Халиф

Литература

Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Краткая биография

Гурбангулы Бердымухаммедов родился в 1957 году в селе Бабарап Геок-Тепинского района Ашхабадской области Туркменской ССР. Президент отличается от своего предшественника многим, особенно происхождением. Гурбангулы Бердымухаммедов, семья которого была большой, консервативной, но атеистической, кажется, впитал в себя традиционные семейные ценности. Его родители в одно и то же время были верны своим этническим туркменским корням и лояльны советскому государству. В официальной биографии, опубликованной после вступления в должность, его отцу ставится в заслугу воспитание в сыне умеренности и взвешенности, поощрение в нем обдуманного принятия решений.

Национальные традиции проявляются в уважительном отношении к жене. Как принято в странах Азии, о супруге президента и его детях почти ничего не сообщается. По слухам, в его жизни две женщины – русская (возможно любовница, но это не подтверждено) и туркменка. Некоторые утверждают, что их брак был устроен по договоренности, но примечательно, что с момента вступления в должность Гурбангулы Бердымухаммедов, жена которого родом из Марыйской области, много чиновников назначил оттуда, а также из Геок-Депа.

В 1979 году он окончил стоматологический факультет Туркменского государственного медицинского института и начал работать врачом-стоматологом в сельской амбулатории. К 1987 году Гурбангулы постепенно поднимался по карьерной лестнице и на 3 года уехал в Москву учиться терапевтической стоматологии. В Ашхабад он вернулся на должность преподавателя Туркменского мединститута в 1990-м. В 1995 г. он перешел на работу в Министерство здравоохранения, а два года спустя возглавил его. В апреле 2001 г. Бердымухаммедов стал заместителем премьер-министра, ответственного за образование, науку и охрану здоровья.

В других направлениях ислама

В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.

В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

Реформы Гурбангулы Бердымухамедова

Первым указом новый президент вернул десятилетку в школе. Он отменил массовое празднование своего дня рождения, непременные концерты для его визитов и клятву верности ему. Гурбангулы Бердымухамедов убрал из логотипа телеканалов золотой бюст Туркменбаши.

Также он изменил государственную символику и ритуалы, в виде ограничения культа личности Сапармурата Ниязова. В 2009 году изъяли экземпляры книги «Рухнама» из всех учреждений и предприятий страны и заменили книгами Бердымухамедова. В туркменских школах «Рухнама» осталась в списке предметов, но была сокращена для преподавания до одного часа в неделю. Отменили и выпускные экзамены по «Рухнаме».

В 2008 году было запрещено производство, реализация, использование и завоз насвая. Школы перешли на 12-летнее обучение. Кроме английского и русского языков, в школах и некоторых вузах начали изучать китайский и японский языки. В 2013 году разрешили приватизацию жилья. В 2016 году ввели монополию на экспорт-импорт табачных изделий с увеличением цен на сигареты с целью достичь к 2025 году статуса страны без табака.

Халиф на час: значение фразеологизма

«Халиф на час» — это крылатое выражение, которое произошло от одноименного названия волшебной сказки из сборника «1000 и одна ночь». По сюжету этой истории житель Багдада Абу-Гассан приглашает к себе незнакомца, даже не догадываясь о том, что перед ним халиф Гарун-аль-Рашид, к слову сказать – любитель разгуливать по Багдаду под видом приезжего купца. Юноша делится с новым приятелем заветной мечтой – хотя бы на короткий срок занять место правителя. Желание развлечься тут же просыпается у халифа. Он добавляет в вино Абу-Гассана снотворный порошок и дает приказ перенести его во дворец. Весь следующий день Абу-Гассан считает, что он – настоящий халиф. Свою роль в этом сыграла и свита настоящего правителя. Вечером же юноша вновь получает бокал вина со снотворным и просыпается уже дома.

То есть смысл фразеологизма «халиф на час» заключается в том, что человек, которого так называют, получил власть на короткое время. Еще одно значение – человек, который случайно стал кем-то, кто занимается несвойственным ему делом, чаще всего престижным.

Династии халифов

Основная статья: Халифат

Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.

Омейяды

Основная статья: Омейядский халифат

Омейяды — династия арабских халифов (661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым омейядским халифом был Муавия I, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, Омейяды завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (см. Арабские завоевания) ; вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.) . Омейяды ввели наследственный принцип верховной власти в роде Омейядов (вместо избрания халифов после Мухаммеда) . Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат Омейядов иногда называется Дамасским халифатом) , Сирия стала столичной провинцией халифата. Основной социальной опорой Омейядов была арабская феодализировавшаяся знать, основной производительной силой — крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида I (правил в 680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мерваниды, халифы ветви Омейядов, начало которой положил Мерван I (правил в 683-685). При Омейядах в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введён арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло. В то же время тяжёлые поборы и новые налоги, которыми облагалось покорённое арабами население (при Омейядах вместо фиксированной дани времён арабских завоеваний был введён налог по платёжеспособности) , поземельная политика Омейядов, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья, сузили социальную базу Омейядов и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и хариджитов. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших Омейядов Абдаррахману I удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Османы

Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Махдистский Судан

Основная статья: Восстание махдистов

Во время восстания против колониальной Британской империи Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша в 1881 году принял титул Халифа. После поражения в битве при Омдурмане в 1898 году, перешёл к партизанской войне, и был убит в 1899 году.

Современные халифы

В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций.

  • Одним из возможных претендентов на титул являлся потомок последнего османского халифа Баязид Осман. Потомком халифа Мекки и Хиджаза является король Иордании — Абдалла II ибн Хусейн.
  • Потомком халифов Сокото является султан Сокото — Амирул Муминин Султан Мухаммаду Саад Абубакар IV
  • В ходе гражданской войны в Ираке Исламским государством было провозглашено создание халифата на территории Ирака и Сирии. Халифом был объявлен Абу Бакр аль-Багдади, глава ИГИЛ. Данный халифат не признается большинством исламских богословов. Убит ориентировочно в начале июля 2017 г.
  • У ахмадитов существует свой «халиф» — преемник основателя движения Мирзы Гулама Ахмада. Нынешний, 5-й по счёту халиф — Мирза Масрур Ахмад.

Формирование

Изучение исторических фактов поможет разобраться в том, что такое халифат. Определение, основанное на обстоятельствах возникновения данного государства, характеризует его как территорию, находящуюся под контролем исламского правителя, который считается духовным преемником пророка Мохаммеда и лидером глобального сообщества мусульман. Этот вождь, именуемый халифом, обладал и духовной, и светской властью.

Существовал ещё один признак, свойственный данному типу государства и описанный во всех учебниках по истории. Что такое халифат по определению исследователей Средневековья? Это транснациональная империя, включающая в себя многочисленные этнические группы. История Средних веков содержит сведения о трёх наиболее значительных халифатах: Праведном, Омейядском и Аббасидском. Султаны Османской империи также провозглашали себя преемниками пророка Мохаммеда и лидерами всего мусульманского мира. Как и любые другие империи, халифаты постоянно стремились к расширению границ своих владений.

Разница между суннитами и шиитами

Во всех течениях мусульманской веры халиф — это свидетель пророка Мухаммеда на Земле. Но проблема в том, что сунниты и шииты по-разному смотрят на то, кто может стать им.

Так, согласно традициям суннитов, лидером общины может стать любой мусульманин, чья кандидатура подходит под требования шариата (свод законов в Исламе). Большинство халифов в истории были суннитами, так как именно эта ветвь мусульманства насчитывает наибольшее количество приверженцев.

Шииты имеют свое мнение на этот счет, а точнее — властью халифа можно наделять лишь прямых родственников Мухаммеда. Именно поэтому из всех праведных халифов они признают только Али ибн Абу Талиба. За всю историю халифата немногие правители со стороны шиитов восседали на троне.

Династии халифов

Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.

Омейяды

Омейяды — династия арабских халифов (661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым омейядским халифом был Муавия I, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, Омейяды завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (см. Арабские завоевания) ; вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.) . Омейяды ввели наследственный принцип верховной власти в роде Омейядов (вместо избрания халифов после Мухаммеда) . Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат Омейядов иногда называется Дамасским халифатом) , Сирия стала столичной провинцией халифата. Основной социальной опорой Омейядов была арабская феодализировавшаяся знать, основной производительной силой — крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида I (правил в 680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мерваниды, халифы ветви Омейядов, начало которой положил Мерван I (правил в 683-685). При Омейядах в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введён арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло. В то же время тяжёлые поборы и новые налоги, которыми облагалось покорённое арабами население (при Омейядах вместо фиксированной дани времён арабских завоеваний был введён налог по платёжеспособности) , поземельная политика Омейядов, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья, сузили социальную базу Омейядов и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и хариджитов. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших Омейядов Абдаррахману I удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Османы

Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Махдистский Судан

Во время восстания против колониальной Британской империи Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша в 1881 году принял титул Халифа. После поражения в битве при Омдурмане в 1898 году, перешёл к партизанской войне, и был убит в 1899 году.

Современные халифы

В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций.

  • Одним из возможных претендентов на титул являлся потомок последнего османского халифа Баязид Осман. Потомком халифа Мекки и Хиджаза является король Иордании — Абдалла II ибн Хусейн.
  • Потомком халифов Сокото является султан Сокото — Амирул Муминин Султан Мухаммаду Саад Абубакар IV
  • В ходе гражданской войны в Ираке Исламским государством было провозглашено создание халифата на территории Ирака и Сирии. Халифом был объявлен Абу Бакр аль-Багдади, глава ИГИЛ. Данный халифат не признается большинством исламских богословов. Убит ориентировочно в начале июля 2017 г.
  • У ахмадитов существует свой «халиф» — преемник основателя движения Мирзы Гулама Ахмада. Нынешний, 5-й по счёту халиф — Мирза Масрур Ахмад.

Технические характеристики

Ссылки

Шииты

Эта деноминация объединяет верующих, которые признают четвёртого правителя Али и его потомков единственными легитимными наследниками духовной и светской власти. Отличительная черта учения шиитов заключается в том, что они отвергают идею избрания преемников пророка Мохаммеда. Что означает халифат в интерпретации приверженцев этого течения в исламе? По мнению шиитов, руководство общиной имеют право осуществлять только особые духовные лидеры из числа потомков Али, который был женат на одной из дочерей пророка Мохаммеда и являлся продолжателем его рода. Представители этой деноминации скептически относятся к правлению первых трёх халифов. Шииты считают, что избрание руководителя мусульманской общины является прерогативой Бога, а не совета, выражающего волю народа. По их мнению, особое положение потомков пророка Мохаммеда, дающее им исключительное право на духовную и политическую власть, предопределено свыше.

Праведный халифат

После смерти пророка Мохаммеда государство, возникшее в результате объединения арабских племён, последовательно возглавляли четыре его ближайших соратника. Абу Бакр, Умар, Усман и Али стали первыми халифами в истории исламского мира. Они были избраны элитой мусульманской общины, в состав которой входили верующие, сопровождавшие пророка Мохаммеда на пути из Мекки в Медину. Первых четырёх властителей называют праведными халифами, поскольку считается, что они безупречно воплощали в своих словах и поступках принципы, изложенные в Коране. Важный нюанс заключается в том, что только один из них, Али, состоял в кровном родстве с пророком Мохаммедом. Расхождение во мнениях о том, насколько законным было избрание преемников, не принадлежавших к семейному клану основателя религии, привело к расколу исламского мира на две деноминации.

Литература

Выборы [ править ]

Цена ТОЗ-8

Варианты и модификации

За почти 30 лет существования ружья ИЖ-43 вышло достаточно много интересных модификаций, вносящих некоторые изменение в конструкцию или внешний вид оружия. Вот лишь самые распространенные из них:

  1. ИЖ-43Е — эжекторная модель стандартного гладкоствольного ружья 12 калибра, которая выбрасывает использованный патрон при открывании ствола — крайне полезная система для тех, кто охотится на холоде.
  2. ИЖ-43-1С — вместо двух спусковых крючков в этой модели используется один «лепесток», а переключение между стволами осуществляется с помощью механизма, находящегося в верхней части ствольной коробки.
  3. ИЖ-43К — стандартное ружье 12 калибра с двумя фальшкурками. Оружие было разработано для экспорта в Штаты, однако российские охотники также заинтересовались им благодаря тому, что модель отличается быстрым съемом стволов.
  4. ИЖ-43КН — вариант ружья с полноценными наружными курками. Выпускается только в 12 калибре и используется для охоты на крупного зверя. От случайного выстрела оба «лепестка» защищены автоматическим предохранителем.

ИЖ-43КН с наружными курками

Первый праведный халиф

Абу Бакр Сиддик носил полное имя Абдулла ибн Усман ибн Амир ибн Ка‘б. У него с Пророком Мухаммадом ﷺ есть общие родственные корни через Мурра ибн Ка‘ба. Год его рождения наступил спустя два года после наступления «года слона», то есть через 2 года после рождения Пророка Мухаммада ﷺ.

По роду своей деятельности он занимался торговлей, и сумел заработать очень много денег, расходуя заработанные средства на пользу Ислама. Он стал первым человеком, кто принял Ислам. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, Абу Бакр был праведным, очень правдивым человеком, и именно из-за этого его и прозвали «Сиддиком».

Передано от Анаса ибн Малика, что, когда Пророк Мухаммад ﷺ поднимался на гору Ухуд, его сопровождал Абу Бакр, а также с ними были Усман ибн Аффан и Умар ибн аль-Хаттаб. В тот момент гора Ухуд сильно затряслась, и Пророк Мухаммад ﷺ сказал ей: «Успокойся, Ухуд! На тебе только Пророк, правдивейший и два мученика!», в последствии Умар и Усман стали мучениками, погибшими от рук врагов.

Абу Бакр призывал людей к Исламу, и в этом он был первым среди людей. Он был тем, кто привлек в Ислам сподвижников Усмана ибн Аффана, Зубайра, Тальху, а также Абдуррахмана ибн Ауфа и Абу Убайду. Об Абу Бакре Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что он не только наиболее надежный в сподвижничестве человек, но и наиболее щедрый в своих богатствах. Имущество Абу Бакра принесло много пользы самому Пророку Мухаммаду ﷺ, который им распоряжался как своим собственным, и Посланник Аллаха ﷺ говорил, что никогда еще имущество столько пользы ему не приносило. Абу Бакр же говорил, что и он сам, и имущество его полностью принадлежит Посланнику Аллаха ﷺ. На свои деньги он выкупил из рабства Биляля, а также Амира ибн Фухайра и многих других мусульман.

В хадисе из сборников Абу Дауда и Тирмизи, который был передан Умаром, сказано, что Посланник ﷺ велел мусульманам делать пожертвования. По словам Умара, в то время у него было много денег, и он мог себе позволить делать настолько щедрые пожертвования в этом благом деле, чтобы опередить даже Абу Бакра. И тогда Умар отнес половину своего имущества Посланнику ﷺ, на что Посланник Аллаха ﷺ спросил, какую часть своего имущества оставил он своей семье? И тогда Умар ответил, что оставил семье половину. После него пришел Абу Бакр, принес деньги, и на такой же вопрос ответил Посланнику Всевышнего ﷺ, что принес все свои деньги, а семье оставил «..Всевышнего Аллаха и Его посланника», и в тот момент Умар понял, что он никогда не сможет опередить Абу Бакра.

Посланник Аллаха ﷺ женился на дочери Абу Бакра Аише, и она стала любимой женой Мухаммада ﷺ. Среди сподвижников и вообщем мусульманской общины Абу Бакр занимает самое значительное место, он заслуживает самого глубокого почтения. Именно Абу Бакр сопровождал Посланника ﷺ всю его жизнь, с самого начала пророческой миссии и до самой смерти Мухаммада ﷺ. В самые тяжелые моменты жизни Посланника Аллаха ﷺ Абу Бакр оставался рядом с ним, поддерживал его. В Коране Аллах упоминает о нем, указывая, что одним из тех двоих, кто был с Мухаммадом ﷺ в пещере, когда его изгнали неверующие, был именно Абу Бакр.

Из всей мусульманской уммы за всю ее историю самым богобоязненным человеком был праведный халиф Абу Бакр – об этом говорит Сунна, об этом сказано и в Коране, где приводятся слова Всевышнего Аллаха о нем: «самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа» (сура Аль-Лайл (Ночь), 17-20-й аяты).

В своей повседневной жизни он был человеком праведным, неприхотливым, очень доброжелательным и спокойным, но и бесстрашным, и смелым. В сборнике хадисов Абу Дауда сказано, что Абу Бакр первым войдет в Рай.

Начало Халифата

После смерти Мухаммада ﷺ сподвижники избрали Абу Бакра в качестве халифа. Новый халиф обратился к людям в этот тяжелый момент, зачитав им слова Аллаха, которые он обращал к своему Посланнику ﷺ. Он обратился к мусульманам со словами просьбы поправлять его, если будет совершать дурное, и помогать ему, если он будет совершать благо. За время своего правления первый праведный халиф принес Исламу много блага.  После смерти Мухаммада ﷺ он начал жесткую борьбу с вероотступничеством. Абу Бакру принадлежит заслуга собирания воедино Корана – весь Коран по поручению халифа был собран Зайдом ибн Сабитом в свитках. После халифа Абу Бакра эти свитки перешли по наследству Умару и Усману.

Абу Бакр был похоронен возле Пророка Мухаммада ﷺ, после него халифат перешел к Умару ибн Хаттабу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector