Трижды герои советского союза

«Победа в воздухе куётся на земле»

Великую Отечественную войну Сафонов встретил, находясь за штурвалом истребителя И-16. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, он сбил свой первый вражеский самолёт — бомбардировщик Хе-111. Согласно ряду свидетельств, это стало первой воздушной победой советских лётчиков в Заполярье. В газете «Краснофлотец» вышла статья с призывом «Бейте фашистов, как лётчик Сафонов!». Сам же Сафонов, спустя всего три дня, сбил ещё один гитлеровский бомбардировщик.

Несмотря на то что ситуация в Заполярье была чрезвычайно напряжённой, Сафонов находил время для анализа боёв и разработки новых тактических приёмов. Его эскадрилья, имея относительно небольшие потери, стала самой результативной в полку. При этом он умел находить подход к подчинённым. Одних он прямо во время боя обучал тактике и записывал на них сбитые благодаря его помощи самолёты врага, с другими устраивал «разборы полётов», причём порой весьма болезненные.

Также по теме

«Обращал свои способности на благо страны»: как Иван Папанин стал дважды Героем Советского Союза

125 лет назад родился дважды Герой Советского Союза, один из первых организаторов полярных исследований в СССР Иван Папанин. Хотя он…

По воспоминаниям сослуживцев, Сафонов однажды отчитал при товарищах молодого лётчика, проявлявшего в бою чрезмерную осторожность, в дальнейшем тот стал буквально образцом мужества. Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте

Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования

Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте. Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования.

Особое внимание Сафонов уделял техническому обеспечению полётов. «Победа в воздухе куётся на земле

Я, например, половину сбитых мною самолётов отношу за счёт своего техника Семёнова и механика Колпакова. Сколько бы пробоин ни было в моем самолёте после боя, к следующему вылету он неизменно в полной исправности», — заявил он однажды в интервью флотской газете.

Сафонов тщательно изучал сбитые немецкие самолёты, продумывал способы их наиболее эффективного уничтожения, указывал своим подчинённым на их ошибки во время боя. Он требовал, чтобы лётчики не полагались на случайность и действовали в бою с холодной головой. Однажды он заменил пряжки на своём шлеме на кнопки и заставил всю эскадрилью сделать то же самое. Новшество позволило выигрывать более полуминуты во время взлёта по тревоге.

  • Летчик-истребитель Борис Сафонов (справа) и британские летчики 151-го авиакрыла
    Кеннет Воод и Чарльтон Ваг Хоу, осень 1941 года
  • РИА Новости

Сафонов смело атаковал превосходящего по численности противника. 8—9 августа 1941 года его подразделение отразило крупнейшую на тот момент попытку авианалёта на Мурманск, сбив сразу 13 самолётов нацистов. Согласно ряду свидетельств, когда гитлеровские лётчики видели самолёт Сафонова, они сообщали об этом по рации и ретировались с места боя.

«Не припомню ни одного случая, чтобы фашист, с которым вступил в бой командир, смог уйти целым и невредимым. Много новых, никогда и никем не применявшихся тактических приёмов преподал нам Борис Феоктистович. Учил нас внезапному удару, быстроте манёвров», — вспоминал лётчик Пётр Семёненко.

16 сентября 1941 года Борису Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Осенью 1941 года был сформирован новый, 78-й истребительный авиационный полк Северного флота. Его командиром был назначен Сафонов. В полк были переданы предоставленные британской стороной истребители Hawker Hurricane. Сафонов положительно оценил их лётные характеристики, но был крайне недоволен вооружением. Под его руководством советские техники установили на английские самолёты отечественные пушки и пулемёты.

«Важной частью деятельности сафоновцев стало сопровождение в северных водах западных конвоев», — отметил Юрий Кнутов

  • Борис Сафонов
  • РИА Новости

Детство и юность

Кожедуб Иван Никитович родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском. Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. 1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать аэроклуб.

Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление. Уже в 1940 году приняв решение стать истребителем, он поступает в военное летное училище, по окончании которого его оставляют инструктором здесь же.

Положение о звании «Герой Советского Союза»

16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза в редакции: «Установить высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига, звания Героя Советского Союза». Никакие знаки отличия не предусматривались, выдавалась только грамота от ЦИК СССР.

Орден Ленина к званию получили все одиннадцать лётчиков — первых Героев Советского Союза. Практика награждений была закреплена Постановлением ЦИК в Положении о звании Героя Советского Союза 29 июля 1936 года. В этой редакции гражданам, удостоенным звания, кроме грамоты полагался также орден Ленина.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года введён особый отличительный знак для Героев Советского Союза — медаль «Герой Советского Союза». Другим Указом от 16 октября 1939 года был утверждён внешний вид медали, которая получила название «Золотая Звезда». В отличие от первоначального Положения теперь предусматривалась возможность многократного награждения «Золотой Звездой». Дважды Герою Советского Союза выдавали вторую медаль «Золотая Звезда» и ему сооружали бронзовый бюст на родине. Трижды Герою Советского Союза выдавали третью медаль «Золотая Звезда», и его бронзовый бюст должен быть установлен при Дворце Советов в Москве. Выдача орденов Ленина при награждении второй и третьей медалями не предусматривалась. О присвоении звания в четвертый раз в Указе ничего сказано не было, как и о возможном количестве награждений одного человека.

Нумерация медалей для первого, второго и третьего награждения была отдельная. Так как строительство грандиозного Дворца Советов в Москве в связи с войной закончено не было, то бюсты трижды Героев устанавливались в Кремле.

Указом от 6 сентября 1967 года был введён ряд государственных льгот для Героев Советского Союза.

В новой редакции утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1973 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1973 г., № 20, ст. 268). Положение гласит:

Бессмертный подвиг

В том сражении у села Ленино поучаствовала и Анеля. Командир поручил девушке отвезти в штаб секретные документы. А по пути ей необходимо было ещё заехать за раненным солдатами и доставить их в госпиталь.

Первую часть задания Анеля выполнила без проблем. Она добралась до раненных бойцов и вместе с водителем грузовика разместила их в кузове. Перевязанные окровавленными бинтами красноармейцы сильно впечатлили девушку. В пути Анеля пыталась приободрить их и как-то отвлечь, но не получалось — ранения были слишком серьёзными.

Вдруг послышался шум, который заглушил тарахтящий мотор грузовика. Кживонь выглянула из кузова — по земле мелькали крупные тени. Девушка посмотрела вверх и увидела несколько вражеских самолётов.

Вскоре послышались взрывы. С каждым мгновение страшные звуки становились ближе. Машину начало трясти и раскачивать. Водитель петлял по разбитой дороге, но обмануть смерть у него не получилось. Грузовик отбросило в сторону, кузов заполнил едкий чёрный дым. Бойцы кричали от боли и страха, но самостоятельно выбраться из горящей машины они не могли. Несколько секунд Анеля, прижимая папку, просто смотрела на происходящий ужас. Она должна была спасти секретные документы и доставить их в штаб, но… девушка решила иначе.

Памятник в селе Садовое. (warheroes.ru)

Анеля начала вытаскивать из машины солдат. Одного за другим она спускала на землю и оттаскивала на безопасное расстояние. А грузовик горел всё сильнее, брезентовая крыша в любую секунду могла рухнуть

Но девушка не обращала на это внимание. Она пыталась спасти всех.

Советские солдаты в окопах увидели горящий грузовик и поспешили на помощь. Лишь несколько сотен метров разделяли их и Анелю, но красноармейцы не успели. Кживонь в очередной раз залезла в кузов, когда опоры не выдержали и горящий брезент похоронил под собой храбрую девушку и оставшихся раненых бойцов. Солдаты потушили огонь, но было уже слишком поздно. Кживонь похоронили в братской могиле в селе Ленино.

В ноябре 1943 года Кживонь была удостоена звания Героя Советского Союза посмертно. Также её посмертно наградили орденом Ленина и польским орденом Virtuti Militari V класса.

Анеля Кжиновь является единственной женщиной-иностранкой, которая стала Героем Советского Союза. В её честь установлено несколько памятников. Один из них находился в Польше, но после распада СССР его убрали.

Примечания

Технология подвига

Хотя Степан Здоровцев и Петр Харитонов совершили свои тараны в один день, и обстоятельства, при которых пилоты пошли на такой необычный способ атаки, были очень и очень схожими, они не знали о совершенном каждым из них до вечера 28 июня 1941 года. Первым пошел на таран Петр Харитонов, который в тот день совершал свой первый боевой вылет. Около часа дня группа истребителей 158-го авиаполка полетела на перехват немецких бомбардировщиков, прорывавшихся к городу Остров. В самый разгар боя, когда Харитонову представилась возможность сбить «Юнкерс-88», выяснилось, что пулеметы его И-16 молчат: то ли кончились патроны, то ли система боепитания повреждена вражеской очередью. Тогда младший лейтенант ударил пропеллером своего И-16 по хвостовому оперению бомбардировщика и сбил его этим ударом. Несмотря на то, что винт оказался поврежден в результате тарана, Харитонов сумел довести свой истребитель до аэродрома. Благополучно приземлился, а уже через два часа с замененным пропеллером отправился в новый боевой вылет.

Петр Харитонов у своего истребителя Р-40, 1942 год

Спустя час после тарана, совершенного Харитоновым, на таран пошел и Степан Здоровцев. Он поднялся на перехват фашистского бомбардировщика «Хейнкель-111», отбившегося от основной группы, догнал его уже довольно далеко от своего аэродрома. Несколько атак оказались безрезультатными. Наконец истребителю удалось занять идеальное положение для стрельбы, но к этому времени он истратил весь боезапас. Тогда младший лейтенант Здоровцев решил таранить бомбардировщик: двумя ударами буквально отрезал ему хвостовое оперение, после чего сумел дотянуть 80 километров до своего аэродрома.

Когда о двух таранах, совершенных советскими летчиками 28 июня 1941 года, стало известно командованию, их решено было представить к самым высоким наградам. Эту идею поддержали и в Москве: страна остро нуждалась в примерах не только мужества и стойкости, но и боевых успехов советских воинов. И в итоге 8 июля 1941 года Степану Здоровцеву, Петру Харитонову и Михаилу Жукову (совершившему свой таран 29 июня), было присвоено звание Героев Советского Союза.

Дальнейшие боевые судьбы троих летчиков сложились по-разному. Младший лейтенант Степан Здоровцев не вернулся из боевого вылета на следующий день после награждения – 9 июля 1941 года. Старший лейтенант Михаил Жуков погиб в неравном воздушном бою 12 января 1943 года. А Петр Харитонов воевал до Победы и, прослужив в ВВС еще 10 лет, уволился в запас в звании полковника.

Мемориальная доска на улице Степана Здоровцева в Санкт-Петербурге

Первый неудачный опыт

Когда началась ВОВ, Ивана вместе с его летной школой перевели в Казахстан. Но парень очень сильно просил руководство пустить его на фронт, одобрили просьбу лишь в 1942 году. Кожедуб приехал в Иваново, где создавали полк, а через несколько месяцев отправился непосредственно на фронт.

Первое сражение в воздухе оказалось провальным, его активно сбивали, но Иван все же смог приземлиться. Его здоровью ничего не угрожало, а вот самолет восстановлению уже не подлежал. После этого Кожедуба даже планировали отстранить от воздушных боев, но за него заступился командир и, как показало время, не зря!

Путь в небо

В 1931 году Александр был принят в комсомол, а год спустя вступил в ряды Красной армии и отправился на учёбу в Пермскую военную авиационно-техническую школу. В 1933-м Покрышкин успешно её окончил и получил направление на курсы усовершенствования технического состава ВВС Красной армии имени Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде. Обучение он прошёл с отличной аттестацией, после чего был направлен в Краснодар на прохождение службы в должности старшего авиационного техника авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. Параллельно с учёбой Покрышкин занимался в планерном клубе.

Также по теме


«Пример братьям по оружию»: как советский лётчик Ююкин совершил первый в истории авиации таран наземной цели

80 лет назад советский лётчик Михаил Ююкин совершил в ходе боёв с японскими военными на Халхин-Голе первый в истории мировой авиации…

На Кубани Александр прослужил четыре года. Здесь его называли ходячей энциклопедией — он читал художественную и техническую литературу, вносил предложения по совершенствованию систем вооружения, участвовал в спортивных соревнованиях.

В 1938 году в Краснодаре Покрышкин за несколько недель прошёл подготовку по годовой программе пилота гражданской авиации. Это позволило ему получить направление в Качинскую краснознамённую военную авиационную школу имени Мясникова под Севастополем.

Год спустя Покрышкин её с отличием окончил, но на этом его военная карьера едва не завершилась. При проверке биографических данных всплыл факт лишения его отца избирательных прав как торговца. Покрышкина спасли товарищи по комсомольской организации, давшие ему на собрании положительную характеристику. Александр получил допуск к лётной службе и должность младшего лётчика 55-го истребительного авиаполка Одесского военного округа с местом дислокации в Кировограде. Во время Бессарабской операции 1940 года полк был переведён в Бельцы.

  • Александр Покрышкин

Покрышкин стал одним из лучших лётчиков-снайперов в подразделении. В ходе полётов он использовал смелые манёвры, не предусмотренные программами обучения, за что в его адрес не раз звучали нарекания со стороны некоторых командиров.

Знаменитые и многократные

Первого присвоения звания Героя Советского Союза именно за совершение воинских подвигов пришлось ждать два с лишним года. 31 декабря 1936 года награды удостоились участники войны в Испании. Опять же большинство из них были лётчиками.

Вообще советское руководство на награждения не скупилось. С каждым годом героев становилось всё больше, тем более что и военных конфликтов было немало. Звание Героя Советского Союза получали участники войны в Китае и Советско-финской войны. В итоге к началу 1941 года число награждений перевалило за шесть сотен. Появились и первые дважды герои.

Валентина Степановна Гризодубова. Фото 1938 года. (ekogradmoscow.ru)

Разумеется, наибольшее число кавалеров дала Великая Отечественная война. Более 90 процентов героев Советского Союза удостоились этого звания в 1941—1945 годах. В годы войны появился и самый пожилой Герой Советского Союза. Звание, увы, было присвоено лишь посмертно, причём более чем через двадцать лет после совершения подвига. Крестьянину Матвею Кузьмину на момент гибели было 83 года. Он завёл немецкую стрелковую дивизию в засаду, которую сам же и помог организовать, за что заплатил жизнью. А вот пионер-партизан Валентин Котик погиб в возрасте 14 лет. Он является самым молодым в истории Героем Советского Союза.

Брежнев собрал уникальную коллекцию наград

Первоначальный указ о введении звания не ограничивал количество награждений. Дважды героев Советского Союза за всю историю набралось более 150 человек. А вот третьи и четвёртые награждения были большой редкостью. Трижды героями стали всего три человека: асы Александр Покрышкин и Иван Кожедуб, а также герой Гражданской войны, а затем и маршал СССР Семён Будённый. Четырёхкратных же вообще всего двое: легендарный маршал Жуков и чрезмерно любивший всевозможные награды Леонид Брежнев. Генсек вообще собрал совершенно уникальную коллекцию наград. Он был одновременно и Героем Советского Союза, и Героем Социалистического Труда. За всю историю таковых набралось всего 11 человек, включая Брежнева.

Биография

Даниил Спиваковский родился 28 августа 1969 года в Москве, в семье Аллы Семёновны Спиваковской (род. 31 декабря 1947), психолога и психотерапевта, впоследствии ставшей доктором психологических наук и профессором МГУ имени М. В. Ломоносова. Её родители — лётчик-фронтовик Семён Давидович Спиваковский (1912—2005) и Людмила Васильевна Спиваковская. По словам Даниила, своего отца он никогда не знал, а мужское воспитание ему дали его родной дед, прошедший Великую Отечественную войну, и служба в армии.

С детства Даниил любил декламировать стихи, развлекать публику и даже несколько лет занимался в театральной студии при московском Дворце пионеров. Однако в старших классах твёрдо решил пойти по стопам мамы и стать психологом.

После окончания средней школы в 1986 году подал документы на факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, однако, не добрав одного балла на вступительных экзаменах, поступить не смог и пошёл работать санитаром в психиатрическую больницу. Поступил на следующий год, но тут отменили льготы для студентов-очников и с первого курса Спиваковского призвали на военную службу в рядах Советской армии.

Отслужив два года в войсках связи, в 1989 году он восстановился в университете. Однако свою юношескую любовь к театру не забыл и параллельно с учёбой стал играть в Студенческом театре МГУ. Летом 1990 года, за компанию с друзьями, отправился поступать сразу в несколько театральных вузов. Вышло так, что Даниил прошёл отборочные туры сразу в трёх из них и выбрал ГИТИС. Семья была категорически против того, чтобы он бросил учёбу в МГУ, и Спиваковский нашёл выход. Он написал заявление об якобы утерянном аттестате о среднем (полном) общем образовании, получил его дубликат и предстоящие четыре года учился одновременно в двух вузах и окончил их.

В 1994 году окончил режиссёрский факультет Российского института театрального искусства — ГИТИСа по специальности «Актёрское искусство» (мастерская Андрея Александровича Гончарова).

Сразу после окончания института был принят в труппу Московского академического театра имени Владимира Маяковского, в спектаклях которого был задействован с 1992 года, ещё будучи студентом.

Личная жизнь

  • Первая жена — Анна Борисовна Ардова (род. 27 сентября 1969, Москва), российская актриса театра, кино и телевидения, однокурсница Даниила по ГИТИСу (выпуск 1994 года), заслуженная артистка Российской Федерации (2018). Поженились, будучи студентами. Прожили вместе всего одиннадцать месяцев, а развелись официально только через пять лет, оставшись друзьями.
  • Вторая жена — Светлана Спиваковская (род. 1987, Санкт-Петербург), дизайнер интерьеров, бывшая стюардесса. Познакомились в 2006 году в самолёте. Поженились 10 ноября 2007 года в Москве.
    • Дочь — Дарья (род. 2008).
    • Сын — Даниил.
    • Сын — Андрей.

Серийное производство и дальнейшее развитие[править]

Серийное производство БМД-1 было начато на Волгоградском тракторном заводе (ВгТЗ) в 1968 году, ещё до официального принятия на вооружение. В организации производства новой боевой машины на ВгТЗ и ВгСЗ принимали участие также ВНИИ Стали, Институт электросварки имени Е. О. Патона и ряд других предприятий Миноборонпрома, Минавиапрома и Минсудпрома. В первые годы производство БМД-1 велось малыми партиями для обеспечения оперативного внесения изменений в её конструкцию по результатам войсковой эксплуатации.

В 1971 году был принят на вооружение командирский вариант под обозначением БМД-1К, отличающийся от базовой машины дополнительной аппаратурой связи, бензиновым зарядным агрегатом для обеспечения её работы при выключенном двигателе, съёмными столиками для командира и радиста, сокращённым боекомплектом пулемётов и постоянным экипажем из шести человек. Производство БМД базовой модификации продолжалось до 1979 года, всего было выпущено около 2200 машин в линейном и не менее 360 в командирском варианте.

В 1978 году была принята на вооружение модернизированная модификация БМД, получившая в линейном и командирском вариантах обозначения, соответственно, БМД-1П и БМД-1ПК. Основным введённым на БМД-1П изменением стала установка нового противотанкового ракетного комплекса 9К111, повлёкшая за собой некоторое сокращение боекомплекта пулемётов, кроме того, на БМД-1П начал устанавливаться гироскопический полукомпас ГПК-59, калориферный отопитель и вентилятор среднего отделения. Производство БМД-1П осуществлялось с 1979 по 1986, а БМД-1ПК — по 1987 год. Всего было выпущено, соответственно, более 1000 и 220 машин этих вариантов, кроме того, до их стандарта модернизировались при капитальном ремонте все ранее выпущенные БМД-1 и БМД-1К.

Герои Советского Союза – летчики-испытатели

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается Валерий Чкалов.

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Фото

Aтмocфepa Луны

Из учителя — в истребители

Биография другого героя, Петра Харитонова, не менее характерна. Он родился в семье крестьянина Тимофея Харитонова 16 декабря 1916 года (первые летчики-герои были ровесниками с разницей в несколько дней). Детство и юность Петр провел на Тамбовщине, в селе Княжево: помогал родителям, учился в средней школе. Но как только Петру выдали на руки аттестат о среднем образовании, он решил строить свою жизнь самостоятельно и отправился на Дальний Восток, туда, где затевалось большое строительство. Однако судьба распорядилась иначе: поработав плотником на дальневосточных стройках, Петр Харитонов решил продолжить учебу и поступил на педагогические курсы, по окончании которых отправился работать учителем в среднюю школу №12 города Улан-Удэ.

Младший лейтенант Петр Харитонов в кабине своего истребителя И-16, осень 1941 года

Молодой педагог проработал в школе всего пару лет, а затем его призвали в армию. Призывника направили в Читу, в 30-ю военную школу пилотов, которая только-только была создана: приказ о ее формировании был отдан 19 августа 1938 года. Год спустя читинская военная авиашкола получила имя одного из самых знаменитых военных летчиков СССР той эпохи — комбрига Анатолия Серова, героя Гражданской войны в Испании, погибшего в авиакатастрофе годом ранее. А уже в октябре 1939 года Петр Харитонов вместе со всей авиашколой переезжает под Ростов-на-Дону, в Батайск. Здесь бывший учитель, а ныне пилот-курсант и доучивался оставшийся ему год. В июне 1940 года Батайская авиационная школа пилотов имени Серова производит свой первый выпуск: 542 младших лейтенанта ВВС, прошедших двухлетний срок обучения и готовых пополнить стремительно разрастающиеся авиачасти Красной Армии. Среди них был и недавний учитель Петр Харитонов, направленный на службу в 158-й истребительный авиаполк на Псковщину.

В полку быстро заметили способного пилота, который много времени уделял изучению и оттачиванию приемов воздушной стрельбы. Такие летчики всегда были на вес золота, и командование решило направить младшего лейтенанта Харитонова в Пушкин на курсы командиров звеньев, чтобы он мог не только учиться сам, но и учить других. Выпуск из школы ознаменовался для молодого пилота участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде, устроенном в честь Первомая. Это был последний предвоенный праздник. До начала войны оставалось чуть меньше двух месяцев…

Три удара судьбы

В 1945 году радость победы Ивану Кожедубу омрачило личное горе. Радость победы омрачило личное горе – смерть отца. «Тяжкое горе постигло меня: 17 мая не стало отца. Мы оба мечтали о встрече, и я потерял его, так и не увидев после всех испытаний. Позже из писем родственников я узнал, что отец тяжело болел, но строго-настрого наказал не сообщать мне – не хотел тревожить, отрывать от боевых дел. Не позволил извещать меня о болезни и после победы – не хотел омрачать мне радость. Некоторое облегчение приносила мысль, что отец дожил до Дня Победы», — рассказывал потом Иван Кожедуб.

Вторым ударом судьбы для ветерана Великой Отечественной войны стала смерть сына, моряка, капитана 1 ранга Никиты Кожедуба.

«Сын был подводником, и, насколько нам известно, служил на атомной подлодке, получил облучение. Его смерть Иван переживал очень тяжело. А потом ушла из жизни и его любимая дочка – Наташенька. Она была очень талантливая, но у нее не сложилась личная жизнь. Потом тяжело заболел и сам Иван, он долго лечился в военном госпитале, но Веронике это не нравилось, и она забрала его на дачу, в Монино, там он и скончался», — говорит Юлия Крамаренко.

Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб умер 8 августа 1991 года, его похоронили на Новодевечьем кладбище, через несколько лет рядом появилась могила его «Веронички», — так ласково легендарный летчик всегда называл свою любимую жену. Семья Героя Советского Союза Сергея Крамаренко продолжает дружить с семьей Кожедуба – внуками и внучками самого результативного летчика-истребителя Великой Отечественной войны.

Аналогичные награды иностранных государств

По подобию Советского Союза, звание Героя как высшая государственная награда или как почётное звание, было учреждено в большинстве государств социалистического лагеря и в ряде развивающихся государств (как правило, ориентировавшихся в своей политике на СССР), с учётом национальных особенностей.
После распада СССР в России было учреждено звание «Герой Российской Федерации», тоже присваиваемое за выдающиеся подвиги; а также учреждены звания Героя (Национального Героя) в ряде государств, образовавшихся на месте бывших союзных республик, и в некоторых непризнанных или частично признанных государствах, или государственных образованиях.

Герой ГДР
Герой Народной Республики Болгария
Герой ЧССР
Герой Монгольской Народной Республики
Герой Социалистической Республики Румыния
Народный герой (Албания)
Народный герой Югославии
Герой Лаосской Народно-Демократической Республики
Герой Демократической Республики Афганистан
Герой Народных Вооружённых сил Вьетнама
Герой республики Куба
Герой КНР
Герой КНДР
Герой Сирийской Арабской Республики
 (англ.)русск.
Герой Непала (англ.)русск.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector