Зрк «витязь»: характеристики зенитного ракетного комплекса

Модификации

Колёсная ПУ ЗРК «Бук-М2» (на шасси МЗКТ-6922) на выставке военной техники посвящённой 65-летию полигона «Капустин Яр», г. Знаменск.

Пуско-заряжающая установка 9А316 комплекса «Бук-М2»

Самоходная огневая установка 9А317 комплекса «Бук-М2»

9К37М1 «Бук-М1»

Сразу после принятия ЗРК 9К37, по постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР в 1979 году были начаты работы по дальнейшей модернизации комплекса. Испытания модернизированного комплекса были проведены в 1982 году. По их результатам ЗРК «Бук-М1» был принят на вооружение. Анализ результатов испытаний показал, что по сравнению с базовым вариантом зона поражения была значительно увеличена, вероятность поражения крылатых ракет ALCM не менее 40 %, вертолёты «ХьюКобра» сбиваются с вероятностью от 60 до 70 %, зависшие вертолёты на дальностях от 3,5 до 10 км могут быть поражены с вероятностью от 30 до 40 %. Введена возможность распознавания трёх классов целей: самолёта, вертолёта, баллистической ракеты. Внедрены технические и организационные мероприятия для эффективного противодействия противорадиолокационным ракетам. Все средства ЗРК «Бук-М1» имеют полную взаимозаменяемость с элементами комплекса базовой модификации. В 1983 году комплекс был принят на вооружение. За рубеж поставлялся под наименованием «Ганг».

9К37М1-2 «Бук-М1-2»

Основная статья: Бук-М1-2

В декабре 1992 года распоряжением Президента Российской Федерации были начаты работы над комплексом 9К37М1-2 «Бук-М1-2». Основной задачей модернизации было внедрение ЗУР 9М317 в уже существующие средства ЗРК 9К37М1 «Бук-М1». Доработка комплекса проводилась в период с по 1996 годы. В 1998 году ЗРК 9К37М1-2 «Бук-М1-2» был принят на вооружение армии Российской Федерации.

9К317 «Бук-М2»

Основная статья: Бук-М2 (ЗРК)

С началом малой модернизации комплекса 9К37 развернулись работы над созданием глубоко модифицированного варианта, способного вести огонь по 24 целям. По сравнению с предыдущими модификациями зона поражения самолётов типа F-15 была увеличена до 50 км, вероятность поражения крылатых ракет ALCM на дальностях до 26 км — от 70 до 80 %, вертолёты могли быть поражены с вероятностью от 70 до 80 %. Максимальная скорость обстреливаемых целей 1100 м/с навстречу и 300—400 м/с вдогон. Комплекс может быть развёрнут за 5 минут, темп стрельбы составляет 4 секунды, а время реакции — 10 с. В 1988 году комплекс был принят на вооружение ПВО СВ. Из-за распада СССР и тяжёлой экономической ситуации в России серийное производство комплекса развёрнуто не было. Спустя 15 лет, документация на комплекс была доработана под современную элементную базу серийного производства. С 2008 года комплекс поступил в войска Российской Федерации.

В 1990-е годы был разработан и прошёл совместные испытания вариант комплекса «Бук-М2Э»-«Урал», предназначенный для войск ПВО. Все средства комплекса размещены на колёсных тягачах повышенной проходимости типа КрАЗ и полуприцепах «ЧМЗАП».

«Бук-М2Э» в состоянии эффективно уничтожать цели, обладающие эффективной площадью рассеяния (ЭПР) на уровне до 0,05 м² с вероятностью поражения на уровне 0,6-0,7, время на смену позиции после развёртывания (5 минут), составляет всего 20 секунд

ЗРК «Бук-М2» обеспечивают возможность поражения тактических баллистических ракет противника с дальностью пуска до 150–200 километров..

9К317М «Бук-М3»

Основная статья: Бук-М3 (ЗРК)

Комплекс на новой элементной базе с прежней модернизированной ракетой и значительно повышенными возможностями.

Принятие на вооружение «Бук-М3» планируется до конца 2015 года.

3К90 М-22 «Ураган»

Основная статья: Ураган (зенитный ракетный комплекс)

Морская версия комплекса «Бук» (по классификации НАТО — SA-N-7). Экспортная версия — «Штиль».

9К37МБ «Бук-МБ»

В мае 2005 года в Минске представлен Белорусский вариант модернизации комплекса ПВО средней дальности 9К37 «Бук» — ЗРК «Бук-МБ».

Машины на базе «Бук»

На базе шасси разработана система уничтожения беспилотных аппаратов и высокоточных боеприпасов путём атаки СВЧ излучением с целью разрушения их электронных компонентов. Эффективная дальность более 10 км. Система обеспечивает новый уровень обороны. Не имеет мировых аналогов.

Конструкция

В состав ЗРК входит РЛС «Полимент» с 4 фазированными решётками. Максимальное количество одновременно обстреливаемых целей — 16 (по 4 на каждую ФАР).

Ракеты размещаются в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по 4 или 8 ячеек каждый. В ячейке располагается один транспортно-пусковой контейнер с ракетой большой или средней дальности (9М96Е, 9М96Е2) или 4 ракеты малой дальности (9М100). При пуске ракеты используется «холодный» старт. Зарядом сжатого воздуха ракета выбрасывается из вертикально расположенного транспортно-пускового контейнера на высоту 30 м, разворачиваясь в сторону цели с помощью газодинамической системы. Благодаря этому значительно сокращается минимальная дальность перехвата. Газодинамическая система также обеспечивает ракете режим сверхманёвренности и способна за 0,025 с увеличить перегрузку ракеты на 20g.

Для ракет 9М96Е, 9М96Е2 на маршевом участке траектории используется инерционно-командное наведение, на конечном участке — активное радиолокационное самонаведение. Ракета 9М100 малой дальности оснащена инфракрасной головкой самонаведения. Захват цели осуществляется сразу после пуска ракеты.

По данным натурных испытаний и компьютерного моделирования, ракеты 9М96Е и 9М96Е2 с вероятностью 70 % обеспечивают прямое попадание в головную часть тактической ракеты, в остальных 30 % случаев отклонение не превышает нескольких метров. Вероятность попадания в самолёт составляет 80 %, в вертолёт — 90 %.

Боевая часть массой 24 кг за счёт многоточечного инициирования имеет управляемое поле поражения.

Носители

  • вертолёты Ми-24В, Ми-35, Ми-24ВП (Ми-35М), Ми-24ПК-2, Ми-35М2, Ми-28, Ми-28Н (Ми-28НЭ), Ми-8АМТШ (Ми-171Ш), Ка-29 (комплексы 9К113 «Штурм-В» и 9-А-2313 «Атака-В» и их модификации), Ка-52.
  • боевые машины 9П149 (см. 9К114 Штурм) и 9П149М комплексов 9К132 «Штурм-СМ» и 9К132Э «Штурм-СМЭ»,
  • патрульный катер проекта 14310 «Мираж» (см. Военный парад 1997 № 6(24) ноябрь-декабрь стр. 28-29 Н.Гущин, В.Кашин «Штурм» подкрепляется «Атакой»),

а её модернизация 9М120-1, в приборном отсеке которой расположены приемник радиокомандной линии и блок ответчика с импульсной лампой, а также фотоприёмное устройство и вычислитель, который после анализа сигналов с пусковой установки носителя выбирает либо радиокомандную либо лазерно-лучевую систему управления ракетой 9М120-1, входит в состав всех выше перечисленных носителей, оснащенных пеленгатором и передатчиком команд управления, а также входит в состав носителей, оснащенных передатчиком лазерно-лучевого канала управления:

  • комплекса управляемого вооружения (КУВ) «Атака-Т» (индекс Б07С1) боевой машины огневой поддержки «Терминатор» (БМПТ, Объект 199) и боевой машины огневой поддержки Терминатор-2 (БМПТ-72),
  • КУВ «Бережок» (индекс Б05С011) боевой машины пехоты БМП-2М и БМП-3М (см. Армия-2017),
  • многоцелевого комплекса управляемого ракетного вооружения 9К113У «Штурм-ВУ» вертолета Ка-52 (см.»Оружие России 2006—2007, стр 441. Москва, Военный парад, 2006 г.).
  • комплекса управляемого ракетного вооружения «Штурм-ЛК» катера проекта 10412 типа «Светляк» (корабль «Triglav»(пр.10412, зав.№ 043) для флота Республики Словения).
  • робот разведки и огневой поддержки боевого многофункционального робототехнического комплекса «Уран-9» (см.сайт ОАО «766 УПТК»).

Разработчик и изготовитель управляемых ракет 9М120-1 (9М120-1Ф) является ФГУП «КБМ» (с 02.07.2012 г. ФГУП «КБМ» преобразован в ОАО «НПК «КБМ», а в июле 2020 г. — в АО «НПК «КБМ»). Изготовителем управляемых ракет 9М120-1 (9М120-1Ф) также является ОАО «ЗиД».

Предполагается использование ракет 9М120 и 9М120-1 «Атака» в ряде проектов:

  • в составе автономного модуля на базе боевой машины 9П149 разработки ФГУП «Саратовский агрегатный завод», продемонстрированного на выставке «МАКС-2003»;
  • в составе вооружения боевой разведывательно-диверсионной машина 2Т «Сталкер» белорусского предприятия «Минотор-Сервис»;
  • в составе боевого модуля многоцелевого ракетно-пушечного комплекса А3 белорусского предприятия «Тетраэдр».
  • в составе модернизированного автономного модуля самообороны «Гибка-МА» разработки ОАО «НПК «КБМ» и ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей».
  • в составе бронированного двухзвенного транспортера легкого класса для Заполярья и Арктики на основе унифицированной межвидовой двухзвенной гусеничной платформы (ОКР «Арктика»).

Реально ли купить пилу или они больше не производятся?

«Перехватывать любые воздушные цели»

«Бук-М3» относят к комплексу ПВО четвёртого поколения. Его разработка стартовала во второй половине 2000-х в стенах Научно-исследовательского института приборостроения (НИИП) им. Тихомирова (входит в концерн «Алмаз-Антей»). В 2007 году Николай Фролов, занимавший в 2005—2008 годах пост начальника войсковой ПВО ВС РФ, назвал «Бук-М3» «совершено новым комплексом». По его словам, ЗРК создаётся на самой современной элементной базе.

Совместные государственные испытания новой системы ПВО были завершены в 2015 году. Производство «Бук-М3» было развёрнуто на ПАО «Машиностроительный завод имени М.И. Калинина» (Екатеринбург). Первые серийные образцы Вооружённые силы РФ получили в 2016 году. В войсках детище НИИП им. Тихомирова заменяет «Бук-М1» и частично «Бук-М2».

Также по теме

Под защитой «Прометея»: что известно о поставках в российские войска комплексов С-500

В 2019 году военная академия Воздушно-космической обороны (ВКО) имени маршала Жукова выпустит первую группу офицеров, которые прошли…

В состав дивизиона «Бук-М3» входят командный пункт, станция обнаружения и целеуказания, транспортно-пусковые установки, транспортно-заряжающие машины и пусковые установки, вмещающие по 6 или 12 зенитных управляемых ракет (ЗУР). 

Дальность стрельбы «Бук-М3» увеличилась в 1,5 раза по сравнению с «Бук-М2» — до 70 км. Минимальная высота поражения цели составляет 15 м, максимальная — 35 км. Число одновременно поражаемых целей увеличилось до 36. Каждая пусковая установка может обстреливать по шесть объектов. Старт ракет происходит с промежутком в две секунды. Как сообщил ранее Александр Леонов, огневая производительность «Бук-М3» выросла на 50%.

По данным источника ТАСС в Минобороны РФ, вероятность поражения целей новым ЗРК достигает 99%. «Бук-М3» предназначен для перехвата высокоманёвренных воздушных объектов, летящих со скоростью до 3 км/с. Комплекс способен обнаруживать и уничтожать крылатые ракеты, тактические баллистические ракеты, а также все виды авиатехники, включая и те, которые выполнены по технологии «стелс». Также «Бук-М3» может обстреливать морские и наземные цели.

Основное оружие этого ЗРК — универсальная всеракурсная зенитная ракета 9М317М, разработанная специалистами ОАО «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» (ДНПП). В процессе полёта при помощи газовых рулей ракета может отклоняться в нужную сторону на 360 градусов.

  • ЗРК 9К317М «Бук-М3» на открытой позиции форума «Армия-2018»

В беседе с RT эксперт Центр анализа, стратегий и технологий Сергей Денисенцев отметил, что специалистам НИИП им. Тихомирова удалось значительно сократить время перезарядки за счёт использования модернизированных транспортно-пусковых контейнеров. Кроме того, по словам эксперта, «Бук-М3» является более технологичной системой ПВО по сравнению с предыдущими образцами.

Главным достоинством «Бук-М3» Виктор Мураховский назвал его «электронную начинку». Он отметил, что в комплексе реализован принцип «выстрелил и забыл». Его суть заключается в том, что после пуска ракеты экипаж ЗРК может сменить позицию, не сопровождая цель.

«Бук-М3» оснащён автоматизированной системой управления, которая позволяет без участия человека выбирать важные цели и определять порядок их поражения. Это делает возможным перехват любых воздушных целей, включая малозаметные самолёты и БПЛА. Система наведения «Бук-М3» отличается повышенной помехоустойчивостью, то есть она может выполнять задачи в условиях активного радиоэлектронного противодействия», — подчеркнул Мураховский.

История создания

В середине 60-х годов прошлого столетия руководство советских вооруженных сил признало необходимость разработки самоходного противотанкового ракетного комплекса нового поколения. ПТРК «Шмель» и «Фаланга», стоящие в тот момент на вооружении СА, уже явно не соответствовали требованиям времени.

Военным нужен был ПТРК с полуавтоматической системой управления и сверхзвуковой ракетой, с дальностью поражения цели не менее 4 километров. Кроме того, на разработчиков были наложены жесткие ограничения по стоимости комплекса. В конкурсе принимали участие ко­ло­мен­ско­е Кон­ст­рук­тор­ское бю­ро ма­ши­но­строе­ния и Конструкторское бюро приборостроения (г. Тула).

Коломенские конструкторы старались точно следовать всем пожеланиям заказчика, а в тульском Бюро к заданию подошли более творчески. Тульские конструкторы оценивали целесообразность каждого из пунктов задания, предложенного военными. В результате они создали дозвуковую ракету (ПТУР), которая управлялась в полете по проводу, при этом значительно облегчив и удешевив ее. Кроме этого, новый ракетный комплекс был в высокой степени унифицирован с ПТРК «Фагот».

Первоначально проект разработки нового полкового ПТРК носил название «Гобой», но полученный комплекс весьма сильно отличался своими характеристиками от технического задания, поэтому его название решили изменить. Новый ПТРК получил название «Конкурс».

Испытания и доработка нового противотанкового ракетного комплекса длилась несколько лет. ПТРК «Конкурс» был принят на вооружение в 1974 году. Этот комплекс во многом унифицирован с ПТРК «Фаготом», из его пусковой установки можно запускать ПТУРы «Фагота».

Через несколько лет начались работы по модернизации «Конкурса»

Основное внимание было уделено противотанковой ракете, конструкторы пытались сделать ее наведение полностью автоматическим. Испытания ПТУРа начались в 1983 году, они продолжались несколько лет

В 1986 году «Конкурс-Р» решили принять на вооружение, но немного раньше прекратили выпускать БРДМ-2, которая являлась основной боевой машиной (БМ) для данного комплекса.

В конце 80-х была разработана более совершенная модификация этого ракетного комплекса – «Конкурс-М». Основным его отличием стала новая ракета с тандемной боевой частью, что существенно увеличило бронепробиваемость и позволило «Конкурсу-М» успешно бороться с бронетехникой, оснащенной динамической защитой. Кроме того, для установки «Конкурса-М» можно использовать не только БРДМ-2, но и другие БМ: БМП, БМД, бронеавтомобили и даже мотоциклы.

Один в поле воин!

Более четырех десятков стран мира взяли на вооружение зенитные комплексы “Игла”. Первые случаи боевого применения относятся к 1991 году во время вооруженного конфликта в районе Персидского залива. По некоторым данным, иракскими военнослужащими было уничтожено или выведено из строя 12 боевых единиц авиации Международной коалиции. Именно применение российских ПЗРК заставило британские ВВС отказаться от тактики атак с небольших высот истребителями-бомбардировщиками “Торнадо”.

В гражданских войнах в Сальвадоре, Никарагуа, Сирии, в многочисленных локальных очагах напряженности переносные зенитные комплексы неоднократно демонстрировали свою боевую эффективность. Экспертами отмечается, что стрельба ПЗРК “Игла” и уничтожение вражеских самолетов – не главная цель использования этого вида вооружения. Основная задача мобильных комплексов – срыв боевых планов неприятельской авиации. Ярким примером может служить ситуация в Ливии в 2011 году, когда действия военных самолетов НАТО было сковано наличием в войсках, подчиненных Муаммару Каддафи, российских ПЗРК “Игла”.

Высокая мобильность, простота использования, надежность, оптимальное сочетание массогабаритных показателей позволили нашим комплексам занять важную нишу в оборонных стратегиях многих стран. Эффективным зенитным средством против налетов вражеской авиации ПЗРК стали потому, что их практически невозможно обнаружить никакими приборами разведки, а применение всегда внезапно и скоротечно. Массовое использование мобильных комплексов лишает авиацию господства на высотах удобных для атак по наземным целям.

Сирийский кризис , рост международного терроризма заставил заговорить о многогранной проблеме обеспечения международного контроля за оборотом ПЗРК. Серия документов, принятых правительствами многих стран предполагает введение строгого учета экспорта переносных ЗРК, обмен информацией о производстве и принятие мер для обеспечения надежного хранения вооружения.

Тактико-технические характеристики

  • Максимальная дальность стрельбы:
    • Днём — 5500 м
    • Ночью — 3500 м
  • Минимальная дальность стрельбы: 100 м
  • Максимальная фланговая скорость цели: 70 км/ч
  • Система управления: полуавтоматическая, по лучу лазера
  • Калибр ракеты: 152 мм
  • Длина ракеты: 1200 мм
  • Максимальный размах крыла: 460 мм
  • Масса:
    • Транспортно-пусковой контейнер с ракетой: 29 кг
    • Ракета: 26 кг
    • Масса БЧ: 7 кг
  • Боевые части:
    • Тандемная кумулятивная:
      • Масса ВВ: 4,6 кг
      • Бронепробиваемость за ДЗ:
        • Корнет-Э — 1200 мм гомогенной брони
        • Корнет-Д — 1300 мм гомогенной брони
      • Бронепробиваемость без ДЗ:
        • Корнет-Э — 1300 мм гомогенной брони
        • Корнет-Д — 1400 мм гомогенной брони
      • Пробиваемость бетонного монолита: не менее 3000 мм
    • Термобарическая
  • Тип двигательной установки: РДТТ
  • Тепловизионный прицел 1ПН-79 «Метис-2»:
    • Масса: 11 кг
    • Дальность обнаружения/стрельбы цели ночью: до 4500 м
    • Дальность распознавания цели: 2500 м
  • Штатный боевой расчёт: 2 чел.
  • Масса переносной ПУ 9П163М-1 (на треноге): 26 кг
  • Масса встраиваемой ПУ 9П163М-2 «Квартет»: 60 кг (по другим данным — 48)
  • Готовность к пуску, после обнаружения цели: 1—2 с
  • Боевая скорострельность: 2—3 выстр./мин
  • Время перезаряжания ПУ: 30 с
  • Углы наведения ПУ 9П163М-1/9П163М-2:
    • По горизонтали: 360/180°
    • По вертикали: от −5° до +20°/ от −10° до +15°
  • Температурный диапазон боевого применения:
    • «Корнет» от −50° до +50° С
    • «Корнет-Э» от −20° до +60° С
  • Высота боевого применения над уровнем моря: до 4500 м
  • СКО 0,3 м

Назначение и презентация

Первый прототип ЗРК «Витязь C350E» был публично продемонстрирован в Санкт-Петербурге на Обуховском комбинате в 2013 году. С того времени оружие освободились от завеса секретности. Серийный выпуск ЗРК осуществляется на концерне АВО «Алмаз-Антей». Главные производители – завод радиотехнического оборудования и государственный комбинат в Обухове.

Новая установка может работать в самоходном режиме вместе с неподвижным многофункциональным радаром. К тому же, предусмотрен командный пункт на базе главного шасси и электронное сканирование пространство. Комплекс «Витязь С 350» использовался для охраны промышленных, социальных, военных и административных территорий от массовых ударов, которые осуществлялись средствами воздушного нападения разных типов. Система могла в состоянии отразить нападение в круговом секторе от разных атак, включая увеличенный и малый диапазон полета ракет. Автономная работа зенитно-ракетного комплекса позволяет ему входит в состав группировок ПВО, с управлением от командных пунктов. При этом боевая конфигурация техники осуществляется полностью автоматически, при этом штатный экипаж следит только за контролем и работой орудия во время боевых действий.

Комплекс 3М87 Кортик / Каштан (SA-N-11 GRISON)

ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)Комплекс 3М87 «Кортик» / «Каштан», ракета 9М311 — CADS-N-1A (комплекс) SA-N-11 GRISON (ракеты) Комплекс 3М87-1 «Кортик-М» / «Каштан-М», ракета 9М311М, 9М311-1 — CADS-N-1B / SA-N-11 GRISON  
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) ВМФ. НИОКР ЗРАК «Кортик» начаты в конце 1970-х годов в КБ Приборостроения под руководством А.Г.Шипунова. Прототип «Кортика» установлен на МРК пр.1241.7 «Молния» (борт. № 952) в 1983 г. Испытывался на Черном море. Принят на вооружение в 1989 г. Первое упоминание в западной прессе относится к 1990-91 г.г. Производство велось на Тульском машиностроительном заводе №535. Основная задача — защита от низколетящих КР,  УАБ и других воздушных целей кораблей с водоизмещением от 400-500 тонн. В состав комплекса входит модуль управления (РЛС обнаружения и цифровая система управления) и от одного до шести боевых модуля 3С87. В состав боевого модуля  входят 2 шестиствольных 30 мм автоматических пушки (тип автомата АО-18 / 6К30ГШ / ГШ-6-30К повышенной надежности, патрон — АО-18) и 2 х 4 пакеты ЗУР 9М311 в ТПК. По ЗУР аналог наземного комплекса «Тунгуска» и/или «Панцирь». ЗРАК «Каштан» по сообщениям СМИ является экспортным вариантом ЗРАК «Кортик». По умолчанию данные ЗРАК «Кортик».
 

Боевой модуль 3С87 ЗРАК 3М87 «Кортик» (Kashtan — air defence gun/missile system (буклет). Рособоронэкспорт. 2000-е годы).Боевой модуль 3С87-1 (?) ЗРАК 3М87-1 «Кортик-М» на СКР «Стерегущий» пр. 20380, г.Санкт-Петербург, День ВМФ, 23.07.2009 г. (фото — Дмитрий Шипуля, http://military.tomsk.ru/forum).Пара боевых модулей 3С87 ЗРАК 3М87 «Кортик» на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» пр.11435, фото вероятно 2010 г. (http://china-defense.blogspot.com).

Применение ПТУР: атака

Оружие первого поколения требует тщательной подготовки стрелка. При наведении боезаряда и последующем дистанционном управлении используется все тот же принцип трех точек:

  • перекрестие визиря;
  • ракета на траектории;
  • поражаемая цель.

Осуществив выстрел, оператор через оптический прицел должен одновременно следить за прицельной маркой, трассером снаряда и подвижной целью, и вручную производить команды управления. Они передаются на борт ракеты по проводам, тянущимся вслед за ней. Их использование накладывает ограничения на скорость ПТУР: 150-200 м/с.

Если в пылу боя осколками перебьет провод, снаряд становится неуправляемым. Невысокая скорость полета позволяла бронетехнике совершать маневры уклонения (если позволяла дистанция), а расчет, вынужденный управлять траекторией боезаряда, был уязвим. Впрочем, вероятность попадания весьма высокая – 60-70 %.

Стержневая боеголовка ЗУР 9М317

Стержневая боеголовка ЗУР 9М317 представляет собой пучок заостренных стержней, иногда сваренных между собой.

Особенностью стержневых БЧ является то, что цель поражается за счет нанесения ущерба при прямом попадании или дистанционном подрыве. Поражающим элементом является разлетающееся с высокой скоростью стержневое кольцо, которое формируется при взрыве БЧ. В зависимости от конструкции БЧ (со связанными или несвязанными косоуложенными стержнями) стержневое кольцо может быть сплошным или состоящим из отдельных элементов.

Стержневые БЧ состоят из корпуса У, стержней 2, уложенных по боковой поверхностью в один или два ряда и соединенных между собой поочередно с помощью сварки так, что они образуют сложенную пружину, обечайки 3, закрывающей стержни, демпфера 4, заряда ВВ 5 и гнезда для установки ПИМа и дополнительного детонатора 6.

При инициировании от ПИМа дополнительного детонатора 6 обеспечивается срабатывание заряда ВВ. Под действием образующихся продуктов взрыва стержневая пружина, расширяясь в радиальном направлении, образует кольцо, которое за счет высокой кинетической энергии обеспечивает повреждение цели или поражение её уязвимых агрегатов. Стержневое кольцо в БЧ с несвязанными косоуложенными стержнями (НКС) образуется за счет того, что стержни одновременно с радиальным разлетом разворачиваются. Демпфер в стержневой БЧ изготовляется из инертного материала и предназначен для предотвращения разрушения стержней в процессе их взрывного метания.

Кинетика стержня такова, что он может перебить даже титановые ребра жесткости. У такой БЧ есть и еще одно преимущество — ракете не требуется абсолютная точность — она подрывается до контакта с целью, и стержни разлетаются в направлении цели конусом. Даже если непосредственно в цель попадет 2-3% этих стержней, цель выводиться из боя.

История создания

Появление мощных и дальнобойных зенитно-ракетных комплексов заставило пилотов боевой авиации спуститься с заоблачных высот и искать защиты в непосредственной близости к земле. Однако уже в начале 60-х годов сухопутные войска стали получать на вооружение переносные ЗРК, которые очень скоро стали одним из главных врагов летчиков. Мобильные, простые, практически незаметные с воздуха переносные зенитно-ракетные комплексы оказались весьма эффективным оружием. Боец, вооруженный ПЗРК, вполне мог одной ракетой уничтожить крупный и дорогостоящий истребитель или штурмовик. Впервые ПЗРК были массово применены в арабо-израильской войне 1969 года. Это были советские комплексы «Стрела-2». Эффективность их использования поразила специалистов.

Примерно в это же время на вооружение были приняты американские переносные комплексы «Ред Ай». А в начале 80-х на американская армия получила знаменитый ПЗРК FIM-92 Stinger, который попортил немало крови нашим пилотам в Афганистане. На момент своего создания это был прекрасный ПЗРК, во многом превосходящий иностранные аналоги, включая и советские комплексы. Но если говорить о сегодняшнем дне, то следует признать, что «Стингер» уже морально устарел. По своим основным характеристикам он уступает не только новейшей «Вербе», но и многим поздним модификациям «Иглы».

Следует отметить, что в СССР этому виду оружия всегда уделяли особое внимание, отечественным конструкторам на поприще разработки ПЗРК удалось добиться значительных успехов. «Стрелу-2» заменила более совершенная «Стрела-3», а в начале 80-х годов на вооружение советской армии был принят комплекс «Игла», который до сих пор используется российской армией. Считается, что советскими, а затем и российскими ПЗРК за всю их историю было сбито около 700 различных летательных аппаратов

Основным центром разработки отечественных ПЗРК является коломенское «КБ Машиностроения», которое по праву считается мировым лидером в создании этого оружия

Считается, что советскими, а затем и российскими ПЗРК за всю их историю было сбито около 700 различных летательных аппаратов. Основным центром разработки отечественных ПЗРК является коломенское «КБ Машиностроения», которое по праву считается мировым лидером в создании этого оружия.

ПЗРК «Верба», по сути, стала дальнейшим развитием комплекса «Игла-С», который был принят на вооружение в начале нулевых годов. Первая информация о «Вербе» появилась примерно в 2008 году, но по понятным причинам она была весьма туманна и обрывчата. Правда, при этом утверждалось, что новый ПЗРК будет готов уже к 2009 году. Однако этого не произошло, сроки сдачи комплекса постоянно переносились. Только в 2011 году начались войсковые испытания, которые продолжались несколько лет. На вооружение ПЗРК «Верба» был принят в 2014 году. Первыми его стали получать подразделения Воздушно-десантных войск.

Стрелять из «Вербы» можно не только с плеча, но и устанавливать этот комплекс на боевые корабли, вертолеты или различные наземные платформы. Российские военные считают, что новый комплекс позволит им не только более эффективно противостоять уже привычным угрозам – самолетам и вертолетам противника – но и успешно бороться с крылатыми ракетами и беспилотными аппаратами неприятеля. В прошлом году в ряде отечественных СМИ появилась информация об уничтожении с помощью ПЗРК «Верба» беспилотного летательного аппарата неподалеку от сирийской столицы. С его помощью повстанцы корректировали артиллерийский огонь. Правда, данные об этом инциденте официально подтверждены не были.

Страны-владелицы ядерного оружия

Конструкция

В состав ЗРК входит РЛС «Полимент» с 4 фазированными решётками. Максимальное количество одновременно обстреливаемых целей — 16 (по 4 на каждую ФАР).

Ракеты размещаются в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по 4 или 8 ячеек каждый. В ячейке располагается один транспортно-пусковой контейнер с ракетой большой или средней дальности (9М96Е, 9М96Е2) или 4 ракеты малой дальности (9М100). При пуске ракеты используется «холодный» старт. Зарядом сжатого воздуха ракета выбрасывается из вертикально расположенного транспортно-пускового контейнера на высоту 30 м, разворачиваясь в сторону цели с помощью газодинамической системы. Благодаря этому значительно сокращается минимальная дальность перехвата. Газодинамическая система также обеспечивает ракете режим сверхманёвренности и способна за 0,025 с увеличить перегрузку ракеты на 20g.

Для ракет 9М96Е, 9М96Е2 на маршевом участке траектории используется инерционно-командное наведение, на конечном участке — активное радиолокационное самонаведение. Ракета 9М100 малой дальности оснащена инфракрасной головкой самонаведения. Захват цели осуществляется сразу после пуска ракеты.

По данным натурных испытаний и компьютерного моделирования, ракеты 9М96Е и 9М96Е2 с вероятностью 70 % обеспечивают прямое попадание в головную часть тактической ракеты, в остальных 30 % случаев отклонение не превышает нескольких метров. Вероятность попадания в самолёт составляет 80 %, в вертолёт — 90 %.

Боевая часть массой 24 кг за счёт многоточечного инициирования имеет управляемое поле поражения.

Источники

Модификации и ТТХ используемых ракет

Далее приведены основные тактико-технические характеристики, которые имеют ракеты к рассматриваемому зенитно-ракетному комплексу:

  • Схема аэродинамики – несущий корпус с аэродинамическим управлением (9М100)/утка с вращающимися крыльями (9М96)/аналог с подвижным узлом крыльев (9М96Е2).
  • Двигательные механизмы – РДТТ с управляемым вектором/стандартные РДТТ.
  • Наведение и управление – инерциальная система с радиолокацией/ГСН.
  • Тип контроля – аэродинамика плюс вектор тяги двигателя и решетчатые рули либо газодинамическое управление.
  • Длина – 2500/4750/5650 мм.
  • Размах крыла – 480 мм.
  • Диаметр – 125/240 мм.
  • Вес – 70/333/420 кг.
  • Дальность поражения – от 10 до 40 км.
  • Предельный показатель скорости – 1000 метров в секунду.
  • Разновидность боевого заряда – контактный или осколочно-фугасный взрыватель.
  • Нагрузка поперечного типа – 20 единиц на высоте 3 тысячи метров и 60 – возле земли.

Комплекс М-31

Основные параметра грузовичка

Многие водители грузового транспорта интересуются вопросом о том, какая грузоподъемность у ЗИЛа 3501 «Бычок». Данный автомобиль в базовой модификации 5301АО обладал отличными техническими характеристиками. Среди них:

  1. Максимальная грузоподъемность ЗИЛа «Бычок» по паспорту – 3450 кг.
  2. Общий вес автомобиля – 3350 кг.
  3. Воздействие передней оси автомобиля на дорожное полотно, передающееся через шины – 1900 кгс.
  4. Воздействие задней оси автомобиля на дорожное полотно, передающееся через шины – 1450 кгс.
  5. Максимальный общий вес автомобиля с полной загрузкой – 6950 кг.
  6. Воздействие передней оси автомобиля с полной загрузкой на дорожное полотно, передающееся через шины – 2350 кгс;
  7. Воздействие задней оси автомобиля с полной загрузкой на дорожное полотно, передающееся через шины – 4900 кгс.
  8. Мощность двигателя – 136 лошадиных силы.
  9. Высота дорожного просвета – 160 мм.
  10. Поворот на радиусе – 7,8 мм.
  11. Расход дизельного топлива на 100 км пробега – 12 литров.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector