Боевой железнодорожный ракетный комплекс

Поезд номер ноль: БЖРК «Молодец» был принят на вооружение 30 лет назад

О необходимости создания ракетного комплекса железнодорожного базирования в СССР говорили с 1960-х годов. Но конкретные действия в этом направлений начались в 1983-м после постановления ЦК КПСС.

Разрабатывать БЖРК доверили Днепропетровскому конструкторскому бюро «Южное», а основными создателями «поезда-призрака» стали братья Уткины: Владимир Уткин из КБ «Южное» отвечал за разработку ракеты, а Алексей Уткин, работавший в Ленинградском КБ специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов.

Первый железнодорожный состав, который мог остановиться на любом участке и произвести запуск ракет, каждая из которых несла 10 термоядерных боеголовок мощностью 500 килотонн, вышел на маршруты дежурства уже через несколько лет.

Но для создания такого комплекса конструкторам пришлось найти приемлемые решения для технических сложностей. А их было немало. Например, длина вагона с пусковой установкой не должна была превышать 24 метров, но таких коротких баллистических ракет не производили. Масса самой компактной МБР достигала 100 тонн — железнодорожные рельсы просто лопнули бы под нагрузкой трех ракет. Запуску мешали контактные линии, к тому же пламя при старте просто уничтожило бы и состав, и участок пути.

В результате были придуманы уникальные решения. МБР впервые в Советском Союзе сделали твердотопливной, трехступенчатой, с разделяющейся головной частью, выдвижными соплами и надувным обтекателем. Для размещения пусковых установок спроектировали вагоны грузоподъемностью 135 тонн с раздвижной крышей и восемью парами колес, снижавшими нагрузку на пути. Кроме того, пусковые вагоны находились в единой сцепке, что также уменьшало воздействие массы. Вдобавок к этому в боевом положении из каждого вагона выдвигались по два гидравлических упора. Перед стартом контактные провода раздвигались специальным манипулятором. А запуск сделали минометным — пороховой заряд выбрасывал ракету на высоту 20 метров, затем еще один заряд корректировал наклон сопла в безопасную для состава сторону, и после этого срабатывал двигатель первой ступени.

В БЖРК входило 17 вагонов — как у стандартного пассажирского состава. Все они были замаскированы под обычные пассажирские, почтовые или рефрижераторные, используемые для перевозки продуктов питания. Личный состав каждого поезда насчитывал 70 человек. Автономность, которая составляла 28 суток, обеспечивалась за счет вагона с топливом, а также отсеков с запасами питания и воды.

Первый «Молодец» заступил на боевое дежурство в октябре 1987 года. А уже после принятия комплекса на вооружение были развернуты три дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях. В радиусе 1,5 тысячи километров от мест дислокации были обновлены железнодорожные пути: уложены бетонные шпалы, более тяжелые рельсы, насыпи укрепили плотным щебнем. Курсировали поезда не только по отдельным участкам, но и по магистралям общего назначения. Отчасти именно это обстоятельство позволяло особым составам уходить от слежки — военные США активно пытались вычислить советские БЖРК с помощью спутников. Но сделать им это так и не удавалось — отличить ядерный поезд от обычного состава было невозможно. К тому же составы оперативно меняли места расположения — за сутки они могли преодолевать тысячу километров. На железных дорогах СССР и России они имели условное обозначение «поезд номер ноль».

Начиная с 1991 года, в силу достигнутых договоренностей между Советским Союзом и западным блоком, ракетные поезда передвигались только по строго определенным маршрутам, связанным с постоянными местами дислокации. Впоследствии из-за ликвидации ракет РТ-23УТТХ по договору СНВ-2 необходимость в БЖРК отпала.

Кстати, существует легенда, что идею создания ракетных поездов советским военачальникам подсказали американские агенты с целью ввергнуть Советский Союз в мероприятия с многомиллиардными расходами. В США разработку БЖРК начинали еще в 1960-х годах. Там планировали запустить 30 составов со 150 ракетами. Однако проект был закрыт из-за дороговизны. В середине 1980-х Пентагон в рамках разработки новой тяжелой МБР Peacekeeper вновь инициировал создание ракетного поезда. Прототип прошел испытания, но после распада СССР — главного потенциального противника — США отказались от затратного проекта.

В России последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году. 10 составов были утилизированы, два переданы на хранение в музеи.

В литературе

  • Комплекс описан в фантастическом постапокалипсическом романе В. Березина «Путевые знаки» из серии Вселенная Метро 2033. На Варшавском вокзале главные герои находят законсервированный «Скальпель» и отправляются из Санкт-Петербурга в Москву.
  • В романе Д. Корецкого «Атомный поезд» описывается вымышленный современный БЖРК.
  • В романе Дэйла Брауна «План Атаки» Россия в нарушение договоров о СНВ восстанавливает ракетные поезда, которые становятся для американцев одной из основных целей после удара российской стратегической авиации по США. Утверждается, что СССР располагал 150 БЖРК с тремя ракетами каждый, а также то, что ракета РТ-23 УТТХ представляла собой копию ракет американского БЖРК «Миротворец».

Как он действовал

Ракетные поезда ходили по перегонам только ночью и в обход крупных станций. Днем отстаивались на специально оборудованных позициях — их до сих пор можно увидеть то здесь, то там: заброшенные, непонятные ответвления в никуда, а на столбах — датчики определения координат, похожие на бочонки. Без которых быстрый старт ракеты невозможен…

Состав останавливался, специальные устройства отводили в сторону контактный провод, крыша вагона откидывалась — и из чрева «рефрижератора» вылетал «молодец» весом 104,5 тонны. Не сразу, только на 50-метровой высоте запускался маршевый двигатель первой ракетной ступени — чтобы огненная струя не ударила по пусковому комплексу и не спалила рельсы. Этот поезд в огне… На все про все уходило меньше двух минут.

Трехступенчатая твердотопливная ракета РТ-23УТТХ забрасывала 10 боевых блоков мощностью 430 тысяч тонн каждая на дальность 10 100 км. И со средним отклонением от цели 150 метров. Она обладала повышенной стойкостью к воздействию ядерного взрыва и была способна самостоятельно восстанавливать информацию в своем электронном «мозгу» после него…

Но больше всего американцев раздражало не это. А просторы нашей земли.

История создания боевых железнодорожных ракетных комплексов

В конце 50-х годов прошлого века в США была разработана твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета LGM-30 Minuteman. От более ранних жидкостных носителей её отличали дешевизна, простота эксплуатации, а также компактность. Все эти качества позволили американским военным выдвинуть идею о размещении «Минитменов» на специальных поездах. Уже в 1960 году была проведена операция «Большая звезда», в ходе которой массогабаритные макеты, копировавшие LGM-30,  перемещались по железным дорогам США. Несмотря на то что учения завершились вполне успешно, дальнейшего развития концепция не получила, поскольку  поезд с ядерными ракетами был признан чересчур дорогостоящим.

Презентация модели поезда с ракетами LGM-30 в компании «Боинг». Всего предполагалось построить 30 таких поездов

Первые советские проекты «железнодорожного базирования» появились практически одновременно с американскими, причем занялись соответствующими разработками сразу три конструкторских бюро:

  1. ОКБ-586 (будущее КБ «Южное»). Предполагалось разместить на поезде ракеты РТ-12 средней дальности;
  2. ОКБ-301 (ныне АО «НПО имени С.А. Лавочкина). Самый необычный проект, предполагавший железнодорожное базирование крылатой ракеты «Буря»;
  3. ОКБ-1 (современное название – РКО «Энергия» имени С.П. Королёва). Комплекс создавался в расчете на использование ракет РТ-2, способных долететь до США.

Все три проекта пришлось закрыть на самой ранней стадии: для их реализации еще не пришло время. Вопрос о БЖРК вновь встал на повестку дня после того, как ОКБ-586 («Южное») приступило к созданию твердотопливной ракеты РТ-21. Но и здесь добиться успеха, к сожалению, не удалось. Ни РТ-21, ни РТ-22 не были поставлены на вооружение Советской армии. Поэтому и ракетные поезда появились лишь на чертежах.

Межконтинентальная крылатая ракета «Буря» —  самый необычный вариант вооружения для БЖРК

Переломным в этой истории стал 1969 год, когда КБ «Южное» получило официальное задание от правительства, предусматривавшее создание спецпоезда под новую перспективную МБР РТ-23. Спустя два долгих десятилетия упорный труд советских конструкторов закончился полным успехом — в войска поступил  «Молодец» — первый в мире БЖРК . Вот только достижение, как вскоре выяснилось, оказалось эфемерным. Уже в 1993 году Россия взяла на себя обязательство в течение десяти лет уничтожить эти поезда, что и было сделано – сохранились лишь два из них, да и то в качестве музейных экспонатов. Кроме того, по просьбе западных «друзей», ракетные поезда почти всё время своего существования провели в пунктах постоянной дислокации, практически не появляясь на ж/д.

В начале двадцать первого века США стали чувствовать себя на международной арене всё более свободно. Было официально объявлено о выходе из договора по противоракетной обороне, а затем и о создании доктрины «мгновенного глобального удара», направленного на полное уничтожение военного потенциала любого потенциального противника. В этих условиях российскому руководству поневоле пришлось вновь задуматься об утраченных поездах стратегического назначения. Восстановить уничтоженные «Молодцы» было уже невозможно, поскольку КБ «Южное» стало после распада СССР иностранной компанией.  Единственным выходом было создание полностью нового комплекса, получившего название «Баргузин».

РТ-23 (она же РС-22) уже на колесах и в пусковом контейнере, но еще не в «рефрижераторе»

«Молодец» отправляется в дорогу

Свести воедино все эти решения, согласовать их с военными, изготовить ракеты и состав, выпустить их на испытания — все это заняло в итоге почти 20 лет. Только 27 февраля 1985 года начались пусковые испытания ракеты Р-23УТТХ, которой вооружался «поезд-призрак». Суммарная мощность заряда 10 боеголовок этой ракеты составляла 4,3 мегатонны, дальность стрельбы — 10 100 км, предельное отклонение боеголовки от цели – до 500 м. Тогда же вышел на испытания и спецсостав, в который входили 17 вагонов: три пусковых модуля из трех вагонов каждый, семь вагонов командного модуля, в том числе жилые вагоны и вагон-столовая, и цистерна, замаскированная под рефрижератор. За время испытаний первый ракетный поезд совершил 18 выездов во все климатические пояса страны – от тайги до пустыни, и накатал свыше 400 000 километров.

Боевой железнодорожный комплекс «Молодец» выезжает из расположения ракетной дивизии, Костромская область

Итоги испытаний признали успешными, и 20 октября 1987 года первый ракетный полк, вооруженный боевым железнодорожным комплексом «Молодец», встал на боевое дежурство. «Полк» звучит громко. В действительности каждый полк, оснащенный БЖРК, представлял собой один спецсостав и 70 с небольшим человек личного состава, которые несли на нем службу. Четыре полка составляли ракетную дивизию. А всего к 1989 году в составе РВСН развернули три таких дивизии, базировавшихся под Костромой, Пермью и Красноярском — 12 ракетных поездов, или 36 пусковых установок.

Предок и наследник: железнодорожная платформа с дальнобойным орудием и БЖРК «Молодец» в железнодорожном музее на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга

Их служба оказалась недолгой. По официальным данным Минобороны, последний боевой железнодорожный комплекс был снят с вооружения в 2005 году. Правда, через несколько лет, когда на Западе осознали, что Россия больше не намерена следовать в фарватере западной политики, и отношения с бывшими партнерами начали стремительно портиться, в нашей стране вновь вернулись к идее БЖРК. Московский институт теплотехники как головной разработчик многих современных российских боевых ракет начал работу над новым железнодорожным комплексом, который получил название «Баргузин». В 2017 году разработку приостановили (официально – из-за недостаточного финансирования), а сам БЖРК исключили из плана перевооружения РВСН. Правда, к тому времени новый комплекс был почти доработан, и в случае необходимости может быть достаточно оперативно запущен в производство и поставлен на боевое дежурство. А уж опыта эксплуатации таких «поездов-призраков» у российских ракетчиков хватает.

Современная ситуация

В 2006 году в войска взамен БЖРК стали поступать наземные мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», вооруженные ракетами Ярс. В настоящее время на вооружении российской армии состоит более сотни боевых комплексов «Тополь-М», которые частично могут заполнить брешь, оставшуюся после списания БЖРК.

Современная ситуация дает поводы для оптимизма – все мы надеемся, что к 2020 году в серийное производство поступят БЖРК «Баргузин», которыми будет укомплектована наша армия.

Опытные конструкторские работы (ОКР) над проектом «Баргузин» начаты Московским Институтом теплотехники в 2012 году. Окончание ОКР планируется к 2020 году, и средства на их проведение выделяются уже сейчас. В 2014 году было завершено эскизное проектирование комплекса, а к началу 2015 года проектировщики приступили к первому этапу опытных конструкторских работ по созданию железнодорожной пусковой установки. Разработка конструкторской документации идет полным ходом с 2015 году. Сроки создания отдельных элементов «Баргузин», его сбора и предварительных испытаний станут известны к 2018 году. Начало развертывания комплекса и его поступление в армию планируется к 2020 году.

Состав номер ноль

Получив в конце 1960-х годов распоряжение о начале работы над проектом боевого железнодорожного комплекса, конструкторы днепропетровского КБ «Южное» сразу поставили перед собой задачу создать не просто подвижную стартовую площадку для межконтинентальных баллистических ракет. Они задумались над тем, как сделать ее максимально незаметной, а значит, практически неотличимой от других грузовых и пассажирских составов, курсировавших по советским железным дорогам.

Пусковой контейнер БЖРК «Молодец» на платформе, с которой снята маскировка в виде вагона-рефрижератора. Фотография сделана в процессе утилизации комплекса

Решение пришло достаточно быстро: поскольку для обслуживания и управления ракетным комплексом требовалось немалое количество личного состава (порядка 70 человек), решено было замаскировать «поезд-призрак» под грузопассажирский состав. А сами ракеты, которых в каждом БЖРК было три, разместить в вагонах-рефрижераторах: из всего советского вагонного парка только они были достаточно длинными, чтобы в них можно было спрятать пусковой контейнер с твердотопливной ракетой, и при этом практически не имели окон и других крупных технологических отверстий, которые пришлось бы маскировать.

Но от идеи до воплощения «ракетного поезда» в металле прошло почти два десятка лет, и дело было не только в том, что довольно долго не удавалось создать ракету нужных габаритов, которая при этом отвечала бы всем требованиям военных. Серьезная проблема возникла с тем, как именно возить эту ракету по железной дороге. Вес пускового контейнера с «начинкой» достигал 105 тонн, а вес обычного товарного вагона не превышал 65-70 тонн, и это означало, что нужно усиливать колесную систему. Решение нашлось в использовании дополнительных колесных тележек: у каждого вагона-ракетоносца их было не две, как обычно, а четыре. Второй проблемой оказались габариты пускового контейнера: он, как ни старайся, не помещался внутри стандартного вагона-рефрижератора. Пришлось делать складной обтекатель: при старте специальная система «надувала» его, и он принимал коническую форму.

Два боевых железнодорожных ракетных комплекса на базе утилизации ядерного оружия, начало 2000-х годов

Наконец, короткий состав из семи-восьми вагонов существенно выделялся бы на фоне других грузопассажирских поездов, курсировавших по советским железным дорогам. Это демаскировало бы боевой железнодорожный ракетный комплекс, и значит, нужно было делать его длиннее. Добиться этого за счет прицепленных обычных вагонов было невозможно по соображениям секретности: на «поездах-призраках» даже локомотивные бригады состояли только из офицеров и прапорщиков. Тогда решено было увеличить число ракет в каждом спецсоставе до трех — но такой вес оказался не по силам одному обычному тепловозу. В итоге каждый ракетный поезд тянули два или три тепловоза: третий цеплялся сзади и работал толкачом или ставился за двумя основными впереди состава.

Вагон с пусковым контейнером баллистической ракеты и уже разоруженный такой же вагон на базе утилизации ядерного оружия, сокращаемого по советско-американским договорам

Пентагон дает добро

БЖРК «Баргузин» начали создавать в МИТе в 2012 году. Разумеется, при этом был использован опыт, полученный при разработке «Молодца». Благодаря этому сроки ОКР удалось существенно сократить. И на момент принятия решения об остановке проекта степень готовности конструкторской документации была весьма высока.

Весной 2016-го началось создание отдельных элементов комплекса. А осенью того же года на космодроме Плесецк успешно завершились бросковые испытания ракеты «Ярс-М». Предполагалось начать серийное производство ракетных поездов в самом начале 20-х годов.

Проект остановлен в марте 2018-го. Однако это не означает, что при определенных обстоятельствах к нему невозможно будет вернуться. Есть сведения, что МИТ может вновь приступить к разработке «Баргузина» в обозримом будущем.

А помимо этих сведений, есть и вполне объективные обстоятельства. А они таковы: в начале сентября заместитель помощника главы Пентагона Роберт Суфер выступил с заявлением о том, что США начинают модернизацию своих ядерных сил. В части средств наземного базирования предполагается замена устаревших МБР «Минитмен-3» на более современные средства доставки боеголовок. Также следует ожидать, что для проектируемой стратегической АПЛ нового поколения «Колумбия» будут созданы и новые ракеты взамен «Трайдент-2». К их мощности особых претензий у американцев нет, но способность преодоления систем ПРО оставляет желать лучшего.

«Примерно к 2030 году Россия и Китай увидят всю мощь нашей ядерной модернизации», – сказал Суфер. Так что дожидаться сложа руки всей этой мощи было бы смертельно опасно. И одним из эффективных ответов на инициативу Пентагона стало бы создание БЖРК «Баргузин».

ТТХ боевых железнодорожных ракетных комплексов

БЖРК «Молодец»

Дальность стрельбы 10 450 (10 100) километров
Круговое вероятное отклонение 0,2-0,3 (0,5-0,7) километра
Стартовый вес ракеты 104,8 тонны
Забрасываемый вес 4050 кг
Вес пусковой установки 126 тонн
Вес вагона с ПУ и ракетой Более 200 тонн
Длина ракеты (полная) 23,3 метра
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс 31
Тип головной части Разделяющиеся ГЧ индивидуального наведения
Количество боевых блоков 10
Мощность заряда 550 килотонн
Время приведения ракеты в боевое положение 80 секунд
Максимальная скорость БЖРК 80 км/ч
Количество ракет 3

https://youtube.com/watch?v=29i3BwNP7OQ

БЖРК «Баргузин»

Многие характеристики МБР РС-24 «Ярс» в настоящее время остаются засекреченными. Кроме того, непонятно, до какой степени готовности был доведен БЖРК ракетный комплекс «Баргузин». Поэтому сегодня можно привести лишь предполагаемые ТТХ этого поезда с шестью ядерными ракетами на борту:

Дальность стрельбы Около 12 000 километров
Круговое вероятное отклонение 150 метров (западные оценки)
Стартовый вес ракеты 46,5-50 тонн (приблизительные данные)
Забрасываемый вес Не менее 1200 кг (по аналогии с «Тополь-М»)
Длина ракеты Около 23 метров
Тип головной части РГЧ ИН
Количество боевых блоков От 3 до 6
Мощность заряда От 150 до 500 килотонн

Согласно информации, попавшей в открытую печать, вес пускового модуля БЖРК «Баргузин»  не превышает 65-70 тонн, что примерно соответствует характеристикам обычного грузового вагона. Нетрудно заметить, что сокрушительная мощь «Молодца» намного больше, чем у его современника, однако, этот недостаток компенсируется возросшей точностью ракет и использованием специальных блоков для преодоления ПРО.

Несмотря на свой немалый «возраст», концепция «ядерного поезда» остается актуальной и сегодня. Во всяком случае, для России с её огромной территорией и разветвленной сетью железных дорог БЖРК – это оружие, которое необходимо сегодня и останется нужным завтра. Появится ли оно вновь – сказать сложно. Конструкторам мешают и нехватка денег, и технологический разрыв, возникший после распада СССР, и постоянно меняющийся политический фон. Ясно одно – даже небольшое количество ракетных поездов могло бы резко повысить обороноспособность страны.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Энциклопедия. Оф. сайт Минобороны России. Дата обращения: 28 октября 2012.
  2. Александр Долинин. . «Красная Звезда» (30 августа 2005). Дата обращения: 9 января 2011.
  3. Глотин Д. П. и др. Надёжный щит Отчизны. РВСН на пермской земле / Под общ.ред. А. С. Королёва и М. А. Дружининой. — Пермь: Издательство «Маматов», 2009. — С. 50—51. — ISBN 978-5-91076-28-2.
  4. . ИТАР-ТАСС (7 сентября 2009). Дата обращения: 18 сентября 2009.
  5. . Дата обращения: 23 апреля 2013.
  6. . Дата обращения: 23 апреля 2013.
  7. . Дата обращения: 23 апреля 2013.
  8. . Вести (17 декабря 2014).
  9. . ТАСС (12 мая 2016).
  10. Богдан ЛИСОВОЙ.  (недоступная ссылка). Газета «Студенческая Правда». Дата обращения: 18 сентября 2009.

В литературе

  • Комплекс описан в фантастическом постапокалипсическом романе В. Березина «Путевые знаки» из серии Вселенная Метро 2033. На Варшавском вокзале главные герои находят законсервированный «Скальпель» и отправляются из Санкт-Петербурга в Москву.
  • В романе Д. Корецкого «Атомный поезд» описывается вымышленный современный БЖРК.
  • В романе Дэйла Брауна «План Атаки» Россия в нарушение договоров о СНВ восстанавливает ракетные поезда, которые становятся для американцев одной из основных целей после удара российской стратегической авиации по США. Утверждается, что СССР располагал 150 БЖРК с тремя ракетами каждый, а также то, что ракета РТ-23 УТТХ представляла собой копию ракет американского БЖРК «Миротворец».

Современная ситуация

В 2006 году в войска взамен БЖРК стали поступать наземные мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», вооруженные ракетами Ярс. В настоящее время на вооружении российской армии состоит более сотни боевых комплексов «Тополь-М», которые частично могут заполнить брешь, оставшуюся после списания БЖРК.

Современная ситуация дает поводы для оптимизма – все мы надеемся, что к 2020 году в серийное производство поступят БЖРК «Баргузин», которыми будет укомплектована наша армия.

Опытные конструкторские работы (ОКР) над проектом «Баргузин» начаты Московским Институтом теплотехники в 2012 году. Окончание ОКР планируется к 2020 году, и средства на их проведение выделяются уже сейчас. В 2014 году было завершено эскизное проектирование комплекса, а к началу 2015 года проектировщики приступили к первому этапу опытных конструкторских работ по созданию железнодорожной пусковой установки. Разработка конструкторской документации идет полным ходом с 2015 году. Сроки создания отдельных элементов «Баргузин», его сбора и предварительных испытаний станут известны к 2018 году. Начало развертывания комплекса и его поступление в армию планируется к 2020 году.

Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей. Договор СНВ-2 предусматривал снятие БЖРК с дежурства.

Советский БЖРК с ракетой РТ-23 УТТХ обладал также следующими минусами:

  1. Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять местонахождение комплекса с помощью современных средств спутниковой разведки. Тем не менее американцы долгое время не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой.
  2. Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахтных пусковых установок), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на вторую половину 1990 года был запланирован крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» — имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.), вывезенных со складов Группы советских войск в Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога — 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с использованием электромакета ракеты). То есть, командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.
  3. Повышенный износ железнодорожных путей, по которым передвигался очень тяжёлый ракетный комплекс.

Сторонники использования БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Министерства обороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11 000 км. Одного изделия, содержащего 10 боевых блоков мощностью 550 кТ каждый, хватало, чтобы поразить целое европейское государство. В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).

ТТХ боевых железнодорожных ракетных комплексов

БЖРК «Молодец»

Дальность стрельбы 10 450 (10 100) километров
Круговое вероятное отклонение 0,2-0,3 (0,5-0,7) километра
Стартовый вес ракеты 104,8 тонны
Забрасываемый вес 4050 кг
Вес пусковой установки 126 тонн
Вес вагона с ПУ и ракетой Более 200 тонн
Длина ракеты (полная) 23,3 метра
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс 31
Тип головной части Разделяющиеся ГЧ индивидуального наведения
Количество боевых блоков 10
Мощность заряда 550 килотонн
Время приведения ракеты в боевое положение 80 секунд
Максимальная скорость БЖРК 80 км/ч
Количество ракет 3

https://youtube.com/watch?v=29i3BwNP7OQ

БЖРК «Баргузин»

Многие характеристики МБР РС-24 «Ярс» в настоящее время остаются засекреченными. Кроме того, непонятно, до какой степени готовности был доведен БЖРК ракетный комплекс «Баргузин». Поэтому сегодня можно привести лишь предполагаемые ТТХ этого поезда с шестью ядерными ракетами на борту:

Дальность стрельбы Около 12 000 километров
Круговое вероятное отклонение 150 метров (западные оценки)
Стартовый вес ракеты 46,5-50 тонн (приблизительные данные)
Забрасываемый вес Не менее 1200 кг (по аналогии с «Тополь-М»)
Длина ракеты Около 23 метров
Тип головной части РГЧ ИН
Количество боевых блоков От 3 до 6
Мощность заряда От 150 до 500 килотонн

Согласно информации, попавшей в открытую печать, вес пускового модуля БЖРК «Баргузин»  не превышает 65-70 тонн, что примерно соответствует характеристикам обычного грузового вагона. Нетрудно заметить, что сокрушительная мощь «Молодца» намного больше, чем у его современника, однако, этот недостаток компенсируется возросшей точностью ракет и использованием специальных блоков для преодоления ПРО.

Несмотря на свой немалый «возраст», концепция «ядерного поезда» остается актуальной и сегодня. Во всяком случае, для России с её огромной территорией и разветвленной сетью железных дорог БЖРК – это оружие, которое необходимо сегодня и останется нужным завтра. Появится ли оно вновь – сказать сложно. Конструкторам мешают и нехватка денег, и технологический разрыв, возникший после распада СССР, и постоянно меняющийся политический фон. Ясно одно – даже небольшое количество ракетных поездов могло бы резко повысить обороноспособность страны.

Автор статьи:
Федоров Дмитрий

Примечания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector