История ислама

Истории из жизни Али

О халифе Али существует много историй и легенд, и до сих пор ученые не могут сказать, какие из них заслуживают доверия, а какие являются лишь выдумкой или искажением фактов.

Разрушение идолов

Есть сообщение, по которому халиф участвовал в разрушении идолов вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ. Сказано даже, что Али приходилось встать на плечи Пророка Мухаммада ﷺ и разбивать идолов по его приказу, поскольку он ﷺ не мог до них дотянуться. Но современные ученые характеризуют этот хадис как слабый и несостоятельный. В те годы действовал запрет на использование силы против противников и запрет на разрушение их идолов.

Смерть отца

В связи с именем халифа Али упоминается случай, когда Пророк Мухаммад ﷺ дал разрешение Али похоронить его отца, хотя тот и умер язычником. После того, как Али омыл тело покойного, он совершил полное омовение, а Пророк Мухаммад ﷺ обратился ко Всевышнему с молитвой за него.

Абу Зарр 

Часто упоминается также роль халифа Али в принятии Ислама Абу Зарром. В тот период времени принадлежность к Исламу скрывалась верующими. Но когда Абу Зарр явился в Мекку, чтобы встретиться с Пророком Мухаммадом ﷺ, именно Али сыграл решающую роль в их встрече.

Жертва во имя Пророка ﷺ

В данном видео вы узнаете почему пророк Мухаммад ﷺ повелел Али ночевать на своей постели вместо себя, когда многобожники намеревались зарезать Пророка Мухаммада ﷺ у себя в постели.

Общеизвестной является также история о том, как халиф Али проявил готовность пожертвовать во имя Пророка Аллаха ﷺ своей жизнью. Когда курайшиты решили убить Пророка Мухаммада ﷺ, Всевышний дал знать об этом Мухаммаду ﷺ, и тогда Мухаммад ﷺ решил свой дом покинуть, а в своей постели сказал спать Али ибн Абу Талибу вместо себя. Али предстояло добровольно подвергнуть себя смертельной опасности. И он обернулся в плащ Пророка ﷺ и спал в его кровати, когда в дом Мухаммада ﷺ ворвались курайшиты. В результате самоотверженности Али в тот день Пророку ﷺ удалось достичь безопасного места до того, как его отсутствие будет обнаружено. Халиф Али был доверенным лицом Пророка Мухаммада ﷺ, которыйдоверял ему, как никому больше.

Али сыграл важную роль в переселении Мухаммада ﷺ. Проведя в Мекке три ночи и раздав вещи, которые язычники отдавали Мухаммаду ﷺ на хранение, их хозяевам по поручению Посланника Аллаха ﷺ, Али присоединился к Пророку ﷺ, проводя в дороге ночные часы, чтобы не выдать путь к Пророку. Трудный и тяжелый путь он проделал пешком и в полном одиночестве. Достигнув Медины, Али поселился вместе с Мухаммадом ﷺ.

Чудесное исцеление

Али ибн Абу Талиб отмечал благодатность мольбы Посланника Аллаха ﷺ, приводя в качестве примера случай, когда Али занемог, а Пророк ﷺ, подойдя к нему, услышал молитву, в которой Али просил Всевышнего принести ему отдохновение, если его час уже пробил. И тогда Мухаммад ﷺ обратился к Господу с мольбой послать Али благополучие, а затем сказал встать. Али поднялся с постели и излечился.

Умар ибн Абдуль-Азиз – эмир Хиджаза

Уже в 26 лет он стал главой (эмиром) Медины, а ещё через год – и всего Хиджаза, то есть территории, включающей в себя святые города Мекку и Медину, а также ряд других поселений. Став наместником, первым делом Умар ибн Абдуль-Азиз собрал десятерых самых выдающихся мусульманских учёных-богословов, чтобы советоваться с ними в государственных делах.

Все важные решения нового эмира были согласованы и обсуждены с благородными учёными. Благодаря этому Умар быстро вошёл в курс всех государственных дел. За всё время, что Умар являлся эмиром, он проделал гигантскую работу: были проложены дороги, прорыты каналы и вырыты колодцы для сельскохозяйственных работ.

И, что самое главное, расширена мечеть Пророка Мухаммада ﷺ в лучезарной Медине, теперь она вмещала намного больше желающих помолиться, чем раньше. Давно Хиджаз не видел такого преображения. Но через семь лет Умар ибн Абдуль-Азиз вдруг был отстранён от должности наместника халифа в Хиджазе

Причиной тому стало то, что наместник, несмотря на то, что был двоюродным братом халифа, без страха критиковал власть за её огрехи, и халиф не пожелал оставлять на таком важном посту бунтаря

История

Слово халифат означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное сподвижниками пророка Мухаммеда под предводительством его «халифов» (наместников). Эпоха существования Арабского халифата (—, —1258 годы), вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.

Первоначально халиф являлся выборным лицом, чья легитимность и деятельность зависела от избравшего его совета (шуры). В результате событий, именуемых «Первая Фитна», статус халифа резко изменился.

Третий халиф Усман вызвал мощную оппозицию своим действиям, которые его противники считали собственническими и тем самым недостойными титула халифа. В результате халиф Усман был убит, что являлось преступлением с точки зрения предписаний Корана.

После убийства халифа Усмана, правитель Сирии Муавия самолично провозгласил себя халифом, опираясь на свою фактическую политическую силу и сомнительную легитимность противников Усмана в лице нового четвертого избранного халифа Али.

Али собрал войско и начал тяжелую войну, в результате которой согласился на третейский суд. С точки зрения недовольных таким решением он поставил на обсуждение необсуждаемый, сакральный статус халифа как выборного лица, поставил под сомнение свое бесспорное право на халифат. Вышедшие из войска Али получили название хариджитов.

Движению хариджитов предшествовали харутиты, значительная часть войска (8-12 тыс. человек), которые отделилась от Али и остановилась в селении ал-Харура недалеко от Куфы. Они провозгласили войну до победы с последующим созывом совета для избрания халифа и выбрали своим предводителем Шабаса б. Риб’и ат-Тамими. Услышав от восставших, что главной причиной их недовольства является согласие халифа передать спор о власти третейским судьям, Али заявил: «Вы знаете, что когда они подняли свитки, многие стали кричать: «Ответь им на призыв к Книге Аллаха». Я сказал вам: «Я лучше вас знаю этих людей — они не приверженцы религии и Корана, я жил с ними и знаю их детьми и взрослыми; были они скверны детьми и скверны взрослыми… А вы отвергли мое мнение, и сказали: «Нет, прими их предложение…». Харуриты вынуждены были признать, что тогда согрешили и теперь раскаиваются.

Долгие переговоры третейских судей ни дали положительных результатов, Муавии не признавал халифом Али. Известие о невыгодном для Али исходе переговоров вновь всколыхнуло харуритов, 21 марта 658 г. они собрались в доме Абдаллаха б. Вахба ар-Расиби, и решили открыто выступить против Муавии передавшего на людской суд дело, предопределенное Аллахом. Руководителем был избран Абдаллах б. Вахб, в верности которому присягнули все присутствовавшие. Эту присягу иногда рассматривают как избрание его халифом, хотя акт присяги означал лишь обязательство беспрекословного повиновения. Большинство хариджитов своим врагом считали как Муавии, так и Али, согласившегося на переговоры с Омейядами.

Движение хариджитов раскололось на непримиримых азракитов и умеренных суфритов. Азракиты считали каждого, кто отказывался от вооруженной борьбы против нелегитимной власти неверующим, то есть врагом Аллаха. Суфриты провозглашали необходимость вооруженной борьбы против нелегитимной власти, но не считали неверующими тех, кто от нее уклоняется, и тех, кто ее поддерживает. В дальнейшем от азракитов откололись наиболее нетерпимые надждиты, которые считали неверующими даже тех, кто не принуждает других мусульман к участию в вооруженной борьбе (напр., суфритов). Вторым направлением умеренных хариджитов стали ибадиты, которые отказались от безусловной вооруженной борьбы против нелегитимной власти.

Хариджиты называли халифом временного и выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины, и считали легитимными халифами первых двух: Абу-Бакра и Умара. Хариджиты допускали множественность халифов в случае, если пространственная связь между ними невозможна. В настоящее время хариджиты-ибадиты сохранились в Омане.

Шииты признают неизменяемое сакральное установление — имамат, не подвластный людям и дающий исключительное право на верховную светскую власть над мусульманами. С точки зрения шиитов право быть халифом имеют только потомки Али, двоюродного брата Мухаммада и мужа его дочери Фатимы, и именуемые законными имамами. Таким образом, шииты исключают всех суннитских халифов, кроме собственно самого Али, считая их нелегитимными узурпаторами. В настоящее время шиизм двенадцати имамов является государственной религией Ирана.

Сунниты полагают, что для избрания халифа хватает проведенного внутри общины простого открытого голосования. Титул халифа, начиная с правления Муавии, в суннитских государствах стал де факто наследственным титулом наиболее значительного светского правителя. Для Омейядов и Аббасидов халиф — это наследственный титул правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. В Мамлюкском султанате халифы являлись исключительно духовными лидерами, оставляя светское правление султанам. Османский султан Селим I уничтожил государство мамлюков и принял титул халифа. Османские султаны носили титул халифа вплоть до 1924 года. При этом продолжала соблюдаться процедура опроса мусульман местными имамами в момент смерти предыдущего халифа: не против ли они, например, чтобы сын османского императора стал новым халифом.

Отменят ли весенний призыв в армию из-за коронавируса?

Конечно же нет. Но буквально за 1 день до начала призыва появилась новость о том, что весенний призыв 2020 года может быть перенесен минимум на 20 мая. Об этом сообщает газета Минобороны «Красная звезда».

В данный момент в ряде регионов (например, Санкт-Петербург) объявлено о приостановлении работы призывных комиссий. Военные чиновники же говорят, что речь идет о паузе в отправке призывников к местам несения службы.

Там же написано, что военные комиссариаты в целом готовы начать призыв по расписанию, но Генштаб уж очень сильно беспокоится за здоровье солдат российской армии, в связи с чем сделана пауза.

Если вы где-то слышали, что сроки призыва могут меняться для определенной категории граждан, то спешу вас расстроить – скорее всего вы в них не попадете. Чтобы пойти в армию не с 1 апреля, а с 1 мая нужно быть либо работником сферы образования, либо и жителем крайнего Севера (а вы попробуйте туда вообще проехать после зимы…).

Срок службы все тот же – 1 год. В армию призываются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие отсрочек или освобождения.

Династии халифов

Основная статья: Халифат

Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.

Османы

Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Махдистский Судан

Основная статья: Восстание махдистов

Во время восстания против колониальной Британской империи Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша в 1881 году принял титул Халифа. После поражения в битве при Омдурмане в 1898 году, перешёл к партизанской войне, и был убит в 1899 году.

Современные халифы

В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций.

  • Одним из возможных претендентов на титул являлся потомок последнего османского халифа Харун Османоглу.
  • Потомком халифа Мекки и Хиджаза является король Иордании — Абдалла II ибн Хусейн.
  • Потомком халифов Сокото является нынешний титулярный султан Сокото Сааду Абубакар IV.
  • В ходе гражданской войны в Ираке Исламским государством было провозглашено создание халифата на территории Ирака и Сирии. Халифом был объявлен Абу Бакр аль-Багдади, глава ИГИЛ. Данный халифат не признается большинством исламских богословов.
  • У ахмадитов существует свой «халиф» — преемник основателя движения Мирзы Гулама Ахмада. Нынешний, 5-й по счёту халиф — Мирза Масрур Ахмад.

Усман и халифат Али

Книга издательства «Умма» о жизни Али ибн Абу Талиба

После того, как халифом стал Усман, в Медине начался период нестабильности, но Али как мог поддерживал третьего праведного халифа Усмана. Когда же произошла осада жилища Усмана с целью его убить, и сам Усман был вероломно убит на пороге своего дома, власть Усмана должна была перейти в руки, которые бы сумели удержать халифат в ситуации стабильности и решить те проблемы, которые возникли в халифате во время правления Усмана. В результате избрания Али стал халифом, приняв после того, как убили Усмана, вместе с браздами правления все те проблемы, что возникли в халифате за время, пока правил третий праведный халиф Усман.

Став халифом путем избрания, четвертый праведный халиф Али проявил себя в Медине как сильный правитель, чья власть была признана и в Йемене, и в Ираке, и в Египте. Муавия же был против и решил продолжить свое противостояние, и на период правления халифа Али выпал самый разгар этого противостояния со стороной Муавии.

Появление хавариджей

После убийства Усмана ибн Аффана, Медина пребывала в смуте и нестабильности, и только поддавшись уговорам сподвижников Али согласился принять власть после Усмана и возглавить умму. Между ним и сирийским наместником Муавией разразился военный конфликт из-за убийц третьего праведного халифа.

Далее последовало предложение от Али к Муавии о заключении мира. Муавия согласился на это предложение, понимая, что дальнейшие потери неизбежны в случае продолжения войны.

Но некоторых воинов из войска праведного халифа подписание договора о мире не устроило. С их стороны в сторону Али и Муавии посыпались обвинения в том, что их решение нарушает повеление Всевышнего, потому что воля Всевышнего такова, что только на поле сражения должен решиться исход этого дела. Те люди, что выступили против, получили название «аль-хаваридж» или «мятеж» — их численность составила двенадцать тысяч человек. В истории они стали известны как хариджиты.

В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу над хариджитами, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа.

Поклявшись в том, что убьют Муавию и Али, они начали организацию коварного убийства. Когда однажды халиф направился как обычно в мечеть и занял место имама, чтобы начать намаз, он даже не успел начать молитву, как к нему подскочил хариджит Абдур-Рахман ибн Мульджим и выкрикнул: «Решение выносит Аллах, а не ты и не твои сподвижники!», после чего нанес ему смертельные удары мечом. Халиф был тяжело ранен, его быстро перенесли в дом, ему пытались помочь, но он истекал кровью и умер через два дня после того, как был ранен. Четвертый праведный халиф умер 23 января 661 года, и его смерть положила конце эпохе праведных халифов, которая длилась двадцать девять лет. Не только в исламской истории, но и в мировой истории эпоха праведных халифов оставила яркий глубокий след.

Принятие Ислама

После того, как Ислам приняла Хадиджа, Али застал супругов за молитвой и спросил, что они делают. Пророк Мухаммад ﷺ рассказал о религии Аллаха, которую он для себя избрал, и призвал Али перестать верить в аль-Лят и аль-Уззу и уверовать во Всевышнего Аллаха. Но Али сказал, что это новое для него, и он хочет сначала посоветоваться

Однако для Пророка Мухаммада ﷺ было важно сохранить в секрете Ислам до того, как он ﷺ объявит о нем. И он ﷺ сказал Али не говорить никому об Исламе, если тот не примет его

Али наутро сказал, что решил принять Ислам и сделал это тайно от отца.

Чтобы совершать молитвы, Пророк Мухаммад ﷺ уходил в ущелья возле Мекки и брал с собой Али. Однажды за этим их застал Абу Талиб и поинтересовался, что это за религия. Выслушав от Пророка Мухаммада ﷺ о том праведном пути, который он избрал, Абу Талиб отказался принять Ислам, поскольку не мог отказаться от религии своих отцов, но сказал, что ничего не будет угрожать Пророку Мухаммаду ﷺ, пока он сам, его дядя Абу Талиб. Сыну же своему Али он сказал, что религия, которую он избрал, призывает его только к благому, и разрешил следовать за Пророком Мухаммадом ﷺ.

Знание Корана

В жизни Али важное место занимал Коран. Священная Книга Аллаха всегда была с ним: он читал Коран, старался понять его слова, заучивал его наизусть, а также всегда старался в жизни поступать согласно Корану

Он учил других придерживаться того, чему учит Коран. Халиф знал много из Корана, знал много о самом Коране, и не только мог рассказать наизусть каждый аят, но и мог рассказать обо всем, что было связано с ниспосланием этого аята. Сказано, что среди современников Али не было ни одного, кто знал бы Коран настолько же хорошо, как он.

В то время немногие мекканцы умели читать и писать, большая часть общества была неграмотной, но ибн Абу Талиб стремился к знаниям и любил учиться. Общение с Пророком ﷺ с самых ранних лет повлияло на формирование его личности, способствовало раскрытию и развитию его талантов в нужном направлении. Многому он учился и у самого Посланника Аллаха ﷺ, стараясь после того, как Мухаммад ﷺ переселился в Медину, как можно больше времени проводить с ним ﷺ.

Благодаря Посланнику Аллаха ﷺ Али тщательно изучил Сунну, относился внимательно к пророчеству Мухаммада ﷺ, выделяя его признаки. Али говорил о том, что можно отнести к явным и видимым подтверждениям того, что пророческая миссия Мухаммада ﷺ истинна. Он упоминал о том, что между лопаток у него есть печать пророчества – признак пророчества, который людям Писания был известен. Под печатью подразумевается нечто в виде покраснения, что выступает над кожей и размером напоминает яйцо голубя. Расположено это ближе к плечу с левой стороны.

Правление Абу Бакра

После того, как мусульманское общество возглавил Абу Бакр ас-Сыддик, Али присягнул ему на верность вместе с аз-Зубайром одними из первых, хотя существует и иное расхожее мнение. Али всячески поддерживал Абу Бакра во время его правления, проявлял свою преданность, а правитель спрашивал советы относительно того, как ему лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы максимально принести пользу мусульманскому обществу. Свидетельство тому – и то, как поступил Али, когда Абу Бакр принял решение отправиться в Зу-ль-Кассу, чтобы осуществлять личное руководство сражением с вероотступниками. Тогда Али остановил его верблюда и попросил вернуться и не подвергать свою жизнь такой опасностью, чтобы не оставить Медину без руководства.

В других направлениях ислама

В ибадитском исламе праведными считаются только первый и второй халифы — Абу Бакр и Умар ибн Хаттаб.

В шиитском исламе праведным обычно считается только четвёртый халиф — Али ибн Абу Талиб. Однако в зейдитской ветви шиизма к первым трём халифам также относятся с большим почтением.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

وَسَيُجَنَّبُهَا الْأَتْقَى (17) الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى (18) وَمَا لِأَحَدٍ عِنْدَهُ مِنْ نِعْمَةٍ تُجْزَى (19) إِلَّا ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى (20) وَلَسَوْفَ يَرْضَى

Отдален от него будет самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа.   (Аль-Лайль, 17-20).

Многие учёные сказали, что причиной ниспослания этого аята стал  Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).

Аллах Всевышний одарил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) такими достоинствами и особенностями, которых не было у многих других. Он был наиболее неприхотливым из сподвижников в отношении мирской жизни, самым храбрым человеком после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он был наиболее любимым из всех сподвижников для Пророка, который никогда не видел от него ничего плохого. Он — наилучший человек этой уммы после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он первым среди них войдёт в Рай, как об этом передал Абу Дауд в своем сборнике хадисов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Абу Бакру: «Что касается тебя, о Абу Бакр, то ты первым из моей уммы войдешь в Рай». Он более всех достоин того, чтобы стать халифом после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Задумайся о чертах, которые собрались в нём  в течение одного дня. Однажды посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) спросил своих сподвижников: «Кто из вас сегодня постится?»  Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я». Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «А кто из вас сегодня участвовал в похоронах?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк спросил: «Кто-нибудь из вас проведал сегодня больного?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк снова спросил: «Кто-нибудь из вас дал милостыню?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк сказал: «Непременно попадет в Рай человек, в котором собрались эти качества».

Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) было суждено быть вторым человеком в Исламе, и ему же было суждено быть вторым в пещере Саур, где они вместе с Пророком укрывались от погони курайшитов, и быть вторым в шалаше, установленном для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  в день битвы при Бадре.

Осознавая его расположение и близость к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), учитывая его достоинства и первенство в Исламе, сподвижники избрали его халифом после смерти Пророка. Смерть посланника Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует) стала сильным потрясением и тяжелым ударом для мусульман. В этой тяжелой для всех ситуации  Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) объявил людям: «О люди! Кто поклонялся Мухаммаду, то, поистине, Мухаммад умер! А тот, кто поклонялся Аллаху, то Он — Живой и никогда не умрет!» Затем он прочитал людям слова Аллаха, обращённые Своему посланнику:

Абу Бакр Сиддик (да будет доволен им Аллах).

Его полное имя – Абдулла бин Усман бин Амир бин Кааб. Его родство пересекается с Пророком(да благословит его Аллах и приветствует) через Мурра бин Кааба. Его кунья – Абу Бакр, а Усман – это имя Абу Кухафы.Он родился через два с половиной года после «года слона». Он был торговцем и заработал огромные деньги, которые принесли пользу Исламу, когда он стал тратить их на пути Аллаха. Он первый мужчина, принявший Ислам. Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) описал его как правдивого, вследствие чего за ним закрепилось прозвище «Сиддик».

От Анаса бин Малика(да будет доволен им Аллах) передают, что он сказал: «Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) поднялся на гору Ухуд, вместе с ним были Абу Бакр, Умар и Усман. Вдруг гора затряслась под ними. Тогда Пророк(да благословит его Аллах и приветствует)  сказал: «Успокойся, Ухуд! На тебе только Пророк, Сиддик и два мученика!»

Абу Бакр был первым, кто призывал людей к Исламу, и по его призыву стали мусульманами такие великие сподвижники, как Усман бин Аффан, Тальха, Зубайр, Абдуррахман бин Ауф и Абу Убайда (да будет доволен Аллах ими всеми). Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал о нем: «Поистине, наиболее надёжным человеком в сподвижничестве и щедрым в том, чем он владеет, является Абу Бакр». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) распоряжался имуществом Абу Бакра как своим. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никогда никакое имущество не принесло мне столько пользы, сколько имущество Абу Бакра!» Тогда Абу Бакр(да будет доволен им Аллах) заплакал и сказал: «А разве я и моё имущество не принадлежим тебе?»Он тратил своё имущество для установления религии Аллаха и призыва к ней, так он освободил Биляля, Амира бин Кухайра и многих других мусульман из рабства.

В сборниках хадисов Тирмизи и Абу Дауда приводится хадис, переданный Умаром (да будет доволен им Аллах), где он говорит: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам делать пожертвования. И это совпало с тем временем, когда у меня было много денег, и я решил, что настал тот час, когда я смогу опередить Абу Бакра  в благом деле. Я пересчитал всё своё имущество и отнес половину его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда он спросил: «Что ты оставил своей семье?» «Половину того, что здесь», — ответил я. После этого пришел Абу Бакр, принесший с собой все свои деньги и драгоценности. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задал ему тот же вопрос: «Что ты оставил своей семье?» Тот ответил: «Я оставил им Всевышнего Аллаха и Его посланника». Тогда я понял, что мне никогда не опередить Абу Бакра».

Любимой женой посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) была Айша, дочь Абу Бакра Сиддика (да будет доволен ими Аллах).

Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) принадлежит самое значительное место в среде сподвижников, и он располагает самой высшей степенью почтения. Так как он сопровождал посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) с начала его пророческой миссии и до самой смерти. Он был спутником Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в самые тяжелые для этого моменты, и никто не превзошел его в этом. Он переселился вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и вместе с ним скрывался в пещере. Аллах Всевышний сказал об этом:

Технические характеристики

Халифат и его значение для мусульман

Халифат – понятие, образованное от арабского слова «халиф», которое в переводе означает «преемник». Таким образом, халифат можно определить как некое сообщество, во главе которого находится халиф.

Впервые в истории институт халифата появился в 7 столетии по григорианскому летоисчислению после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Тогда перед уммой встал вопрос о том, кто же возглавит молодое мусульманское государство после ухода Посланника Всевышнего (с.г.в.) в мир иной.

Выбор большинства мусульман пал на ближайшего соратника и лучшего друга Пророка (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.), который и стал первым халифом в истории ислама.

С начала правления Абу Бакра (р.а.

  • ) также началась эпоха правления четырёх праведных халифов, которую именуют Золотым веком ислама, поскольку на протяжении без малого тридцати лет управление Арабским халифатом осуществляли ближайшие сподвижники Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакр, Умар, Усман и Али (р.а.), которым удалось добиться немалых успехов как во внутренней, так и во внешней политике.
  • В 661 году после смерти четвёртого праведного халифа – Али ибн Абу Талиба (р.а.) Арабским халифатом правила сначала династия Омейядов, а затем и династия Аббасидов.
  • Одновременно с этим в мусульманском мире начали появляться и другие государства, которые также именовались халифатами, такие как: Кордовский халифат (территория современных Испании и Португалии), Фатимидский халифат (Магриб, Египет, Сирия и Палестина), Альмохадский халифат (мусульманская Испания и Северная Африка) и другие.

В 1517 году после завоевания священных для мусульман городов – Мекки и Медины титул халифа перешёл к османскому султану Селиму I Грозному. С того момента и вплоть до начала прошлого столетия статус правителя всех мусульман был закреплён за османскими султанами, а Османская империя также именовалась Османским халифатом.

Однако в 1924 году эмир Неджда Абдель Азиз ас-Сауд объявил войну Хиджазу, которую новоявленный халиф проиграл и был вынужден отречься от престола, ну и, соответственно, был лишён титула халифа.

Впоследствии Абдель Азиз ас-Сауд путём объединения Неджда и Хиджаза провозгласил создание нового государства – Саудовской Аравии, первым королём которой он и стал.

С тех пор официальный институт халифата в мусульманском мире был ликвидирован.

  • Но свою риторику по данному вопросы начали поднимать радикальные группировки, стремящиеся тем самым собрать под свои ряды как можно больше верующих.
  • Однако халифат, провозглашаемый радикалами, не находит поддержку у большинства мусульман, в связи с чем он не имеет абсолютно никакого отношения к халифату как институту духовной власти в мусульманской умме.
  • Раньше существование института халифата было возможным, так как в мусульманском мире было единое государство, глава которого и носил титул халифа.
  • В наши же дни на мусульманском востоке существует множество различных государств, в которых доминируют различные течения и направления в исламе.

В связи с чем в современных реалиях будет трудно достичь консенсуса между всеми мусульманскими странами, а значит, и институт халифата, скорее всего, останется лишь в нашем прошлом.

Тем не менее, анализируя опыт прошлого, можно выработать ряд критериев, которым должен соответствовать халиф сегодня:

1. Контроль над Меккой и Мединой

Пожалуй, главным критерием халифа должен стать контроль над двумя наиболее значимыми городами в исламе – Меккой и Мединой, так как халиф всегда являлся хранителем двух мусульманских святынь.

Если же мы обратимся к истории, то в большинстве случаев данное требование имело место быть. Например, османский султан Селим I получил титул халифа лишь после завоевания Мекки и Медины.

2. Преемственность с халифами прошлого

Ещё одним критерием халифа может стать преемственность по кровной линии, то есть современный халиф должен быть потомком последних халифов. Из истории известно, что этот титул, как и монарший престол, передавался от отца к сыну либо иному близкому родственнику.

Учитывая данный критерий, можно утверждать, что кандидатами на пост халифа могут служить король Иордании, который является потомком последнего халифа Хусейна ибн Али аль-Хашими и, соответственно, Пророка Мухаммада (с.г.в.), либо глава Османского султанского дома – как потомок последнего османского халифа Абдул-Меджида II.

Династии халифов

Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.

Омейяды

Омейяды — династия арабских халифов (661-750), происходившая из мекканского курейшитского рода Омейя. Первым омейядским халифом был Муавия I, сын главы мекканских курейшитов Абу Суфьяна. Будучи наместником Сирии, Муавия выступил против халифа Али и в 660 провозгласил себя (в Иерусалиме) халифом, но лишь в 661, после убийства Али, возглавил халифат. Продолжая политику своих предшественников, Омейяды завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и др. территории (см. Арабские завоевания) ; вели длительную, но безуспешную войну против Византии, предпринимали несколько осад Константинополя (668-69, 673-78 и др.) . Омейяды ввели наследственный принцип верховной власти в роде Омейядов (вместо избрания халифов после Мухаммеда) . Они перенесли столицу из Куфы в Дамаск (халифат Омейядов иногда называется Дамасским халифатом) , Сирия стала столичной провинцией халифата. Основной социальной опорой Омейядов была арабская феодализировавшаяся знать, основной производительной силой — крестьяне-общинники и издольщики. Труд рабов применялся главным образом в сфере обслуживания и в войсках. Ремесленное производство и торговля сохранялись преимущественно в руках податного коренного населения; оно же занималось ростовщичеством, а также поставляло служащих в государственный аппарат. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов (потомков Абу Суфьяна) Язида I (правил в 680-683) халифат фактически распался. Его восстановили в конце 7 в. Мерваниды, халифы ветви Омейядов, начало которой положил Мерван I (правил в 683-685). При Омейядах в государственных учреждениях вместо греческих и др. местных языков был введён арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло. В то же время тяжёлые поборы и новые налоги, которыми облагалось покорённое арабами население (при Омейядах вместо фиксированной дани времён арабских завоеваний был введён налог по платёжеспособности) , поземельная политика Омейядов, рассчитанная на рост государственных доходов и ущемлявшая интересы не только местного, но и арабского населения, отказ от норм первоначального ислама, освобождавших обращенных в ислам подданных неарабского происхождения от налога джизья, сузили социальную базу Омейядов и привели к мощным антиправительственным восстаниям, проходившим главным образом под лозунгами шиитов (см. Шиизм) и хариджитов. В результате восстания 747-750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, к власти пришли Аббасиды. Одному из немногих уцелевших Омейядов Абдаррахману I удалось добраться до Испании и основать там в 756 Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Османы

Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить роль этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.

Махдистский Судан

Во время восстания против колониальной Британской империи Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша в 1881 году принял титул Халифа. После поражения в битве при Омдурмане в 1898 году, перешёл к партизанской войне, и был убит в 1899 году.

Современные халифы

В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций.

  • Одним из возможных претендентов на титул являлся потомок последнего османского халифа Баязид Осман. Потомком халифа Мекки и Хиджаза является король Иордании — Абдалла II ибн Хусейн.
  • Потомком халифов Сокото является султан Сокото — Амирул Муминин Султан Мухаммаду Саад Абубакар IV
  • В ходе гражданской войны в Ираке Исламским государством было провозглашено создание халифата на территории Ирака и Сирии. Халифом был объявлен Абу Бакр аль-Багдади, глава ИГИЛ. Данный халифат не признается большинством исламских богословов. Убит ориентировочно в начале июля 2017 г.
  • У ахмадитов существует свой «халиф» — преемник основателя движения Мирзы Гулама Ахмада. Нынешний, 5-й по счёту халиф — Мирза Масрур Ахмад.

ИЖ-43-1С

Модели

Экономика[править | править код]

Социальное обеспечение и пенсии были введены в раннем исламском праве как формы закята (благотворительности), одного из пяти столпов ислама, начиная со времен Умара. Налоги (включая закят и джизью), собранные в казну правительства, использовались для обеспечения доходов нуждающихся, включая бедных, престарелых, сирот, вдов и инвалидов. По мнению исламского правоведа аль-Газали (1058-1111), правительство также должно было накапливать запасы продовольствия в каждом регионе на случай бедствия или голода. Таким образом, халифат был одним из самых ранних государств всеобщего благосостояния.

Цена ТОЗ-8

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector