Военная политика: задачи и цели. государство и армия

Содержание:

ВС РФ в военное время

Ну уж в военное-то время точно только оборона? Верно, но все же не на 100% процентов. Функционал армии зависит от масштаба и специфики вооруженного конфликта, в котором она будет принимать непосредственное участие. Рассмотрим теоретические варианты в последовательности увеличения их масштаба, при которых российские солдаты будут вести настоящие боевые действия.

Самым незначительным событием, при котором потребуется огневая техническая мощь армии, является локальный конфликт. К этому понятию можно отнести какую-либо вооруженную акцию, пограничный конфликт между двумя государствами с использованием оружия или вооруженные столкновения внутри страны. Иными словами, мелкое проявление агрессии, которое нельзя назвать войной. При этом непосредственно войска нужны для устрашения противника и демонстрации мощи, с помощью чего локальный конфликт можно устранить мирным путем, либо с минимальным количеством жертв.

Несколько более масштабным видом конфликта является локальная война. Здесь, как правило, на границах двух соседствующих государств, сосредотачиваются ограниченные вооруженные группировки, которые могут подкрепляться войсками, направленными и других регионов. Обычно в локальных войнах с помощью оружия преследуются политические или экономические интересы строго двух участвующих государств. Тем не менее при определенном ходе событий местная война может перерасти в более масштабный конфликт.

Таковым является региональная война. Здесь участников, как правило, уже больше двух, однако боевые действия ведутся строго в переделах определенного региона, включающего акватории морей и воздушное пространство. В случае региональной войны происходит развертывание в полной мере вооруженного, экономического и стратегического потенциала. Страны, обладающие ядерными боеголовками, будут диктовать свои условия ведения боевых действий, угрожая ввести в действие данный вид оружия.

Наконец, самым большим конфликтом является крупномасштабная война. Здесь уже могут участвовать любые страны мира, преследуя строго военные цели и применяя при этом радикальные меры. В таком случае от государств-участников потребуется полная мобилизация всех военных ресурсов, которыми они обладают.

Рейтинг автора

Автор статьи

Виталий Рябов

За плечами служба по призыву, а после и по контракту. Сейчас на пенсии.

Написано статей

241

О новом оружии РФ

Следует отметить, что условия реализации военной политики странами меняются стремительно. На знаменитый залп ракетами «Калибр» из Каспийского моря пока не все партнеры успели отреагировать. Но смысл его уяснили. Эти новые системы поставили крест, как говорят специалисты, на мощи военных флотов НАТО и США. Американские политологи указывают на то, что авианосцы превратились в один момент из прекрасного механизма влияния в груду металлолома. Их дороговизна в производстве и содержании никак не соответствует отсутствию эффективности в новых условиях. Нынче уже генералы НАТО без стеснения указывают на критическое отставание от РФ в развитии вооружений.

Результаты политики военного коммунизма для СССР

  • В стране окончательно сложилась однопартийная система, а вся власть оказалась у большевиков.
  • В РСФСР создана нерыночная экономика, полностью подконтрольная государству, и в которой полностью удален частный капитал.
  • Большевики получили контроль над всеми ресурсами страны. В результате этого удалось установить власть и победить в войне.
  • Обострение противоречий между рабочими и крестьянством.
  • Давление на экономику, поскольку политика большевиков приводила к социальным проблемам.

В результате военный коммунизм, кратко о котором мы говорили в данном материале, полностью провалился. Вернее эта политика выполнила свою историческую миссию (большевики укрепились у власти благодаря террору), но ее пришлось спешно сворачивать и переходить к НЭПу, иначе власть было не удержать. Настолько страна устала от террора, который был визитной карточкой политики военного коммунизма.

Источники и дополнительный материалпо теме:

  • «Крестьянское хозяйство в условиях военного коммунизма» — Кабанов В.В. Москва, 1989
  • «Рожденное Октябрем» — Ирошников М.Л. Москва, 1987
  • «Образование СССР (1917-1924)» — Гросул В.Я. Москва, 2007

Литература

Энциклопедии

  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в —1978 годах в 30-ти томах;
  • ;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС России. 2002 год;
  • В. Н. Коновалов, Политология, Словарь. — М: РГУ. 2010 год.

Учебные пособия и научные труды

  • Конышев В.Н. Военная стратегия США после окончания холодной войны. — СПб.: Наука, 2009. ISBN 978-5-02-025555-5
  • Конышев В.Н., Сергунин А.А. Современная военная стратегия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Аспект-Пресс, 2014. ISBN 978-5-7567-0745-8

Публицистика

П. Золотарев, статья, «Цели и приоритеты военной политики России», журнал «Россия в глобальной политики» № 2, 2007 год.

Историческая литература

Е. П. Толмачев, «Военная политика и реформы Александра II», Серия: «Редкая книга», Издательство: «Воениздат», 368 стр., 2006 год;

КамАЗ-43253 двигатели. Официальная норма расхода топлива на 100 км.

Государства

Военная политика — составная часть общей политики государства и иных субъектов власти, непосредственно связанная с созданием и развитием военной организации, её подготовкой, способностью и готовностью к применению средств вооруженной борьбы для защиты государства и достижения других его политических целей. Военную политику в той или иной стране могут проводить как государство, правящие партии и организации, так и оппозиционные силы и организации.

Выработанная военная политика конкретизируется в официальных военных доктринах, военной стратегии и практике строительства военного. Нередко в её рамках выделяют оборонную политику, связанную с защитой данного государства. Оборонная политика иногда трактуется как синоним военной, чтобы не делать акцент на военной стороне дела в условиях перемен во внешней политике государства.

Поэтому можно сказать, что политика оборонная (политика в области обороны) и есть политика государства, направленная на надёжную защиту государства от внешней угрозы (внешнего нападения). Она вырабатывается и проводится в рамках официальной деятельности властей конкретного государства. Оборонная политика последовательно охватывает подготовку народа и вооруженных сил к отпору агрессии, а также подготовку к этому тяжелому испытанию экономики, систем здравоохранения, образования и воспитания, возможностей культуры и искусства.

На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем, в которых военная политика имеет свои особенности:

  • Авторитаризм
  • Анархизм
  • Демократия
  • Диктатура
  • Коммунизм
  • Консерватизм
  • Космополитизм
  • Либерализм
  • Марксизм
  • Милитаризм
  • Нацизм
  • Национализм
  • Пацифизм
  • Плутократия
  • Самодержавие
  • Социализм
  • Теократия
  • Тоталитаризм
  • Тимократия
  • Фашизм

Цели

  • предотвращение войн и военных конфликтов (пацифизм);
  • Переход от мирного к вооруженному достижению внешнеполитических целей (милитаризм);
  • обеспечение надежной защиты суверенитета и территориальной целостности государства;
  • подготовка государства, народа и вооружённых сил к отпору любому агрессору;
  • укрепление военной мощи государства;
  • Военный переворот как способ замены политических элит военными элитами;
  • Ослабление другой страны в военной и экономической сфере методом уничтожения населения (геноцид);
  • развитие оборонной промышленности;
  • всестороннее совершенствование военного строительства;

Национализация промышленности

Первые национализации начались при Временном правительстве. Именно в июне-июле 1917 года началось «бегство капитала» из России. Среди первых, кто покинул страну, были иностранные предприниматели, за ними потянулись и отечественные промышленники.

Ситуация усугубилась с приходом к власти большевиков, но здесь появился новый вопрос, как поступить с предприятиями, оставшимися без хозяев и управленцев.

Первенцем национализации стала фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова. Дальше этот процесс уже остановить было нельзя. Предприятия национализировались практически ежедневно, и в руках советского государства к ноябрю 1918 года было уже 9542 предприятия. К концу периода военного коммунизма национализация была в целом завершена. Во главе всего этого процесса стал Высший совет народного хозяйства.

См. также

  • «Холодная война» — глобальная геополитика США и их союзников против Советского Союза и его союзников, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
  • «Психологическая война» (Информационная война) — целенаправленные действия государства, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам другого государства при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем направленные на создание позитивного облика государства-агрессора.
  • «Гонка вооружений» — политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.

Исторические предпосылки

Начать следует с того, что военное дело еще древним людям представлялось особым, полезным общине искусством. Умение создавать и применять оружие делало племя сильнее. Оно имело возможность отстаивать свои и захватывать чужие территории, следовательно, было более жизнеспособным. Развивалось военное дело по-разному. Одни нации оттачивали стратегию нападения, другие придумывали механизмы защиты. Суть же оставалась приблизительно одной и той же. Перед людьми стояла важная задача по защите жизни соплеменников и территории, позволяющей общине воспроизводится. По словам историков, наибольшую значимость вопрос приобрел с созданием государства. Этому образованию потребовался механизм отстаивания самого права на существование. На первый план в межгосударственных отношениях военная политика вышла в двадцатом веке. Часть стран взяли курс на милитаризацию, ставя во главу угла мощь оружия. При этом страдали простые жители этих и соседних государств. Им приходилось нести на своих плечах тяготы многочисленных локальных контактов и двух мировых войн. С развитием технологий военная политика обретает более изощренные механизмы воздействия на «соседей по планете». Нынче уже не обязательно применять оружие. Достаточно угрозы введения его в действие.

Методы гегемона

Невозможно говорить о том, что значит военное дело для мировой политики, не затронув деятельность США в данном направлении. Всем известно, что у гегемона самая сильная армия в мире (была до недавнего времени). Однако современна история не содержит данных о победных ее применениях. Американцы не смогли победить народ Вьетнама, показали маленькую эффективность на Ближнем Востоке. Они наращивали свою военную мощь не для практического применения оружия. Оно было инструментом давления на «соседей по планете». Войска на деле применялись только против маленьких стран, в которых отсутствовала как таковая армия. Вспомним историю Гренады. Остров и правда был захвачен военной силой. Но там и сопротивления особого не было из-за отсутствия элементарных систем вооружения, сопоставимых с американскими. Этот случай — явный пример использования военной мощи как способа давления. Мол, кто нас не слушается, к тому плывет шестой флот.

Как выглядит структура военной отрасли

В рамках данной темы нужно изначально осветить следующую информацию: во время активных 90-х волна приватизации не обошла стороной предприятия военно-промышленного комплекса России. Поэтому, если сейчас проанализировать структуру собственности ВПК РФ, то можно будет без труда заметить, что большую ее часть составляют акционерные общества. Если говорить более конкретно, то таких АО во всем ВПК — 57%. При этом доля государства отсутствует в 28,2% подобных предприятий.

Можно обратиться и к другим данным, которые предоставила Счетная палата. Согласно данной информации, в рамках авиационной промышленности функционирует приблизительно 230 предприятий. Но лишь 7 из них принадлежат государству (речь идет о контрольном пакете акций).

В качестве одной из ключевых особенностей российских предприятий можно обозначить их подведомственность в различных формах федеральным организациям. На данный момент структура военно-промышленного комплекса России включает 5 государственных агентств, которые курируют оборонные отрасли и находятся в составе правительства:

— РАСУ. Действует в сфере электронной промышленности, средств связи и радиопромышленности.

— «Россудостроение». Отвечает за курирование судостроительного производства.

— РАКА. Контролирует процессы в рамках ракетно-космической и авиационной промышленности.

— РАВ. В этом случае речь идет о промышленности вооружений.

— «Росбоеприпасы». Это агентство специализируется на работе с промышленностью спецхимии и боеприпасов.

Силы общего назначения

Ожидается, что именно на ГПВ-2025 придутся массовые поставки
в войска новейших основных боевых танков Т-14 на базе платформы «Армата». Первым
эти машины получит 1-й гвардейский танковый полк знаменитой Таманской
мотострелковой дивизии, дислоцирующейся в Подмосковье. Произойдет это
ориентировочно после 2020 года. Готовятся к испытаниям другие машины на базе «Армата»:
тяжелая БМП Т-15 и бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16.

При этом российская армия будет получать и модернизированные
танки Т-72Б3. Во-первых, для повышения боевых возможностей существующего
танкового парка страны. Во-вторых, для загрузки промышленности до запуска в
серийное производство машин нового поколения.

В этом году начнутся испытания перспективной БМП «Курганец-25».
Ранее военные высказали конструкторам ряд претензий к этой машины. Поэтому на
доработку «Курганца» потребовалось дополнительное время. По оценкам экспертов,
в войска первые БМП пойдут не раньше 2020 года. Примерно в это же время
планируется начать серийное производство новейших бронетранспортеров БТР «Бумеранг».

В скором будущем в войска Западного военного округа пойдут новые
самоходные артиллерийские установки (САУ) «Коалиция-СВ». Ожидается пополнение
артиллерийских частей реактивными системами залпового огня «Торнадо-С» —
современные модификации хорошо известного и в России, и за рубежом комплекса «Смерч».
В рамках ГПВ-2025 продолжится закупка и более мощного оружия, такого как
оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М».

Упор будет сделан также на адаптацию техники к применению в
условиях Арктики. В этом году на параде уже были показаны арктические ЗРК «Тор-М2ДТ»
и «Панцирь-СА». К условиям Крайнего Севера будет также адаптирован
зенитно-ракетная система войсковой ПВО С-300В4.

Воздушно-десантные войска в ближайшие семь лет продолжат обновлять
парк своей техники. Из боевого состава постепенно будут выводиться устаревшие боевые
машины десанта БМД-1 и БМД-2, а также САУ «НОНА». Взамен ВДВ вооружат БМД-4М, бронетранспортерами БТР-МД «Ракушка»,
самоходными пушками «Спрут-СД», чьи 125-миллиметровые орудия способны бороться с
танками.

Источники военной опасности

Это вопрос очень обширный. Он затрагивает то положение, которое занимает Россия в современном мире. Военная политика государства направлена в первую очередь на поддержание бесконфликтных отношений с другими странами. Кроме того, есть ряд проблем, связанных с межэтническими и межрелигиозными разногласиями, возникшими на территории России. Все эти сложные вопросы приходится решать политическими инструментами. Военные угрозы делятся на уровни. Вероятность использования ядерного оружия относится к глобальным. Угроза применения армий соседями — региональная. К локальным относятся конфликты между субъектами РФ на религиозной, межэтнической, межконфессиональной и иных основах. По-видимому, в современном мире и экономические войны следует отнести к глобальным угрозам. Особенно если учесть, что президент США не гнушается в своих выступлениях высказывать идеи о необходимости давления на валюты и промышленности других стран.

Литература

Энциклопедии

  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в —1978 годах в 30-ти томах;
  • ;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС России. 2002 год;
  • В. Н. Коновалов, Политология, Словарь. — М: РГУ. 2010 год.

Учебные пособия и научные труды

  • Конышев В.Н. Военная стратегия США после окончания холодной войны. — СПб.: Наука, 2009. ISBN 978-5-02-025555-5
  • Конышев В.Н., Сергунин А.А. Современная военная стратегия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Аспект-Пресс, 2014. ISBN 978-5-7567-0745-8

Публицистика

П. Золотарев, статья, «Цели и приоритеты военной политики России», журнал «Россия в глобальной политики» № 2, 2007 год.

Историческая литература

Е. П. Толмачев, «Военная политика и реформы Александра II», Серия: «Редкая книга», Издательство: «Воениздат», 368 стр., 2006 год;

Военная политика России

Миролюбие — это принципиальная позиция РФ. Политика в этой сфере не создавалась заново, а базировалась на той системе, которую создали в СССР. Из нее Россия взяла все самое лучшее. Одновременно изучался опыт других государств, внедрялись передовые технологии и новые методы влияния. Естественно, их практики пропускались через призму особенностей развития РФ и ее интересов. Военной политикой в России занимаются президент, правительство, парламент. Множество институтов работает в этом направлении. Необходимо не только совершенствовать системы вооружений, но и отслеживать изменения, происходящие в соседних странах. К примеру, ситуация на Ближнем Востоке все предыдущие годы вызывала беспокойство. Развитие радикализма и терроризма представляло собой угрозу России. ДАИШ действует не только на земле, но и в Интернете, вербует сторонников, привлекает ресурсы. А это опасно для территориальной целостности соседних стран, да и тех, что расположены далеко тоже. Людское недовольство жизненным уровнем порождает мысли о несправедливости системы, а это приводит к распространению радикальных взглядов в наиболее активных слоях общества. Необходимо вырабатывать методы подавления данной волны.

НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РФ

Необ­ходимость создания единого до­кумента под названием «Военная доктрина РФ» появилась в кон­це прошлого века. Практически во всех развитых государствах к этому времени уже были соз­даны комплексы нормативных документов военно-политиче­ского характера, и их существо­вание полностью оправдывалось. Например, в США  комплекс основополагающих концепту­альных документов США по во­просам обеспечения националь­ной и военной безопасности представлен Стратегией национальной безо­пасности, Стратегией нацио­нальной обороны (аналог нашей Военной доктрины) и весьма актуальной Национальной во­енной стратегией. На основе по­следнего документа осуществля­ется оперативное планирование применения Вооруженных Сил, вырабатываются перспектив­ные стратегические и оператив­ные концепции их применения, которые, будучи доведенными военной наукой до уровня те­ории, кладутся в основу уста­вов Вооруженных Сил и планов по их реформированию.

Кроме того, в США суще­ствует механизм коррекции положений документов посредством ежегодных докладов министра обороны конгрессу и «Белой книги» председателя Комитета начальников штабов видов вооруженных сил.

В России также в ноябре 1993 г. Президентом РФ был утвержден документ под названием «Основные положе­ния Военной доктрины РФ». Появлению документа предшествовали широкая дискус­сия в СМИ, а также результативная военно-научная конференция в ВАГШ, на которой были об­суждены и впоследствии опубликованы в научном сборнике академии основы теории во­енной доктрины.

Содержащееся в тексте дей­ствующей доктрины ее опре­деление в целом соответствует требованиям теории: «Военная доктрина представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на под­готовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Россий­ской Федерации».

По сути, это официально принятые и провозглашенные в государстве взгляды военно-политического руководства на применение вооруженного насилия в интересах достиже­ния политических целей. Именно поэтому в соответствии с требованиями теории Воен­ная доктрина России отвечает на следующие пять основных вопросов:

  • с какими противниками и как предотвратить военные конфликты;
  • каков может быть характер вооруженной борьбы в кон­фликтах, цели и задачи, стоя­щие перед государством и его вооруженными силами в ходе их ведения;
  • какую военную организа­цию необходимо создать для этого и в каких направлениях ее развивать;
  • в каких формах и какими способами вести вооружен­ную борьбу;
  • как осуществлять подготов­ку страны и ее военной орга­низации к войне или приме­нению силы в вооруженных конфликтах.

В связи с этим содержание военной доктрины РФ в первую очередь определяется долговре­менными экономическими ин­тересами государства, которые необходимо защитить, а также уровнем возможностей страны по ведению вооруженной борь­бы, зависящих от ее экономичес­кого развития, состояния соци­ального и научно-технического прогресса общества.

Военная доктрина несет нормативную, организационную и информа­ционную функции, которые и определяют ее исключитель­ное значение в деле подготовки страны и ее военной органи­зации к защите национальных интересов с применением военной силы.

Литература

Энциклопедии

  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в —1978 годах в 30-ти томах;
  • ;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ, г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС России. 2002 год;
  • В. Н. Коновалов, Политология, Словарь. — М: РГУ. 2010 год.

Учебные пособия и научные труды

  • Конышев В.Н. Военная стратегия США после окончания холодной войны. — СПб.: Наука, 2009. ISBN 978-5-02-025555-5
  • Конышев В.Н., Сергунин А.А. Современная военная стратегия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Аспект-Пресс, 2014. ISBN 978-5-7567-0745-8

Публицистика

П. Золотарев, статья, «Цели и приоритеты военной политики России», журнал «Россия в глобальной политики» № 2, 2007 год.

Историческая литература

Е. П. Толмачев, «Военная политика и реформы Александра II», Серия: «Редкая книга», Издательство: «Воениздат», 368 стр., 2006 год;

Продовольственная диктатура

Жизненно важным вопросом стала продовольственная проблема. Голод охватил практически всю страну и вынудил власть продолжить хлебную монополию, введенную Временным правительством, и продразверстку, введенную царским правительством.

Были введены нормы душевого потребления для крестьян, и они соответствовали нормам, которые существовали при Временном правительстве. Весь оставшийся хлеб переходил в руки государственной власти по фиксированным ценам. Задача была очень сложной, и для ее выполнения создавались продотряды со специальными полномочиями.

С другой стороны, были приняты и утверждены продовольственные пайки, которые делились на четыре категории, и предусматривались меры по учету и распределению продовольствия.

Литература

Энциклопедии

  • Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в —1978 годах в 30-ти томах;
  • ;
  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., ВИ,  г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
  • Пограничный словарь. — М.: Академия Федеральной ПС России. 2002 год;
  • В. Н. Коновалов, Политология, Словарь. — М: РГУ. 2010 год.

Учебные пособия и научные труды

  • Конышев В. Н. Военная стратегия США после окончания холодной войны. — СПб.: Наука, 2009. ISBN 978-5-02-025555-5
  • Конышев В. Н., Сергунин А. А. Современная военная стратегия: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: Аспект-Пресс, 2014. ISBN 978-5-7567-0745-8

Публицистика

П. Золотарев, статья, «Цели и приоритеты военной политики России», журнал «Россия в глобальной политики» № 2, 2007 год.

Историческая литература

Е. П. Толмачев, «Военная политика и реформы Александра II», Серия: «Редкая книга», Издательство: «Воениздат», 368 стр., 2006 год;

См. также

  • «Холодная война» — глобальная геополитика США и их союзников против Советского Союза и его союзников, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
  • «Психологическая война» (Информационная война) — целенаправленные действия государства, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам другого государства при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем направленные на создание позитивного облика государства-агрессора.
  • «Гонка вооружений» — политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.

О задачах военной политики

Вернемся непосредственно к нашей теме. Вооруженные силы обязательны для современных государств. Не у всех они носят национальный характер. К примеру, страны ЕС находятся под защитой НАТО. То есть не у всех из них есть собственные армии. Они содержат общую. Однако подобные институты выполняют задачи военной политики. Они таковы:

  • обеспечение целостности, неприкосновенности государства, общества, территории;
  • защита граждан, находящихся за пределами страны;
  • создание условий для безопасности флотов.

Тактика же решения этих задач у стран различна, как и в историческом прошлом. США создали мощные флоты для того, чтобы властвовать на морских просторах. Континентальные страны, в том числе и РФ, больше внимания уделяют обороне.

См. также

  • «Холодная война» — глобальная геополитика США и их союзников против Советского Союза и его союзников, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
  • «Психологическая война» (Информационная война) — целенаправленные действия государства, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам другого государства при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем направленные на создание позитивного облика государства-агрессора.
  • «Гонка вооружений» — политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооруженных сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.

Итоги политики военного коммунизма

Жесткая политика помогла советскому правительству переломить общую ситуацию в свою пользу и победить на фронтах Гражданской войны.

Но в целом такая политика не могла быть действенной в долгосрочной перспективе. Она помогла большевикам продержаться, но разрушила производственные связи и обострила отношения правительства с широкими массами населения. Экономика не только не перестроилась, но начала разваливаться еще быстрее.

Негативные проявления политики военного коммунизма привели к тому, что советское правительство начало искать новые пути развития страны. На смену ей пришла Новая экономическая политика (НЭП).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector