122-мм гаубица д-30

На вооружении[править | править код]

Современные операторыправить | править код

  •  Азербайджан — 129 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Афганистан — 85 Д-30 оценивающиеся как небоеспособные, по состоянию на 2016 год
  •  Бангладеш — 54 Д-30 (используются под обозначением Тype-96), по состоянию на 2016 год
  •  Белоруссия — 48 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Босния и Герцеговина — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  •  Грузия — 58 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  ДР Конго — 77 Д-30, М-30 и Тип-60, по состоянию на 2016 год
  •  Египет — 190 Д-30А, по состоянию на 2016 год
  •  Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2018 год
  •  Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Израиль — 5 Д-30 на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Индия — 520 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Иракский Курдистан — не менее 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Казахстан — 400 Д-30, из них до 300 единиц на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Камбоджа — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Китай — около 54 Type-96 (китайская копия Д-30), по состоянию на 2016 год
  •  Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2018 год
  •  Демократическая Республика Конго — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  КНДР — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Куба — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ливан — 9 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Ливия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Монголия — около 300 Д-30, М-30 и МЛ-20, по состоянию на 2016 год
  •  Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Мьянма — 100 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Нигерия — 37 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2016 год
  •  Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Пакистан — 80 Д-30 (используются под обозначением PRC), по состоянию на 2016 год
  •  Перу — 36 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2016 год
  •  Россия:

    • Сухопутные войска — некоторое число, по состоянию на 2016 год. (4400 на хранении)
    • Береговые войска ВМФ — некоторое число, по состоянию на 2017 год.
    • Воздушно-десантные войска — 150 Д-30, по состоянию на январь 2017 год
    • Войска национальной гвардии — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
    • Росгидромет — не менее 68 Д-30
  •  Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
  •  Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сейшельские Острова — 3 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году
  •  Сербия — 78 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сирия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Словакия — 19 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Сомали — 12 Д-30, по состоянию на 2012 год
  •  Судан — 21 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Таджикистан — 10 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Туркмения — 350 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Украина

    • Сухопутные войска — 75 Д-30, по состоянию на 2020 год
    • Десантно-штурмовые войска — 54 Д-30, по состоянию на 2020 год
    • Национальная гвардия — некоторое количество Д-30, по состоянию на 2020 год
  •  Финляндия — 234 (используются под обозначением 122 H 63), по состоянию на 2016 год
  •  Хорватия — 27 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Черногория — 12 Д-30, по состоянию на 2016 год
  •  Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2016 год
  •  Эстония — 42 Д-30 (используются под обозначением H-63), по состоянию на 2016 год
  •  Эфиопия — 464 Д-30 и М-30, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторыправить | править код

  •  СССР
  •  ГДР — 395 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1977 годы
  •  Ирак — 576 Д-30, поставлены из СССР в период с по 1988 годы
  •  Марокко — 10 Д-30, поставлены из СССР в 1981 году
  •  Чехословакия — 210 Д-30, поставлены из СССР в период с 1981 по 1985 годы
  •  Югославия — 120 Д-30, поставлены из СССР в 1976 году
  •  Южный Йемен — 72 Д-30, поставлены из СССР в 1980 году

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Галерея

Страны-эксплуатанты

Краткое описание, как выглядит

Конструкция

Д-30 выполнен по двухвальной схеме, и состоит из компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного устройства. Модификации Д-30КП и Д-30КУ оснащены реверсивным устройством. Запуск двигателя автоматический, осуществляется от воздушного стартера. Система зажигания электронная, включает агрегат зажигания и 2 полупроводниковые свечи поверхностного разряда. Масляная система автономная, нормально замкнутая, циркуляционная. Все агрегаты масляной системы расположены на двигателе. Двигатель работает на авиационном керосине марок Т-1, ТС-1, РТ.

Предыстория

Известно, что наиболее широкое распространение на поле боя гаубицы получили в ходе Первой мировой войны. Дело в том, что в то время широко практиковалась тактика позиционного боя, для которой были характерны отлично оборудованные и укрепленные позиции всех воюющих сторон.

Так, в царской армии стояли на вооружении гаубицы калибра 152 мм (классический калибр для советской и российской армии, кстати). К слову говоря, это вооружение впоследствии использовалось для обороны Москвы в 1941 году!

В советской армии гаубиц было много. Калибры также были различными. Что особенно интересно. Крупнокалиберные орудия использовались только отборными гвардейскими частями. Так, гаубицы Б-4, калибр которых составлял сразу 203 мм, входили в состав особых гаубичных артиллерийских полков. Они подчинялись напрямую главному командованию. Их задачей было количественное и качественное усиление артиллерийских частей на всех важнейших оборонительных и наступательных рубежах.

Корпусная артиллерия довольствовалась стоявшими на ее вооружении гаубицами калибра 152 мм. Дивизионным же полагались орудия калибром 122 мм. Дело в том, что такое вооружение было намного легче, а потому имело впечатляющую мобильность. Во многом это и обеспечило популярность той же Д-30. Гаубица, дальность стрельбы которой превышала полтора десятка километров, могла обслуживаться сравнительно небольшим расчетом, да и для ее транспортировки не требовалось какой-то особой техники.

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война. Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

Модификации

Внешние изображения

На базе Д-30 было разработано несколько модификаций:

У этого термина существуют и другие значения, см. ПС-30.

Д-30 (ПС-30) — базовая модель, устанавливается на Ту-134.

Базовая модель, устанавливаемая на Ту-134 неоднократно модернизировалась без изменения названия модели. В связи с этим различают 3 серии базового двигателя Д-30. Сравнение серий приводится в таблице.

Параметр Серия I Серия II Серия III
Тяга, кгс:

— взлетный режим TH= +15 °C ,PH = 730 мм рт. ст.,H = 0
— крейсерский режим Н = 11 км, М = 0,8

6800 1300 6934 (68 кН) 1450 6800 1300
Удельный расход топлива, кг/кгс ч 0,770 0,775 0,790
Удельный расход масла не более, кг/ч 1 1 1
Температура воздуха у земли для запуска и работы, оС -50…+50 -50…+50 -50…+50
Длина двигателя, мм 3984 4734 4836
Диаметр вентилятора по концам рабочих лопаток, мм 1050 1050 1050
Сухая масса, кг 1550 1765 1810
Поставочная масса, кг 1712 1944 1980
Год начала эксплуатации на пассажирских перевозках 1967 1970 1982
Устанавливается на самолеты Ту-134 Ту-134А Ту-134А-3, Ту-134Б-3
  • Д-30-10В и Д-30В-12 — двигатели для высотного разведывательного самолёта М-55.
  • Д-30В — турбовальный для проекта вертолёта В-12М.
  • Д-30КП — двигатель с реверсивным устройством, для самолётов семейства Ил-76 и его модификаций А-50 и Ил-78.

    • Д-30КП-2, Д-30КП-Л
    • WS-18 — китайская копия Д-30КП-2. Устанавливается на транспортник Xian Y-20 и бомбардировщик H-6K. Тем не менее в 2016 году стало известно о контракте на поставку большой партии Д-30КП2 в Китай.
    • Д-30КП-3 «Бурлак» — глубоко модернизированный в 2000-х годах в НПО «Сатурн» турбовентиляторный двигатель. Отличается новым вентилятором, увеличенной более чем в 1,5 раза степенью двухконтурности,увеличенной на 1 тонну тягой, на 11 % снижен расход топлива. Соответствует нормам четвёртой главы ИКАО по шуму и эмиссии вредных веществ.
    • Д-30КПВ — двигатель для А-40.
Параметр Серия I Серия II Серия III
Тяга, кгс:

— взлетный режим
— крейсерский режим

12000 2750 12000 2750 13000
Степень двухконтурности 2,36 2,24
Удельный расход топлива, кг/кгс ч:

— взлетный режим
— крейсерский режим

0,5 0,7 0,510 0,705 0,404 0,645
Длина двигателя, мм 5448 5734
Диаметр вентилятора, мм 1560 1775
Масса двигателя, кг 2640 2650
  • Д-30КУ — двигатель с тягой 11500 кгс. Устанавливался на Ту-154М и Ил-62М

    Д-30КУ-154 — двигатель для Ту-154М. Увеличен ресурс за счёт снижения тяги до 11000 кгс. В 2003 году разработана малоэмиссионная камера сгорания, позволяющая снизить уровень шума. В двигателе Д-30КУ-154 3 серии ресурс повышен на 800 часов, за счёт снижения температуры на 20 К чем у Д-30КУ-154 2 серии, гарантийный межремонтный ресурс 3000 часов (1386 циклов), назначенный ресурс 15000 часов (7000 циклов)

    .

  • Д-30Ф-6 — значительно переработанная версия с форсажной камерой для перехватчика МиГ-31. Максимальная тяга на форсаже 15,5 тс.

Ссылки[править | править код]

Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

После завершения Гражданской войны на вооружении Красной Армии имелось лишь незначительное количество орудий большой и особой мощности в основном иностранного производства. Орудия эти технически и морально устарели, возможности поддержания их в боеспособном состоянии были весьма ограничены. Поэтому в 1926 году Реввоенсовет СССР признал необходимым заменить орудия иностранного производства отечественной материальной частью и определил калибры орудий большой и особой мощности. Артиллерийским комитетом ГАУ (была намечена программа разработки проектов, чертежей и заказов опытных образцов орудий.

БР-2 – пушка 152-мм образца 1935 года разработана конструкторским бюро завода «Баррикады» в соответствии с этой программой, она предназначалась для борьбы с артиллерией противника и разрушения его тыловых оборонительных районов. Конструкция этой пушки в значительной степени унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы образца 1931 года. От гаубицы заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ.

Новым элементом системы являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. Ствол был скрепленным, его длина составляла 47,1 калибра, длина нарезной части ствола — 36,9 калибра. Масса ствола с затвором достигала 5200— 5300 кг. Проводившиеся с декабря 1935 г. по январь 1936 г. полигонные испытания выявили многочисленные недостатки нового орудия. Тем не менее в марте 1936 г. ГАУ выдало заводу «Баррикады»» задание начать производство орудия, заменив, правда, скрепленный ствол стволом со свободной трубой.

В 1937 г. завод «Баррикады» изготовил малую серию из 7 орудий БР-2. Испытания их показали, что при стрельбе полным зарядом с начальной скоростью снаряда 880 м/с живучесть стволов составляет примерно 100 выстрелов. Поскольку пушки с такой живучестью выпускать было нельзя, срочно провели серию экспериментов со стволом увеличенной длины и с разной глубиной нарезки. По результатам этих испытаний в декабре 1938 г. приняли решение утвердить для серийного производства вариант пушки с углубленной нарезкой. Эта пушка стреляла осколочно-фугасными снарядами ОФ-551 массой 48,9 кг. Снаряд содержал 6,53 кг взрывчатых веществ, при стрельбе полным зарядом его начальная скорость составляла 880 м/с. он мог поражать цели на дальности до 25 750 м. Тренированный расчет мог вести стрельбу из пушки с темпом 1 выстрел в 4 минуты.

Масса 152-мм пушки образца 1935 года в боевом положении составляла 18 200 кг. Для орудия своего класса она была весьма подвижной, так как в походном положении разбиралась на две повозки, которые могли транспортироваться гусеничными тягачами со скоростью до 15 км/ч. Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой.

Казённая часть и органы наведения Бр-2, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва

К началу Великой Отечественной войны было выпущено в общей сложности 37 152-мм пушек образца 1935 года. Из них 9 орудий находились в ремонте и на испытательных полигонах, а остальные числились в отдельном тяжелом пушечном полку РВГК и в двух отдельных тяжелых пушечных батареях (в каждой батарее было по 2 орудия). В состав попка входили 4 дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее имелось по 2 орудия. Таким образом. по штату от 19.02.1941 г. в полку было 24 орудия. Кроме того, в нем имелись 104 трактора и 287 автомобилей. Численность личного состава полка составляла 2598 человек.

Из-за неблагоприятного для Красной Армии хода боевых действий на начальном этапе войны 152-мм пушки образца 1935 года, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были отведены в тыл и вступили в действие лишь с конца 1942 г. Насколько можно судить по имеющимся сведениям, в сражениях Второй мировой войны не было потеряно ни одно орудие этой системы.

Пушка Бр-2 в Музее на Сапун-горе, Севастополь

Литература

;Артиллерия СССР и России после 1945 года
Войсковая артиллерия
Батальонная артиллерия Противо танковая 57-мм пушка Ч-26 · 57-мм самодвижущаяся пушка СД-57 · 85-мм пушка Д-48
Минометы 82-мм автоматический миномёт 2Б9 «Василёк» · 82-мм носимый миномёт 2Б14-1 «Поднос» · 82-мм носимый миномёт 2Б24 · 82-мм носимый миномёт 2Б25 «Галл» · 120-мм буксируемый миномёт 2Б-23 «Нона-М1»
Горная 76-мм горная пушка обр. 1958 г. (М-99)
Гаубичная 120-мм орудие 2Б16 «Нона-К» · 120-мм 2С9 «Нона-С» · 120-мм 2С23 «Нона-СВК» · 120-мм 2С31 «Вена» · 120-мм 2С34 «Хоста»

Полковая артиллерия
Минометы

120-мм миномёт обр. 1955 г. (М-120) · 120-мм возимый миномёт 2Б11
Гаубичная 122-мм гаубица Д-30 · 122-мм гаубица 2С1 «Гвоздика» · 152-мм гаубица 2А61
Реактивная 9К55 «Град-1»

Дивизионная артиллерия
Противо танковая

100-мм пушка МТ-12 «Рапира» · 125-мм пушка «Спрут-Б» (2А45М)
Минометы 160-мм миномёт обр. 1949 г. (М-160)
Гаубичная 85-мм пушка Д-44 · 85-мм самодвижущаяся пушка СД-44 · 152-мм гаубица 2А65 «Мста-Б» · 152-мм гаубица 2С3 «Акация» · 152-мм гаубица 2С19 «Мста-С»
Реактивная 140-мм БМ-14 · 140-мм РПУ-14 · 200-мм БМД-20 · 240-мм БМ-24 · 240-мм БМ-24Т · 122-мм БМ-21 «Град» · 122-мм БМ-21В «Град-В» · 122-мм 9К59 «Прима» · ТОС-1 «Буратино»

Пушечная

122-мм пушка Д-74 · 130-мм пушка М-46 · 152-мм пушка М-47 · 152-мм пушка 2А36 «Гиацинт-Б» · 152-мм пушка 2С5 «Гиацинт»

Гаубичная
152-мм пушка-гаубица Д-20

Реактивная
220-мм БМ-27 «Ураган»

Артиллерия резерва Верховного Главнокомандования Минометы 240-мм миномёт обр. 1950 г. (М-240) · 240-мм миномёт 2С4 «Тюльпан»
Пушечная 180-мм пушка С-23 · 203-мм пушка 2С7 «Пион»
Гаубичная 203-мм гаубица Б-4М
Реактивная 300-мм БМ-30 «Смерч»

Зенитная артиллерия
Большого калибра

152-мм пушка КМ-52
Среднего калибра 85-мм зенитная пушка КС-18 · 100-мм зенитная пушка КСМ-65 · 100-мм зенитная пушка КС-19 · 130-мм зенитная пушка КС-30
Малого калибра 23-мм пушка ЗУ-23 · 23-мм ЗСУ-23-4 «Шилка» · 57-мм автоматическая пушка С-60 · 57-мм ЗСУ-57-2 · 30-мм 2С6 «Тунгуска» · 30-мм 96К6 «Панцирь-С1»

Морская артиллерия

Корабельная артиллерия
РСЗО

А-215 «Град-М» · А-22 «Огонь» · А-223 «Снег»
> 99мм СМ-2-1 · АК-100 · А-190 · АК-130 · А-192
> 57мм СМ-24-ЗИФ · ЗиФ-31 · ЗиФ-75 · АК-725 · АК-726 · АК-176 · А-220 · А-220М
> 20мм У-23 · 84-КМ · 2М-3 · 2М-8 · 70-К · В-11 · СМ-20-ЗИФ · АК-230 · АК-630 · 6К30ГШ · АК-630М-2

Береговая артиллерия
Стационарная

МБ-3-12 · МБ-2-180 · МУ-1
Подвижная КСМ-65 · СМ-4-1 · СМ-9-1 · БР-108 · А-222 «Берег» · ДП-62 «Дамба»

Модификации

Д-30 в парке «Патриот».

  • Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колёс с двумя ручками для двух номеров расчёта, опорная плита домкрата круглая, на более поздних выпусках домкрат заменён на более совершенный — гидравлический, управляемый одним номером расчёта, опорная плита домкрата прямоугольная, шины заполнены резиновыми жгутами, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.
  • Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развитые прямоугольные комбинированные фонари стоп-сигналов и габаритных огней, выступающие над орудийным щитком, пневматические шины, допускающие буксировку со скоростью более 40 км/ч;
  • 2А18М-1 — добавлен досылатель;
  • Д-30J — югославская модификация;
  • «Саддам» — иракская модификация;
  • Type-96 — китайская версия;
  • «Халифа» — суданская версия;
  • Semser — израильская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-63502 для ВС Казахстана.
  • «Халифа-1» — суданская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-43118
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector