Гвардейская многоцелевая атомная подводная лодка «гепард» 971 проекта
Содержание:
- Пистолет-пулемет «Калико»
- Характеристика гепарда
- Последняя «усталая подлодка». При современных темпах строительства и модернизации субмарин Россия может остаться без подводных сил уже в ближайшее время
- Предназначение
- Стадии болезни
- Сборка:
- Немного из истории создания кораблей проекта 11661
- What We Investigate
- Гвардейская многоцелевая атомная подводная лодка «Гепард»
- «Фактор внезапности»
- Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»
- Правопредшественники «Гепардов»
- Как «Барс» стал самым красивым кораблем
- Бесшумна и опасна
- «Щука-212»: Тайна подводной братской могилы
- Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»
- «Гепард»
- Вооружение кораблей и навигационное оборудование
Пистолет-пулемет «Калико»
Пистолет-пулемет «Калико» пошел еще дальше — в нем возможно применение 100-зарядного магазина барабанного типа. Довольно экзотическое оружие, главным потребителем которого тоже стали в основном различные спецподразделения. Модернизируется и такое известное оружие спецназа, как МР-5. Его новая модификация разработана под патроны 45-го калибра, не типичного для европейского оружия.
На этом фоне отечественные варианты типа ПП 90М, ОЦ-39М или «Вереска» выглядят весьма интересными и перспективными разработками. Эти образцы практически вплотную подошли к другому типу оружия спецназа — малогабаритным автоматам. Основное отличие такого оружия идет главным образом не по тактике применения или своеобразию конструкции, а по используемому патрону.
Характеристика гепарда
В естественной среде гепарды живут 12-15 лет, в неволе могут дожить до 20 лет. Самцы имеют свою территорию, которую метят мочой и охраняют. Самки своей территории не имеют, они держатся в одиночестве и просто следуют за добычей. Логово зверя открытое, обустраивается обычно в колючих зарослях, на крупных термитниках, под деревьями или в скалах. В отличие от других кошек, гепард не чистоплотен. Логово свое он часто меняет, поэтому не имеет привычки справлять нужду в одном и том же месте. В неволе приучить его к чистоте тоже не удается.
Способ охоты, характерный для гепарда, позволяет ему лакомиться такой дичью, как антилопа и зебра, а ведь поймать их довольно сложно. Это очень прыткие парнокопытные, не каждый хищник способен догнать здоровую антилопу на ровной открытой местности, для гепарда это, наоборот, лучший вариант. Охотится пятнистый хищник на территории с невысокой травой, так как ему нужен обзор.
Последняя «усталая подлодка». При современных темпах строительства и модернизации субмарин Россия может остаться без подводных сил уже в ближайшее время
Предназначение
«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:
- Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
- Исполнения задач при конвоировании;
- Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
- Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
- Установки минных заграждений;
- Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
- Поддержания морских операций;
- Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.
Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.
Стадии болезни
У пролапса в зависимости от величины провисания створок и выраженности гемодинамических нарушений есть три стадии:
- Прогиб створок не более 6мм. Объем крови, которая попала обратно в левое предсердие, очень мал и не влияет на гемодинамику. Больной чувствует при этом себя хорошо, никаких симптомов нет. На первой стадии заболевание клапана сердца можно обнаружить только при аускультации или на УЗИ. Выявляется патология случайно, во время прохождения профилактического осмотра. Никакого лечения в этом случае не требуется.
- Прогиб створок клапана 6-9 мм. Объем крови при регургитации становится выше, появляются клинические признаки заболевания из-за недостаточного поступления крови в большой круг кровообращения. Больной может жаловаться на одышку, тахикардию, головокружение и обмороки, на боли в сердечной области. Требуется назначить дополнительные обследования: при проведении аускультации, ЭКГ или ЭхоКГ можно обнаружить пролапс митрального клапана. В этом случае уже требуется лечение: назначаются медикаментозные средства для коррекции состояния больного.
- Выпадение створок более 9 мм. Обратный кровоток уже выражен значительно, присутствуют явные признаки патологии со стороны сердца. При 3 стадии уже не обойтись лекарственными средствами: для коррекции состояния требуется оперативное вмешательство.
В зависимости от выраженности нарушений определяется категория годности юноши к военной службе.
Сборка:
Как всегда, начал работать с корпусом. Собрать три детали корпуса в единое целое оказалось непросто, но победил этот момент. Далее пошли доработки:
срезал имитацию швартовных шпилей – у меня будут в убранном положении. Соответственно, показал их расшивкой на корпусе;
высверлил АСБ и изготовил его из пластикового прутка 5 мм. Предварительно на корпусе сделал под него посадочную площадку;
срезал штатную имитацию кнехтов. Изготовил их из прутка 0,88 мм и листового пластика 0,2 мм;
доработал водозаборники, изготовив из пластика 0,2 мм их приемные части. Также понадобились двухкомпонентная и обычная шпаклевка, пару вечеров работы шкуркой и получилось что то более-менее похожее на прототип;
доработал все кормовое оперение, разделив плоскости рулей на малую и большую плоскости, изготовив кронштейны их навески и переделал форму нижнего ВР;
на НГР также показал малые плоскости (расшивкой) и сделал из пластика 0,2 мм торцевые шайбы;
на верхнем ВР отрезал заостренный обтекатель и сделал отверстие для выпуска гибкого тела буксируемой антенны;
с гребного винта срезал пластиковые лопасти и сточил ступичные гребни. Гребни сделал заново из пластика 0,13 мм, лопасти смонтировал травленые от 671 проекта;
на рубке сделал поручни из проволоки 0,25 мм, рубочные двери по левому борту (не уверен, что они есть на прототипе, четких фото этого момента не нашел), ходовые огни из пластикового прутка и закрытия отверстий ВУ на крыше рубки из листового пластика 0,2 мм;
все ВУ, кроме перископов сделал заново из медицинских игл, пластиковых прутков и прочих запасов;
из латунных трубочек сделал датчики на днище лодки.
Немного из истории создания кораблей проекта 11661
Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.
Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.
https://youtube.com/watch?v=qFFsUEK58L8
К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.
В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.
После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.
https://youtube.com/watch?v=z0KH16lykRM
Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.
В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.
Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.
What We Investigate
Гвардейская многоцелевая атомная подводная лодка «Гепард»
строительство
АПЛ «Гепард» покидает док
ходовые испытания подводной лодки «Гепард»
АПЛ «Гепард» на страже рубежей
Атомная подводная лодка «Гепард» (К-335) была заложена 23 сентября 1991 года на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске, а спущена на воду 17 сентября 1999 года. Одиннадцатая по счету субмарина класса «Барс» (шифр «Щука-Б») вступила в состав ВМС РФ 4 декабря 2001 года.
Подводный корабль воплотил в себе множество элементов новых технологических решений, поэтому «Гепард» первая подводная лодка нового тысячелетия, хоть и завершила серию АПЛ 971 проекта.
Недаром в международной классификации ее называют «Akula-II». Они настолько отличаются от «предшественниц», что акустические характеристики превышают в три раза. Добиться этого удалось за счет уникальных инженерных решений. Например, на АПЛ применили двухкаскадную амортизацию источников шума, т. е. оборудование размещено на подрессоренных палубных блоках, которые получили название «этажерки». В носовых отсеках размещено минимально необходимое количество работающих механизмов. Кроме того внешний легкий корпус субмарины имеет противоакустическое покрытие. Он выложен идеально подогнанными покрытиями из специальной резины. По имеющимся данным АПЛ «Гепард» по малошумности превосходит американские субмарины класса «Los Angeles», не говоря уже о подводных лодках «Огайо» с ракетами «Трайдент». Более того эксперты высказывают предположения, что «Гепард» по этим показателям сравним с последней подводной лодкой ВМС США «Sea Wolf», таких субмарин четвертого поколения у американцев всего три.
АПЛ «Гепард» может выполнить множество разнообразных задач, поэтому относится к классу многоцелевых подводных лодок ВМФ РФ. Она предназначена как для борьбы с подводными лодками, так и с надводными кораблями противника. Для этой цели у субмарины есть грозное ракетно-торпедное вооружение. Торпедно-ракетный комплекс, включает суммарный боекомплект более 40 единиц средств поражения. Кроме того, субмарина может производить постановки обычных мин.
Боевые походы АПЛ проекта 971 показали, что Советский Союз достиг очень многого в техническом уровне этих кораблей. По свидетельствам командиров подводных лодок этого класса они впервые почувствовали себя на равных с американцами и даже более того.
АПЛ «Гепард» не только новейшая, но и самая засекреченная подводная лодка ВМФ Российской Федерации, хотя на ней есть места, которые ничем не напоминают о том, что люди находятся под водой. В жилых помещениях подводной лодки есть специальные телевизоры, выполненные на особой подпружиненной платформе. Коридоры и каюты жилой палубы больше похожи на интерьеры вагонов купе класса «СВ». После вахты подводники могут отдохнуть в комнате психологической разгрузки. Рядом с ней отделанная сосновыми досками сауна. Внутри вмонтированное искусственное замороженное подсвечивающее окошко, создающее иллюзию зимнего вечера. Рядом — небольшой спортивный зал с современными тренажерами. Борьба с шумом ведется на субмарине «Гепард» постоянно, поэтому во всех помещениях, включая спортзал — даже гири обтянуты футбольными мечами.
АПЛ «Гепард» — это двухкорпусная субмарина с высоким кормовым оперением, в котором установлен обтекатель. В своеобразном буе расположена буксируемая антенна, выдвигающая на расстояние до нескольких сотен метров.
Подводное пространство — самый настоящий гидрокосмос. Это опасная и враждебная среда. Кроме того подводный крейсер не прогулочное судно, поэтому на крайний случай он оснащен всплывающим спасательным модулем — в случае аварии это последняя надежда подводников. В относительно небольшом пространстве модуля может поместиться весь экипаж субмарины.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971 находятся в составе Северного флота и Тихоокеанского флота, а атомоход «Гепард» единственная гвардейская подводная лодка в составе 12 эскадры Северного флота ВМФ РФ.
На сегодняшний день строительство АПЛ проекта 971 остановлено, но на предприятии «Севмаш» уже создали многоцелевую подводную лодку следующего — четвертого поколения, серия которых придет на смену субмарин класса «Барс».
Их черные силуэты похожие на древних рептилий и с акульими мощными спинами бесшумно выскальзывают из-за полярных фьордов и уже на просторе исчезают на месяцы в своей родной стихии — в ледяных водах Северного Ледовитого океана. Именно с АПЛ «Гепард» начался отсчет субмарин XXI века.
многоцелевая подводная лодка четвертого поколения «Нерпа»
«Фактор внезапности»
По словам аналитиков, в своё время использование гибридных кораблей было вынужденной мерой.
«В годы Второй мировой войны подводные лодки не могли долго находиться под водой — им нужно было всплывать для подзарядки аккумуляторов, поэтому на них ставили серьёзное вооружение, например крупнокалиберные пушки, которые позволяли наносить урон боевым кораблям», — пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.
По его словам, в наши дни эта концепция может использоваться, но уже для других целей.
«У гибридной идеи есть значительные достоинства. Например, если корабль находится в надводном положении и ему необходимо спастись, он может уйти под воду, нырнув. К тому же благодаря возможности размещения ракетного оружия данный корабль может использовать фактор внезапности и первым поражать цель», — считает аналитик.
- ЦКБ «Рубин»
В свою очередь, полковник в отставке Виктор Литовкин полагает, что у гибридной концепции есть и свои недостатки.
«Идея гибридного корабля пока массового применения не нашла, потому что любые подобные многопрофильные корабли по характеристикам всегда хуже, чем специализированные: они не могут полноценно выполнять задачи ни надводных, ни подводных машин», — отметил эксперт в разговоре с RT.
Аналитики полагают, что о проекте «Страж» пока известно слишком мало подробностей, чтобы можно было говорить о его перспективах. Вместе с тем они не исключили, что в случае успеха этого проекта такие суда могут не только поставляться за рубеж, но и использоваться в России.
Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»
Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.
Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».
Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».
Правопредшественники «Гепардов»
Как «Барс» стал самым красивым кораблем
- Дата закладки: 22 февраля 1985 года.
- Дата подписания приемного акта: 29 декабря 1988 года.
- 6 апреля 1990 года совершил погружение на предельную глубину — 600 м.
Рассказывает Владимир Пастухов, сдаточный механик АПЛ «Барс», генеральный директор «Севмаша» с 2004 по 2007 год.
Владимир Пастухов и АПЛ «Барс»
Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»
«Звериная» серия кораблей была чем-то новым для корабелов «Севмаша». Проект «Малахита» разительно отличался от уже привычных проектов конструкторского бюро «Рубин» (там были спроектированы самые большие в мире подлодки проекта 941 «Акула», а также подводные крейсеры третьего поколения проектов 949 «Гранит», 949А «Антей» и современные «стратеги» проекта 955 «Борей» — прим. ТАСС).
Первый головной корабль строился на Дальнем Востоке. Поэтому пришлось ехать в далекий Комсомольск-на-Амуре перенимать опыт. Ведь за плечами был опыт сдачи кораблей второго поколения и головного третьего поколения «Гранита». Северодвинцы не просто успешно справились с освоением нового проекта, но и внесли свои новаторские решения при постройке и испытании лодок. Серия получилась очень удобной и боевой. Все как один — красавцы!
Самым длительным циклом было испытание навигационного комплекса, его надо было начинать в строго определенные сроки и проводить тоже долго. Придумали несколько изменить объем постройки: построить отдельно систему охлаждения и сам навигационный комплекс. В дальнейшем этот тип постройки был применен официально, что позволило все остальные корабли, если посмотреть на сроки всей серии (кроме «Гепарда» — это отдельная песня), выводить из цеха весной. И до конца года корабли успевали пройти испытания и предъявлялись госкомиссии.
Строительство АПЛ «Барс» в цехе «Севмаша»
Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»
Комплексные испытания у нас прошли без особых приключений. В сентябре начались ходовые испытания. Мне как-то везло с командирами, с личным составом. Народ был служивый и творческий. Испытания корабля — это проверка многих режимов, которые потом, возможно, никогда и не придется применять. Первый большой выход закончился приходом домой, сумели обкатать всю программу, несмотря на сложности. Ну и повезло с погодой. Как сейчас помню: мы заканчивали государственные испытания в начале декабря, на полигоне идут торпедо-ракетные стрельбы, а на море нет льда и полный штиль. Мы отстрелялись в лучшем виде, не потеряв ни одного изделия.
Строительство АПЛ «Барс» в цехе «Севмаша»
Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»
У 971-го проекта многое по энергетической части схоже с «Гранитами», а по общекорабельной — сильно отличается. Это касается и начинки, и вооружения, и достижений инженерной мысли. На тот момент это был самый современный корабль. Если «Гранит» — это крылатые ракеты, уничтожитель авианосцев, то этот — охотник, все оружие в торпедных аппаратах.
По габаритам он был несколько поменьше, чем «Гранит» и «Акула». И это позволило нам при творческом подходе проводить некоторые режимы, не переходя на глубокие места. Это тоже экономило время и давало возможность глубокие дифферентовки, например для отстрела торпедных аппаратов по воздуху, проводить прямо у дебаркадера. Это впервые было сделано, у нас был достаточно большой риск.
Удобства для экипажа были сделаны по всем канонам — достаточно кают, а также зона отдыха с птичками, рыбками и кино. Внешне «Барс» отличался в лучшую сторону, потому что больше был похож подлодку. Изящный, красивый, обтекаемый. Если «Акула» производила впечатление как гигантский, страшный корабль, а «Гранит» называли в шутку батоном — такой приплюснутый, то этот — красавец!
К сожалению, «Барс» — единственный, который на сегодняшний момент утилизирован.
Бесшумна и опасна
«Кошачья» серия лодок приходится ближайшей родственницей созданной в нижегородском ЦКБ «Лазурит» АПЛ «Барракуда» проекта 945. Напомним, что эта лодка глубоководная, с титановым корпусом. Сегодня широко известно имя ее главного конструктора — Герой России Николай Кваша. До мая 1990 года успели построить шесть подводных лодок этого типа.
У «Барракуды» был один существенный недостаток. Она была очень дорогой, да и не каждая российская верфь, где делали подводные лодки, могла работать с титаном. Флоту нужна была серия подводных кораблей широкого профиля, дешевых и простых в исполнении. За основу был взят проект 945, но корпус лодки делали из маломагнитной стали. Новую серию лодок отнесли к проекту 971.
Подводная лодка «Гепард». Балтийский флот. 1915 г.
Свое «кошачье» название эта серия АПЛ унаследовала от первых российских лодок начала XX века. Тот, прежний «Гепард» был заложен в сентябре 1913 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Через полтора года лодка уже вошла в строй боевых кораблей. Она участвовала в первой мировой войне, обеспечивая проведение поисковых и разведывательных акций на морских коммуникациях противника. Лодка совершила 15 боевых походов. Но в октябре 1917 года, находясь на патрулировании в Балтийском море, бесследно пропала. Причина трагедии и место гибели не установлены до сих пор.
Серию лодок проекта 971 разрабатывали ленинградцы. Кроме того, что лодки малошумные, они еще и грозные. Торпедно-ракетный комплекс включает суммарный боекомплект — более 40 единиц средств поражения. С лодок могут запускаться крылатые ракеты «Гранат», подводные ракеты и ракеты-торпеды «Шквал», «Водопад» и «Ветер». Лодка может быть использована и как минный заградитель.
С появлением в водах северных морей и на Тихом океане «кошачьих» АПЛ американцам пришлось забыть слова, которые они непрестанно повторяли: «У русских субмарин больше нашего, но они скверно сделаны».
А начальник оперативного отряда ВМС США адмирал Джерми Борда, проанализировав все контакты своих лодок с субмаринами «кошачьей» серии, пришел к выводу, что по малошумности они соответствуют лодкам четвертого поколения.
Обеспокоившись стремительным развитием российского подводного кораблестроения, американская сторона предприняла попытку вовлечь в задуманную операцию международную неправительственную экологическую организацию «Гринпис». Повинуясь заказчикам, та всю свою деятельность перенесла на северные моря, борясь с их ядерным заражением. Как только строительство новых субмарин в России прекратилось, «Гринпис» тут же покинул северную акваторию.
Был и еще один инцидент, связанный с этими лодками. В начале 80-х годов наша страна приобрела уникальные высокоточные металлорежущие станки у японской . Сделка была секретной, но о ней узнала пресса и тут же раструбила по всему миру. Эти станки позволяли применять новые технологии в обработке гребных валов и лопастей винтов, тем самым резко снижая шумность хода субмарины. США, узнав о сделке, тут же объявили «Тошибе» о введении экономических санкций. Но было уже поздно.
«Щука-212»: Тайна подводной братской могилы
Ноябрь 1941 года. Идет пятый месяц войны. Войска противника окружили Севастополь. 14 ноября командиру «Щуки-212» поступает боевое задание: выйти в район острова Фидосини — так тогда назывался нынешний остров Змеиный.
«Щука-212» отправляется на боевое задание. Но буквально через неделю связь с ней пропадает. Еще через месяц подводную лодку объявляют погибшей, а всех ее членов экипажа – пропавшими без вести. Тогда, в 1941 году, так и не удалось установить, при каких обстоятельствах она погибла.
Только в 2006 году на дне Черного моря в районе острова Змеиный дайверы обнаружили затонувшую во время Великой Отечественной Войны подводную лодку типа «Щука».
Подтвердить номер погибшей подводной лодки удалось после обследования её носовой части. Дайверы обнаружили, что на носу судна установлено специальное устройство — сетепрорезатель. Оно позволяло подлодке успешно проходить сквозь противолодочные металлические сети. То есть, подойдя к такой сети, лодка могла прорезать её, и следовать дальше. Таким устройством были оснащены всего несколько подводных лодок типа «Щука». И в районе острова Змеиный несла службу только одна из них — «Щука-212».
Кроме того, лодка, которую обнаружили российские дайверы возле острова Змеиный, была снабжена особым устройством — прибором беспузырной торпедной стрельбы, позволявшим этой «Щуке» оставаться незамеченной даже после выпуска торпеды. Ведь при выпуске из-под воды торпеды образуется воздушный пузырь. Поднимаясь на поверхность воды, он демаскирует подводную лодку, обозначая её местоположение для кораблей противника.
«Выстрел может лишить ее скрытности. На подводной лодке «Щ-212″ этот недостаток был устранен. То есть лодка могла производить атаки из подводного положения торпедами (главным своим оружием), не показывая реально место своего положения», — рассказывает эксперт Константин Богданов корреспондентам программы «Военная тайна».
Проект первых подводных лодок типа «Щука» был разработан советскими инженерами-кораблестроителями почти столетие назад, ещё в конце 20-х годов прошлого века. Перед ними стояла задача — создать подлодку, которую можно будет запустить в серийное производство. Первая такая лодка была спущена на воду в конце 1930 года. Её внутренний прочный корпус был разделён на 5 отсеков. Это позволяло ей оставаться на плаву даже в том случае, если один из них будет поврежден и затоплен. В дальнейшем конструкцию подлодок модернизировали, и за десятилетие было построено 86 субмарин. Все они носили названия рыб. Среди них были «Севрюга», «Сельдь», и даже «Угорь».
«Подводные лодки типа «Щука» были нескольких различных серий. В них варьировались внешние признаки. Например, были различные надстройки. Лодки различались и вооружением. В том числе вооружением палубным, артиллерийскими установками и пулеметными установками», – говорит Константин Богданов.
Дайверы обнаружили останки лодки «Щука-212» спустя около 65 лет после трагедии. И благодаря этому теперь стало возможным восстановить события давних лет.
Специалисты выяснили, что тогда «Щука» благополучно прибыла в район своего патрулирования. Но когда она подошла к острову, бортом задела мину, подорвалась на ней и, разломившись на две части, затонула, погибнув со всем экипажем.
«Естественно, немцы, имея достаточно хорошо поставленную разведывательную службу, уже примерно знали районы патрулирования наших лодок и выставляли там минные заграждения. «Щ-212″ подорвалась на мине. У нее взрыв в районе носового отсека, видимо была детонация боезапаса и носовая часть оторвалась», – заключил руководитель экспедиции Константин Богданов.
Сегодня подводная лодка «Щука-212» признана братской могилой. Участники экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» возложили к ней венок и установили табличку. В память о моряках-подводниках, которые героически сражались и погибли за нашу Родину в составе Черноморского флота.
Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»
Водоизмещение, т:— надводное ……………………………………………………………….8 140— подводное ……………………………………………………………… 10 500Длина наибольшая, м ……………………………………………………….. 110.3Ширина корпуса наибольшая, м ………………………………………………… 13,6Осадка средняя, м …………………………………………………………… 9,68Архитектурно-конструктивный тип ………………двухкорпусныйГлубина погружения, м:— рабочая……………………………………………………………………. 480— предельная…………………………………………………………………. 600Автономность по запасам провизии, сут…………………………………………….100Экипаж, чел…………………………………………………………………….73Энергетическая установка:Главные механизмы.— тип………………………………………………………………………….АЭУ— ППУ:— марка………………………………………………………..ОК-9ВМ или ОК-650М.01— количество х тип ЯР………………………………………………………..1 х ВВР— тепловая мощность ЯР, МВт……………………………………………………190— ПТУ:— тип………………………………………………………………….блочная — количество х мощность ГТЗА, л. с …………………………………………1 х 50 000— количество х мощность АТГ, кВт…………………………………………….2 х 3 200— количество х тип движителей ……………………………….. 1 х малошумный ВФШРезервные источники энергии и средства движения— количество х мощность ДГ, кВт……………………………………………1 х 800— аккумуляторная установка:— тип АБ…………………………………………………………свинцово-кислотная— количество х тип РСД ……………………………………………..2 х ВПК— привод ВПК х мощность, кВт……………………………………………..ЭД х 300Скорость хода наибольшая, уз:— надводная………………………………………………………………..10— подводная………………………………………………………………..33Вооружение:Ракетное:— тип ракетного комплекса………………………………………………….«Гранат»— тип КРСН………………………………………………………………РК-55— вид старта………………………………………………..подводный, из 533-мм ТА— тип ПЗРК……………………………………………………………. «Стрела-ЗМ»— количество контейнеров для хранения ЗР…………………………………3— боекомплект ЗР……………………………………………………………….18Торпедное.— количество х калибр ТА, мм……………………………………………4 х 650— боезапас (тип) торпед…………………………………..12 (торпеды 65-76 или ПЛУР…………………………………………………………..86Р и 88Р ПАРК «Ветер»)— количество х калибр ТА, мм …………………………………………..4 х 533— боезапас (тип) торпед и ПЛУР….28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал»)— система подготовки ТА ………………………………………… «Гринда»Радиоэлектронное:— БИУС ………………………………………………………..«Омнибус»— НК……………………………………………………………..«Симфония»— КСС……………………………………………………………..«Молния-МЦ»— система СС…………………………………………………..«Цунами-БМ»— ГАК……………………………….«Скат-3» (МГК-540)— РЛК……………………………….«Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59)— тк…………………………………МТК-110— перископ ТК…………………«Сигнал-3»— командирский перископ……………….. «Лебедь-11» или «Лебедь-21»
«Гепард»
Пистолет-пулемёт «Гепард» является экспериментальным образцом оружия, созданным на базе автомата Калашникова. Особенностью пистолета-пулемета «Гепард» является возможность использования различных боеприпасов калибра 9мм без замены ствола и магазина. Только для использования патрона — 9Х30 «Гром» предусмотрена замена сменного патронника. Все остальные патроны можно применять без предварительной наладки механизмов и даже «вперемешку» снаряжая их в один магазин, при этом оружие сохраняет способность стрелять не только одиночными выстрелами, но и очередями. В настоящее время экспериментальные образцы отстреляны различными патронами более чем 15 наименований. В каждом случае удавалось добиваться заданного темпа стрельбы, обеспечивать хорошую управляемость оружия в ходе стрельбы очередями и высокую точность попаданий. Вместе с тем, для оптимального функционирования оружия с различными боеприпасами предусмотрена возможность использования различных стреляющих механизмов, работающих на разных принципах: «свободный затвор», «полусвободный затвор», «система с отводом газов из канала ствола и запирание за счет поворотной личины затвора» и др. Со всеми этими стреляющими механизмами может использоваться также специальная балансирная система, существенно снижающая отдачу оружия за счет движения и взаимодействия инерционных тел. Оружие также может снабжаться различными ствольными насадками, в том числе — компенсаторами-пламегасителями, глушителями и др. Другие особенности этого оружия: специальная рамка, позволяющая улучшить условия удержания оружия, использовать различные новые приемы стрельбы; расположение рукояти управления огнем в районе центра масс, что также повышает управляемость оружия, дает возможность в необходимых случаях стрелять одной рукой; магазины различной ёмкости, вставляемые в рукоять; два предохранителя: предохранитель-переводчик типа АК, обеспечивающий надежное предохранение при транспортировке оружия и автоматический предохранитель на спусковом крючке, предотвращающий случайные выстрелы в боевых условиях и др. ТАКТИКО — ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Калибр, мм 9 Применяемый патрон 9х17, 9х18 ПМ, 9х18 ПММ, 9х19, 9х21, 9х30 Вес, кг 2 Длина в разложенном состоянии, мм 640 Длина со сложенным прикладом, мм 420 Длина ствола, мм 235 Ёмкость магазина, патронов 22 (40) Эффективная дальность стрельбы, м 100 — 200 Темп стрельбы, в/м 650 — 700 З.ы. Инфу надыбал на сайте handgun .Впечатлил……интересно узнать насколько эта игрушка надежна ,и испывалась ли в войсках.
Вооружение кораблей и навигационное оборудование
Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.
С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».
Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.
На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.