20-мм пушки «эрликон»

Литература[ | ]

  • Hyde, Charles K. Arsenal of Democracy: The American Automobile Industry in World War II. (англ.) — Detroit, Mich.: Wayne State University Press, 2013. — 264 p. — (Great Lakes Books) — ISBN 978-0-8143-3951-0.
  • Murray, James V. , Swantek, John. The Watervliet Arsenal: A Chronology of the Nation’s Oldest Arsenal (1813—1993). (англ.) — Watervliet, N.Y.: Watervliet Arsenal, Public Affairs Office, 1993. — 489 p.
  • Pawle, Garald . The Wheezers & Dodgers: The Inside Story of Clandestine Weapon Development in World War II. (англ.) — Barnsley: Pen & Sword Books, 2009. — 304 p. — ISBN 978-1-84832-026-0.
  • Thomson, Harry C. ; Mayo, Lida . The Ordnance Department: Procurement and Supply. (англ.) — Washington, D.C.: U.S. Dept. of the Army, Office of the Chief of Military History, 1960. — 504 p.
  • Платонов А.В. Противовоздушная оборона сил флота 1941-1945. — СПб.: Гангут, 2010. — 188 с. — ISBN 978-5-904180-15-7.

Переезд «пушки Беккера» в Швейцарию

Соблюдая запрет о разработке вооружений в Германии, согласно Версальскому договору, патенты на изобретения так же, как и конструкторские работы, были переданы швейцарской фирме SEMAG, со штаб-квартирой возле Цюриха. Компания занялась усовершенствованием пушки Беккера. И уже в 1924 году была выпущена версия под патрон 20×100 мм, он оказался наиболее мощным. В орудии же увеличилась б/скорострельность до 350 выстрелов/минуту.

Специалистами компании были внесены некоторые конструкционные модификации. Так, калибр был увеличен до 20 мм. Новинка была представлена на рынке вооружений как противотанковая пушка, а также как орудие для поддержки огнем пехоты. Успех этой разработки не был достигнут, и скоро фирму ликвидировали.

В 1927 году «Эрликоном» была разработана и поставлена на конвейерный поток модель, названная «Эрликон-S». Был создан патрон 20×110 мм, который был еще мощнее. Была увеличена его начальная скорость до 830 м/с. В результате увеличилась масса конструкции, а также снизилась б/скорострельность до 280 выстрелов/мин.

Такой была реакция оружейников на стремительно изменяющиеся требования новой эпохи. Тогда требовалось повышение начальной скорости пули. Благодаря этому увеличивались бронебойные качества, превращавшие «Эрликоны» не в одни лишь авиационные, но и противотанковые модели малокалиберных пушек. Фактически, новые «Эрликоны» четко поражали почти всю разновидность тогдашних танков и танкеток.

В 1930 году швейцарской компанией был предложен экспортный вариант 20-мм автоматических орудий «Эрликон» в версиях: F, L, S. Они все, как и последующие образцы, обладали одинаковым принципом действия и аналогичным устройством. Кроме того, имелись незначительные конструктивные изменения: начальная скорость пули, а также б/скорострельность. «Эрликоны-S» были приняты на вооружение 30 стран.

В боекомплекты всех «Эрликонов» входили патроны массой до 124 г, которые были:

  • Осколочными;
  • Трассирующими;
  • Зажигательными;
  • Бронебойными;
  • Бронебойно-зажигательными.

В 1935 швейцарцами был сделан еще один скачок в формировании авиапушек. Новая разновидность пушки «Flügelfest» была в трех версиях: «FF», «FFL», «FFS».

Авиапушки серий F и L, с меньшей длиной стволов и меньшим весом, были предназначены к подвижным и крыльевым установкам. «Эрликоны-S» проектировались для монтажа их на моторе для стрельбы сквозь винтовую втулку.

В 1938 году компания выпустила новые образцы усовершенствованных авиапушек серии А и F, в количестве шести единиц. Они отличались по темпу стрельбы, весу и длине стволов. Новые пушки обладали уменьшенным весом, а также увеличенной б/скорострельностью и начальной скоростью пули.

Зенитная артиллерия

Зенитная пушка — это артиллерийское орудие, предназначенное для стрельбы по воздушным целям. Опыт Второй Мировой войны показывает, что зенитная артиллерия может с успехом применятся и для поражения наземных и надводных целей.

Зенитные пушки классифицируются по калибру (малого от 20 до 60 мм, среднего — 60–100 мм, крупного — св. 100 мм) и конструктивным особенностям (автоматические, полуавтоматические).

Зенитные пушки появились в начале Первой Мировой войны в Германии, Франции и Италии. В России первые 76-мм противосамолётные пушки были изготовлены в 1915 году. По мере развития авиации совершенствовалась и зенитная артиллерия. Зенитные пушки различных калибров создавались в подвижном (буксируемые или смонтированные на автомобилях) и реже в стационарном варианте.

Зенитные орудия времен Второй Мировой войны

Великобритания

Германия

  • 105-мм зенитная пушка Flаk.38

  • 128-мм зенитная пушка Flаk.40

  • 20-мм зенитная пушка Flak.30/38

  • 37-мм зенитная пушка Flаk.18

  • 50-мм зенитная пушка Flаk.41

  • 88-мм зенитная пушка Flak.18/36/37

  • 88-мм зенитная пушка Flаk.41

СССР

  • 20-мм автоматическая зенитная пушка 2-К

  • 25-мм автоматическая пушка 72-К

  • 25-мм зенитная пушка 72-К Логинова

  • 37-мм автоматическая пушка 61-К

  • 37-мм зенитная пушка 31-К Логинова

  • 76,2-мм зенитная пушка 9К

  • 76,2-мм зенитная пушка Лендера

  • 76,2-мм зенитная пушка установка Иванова

  • 85-мм зенитная пушка 52-К

других стран-участников

  • 20-мм зенитная пушка 20/60 Breda mod.35, Италия

  • 40-мм зенитная пушка Bofors L/60 (Бофорс), Швеция

  • 75-мм зенитная пушка «Тип 88», Япония

  • 75-мм зенитная пушка Bofors m/29 (Бофорс), Швеция

  • 75-мм зенитная пушка Schneider (Шнайдер), Франция

Зенитные орудия послевоенного периода

СССР/РФ

  • 100-мм зенитная пушка КС-19

  • 130-мм зенитная пушка КС-30

  • 23-мм зенитная автоматическая установка ЗУ-23

  • 57-мм автоматическая зенитная пушка С-60

Зенитные самоходные установки (из раздела Бронетехника)

  • ЗСУ довоенного периода
  • ЗСУ периода второй мировой войны
  • ЗСУ послевоенного периода

Опытная легкая зенитная установка СУ-6 образца 1935 года, СССР

20-мм зенитная самоходная установка «Crusader» (Крузейдер), Великобритания

40-мм зенитная самоходная установка «Crusader» (Крузейдер), Великобритания

20-мм зенитная САУ «Flakpanzer 38», Германия

37-мм зенитная САУ «M?belwagen», Германия

37-мм зенитная САУ «Ostwind», Германия

20-мм зенитная САУ «Wirbelwind», Германия

37-мм зенитная САУ, СССР

57-мм спаренная автоматическая зенитная пушка С-68 на танковой базе

30-мм зенитный самоходный ракетно-пушечный комплекс С1 «Панцирь», РФ

Самоходный зенитный пушечно-ракетный комплекс 2С6 «Тунгуска»

Ссылки [ править ]

  1. Бадж, Кент Г. (2014). «20-мм легкая зенитная пушка Эрликон» . Интернет-энциклопедия Тихоокеанской войны . Проверено 30 мая 2021 .
  2. «Швейцария Oerlikon 20 мм / 70 (0,79″) Mark 1 » . NavWeaps.com . 14 января 2011 . Проверено 24 сентября 2011 года .
  3. «Англия 20 мм / 85 (0,79″) GAM-BO1» . NavWeaps.com . 21 июня 2008 . Проверено +23 Октябрю +2011 .
  4. ^ abc Уильямс (2000) .
  5. Джонсон (1944) , Приложение.
  6. Эксуорси Mark (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне 1941–1945 гг . Лондон, Великобритания: Arms and Armor Press . п. 30. ISBN 978-1-85409-267-0 .
  7. «Пулемет», Volume4, Джордж M.Chinn, стр12
  8. Elco Naval Division Memo. Общая информация о креплении Elco Thunderbolt Mount, Mark II , Байон, Нью-Джерси: 1 декабря 1942 г.
  9. Motor Torpedo Boat Squadron Двадцать девять Memo в СНО. Крепление Thunderbolt Quadruple 20 MM Powered Mount компании Electric Boat Company установлено на PT, оперативный отчет , Нью-Йорк, Нью-Йорк: 19 февраля 1945 года.
  10. https://www.airwar.ru/weapon/guns/oerlikon.html

Библиография

  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1985). Военно-морское оружие Второй мировой войны . Аннаполис : Издательство военно-морского института . ISBN 978-0-87021-459-2 .
  • Фридман, Норман (2006). Руководство военно-морского института по мировым системам военно-морского оружия . Аннаполис: Издательство военно-морского института. С. 478–480. ISBN 978-1-55750-262-9 .
  • Хеллер, Дэниел (2002). Zwischen Unternehmertum, Politik und Überleben. Эмиль Г. Бюрле и ди Werkzeugmaschinenfabrik Oerlikon, Bührle & Co 1924–1945 [Между предпринимательством, политикой и выживанием: Эмиль Г. Бюрле и станкостроительный завод Oerlikon, Bührle & Co. 1924-1945 ] (на немецком языке). Фрауэнфельд , Швейцария: Verlag Huber. ISBN 978-3-71931-277-0 .
  • Джонсон, Мелвин М., младший (1944). Винтовки и пулеметы: современный справочник по пехотному и авиационному оружию . Нью-Йорк: Уильям Морроу и Ко.
  • Пол, Джеральд (1978). Секретное оружие Второй мировой войны . Нью-Йорк: Ballantine Books . ISBN 0-345-27895-X .
  • Уильямс, Энтони Г. (2000). Быстрый огонь: разработка автоматической пушки, тяжелых пулеметов и боеприпасов к ним для армий, военно-морских сил и авиации . Шрусбери , Великобритания: Эйрлайф. ISBN 978-1-84037-122-2 .
  • «День ВМФ» . Мир комбайнов . Чикаго: Harvester Press.35 (12): 12 декабря 1944 г.

20 mm/65 Breda Mod. 1935. Италия

Как видно из названия, создателем итальянской зенитной пушки «Канноне-Митральера 20/65 модель 35» была компания «Бреда» из города Брешиа.

Если итальянцы хотели создать универсальное орудие, надо признать, у них получилось. Пушка изначально предназначалась для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. В «Бреде» создали орудие, которое могло перемещаться практически на всем, что ездило, плавало или ходило.

Размещалась пушка на двуосной тележке и легко перевозилась даже легким грузовиком. В боевой же обстановке расчет (3 человека) катал орудие по позициям без особых усилий самостоятельно. Даже перевозка пушки на лошадях была предусмотрена. Кроме того, как и все итальянское, пушка вполне нормально разбиралась на 4 узла и транспортировалась на вьюках или руках.

Боеприпасы располагались в 12-снарядном лотке, куда подавались заряжающими. Причем пушка стреляла не только фугасными, но и бронебойными снарядами. Для зенитных фугасных снарядов применялся чувствительный взрыватель, что гарантировала разрыв боеприпаса даже при легком соприкосновении с самолетом. На случай промаха снаряд оснащался самоликвидатором.

Пушку любили солдаты сразу нескольких армий: итальянской, немецкой, американской, британской, французской… Многие армии с удовольствием использовали захваченные орудия для установки на бронетехнику. А побережье Италии охраняли модернизированные пушки 35-й модели, которые больше известны как модель 39. Отличалась модель 39 стационарным пьедесталом. 

Достоинства:1.Универсальность (ПТО и ПВО).2. Небольшая масса, удобство при перемещении и транспортировке.3. Возможность разборки на узлы для ручной или вьючной транспортировки.4. Усиленные снаряды как для ПВО, так и для ПТО.

Недостатки:Считаем, что их нет.

Автомобиль ГАЗ-САЗ-3507

С начала 1984 года саранский завод освоил на выпуск нового грузовика ГАЗ-САЗ-3507. В последующем были разработаны его модификации:

  • ГАЗ-САЗ-35071 с дизельным двигателем Д-245 (на базе автомобиля ГАЗ 3309);
  • ГАЗ-САЗ-3507-01 с бензиновым мотором ЗМЗ-5231 (на базе автомобиля ГАЗ 3307);
  • ГАЗ-САЗ-25041 с опрокидыванием только назад и предварительным подъемом кузова.

Характеристики шасси ГАЗ 33072

Для модели ГАЗ-САЗ-3507-01 основой стало шасси грузовика самосвала ГАЗ 33072. Технические характеристики шасси следующие:

  • Двигатель – ЗМЗ 5231 (бензин), восемь цилиндров, V-образный;
  • Мощность ДВС – 125 л. с.;
  • Число мест в кабине – 2 (включая водителя);
  • Грузоподъемность – 4,25 тонны;
  • Постоянная максимальная скорость – 90 км/ час;
  • Привод колес – задний (4х2);
  • Колесная база – 3,77 м;
  • Расход топлива на 100 км при скорости 60 км/ч – 19,6 л;
  • Вес полностью груженого автомобиля – 7,94 тонны;
  • Снаряженная масса – 3,6 тонны;
  • Габариты автомобиля (длина/ ширина/ высота) – 6,47/ 2,4/ 2,46 м, высота с наращенными бортами – 2,88 м;
  • Применяемое топливо – бензин марки А-80.

Для использования в сельском и лесном хозяйстве, промышленности и транспортной области Горьковским автомобильным заводом было изготовлено более 4 млн единиц ГАЗ-53. На основе шасси моделей 53Ф, 53А и 53-12 производились грузовики разного назначения: пожарные машины, вакуумные ассенизаторы, молоковозы, ассенизаторские цистерны, фургоны и автобусы. ГАЗ-5319 и 5327 работали на сжиженном и сжатом газе. ГАЗ-53 самосвал выпускался в 1966-74 гг., имел маркировку ГАЗ-САЗ-53Б и предназначался для перевозки сыпучих материалов по разным дорогам.

Hispano-Suiza HS.404. Франция

Всю суть французской компании Hispano-Suiza можно выразить в одном имени: Марк Биркигт. В французской жизни – Марк Биркье. Именно он создал модель 404 и все последовавшие за ней.

Строго говоря, в конструкции пушки Марка Биркье не было ничего принципиально нового. Только хорошо собранное старое, но как…

Затвор — принцип, запатентованный американским оружейником Карлом Свебилиусом еще в 1919 году. Спусковой механизм — итальянского конструктора Альфредо Скотти.

Биркье объединил разработки Свебилиуса и Скотти, получил оригинальную разработку, сохранив при этом определенную конструктивную преемственность с пушками Oerlikon.

А после 404-й модели у Биркье были далеко идущие планы по созданию еще более мощных пушек. Например, 25-мм пушка HS.410 под перспективные патроны 25х135,5 Мle1937B и 25х159,5 Mle1935-1937A и 30-мм HS.411 под доработанный патрон Гочкисс 25х163 мм, который увеличили в габаритах до 30х170 мм.

В 1937 году Франция национализировала все частные предприятия, работающие с военными заказами, в том числе и завод Hispano-Suiza. Биркье обиделся и перенес производство в Женеву.

Все разработки Биркье, существовавшие в виде прототипов, были переданы в государственную , где предполагалось завершить разработки и внедрить в серию новые орудия. Но так как конструкторы и инженеры частично уехали в Швейцарию вместе с Биркье, то во Франции дело затянулось. Настолько, что в 1938 году фирма Hispano-Suiza обанкротилась.

Большую часть документации по своим образцам Биркье вывез в Швейцарию, надеясь наладить производство пушек там. Была развернута широкая рекламная компания в надежде заинтересовать иностранных покупателей.

Получилась презабавнейшая ситуация, когда одни и те же разработки предлагались на продажу французской государственной компанией и швейцарской частной фирмой. Причем, производственные мощности и оснастка находились во Франции, а документация и «мозги» в Швейцарии.

А ведь еще была третья сторона, Великобритания. Там, на специально построенном заводе BRAMCo, тоже начали производить HS.404. Надо отдать должное англичанам, они сумели довести пушку HS.404 до уровня самых высоких мировых стандартов. Американцам, стартовавшим на год позже, повезло меньше, они довели пушку до кондиции лишь к концу Второй Мировой войны. Ну так, относительно удалось.

Уже в ходе начавшейся войны на государственном арсенале «Шательро» был разработан механизм ленточного питания пушки. Однако до перемирия и оккупации этот механизм внедрен не был, и доводкой его занялись англичане, получив в итоге новую модификацию пушки Hispano MkII. Также не успели французы довести до серии и барабанные магазины увеличенной емкости на 90 и 150 патронов.

Учитывая очень большую номенклатуру авиатехники, использовавшуюся ВВС Франции в годы войны, перечислять все типы самолетов, где использовались пушки Hispano смысла нет. Все французские новейшие истребители имели в составе вооружения мотор-пушки HS.404, а истребитель Bloch MB.151 нес даже две установленные в крыльях пушки этого типа.

Адаптированная для турелей пушка HS.404, составила основу обороноспособности новейших бомбардировщиков Amiot 351/354, Liore et Olivier LeO 451 и Farman NC.223.

Достоинства: скорострельность, надежность, очень серьезный снаряд. Недостатки: необходимость смазки патронов перед зарядкой в барабаны, отсутствие ленточного питания.

Конструкция

Интерьер

Троллейбус в ранних модификациях имеет 35 мест для сидения, из них 29 стационарные и 6 по правому борту откидные. Это сделано, чтобы увеличить вместимость машины в час-пик. Всего салон может вместить 115 пассажиров.

Кузов

Габариты троллейбуса соответствуют принятым стандартам: длина — 12,79 метра, ширина — 2,5, высота — 2,86 метра. Кузов изготовлен из композитных материалов. Машина оборудована электрическим выдвижным пандусом и системой «приседания» до уровня тротуара. Салон оснащён системой климат-контроля, поэтому форточек в окнах нет. В более поздних образцах форточки появились.

Благодаря разработанным на НПО «Энергия» конденсаторным батареям троллейбус может проехать не менее 5 км с полным салоном без контакта с проводами. Это позволит в случае необходимости объезжать дорожные заторы или иные препятствия.

Технические данные:

  • Расположение сидений по схеме 2+1 и 2+2
  • Обшивка кузова из композитных материалов
  • Синхронизированные визуальная и акустическая информационные системы для пассажиров
  • Для облегчения доступа пассажиров с ограниченной мобильностью предусмотрены: места для инвалидной коляски с системой фиксации и системой оповещения водителя, механический пандус с ручным управлением, система понижения уровня пола троллейбуса со стороны входа
  • Остекленная перегородка с дверью и форточкой для продажи билетов отделяет кабину водителя от пассажирского салона
  • Система от зажатия пассажиров между створками дверей
  • Система контроля токоутечки со звуковой и световой сигнализацией
  • Система отопления калориферного типа
  • Кондиционирование кабины водителя
  • Двигатель переменного тока

Опционально:

  • Системы пожаротушения, видеонаблюдения с функцией записи и хранения информации на носителе
  • Автоматическая централизованная система смазки
  • Кондиционирование салона
  • Место для кондуктора с индивидуальным обогревом
  • GPS-оборудование с системой глобального позиционирования

2. Действие. (Action)

При горении белый фосфор развивает температуру до 1300 °с. температура горения фосфорных боеприпасов зависит от ряда условий, типа используемых боеприпасов, температура и влажность т. д. и 900 — 1200 °с. температура горения зажигательных боеприпасов с зарядом из белого фосфора и горючего вещества составляет 800 — 900 °С. горение сопровождается обильным выделение густого, едкого белого дыма и продолжается до тех пор, пока весь фосфор не выгорит или пока вы не остановите кислорода.

Белый фосфор нанести вред незащищенной и укрытой живой силы и вывод из строя техники и вооружения. применение белого фосфора также приводит к пожарам и отдельных пожаров, которые отвлекают силы и средства для тушения пожаров, что приведет к дополнительным материальным ущербом, трудно двигаться, ограничивать видимость, благодаря чему образуются в результате пожаров удушливых и ядовитых газов служат дополнительным поражающим фактором.

В контакте с горящими кожу человека, белый фосфор вызывает тяжелые ожоги.

Белый фосфор ядовит, смертельная доза для человека-101217″ грамм. белый фосфор хорошо растворяется в жидкостях организма и при попадании внутрь быстро всасывается красного фосфора нерастворимы и поэтому относительно malaguit.

Острое отравление возникает при вдыхании паров белого фосфора и или, когда вы нажмете их в желудочно-кишечном тракте. отравление характеризуется болью в животе, рвота, светятся в темноте рвота, испуская запах чеснока, понос. еще один симптом острого отравления белым фосфором является сердечная недостаточность.

Противотанковое ружье Oerlikon SSG 32 / SSG 36 (Швейцария)

Oerlikon SSG 32

В 1932 году швейцарской фирмой «Werkzeugmaschinenfabrik Oerlikon» было разработано крупнокалиберное самозарядное противотанковое ружье (ПТР), получившее индекс SSG 32 (Schweres Selbtsladen Gewehr 32 – тяжелая полуавтоматическая винтовка образца 1932 года). Это оружие имело определенное сходство с автоматической авиационной пушкой Беккера, которая была разработана и применялась в ВВС Германии во время Первой Мировой войны.

В ПТР Oerlikon SSG образца 32 года использовались 20-мм патроны 20×72 RB. Остроконечный снаряд этого боеприпаса имел достаточную силу, чтобы пробить противопульную броню легких танков и бронеавтомобилей (20 мм на расстоянии 100 м).

  SSG 32 SSG 36
Калибр, мм 20×72 RB 20×110 RB
Длина, мм 1450 1727
Длина ствола, мм 750 840
Вес без патронов, кг 30.0 8.5
Магазин, кол. патронов 5, 10 5, 10
Скорострельность,выстр/мин 8 – 10 8 – 10
Прицельная дальностьстрельбы, м 500 500
Начальная скоростьснаряда, м/с 555 750
Бронепробиваемость,(дистанция, м /угол встречи, град /пробиваемость, мм) 100 / 90 / 20300 / 90 / 17500 / 90 / 15 100 / 90 / 27300 / 90 / 23500 / 90 / 19

Перезарядка SSG 32 осуществлялась под воздействием силы отдачи. Ружье имело массивный подпружиненный затвор и неподвижный ствол. Выстрел происходил в момент движения затвора вперед.

Ствол оружия оснащался дульным тормозом.

Ударно-спусковой механизм допускал ведение только одиночного огня. Практическая скорострельность составляла 8-10 выстрелов в минуту.

Питание оружия боеприпасами осуществлялось из отъемных коробчатых магазинов, присоединяемых горизонтально слева. Использовались магазины емкостью на 5 и 10 патронов.

Прицельные приспособления состояли из механического открытого регулируемого прицела секторного типа и мушки.

Оружие устанавливалось на двуногую сошку, крепившуюся в передней части ствола. Для дополнительной опоры и фиксации оружия в определенном положении под плечевым упором был смонтирован откидной сошник.

Сильная отдача оружия частично компенсировалась дульным тормозом, узлом сошек и буфером-амортизатором на плечевом упоре.

Стрельба из ПТР происходила следующим образом: стрелок взводил рукоятку с правой стороны оружия до щелчка, ставил ружье на предохранитель и вставлял магазин с патронами. После снятия с предохранителя производилось наведение на цель и спуск. Затвор начинал двигаться вперед, захватывал патрон и входе движения происходило срабатывание ударника. В этот момент патрон еще не полностью попадал в патронник. Энергия газов тормозила затвор и толкала его назад.

Недостатком ружья была высокая сила торможения затвора, вызывавшая сильный подскок оружия, что сказывалось на точности. Этот недостаток был частично устранен на модернизированном варианте выпущенном в 1936 году.

Oerlikon SSG 36

В 1936 году ПТР Oerlikon SSG 32 с целью повышения эффективности подвергся модификации. Новое ружье получило обозначение SSG 36.

ПТР SSG 36 было переконструировано под более мощный 20-мм патрон 20×110 RB с более длинной гильзой и более мощным пороховым зарядом, чем у 20×72 RB. Начальная скорость снаряда увеличилась почти на 200 метров в секунду.

Принцип действия модели 1936 года не изменился по сравнению с предыдущим образцом 1932 года, но затвор стал длиннее и тяжелее. Была применена более мощная пружина и более длинный и массивный ствол. Улучшен ударно-спусковой механимз. Появился дополнительный предохранитель позади спускового крючка. Сошки переместили к передней части ствольной коробки и улучшили буфер-амортизатор на плечевом упоре.

Ружье приобрело гораздо большую устойчивость при стрельбе и увеличенную бронепробиваемость (27 мм на расстоянии 100 м).

Oerlikon SSG 36

Противотанковое ружье Oerlikon SSG 36 представляло собой довольно надежное и простое в обслуживании оружие. Однако оно имело сильную отдачу, а к концу 1930-х – началу 1940-х годов оно уже не отвечало предъявляемым требованиям по бронепробиваемости танков.

Противотанковые ружья фирмы «Эрликон» выпускались в небольших количествах и кроме швейцарских вооруженных сил приобретались Финляндией и Чехословакией.

«Эрликоны» наших дней

Так случилось, что понятие «Эрликон» — это имя нарицательное для всего мелкокалиберного артвооружения ПВО времен Второй мировой.

Сама компания WO все еще живет и благоденствует. Она производит самые разнообразные ПВО-вооружения и экспортирует во многие страны. Практически сто лет предприятие «Oerlikon» лидирует среди производителей автоматических орудий и б/припасов к ним.

Есть такая точка зрения, что 20-мм «Эрликоны» с их авиационными и ПВО-модификациями были самыми массово «применяемыми» 20-мм орудиями WW2 и самыми массовыми пушками на планете, ведь произвели 500000-800000 единиц. И собственно этими орудиями сбили большую часть авиации в истории войн, а общая произведенная численность 20-мм боеприпасов к ним вообще не исчислима.

«Эрликоны» в Советском Союзе

Советскому Союзу по ленд-лизу поставили почти 2000 автоматов. Наличие «Эрликонов» было и в числе вооружений, которые поставлялись для боевых кораблей. Черноморский театр военных действий обладал всего лишь 46 единицами. Основная численность пушек была на Северном и Балтийском флотах Союза. Сухопутная РККА массово пользовалась трофейными польскими, немецкими, венгерскими и румынскими образцами.

В 30-х годах при покупке Советским Союзом двигателей к самолетам у французской «Hispano-Suiza» поднимались вопросы и о покупке авиапушек «Hispano-Suiza» (французских лицензионных «Эрликонов»), включая и кинематику боепитания, системы креплений и пр. Однако советское руководство решило разрабатывать свои собственные образцы 20-мм авиапушек. Такой 20-мм пушкой стала система ШВАК.

Масса и скорость

Оставим кумулятивные боеприпасы в стороне — мы рассказывали о них в предыдущих номерах «ПМ». Бронепробиваемость классических, кинетических снарядов зависит от трех факторов — силы удара, материала и формы снаряда. Увеличить силу удара можно увеличением массы снаряда либо его скорости. Увеличение массы с сохранением калибра допустимо в очень небольших пределах, скорость можно наращивать повышением массы метательного заряда и увеличением длины ствола. Буквально за первые месяцы войны стенки стволов противотанковых пушек утолщились, а сами стволы удлинились. Простое увеличение калибра также не было панацеей. Мощные противотанковые пушки начала Второй мировой делали в основном так: брали качающиеся части зенитных орудий и ставили на тяжелые лафеты. Так, в СССР на базе качающейся части корабельной зенитной пушки Б-34 была создана 100-мм противотанковая пушка БС-3 с весом боевой части 3,65 т. (Для сравнения: германская 3,7-см противотанковая пушка весила 480 кг). БС-3 у нас даже постеснялись назвать противотанковой пушкой и назвали полевой, до этого полевых пушек в РККА не было, это дореволюционный термин.

4,2/2,8-см бронебойно-трассирующий подкалиберный снаряд обр. 41

Немцы на базе 8,8-см зенитной пушки «41» создали два типа противотанковых пушек весом 4,4−5 т. На базе 12,8-см зенитной пушки были созданы несколько образцов противотанковых пушек с совсем запредельным весом 8,3−12,2 т. Для них требовались мощные тягачи, а маскировка была затруднительна из-за больших габаритов.

Эти пушки были крайне дорогими и выпускались не тысячами, а сотнями и в Германии, и в СССР. Так, к 1 мая 1945 года в Красной армии состояло 403 единицы 100-мм пушек БС-3: 58 — в корпусной артиллерии, 111 — в армейской артиллерии и 234 — в РВГК. А в дивизионной артиллерии их не было вовсе.

«Эрликоны» наших дней

Так случилось, что понятие «Эрликон» — это имя нарицательное для всего мелкокалиберного артвооружения ПВО времен Второй мировой.

Сама компания WO все еще живет и благоденствует. Она производит самые разнообразные ПВО-вооружения и экспортирует во многие страны. Практически сто лет предприятие «Oerlikon» лидирует среди производителей автоматических орудий и б/припасов к ним.

Есть такая точка зрения, что 20-мм «Эрликоны» с их авиационными и ПВО-модификациями были самыми массово «применяемыми» 20-мм орудиями WW2 и самыми массовыми пушками на планете, ведь произвели 500000-800000 единиц. И собственно этими орудиями сбили большую часть авиации в истории войн, а общая произведенная численность 20-мм боеприпасов к ним вообще не исчислима.

Оценщик интеллектуальной собственности

Афганская война[ | ]

В ходе Афганской войны было отмечено применение эрликонов отрядами афганских моджахедов. Первые поставки эрликонов зафиксированы в январе 1985 года. 12 июля 1987 года группа специального назначения 186-го отдельного отряда специального назначения 22-й обрспн, под командованием старшего лейтенанта Онищука Олега, уничтожила караван, в котором, кроме нескольких десятков единиц стрелкового вооружения, нескольких миномётов, гранатомётов и множества боеприпасов, была захвачена у противника 20-мм автоматическая зенитная пушка Эрликон в полной комплектации и с сопутствующей документацией. За это Онищук был награждён орденом Красного Знамени.

Предыстория

В ходе Первой мировой войны немецкий инженер Рейнхольд Беккер разработал автоматическую пушку калибра 20 мм, автоматика которой основана на свободном затворе и опережающем воспламенении капсюля. В пушке применялся патрон типоразмера 20×70 мм, скорострельность достигала 300 выстрелов в минуту. Новая пушка нашла применение в качестве авиационной и зенитной модификаций, но как-либо заметно повлиять на ход боевых действий новинка не успела, так как война уже заканчивалась.

В соблюдение запретов на разработку оружия в Германии, наложенных Версальским договором, патенты на изобретение вместе с конструкторскими работами переместились в швейцарскую фирму SEMAG (нем. Seebach Maschinenbau Aktien Gesellschaft), расположенную под Цюрихом. SEMAG улучшила пушку Беккера и в 1924 году выпустила вариант под более мощный патрон 20×100 мм с несколько увеличенной скорострельностью, достигавшей теперь 350 выстрелов в минуту.

Примечания

  1. 1234 [commi.narod.ru/txt/shirad/113.htm 20-мм пушки фирмы Эрликон]
  2. [books.google.ru/books?id=qN8DAAAAMBAJ&pg=PA87#v=onepage&q&f=false Jet Propelled Helicopter Has Only One Rotor. (англ.)] // Popular Mechanics , April 1945, v. 83, no. 4, p. 87.
  3. Pawle, The Wheezers & Dodgers, 2009, p. 63.
  4. [babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015025142053;view=1up;seq=5 The Ordnance Department: Planning Munitions for War. (англ.)], 1955, p. 433
  5. Thomson & Mayo, The Ordnance Department, 1960, p. 77-79.
  6. Hyde, Arsenal of Democracy, 2013, p. 162-164.
  7. Hyde, Arsenal of Democracy, 2013, p. 162.
  8. Hyde, Arsenal of Democracy, 2013, p. 165-166.
  9. Hyde, Arsenal of Democracy, 2013, p. 164.
  10. [books.google.ru/books?id=xNYDAAAAMBAJ&pg=PA169#v=onepage&q&f=false Modern Miracle. (англ.)] // Popular Mechanics , September 1942, v. 78, no. 3, p. 169.
  11. [books.google.ru/books?id=TtYDAAAAMBAJ&pg=PA168#v=onepage&q&f=false Our New Schools of War. (англ.)] // Popular Mechanics , April 1943, v. 79, no. 4, p. 168.
  12. [books.google.ru/books?id=H9cDAAAAMBAJ&pg=PA88#v=onepage&q&f=false Left-Eyed Gunner’s Sight Built for Ack-Ack Gun. (англ.)] // Popular Mechanics , August 1943, v. 80, no. 2, p. 88.
  13. Pawle, The Wheezers & Dodgers, 2009, p. 73.
  14. [books.google.ru/books?id=xdYDAAAAMBAJ&pg=PA7#v=onepage&q&f=false «Noiseless” Sea Skimmer to Battle Submarines. (англ.)] // Popular Mechanics , February 1943, v. 79, no. 2, p. 7.
  15. Платонов А.В. Противовоздушная оборона сил флота 1941-1945. — СПб: Гангут, 2010. — С. 29, 36. — ISBN 978-5-904180-15-7.
  16. [w[www.docme.ru/doc/1082378/boevye-dejstviya-na-pandzhshere «Афганистан: боевые действия в Панджшере. ОГ «Анава»]— Рязань: «Рязанская обл. типография», 2014. — С. 174-175. — 600 с. — ISBN 978-5-93165-295-5.
  17. Спецназ ГРУ. Том 3. Афганистан — звездный час спецназа. 1979-1989гг. — М.: НПИД «Русская панорама», 2013. — С. 491-493. — 736 с. — ISBN 978-5-93165-324-2.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector