Всё о федеральной антимонопольной службе

Содержание:

4 коммертирия к имени “Каталина”

Основные направления деятельности

На основании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008-2010 годы , представленного ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

  1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
  2. Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
  3. Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.

Судебная практика ФАС

За тринадцать лет существования ФАС были рассмотрены сотни тысяч жалоб и проведены десятки тысяч служебных и судебных экспертиз. Ежегодно федеральная антимонопольная служба России публикует доклад о результатах своей работы.

Проведя анализ этих докладов можно составить рейтинг самых громких дел и результативных расследований, которые скажут о качестве работы ФАС.

ООО «Доктор Веб»

В октябре 2009 года было возбуждено уголовное дело в отношении ООО «Доктор Веб». Причинами возбуждения дела стали претензии ФАС к ценовой политики предприятия. Проявилось это в ценовой политики ООО «Доктор Веб», которая, согласно договоров, распространялась даже на товары, которые подлежали перепродаже через третьи лица.

В результате в 2010 году, путем тщательной проведения тщательной работы, ООО «Доктор Веб» выиграл суд и продолжает придерживаться того же ценового направления на свою продукцию.

ЗАО «Русская рыбная компания»

В октябре 2012 года ФАС были вынесены обвинения ЗАО «Русская рыбная компания» в сговоре с несколькими поставщиками однотипного товара (норвежская форель и семга). Целью нарушения закона было устранения прочих поставщиков этого вида товара на российский рынок. Проходило ото путем заключения с прямыми поставщиками дополнительного соглашения, в котором они не имели право в течении пяти лет реализовывать свой товар каким-либо иным предприятиям Российской Федерации.

Однако в суде, предприятие смогло доказать предвзятость специалистов ФАС и дело закончилось победой ЗАО «Русская рыбная компания» в суде.

Администрация МО «Всеволожский муниципальный район»

В январе 2013 года суд Ленинградского УФАС принял правомерными обвинения ФАС в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район».

Причиной возбуждения судебного делопроизводства стало обвинение в дискриминационных действиях. Местными органами управления были переданы часть полномочий, которые касались отвод земельного участка для захоронения, а так же отслеживание деятельности похоронных услуг в регионе, коммерческой организации, которая была заинтересована в непосредственном участии в этих же процессах. Произошло это потому, что коммерческая организация сама оказывала ритуальные услуги, поэтому захватила управление этой деятельностью в этом регионе только в своих целях.

ОАО «Ленэнерго»

В декабре 2014 года был вынесен приговор ОАО «Ленэнерго», в котором предприятие было признано виновным и обязано было выплатить штраф в размере 1,8 миллиона рублей.

Уголовное дело было заведено на основании многочисленных заявлений простых граждан, которые обратились в ОАО «Ленэнерго» с заявлениями на подключение временнее, однако так и не получили договоров.

Суд признал в действиях предприятия нарушения связанные с бездействие и систематические нарушения принятых на себя договорных обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям в период с 2009 по 2011 год.

Microsoft

В ноябре 2016 года было возбуждено очередное уголовное дело в отношении Microsof. Дело заведено по причинам злоупотребления лидирующей позиции на рынке товаров. Причиной возбуждения дела, стало заявление от компании «Лаборатория Касперского». Microsof сократил период адаптации посторонних антивирусных программ (кроме собственных) с трех месяцев до недели.

Тем самым, так как ответчики являются крупнейшими поставщиками операционных программ в России, это приведет к тому, что на большей части компьютеров, возможно, будет установить только антивирус производства Microsof.

Решения суда по данному делопроизводству ещё не было вынесено.

Как видно из судебной практики, не всегда федеральная антимонопольная служба России принимает верные решения и служит поддержкой честного отечественного бизнеса. Но и положительные результаты, безусловно, присутствуют, поэтому можно сделать вывод, что действующая система не совершенна, однако имеет право на существование.

Марокканские Т-72Б оснастили французскими прицелами

…но споры не разрешает

Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 компетенция антимонопольного органа охватывает контроль за участием хозяйствующих субъектов в гражданско-правовых отношениях (с точки зрения обеспечения конкуренции), но, принимая меры по прекращению нарушения и обеспечению условий конкуренции, антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовые споры.

В частности, он не уполномочен защищать субъективные гражданские права потерпевшего от такого нарушения путем вынесения предписания нарушителю об уплате контрагенту задолженности или о возмещении понесенных убытков.

Данная позиция подтверждается следующим примером из судебной практики.

Хозяйствующий субъект, осуществляющий железнодорожные перевозки, заключил с контрагентом договор по перевозке груза, которая, по мнению последнего, была выполнена по завышенным тарифам. По данному факту антимонопольный орган возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства, выдал предписания о перерасчете провозной платы за определенный период времени. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций решение антимонопольного органа оставили без изменения. Однако ВАС РФ судебные постановления отменил.

Согласно позиции ВАС РФ спор между хозяйствующими субъектами возник вследствие нарушения перевозчиком договора и подлежит разрешению в судебном порядке. Данный спор затрагивает интересы двух контрагентов, не нарушает публичных интересов, в том числе интересов по защите конкуренции. Следовательно, антимонопольный орган, вынося решения и предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, вышел за пределы компетенции <1>.

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 12.07.2006 N 1812/06 по делу N А33-2953/2005.

Таким образом, основываясь на данном примере, полагаем, что действия хозяйствующего субъекта, нарушающие антимонопольное законодательство, должны приводить к ущемлению интересов не только конкретного хозяйствующего субъекта — контрагента по сделке, но и неопределенного круга лиц. В частности, антимонопольным органом не доказано, что хозяйствующий субъект, осуществляющий железнодорожные перевозки, требовал от других контрагентов оплаты услуг по завышенным тарифам.

Права ФАС

Реализация полномочий требует у ФАС особых прав. Не все из перечисленных далее доступны иным службам, что также позволяет избегать незаконной монополии. К числу основных прав относится:

  • получение полного доступа ко всем сведениям, которые необходимы для вынесения итогового решения согласно деятельности службы
  • принятие решений в отношении субъектов-компаний для введения, прекращения или изменения способов их регулирования
  • осуществлять заказ всех требуемых для деятельности службы исследований, анализов и оценок
  • предоставлять официальное разъяснение всем причастным лицам всех вопросов, что входят в компетенцию службы и имеют непосредственную связь с ее работой
  • осуществлять ликвидацию всех последствий, которые были нанесены вследствие обнаруженных нарушений или непосредственной деятельности службы
  • проводить мероприятия профилактического характера, цель которых пресечение юридическими лицами помех расследованию, а также попытке уничтожить любые документы, свидетельствующие о нарушениях
  • привлекать иные организации к проверкам и исследованиям, если того требуют обстоятельства для решения вопросов
  • использовать все законные меры по ограничению, предупреждению и контролю деятельности юридических и физических лиц
  • пресекать все нарушения со стороны проверяемых субъектов в рамках проводимого расследования
  • создавать советы, комиссии, группы и иные экспертные органы в рамках основной деятельности для решения вопросов — допускается, чтобы они были межведомственными
  • издавать правовые акты в рамках полномочий и законодательства с целью осуществления деятельности
  • утверждать и награждать знаками отличия всех, кто принес для ФАС пользу в рамках проводимых ей работ

Однако осуществлять управление государственным имуществом, а также оказывать платные услуги ФАС не вправе. Исключение составляет только случаи указа президента или постановление правительства.

Антимонопольный комплаенс: что это и зачем он нужен?

Представим ситуацию: ваши сотрудники для привлечения внимания клиентов на сайте компании присваивают ей статус «№ 1», указывают на «лучшие цены», «самые выгодные условия» и проч. Все бы ничего, но при отсутствии объективного обоснования подобных заявлений они носят признаки нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция), которое в худшем случае влечет за собой штраф до 500 тыс. руб. Причем такие безобидные выражения могут привести не только к материальным, но и репутационным потерям: потребитель критично отнесется к бизнесу, который приукрашивает свои услуги.

Или, допустим, вы активный участник государственных закупок. Ваш тендерный специалист понимает, что проще договориться с конкурентом, разделить закупки, сэкономить время, поберечь нервы и, наконец, больше заработать. Менеджеры компаний активно переписываются на эту тему, подают заявки с одного компьютера, а потом внезапно получают запрос от антимонопольного органа с требованием пояснить, как такая ситуация возникла. Что дальше? Сговор сулит штраф в размере до половины от цены торгов, а при превышении определенного ценового порога – уголовную ответственность. Немногие знают, что для привлечения к ответственности будет достаточно переписки, даже если договоренности не доведены до конца, госконтракт не исполнен, прибыль не получена и т.д.

Приведенные примеры показывают, что нарушения допускают рядовые сотрудники, а ответственность несет компания – отражение выражения «Дьявол кроется в деталях». Избежать подобных ситуаций поможет антимонопольный комплаенс.

Комплаенс представляет собой не только внутренний акт компании, но и грамотно выстроенную систему, которая позволяет его соблюдать. Вы создаете своеобразный маленький антимонопольный орган со своими правилами и законами, направленными на контроль деятельности компании. Комплаенс позволяет избегать «разборок» с госорганами и колоссальных убытков, тратить время и силы на развитие бизнеса, не отвлекаясь на решение внешних проблем.

ФАС также заинтересована во внедрении комплаенс-систем, поскольку правильно выстроенный и функционирующий комплаенс способствует повышению правовой культуры организаций и уменьшает количество нарушений за счет их самоконтроля, а значит, снижает нагрузку на антимонопольные органы и позволяет обеспечить своевременное восстановление нарушенных прав.

Применение фрезии

Цветок выигрышно смотрится на клумбах, бордюрах, в букетах, сочетается с цикламеном, лилией, магнолией. Фрезия украшает букеты на любые торжества, применяется в изготовлении духов, средств по уходу за телом.

Кроме этого, ее аромат помогает при нервном возбуждении, депрессии, избавляет от бессонницы, повышает жизненный тонус. Считается, что цветок дарит энергию владельцу, наделяет смелостью, оберегает силы.

По доллару за немца

Исследователям массу положительных эмоций доставляет обсуждение знаменитого приказа № 6 от 15 апреля 1943 г. Вернее, двух его пунктов.

Первый — прямая речь Гитлера: «Этому наступлению придаётся решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом. Наступление должно дать в наши руки инициативу в войне. Победа под Курском должна стать факелом для всего мира».

Второй — пункт № 7. «Для обеспечения секретности должны быть определены только ключевые персонажи». Ирония судьбы состоит в том, что этот приказ Гитлера попал в руки русских военачальников раньше, чем к прямым своим адресатам — немецким полевым командирам. План операции «Цитадель» стал достоянием Ставки Верховного главнокомандования.

За эту бесценную информацию советскому агенту Рудольфу Рёсслеру было заплачено полмиллиона долларов — пожалуй, лучшее вложение капитала за всю историю войны. В ходе Курской битвы потери вермахта составили 500 тыс. человек. Выходит, по доллару за немца, что недорого.

«Уже после двух дней боёв на высоте более километра из-за поднявшейся пыли ничего в небе не было видно, самолёты бомбили вслепую. Стоял такой грохот от разрывов снарядов и гудения моторов, что невозможно было говорить…» Это воспоминания танкиста Василия Коваленко. То же самое о масштабе, ужасе, ярости и радости нашей последующей победы рассказывали все те, кто участвовал в той великой битве.Но это всё будет потом. А 4 июля 1943 г. немецкие наблюдатели видят пасторальную картину: «Простиравшая­ся во все стороны равнина с многочисленными долинами, небольшими рощами, разбросанными там и сям деревнями с избами под соломенными крышами, речками и ручьями… Обширные поля густой и высокой пшеницы затрудняли наблюдение». Для многих это станет последним, что они видели в этой жизни.

Приказ Гитлера Сталину прислал «Вертер», а громили немцев «Кутузов» и «Румянцев». Фактически наша победа под Курском была обеспечена ещё 12 апреля 1943 года, когда советская разведка положила на стол Сталина план будущей операции «Цитадель», подписанный всеми генералами вермахта, — сам Гитлер увидел этот же план… только через три дня! Именно благодаря успеху разведчиков СССР смог подготовиться к немецкому танковому наступлению и сокрушить врага. Между тем имена наших агентов в окружении Гитлера, доставших план «Цитадель», до сих пор (!) не рассекречены. Известны лишь их кодовые имена — Вертер и Ольга.Танковый десант. Курская дуга. / РИА Новости

5 июля 1943 года началась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны — сражение на Курской дуге. Согласно отечественной историографии, Курская битва наряду со Сталинградской составляет так называемый период коренного перелома в войне.

Об этом сражении написаны тысячи книг, но многие факты по-прежнему являются малоизвестными для широкой аудитории. от пять из них.

Суть, функции и цели ФАС

Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – ФАС)—один из рычагов влияния государства, который нацелен на обеспечение контроля соответствия конкурентных правил на рынках сбыта товаров и услуг. Под ведомство службы также попадают реклама, ее распределение, тендеры и монополии, образованные объективным способом.

Законодательно регулируется деятельность ФАС следующими нормативными актами:

  1. «О защите конкуренции».
  2. «Об оборонном законе в государстве».
  3. «О рекламе».
  4. «О договорной системе закупок на общественные нужды».

Антимонопольная инстанция подчинена Правительству РФ, а именно Председателю Правительства, которому подает отчет по состоянию на год о проведенных мероприятиях и выявленных нарушениях.

Среди основных функций ФАС выделяют:

  • контроль правил конкуренции во всех сферах деятельности;
  • контроль за соблюдением правил в формировании естественных монополий;
  • регулирование сферы рекламы и ее размещения;
  • надзор за процессом закупок товаров и услуг на общественные нужды;
  • надзор за выполнением правил оборонного закона;
  • контроль инвестирования из-за рубежа в отечественные хозяйства, которые имеют государственный статус.

По утверждению ФАС, ее главной миссией является поддержание здоровой свободной конкуренции и защита предпринимателей для создания стабильного будущего РФ.

Среди главных целей антимонопольной службы выделяют:

  • поддержание здоровой конкуренции в предпринимательской среде;
  • обеспечение свободного доступа к продукции объективно образовавшихся монополий и одновременное стимулирование конкуренции в остальных сферах деятельности государства;
  • минимизирование государственного вмешательства в деятельность предпринимательства с целью подавления конкуренции;
  • обеспечение эффективности расходования бюджетных средств при осуществлении закупок на общественные нужды;
  • обеспечение эффективного контроля инвестирования со стороны зарубежных предпринимателей в хозяйства, которые имеют статус государственных.

Свой девиз ФАС определила следующим образом: «Законность, равенство, справедливость».

Говоря о функциях и целях, нельзя не упомянуть факты превышения полномочий организацией, регулируемые законом. Так, в ст. 5 Закона «О конкуренции» утверждается, что превышение полномочий ФАС заключается в следующем:

  • устранение продукции с рынков сбыта с целью стимулирования дефицита и увеличения цен;
  • выставление требований контрагенту, которые являются губительными для его предприятия;
  • составление договора таким образом, что вторая сторона сделки становится на порядок ниже или выше других субъектов рынка;
  • обеспечение трудностей с поставкой определенных товаров на рынок;
  • нерегламентированное ценообразование;
  • обеспечение прекращения производства продукции, в которой нуждается общество, в условиях, когда производить такую продукцию не составляет сложностей;
  • безосновательное отклонение соглашения с конкретными контрагентами.

Структура ФАС

Структура организации такова:

  • Центральный аппарат, располагающийся в Москве. Состоит из отраслевых управлений.
  • Территориальные органы (на сегодня их 85).
  • При центральном аппарате действует общественно-консультативный совет. Его наполняют представители предпринимательских ассоциаций, некоммерческих объединений. Он проводит мониторинг работы ФАС, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольных законов, дает советы по пресечению его нарушений. Подобные советы действуют и при территориальных подразделениях.
  • Экспертные советы по отдельным векторам работы службы — по рекламе, недобросовестной конкуренции, электроэнергетике, вопросам связи, защите конкуренции на финансовом рынке, по развитию конкуренции в области ЖКХ, агропромышленного комплекса, развитию малого и среднего бизнеса. Экспертами тут выступают участники рыночных отношений, представители от некоммерческих объединений, контролирующих властных органов.

Структура антимонопольной службы России

Названное ведомство с момента основания и по настоящее время возглавляет Структура же антимонопольной службы включает руководителя и одиннадцать его заместителей, включая статс-секретаря, помощников руководителя, а также подразделения по основным сферам деятельности — управления, возглавляемые начальниками. Внутри управлений функционируют отделы.

Федеральная антимонопольная служба включает в себя центральный аппарат и территориальные управления. Центральный аппарат размещается в г. Москве по адресу ул. Садовая-Кудринская, 11.

В регионах Российской Федерации антимонопольное регулирование ФАС осуществляет через территориальные органы, которых на настоящий момент насчитывается 82. Они осуществляют те же полномочия, что и центральный аппарат, за исключением принятия нормативных актов. Также следует отметить, что контроль оборонного заказа осуществляет только шесть территориальных управлений ФАС России.

Где искать решения Федеральной антимонопольной службы

ФАС по результатам рассмотрения поступивших жалоб размещает на своём официальном сайте вынесенные решения.

Все вынесенные решения на данном сайте находятся в хронологическом порядке, однако, в случае, если известны реквизиты дела, по которому данное решение было вынесено, можно воспользоваться полем расширенного поиска и получить информацию по рассмотренным делам начиная с 2005 года (все дела постепенно оцифровываются и переводятся в электронный формат для удобства их изучения).

При переходе к каждому конкретному делу можно изучить документы, которые легли в основу формирования такого дела, а в случае наличия вынесенного решения – и само такое решение.

Как проводятся проверки?

Когда планируется сделка наподобие покупки Kcell «Казахтелекомом», субъект рынка подаёт заявление в антимонопольный орган. Последний проводит анализ экономической концентрации. Как нам сообщил президент Центра развития и защиты конкурентной политики Алдаш Айтжанов , достаточным основанием для начала оценки экономической концентрации является тот факт, что планируется слияние субъектов рынка, которые реализуют одни и те же взаимозаменяемые товары.

Методика оценки экономической концентрации на товарных рынках утверждена МНЭ РК от 14 декабря 2017 года №416. Он вступил в действие в январе текущего года.

Проверка предполагает проведение ряда процедур в том числе:

  • определение критериев взаимозаменяемости товаров;
  • определение границ товарного рынка;
  • определение временного интервала исследования товарного рынка;
  • определение состава субъектов рынка, действующих на товарном рынке;
  • расчёт объёма товарного рынка и долей субъектов рынка;
  • оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке;
  • определение барьеров входа на товарный рынок;
  • выводы по анализу рынка.

Для расчётов применяют индекс Херфиндаля – Хиршмана. Это фактически сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке, которая измеряется в долях или процентах.

Индекс рыночной концентрации Херфиндаля – Хиршмана даёт возможность оценить насколько те или иные предприятия захватили рынок. В приведённой ниже формуле S1, S2 … Sn – это доли фирм на рынке в процентах. Чем больше участников рынка, тем меньше индекс Херфиндаля-Хиршмана. И наоборот.

То есть если на рынке 1 участник, то индекс будет равен 10 000, а если 10 участников, у каждого из которых будет по 10% доли рынка, то индекс будет равен 1000.

HHI = S12 + S22 + … + Sn2,

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Об ограничении конкуренции можно говорить, если в случае совершения сделки индекс рыночной концентрации Херфиндаля – Хиршмана (ННI) на соответствующем товарном рынке изменится:

  • более чем на 250 для умеренно концентрированного рынка (1000 < ННI < 2000);
  • более чем на 100 для высоко концентрированного рынка (2000 < ННI < 10000).

Когда назначают антимонопольное расследование

Антимонопольное ведомство может не допустить совершения сделки, если она является угрозой для здоровой конкурентной среды в той или иной сфере. Также если нарушение антимонопольного законодательства уже налицо, полагается провести расследование.

Чтобы началось антимонопольное расследование, в Комитет по регулированию естественных монополий должны поступить сведения о нарушении. Заявителями могут быть госорганы, физические или юридические лица, сообщения в СМИ либо же сам антимонопольный орган может инициировать расследование. Срок расследования со дня издания приказа не может превышать двух месяцев.

Результаты расследования передаются на рассмотрение в Согласительную комиссию. В неё входят должностные лица комитета, представители компании, которую проверяют и эксперты. Комиссия делает заключение. Но окончательное решение остаётся за комитетом, который может поступить четырьмя способами:

  • вынести предписание об устранении нарушения;
  • передать материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела;
  • прекратить расследование в случае отсутствия нарушений;
  • возбудить административное дело.

Какая ответственность ждёт за нарушение антимонопольного законодательства?

Если предприятия совершают экономическую концентрацию без согласия антимонопольного ведомства, это может грозить им иском и признанием сделки недействительной. Также в административном кодексе прописаны штрафы для нарушителей.

Например, недобросовестная конкуренция влечёт штраф на субъектов малого предпринимательства в размере 200 МРП (481 тысяча тенге), на субъектов среднего предпринимательства – в размере 300 МРП (721 тысяча тенге), на субъектов крупного предпринимательства – в размере 1500 МРП (3 600 000 тенге).

Контроль за проведением зарубежных инвестиций в РФ

ФАС России является также уполномоченным органом по контролю за проведением зарубежных инвестиций в РФ. ФАС России действует в рамках закона № 160-ФЗ «О зарубежных инвестициях в РФ и закона №57-ФЗ «О порядке проведения зарубежных инвестиций в хозяйственные общества, которые имеют стратегическое значение для того, чтобы обеспечить оборону страны и безопасность государства».

Закон №57-ФЗ устанавливает четкий порядок для зарубежных инвесторов по получению долей (акций) хозяйственных стратегических обществ, который в себя включает список стратегических типов деятельности; процедуру рассмотрения ходатайств о согласовании предварительно сделок, а также санкции за невыполнение требований закона и последствия.

Процедура согласования сделок при этом достаточно прозрачна и легка. Зарубежному инвестору не нужно совершать целый список шагов к получению решения в отношении одобрении сделки. Подал ходатайство в ФАС – от ФАС получил решение: служба взаимодействует сама с Правительственной комиссией по контролю проведения зарубежных инвестиций в РФ, которая принимает по сделкам окончательное решение.

В течение 6 лет применения закона №57-ФЗ в ФАС РФ поступило 331 ходатайство. Из них необходимо согласовать не больше половины, а отказ в выполнении сделки выдали лишь в 9 случаях. Ни одно решение Правительственной комиссии при этом не обжаловали в суде, хотя данная возможность предусматривалась в статье 11 закона № 57-ФЗ.

К самым крупным сделкам зарубежных инвесторов относят:

1. сделка фирмы Данон (Франция) по отношению к Юнимилку (молочная продукция);

2. сделка фирмы Пепси-Кола (США) по отношению к Вимм-Билль-Данн (соки, молочная продукция);

3. сделка фирмы Кока-Кола (США) по отношению к Нидан Соки (напитки, соки);

4. сделка фирмы Альстом (Франция) по отношению к Тверскому вагоностроительному заводу и Брянскому машиностроительному заводу (изготовление подвижного состава);

5. сделка фирмы Агуста Вестленд (Италия) по отношению к Хеливерт (изготовление двигателей и вертолетов);

6. сделка фирмы Чанги (Сингапур) по отношению к аэропортам таких городов, как Краснодар, Анапа, Сочи;

7. сделка фирмы Шнайдер Электрик (Франция) по отношению к Электрощиту (изготовление электрического оборудования);

8. сделка фирмы Либхерр (Швейцария) по отношению к нижегородскому обществу «Либхерр Айроспейс» (изготовление компонентов для авиации);

9. сделка фирмы Глобал Портс (Кипр, Дания-Меллер) по отношению к Первому контейнерному терминалу;

10. сделки фирмы Тоталь (Франция) и Китайской национальной корпорации по разработке и разведке газа и нефти в Ямал СПГ.

Мы коротко рассмотрели федеральную антимонопольную службу: функции, история, руководство, порядок рассмотрения дел и полномочия, главные направления работы, контроль за проведением зарубежных инвестиций в РФ. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

Содержательная часть комплаенса

При выявлении пробелов в правовой культуре сотрудников и их неподготовленности к возникающим угрозам, при наличии рисков привлечения организации к ответственности за антимонопольные нарушения подлежит составлению внутренний акт или несколько связанных между собой документов.

При этом, учитывая отсутствие детальных требований к комплаенсу в Законе № 33-ФЗ, следует принимать во внимание:

  • Распоряжение Правительства РФ от 18 октября 2018 г. № 2258-р «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства». Документ адресован органам госвласти, тем не менее более детально прописанные в нем условия и требования, одобренные ФАС, помогут понять, каким должен быть состав подготавливаемого акта.
  • Внедренные комплаенс-системы госорганов, опубликованные на их сайтах.
  • Приказ ФАС от 27 ноября 2018 г. № 1646/18 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в ФАС России».
  • Чужой опыт – как зарубежный, так и отечественный. Многие российские компании уже внедрили антимонопольный комплаенс (МТС, «Уралкалий», «М.Видео» и др.). При выборе предпочтительнее ориентироваться на политики и правила, согласованные ФАС (недавно такое согласование прошла пивоваренная компания AB InBeV Efes).
  • ISO 19600 «Системы менеджмента соответствия. Руководящие указания».
  • ISO 31000 «Риск-менеджмент. Принципы и руководства».

В Законе № 33-ФЗ указаны обязательные требования к документу, закрепляющему антимонопольный комплаенс:

1) Порядок оценки антимонопольных рисков.

Здесь поможет проведенный ранее антимонопольный аудит:

  • выстраивание правильного порядка выявления рисков (следует учесть нюансы прошлого аудита, выявить важные этапы);
  • ранжирование подразделений или направлений компании по группам риска;
  • определение лиц, чья деятельность наиболее подвержена рискам, и распределение их по группам риска;
  • установление сроков и оснований проведения плановых и внеплановых аудитов.

2) Меры по снижению рисков.

Для выявленных рисков следует определить меры по их предотвращению и устранению. Они могут быть представлены в виде инфографики, отражающей последовательность действий в определенных обстоятельствах, и должны быть внедрены в обычные бизнес-процессы:

  • разработка типовых документов, шаблонов запросов, ответов и проч.;
  • использование продуманной схемы согласования документов в системе электронного документооборота, в том числе с подразделениями, способными выявить риски юридического и экономического характера;
  • проведение регулярных тренингов, семинаров и прочих мероприятий для повышения правовой грамотности работников.

3) Меры, направленные на контроль за функционированием комплаенса.

Документального внедрения комплаенса недостаточно без организации процесса его реализации. Нужно наделить отдельных сотрудников полномочиями по контролю за функционированием комплаенс-системы, по результатам проведения которого подлежат составлению отчетные документы. Для этих целей рекомендуется:

  • назначить ответственных должностных лиц и прописать в отдельном документе их полномочия;
  • установить порядок актуализации использования системы, ввести план мероприятий;
  • разработать процедуру проверки эффективности комплаенса;
  • определить сроки проведения контрольных мероприятий;
  • установить форму и порядок отчетности по результатам контроля;
  • наладить взаимодействие с контролирующими органами в период проверок и т.д.

4) Порядок ознакомления работников с внутренним актом.

Он может быть прописан в локальных актах компании, продублирован в трудовых договорах и договорах гражданско-правового характера (для внештатных сотрудников). Цель – обеспечить осведомленность сотрудников и возложить ответственность на них, чему будет документальное подтверждение.

5) Информация об ответственном должностном лице.

Ответственные лица (комплаенс-офицеры) выполняют контрольные функции, отвечают за актуализацию, развитие системы и ее эффективность, консультируют сотрудников по вопросам применения комплаенса и выполнения собственных обязанностей. Они выявляют нарушения, содействуют их устранению и препятствуют совершению новых.

Новости

ГАЗель NEXT – современное решение для вашего бизнеса

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector