Эскадренные миноносцы типа zumwalt

Корпус и общая компоновка

В борьбе за снижение физических полей корабля американские инженеры сделали очень рискованный и решительный шаг. Своей формой корпуса корабль стал больше похож на дредноуты начала 20-го века, чем на современный корабль. Обратный завал бортов и форштевня следствие применения хорошо забытых технологий  (wave-piercing) и (tumblehome) позволяющих корпусу корабля  прорезать волну не всходя на нее, при этом корпус меньше подвержен килевой качке, что ставит меньшие ограничения в применении палубной авиации и вооружения в шторм.

Надстройка и вертолетный ангар выполненные из композитных радиопоглощающих материалов  и интегрированы с бортами корабля, все  необходимые отверстия в корпусе и надстройке закрыты лацпортами, стволы двух 155мм и двух 57мм орудий выполнены убирающимися в башню.

Стоит особенно отметить весьма интересное техническое решение расположения вертикальных пусковых установок МК-57VLS, на DD(X) они расположены четырьмя группами вдоль бортов в носовой и кормовой части корабля, таким образом, уменьшая уязвимость корабля за счет переноса основного боезапаса из центра к бортам. На корабле применена система из двух бортов, так называемая коффердама с внутренним узким водонепроницаемым отсеком, между которыми и расположены ТПК с боезапасом, этот отсек и служит  защитой от попадания ПКР, при этом, скорее всего внешний и внутренний борт корабля выполнены бронированными, причем внутренний более сильно, это не позволит попавшей в борт ПКР пройти во внутренние обитаемые отсеки корабля, растратив всю энергию на пробитие наружного борта и пусковых установок с ТПК, в таком случае последствия подрыва  своего боезапаса будут минимизированы.

Благодаря переходу на полное электродвижение и переносу пусковых установок к бортам, удалось оптимально спланировать внутреннее пространство корабля, для обеспечения живучести энергетические отсеки разделены на два, основной и вспомогательный.

Для снижения жизненного цикла, корабль изначально проектировался по программе «smart ship» (умный корабль), это позволило снизить численность экипажа до 142 человек, для сравнения на его предшественнике эсминце типа «Орле Берк» экипаж составлял в первой серии 303 человека и 382человека во второй серии.

Силовая установка

Электрическая энергия, необходимая для работы бортового оборудования «эсминцев 21 века», вырабатывается двумя генераторами Curtiss-Wright, которые подключены к газотурбинным двигателям Rolls-Royce MT30. Мощность каждого из них составляет 47  500 л.с. (35,4 МВт). Кроме того, в состав силовой установки входят два вспомогательных турбогенератора Rolls-Royce RR4500 мощностью по 3,8 МВт  

Схема боевого информационного центра USS Zumwalt.

Гребные винты приводятся во вращение асинхронными электродвигателями AIM, изготовленными компанией Converteam. Первоначально предполагалось использовать более «тихие» и лёгкие синхронные моторы с постоянными магнитами DRS Technologies.

Вопрос о стоимости

Представьте ситуацию: “Для больницы уездного города Н. из средств городского бюджета был приобретен томограф стоимостью 500 млн. рублей”. История, наверняка, закончится тем, что молоденький врач пожалуется журналистам, что это никакой не томограф, а всего лишь рентгеновский аппарат. И он уже год стоит нераспакованным в помещении на первом этаже. Поднимется шум, набегут борцы с коррупцией и, есть немалый шанс, что полетят клочья с ответственных лиц.

В отличие от гражданского сектора, хоть как-то контролируемого общественностью, сфера военных заказов — неисчерпаемый источник для хищений и “откатов“ в особо крупном размере. 10-кратное завышение цены под глухой завесой секретности.

“Замволт” упрекают в том, что он неприлично дорог (4,24 млрд. долл.). И, этим якобы выделяется в худшую сторону. Взгляните на другие современные корабли — да там “замволты” на каждом шагу.

Озвученная стоимость модернизации ТАКРК “Адмирал Нахимов” — 50 млрд. руб., или 1,6 млрд. долл. Это по состоянию на 2013 г., будьте уверены, к моменту окончания работ смета на долгострой вырастет в несколько раз. Обычному человеку представить такие значения сложно.

Для сравнения: стоимость крупнейшего в мире круизного лайнера “Symphony of the Seas” составила 1,35 млрд. долл. (2018 г.). Только не говорите, что процесс постройки 16-палубного гиганта менее сложен и трудоёмок, чем постройка очередного “замволта”. Чего стоят одни беспрецедентные меры для обеспечения безопасности 6000 пассажиров!

Общая длина 362 м. Водоизмещение — как у двух атомных авианосцев.

Единственная “адекватная” статья расходов при реализации проектов военного кораблестроения — это научные исследования. Общая стоимость затрат на НИОКР по проекту DD-1000 составила около 10 млрд. долл, при этом применение результатов не ограничено одним “Замволтом”. К примеру, двухдиапазонный радиолокационный комплекс Dual-Band Radar (DBR) также установлен на авианосцах класса “Форд”.

При создании “эсминца будущего” был получен обширный задел в области проектировании корпусов необычной формы, методах снижения заметности, автоматизации, создании боевых информационно-управляющих систем, средств радиолокации и оружия нового поколения.

//

Дорогой Zumwalt

Головной корабль проекта, эскадренный миноносец USS Zumwalt (DDG-1000), вынужден был дважды проходить официальную приёмку. Корабль был заложен в 2011 году, в 2013-м его спустили на воду. В 2016 году DDG-1000 был введён в строй, но после начала нового этапа испытаний вскрылось множество серьёзных технических проблем. В итоге после многолетних испытаний USS Zumwalt был официально принят на вооружение ВМС США в Сан-Диего 24 апреля 2020 года.

Второй корабль класса Zumwalt, заложенный в 2013 году USS Michael Monsoor, сейчас также находится в Сан-Диего, где проходит активацию боевых систем. Третий эсминец — Lyndon B. Johnson — строится на верфях General Dynamics в штате Мэн.

  • Эскадренный миноносец класса Zumwalt
  • AFP

Скромное количество серийных кораблей этого проекта объясняется кардинальным пересмотром плана их производства. Когда проект был одобрен в начале 1990-х годов, Пентагон рассчитывал получить 32 корабля класса Zumwalt. Однако затем заказ был сокращён до 24 единиц, а в середине 2000-х Минобороны США сократило план производства до семи единиц. В 2010 году после очередного сокращения программа Zumwalt была урезана до трёх кораблей.

Также по теме

Мечтатели из Пентагона: как армия США впустую потратила $58 млрд на оружие будущего

Заместитель министра обороны США Фрэнк Кендалл опубликовал отчёт, согласно которому Пентагон c начала 90-х годов потратил около $58…

Сделано это было главным образом из-за чрезвычайно высокой стоимости проекта. По данным USNI, стоимость строительства одного корабля увеличилась с $1,4 млрд до $4 млрд. По состоянию на 2017 финансовый год расходы на три эскадренных миноносца оценивались в $12,73 млрд (в 2009 году — $8,9 млрд), а общие инвестиции в программу Zumwalt составили $22,5 млрд.

Противоречивый характер проекта признают и авторы публикации USNI.

«Непростая история разработки кораблей типа Zumwalt и их интеграции в состав флота США освещалась весьма обширно. Изначально в 1990-х планировалось построить 32 корабля для осуществления надводной огневой поддержки, однако с тех пор число кораблей этого типа сократили до трёх, а их передовые артиллерийские установки были выведены из эксплуатации из-за чрезвычайно высокой стоимости боеприпасов», — отмечают эксперты.

Однако, по мнению военного аналитика Дмитрия Литовкина, один или два корабля такого класса не могут решить возлагаемые на них задачи.

«Данный проект потерпел неудачу, потому что эти корабли в своё время не смогли показать нужного результата. Соответственно, средства перенаправили на другие проекты. У США много денег, поэтому они запросто могут их потратить на любые свои капризы и, соответственно, переоборудовать данный проект в командные корабли», — рассказал эксперт в разговоре с RT.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Энергетическая система корабля питается от двух газотурбинных силовых установок фирмы «Роллс-Ройс» Marine trent-30 суммарной мощностью 78 МВт. Двигательная установка судна основана на базе современных асинхронных электродвигателей, которые позволят «Замволту» развивать скорость до 30 узлов (около 55 км/ч).

По мере совершенствования и усложнения боевых кораблей затраты энергии собственно на движение корабля будут составлять все меньшую часть от общего их количества. Все больше энергии будет уходить на функционирование корабельных систем и механизмов. Беспрецедентные характеристики радаров, вычислительных и других электронных систем потребуют соответствующей мощности энергетической установки корабля.

Тем не менее, энергетическая установка «Замволта» обладает требуемыми характеристиками. Более того, в перспективе предусмотрена возможность установки на корабле вместо нынешних артустановок рельсовых или лазерных орудий, работа которых потребует еще больших энергозатрат.

В отличие от существующих боевых кораблей, «Замволт» будет оснащен интегрированной энергетической установкой IPS (Integrated Power System), которая сможет перераспределять энергию между различными системами корабля, исходя из их текущих потребностей. «Замволт» уже назвали «полностью электрическим кораблем». Отличительными чертами IPS являются пониженный уровень шума и экономичность.

Ранние ошибки программы

Конечно, политические изменения нельзя однозначно отнести к недостаткам конкретного типа военной техники. Однако в нашем случае именно усиление глобальной роли США оказало решающий эффект. Напомним, что новый эсминец появился в рамках программы SC-21 (Surface Combatant for the 21st century), подразумевавшей поставку флоту целого ряда надводных кораблей-«невидимок» нового поколения. Сюда же входил перспективный крейсер CG(X), от которого отказались совсем. Удивительней всего то, что столь масштабная программа появилась в 1994 году, уже после холодной войны. И задумывалась как орудие новой политики. Говоря простым языком, в идеале SC-21 должна была быть экономичной, но не стала ею.

Сейчас в это сложно поверить, но сначала военные хотели получить 32 новейших эсминца, сделав Zumwalt одной из рабочих лошадок ВМС США. Потом это число уменьшили до 24, потом до семи, а в конечном итоге и вовсе до трех единиц. То есть, всего три корабля типа «Зумволт»: головной — USS Zumwalt, USS Michael Monsoor и USS Lyndon B. Johnson. Последний спустили на воду в 2017 году.

При этом только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по состоянию на 2016 год США потратили около пяти миллиардов долларов, а стоимость всей программы еще в далеком 2015 году оценивали в 22 миллиарда долларов США. Цена одного корабля при столь малой партии превысила фантастические четыре миллиарда долларов: мягко скажем, сомнительный результат за такие деньги. Не будем сейчас детально разбирать техническую начинку «Замволта», однако и так понятно, что три эсминца не смогут принципиально повысить боевой потенциал ВМС США. А вот стать проблемой в эксплуатации — смогут.

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что программа SC-21 не вписалась в новую политику американцев. Так как сначала США переоценивали внешние угрозы, а потом — недооценивали их. Возможно, появись она сейчас, когда китайцы начали резко усиливать свои морские силы, судьба программы была бы другой.

Sea Jet

В программу разработки перспективного эсминца входило создание его масштабной 50 метровой самоходной модели демонстратора AESD водоизмещением 120 тонн, получившего название Sea Jet. Весь проект создания демонстратора финансировался центром Военно-морских исследований ONR. 24 августа 2005г в городе Бэйвью на озере Lake Pend Oreille, состоялась официальная церемония  по началу испытательных работ. Sea Jet оборудован дизельгенераторами и аккумуляторами для бесшумного хода во время акустических замеров, имеет два гребных электродвигателя. Скорость полного хода на дизелях 8 узлов, а на аккумуляторах 16. В качестве движителей в разный период проходили испытания сразу два разных винто-рулевых комплекса, сперва стояли маневренные и экономичные водометы AWJ-21 предназначенные для улучшения маневренности корабля на мелководье и улучшения акустической скрытности, а позже были установлены новейшие винторулевые колонки с электродвигателями на постоянных магнитах. RIMJET разработка General Dynamics Electric Boat, где использован погружной электродвигатель-винт со статором в кольцевой насадке и ротором размещенным на концах лопастей винта, по утверждению  GD Electric Boat такой вариант обладает большим крутящим моментом на низких оборотах, лучшим КПД  винта за счет небольшого сердечника,  меньших размеров и массы всей колонки, высоким порогом кавитации за счет работы винта на низких оборотах и препятствию образованию вихревых потоков с помощью кольцевой насадки. Однако модель послужила не только для испытаний в области электродвижения, а и в измерении физических полей, для этого алюминиевая надстройка модели была заменена на надстройку аналогичную по форме и размерам, но из радиопоглощающих композитных материалов.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 апреля 2010.
  2. Andrew Tarantola.  (англ.). Gizmodo (29 October 2013). Дата обращения: 12 декабря 2017.
  3. .
  4. Потери в Ираке // «Зарубежное военное обозрение» : журнал. — 2008. — № 8. — С. 76.
  5. David Sharp.  (англ.). Associated Press (7 December 2015). Дата обращения: 9 декабря 2015.
  6. . Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) (23 мая 2016). Дата обращения: 23 мая 2016.
  7.  (англ.). USNI News (6 April 2016). Дата обращения: 27 ноября 2016.
  8. Алексей Веларов. . Life.ru (2 ноября 2017). Дата обращения: 23 ноября 2017.
  9.  (англ.). GE Fanuc Intelligent Platforms (25 July 2007).
  10. ↑ . Взгляд. Дата обращения: 25 ноября 2016.
  11. . zonwar.ru. Дата обращения: 23 ноября 2016.
  12. Tony DiGiulian.  (англ.). NavWeaps.com. Дата обращения: 27 ноября 2016.
  13.  (англ.). Defense News. Дата обращения: 27 ноября 2016.
  14.  (англ.).
  15. John Pike.  (англ.). www.globalsecurity.org. Дата обращения: 24 ноября 2016.
  16. Олег Капцов. . информационный портал «Армейский вестник» (21 мая 2014). Дата обращения: 15 октября 2016.
  17. Bryant Jordan.  (англ.) (недоступная ссылка). Defensetech (11 April 2016). Дата обращения: 14 октября 2016.
  18. Sam LaGrone.  (англ.). USNI News. U.S. Naval Institute (22 November 2016). Дата обращения: 22 ноября 2016.
  19.  (исп.). Panamá: Agencia EFE (23 de noviembre de 2016).
  20. Sean Gallagher.  (англ.). Ars Technica (13 December 2016). Дата обращения: 13 декабря 2016.

История создания

Сама по себе история данного проекта – история постоянной борьбы с непрерывно растущей ценой и уменьшения его серийности, а также упрощения конструкции и снижения тактико-технических характеристик (ТТХ). Все началось, наверное, еще в конце 70-х годов, когда умами в штабах ВМС США овладела идея «корабля-арсенала» – корабля с минимумом надстроек, с пониженной ЭПР, зато набитого максимальным числом ячеек унифицированных шахтных пусковых установок для различного вооружения, в основном ударного, для атаки наземных целей.

Новая концепция перспективных тяжелых кораблей ВМС США SC-21 появилась после 1991 года. Она состояла из перспективного крейсера CG21 (затем CG(X)) и перспективного эсминца DD21 (затем DD(X)). Основной идеей была универсальность – предполагалось, что и крейсер, и эсминец должны были иметь способность выполнять любые задачи, как боевые (поддержка десанта, удары по наземным целям или борьба с надводными кораблями, подводными лодками, обеспечение ПВО корабельного соединения), так и небоевые (например, эвакуация мирных граждан из «проблемной» страны).

Необходимость этих кораблей была в новых условиях не очевидной, да и цена начала взрывообразно расти. Разумеется, рост цены вел к сокращению серии, а сокращение серии влекло повышение цены, т. к. общие издержки распределялись по меньшему числу корпусов. Первой жертвой Конгресса пал крейсер, который сначала отложили, а теперь и вовсе не вспоминают. Считается, что замены у крейсеров типа «Тикондерога» не будет, точнее, их заменят эсминцы типа «Арли Берк» последних серий.

Затем начали урезать и эсминец. Сначала серию, планировавшуюся из 32 кораблей, сократили на восемь. Затем их осталось 11, потом семь, в конечном же итоге серию сократили до двух кораблей. А потом лоббистам проекта удалось вымолить еще один. Цена, конечно, тоже выросла. Только на разработку проекта затрачено около 10 млрд долларов. Вместе с распределением расходов на опытно-конструкторские работы по трем корпусам цена за корабль составляет порядка 7 млрд долларов за первую единицу, это не считая стоимости жизненного цикла.

Естественно, с течением времени не только росла цена, но и сокращались возможности проекта. В конечном итоге DD(X) переименовали в DDG1000, одновременно сократив водоизмещение и вооружение. Причем результаты этих сокращений вызывают довольно-таки двойственное отношение.

Деревянный конь борозды не портит?

«На первый взгляд «Замволт» похож на покрытые броней американские мониторы 19-го века, от которых ядра отскакивали как от стенки горох. Но это обманчивое впечатление. Снаружи у него вовсе не броня», — предупреждает блогер schulz в статье «Американская вундервафля — плавающий утюг Zumvalt».

«Наберите в грудь воздуха, как говорит Задорнов, — советует эксперт. — Эта огромная надстройка над палубой — она большей частью деревянная. Для легкости. Потому что иначе он бы перевернулся вверх килем. Они еще там пишут, что пробовали пенопласт, но он их не устроил из-за плохой огнестойкости. Серьезно! Зато их устроила бальса — сорт очень мягкой и легкой южноамериканской древесины. Уверяют, что она плохо горит. Еще мудрые инки из нее выдалбливали свои каноэ! А теперь вот и американцы линкор 21-го века из бальсы сварганили».

По словам блогера, выглядит это просто смешно, а на практике совершенно бессмысленно.

«Господа, вы же делаете не яхту, а боевой корабль. Но эта /ерунда/ не держит даже пули, а что с ней будет при попадании не самой мощной противокорабельной ракеты хотя бы с 200 кг тротила, даже представить смешно», — пишет эксперт.

«Зато из бальсы Тур Хейердал свой «Кон-Тики» построил», — пошутил один из блогеров.

Что тебе снится, крейсер?

«В итоге имеем супердорогой большой утюг, излучающий всеми своими антеннами сигнал «стреляйте в меня», не имеющий эффективных средств ПВО и несущий старые крылатые ракеты в качестве основного вооружения», — пишет о «Замволте» Mikle1.

А вот еще шутки про незадачливую «вундервафлю»:

Для справки: «вундервафлей» презрительно называют военную технику, претендующую на новаторство, но обычно не проработанную или проработанную очень плохо. Слово пошло от немецкого «вундерваффе» (Wunderwaffe) — термин, введенный в оборот министерством пропаганды нацисткой Германии в качестве названия для «чудо-оружия» Третьего рейха.

Концепция малозаметных кораблей

Лишний раз напоминать обо всех инновациях «Замволта» смысла, пожалуй, нет. Отметим лишь, что в основе концепции лежит уменьшение заметности. Специфическая форма корпуса позволяет скрывать его от обнаружения радиолокационными станциями. Согласно оценкам, эсминец имеет средства малозаметности, уменьшающие его эффективную площадь рассеяния примерно в 50 раз в сравнении с другими боевыми кораблями и морскими судами похожих размеров.

Казалось бы — достижение колоссальное. Но. Ни один корабль нельзя рассматривать в качестве «супергероя». Это не одинокий боец, а часть военно-морской составляющей, куда входят корабли самых разных типов. Пожалуй, лучший пример — это авианосная ударная группа или АУГ. В нее, как известно, входят авианосец (или авианосцы), крейсера, эсминцы, атомные подлодки, фрегаты и другие корабли и суда. АУГ флота США, например, может в себя включать один авианосец, до десяти кораблей охранения (крейсера, эскадренные миноносцы, фрегаты, подлодки) и суда обеспечения.

Представим, что американцам и впрямь удалось сделать максимально малозаметный крейсер и эсминец, а также произвести десятки таких кораблей. Что дальше? Сделать авианосную ударную группу малозаметной не получилось бы, в принципе. Это гигантская шумная «махина», главным достоинствам которой является не малозаметность, а тактический ударный потенциал в сумме с очень мощной противовоздушной обороной. Кстати, пока что этого вполне достаточно. И будет хватать, как уже говорилось, вплоть до появления у Китая нескольких АУГ.

При этом никто не говорит о том, что палубным самолетам малозаметность не нужна. Для них это как раз едва ли не ключевой показатель: в нынешних-то условиях скачкообразного развития возможностей ракет средней дальности класса «воздух-воздух» и ЗРК. Но это уже совсем другой разговор, не имеющий прямого отношения к «Замволту».

Как проходит служба эсминцев

Сейчас на бумаге все эскадренные миноносцы служат флоту штатов, но тем не менее с ними возникают большие проблемы. Так, например, при переправе через Панамский канал «Зумвальт» дал течь в двух своих отсеках и врезался в стены канала, затем был доставлен в ближайший ремонт, после чего пошёл в Сан-Диего, где неисправность изучили более детально, но первопричину так и не установили. В 2017 году при испытаниях корабль также потерпел неудачу, отказали системы защита электронного оборудования, на котором работает большинство систем судна. После чего использование этой же системы использовать не удалось и его также отбуксировали в ремонт.

Подводя итог можно рассказать о преимуществах корабля:

  • Хорошая маскировка судна от радиоволн;
  • Прочная броня;
  • Вооружение передовыми технологиями;
  • Автоматизация систем.

Вместе с тем необходимо отметить то, что корабль явно недоделан. Он требует не единичной модернизации и улучшения, так как слишком дорог, несмотря на свою опасность всем неприятелям. Но так как серия типа была запущена лишь недавно, можно сделать выводы, что будущие представители «Зумвальт» будут только разглаживать все недостатки и судоверфь вместе с Пентагоном найдёт «золотую середину» между тратами и опасностью эскадренного миноносца.

Плохо проработанный облик эсминца

Вышеперечисленные проблемы заставили американцев «метаться» из стороны в сторону: куда пристроить три очень больших и очень дорогих корабля? Площадка для запуска крылатых ракет? Их у эсминца и впрямь может быть много — до 80 штук. Но у ВМС США нет недостатка в носителях тактического ударного вооружения. Достаточно сказать, что каждая из переоборудованных подлодок «Огайо» может нести до 154 крылатых ракет.

Осенью 2018 года стало известно, ВМС США все же нашли для «Замволта» задачу — уничтожение кораблей вдали от побережья. Для этого американские военные намерены немного изменить номенклатуру вооружений, включив в нее противокорабельные версии крылатых ракет Tomahawk и зенитные ракеты SM-6 для защиты от атак с воздуха.

Де-факто это означает, что корабль оказался просто не нужен: очень сложно себе представить удары Zumwalt-а по надводным соединениям вероятного противника. Здесь нужно учесть колоссальный потенциал палубной авиации США, при котором такое решение, скорее всего, вообще никогда не понадобится. Напомним, что американские военные уже начали получать авиационные противокорабельные ракеты AGM-158 LRASM: их будут применять как флот, так и военно-воздушные силы.

При этом есть очень серьезные вопросы к артиллерийской установке. В прошлом году стало известно, что ВМС США не будут закупать новые боеприпасы для эсминцев «Замволт». Дело в том, что стоимость одного управляемого снаряда LRLAP для его орудия превысила один миллион долларов: иными словами, приблизилась к цене ракеты «Томагавк». Про рельсотрон, которым хотели вооружить корабль, вспоминать тем более не хочется: от него уже давно отказались.

Суммируя все вышесказанное, нельзя исключать, что эсминцы «Замволт» ждет судьба атомных ракетных крейсеров типа «Вирджиния», которые американцы списали гораздо раньше предполагаемого срока.

//

Всевидящий

В Zumwalt заложены большие возможности по противоракетной обороне благодаря применению новой РЛС SPY-3. Отличительной чертой радара стало цифровое лучеформирование, дающее возможность проводить быстрый мониторинг горизонта на предмет присутствия воздушных целей. Это позволяет РЛС сконцентрировать вычислительную мощность для решения задач противоракетной обороны.

Фото: ВМС США

РЛС SPY-3 может видеть абсолютно все: от крылатых ракет, выполненных по технологии стелс, до перископов подводных лодок, а также целей, находящихся на берегу.

Этот радар может также использоваться для корректировки огня корабельной артиллерии, которая у Zumwalt представлена двумя 155-мм пушками, способными стрелять на дальность до 100 км. Для сравнения: главный артиллерийский калибр российского суперкрейсера «Петр Великий» — 130-мм автоматическая пушка АК-130, дальность огня которой составляет 23 км.

К слову, 155-миллиметровые орудия эсминца — это самые крупные за последние десятилетия морские пушки, установленные в качестве стандартного вооружения корабля.

История немецкого флага

Все знают, как выглядит флаг Германии. Это идущие подряд три полосы – чёрная, алая и золотая (перечисление цветов сверху вниз). Он был принят в 8 мая 1949 года. Решение принял Парламентский совет, который собрался в Бонне. На следующий день на территории республики впервые за последние 16 лет над зданием, где проходили все государственно важные собрания, был поднят чёрно-красно-золотой флаг. Спустя довольно долгое время, в 1996-м году, было принято решение о том, что федеральный триколор можно использовать и вертикально. Таким образом, слева шла чёрная полоса, посередине – алая, а справа – золотая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector