Эскадренный миноносец типа «лидер»

«Карманные линкоры»: неудачник и счастливчик гитлеровского флота

Сочетание универсальности и мощи

«Лидер» — первый проект эскадренного миноносца в новейшей истории России. Эсминцы призваны прийти на смену крупным кораблям первого ранга (водоизмещением свыше 5 тыс. т), которые были построены в советские годы.

В перспективе «Лидер» должен заменить атомные крейсера проекта 1144 («Адмирал Нахимов», «Пётр Великий») и проекта 1164 («Москва», ««Маршал Устинов», «Варяг»), миноносцы проекта 956 («Быстрый», «Настойчивый», «Адмирал Ушаков») и противолодочные корабли проекта 1155.

Эсминец проекта 23560 является детищем АО «Северное проектно-конструкторского бюро» (СПКБ, Санкт-Петербург). Водоизмещение корабля составит свыше 10 тыс. т (в СМИ можно встретить данные о 15 и 18 тыс. т), длина — около 200 м, ширина — 20 м.

«Лидер» будет оснащён атомной силовой установкой, которая позволит увеличить автономность нахождения в море до 90 суток. Максимальная скорость корабля составит 30 узлов.

Помимо грозных ракетных комплексов, арсенал эсминца будет включать 130-мм артиллерийские установки А-192 и торпедные аппараты СМ-588. На палубе и в ангаре «Лидера» сможет разместиться несколько вертолётов Ка-27 или Ка-32.

По его мнению, «Лидер» станет многоцелевым кораблём, способным выполнять различные миссий ВМФ, включая демонстрацию силы. Как считает эксперт, опыт ВМС США и западных государств свидетельствует о высокой эффективности эскадренных миноносцев в классе кораблей первого ранга.

  • Ракетный крейсер первого ранга «Москва» на параде в честь Дня ВМФ, Севастополь, 2017 год
  • Василий Батанов / РИА Новости

«Крейсера потихоньку уходят в прошлое, а фрегаты по своим возможностям всё же не дотягивают до эсминцев, которых выгодно отличает универсальность в сочетании с более серьёзной боевой мощью», — добавил Корнев.

Была ли эта статья полезной?

История

Первые миноносцы России были спроектированы в 1900 году. По мере возрастания их значимости, количество боевых машин увеличивалось и к 1915 году составило 105 кораблей.

Характеристика первых эсминцев

Первые русские миноносцы отличались большим размером (117-126 м). Скорость передвижения кораблей составляла 25 узлов. На борту с трудом размещалась пара легких пушек типа АУ, в редких случая имелась возможность установить поворотные торпедные аппараты (ПТА-53-56). В носовой и кормовой части находилась торпедная установка 533 мм калибра.

До 1898 года водоизмещение кораблей не превышало 90-150 т, скорость передвижения приравнивалась 20-25 узлам. Все миноносцы называли «номерными», у них не было особого класса и собственных наименований. Первые эсминцы имели только один торпедный аппарат СЭТ-65, установленный на верхней палубе.

В самостоятельный класс эсминцев определили после 1905 года, по окончании Русско-японской войны.

Первые миноносцы СССР:

  • Проект «Кит» (Бесстрашный, Бдительный, Беспощадный и Бесшумный). Построены в 1898 году в размере 4 единиц. Энергетическая установка кораблей представлена вертикальными машинами тройного расширения, проектной мощностью 3000 л.с. Оснащены артиллерией 47 мм калибра «Гочкис». Минное вооружение представлено тремя минными аппаратами калибра 381 мм. Эсминцы проект «Кит» были списаны в 1925 году;
  • Проект «Форель» (Властный и Грозовой). Эсминцы были произведены специально для Российской империи, но на территории Франции. Оснащены пушками 75 мм и 47 мм калибра. Дополнительно имели две поворотные установки 380 мм калибра;
  •  Проект «Сокол». Включает 28 военных кораблей, которые считаются настоящей классикой среди эскадренных миноносцев. Оснащены 75 мм пушками типа «Канэ» с длиной ствола 50 клб и 47 мм пушками «Гочкиса». Подача боеприпасов осуществлялась в механическом режиме;
  • Проект «Буйный». Включает 10 единиц боевых машин. Вооружение представлено двумя 130 мм артиллерийскими установками Б-2-ЛМ, башенными установками 92-К и зенитными установками 70-К.

Изначально Эриду назвали Зена

пр.11435 — KREML / KUZNETSOV

История появления

HMS Swift

Бурное развитие миноносцев в начале XX века, усиление состава их вооружения сделало актуальным создание «противоминных» кораблей, которые могли бы успешно бороться с миноносцами противника. Кроме того, появилась потребность в кораблях, выводящих эсминцы в торпедную атаку, чтобы преодолевать сопротивление сил охранения противника.

Ведущие мировые державы, ещё перед началом Первой мировой войны, начали строительство «больших» эсминцев («суперэсминцев»). Эти корабли имели усиленное артиллерийское вооружение и превосходили эсминцы в скорости хода. Одним из таких суперэсминцев стал британский опытный миноносец HMS Swift. Его водоизмещение составляло 1800 тонн, вооружение состояло из четырёх 102-мм орудий и двух торпедных аппаратов. Корабль значительно превосходил минные крейсера русского флота по составу вооружения и водоизмещению.

Несмотря на все преимущества, для своих размеров HMS Swift имел слабое вооружение. Имея сравнительно высокую скорость хода в 35 узлов, он имел ограниченный радиус действия. В 1911 году У. Черчиллем англ. Winston Churchill был создан Крейсерский комитет (англ. Cruiser Committee). В его задачи входило и создание нового типа малого крейсера для разведки и лидерства эсминцев. Развитие проекта Swift не принесло ожидаемых результатов, поэтому был разработан новый проект корабля Super Active, впоследствии ставший типом Arethusa.

Разработка

Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-Морского Флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники».

11 марта 2010 года агентство «Интерфакс», а за ним и ряд других российских СМИ распространили информацию о начале разработки эсминца нового поколения для ВМФ России.

29 июня 2011 года ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» сообщила что ведёт проектирование корабля океанской зоны класса «эсминец» с ядерной энергетической установкой.

11 октября 2011 года «Известия» опубликовали информацию о том, что «эскадренный миноносец нового поколения, разработка которого сегодня ведётся в интересах ВМФ России, должен будет заменить сразу три класса кораблей: эскадренные миноносцы проекта 956, большие противолодочные корабли проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164. Это будет универсальный корабль, который сможет заменить все три проекта. За счёт современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников».

13 февраля 2013 года главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге.

23 августа 2017 года стало известно что эскизный проект перспективного эсминца был утверждён Министерством обороны России.

Точные технические параметры перспективного российского эсминца пока не раскрываются.

Источники

  • Бауэр, К. Джек ; Робертс, Стивен С. (1991). Регистр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные комбатанты . Вестпорт, Коннектикут : Greenwood Press. ISBN   0-313-26202-0 .
  • Блэкман, Раймонд В.Б. (1970–71). Боевые корабли Джейн . Ежегодники Джейн.
  • Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен (1995). Боевые корабли всего мира Конвея 1947–1995 . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN   1-55750-132-7 .
  • Кафка, Роджер; Пеппербург, Рой Л. (1946). Военные корабли мира . Корнельская морская пресса.
  • Лентон, HT (1976). Немецкие военные корабли времен Второй мировой войны . Arco Publishing. ISBN   0-668-04037-8 .
  • Лентон, HT (1968). Военно-морские силы Второй мировой войны: Королевский флот Нидерландов . Doubleday & Company.
  • Лентон, HT; Колледж, JJ (1964). Военные корабли Британии и Доминиона времен Второй мировой войны . Doubleday & Company.
  • Ле Массон, Анри (1969). Военно-морские силы Второй мировой войны: ВМС Франции 1 . Doubleday & Company.
  • Сильверстоун, Пол Х. (1968). Военные корабли США времен Второй мировой войны . Doubleday & Company.
  • Тейлор, JC (1966). Немецкие военные корабли Второй мировой войны . Doubleday & Company.
  • Уоттс, Энтони Дж. (1966). Японские военные корабли Второй мировой войны . Doubleday & Company.

Полезные советы призывникам

Для того чтобы в армию не призвали, свою непригодность представителям ВВК следует доказать. Рассмотрим ряд советов, которые помогут убедить комиссию в вашей неспособности несения воинской службы.

Предоставление полного пакета необходимых документов. Подтвердить диагноз помогут частые обращения к специалистам с изложением жалоб, при этом все случаи должны быть в обязательном порядке зафиксированы в медицинской карте. Кроме того, приветствуются справки о проведении аллергологических проб с подробным указанием их результатов. Чем больше таких медицинских бумаг, тем выше шанс освобождения от взятия в армейские ряды.
Не следует обращаться в платные клиники. Многие молодые люди призывного возраста предпочитают дополнительно обследоваться в частных медцентрах, однако, как показывает практика, члены ВВК в большей степени доверяют тем документам, которые выдают на руки именно государственные учреждения.
Не стоит придумывать несуществующие болезни

Гораздо проще обратить повышенное внимание на те, которые, действительно, имеются. И если задолго до призыва начать посещать аллерголога, ставить его в известность о симптомах своего недуга и настаивать на проведении различных диагностических тестов, вам будет чем аргументировать перед представителями ВВК

Соответственно и шансов получить категорию «В» тоже будет в значительной степени больше.

Многие виды аллергии не являются поводом для отстранения от армии. Но те, которые позволяют получить категорию «В» или даже «Д», должны быть официально подтверждены. Не стоит рассчитывать, что военно-врачебная комиссия поверит вам на слово, поэтому следует заранее позаботиться о всех необходимых бумагах. Только в этом случае вы можете претендовать на освобождение от призыва.

Ссылки

Гибель

Погиб 6 октября 1943 года вместе с эсминцами «Беспощадный» и «Способный» от налета фашистских бомбардировщиков.

Корабли были замечены немцами в открытом море. После первых бомбардировок «Харьков» и «Беспощадный» потеряли ход, и «Способный» принялся по очереди их буксировать. Но на лидере удалось ввести в строй один из котлов, и полузатонувший корабль смог дать 9-узловой ход кормой вперёд. Вскоре от прямых попаданий шести бомб «Беспощадный» завалился на борт, разломился и затонул, а позднее, погружаясь носом вперёд и одновременно ведя огонь из орудия ГК и зенитного автомата, скрылся под водой и лидер. Спустя 2,5 часа «Способный», подобравший из воды оставшихся в живых моряков, получил попадание авиабомбы, на борту возник пожар, и эсминец взлетел на воздух от взрыва собственных глубинных бомб.

Разработка

Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-Морского Флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники».

11 марта 2010 года агентство «Интерфакс», а за ним и ряд других российских СМИ распространили информацию о начале разработки эсминца нового поколения для ВМФ России.

29 июня 2011 года ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» сообщила что ведёт проектирование корабля океанской зоны класса «эсминец» с ядерной энергетической установкой.

11 октября 2011 года «Известия» опубликовали информацию о том, что «эскадренный миноносец нового поколения, разработка которого сегодня ведётся в интересах ВМФ России, должен будет заменить сразу три класса кораблей: эскадренные миноносцы проекта 956, большие противолодочные корабли проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164. Это будет универсальный корабль, который сможет заменить все три проекта. За счёт современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников».

13 февраля 2013 года главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге.

23 августа 2017 года стало известно что эскизный проект перспективного эсминца был утверждён Министерством обороны России.

Точные технические параметры перспективного российского эсминца пока не раскрываются.

Примечания

  1. Приложение № 1 «Регламент Министерства обороны Российской Федерации» к приказу Министра обороны Российской Федерации № 1 от 10 января 2015 года.
  2. Указ Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики № 61 «О временном переподчинении органов исполнительной власти СССР Президенту РСФСР», от 19 августа 1991 года.
  3. Vladimir Orlov, Roland Timerbaev,
    and Anton Khlopkov, Nuclear Nonproliferation in U.S.-Russian Relations: Challenges and opportunities, PIR Library Series, 2002, p. 24. Accessed at  (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 июня 2010.
  4. William Eldridge Odom, ‘The Collapse of the Soviet Military,’ Yale University Press, 1998, ISBN 0-300-08271-1, p. 385.

Вооружение

Эсминец будет вооружён противокорабельными ракетами, крылатыми ракетами для ударов по наземным целям, перспективными комплексами ПВО и ПРО.

Главным оружием нового корабля должны стать универсальные корабельные стрельбовые комплексы, которые можно загружать разнообразными ракетами, противолодочными ракетами и системы ПВО нового поколения. Сейчас идет отработка нескольких вариантов проекта, выбор энергетической установки. Боекомплект противокорабельных ракет, противолодочных ракето-торпед, крылатых ракет для стрельбы по наземным целям и зенитных ракет средней и большой дальности будет составлять от 80-90 до 120—130 единиц. Кроме того, корабль будет иметь зенитные ракетно-артиллерийские системы ближнего боя и авиагруппу из двух-трёх вертолетов.

Предположительно, он может получить от двух до четырёх пусковых установок «Калибр-НК», «Оникс» и «Циркон» дальностью действия более 300 км. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны может быть представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками (испытания элементов сухопутной версии системы начались в 2013 году), он обеспечит, в частности, противоракетную оборону. Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с РЛС с АФАР. На корабли могут быть установлены и по 3 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «». Артиллерия будет представлена универсальными установками А-192 калибра 130 мм. Для обнаружения подводных объектов, корабли планируется оснащать гидроакустическими станциями. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для 2-х палубных вертолётов типа Ка-27 или Ка-32.

Новое вооружение для кораблей проекта «Лидер» частично будет «обкатано» на новых кораблях для ВМФ России, в частности, на фрегатах проекта 22350.

История создания миноносца Лидер

В российской армии противоборствуют 2 лагеря, которые исповедуют разные концепции развития флота. Первая группа считает, что только тактика и стратегия может помочь осуществлять задуманное, а для этого необходимо использовать универсальные корабли, у которых малое или среднее водоизмещение

Такие корабли имеют невысокую стоимость строительства и могут выполнять широкий спектр задач, что позволяет сориентировать внимание производства именно на эту группу кораблей

Вторая группа исповедует к крупным боевым машинам, которые будут вселять в страх своей огневой мощью. Эта гигантомания сохранилась ещё со времён Советского Союза, и её риторика проста – больше, значит лучше. Атомный эскадренный миноносец Лидер хорошо подходит под данный концепт.

Лидер эсминцев «Ленинград» был первым сдан флоту в 1936. Однако, это произошло только формально, а фактически, он был спущен на воду в 1398, как и остальные судна проекта 1: «Москва» и «Харьков». После, эсминец Москва и остальные, подверглись тестам и выявились некоторые проблемы: мореходность и остойчивость не удовлетворяла запросы, запас плавучести слишком маленький, а корпус таким непрочным, что не самое сильное волнения моря могло его переломить.

Проект 38 пришел в исполнение в 1934-1935 годах. Эсминец «Ленинград» и остальные судна проекта 1 стали основой проекта. Инженеры постарались учесть предыдущие ошибки и устранить их. Эсминец «Минск» оказался первым построенным судном в 1938 году. Следом за ним бы спущен на воду лидер эсминцев «Баку» в 1939 и лидер «Тбилиси» в 1940 году. В итоге, действительно, некоторые улучшения всё-таки были произведены, но база проекта 1 давала о себе знать. Получилось так, что лидер эскадренных миноносцев проекта 38, получив отличное вооружение, но при этом остался без должной прочности и маневренности.

Проектирование

В задачу конструкторов входила создание крупного боевого корабля, оснащённого по передовым концепциям. Впервые о нём услышали в 2009 г. и в этот же момент было объявлено о начале работ. Тогда же были представлены первые предполагаемые характеристики:

  1. Наличие элементов технологии «стелс»;
  2. Высокий уровень автоматизации;
  3. Неограниченная мореходность;
  4. Скорость больше 30 узлов;
  5. Наличие ангара на 2 вертолёта;
  6. Водоизмещение в 9 тыс. тонн.

Выбор оптимальной конфигурации

Если вначале говорилось о водоизмещении в 9 тыс. тонн, то позже речь шла и о 9-10 тонн для газотурбинного, и 12-14 тыс. тонн для атомной спецификации. В итоге произошла утечка, в которой было сказано, что решили одобрить проект 23560, а именно атомный эскадренный миноносец (шифр «Лидер»). Однако технический проект был к тому моменту не готов и вплоть до конца августа 2017 инженеры занимались его разработкой. И только 23 августа стало известно, что проект одобрен в Министерстве обороны.

Постройка и испытания

На данный момент планы по строительству серии кораблей весьма грандиозны. Всего планируется построить 8 кораблей на которые возложат задачу защиты перспективных атомных авианосцев и вертолетоносцев.

Учитывая то, что эскизный проект уже утверждён, то остаётся только ждать постройки и испытания новой линейки кораблей. Если всё завершится успешно, то новый эсминец ВМФ россии станет именно тем судном, которое улучшит наше военное положение на мировой арене и превзойдёт новейший морской флот ведущих морских держав.

Рождение проекта 23560 «Лидер» — откуда растут ноги

Российское Высшее военно-морское руководство поставило перед российскими конструкторами амбициозную задачу, создать крупный боевой корабль, в конструкции которого будут воплощены все передовые концепции и самые современные технологии. Новый эсминец должен быть меньше отечественных тяжелых крейсеров типа «Киров», но превосходить по размерам американский эсминец «Замволт».

На судне планируется использовать атомную энергетическую установку, что в разы увеличивает дальность действия и эксплуатационный ресурс. На американском корабле установлена энергетическая установка обычного типа. По технической оснащенности, энерговооруженности и боевому оснащению российский корабль должен стать мощнее своего американского визави. Уже оценивая предварительные тактико-технические характеристики, заложенные в проект, можно смело говорить о том, что на лицо типичные элементы очередной гонки вооружений. Проект 23560 – это очередная попытка догнать и перегнать технически западные военные флоты. Насколько это удачная идея, сейчас судить сложно, но есть причины, ввиду которых строительство судна такого класса для российского флота остается открытым.

Схема эсминца проекта 23560

Следует отметить, что столь крупные военные суда на российских верфях в современных условиях еще не строились. Имеется опыт модернизации крупных кораблей советской постройки, который и стараются использовать для разработки и строительства нового эсминца. Перспективный корабль может удивить даже специалиста, посвященного в тонкости и детали развития современных военных флотов. В конструкции корабля заложен целый ряд передовых технических новинок. Отдельного разговора заслуживает обеспечение корабля радиолокационным и навигационным оборудованием. Технология «стелс» является доминантой во всем проекте. Вдобавок ко всему, российский эсминец типа «Лидер» должен быть вооружен самым совершенными и мощными видами вооружения, превосходя по боевым возможностям все отечественные суда.

Многоцелевой эсминец разрабатывался для действий в дальней морской зоне. В функции корабля входила борьба с наземными кораблями всех классов, обеспечение противолодочной и противовоздушной обороны соединения кораблей, огневая поддержка десантных операций. Оценивая функциональность корабля, его технические характеристики и боевые возможности, возникает резонный вопрос — почему эсминец. По водоизмещению и размерам проектируемый корабль больше напоминает крейсер. Все перечисленные функции ранее возлагались на крейсера.

https://youtube.com/watch?v=5Zx8VJj8Edg

Примечания

  1. В процессе эволюции появилось несколько подклассов кораблей, объединённых общим понятием «лидер». Под это определение в общем случае подпадают «контр-миноносцы», «большие эсминцы», «суперэсминцы», «лидеры флотилий», «скауты» и т.д.
  2. Реже в литературе встречается название типа – Lightfoot
  3. Иногда встречается другое название типа – Grenville
  4. John I. Thornycroft & Company — ныне не существующая британская судостроительная компания, основанная Джоном Торникрофтом в XIX веке.
  5. Во многих литературных источниках этот класс называют Thornycroft
  6. В то время среди эсминцев только HMS Swift имел такой калибр артиллерии
  7. С 1916 года артиллерийское вооружение составляли 1 152-мм и 2 102-мм орудия
  8. Эта серия известна также под именем Bison – по имени головного корабля серии
  9. Встречаются также другие названия этой серии кораблей: Condottieri и Alberico da Barbiano

Разработка

Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-Морского Флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники».

11 марта 2010 года агентство «Интерфакс», а за ним и ряд других российских СМИ распространили информацию о начале разработки эсминца нового поколения для ВМФ России.

29 июня 2011 года ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» сообщила что ведёт проектирование корабля океанской зоны класса «эсминец» с ядерной энергетической установкой.

11 октября 2011 года «Известия» опубликовали информацию о том, что «эскадренный миноносец нового поколения, разработка которого сегодня ведётся в интересах ВМФ России, должен будет заменить сразу три класса кораблей: эскадренные миноносцы проекта 956, большие противолодочные корабли проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164. Это будет универсальный корабль, который сможет заменить все три проекта. За счёт современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников».

13 февраля 2013 года главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге.

23 августа 2017 года стало известно что эскизный проект перспективного эсминца был утверждён Министерством обороны России.

Точные технические параметры перспективного российского эсминца пока не раскрываются.

Лидеры в послевоенное время

СКР проекта 11540 «Неустрашимый», фрегат по классификации НАТО

После окончания Второй мировой войны, лишь несколько стран использовали термин «лидер». В США понятие лидера использовалось для обозначения кораблей с 1950-х годов. Прежняя классификация военных кораблей постепенно теряла свою актуальность. Становилось понятно, что основную угрозу для кораблей стали представлять авиация и подводные лодки. Быстрое развитие ракетной техники и реактивной авиации делало эту угрозу ещё актуальнее. Для размещения нового ракетного вооружения требовались корабли б́ольших размеров, чем эсминцы и лидеры. Ряд стран приступил к разработке нового класса кораблей, способного нести новые виды вооружения и эскортировать авианосные группы.

В частности в классификацию кораблей был внесён новый класс кораблей — «фрегат». Фрегатами стали называться корабли, имеющие среднее между эсминцами и крейсерами водоизмещение. Но в составе флота они стали числиться как лидеры эсминцев, разделяясь на подклассы: лидеры — DL (англ. Destroyer Leader), ракетные лидеры — DLG (англ. Destroyer Leader Guided) и атомные ракетные лидеры — DLGN (англ. Destroyer Leader Guided Nuclear)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector