Глава 4. устав внутренней службы вооруженных сил российской федерации

История возникновения Устава в армии

Почти 450 лет назад при правлении Ивана Грозного был подписан «Боярский приговор о сторожевой и станичной службе». Его принято считать первым армейским уставом, который сохранился до нашего времени.

В начале 70-х годов 16-го века Иван Грозный дает поручение воеводе-боярину Воротынскому собрать совет для укрепления и защиты южных границ государства от набегов орды Крымского ханства. Татары набегами грабили и захватывали русские города. В Москву прибыли станичники южных регионов, которые занимались охраной. В результате их слаженного труда и появился на свет первый воинский регламент.

В этом документе были изложены важнейшие функции по защите рубежей государства. Протокол регламентировал порядок ведения, организацию, функции, сроки и места становления охранных пунктов, наблюдающих передвижных групп. Крайне скрупулезно были отработаны и прописаны обязанности в случае нападения. Так же в акте прописали способы наказания за неподобающее выполнение основных функций.

В период истории Царской России с 1570 по 1700 годы были выпущены 5 регламентов:

· «Боярский приговор о сторожевой и станичной службе»;

· Воинский регламент Царя Василия Шуйского;

· «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей»;

· Воинский устав Алексея Михайловича;

· Воинский устав Вейде (им был взят в основу шведский воинский устав Карла XI и австрийский воинский регламент).

В период с 1710 по 1917 годы правления российскими императорами было издано 11 регламентов. Некоторые из них предназначались не только сухопутным видам войск, но и морскому флоту и кавалерии, так же был создан отдельный регламент для унтер-офицеров и офицерского состава.

Первый морской регламент был разработан в 1720 году Петром I. Воинский устав, изданный в 1804 году, состоял из трех частей:

· Устав (излагает основы армии и основные задачи военнослужащих);

· воинский Артикул (утверждает нормы и порядок действий солдат в определенных ситуациях, с пояснениями);

· Экзерциции (излагает строевые упражнения с оружием).

По окончании октябрьской революции был принят первый регламент в 1918 году, включающий в себя:

· Устав внутренней службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии;

· Регламент гарнизонной службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии;

· Полевой устав Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

В период с 1919 года по 1991 годы в Советской России были выпущены 12 различных воинских регламентов.

В истории современной российской армии насчитывается 12 изданных уставов, из них: 5 регламентов уже утратили свою силу действия, остальные 6 продолжают действовать по состоянию на январь 2018 года.

Утеря приписного свидетельства

Приписное свидетельство отнесено к числу значимых персональных документов военнообязанного гражданина. Оно подлежит бережному хранению, что подкреплено нормами действующего российского законодательства.

В статье 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отдельным подпунктом прямо указано, что, в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: «бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета, а также персональную электронную карту. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных».

Утрата приписного удостоверения грозит призывнику различными неприятностями, но лишь в том случае, если он решит оставить это без внимания и ничего не предпринимать для восстановления потерянного документа. Следует помнить, что при отсутствии приписного свидетельства гражданину придется обязательно столкнуться с проблемами при оформлении:

  • общегражданского российского паспорта (как в целом, так и при оформлении прописки при смене места жительства);
  • загранпаспорта;
  • студенческого билета;
  • любых видов государственной помощи в виде льгот, субсидий, единовременных социальных выплат;
  • трудового договора.

Если у военнообязанного гражданина не окажется приписного свидетельства, ему станет практически невозможно как осуществить официальное трудоустройство, так и продолжить обучение после окончания школы. Работодатель или сотрудник военно-учетного стола учебного заведения обязаны сообщить об этой ситуации в военкомат, иначе такое нарушение грозит им существенным штрафом.

Самой большой ошибкой молодого человека станет его намерение использовать аргумент об утрате приписного удостоверения (действительного или вымышленного) как способа уклониться от призыва на срочную службу в армию. Во-первых, потеря такого документа ничуть не освобождает от обязанности явиться на призывной пункт по повестке. А во-вторых, именно этот факт будет истолкован как «умысел» при обосновании и назначении «уклонисту» от военной службы штрафа в максимальном размере.

Действующие уставы российской армии на начало 2018 года

6) Устав внутренней службы ВС РФ (с ноября 2007 года). Данным документом руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военнообразовательных учреждений профессионального образования ВС РФ. Положения регламента, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в регламенте, определяются соответствующими положениями, наставлениями и руководствами.

7) Устав гарнизонной и караульной службы (с ноября 2007 года). Этим документом пользуются также все подразделения, но находящиеся в расположении гарнизона и несущие караульную службу. Части, расположенные в населенном пункте или рядом с ним, на постоянной или временной основе, и есть гарнизон.

Каждый гарнизон имеет две службы: гарнизонную и караульную. Гарнизонная служба должна обеспечивать порядок в жизни военнослужащих и заниматься подготовкой войск, к различным военным мероприятиям. Караульная служба необходима для защиты гарнизона и всего, что там находится.

8) Дисциплинарный устав ВС РФ. Данный документ регламентировал:

· основы воинской дисциплины;

· функции военнослужащих;

· разновидности стимулирования военнослужащих и наказаний за несоблюдение дисциплины;

· обязанности командного состава по их выполнению;

· процедуру подачи и рассмотрения жалоб, заявлений и предложений.

9) Устав военной полиции ВС РФ (издан в марте 2015 года):

· указывает основные функции, полномочия, направления действий служащих военной полиции;

· применение мер и огнестрельного оружия сотрудниками военной полиции.

Данный документ распространяет свое действие только на лиц служащих или заменяющих должности в военной полиции.

10) Строевой устав ВС РФ (действует с марта 2006 года):

· движения военнослужащих как с оружием, так и без;

· приветствие старших по званию;

· порядок выноса знамени и его положение в части;

· действия военнослужащих на поле боя и во время внезапного нападения противника.

11) Корабельный устав Военно-Морского Флота РФ (в сентябре 2001 года подписан главнокомандующим ВМФ). Этот документ действует на суда, ходящие под Военно-морским флагом. Выполнение корабельного регламента обязательно для всех служащих, независимо от того, где они находятся и для лиц временно назначенных на корабли.

12) Боевой устав. Главный документ, регламентирующий основные принципы боевой деятельности, распространяющийся на все виды вооруженных сил и родов войск при ведении военных действий.

Боевой устав формируется исходя из опыта военных действий, положений военной доктрины и военно-теоретической мысли.

В России в ходе реформы Вооруженных сил, изменения военной доктрины, а также с учетом внедрения новой военной техники, назрело и обновление боевых регламентов, которые были изданы ещё в советское время и не соответствуют современности.

Боевой устав состоит из 3 частей:

· Первая часть. Касается тактических действий мотострелковых и танковых бригад во время осуществления мер по стратегическому сдерживанию и контртеррористических операций.

· Вторая часть. В Боевом регламенте сухопутных войск (батальон, рота), изложены ведущие положения по ведению общевойскового боя мотострелковыми и пулемётно-артиллерийскими батальонами, а также ротами во взаимодействии с отделениями войск и тыла Сухопутных войск.

· Третья часть. В Боевом уставе по ведению общевойскового боя (взвод, отделение, танк) изложены главные положения по подготовке общевойскового боя мотострелковым взводом (отделением) и танковым взводом, а также рекомендации по действиям гранатометного и противотанкового отделений.

Армейский устав для каждого военнослужащего является своего рода «библией». Все отношения между служащими и командирами должны соблюдаться строго по регламенту. Нарушение этого документа ведет к дисциплинарным наказаниям, что негативно скажется на всем сроке службы.

Единое конституционное пространство

Конституция Российской Федерации, а также конституции субъектов Российской Федерации образуют единое пространство конституционной направленности Российской Федерации, имея как общие, так и особенные черты

В качестве общего выступают функционально-правовое назначение служить основным законом и, что не менее важно актом учредительного порядка: в одной ситуации – в отношении государства в целом, в другой – для составных частей Российской Федерации. Особенности в свое время обусловлены существенной разницей в природе государственности

С данных позиций различия просматриваются в силе юридической направленности, объекте регулирования правового характера, территории действия, специальной процедуре принятия, пересмотра и, конечно, внесения поправок, а также в правовой защите.

По силе юридической направленности соотношение между федеральной Конституцией Российской Федерации, а также конституциями, уставами субъектов Российской Федерации выглядит таким образом. Конституция Российской Федерации обладает высшей силой юридического характера и верховенством на всей территории России (об этом свидетельствует 4, а также 15 статья Конституции Российской Федерации). Так получается, что конституции, уставы субъектов Российской Федерации обязаны соответствовать Конституции Российской Федерации. Что касается основных законов, то они в свое время обладают высшей юридической силой и, конечно, верховенством в системе регионального законодательства.

Различия существенного характера обычно наблюдаются с точки зрения объекта конституционно-правового регулирования. Учитывая разграничения предметов ведения между Российской Федерацией, а также ее субъектами, как Конституция федеральной направленности, так и конституции, уставы составных частей России имеют собственный объект регулирования. В соответствии с 71–73 статьей Конституции Российской Федерации на уровне федеральной Конституции определяют конкретные отношения по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия органов федерального характера по предметам совместного ведения. Уставами, а также конституциями субъектов Российской Федерации осуществляется процесс регулирования отношений в соответствии с их предметами ведения, а также полномочиями органов власти государственной направленности субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.

По территории действия Конституция федеральной направленности имеет определенную юридическую силу на всей территории России, в то время как конституции, уставы субъектов осуществляют свои действия только на их территории. Экстерриториальное действие конституций, а также уставов субъектов Российской Федерации имеет место в достаточно малом количестве случаев

Например, в ситуации появления каких-либо споров между субъектами Российской Федерации, при подготовке и, что не менее важно подписании меж федеральных, и межрегиональных договоров иногда появляется потребность применения, использования и ссылки на определенные конституционные нормы, уставы субъектов Российской Федерации, которые являются вовлеченными в правотворческий, правоприменительный, а также договорные процессы выходящие за рамки их территории

Кто должен соблюдать устав

Как можно понять из изложенного выше, уставами, действующими на территории России должны руководствоваться абсолютно все военнослужащие. Кто же относится к этому понятию?

  1. Военнослужащие, которое проходят подготовку в воинских частях.
  2. Что несут службу на кораблях.
  3. Участники штабов.
  4. Служащий в учреждениях.
  5. Служащие в поздравлениях.
  6. Служащие на предприятиях.
  7. Служащие в военных образовательных учреждениях.

Также, действие устава распространяется на пограничников, военнослужащих, которые представляют железнодорожные войска, внутренние войска МВД, войска гражданской обороны, систему федеральных органов безопасности.

Это относится не только к рядовым служащим, но и к высшим чинам, например, генералам и фельдмаршалам и так далее.

Что сказано в уставе по поводу прав и обязанностей военнослужащих?

Общевоинские регламенты определяют общие права и обязанности служащих. Так же установлены правила взаимодействия между солдатами. Жизнь в воинской части должны осуществляться в соответствии с уставами, так как это помогает поддержать порядок и дисциплину.

Документ начинается с присяги. Защита Родины – долг и обязанного каждого мужчины, относящегося к категории военнослужащего. Каждый солдат имеет определенные права и обязанности.

Однако стоит учесть, что содержание прав будет зависеть от того находятся армейцы на службе или нет. Солдат, которые выполняет обязательства в воинской части, находится под защитой государства. Положения регламента определяют правила ношения, хранения и транспортировки оружия.

Взаимоотношения между военными так же определяются в соответствии с уставом в зависимости от положений и звания. Служащие должны соблюдать субординацию. Военное приветствие – неотъемлемая часть военной службы, так же определен внутренний распорядок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector