Оборонно-промышленный комплекс

Военное судостроение и бронетанковая промышленность

Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону.

Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей.

Атомные подводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде, Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время их производство сохраняется лишь в Северодвинске.

В стране создана уникальная научно-производственная база подводного кораблестроения. Отечественными конструкторами разработано свыше 300 проектов подводных лодок, из которых более половины реализовано в металле.

Россия — лидер мирового экспорта подводных лодок, которые поставлялись флотам 14 стран. Отечественным лодкам принадлежат рекорды скорости хода (до 50 узлов в час) и глубины погружения (до 1 000 метров).

Только в России была освоена постройка подводных лодок из титановых сплавов. Первая отечественная АПЛ проекта 627 построена в 1958 году,

Другие центры военного судостроения – ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)

К настоящему времени в составе Объединенной судостроительной корпорации России выделяются региональные субхолдинги:

  • 1. Северный центр судостроения (Северодвинск).
  • 2. Западный центр судостроения (Санкт-Петербург и Калининград).
  • 3. Дальневосточный центр судостроения (Владивосток).
  • 4. Южный центр судостроения (планируется).

В Северодвинске (Архангельская обл.) функционирует четыре предприятия военного и гражданского судостроения («Северное машиностроительное предприятие» — крупнейший мировой центр строительства атомных подводных крейсеров (АПК); центр судоремонта «Звездочка», СПО «Арктика», ОАО «Северный рейд»).

Современные технологии позволяют создавать фрегаты по технологии «стелс» из углепластика: они поглощают или частично проводят через себя радиоволны, и это обеспечивает невидимость от радаров.

Такие корабли начали строить на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге.

Бронетанковая промышленность

До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились (были построены лишь два опытных экземпляра).

На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилей Ижорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроения страны – петроградском – собирались бронеавтомобили. Во время гражданской войны продолжалось производство бронеавтомобилей, в том числе полугусеничных. Первая небольшая серия легких танков была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920 году.

В качестве образца был использован французский трофейный танк. В результате развития концепции первого советского танка на ленинградском заводе «Большевик» (Обуховский завод) в 1927-1931 гг.была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1, а в Харькове, ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой серии средних танков Т-24.

В годы Великой Отечественной войны резко расширилась география отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала и Поволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34 производились на заводе «Красное Сормово» в Горьком, а также на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавод».

Московский завод имени Орджоникидзе был эвакуирован в Свердловск, Ленинградский Кировский завод – в Челябинск, а Ленинградский завод имени Ворошилова – в Омск и Барнаул. Там и шло основное производство бронетехники.

В послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг.продолжалось массовое производство бронетехники. Основными центрами танкостроения оставались Нижний Тагил, Омск, Харьков, Ленинград, Челябинск.

Бронетанковая промышленность была одной из самых развитых отраслей военно-промышленного комплекса СССР. За последний период на заводах бывшего СССР было произведено 100 тысяч танков. Из четырех российских заводов танки сейчас производятся лишь на двух — в Нижнем Тагиле и Омске, а заводы Санкт-Петербурга и Челябинска перепрофилируются.

Бронетранспортеры (БТР) выпускают в Арзамасе, а боевые машины пехоты (БМП) – в Кургане.

Оценки и мнения

В зарубежной историографии факт существования в СССР военно-промышленного комплекса, в указанном смысле («слияния интересов милитаризованных социальных структур»), не вызывал сомнений, как и у его советского функционера КПСС В. Фалина:

Есть точка зрения, что СССР, по характеру политической и экономической системы, организации власти и управления, благодаря коммунистической идеологии и соответствующим устремлениям советского руководства, сам по себе является военно-промышленным комплексом. Как пишет в этой связи Дэвид Холлоуэй:

Советский Союз не имеет военно-промышленного комплекса, он сам им является

Оригинальный текст (англ.)

the Soviet Union does not have a military-industrial complex, but is such a complex

Дэвид Холлоуэй

Есть группа авторов, которая не разделяет идеологизированного подхода к изучению советского ВПК; считает, например, что за отсутствием ярко выраженных согласованных интересов (complementary interests) производителей оружия и военных, для СССР «военно-промышленный комплекс» эквивалентен понятию «оборонная промышленность» (англ. defence industry), представляет совокупность предприятий, специализирующихся в мирное время на производстве продукции военного потребления. Иногда ими употребляется понятие «оборонный комплекс» (англ. defence complex), под которым подразумевается совокупность отраслей промышленности, подчиненных специальным наркоматам (министерствам): авиационной, судостроительной, радиотехнической и тому подобной промышленности.
В научном обороте также используется понятие «оборонный сектор» (англ. defence sector), под которым подразумевается система взаимоотношений между Министерством обороны СССР и промышленными министерствами — производителями военной продукции.

В последние десять лет в отечественных и зарубежных средствах массовой коммуникации о советском военно-промышленном комплексе и его проблемах высказано много как здравых, так и вздорных суждений, построенных на обобщении отдельных фактов или примеров, в том числе ретроспективного характера. Одни авторы при этом утверждают, что военно-промышленный комплекс СССР — источник научно-технического прогресса и позитивных изменений в жизни советского общества, другие, наоборот, что это — «социальный монстр», источник социально-политического застояи других отрицательных явлений.

Структура

Обобщенная структура оборонно-промышленного комплекса СССР

Внешние изображения
(Военно-промышленный комплекс СССР)

В разных исторических условиях состав учреждений, ответственных за формирование советского военно-промышленного комплекса, был различным. В 1927 году, кроме Наркомата по Военным и Морским делам СССР и Главного Управления Военной промышленности ВСНХ СССР, выполняющими «оборонные» функции считались:

  • ОГПУ
  • ГУВП ВСНХ, Главное Управление Военной Промышленности при ВСНХ
  • Особые Технические Бюро
  • Наркомат Путей Сообщения
  • Наркомат Торговли, Наркомат Почты и Телеграфа
  • Наркомат Труда
  • местные учреждения Воздушно-Химической обороны

Единым центром их стратегического и оперативного управления являлся Совет Труда и Обороны при СНК СССР.

Тридцать лет спустя, в 1957 году, кроме Министерства Обороны СССР и Министерства оборонной промышленности СССР, непосредственно выполняющими «оборонные» функции считались:

  • Министерство общего машиностроения СССР
  • Министерство среднего машиностроения СССР
  • Министерство авиационной промышленности СССР
  • Министерство судостроительной промышленности СССР
  • Министерство радиотехнической промышленности СССР
  • Комитет государственной безопасности при СМ СССР
  • Государственный Комитет по использованию атомной энергии
  • Главное Управление государственных материальных резервов
  • Главное инженерное управление Государственного комитета по внешнеэкономическим связям
  • Главспецстрой при Госмонтажспецстрое
  • организация п/я № 10
  • ДОСААФ
  • ЦК «Динамо»
  • Всеармейское военно-охотничье общество

Центрами их стратегического и оперативного управления являлись Совет обороны СССР и Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.

План Маршалла

Структура российского ВПК

Для того чтобы понять, какова роль ВПК в экономике России, стоит ознакомиться с его устройством.

Традиционное деление ВПК подразумевает несколько звеньев, включающих в себя все этапы, — от разработки и проектирования до итоговых испытаний и поставки заказчику. Заказчиками могут быть как различные российские государственные структуры, так и иностранные покупатели.

После того как организация-заказчик определяется с техническим заданием, к делу приступают научно-исследовательские и опытно-конструкторские предприятия, каждое из которых специализируется в своей отрасли.

Пожалуй, самыми известными конструкторскими бюро в России являются организации, существующие еще со времен СССР. Например, РКК «Энергия», базирующаяся в Королеве, занимается разработкой ракетной техники, котролируя при этом все этапы — от первого чертежа до установки ракеты-носителя на стартовой площадке. Такой подход обеспечивает почти безупречное качество выпускаемой техники.

В общей сложности разработкой космической техники, имеющей военное или двойное назначение, в России занимаются 15 конструкторских бюро.

Высокотехнологичным кораблестроением занимаются в крупных научных центрах в Санкт-Петербурге — на разработке и проектировании надводных кораблей и подводных лодок специализируются конструкторские бюро «Алмаз», «Малахит», «Рубин». В том же Петербурге, на историческом предприятии «Адмиралтейские верфи», чертежи, созданные конструкторами, реализовываются в металле. Так куется ядерный щит страны, ведь многие из созданных здесь кораблей понесут ракетное вооружение с ядерным зарядом.

Сибирские заводы на страже неба

Понимание того, какова роль ВПК в экономики России, не будет полным без обозначения связи между развитием ВПК и ростом гражданской экономики. И дело не столько в конверсии производства, случившейся после распада Советского Союза, сколько в использовании гражданского рынка для финансирования дорогостоящих оборонных разработок.

Хорошей иллюстрацией подобного сотрудничества служит авиационная отрасль, в которой для строительства как гражданских, так и военных самолетов используются схожие материалы и даже оборудование.

Ведущим предприятием, в чью специализацию входят разработка и испытание авиационных двигателей, считается Омское Моторостроительное Конструкторское Бюро, которое строит двигатели не только для военных самолетов различного применения, но для гражданских воздушных судов.

Таким образом, становится понятно, какова роль ВПК в экономике России, ведь из всего экспорта вооружений на долю авиации приходится половина, а это более четырех миллиардов долларов.

Ключевые элементы ВПК

Если рассматривать особенности военно-промышленного комплекса России, то нельзя обойти вниманием виды организаций, которые входят в его состав:

— Конструкторские бюро, которые ориентированы на работу с опытными образцами (прототипами) оружия.

— Организации научно-исследовательского профиля. Их основной задачей являются теоретические разработки.

— Производственные предприятия. В этом случае ресурсы используются для массового выпуска оружия.

— Полигоны, а также испытательные лаборатории. Здесь есть смысл говорить о нескольких важных задачах. Это так называемая доводка опытных образцов в условиях реальной эксплуатации, а также испытание оружия, которое только сошло с производственного конвейера.

Для того чтобы обрисовать полную картину функционирования ВПК и обозначить все грани, которые имеет военно-промышленный комплекс России, нужно уделить внимание тому факту, что предприятия, которые являются частью оборонного сектора, выпускают и продукцию, имеющую гражданское назначение. Теперь стоит более внимательно рассмотреть отрасли ВПК

Теперь стоит более внимательно рассмотреть отрасли ВПК

Очевидные сложности

На фоне изложенной выше информации несложно сделать вывод, что та же конверсия — это непростая задача. Ее фактически можно отнести к одной из наиболее сложных задач, которые стоят перед ВПК. Здесь простых решений нет по определению. Чтобы в данной сфере наблюдался какой-то прогресс, нужно постоянно прикладывать значительные усилия.

Еще одной проблемой, с которой приходится сталкиваться, — это неясность будущего финансирования предприятий ВПК. Военно-промышленный комплекс Россииможет получить средства от государства только для тех предприятий, которые являются частью какой-либо федеральной программы или относятся к числу казенных производственных мощностей.

Что касается иностранных инвестиций, то причин смело на них рассчитывать пока что нет. При этом в особенно тяжелом положении могут оказаться заводы, имеющие производственные линии, которые уже устарели или же не способны выпускать широкий спектр конкурентоспособной продукции и военной в частности.

Если попытаться оценить экономическое состояние оборонных предприятий в целом, то можно сделать вывод, что оно весьма неоднородно. Суть в том, что есть заводы, продукция которых имеет определенный спрос. При этом существуют и те предприятия, которые находятся в состоянии глубокого производственного кризиса, причем независимо от того факта, принадлежат они государству или нет.

Тем не менее нужно отдавать отчет в том, что правительство фиксирует состояние некоторых составляющих ВПК. Это подтверждает факт утверждения Координационным советом основных направлений развития и стабилизации ситуации.

К тому же в России активно происходит объединение фундаментального и прикладного научного направления в рамках деятельности военных предприятий, что значительно повышает шансы ВПК на успешное развитие и полноценное функционирование. Прилагаются также и грамотно организованные усилия для максимального соответствия продукции, которая выходит с конвейера предприятий военно-промышленного комплекса, инвестиционным ожиданиям российского и заграничного рынка.

Аналитика все материалы

Оценки и мнения

В зарубежной историографии факт существования в СССР военно-промышленного комплекса, в указанном смысле («слияния интересов милитаризованных социальных структур»), не вызывал сомнений, как и у его советского функционера КПСС В. Фалина:

Есть точка зрения, что СССР, по характеру политической и экономической системы, организации власти и управления, благодаря коммунистической идеологии и соответствующим устремлениям советского руководства, сам по себе является военно-промышленным комплексом. Как пишет в этой связи Дэвид Холлоуэй:

Советский Союз не имеет военно-промышленного комплекса, он сам им является

Оригинальный текст (англ.)

the Soviet Union does not have a military-industrial complex, but is such a complex

Дэвид Холлоуэй

Есть группа авторов, которая не разделяет идеологизированного подхода к изучению советского ВПК; считает, например, что за отсутствием ярко выраженных согласованных интересов (complementary interests) производителей оружия и военных, для СССР «военно-промышленный комплекс» эквивалентен понятию «оборонная промышленность» (англ. defence industry), представляет совокупность предприятий, специализирующихся в мирное время на производстве продукции военного потребления. Иногда ими употребляется понятие «оборонный комплекс» (англ. defence complex), под которым подразумевается совокупность отраслей промышленности, подчиненных специальным наркоматам (министерствам): авиационной, судостроительной, радиотехнической и тому подобной промышленности.
В научном обороте также используется понятие «оборонный сектор» (англ. defence sector), под которым подразумевается система взаимоотношений между Министерством обороны СССР и промышленными министерствами — производителями военной продукции.

В последние десять лет в отечественных и зарубежных средствах массовой коммуникации о советском военно-промышленном комплексе и его проблемах высказано много как здравых, так и вздорных суждений, построенных на обобщении отдельных фактов или примеров, в том числе ретроспективного характера. Одни авторы при этом утверждают, что военно-промышленный комплекс СССР — источник научно-технического прогресса и позитивных изменений в жизни советского общества, другие, наоборот, что это — «социальный монстр», источник социально-политического застояи других отрицательных явлений.

About

Производство радиоэлектроники

Одним из направлений ВПК является радиоэлектронная промышленность. Такие предприятия отвечают за выпуск современной военной техники. Благодаря им ВПК имеет:

  • новейшие системы управления;
  • современные средства связи;
  • оборонные системы;
  • средства шифрования;
  • другую модернизированную электронную спецтехнику.

Для получения необходимого результата необходимо множество различных исследований, организация которых невозможна без научных ресурсов. Этим данную отрасль снабжают научные организации, которые тесно сотрудничают с предприятиями радиоэлектронной промышленности.

Военный потенциал России изначально воспринимается как весьма впечатляющий. При этом далеко не каждый гражданин РФ может ясно представить структуру оборонной сферы своей страны. К тому же данная информация была доступна не всегда

Поэтому есть все причины, чтобы обратить внимание на структуру ВПК

Ядерно-оружейный комплекс

Развитие военно-промышленного комплекса в России трудно представить без этого направления. Оно включает несколько стратегически важных сфер производства.

Прежде всего, это добыча урановой руды и последующее изготовление концентрата из этого сырья. Следующим важным этапом является разделение урановых изотопов (процесс обогащения). Эту задачу выполняют на предприятиях, которые расположены в таких городах, как Ангарск, Новоуральск, Зеленогорск и Северск.

Справедливости ради стоит отметить, что именно в России находится 45% всех мощностей, которые сосредоточены на обогащении урана

При этом важно обратить внимание на то, что производство ядерного вооружения сокращается и описанные выше отрасли делают акцент на западных заказчиках

Еще одной задачей данного комплекса ВПК является как наработка, так и выделение оружейного плутония. Его запасов, сосредоточенных в РФ, хватит еще на много лет.

Предприятия, действующие в рамках ядерно-оружейного комплекса, занимаются также изготовлением тепловыделяющих элементов, которые необходимы для работы атомных реакторов, сборкой ядерных боеприпасов и утилизацией радиоактивных отходов.

Первые боевые роботы получат крылья

Литература

Как выглядит структура военной отрасли

В рамках данной темы нужно изначально осветить следующую информацию: во время активных 90-х волна приватизации не обошла стороной предприятия военно-промышленного комплекса России.Поэтому, если сейчас проанализировать структуру собственности ВПК РФ, то можно будет без труда заметить, что большую ее часть составляют акционерные общества. Если говорить более конкретно, то таких АО во всем ВПК — 57%. При этом доля государства отсутствует в 28,2% подобных предприятий.

Можно обратиться и к другим данным, которые предоставила Счетная палата. Согласно данной информации, в рамках авиационной промышленности функционирует приблизительно 230 предприятий. Но лишь 7 из них принадлежат государству (речь идет о контрольном пакете акций).

В качестве одной из ключевых особенностей российских предприятий можно обозначить их подведомственность в различных формах федеральным организациям. На данный момент структура военно-промышленного комплекса России включает 5 государственных агентств, которые курируют оборонные отрасли и находятся в :

РАСУ. Действует в сфере средств связи и радиопромышленности.

— «Россудостроение». Отвечает за курирование судостроительного производства.

РАКА. Контролирует процессы в рамках ракетно-космической и авиационной промышленности.

РАВ. В этом случае речь идет о промышленности вооружений.

— «Росбоеприпасы». Это агентство специализируется на работе с промышленностью спецхимии и боеприпасов.

Артиллерия размером с кулак. Топ 10 самых нестандартных ручных гранат

Боевая часть-5

Капитан 2 ранга Саблин Юрий Борисович – командир БЧ-5, 1966 г.р., СВВМИУ

Саблин Юрий Борисович

Капитан 3 ранга Мурачев Дмитрий Борисович – командир ДД, 1969 г.р., СВВМИУ

Мурачев Дмитрий Борисович

Капитан-лейтенант Колесников Дмитрий Романович – командир ТГ ДД, 1973 г.р., ВВМИУ

Колесников Дмитрий Романович

Капитан-лейтенант Васильев Андрей Евгеньевич – командир ГА ДД, 1972 г.р., ВВМИУ

Васильев Андрей Евгеньевич

Старший лейтенант Мигляев Алексей Владимирович – инженер ГА ДД, 1977 г.р., С-Пб ВМИИ

Мигляев Алексей Владимирович

Капитан-лейтенант Пшеничников Денис Станиславович – командир ГДУ-1, 1974 г.р., ВВМИУ

Пшеничников Денис Станиславович

Капитан-лейтенант Любушкин Сергей Николаевич – командир ГДУ-2, 1972 г.р., ВВМИУ

Любушкин Сергей Николаевич

Капитан-лейтенант Садиленко Сергей Владимирович – инженер ГДУ-1, 1975 г.р., ВВМИУ

Садиленко Сергей Владимирович

Старший лейтенант Бражкин Александр Владимирович – инженер ГДУ-2, 1977 г.р., ВВМИУ

Бражкин Александр Владимирович

Капитан-лейтенант Аряпов Рашид Рамисович – командир ТГ ДД, 1971 г.р., ВВМИУ

Аряпов Рашид Рамисович

Капитан 3 ранга Щавинский Илья Вячеславович – командир ЭТД, 1969 г.р., ВВМИУ

Щавинский Илья Вячеславович

Капитан 3 ранга Белозеров Николай Анатольевич -командир ЭТГ, 1968 г.р., ВВМИУ

Белозеров Николай Анатольевич

Старший лейтенант Кузнецов Виталий Евгеньевич – инженер ЭТГ-1, 1976 г.р., ВВМИУ

Кузнецов Виталий Евгеньевич

Старший лейтенант Рванин Максим Анатольевич – инженер ЭТГ-2, 1975 г.р., ВВМИУ

Рванин Максим Анатольевич

Капитан 3 ранга Милютин Андрей Валентинович – командир ДЖ, 1972 г.р., ВВМИУ

Милютин Андрей Валентинович

Капитан-лейтенант Солорев Виталий Михайлович – командир ГА ДЖ, 1974 г.р., ВВМИУ

Солорев Виталий Михайлович

Капитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич – командир ТГ ДЖ, 1973 г.р., ВВМИУ

Кокурин Сергей Сергеевич

Старший лейтенант Кириченко Денис Станиславович – инженер ДЖ, 1976 г.р., ВВМИУ

Кириченко Денис Станиславович

Старший мичман Кузнецов Виктор Викторович – старшина команды турбинистов, 1972 г.р., г. Курск

Кузнецов Виктор Викторович

Старший мичман Казадеров Владимир Алексевич – техник турбинист, 1967 г.р., г. Липецк

Казадеров Владимир Алексевич

Мичман Ишмуратов Фанис Маликович – техник-турбинист, 1974 г.р., Республика Башкирия, д. Бахтигариево

Ишмуратов Фанис Маликович

Старший мичман Борисов Андрей Михайлович – техник ГА ДД, 1970 г.р., Рязанская обл., с. Перкино

Борисов Андрей Михайлович

Мичман Баланов Алексей Геннадьевич – старшина команды трюмных, 1978 г.р., Республика Чувашия, с. Анастасово

Баланов Алексей Геннадьевич

Мичман Иванов Василий Эльмарович – старшина команды электриков, 1977 г.р., Республика Марий-Эл, д. Чуксолло

Иванов Василий Эльмарович

Мичман Шаблатов Владимир Геннадьевич – техник-электрик, 1977 г.р., г. Йошкар-Ола

Шаблатов Владимир Геннадьевич

Старший мичман Цымбал Иван Иванович – техник-электрик, 1970 г.р., Луганская обл., д. Макартетино

Цымбал Иван Иванович

Старший мичман Горбунов Евгений Юрьевич – техник-дизелист, 1964 г.р., Нижегородская обл., п. Заволжье

Горбунов Евгений Юрьевич

Мичман Хивук Владимир Валерьевич – техник, 1974 г.р., Курская обл., с. Белица, ст. Сосновый Бор

Хивук Владимир Валерьевич

U-31

Эта немецкая лодка признана лучшей лодкой времен Первой мировой войны. В период с 1912 по 1915 год было построено 11 субмарин класса U-31, которые дважды приняли участие в боевых действиях.

Германия, которая по многим показателям опережала воюющие страны в вопросах создания и применения подводных лодок, активно использовала U-31 в первый год войны. Четыре лодки этого класса стали самым кровожадными убийцами в ходе Первой мировой войны.

Вторым активным применением лодок класса U стал 1917 год, когда Германская империя всеми способами пыталась принудить страны «Антанты» и США капитулировать. Лодка этого класса U-35 занимает первую строчку в мире по числу потопленных кораблей. В ходе войны ее экипаж уничтожил 224 корабля.

Японские подводные лодки I 400, известные также под именем «Сентоку» – самая большая субмарина времен Второй мировой войны.

Длина лодки достигала 122 метров, водоизмещением 6500 тонн. Японская лодка могла развивать скорость до 18 узлов в надводном положении и 6,5 узлов при движении под водой. По конструкции лодка могла перевозить на себе самолеты. После успешной операции в Пёрл-Харбор, японцы намеревались нанести удар с помощью таких лодок непосредственно по континентальному побережью США.

В 1942 году было запланировано построить 18 лодок, но война внесла коррективы и на воду спустили только 3 подводные лодки типа I 400.

В бою эти боевые субмарины так и не побывали. После капитуляции Японии, 3 лодки были переданы США и затоплены в 1946 году. В 2013 году японским исследователям удалось обнаружить одну из лодок I 400. Она лежит на глубине 700 метров у острова Оаху.

I-400 оставалась самой большой лодкой в мире, вплоть до появления в 60-е годы ХХ столетия атомных подводных лодок.

В советском проекте 667А «Навага» была создана целая серия Ракетных подводных крейсеров стратегического назначения с баллистическими ракетами Р-27 на борту.

Первые лодки «Навага» были спущены на воду в 1958 году. Длина лодки составляет 128 метров, ширина – 11,7 метров. Корпус этой подлодки имеет цилиндрическую, обтекаемую форму диаметром 9,5 м и выполнен из стали Ю3. Корпус 128-миметровой лодки был разделен на 10 отсеков. Боевой комплект лодки в полном снаряжении насчитывал 22 ракеты, из них 2 с ядерными боеголовками. На лодках было установлено высокоточное навигационное оборудование, а с конца 80-х годов использовали спутниковую навигацию.

Судьба многих лодок проекта 667А «Навага» во многом печальна. По соглашению с США о сокращении вооружения почти все подводные лодки этого типа были утилизированы.

Проблемы ОПК

Трудности оборонно-промышленного комплекса в первую очередь связывают с предстоящим сокращением госзаказа, что повлечет за собой уменьшение рабочих мест. Вторая главная проблема – это начавшаяся в 2017 г. диверсификация ОПК. До 2025 г. предприятия оборонной промышленности должны увеличить долю мирной продукции до 30% от общего объема. А для этого необходимо разрабатывать новые технологии для производства конкурентного товара.

К сложностям ОПК относится и потеря научно-технологической базы, начавшаяся в 90-х гг. Особенно это ощущается в радиоэлектронной промышленности, которая базируется на устаревших отечественных технологиях. В стране не хватает высококвалифицированных молодых специалистов. Необходимо внедрять программу стимулирования для закрепления перспективной молодежи в высокотехнологичных отраслях ОПК.

Недостаточно инновационных систем, мало используются специальные технологии для отраслей гражданской промышленности. Большинство российских производителей ОПК не участвуют в мировой кооперационной системе, что порождает низкий уровень эффективности процессов и способствует слабому развитию конкуренции на российском рынке.

09.01.2020

Делегации Киргизии и Таджикистана 5 мая продолжат обсуждать процедуры делимитации и демаркации совместной границы

Специфика военно-промышленного комплекса

Отличительные особенности ВПК:

  • заказчиком всегда выступает государство;
  • нестандартные требования (технологичность, капиталоемкость, долгосрочность) к качеству и техническим свойствам оружия и военной техники;
  • конфиденциальность инновационных проектов;
  • невозможность выхода предприятий на внешний рынок;
  • высокий профессионализм руководителей ВПК России;
  • производители напрямую зависят друг от друга;
  • необходимость большого запаса материальных и трудовых ресурсов;
  • огромные масштабы оборонных предприятий.

Уровень развития военно-промышленного комплекса России играет ключевую роль в поддержании безопасности всей страны, во многом отвечает за техническое перевооружение основных сегментов экономики (медицина, транспорт, образование, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), социальное обеспечение и др.), выступает признаком политической устойчивости.

Платформа ЗРК «Бук» с установленной СВЧ-пушкой

Модификации оружия

Понятно, что столь удачный и легендарный пистолет рано или поздно должен был послужить основой для модификаций. Впрочем, вплоть до начала девяностых годов никаких модификаций и версий ПСМ не существовало. В начале девяностых, в силу известных исторических событий, такие модификации стали появляться.

Вначале пистолет попытались внедрить на западный рынок. Попытка получилась вполне удачной, и пистолет очень скоро занял заметное место на мировом рынке огнестрельного оружия. Правда, для этого пришлось несколько изменить конструкцию оружия, приспособив ее под стрельбу другими зарядами – 6,35 мм Браунинг. И между прочим это было очень удачное решение. ПСМ, стреляющий зарядами 6,35 Браунинг, стал очень популярным у спецслужб многих стран мира, а, кроме того, и у обыкновенных пользователей, которые пользуются оружием в целях самообороны.

Помимо вышеназванной версии, в настоящее время существует множество сугубо гражданских модификаций знаменитого «шпионского» пистолета. Вот лишь некоторые из них:

  • Травматический пистолет ПСМ-Р, произведенный мастерами из Украины, и являющийся практически точной копией своего боевого двойника;
  • Газовый пистолет 6п37;
  • Газовый вариант ИЖ-78. Это – измененная модификация 6п37. Чтобы ни у кого не возникало соблазна переделывать газовый 6п37 под стрельбу боевыми зарядами, к ИЖ-78 приделан ствол другого калибра, выполненный при этом из материала, обладающего худшим качеством, чем был ствол у предыдущей версии;
  • ИЖ-78-9Т. Это – травматический пистолет, внешне похожий на ПСМ и приспособленный под стрельбу зарядами 9 мм РА;
  • Травматический пистолет «Кольчуга». Из всех модификаций ПСМ, именно «Кольчуга» более всего походит на оригинал. В силу конструкторских решений, переделать эту версию под стрельбу боевыми зарядами практически невозможно, однако благодаря исключительной похожести с оригиналом, травмат пользуется огромной популярностью.

Крупнейшие предприятия

Далее представлены крупные корпорации оборонно-промышленного комплекса:

  • АО «Вертолеты России»;
  • АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»;
  • ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»;
  • АО «НПО «Высокоточные комплексы»;
  • АО «НПК «Уралвагонзавод имени Дзержинского»;
  • Концерн «Радиоэлектронные технологии»;
  • АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»;
  • АО «Объединенная двигателестроительная корпорация»;
  • АО «Объединенная приборостроительная корпорация»;
  • АО «ПО «Севмашпредприятие» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация»).

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Предприятия машиностроения и металлообработки.

Итог

Военно-промышленный комплекс способствует развитию многих отраслей промышленности (авиационной, электронной, космической, научной и даже банковского сектора). В России активно интегрируют фундаментальное и практическое направление инноваций в рамках эффективной деятельности военных организаций. За счет этого ВПК полноценно функционирует и успешно развивается. Помимо этого, прилагаются усилия, чтобы ВПК выпускало идеальную продукцию, которая оправдывает инвестиционные ожидания. Очевидно, что при такой сложившейся ситуации ВПК перспектива на прекрасное будущее и успешное настоящее несомненно существует. Правительство непрерывно проводит реорганизацией работы для того, чтобы оборонные предприятия могли максимально качественно и эффективно функционировать.

Автор статьи:
Никифоров Владислав

Итог

Военно-промышленный комплекс способствует развитию многих отраслей промышленности (авиационной, электронной, космической, научной и даже банковского сектора). В России активно интегрируют фундаментальное и практическое направление инноваций в рамках эффективной деятельности военных организаций. За счет этого ВПК полноценно функционирует и успешно развивается. Помимо этого, прилагаются усилия, чтобы ВПК выпускало идеальную продукцию, которая оправдывает инвестиционные ожидания. Очевидно, что при такой сложившейся ситуации ВПК перспектива на прекрасное будущее и успешное настоящее несомненно существует. Правительство непрерывно проводит реорганизацией работы для того, чтобы оборонные предприятия могли максимально качественно и эффективно функционировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector