Стройбат в современной россии, существует ли он сейчас, кто служил в этих войсках при ссср
Содержание:
- Пугало для новобранцев
- В первых рядах
- Пугало для призывников
- Афганистан, Чернобыль и Спитак
- Страницы
- Эмблемы
- Ссылки
- История создания
- Гравитация на Марсе
- ОПАСНЫЕ РЕГИОНЫ
- УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ
- Федеральный период
- Не годен? В стройбат!
- «Королевские войска»
- Условия службы
- Существует ли сейчас в России стройбат
- Инженерные войска России
- Откуда взялось прозвище «королевские войска»?
- КРИТИКА СТРОЙБАТА
- История создания подразделений
- Чем отличался стройбат от других рядов войск
Пугало для новобранцев
По какой же причине рассматриваемое подразделение было столь позорным у солдат-срочников, и каждый опасался там оказаться?
Прежде всего, в «классических» армейских подразделениях призывников обучали стрельбе и другим воинским навыкам, которые испокон веков традиционно считались мужскими. Солдаты строительного батальона фактически являлись обыкновенными рабочими, которых было достаточно и среди гражданских служащих.
Кроме того, формирование личного состава стройбата обладало собственной спецификой. Основу «королевского подразделения» составляли студенты, окончившие образовательные организации строительного профиля. Сюда попадали и жители деревень, которые умели работать со строительными инструментами. Другая довольно большая категория – новобранцы, обладавшие «запятнанным» личным делом (например, ранее осужденные по какому-либо уголовному делу). В стройбат направляли юношей с плохим состоянием здоровья, которое, между тем, не препятствовало прохождению срочной службы. Думали, что для «традиционных» видов вооруженных сил такие молодые люди не годятся, а для «королевских войск» подойдут идеально.
Самую большую часть личного состава (до 9/10 всей численности) составляли плохо говорящие по-русски уроженцы среднеазиатских регионов и Кавказа. Обучать подобных солдат было трудно и в какой-то степени опасно. Военнослужащие боялись давать им в руки огнестрельное оружие. При возведении различных объектов поводов для подобных опасений не существовало.
«Королевские войска» печально прославились отсутствием дисциплины и землячеством. Некоторые срочники, попав в среду бывших заключенных и выходцев из Средней Азии, имевших специфические взгляды на жизнь, подвергались унижениям. Среди служащих стройбата многие сводили счеты с жизнью.
Вдобавок здесь нередко процветала наркоторговля. Демобилизованные солдаты приезжали из армии наркозависимыми людьми.
В первых рядах
На все чрезвычайные опасные объекты в первую очередь бросали солдатов стройбата. Так, когда в 1986 году произошла катастрофа на ЧАЭС, первыми в ликвидации приняли участие именно солдаты стройбата. Многие поплатились жизнями за свое геройство.
Любовь Успенская трогательно опекает трехлетнюю малышку по имени Николь
Роза Сябитова ответила, почему мужчины сторонятся женщин с детьми
Образы Кейт Миддлтон, которые она копирует из года в год. Ведь они ей очень идут
Уже через два года, при страшном землетрясении в Армении, многие строительные батальоны были посланы на разбор завалов.
Проходили военнослужащие службу и в Афганистане. В 1979 году было необходимо быстро расквартировать личный состав контингента. За короткое время солдатами была возведена вся необходимая инфраструктура.
В 1982 году произошел политический конфликт на Фолклендских островах, о котором, естественно, не сообщалось в СМИ. Свое геройство проявили там солдаты стройбата. Они были посланы туда для реконструкции взлетной полосы. Так случилось, что в то же время британские войска пытались вторгнуться на острова. Это был временной период, когда шло противостояние за эти острова между Аргентиной и британцами. Советские бойцы не растерялись, они заминировали подступы и с помощью трофейного оружия сдерживали британских военных. Конфликт удалось предотвратить только благодаря московским дипломатам.
Пугало для призывников
Почему же стройбат был так непопулярен у призывников и почему все так боялись туда попасть?
Во-первых, в «обычных» войсках солдат обучали стрельбе и прочим боевым умениям, а эти занятия всегда считались истинно мужскими. А стройбатовцы были по сути просто работягами, таких много и на «гражданке».
Во-вторых, формирование личного состава «королевских войск» имело свои особенности. Костяк их составляли выпускники строительных учебных заведений. Были и жители сельской местности, умеющие держать в руках строительный инструмент. Еще одна достаточно многочисленная категория – призывники, имеющие неблагополучную биографию, например, с судимостями. Могли попасть в стройотряд молодые люди с ограничениями по состоянию здоровья, которые, однако, не мешали им быть призванными в армию. Считалось, что для «классических» войск они не подходят, а вот для строительства – в самый раз.
И наконец, в некоторых строительных отрядах до 90% контингента составляли выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Почему их туда отправляли? Считалось, что основная причина – плохое знание русского языка. В условиях боевой подготовки иметь дело с плохо говорящими по-русски солдатами было крайне неудобно и даже опасно – им просто боялись доверять оружие… Но во время строительных работ это не играло большой роли.
В «стройвойсках» процветали дедовщина и землячество. Отдельные новобранцы, оказавшиеся в окружении живущих по своим волчьим «законам» уголовников и представителей восточных национальностей с соответствующим менталитетом, испытывали, нередко подвергались издевательствам, среди «стройбатовцев» был высок процент самоубийств.
Кроме того, стройотряды часто превращались в точки сбыта наркотиков, в частности, гашиша, который распространяли уроженцы Средней Азии. Это приводило к тому, что многие, отслужив положенный срок, возвращались домой законченными наркоманами.
Афганистан, Чернобыль и Спитак
Советские строительные войска привлекались во время ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Причем на место катастрофы они прибыли в числе первых. Многим военнослужащим эта командировка стоила здоровья, а некоторым – даже жизни.
Военно-строительные части активно задействовались в Афганистане. Советские войска, направленные в эту страну, как правило, размещались на необжитых территориях, вне городов и населенных пунктов. Поэтому перед военными строителями была поставлена задача в кратчайшие сроки обеспечить подразделения казармами, хозяйственными зданиями, арсеналами и т. д. Надо сказать, что в Афганистане наши строительные войска возводили не только военные городки, склады и аэродромы, но и больницы, школы и жилые микрорайоны.
Также в числе первых строительные части оказались на месте разрушительного землетрясения в Армении, которое случилось в 1988 году.
В 1982 году советские военные строители были отправлены на Фолклендские острова для ремонта взлетно-посадочной полосы. Вскоре между Британией и Аргентиной началась война, и бойцы стройбата оказались буквально в центре конфликта. Они не растерялись и не утратили присутствие духа: очень быстро подступы к объекту были заминированы, и дальше стройбатовцы трофейным оружием сдерживали наступление британских солдат. Вскоре советским дипломатам удалось договориться и доставить военнослужащих на родину.
Страницы
Эмблемы
Эмблемы всех специальных сухопутных войск
Каждый вид войск имеет свою эмблему, отражающую специфические черты. На протяжении десятилетий в результате политических изменений в стране они, конечно, менялись, но основные элементы оставались неизменными.
На шевроне инженеров изображён ковш экскаватора.
У химиков это знак биологической и химической опасности, узнаваемый во всём мире – три кольца, соединённых в виде трилистника и пронизанных по кругу четвёртым кольцом.
У связистов в петлицах и на шевроне красуются перекрещенные молнии и крылья.
У войск РЭБ — тёмный щит с рисунком Земли на нём, на фоне которой кулак, сжимающий молнии. На шевроне войск радиоэлектронной борьбы присутствует двуглавый орёл и Святой Георгий – покровитель военнослужащих.
На шевроне железнодорожников элемент моста, железнодорожное колесо, перекрещенные кувалды и крылья.
Автомобилисты носят эмблему, состоящую из спаренных колёс, руля и крыльев.
На форме трубопроводных войск присутствует эмблема, содержащая элемент трубы с кран-буксой и вентилем.
Ссылки
История создания
Стройбат – строительный батальон, хотя в официальных документах всё было иначе. Своё начало ВСО (военно-строительные отряды) берут с 1942 года, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР было принято решение создать Военно-восстановительное управление. Под его началом строились все объекты инфраструктуры, разрушенные немцами-оккупантами во время Великой Отечественной войны. Сам термин «стройбат» был придуман народом и вышел из обращения в 1970 году
Стоит обратить внимание, что сами солдаты называли себя весьма иронично – королевские войска
Факты – в 1980 году количество личного состава ВСО составляло около 300–400 тысяч человек, что перекрывает общее количество таких подразделений, как: ВДВ, морская пехота и пограничные войска.
Солдат спит – служба идет. Условия службы
Говоря честно, далеко не все солдаты срочной службы хотели попасть в стройбат. И этому есть ряд причин:
- Солдаты имели к военной службе формальное отношение. Они могли больше времени провести не в окопе или стрельбах, а на стройке или рытье котлована.
- Национальная составляющая. Отряды формировались из многонациональных групп. Часто в стройбат брали детей из неблагополучных семей или подростков, состоящих на учете в милиции. Такое сочетание разных типов национальностей и людей, склонных к криминалу, пугало молодого бойца. Часто происходили случаи дезертирства из частей.
- ВСО могли направлять в потенциально опасные места, даже в мирное время. Их бросали на устранения техногенных катастроф или на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Такая работа была связана с риском получения опасного заболевания или различных по сложности травм.
- Само отношение общества к такому виду войск было снисходительное. В народе ходило много анекдотов про стройбат, поэтому служить в таком виде войск было несолидно.
Несмотря на все недостатки, были и отличительные плюсы среди остальных видов войск. Например, солдат получал зарплату за свою службу, причем её размер составлял порядка 120–180 рублей. Из этой суммы нужно вычесть 30 рублей за обслуживание бойца и его пропитание. Но даже в таком случае остается приличная сумма. Эти деньги откладывались на личный счет бойца, и лишь в случае острой необходимости солдат мог ими воспользоваться. Оклад мог доходить и до 250 рублей в месяц. Все зависело от специальности, которой обладал молодой боец. Ценились специалисты узкого профиля, связанного с машинами и техникой, такие как бульдозеристы, крановщики, экскаваторщики и прочие. Иногда демобилизованный солдат привозил со службы домой сумму до 5 000 рублей.
Гравитация на Марсе
Есть ли гравитация на Марсе? Гравитацией называют силу, с которой все тела во Вселенной притягиваются друг к другу. Такое взаимодействие возможно благодаря гравитационному полю, которым обладает абсолютно каждое тело. Сила гравитации выражается с помощью Закона всемирного тяготения, сформулированного И. Ньютоном. Он гласит: сила притяжения тел пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
Этот физический закон можно выразить с помощью формулы F=G*m1m2/r2, где:
G –гравитационная постоянная Марса. Равна 6,67*10 -11
M1 – Масса первого тела
М2 – масса второго тела
R – расстояние между ними.
Притяжение Марса и какого-нибудь другого тела также можно определить с помощью этого закона.
ОПАСНЫЕ РЕГИОНЫ
Вопреки сложившемуся мнению, служба в строительных отрядах была отнюдь не безопасна. В 1986 году «стройбатовцы» были брошены на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы – по некоторым данным, они составляли не менее 70% контингента, работавшего в зараженной зоне. Через два года стройотряды отправились в Армению разбирать завалы и отстраивать города после разрушительного землетрясения.
Служили они и в Афганистане. В 1979 году, сразу после ввода советских войск в эту страну, встал вопрос о расквартировании личного состава. В кратчайшие сроки от строителей требовалось создать и благоустроить военные городки со всей инфраструктурой, жилыми и военно-административными зданиями, построить склады для боеприпасов и техники, фортификационные сооружения по периметру воинских частей, аэродромы.
В 1982 году советский строительный батальон был направлен на Фолклендские острова в порт Стэнли удлинять бетонную взлетно-посадочную полосу. Именно в это время на острова вторглись британские войска, оспаривавшие с Аргентиной контроль над данными территориями.
По сведениям участника тех событий, советские солдаты заминировали все подходы к аэродрому, вооружились трофейным оружием и в течение трех дней выдерживали осаду со стороны британских военных. Только благодаря вмешательству Москвы локальный военный конфликт был остановлен – советским солдатам приказали сложить оружие.
Сейчас в ВС России существует Управление начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства («Спецстрой»), выполняющее те же функции.
P.S. Кстати, сегодня день Строителя, так что поздравляем всех стройбатовцев с профессиональным праздником !!!
УСЛОВИЯ СЛУЖБЫ
У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.
Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов, имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года, военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность».
Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму».
Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали, как правило, работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.
По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.
Были у «стройбатовцев» и дополнительные источники заработка, в частности, на так называемых «халтурах», где платили в районе 10-15 рублей за один трудовой день. Полагались им и льготы. Их получали прапорщики и офицеры, которые имели возможность быстро решать свои жилищные проблемы.
Федеральный период
Не годен? В стройбат!
В советский стройбат молодых людей отбирали отнюдь не для обучения стрельбе и другим воинским премудростям. Поэтому брали туда всех, кто был ограниченно годен к прохождению службы по состоянию здоровья. С наличием судимостей по нетяжёлым статьям тоже брали. Но основной костяк составляли деревенские парни и выпускники строительных училищ. Однако во многих регионах практически 100% численности стройотряда составляли граждане азиатских и кавказских республик. Оказывались они в стройбатах неслучайно.
Основной причиной, по которой выходцев из Азии и Кавказа отправляли в советские стройбаты, был языковой барьер. Во время боевой подготовки он мог сыграть злую службу. В строительстве же незнание русского не имело никакой роли. Командиру нужно было просто показать рядовому, что делать. Если в таком отряде оказывались русские парни, то они были в явном меньшинстве. Буйным цветом в стройбатах цвели землячество и дедовщина. Бывшие уголовники быстро подчиняли себе слабых духом товарищей. А «иностранцы» подсаживали на наркотики. К концу службы некоторые приезжали домой закоренелыми наркоманами. А некоторые и вовсе не возвращались.
«Королевские войска»
Строительные войска были учреждены в 1942 году, когда необходимо было отстраивать заново разрушенные во время немецкой оккупации здания. В последующие десятилетия советский стройбат стал выполнять и другие функции. Например, силами солдат стройбатов строились автодороги, жилые здания и различные хозяйственные объекты.
Работы проводились ударными темпами, что совсем неудивительно, учитывая численность стройбатовцев. В восьмидесятые годы в этих войсках служили около 400 000 человек. Из-за многочисленности стройбаты Советской Армии и стали называть «королевскими войсками». Но с настоящей королевской честью и доблестью эти войска имели мало общего.
Условия службы
У советской молодежи стройбат считался не самым престижным местом для несения воинской службы. Его непопулярность во многом была вызвана тем, что непосредственно к военному делу он имел лишь формальное отношение.
Тем не менее, новобранцы, пополнявшие состав строительных отрядов имели определенные преимущества перед призванными в другие рода войск. Согласно приказу №175 министра обороны СССР от 30 мая 1977 года военному строителю за работу начислялась заработная плата, из которой, правда, вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения – тех, что объединялись понятием «вещевая задолженность». Как вспоминал один из служащих строительного батальона, ежемесячно у него удерживали около 30 рублей за бытовые услуги – «стирку, помывку, форму».
Зарплата в строительных войсках (на период 1980-х годов) колебалась в диапазоне от 110 до 180 рублей, но в некоторых случаях доходила и до 250 рублей. Все зависело от специальности. Больше других получали как правило работавшие на башенных кранах и экскаваторах. Деньги клались служащему на счет и выдавались при увольнении в запас. Правда, при острой необходимости разрешали пересылать деньги родным.
По окончании службы «стройбатовцы» иногда вывозили до 5 тыс. рублей.
Существует ли сейчас в России стройбат
Многие призывники наслышаны о том, что во время СССР были строительные войска – стройбат. Молодые люди интересуются, если сейчас в России такие батальоны и кто может в них попасть.
Раньше призывников, которые уклонялись от службы или были неблагонадёжными, пугали стройбатом. Если говорить о существовании таких строительных отрядов сегодня, то их нет.
В 1990 году Михаил Горбачёв вынужден был подписать указ об их расформировании. Однако длительное время государству так и не удавалось решить этот вопрос и только в 2005 году вышло распоряжение правительства, которое положило начало полной ликвидации стройбата.
В современной российской армии нет стройбата в том виде, который был во времена СССР. Последние строительные части прекратили своё существование в 2009 году. В связи с этим молодые призывники могут не бояться, что их отправят строить различные здания или дачи генералам, как это было во времена Союза. Хотя для солдат это было хорошей службой, ведь их кормили, поили и часто они жили вне казармы, а это значит, что не по уставу.
Инженерные войска России
Что такое инженерные войска и какие перед ними стоят задачи в российской армии?
Во времена существования еще Московского государства предшественником войсковых саперных соединений была Посошная рать. На период военных походов либо для выполнения инженерных работ специально формировали отдельные ополчения. По указанию Центральной власти воеводы подбирали из населения здоровых молодых людей, обладающих строительными навыками.
Сформированная Посошная рать находилась полностью на обеспечении населения. Данное ополчение выполняло задачи по снабжению остальных войск, возведению крепостей и переправ через реки, строительству и ремонту дорог. При этом солдат таких подразделений оснащали оружием и также привлекали к боевым действиям.
Инженерные подразделения под европейский манер появились в России во времена правления Петра I. В этот период были созданы первые 2 саперные роты и открыты 2 специализированные инженерные школы.
При первом российском императоре также появились табели о рангах, в которых офицеры-саперы стояли на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии.
Первый саперный батальон в структуре российской гвардии появился в 1817 г. А его шефом был назначен Николай I, который впоследствии занял императорский трон. Во время восстания декабристов саперный батальон во главе с Николаем I охранял Зимний дворец. В дальнейшем будущий император на протяжении своей жизни предпочитал носить мундир инженерных войск.
В 1870 г. саперные подразделения стали набирать железнодорожников и телеграфистов. Телеграф, которым заведовало инженерное ведомство, сыграл значительную роль в период русско-турецкой войны.
Военный железнодорожный батальон включал 4 отдельные роты, 2 из которых занимались прокладкой ж/д путей, а 2 другие – обслуживанием и эксплуатацией технических средств.
Инженерные войска России в конце XIX столетия освоили 2 новые направления: воздухоплавание и голубиную почту. В 1903 г. при проведении войсковых маневров для осуществления разведывательной операции и корректировки огня артиллерии были задействованы воздушные шары. Результаты учений были признаны удовлетворительными и было принято решение развернуть на западной границе империи 65 воздушных шаров.
В 1909 г. от представителей инженерного ведомства поступило предложение приобрести для военных целей несколько аэропланов. А также именно командование инженерных войск стало инициатором формирования автомобильных войск.
Штабс-капитан Маевский еще в 1876 г. предложил рассмотреть проект автомобиля, работающего на паровом двигателе. Тогда приняли отрицательное решение, т.к. силовая установка была ненадежной и достаточно громоздкой. А в 1908 г. на военных учениях инженерное ведомство испытало несколько автомобилей, уже оборудованных ДВС (двигателями внутреннего сгорания).
Наиболее активными участниками русско-японской войны также были саперные подразделения. На начало военного конфликта в русской армии на Дальнем Востоке числилось порядка 2800 саперов, на конец – около 21000 саперов.
В период ПМВ (Первой Мировой Войны) отдельные рода войск были укомплектованы авиационной и автомобильной техникой. К 1916 г. количество инженерных подразделений было увеличено в 2 раза. На 1917 г. военнослужащие инженерных войск составляли 6% от общего числа служащих в российской армии. Формирование инженерных войск было завершено в РККА к 1929 г.
Активное участие саперы принимали в ВОВ (Великой Отечественной Войне). Подразделения инженерных войск были задействованы во всех значимых сражениях. В 1942 г. было сформировано 10 саперных армий.
В период 1950-1970 гг. советские инженерные войска развивались на основании полученного опыта в ВОВ 1941-1945 гг. В середине 80-х годов прошлого столетия при проведении реорганизации советской армии в состав фронта включили отдельную штурмовую инженерную бригаду.
Откуда взялось прозвище «королевские войска»?
«Днем рождения» стройбата считается 13 февраля 1942 года. В этот день вышло постановление Совета народных комиссаров СССР о создании Военно-восстановительного управления, занимавшегося ремонтом и строительством объектов на территориях, освобожденных от немецкой оккупации.
Еще одно, неофициальное наименование стройбата – «королевские войска». Согласно одной из версий, такое прозвище стройбатовцам дали из-за их численности: в 1980-х годах там служило от 300 до 400 тысяч человек. В то же время в ВДВ служило около 60 000 человек, в морской пехоте – около 15 000, в погранвойсках – около 220 000. Хотя имеется и версия о том, что это связано с именем знаменитого ракетного конструктора Сергея Королева. Дело в том, что все советские космодромы возводились именно силами строительных войск.
КРИТИКА СТРОЙБАТА
Сам факт существования военно-строительных отрядов не раз подвергался критике высшим военным руководством, которое считало подобные формирования неэффективными и даже «нелегальными».
В 1956 году министр обороны Георгий Жуков и начальник Генштаба Василий Соколовский докладывали, что «использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба … должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР».
Специалисты обращали внимание на то, что производственная деятельность военно-строительных частей была плохо организована, а их материально-бытовое обеспечение находилось на крайне низком уровне. Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении
Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши
Один из негативных примеров связан с военно-строительным отрядом №1052, который в ноябре 1955 года был размещен в недостроенном помещении. Комиссия выявила недопустимые бытовые и санитарные условия содержания служащих. Рабочим приходилось спать одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца они были лишены возможности мыться в бане, менять белье, в результате чего у многих завелись вши.
История создания подразделений
Каждый род войск имеет свою историю создания:
Инженерные войска состоят из подразделений обеспечения и поддержки войск на марше, в обороне и наступлении. Это инженерно-сапёрные войска, инженерно-дорожные, понтонные и другие подразделения. Точная дата создания затерялась ещё в IX веке нашей эры. То есть, возник данный вид войск вместе с укреплениями и стенами городов. Ведь их нужно было построить, а при нападении на город — разрушить. Вот этой работой и занимались военные инженеры.
Самым ярким событием, связанным с инженерными войсками, является взятие Казани. В XVI веке это был большой, хорошо укреплённый город, захватить который с наскока было невозможно. Тем более русские войска, подошедшие под стены города, представляли собой отличную мишень для защитников. Хранить припасы было негде, лечить раненых да и просто отдыхать, так же не было никакой возможности. В связи с этим на реке Свияга в 25 км от Казани была построена крепость, совмещающая в себе госпиталь, склады и место отдыха для солдат. А чтобы данную крепость поставить быстро и неожиданно для казанцев, заготовленные брёвна и части стен были спущены по Волге из города Углича. Таким образом, крепость была построена за рекордные 28 дней. Примерно в этот же период были разработаны различные инженерные сооружения, спасшие много солдатских жизней, и повлиявшие положительно на ход различных военных компаний. Например, был придуман «гуляй-город» — бревенчатые щиты, перевозимые на повозках и служащие передвижным укрытием для кавалерии и артиллеристов.
Войска радиационной, химической и бактериологической защиты (РХБЗ) начали свой путь с Первой мировой войны, в годы которой стали применяться отравляющие вещества в виде газа. А там, где есть химическое оружие, нужна и химическая защита. После принятия на вооружение атомного и термоядерного оружия потребовалось обеспечить защиту личного состава и техники от поражающих факторов ядерных взрывов. Войска РХБЗ занимаются разведкой радиоактивного и химического заражения, выполняют работы по деактивации и дегазации поражённых участков, боевой техники и личного состава. Также они обеспечивают личный состав средствами химической и радиоактивной защиты, в которые входит не только противогаз и комплект ОЗК, но и специальные дезактивирующие вещества.
Войска связи. Трудно переоценить значение данного вида войск. Ведь связь является нервной системой всех Вооружённых сил. Они обеспечивают управление войсками на любом уровне: от отделения до частей и соединений. Военные связисты находятся на боевом посту даже в мирное время. Ведь на учениях, когда для других войск идёт имитация боевых действий, обмен данными и связь имитировать невозможно. Применение телеграфной связи началось ещё во время русско-турецкой войны в 1877 году. С этого события началось использование проводной связи. Радиосвязь начала развиваться с русско-японской войны в 1905 году, когда впервые были использованы военные радиостанции. На сегодняшний момент войска связи представлены десятками специальных бригад связи и сотнями отдельных рот и батальонов.
Войска радиоэлектронной борьбы выполняют задачу по защите радиоэфира от проникновения в него вероятного противника, а также войска РЭБ защищают свои системы управления войсками и подразделениями. История применения РЭБ началась с русско-японской войны, когда по приказу командующего Тихоокеанским флотом удалось подавить помехами радиообмен между вражескими кораблями, что и привело к поражению противника. Работа по подавлению радиообмена между штабами и подразделениями вероятного противника ведётся постоянно. Современные войска РЭБ прикрывают радиоэфир со всех возможных направлений.
Разведывательные воинские подразделения изначально выполняли различные задачи в целях обеспечения командования информацией о противнике, состоянии местности и погоды для принятия адекватных решений на операцию (бой) и недопущения внезапности действий противника.
Самыми молодыми являются войска информационных операций. Необходимость их создания объясняется развитием интернета и сетевых структур управления войсками. Задача этих войск — защита сетей автоматического управления от вражеских атак и воздействий.
Войска тыла — многоуровневая структура, появившаяся на базе развития средств транспорта, строительной техники. Они включают железнодорожные войска, обеспечивающие перевозку личного состава и боевой техники по железной дороге, автомобильные, без которых невозможна переброска продовольствия, вооружения и личного состава по всей территории России, дорожно-строительные и понтонные формирования, а также трубопроводные войска.
Чем отличался стройбат от других рядов войск
Было принято считать, что в стройбат направляли только не благополучных призывников, однако это далеко не так. Туда мог попасть любой парень призывного возраста, если эти войска не были укомплектованы.
О стройбате времён СССР ходило очень много шуток. Считалось, что американцы не понимали, что такое строительные войска. Они рассказывали о мужественных советских десантниках, пограничниках и моряках, упоминали и о стройбате: «Эти вообще звери, им даже автоматы в руки не дают». Действительно, в строительных войсках не было военной подготовки, их главной задачей была стройка с утра до вечера. Сами солдаты шутили, говоря, что главное оружие для них это лопата и мастерок.
В стройбат направляли даже тех призывников, которые по состоянию здоровья не могли служить в других войсках. Именно поэтому «откосить» от этих войск было очень тяжело. Люди, служившие в стройбате, вспоминают, что были даже хромые и косые солдаты, те, которые должны быт комиссованными. Было очень много кавказцев, процветала жёсткая дедовщина. В военкоматах молодых призывников часто пугали стройбатом.