной службы является недостоверной информацией. По данному вопросу отношение к той или иной категории военнослужащих не может играть никакой роли.

Единственной проблемой, которая может послужить препятствием в оформлении водительских прав, считается диагностированное заболевание, в соответствии с которым медицинские работники присвоили призывнику классификационную категорию «В».

Сотрудники ГИБДД не уполномочены отказывать гражданам в оформлении водительских прав, у которых в военном билете указывается ограничение по пригодности к несению службы. Это правило относится и к другим разновидностям оформляемой документации.

В мирное время граждане с присвоенной классификационной категорией «В» не могут проходить службу по контракту, либо проходить обучение в военных училищах. Такие граждане лишаются возможности проходить службу в МВД, либо иных силовых структурах.

Присвоение такой категории подразумевает автоматическое определение призывника в запас без прохождения военной подготовки.

Ограниченно годен к военной службе — что это значит, разъяснит видеоматериал:

Т-80БВМ «Мотобол-2»

Начиная с середины семидесятых годов прошлого века и до развала Советского Союза, отечественная промышленность параллельно выпускала две линейки основных боевых танков. Одна — «уральская», в лице Т-72 и его дальнейшего развития Т-90; другая представлена Т-64 и Т-80. Первая отличалась применением дизельных двигателей, тогда как на Т-80 применяется газотурбинный. По итогам боевых действий в Чеченской республике, а также в рамках оптимизации численности Вооружённых сил, газотурбинные танки решили передать на базы хранения.

Одно время казалось, что по завершении выполнения заказов Южной Кореи и Кипра на полторы сотни Т-80УЕ, эта линия отомрёт. Однако события последних лет показали обратное: Министерство обороны не просто вернуло Т-80 с баз хранения в строевые части, но и приняло решение на модернизацию. Тема поручена АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения».

mil.ru
Танкисты ЗВО в Подмосковье получили танки Т-80БВМ.

Общее направление работ — унификация Т-80БВ (1985г.) с «уральской линией». получат прицел наводчика «Сосна-У», средства связи и другое оборудование с Т-72Б3, а комплекс защиты — с Т-90М. Промышленность получила заказ на модернизацию строевых машин типа Т-80БМ в ходе одного из форумов «Армия». Соответствующая тема носит «долгосрочный характер». Сначала предполагается выпуск установочной партии численностью порядка 60-80 единиц, для переоснащения пары танковых батальонов.

Модернизированный образец впервые продемонстрировали в сентябре 2017 г. по случаю Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона возле города Луга Ленинградской области. Затем одна машина выступала в динамическом показе на полигоне «Алабино» в ходе МВТФ «Армия-2018». Внешне обновлённый танк заметно отличается от Т-80УЕ-1, которые в большом количестве традиционно принимают участие в различных мероприятиях на площадках форума, выполняя стрельбу по мишеням в полигонных условиях и показывая лёгкость и точность управления в «танковом балете».

Численность парка Т-80 в составе Сухопутных войск России зарубежными источниками оценивается: пятьсот единиц в строевых частях и ещё три тысячи — на складах хранения. Среди этого множества присутствуют модификации «Б», «БВ» и «У», которые собирали в Ленинграде и Омске. Сначала их комплектовали моторами (разработки конструкторского бюро имени В.Я. Климова) мощностью 1.000 л.с., позднее — 1.100 и 1.250 л.с. За годы серийного выпуска масса танка увеличилась с 42 до 46 тонн, и ещё немного подросла в ходе доработок.

mil.ru
Т-80БВМ выполняет стрельбу по мишеням в полигонных условиях.

Модификация «УЕ-1» при весе 47 тонн разгоняется до 70 км/час и показывает запас хода по шоссе 500 км. Сохранив мощность на прежнем уровне, улучшенные силовые агрегаты ГТД-1250 на Т-80БВМ демонстрируют меньший расход топлива, сравнимый с «дизельными аналогами». Словом, модернизация в вариант Т-80БВМ «Мотобол-2» значительно повысит боевые возможности строевых машин, доведя их до уровня современных требований.

Дальнейшее развитие

Описание

Танк представлял собой третье поколение танков за счёт динамической защиты «Контакт», более совершенной с двухплоскостным стабилизатором пушки 2Э42-2 для стрельбы на ходу и комплекса управляемого вооружения 9К120 «Свирь» с прицелом-прибором наведения 1К13-49. Также в состав СУО входил прицельный комплекс 1А40-1. Усиление брони башни повлекло увеличение массы до 44,5 тонн.

Связь обеспечивалась новым радиокомплексом «Абзац» с дальностью связи более 20 км, в составе которого была УКВ-радиостанция Р-173, радиоприёмник Р-173. В танк устанавливался новый мотор В-84-1 — четырёхтактный V-образный 12-цилиндровый дизель мощностью 840 л. с.

Бронезащита

Броня корпуса создавалась сильно дифференцированной, комбинированного типа. Верхняя лобовая деталь представляла собой лист трёхслойной комбинированной брони, состоящий из 80 мм стального наружного, 105 мм среднего стеклотекстолитового и 20 мм стального внутреннего слоёв. Этот лист располагался под углом в 68 градусов, благодаря чему его приведённая толщина достигала 550 мм. Нижняя лобовая деталь — лист обычной катанной гомогенной броневой стали толщиной 85 мм под углом 60 градусов.

Борта корпуса, расположенные вертикально, имели толщину 80 мм в области обитаемого объема и 70 мм в области моторно-трансмиссионного отсека.

Так же на боках корпуса имелись противокумулятивные бортовые экраны, состоящие из алюминиевого сплава, которые в походном состоянии можно было складывать, прижимая к пылевым щиткам для того, чтобы избежать случайных повреждений.

Башня изначально создавалась и производилась с монолитным бронированием, что большинство считало главным и наиболее критичным недостатком ОБТ, поэтому в 1979 году на модификации под обозначением Т-72А была установлена башня с комбинированной современной бронезащитой.

Так же у всех современных модификаций лобовые и боковые части корпуса с башней имеют дополнительную навесную или встроенную динамическую защиту.

Достоинства и недостатки

Страны-операторы Т-72 и его модификаций, красным отмечены бывшие эксплуатанты

Основное преимущество Т-72 — его универсальность. Оптимальное сочетание ключевых показателей сделало танк одним из самых массовых по производству, особенно среди ранних моделей. До сих пор модернизированные версии остаются востребованными.

Другое преимущество танка — хороший ресурс модернизации. Первоначальная конструкция оказалась не только удачной для практического применения, но и позволила совершенствовать машину, разрабатывая многочисленные модификации.

Однако не обошлось и без недостатков. Одним из первых устранили монолитное бронирование башни, заменив его на комбинирование. Однако остались проблемы с компоновкой и тесном размещении экипажа.

Данный аспект осложняется наличием топливных баков и боекомплекта рядом с экипажем. В случае подрыва машины покинуть ее довольно сложно, особенно при возникновении пожара или ранении. Это негативно сказывается и на экипаже, нередко из-за паники покидались еще пригодные для боя и ремонта танки.

Обращают внимание и на высокую стоимость модернизации, особенно в отношении радиоэлектронного оборудования. Данный аспект ставит под сомнение дальнейшее применение Т-72 и его модификаций для современных методов ведения боя

Несмотря на это использование таких машин в массовых сражениях остается актуальным.

Модификации Т-72

Т-72 выпускался во множестве модификаций, причем не только в СССР, но и в других странах. Стоит отдельно упомянуть только некоторые из них.

Советские модификации

В СССР был создан целый ряд опытных модификаций этого танка, в основном с другими орудиями и различным дополнительным оборудованием. Большинство их них так и остались опытными танками, и на вооружение приняты не были. Однако было и несколько серийных модификаций:

  • Т-72К – командирский вариант с дополнительной навигационной аппаратурой, радиостанцией и автономными питанием;
  • Т-72А – основная модернизация после 1979 с лазерным прицелом и другими технологическими нововведениями;
  • Т-72АК – командирский Т-72А;
  • Т-72М – вариант Т-72А на экспорт с броневой башней, системой коллективной защиты и особой комплектацией боеприпасов;
  • Т-72Б – модернизированный Т-72А с комплексом управляемого вооружения, динамической защитой «Контакт», двигателем В-84;
  • Т-72БА – вариант Т-72Б с несколькими серьезными модификациями, ставший результатом капитального ремонта нескольких Т-72;
  • Т-72Б2 «Рогатка» – более точный танк с силовой защитой и множеством камер для дополнительной точности наведения.
  • Т-72Б3 – модернизация танка, направленная на повышение его боевых качеств и приближение к уровню Т-90

Иностранные модификации

  • Т-72АГ – украинский экспортный вариант танка;
  • Т-72-120 – украинская модернизация,  экспортировавшаяся в страны НАТО;
  • Т-72KZ – казахстанско-израильская модернизация;
  • Т-72KZ «Шыгыз» – совместная модернизация Казахстана, Украины и Израиля, впервые выпущенная в 2012 году;
  • Т-72 Т 21 – совместная словацко-французская модификация с французской башней Т 21;

Также несколько модернизаций было выпущено в Израиле и ряде других стран.

Применение в бою

Т-72 активно применялся во многих вооруженных конфликтах, например в:

  • Ирано-иракской войне;
  • Ливанской войне;
  • Чадско-ливийском конфликте;
  • Миротворческой миссии на Шри-Ланке и миротворческой операции ООН в Сомали;
  • Войне в заливе;
  • Чеченских войнах;
  • Гражданской войне в Таджикистане;
  • Иракской войне;
  • Войне в Южной Осетии;
  • С 2014 и до сих пор Т-72 участвуют в вооруженном конфликте на востоке Украины.

Память о танке

Т-72 пока достаточно активно применяется в современных конфликтах, так что на памятниках он представлен мало. Его можно увидеть на постаменте в Нижнем Тагиле, в месте производства, а также в целом ряде музеев по всему миру:

  • В Танковом музее Бовингтона;
  • В музее в Кубинке;
  • В музее истории Т-34;
  • В музее Израильских танковых войск;
  • В Техническом музее в Тольятти;
  • В Техническом музее Вадима Задорожного;
  • В танковом музее Верхней Пышмы;
  • В немецком танковом музее.

Танку Т-72 посвящена целая серия игр, которые танк и называются «Т-72» и являются танковыми симуляторами.

ГАЗ-32212–764

ГАЗ-32212–264 это заднеприводный микроавтобус Газель-Бизнес с бензиновым двигателем УМЗ-4216. Количество мест: 12 пассажирских, 1 водительское. Может использоваться в качестве как городского маршрутного такси, так и на пригородных рейсах. Все сидения направлены вперед по ходу движения автобуса и оснащены ремнями безопасности.

Оптимальная планировка салона

Микроавтобус рассчитан на перевозку 12 человек

По сравнению с пригородной модификацией он лишился одного посадочного места, но стал более удобным в посадке и высадке — теперь этот процесс занимает считанные секунды, что очень важно для работы с большим пассажирским потоком. Оптимизированное расположение сидений позволяет передвигаться по салону без каких-либо ограничений, а также исключает возникновение чувства тесноты

Такая компоновка делает автомобиль подходящим как для общественного транспорта, так для организации служебной развозки или трансфера.

Бензиновый двигатель

Силовой агрегат Газели производится Ульяновским заводом. Этот мотор сочетает в себе лучшие черты своих предшественником с новейшими технологиями —такими, как микропроцессорное управление впрыском. Среди его достоинств стоит назвать экономичность, исключительную простоту обслуживания и доступность запчастей, надёжность. Кроме того, двигатель производства УМЗ можно адаптировать для работы на метане или пропан-бутане, значительно уменьшив уровень расходов на топливо.

Повышенная комфортабельность

Все кресла установлены по ходу движения, имеют эргономичную конструкцию и снабжены ремнями безопасности. В салоне используется система освещения с большим количеством ламп и дополнительный мощный отопитель. Широкий проём, подножка и поручни способствуют быстрой посадке и высадке пассажиров. Всё это делает микроавтобус Газель подходящим для работы на маршрутах любой протяжённости и обеспечивает высокий уровень комфорта для каждого пассажира.

Задний привод

Заднеприводный автомобиль очень вынослив — он способен работать с большими нагрузками без риска для узлов. Такая компоновка трансмиссии помогает сохранить устойчивость машины и превосходную управляемость даже на скользкой дороге. Сдвоенные задние колёса обеспечивают удобство обслуживания микроавтобуса в пути и позволяют поддерживать стабильное сцепление с дорожным покрытием.

Маршрутные такси стали привычной частью окружающей нас действительности. Компактные, манёвренные и экономичные, они оптимизируют работу транспортной системы городов и делают поездки удобными для пассажиров. Убедиться в этом можно, оценив преимущества пассажирской Газели.

Боевое применение

Впервые танк применили при боевых действиях в 1982 году в Ливане, в долине Бекаа. Две сирийские танковые бригады попали в окружение и было принято решение отправить им на помощь элитную бригаду, оснащённую новыми Т-72. Они успешно уничтожили несколько израильских М60, практически не понеся потерь, прорвав тем самым окружение.

В Ираке советские машины проявили себя ещё лучше, практически без достойного сопротивления уничтожая Чифтены и Скорпионы, а всего за 8 лет войны, было потеряно 60 танков.

А вот во время вторжения в Кувейт, где советским ОБТ противостояли американские Абрамс М1А1 новой модификации, оснащённые 120 миллиметровой немецкой пушкой, было потеряно до 250 Т-72. Более того, известен случай, когда увязший в грязи Абрамс был атакован 3 Т-72, уничтожил их, и был отбуксирован на базу, после чего вновь вступил в строй.

Такое соотношение потерь можно объяснить отсутствием современных снарядов, способных справиться с бронёй Абрамса, у Ирака.

В Грузии, Чечне и Осетии Т-72 опять понесли большие потери, причём в Осетии обе стороны конфликта были вооружены ими, но Россия потеряла 2 танка, а Грузия 18, что доказывает то, что все эти потери произошли лишь из-за плохой подготовки экипажей и неправильного командования.

Действительно, во время штурма Грозного, танки применялись без прикрытия стрелков в городских условиях и уничтожались выстрелами в борта и корму, при этом случаи пробития лобовой брони неизвестны.

Были отмечены надёжность на марше в горных условиях и способность выдерживать многочисленные попадания без заметных повреждений.

Технические характеристики

Рассмотрим параметры ружья МЦ 255 в стандартном исполнении, калибр которого равен 12 мм:

  • производитель – Россия;
  • год выпуска – 1993;
  • режим огня ружья МЦ 255 – одиночный;
  • патроны – 12/70 мм;
  • емкость барабана — 5 патронов;
  • длин ствола ружья МЦ 255 – 755/705 мм;
  • общая длина — 1120 мм;
  • масса — 3,6 кг;
  • статус ружья МЦ 255 – производится.
МЦ255 МЦ255-12 ОЦ-62
Калибр 12 20 28 32 .410 12 12
Патронник, мм 70, 76 70, 76 70, 76 70, 76 70, 76 70, 76 67
Длина, мм 1155 1065 1005 1065 1005 1065 920 1065 920 1105 | 865 965 | 725 366
Длина ствола, мм 755 705 645 705 645 705 560 705 560 705 560 200
Вес без патронов, кг 3.7 3.6 3.4 3.3 3.1 3.1 2.8 3.1 2.8 3.9 3.5 2.2
Барабан, кол. патронов 5

См. также

Применение в боевых условиях

С момента принятия на вооружение Т-72 и его модификации активно применялся своими операторами во всех конфликтах на Ближнем Востоке, в Европе, Африке, на Кавказе и Украине. С применением данного танка выделяет следующие операции:

  • Ирано-Иракская война 1980-88 гг;
  • Ливанская война 1982 г;
  • Чадско-Ливийский конфликт 1987-90 гг;
  • Война в заливе 1990-91 гг;
  • Августовский путч 1991 в СССР;
  • Нагорно-Карабахский конфликт 1991-94 гг;
  • Боснийская война 1992-95 гг;
  • Гражданская война в Таджикистане 1992-95 гг;
  • Чеченские войны 1994-96 и 1999-2002 гг;
  • Конфликт в Косово 1998-99 гг;
  • Иракская война 2003 г;
  • операция в Беслане 2004 г;
  • Война в Южной Осетии 2008 г;
  • Гражданская война в Ливии 2011 г;
  • Пограничный конфликт в Судане 2012 г.

Т-72 использовались также в миротворческих миссиях Индии в Шри-Ланке и в Сомали. Данные танки до настоящего времени применяются в Сирии с 2011 года, а также в конфликте на востоке Украины с 2014 г.

Автор статьи:
Парпурин Вадим

Ссылки

Виды и их особенности

В результате загрязнения в почву попадают нехарактерные для нее физические, химические и биологические вещества. Есть 2 вида загрязнителей.

  • Один из них – естественный. Основной биологический фактор – лесные пожары, пыльные бури, извержения вулканов, деятельность бактерий в почве. В итоге в атмосферу попадают твердые и газообразные вещества, которые затем оседают в грунт. Особо сильного вреда окружающей среде это не несет, как и существенного ущерба для почв.
  • Другой загрязнитель связан с жизнедеятельностью человека, то есть является антропогенным. Он, в свою очередь, делится на два типа – химический и биологический. Первый тип включает в себя различные неприродные элементы и соединения. Второй – простейшие бактерии, вирусы и гельминты.

Технический прогресс не стоит на месте, и людям требуется все больше природных ресурсов, при переработке которых выделяются различные виды отходов. Не существует ни одной отрасли экономики, которая не влияла бы на окружающий мир. Наиболее опасными являются радиоактивные вещества и ядохимикаты, отравляющие грунт на долгие годы. Список можно продолжить, но лучше рассмотреть подробнее основные загрязнители почв.

  • Промышленные предприятия. В процессе производства они выделяют различные отходы – твердые, жидкие и газообразные. Например, металлургические заводы могут наполнять почву солями цветных металлов, деревообрабатывающие – фенолом, метадоном и другими токсичными химическими веществами.
  • Жилые дома. Здесь основными источниками являются сточные воды, остатки пищи, строительный мусор, пришедшие в негодность вещи и мебель.
  • Общественные учреждения и предприятия быта. Столовые, магазины, гостиницы, больницы и другие заведения также приносят немало мусора, загрязняющего земельные ресурсы, находящиеся вокруг них.
  • Теплоэнергетика. Кроме различных шлаков, остающихся после сжигания угля, также в воздух попадают остатки несгоревших частиц, сажи и так далее. Ветра разносят эти вещества на довольно приличное расстояние и, в конце концов, они попадают в почву.
  • Транспорт. Большинство автомобилей пока еще используют двигатели внутреннего сгорания. Традиционный транспорт в результате сжигания топлива выбрасывает в атмосферу выхлопные газы, в составе которых присутствует свинец, оксид азота и другие вещества. Они выпадают на грунт, оседают на растениях и довольно продолжительное время не разлагаются.
  • Сельское хозяйство. Чтобы увеличить урожаи, применяются различные минеральные удобрения, и это может нарушить естественный круговорот веществ. При использовании навоза в почву могут попасть различные болезнетворные бактерии, которые в будущем попадают в организм человека через продукты. Для борьбы с вредителями и сорняками используют различные ядохимикаты, которые уничтожают не только вредных, но и полезных насекомых. Плюс ко всему – нарушается природный баланс в результате гибели нужных организмов.

Экскурс в историю создания танка

Танк Т-72

Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.

Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.

В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.

Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.

Броня

Первая модернизированная версия Т-72А

Бронирование Т-72 дифференцированное. Конструкция корпуса жесткая, коробчатая, собирается из листов катанной гомогенной броневой стали. Лобовая часть состоит из сходящихся клином двух плит с комбинированным бронированием. Верхняя плита включает 80 мм стального наружного слоя, 105-миллиметрового стеклотекстолитового и внутреннего стального слоя толщиной в 20 мм. Нижняя плита — катаная гомогенная броневая сталь в 85 мм.

Приведенная комбинированная защита эквивалентна 305-410 мм брони. Остальной корпус выполнен из гомогенной катаной стали. Вертикальные борта — 80 мм в передней части и 70 мм в моторно-трансмиссионной. Последняя отделяется от боевого отделения броневой перегородкой.

Друзья (12):

Оценка проекта

Т-72Б3 обр.2011:

В совокупности, из новшеств наличествует только прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, а также модернизированный под новые снаряды автомат заряжания (АЗ) и модернизированная пушка 2А46М-5, новый ЦБВ с датчиком погоды, всё остальное 30-летней давности от базовой модели.

Нет приёмников ГЛОНАСС для определения экипажем местоположения танка. Вместо новых двигателей В-92С2 (1000 л. с.), стоят моторы В-84-1 мощностью 840 л. с. после капитального ремонта. По информации ГАБТУ, установка старых двигателей в танки произошла из-за позднего заключения контракта с «Уралвагонзаводом». Вместо современной динамической защиты «Реликт», стоит старый «Контакт-5».

Танк Т-72М1, предназначенный для Алжира по той же цене, оснащён гораздо лучше. В российском варианте модернизации электроника сильно отстаёт от современных танков.

Т-72Б3 обр.2014:

Т-72Б3 обр.2016:

Основные цели и задачи

Т-72 относится к средним танкам. Основной акцент таких машин делался на скорости и хорошей ударной мощи, позволяющей развивать наступление и преодолевать слабо укрепленные линии. В современной классификации такие машины определяются как основные боевые танки.

Ключевая особенность данного типа техники — универсальность и многозадачность. Сочетание подвижности, боевой мощи и значительной защиты расширяет потенциал применения танка. Он может использоваться в масштабных наступлениях и локальных конфликтах, поддерживать небольшие отряды или преодолевать укрепленные линии обороны.

Отдельных боевых задач или специализации для таких машин не выделяют. Они определяются фронтовой обстановкой и практической необходимостью. Именно данный аспект и считается ключевым преимуществом основного боевого танка.

История создания танка Т-72

После внедрения в массовое производство Т-64А мгновенно обнаружились ключевые недостатки данной машины. В первую очередь проблемы с двигателем и ходовой частью. Возникали нарекания и на автомат заряжания. К примеру, чтобы механику-водителю перейти в боевое отделение требовалось отвернуть башню на 90 градусов относительно вектора движения танка и изъять часть боеукладки.

Но главной проблемой стала высокая себестоимость и трудность с наладкой выпуска на остальных заводах страны. Это была цена инноваций, примененных харьковскими инженерами.

Первый Советский ОБТ — Т-64А

По вышеперечисленным причинам началась разработка нового танка, схожего по боевой эффективности, но обладающего более низкой ценой и высокой технологичностью.

Год Событие
1967 Издание указа о старте разработки танка Т-72
1968 — 1969 Полевые испытания двух Т-64. Одна с В-45 с эжекционной, вторая с тем же двигателем, но с вентилируемой охладительной системой и другой ходовой частью (второй вариант представило КБ Уралвагонзавода)
1969 Уральский вариант Т-64 успешно прошел испытания. Количество зарядов в автомате заряжания сократили до 22 штук. Установили силовую установку В-46 (780 л/с). Новой машине присвоили наименование “Объект 172М”
1973 Начало серийного производства Т-72 “Урал”
1974 Поступление Объекта 172 в армейские части Советского Союза
1992 Окончание производства
2016 Начало модернизации более ранних машин до версии Т-72Б3 образца 2016 г

Если рассуждать о боевой эффективности танка, то машина прекрасно показала себя в многочисленных конфликтах 20-го века на большей часть Земли. Говоря про опыт эксплуатации в СССР и России, то это: Афганистан, Чечня, Южная Осетия. Именно эти машины являлись основой «танкового кулака», который, по мнению Советского командования, должен был дойти до Западной Европы, не считаясь с потерями.

Т-72 с динамической защитой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector