Eurofighter typhoon

Бортовая РЛС CAPTOR

Бортовой радар «Еврофайтер Тайфун», получивший
обозначение «Кэптор» (CAPTOR, рус. – похититель),
является дальнейшей разработкой РЛС Blue Vixen производства консорциума «ЕвроРАДАР» (EuroRADAR). При разработке аппаратуры за основу брался
итальянский проект РЛС ECR-90. Дополнительно, в качестве ориентира служила
американская РЛС AN/APG-65.

РЛС AN/APG-65

РЛС CAPTOR размещается в носу самолета и закрыта радиопрозрачным колпаком (см. часть 1). Станция состоит из антенны с механическим управлением и шести линейных сменных блоков. Антенна имеет диаметр 0,7 м, изготовлена из углепластика и включает 61 сменный элемент. Общий вес системы 193 кг. Радар работает в диапазоне частот от 8 до 12 ГГц и имеет вдвое большую мощность передачи, чем американская РЛС AN/APG-65.

Для управления антенной используются высокоточные
сервомоторы с высоким крутящим моментом. Механика устройства позволяет
добиваться высоких скоростей сканирования. Антенна способна поворачиваться на ±
60 ° по высоте и азимуту.

Принципы работы

В отличие от других РЛС НАТО система использует три канала
обработки данных. Первый служит для поиска целей, второй – для их отслеживания
и идентификации, а третий – для обнаружения и преодоления помех.

Переключения между низкой, средней и высокой частотой
повторения импульсов происходит автоматически. Частота повторения составляет от
1 тыс. до 200 тыс. импульсов в секунду. Адаптивное сканирование данных (Data Adaptive Scanning, DAS)
минимизирует движение антенны при отслеживании воздушных целей.

Установленная на самолеты первого транша РЛС CAPTOR-C имеет различные режимы «воздух-воздух»
и «воздух-земля». Переключение между ними происходит автоматически, или пилот выбирает
нужный режим голосом.

В режиме многофункциональной РЛС (Track-while-scan, TWS) в процессе сканирования отслеживается
до 20 воздушных целей и возможен обстрел шести из них. Дальность обнаружения по
цели «истребитель» составляет около 185 км, по цели
«транспортный самолет» – до 300 км.

В режиме поиска (Range-while-search, RWS)
дальность обнаружения цели увеличивается, однако, точность снижается и
становится недостаточной для применения оружия. В режиме пассивного опознавания
«свой-чужой» (Non-Cooperative-Target-Identification, NCTI) распознавание типа неизвестных целей происходит по
характеристикам радиолокационного отражения и их сравнением с базой данных. С
целью предотвращения увеличения объема данных, загружаются только
радиолокационные изображения угроз, ожидаемые в оперативной зоне. В режиме «радар
с синтезированной апертурой» (Synthetic Aperture Radar) РЛС картографирует местность
с разрешением в один метр.

РЛС CAPTOR-E с АФАР

Модернизация

Модернизированный радар для самолетов транша 2 обеспечивает
разрешение при сканировании местности до 0,3 м. РЛС получила обозначение CAPTOR-D или CAPTOR-M.
Открытая информация о количестве отслеживаемых целей в режиме TWS и каналах управления оружием
отсутствует. Предполагается, что они также возросли.

Проектирование модели CAPTOR-E
с технологией активной фазированной решетки (АФАР)  консорциум EuroRADAR начал 1 июля 2010 г. Официально
контракт на разработку новой РЛС заключен 19 ноября 2014 г. В серийном варианте
изделие стало доступно для потребителя с 2015 г. РЛС CAPTOR-E устанавливается на самолеты транша 3.
Сообщается, что CAPTOR-E имеет сектор поиска ± 100 °,
расширенные возможности для электронной поддержки, электронных контрмер и кибервойны.

Поколение шесть

Сейчас европейские производители намерены совершить резкий технологический рывок, перейдя от строительства истребителей четвёртого поколения сразу к производству «техники будущего». Для этого Dassault Aviation и Airbus объединяют свои усилия, результатом чего должно стать создание не просто боевых самолётов, а «Боевой воздушной системы будущего» (Future Combat Air System, FCAS), которая будет включать в себя и пилотируемую авиатехнику, и БПЛА, и крылатые ракеты. Предполагается, что эта комплексная боевая система сможет координироваться со спутниками, сухопутными и морскими войсками.

Работу планируется завершить в период между 2035 и 2040 годом, отмечается на сайте Dassault Aviation.

Осенью прошлого года оборонное подразделение Airbus, компания Airbus Defense and Space, официально представило собственную концепцию «истребителя будущего New Fighter», который должен стать одним из звеньев FCAS. Выступая на конференции, представитель корпорации Антуан Ноге подчеркнул, что самолёт разрабатывается в рамках франко-германской инициативы по укреплению суверенитета.

Впрочем, о будущих характеристиках New Fighter пока почти ничего не известно. Компания анонсировала, что самолёт будет обладать малозаметностью, большим радиусом боевых полётов, современными датчиками и системами связи с БПЛА и спутниковой группировкой. Кроме того, разработчики надеются оснастить истребитель принципиально новым оружием. В первую очередь речь идёт о лазерных системах.

За исключением отдельных деталей, похожими характеристиками обладают уже выпущенные в России и США истребители пятого поколения. В США были разработаны многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor и многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения Lockheed Martin F-35. Оба самолёта обошлись американскому бюджету в астрономические суммы. Так, к 2014 году стоимость программы по разработке F-35 достигла $1,3 трлн, что не могло не сказаться на конечной цене истребителей. Эксперты отмечают, что европейский истребитель шестого поколения может побить американский рекорд.

В России созданием самолётов аналогичного класса занимается ОКБ имени П.О. Сухого. В 2013 году было начато мелкосерийное производство перспективного многофункционального истребителя пятого поколения Су-57.

В целом эксперты комментируют амбициозные планы европейских производителей с заметным скепсисом. В частности, они отмечают, что европейский истребитель шестого поколения вполне может побить американский рекорд по затратам на разработку и создание.

«Сейчас неизвестно, какой будет технологическая среда в 2040-х годах, сохранится ли боевая пилотируемая авиация в современном виде. Возможно, что будет осуществлён переход на БПЛА. В принципе, идея перескочить через одно поколение имеет право на существование, хотя её нельзя назвать слишком хорошей», — отметил в интервью RT заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

По мнению военного эксперта полковника в отставке Виктора Литовкина, заявка Dassault Aviation на создание «самолёта будущего» пока ничем не подкреплена.

«Чтобы говорить о том, к какому поколению будет относиться этот самолёт, сначала нужно получить его тактико-технические характеристики. Самолёт должен в реальных условиях показать, на что он способен. Пока это просто рекламный ролик», — считает Литовкин.

Активные дискуссии о самолётах пятого и шестого поколений имеют скорее спекулятивный характер, чем практический, уверен эксперт. Самолёт пятого поколения может найти применение только на высокотехнологичной войне между ведущими державами, которая невозможна в силу существования у них ядерных арсеналов. Сейчас Франция и Германия просто хотят показать, что тоже могут построить такой самолёт, считает Виктор Литовкин.

Впрочем, с политической точки зрения это стремление эксперты считают вполне логичным — в отношениях США и Евросоюза за последнее время наметилась явная тенденция к охлаждению. В этих условиях полагаться только на поставки американских вооружений было бы просто неразумно.

Примечания

  1. Power to progress, Flight International, Reed Business Publishing (10 апреля 1991). Дата обращения 5 июля 2007.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 мая 2011.
  3. Richardson, Doug. Stealth Warplanes: Deception, Evasion and Concealment in the Air. London: Salamander, 2001. р. 113.
  4. . eurofighter.at. Дата обращения 3 ноября 2015.
  5. AirForces Monthly (неопр.). — 2004.
  6. . Дата обращения 4 февраля 2013.
  7. , FR: Dassault, http://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1>.
  8. , Eurofighter, http://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp>.
  9. , DE: Luftwaffe, http://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp>.
  10. ↑ , Blogspot, http://3.bp.blogspot.com/_qrjFeNOsuEY/TS0pRdh1k2I/AAAAAAAAAGU/1Nao6ZHY2_Q/s1600/page0022.jpg>
  11. , SE: Saab, http://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/>.
  12. , NL, 8 Aug, http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011..
  13. ↑ , JSF Nieuws, с. 5, http://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf>.
  14. , RU: MiG Aravia, http://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm>.
  15. , Deagel, http://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx>.
  16. , Bharat-Rakshak, http://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html>.
  17. , AT: Air Power, http://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm>.
  18.  (англ.). bbc.com. BBC (16 February 2017). Дата обращения 7 июля 2017.
  19. Gunther Oswald, Nina Weissensteiner.  (нем.). derStandard.at (7. Juli 2017). Дата обращения 7 июля 2017.
  20. М.А. Левин, В.Е. Ильин. «Современные истребители». — Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 15—18. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4.

Производство[править]

«Тайфун» является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырёх вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из 573 заказанных самолётов.

  • Alenia Aeronautica: левое полукрыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • BAE Systems: передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • EADS Deutschland: центральная часть фюзеляжа, центроплан.
  • EADS CASA — правое полукрыло, предкрылки.

Eurofighter Typhoon F2, одноместный истребитель ВВС Великобритании

Двухместный учебный вариант

Кабина

Производство разделено на три транша, которые в свою очередь делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для ВВС Великобритании делится на две партии — T1 и T1A.

План поставок
Страна 1 Транш 2 Транш 3 Транш Всего
Австрия Австрия 15 15
Германия Германия 33 79 31 143
Италия Италия 28 47 21 96
Саудовская Аравия Саудовская Аравия 2 48 24 74
Испания Испания 19 34 20 73
Великобритания Великобритания 53 67 40 160
Оман Оман 12 12
Всего: 150 275 148 573

Тактико-технические характеристики[править | править код]

Основные проекции Eurofighter Typhoon.

Лётный шлем HMSS Еврофа́йтера британских ВВС. HMSS Helmet Mounted Symbology System — полётная информация отображается на лицевом щитке шлема.

Источник данных: «Современные истребители»

Технические характеристикиправить | править код

  • Экипаж: 1 человек (F.2, FGR.4) или 2 человека (T.1/T.1A)
  • Длина: 15,96 м
  • Размах крыла: 10,95 м
  • Высота: 5,28 м
  • Площадь крыла: 50 м²
  • Угол стреловидности по передней кромке: 55o
  • Коэффициент удлинения крыла: 2,2
  • Масса снаряжённого: 16000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 23500 кг
  • Масса топлива: 5000 кг (во внутренних баках)
  • Двигатели: 2× Eurojet EJ 200
  • Тяга:

    • максимальная: 2×6120 кгс (60 кН)
    • на форсаже: 2×9180 кгс (90 кН)
    • Удельный расход топлива без форсажа 0,76 кг на кгс в час
    • Удельный расход топлива на форсаже 1,7 кг на кгс в час

Лётные характеристикиправить | править код

  • Максимальная скорость:

    • на высоте: 2450 км/ч (M=2,3)
    • у земли: 1400 км/ч (M=1,2)
  • Боевой радиус действия, км

    • в режиме истребителя: 1389
    • в режиме ударного самолёта: 601
  • Перегоночная дальность: 3790 км
  • Практический потолок 19 812 м
  • Скороподъёмность: >315 м/с
  • Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч: 30 с
  • Длина разбега/пробега: 700 м (снаряжённый)
  • Нагрузка на крыло: 311 кг/м²
  • Тяговооружённость: 1,18
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
  • ЭПР: 1 м² (без наружных подвесок)

Вооружениеправить | править код

  • Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 в корневой части правого полукрыла
  • Узлов подвески вооружения: 13
  • Боевая нагрузка: ~7500 кг различного вооружения:

    • Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA Meteor
    • Ракеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM Armiger
    • Бомбы: Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO;
    • Лазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING.

Авионикаправить | править код

РЛС CAPTOR-E, DSEI-2019

  • РЛС: CAPTOR, с 2010 — АФАР CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)
  • ОЛС PIRATE (Passive Infra Red Airborne Track Equipment)

    • Длина: 680 мм
    • Ширина: 591 мм
    • Высота: 300 мм
    • Вес: 48 кг

Грузия:

137-я военная база в Вазиани50-я военная база в Гудауте62-я военная база в Ахалкалаки12-я военная база в Батуми

Российская сторона готова к выводу военной техники и вооружений, находящихся на российской военной базе в Вазиани (в 30 км от столицы) и попадающих под ограничения по Договору об обычных вооруженных силах в Европе. Расходы по транспортировке этой военной техники из Грузии оплачивают США и Великобритания. На железнодорожных эшелонах грузинская сторона доставит ее в Батуми, а оттуда на российских военных кораблях она будет вывезена на территорию России. На фото: у карты плана вывода вооружений, 2000 год (Фото: Феликс Крымский/ТАСС)

На фото: российская сторона готова к выводу части военной техники и вооружений, находящихся на российской военной базе в Вазиани (в 30 км от столицы) и попадающих под ограничения по Договору об обычных вооруженных силах в Европе. На этой базе состоялось ознакомление представителей грузинских властей и СМИ, военных атташе с проделанной по выполнению договора работой и с частью вывозимой военной техники. Расходы на ее вывод и транспортирование из Грузии оплачивают США и Великобритания, 2000 год (Фото: Феликс Крымский/ТАСС)

Военные базы в Грузии были взяты в аренду в 1995 году на 25 лет, согласно договоренностям двух стран. В 1999 году в ходе Стамбульского саммита ОБСЕ Россия и Грузия подписали соглашение о ликвидации четырех российских военных баз до 2001 года в рамках договора о сокращении обычных вооружений в Европе. Базы в Вазиани и Гудауте действительно были расформированы в 2001 году, базы в Батуми и Ахалкалаки продолжали действовать до 2007 года.

На фото: площадки военной техники на территории 62-й военной базы РФ в Ахалкалаки, Грузия, 2005 год (Фото: Александр Климчук/ТАСС)

Личная жизнь

Внутри коробки

Понятно, что на прилавке магазина огромная коробка выгодно выделяется среди прочих продуктов модельной индустрии. Такой размер вполне оправдан и при соответствующем объеме содержимого оной. Однако, в нашем случае, кроме неизбежно возникающих при таких габаритах проблемах транспортировки и хранения, лично я столкнулся с еще одним неприятным аспектом избыточного пространства, получив долгожданную модель по почте. В то время, как литниковые рамки того же F-15Е, довольно плотно занимают свое штатное место, детали Еврофайтера, едва заполняют и половину, отведенного под них объема. Короче, болтались они в коробке, как…., словно шары в барабане “Спортлото”. Открыл, как и полагается у Revell, боковой клапан коробки, извлек литники и почему-то вспомнилось: «Мы тут, понимаешь, с Фаиной пазлы собираем…» Половинки фюзеляжа, носовой конус, детали интерьера и куча остальной мелочевки жили своей отдельно взятой жизнью, в отдельно взятых пакетах. Всего деталей 228, из них 36 – в «свободном полете». Пластик довольно хрупкий, серовато белый. Литниковых рамок – семь (одна с деталями остекления). Фотографировать «обломки кораблекрушения» для обзора не решился, а потому, привожу фотографию общего вида литников, выуженную из сети. Впечатление от качества литья неоднозначное. Одни детали пролиты четко и рельефно, а на других имеются усадки полистирола и, какая-то округлость на гранях. Видимо все дело в составе пластмассы. Если пластик модели, ранее упомянутого F-15Е, напоминает полистирол от Tamiya (соответственно и литье не подвело), то здесь, до боли знакомый, – Amodel, со всеми вытекающими последствиями. Облой присутствует практически повсеместно. Успокаивает то, что все эти недочеты легко устранимы. Гораздо неприятнее, – обилие технических следов пресс-формы от толкателей-питателей в самых неудобоваримых местах, к примеру, между силовыми элементами ниш шасси. В данном случае, каждый моделист выходит из положения по-своему. Лично я устраняю неприятные выступы при помощи алмазных насадок для гравировочной машинки. Интересно, а где все-таки выпущен, этот замечательный набор? На коробке и инструкции, – Made in Poland, на отливках опознавательные знаки отсутствуют. На коробке от F-15Е значится Made in Korea, на инструкции – Made in Poland, на отливках – Made in China. Причем ребята из Поднебесной с чувством юмора (или манией величия?), – свое факсимиле ставят исключительно на лицевой стороне закрылков и стабилизаторов. Ладно, ближе к телу… В описании модели указаны ее габариты: длина 33см, размах крыла 23,1см. У самолета, соответственно – 15,96м и 10,95м. При пересчете имеем: 33,25см и 22,81см. Почти в «яблочко»! Деталировка модели неплохая. Воспроизведен закабинный отсек, щиток воздушного тормоза, ниши шасси (пневмо-гидропроводы и жгуты электропроводки не имитированы), сопла в вариантах открыты-закрыты, имеется штанга дозаправки в воздухе и иная мелочевка. Приборная панель довольно похожа, ванна кабины – с имитацией боковых панелей. Кресло пилота собирается из шести деталей и выполнено неплохо. Конечно, как по мне, так желателен афтемаркет, но, к сожалению, пока на данную машину ничего нет, кроме фототравления от Eduard. Описывать насколько копийна деталировка не буду, а приведу сравнительные фотографии. Как говорится, – лучше один раз увидеть. Дальше решайте сами, – похоже-непохоже и стоит ли, что подвергать доработке. В чертежи не вкладывал, говорят «младший» брат от Revell в 1/72, в них ложится идеально, на что и надеюсь. Прозрачные детали отлиты хорошо. Фонарь тонкий и прозрачный. Гаденький литьевой шовчик на фонаре присутствует, – шлифуем, полируем. Расшивка на модели аккуратная и тонкая. Отломанные в ходе транспортировки от литников части фюзеляжа и носовой конус, сложились на «сухую» без дополнительной подгонки хорошо. Как стыкуется остальное, – время покажет. Судя по отзывам тех, кто этот путь уже прошел, самое неприятное место, – «корыто» воздухозаборника. Собирается из восьми деталей и доводится до ума в ходе малоприятной процедуры подгонки-шлифовки канала воздуховода. Впрочем, кого сие счастье не устраивает, может воспользоваться заглушками от Two Mikes Resin и прикрыть ими все это безобразие. Безусловно, сильное место набора – вооружение самолета. В комплект включены:

  • 3 x 1000L Tanks
  • 2 x AIM-9L Sidewinder
  • 4 x AIM-120B AMRAAM
  • 2 x AIM-132 ASRAAM
  • 4 x Meteor
  • 2 x IRIS-T
  • 2 x Taurus
  • 2 x Storm Shadow
  • 2 x GBU-24B Paveway III LGB
  • 1 x Reconnaissance Pod

Принцип работы газовых турбин

Rafale

В знаменитый консорциум Eurofighter входили ведущие европейские державы, в том числе и Франция. Но возникшие между странами разногласия, в частности, по поводу массы будущего истребителя, привели к тому, что в 1985 году Франция отказалась участвовать в программе и занялась собственными разработками.

ВВС и ВМС страны нужен был многоцелевой истребитель, и такая машина была сконструирована фирмой Dassault. Первые полеты проведены в 1986 году, а на вооружение ВМС страны истребитель принят в 2004 году. Двумя годами позже Rafale был принят на вооружение ВВС Франции.

С конца 90-х годов начался серийный выпуск двух версий: палубной и сухопутной.

Полет Rafale

Предлагается несколько модификаций машины, всего выпущено 225 самолетов.

Компания производитель пыталась выйти на международный рынок поставок вооружения с этим истребителем, но первоначально все попытки были безуспешными. Rafale не выдерживал конкуренции с раскрученными и более боеспособными F-15Е, Eurofighter и Gripen. Были проиграны конкурсы в Саудовской Аравии, Сингапуре, Бразилии, Швейцарии, Республике Корея.

Такое положение дел не могло не сказаться на общем объеме производства боевых самолетов. Компания Dassault выпуска в год только 11 единиц.

Удачей можно было бы считать успешное участие французской компании в тендере в Индии в 2012 году. Именно там Rafale сумел одержать победу над Eurofighter, а контракт предполагал поставку в Индию 126 единиц боевых машин. Н со дня проведения тендера прошло более пяти лет, переговоры шли постоянно, а сторонам не удалось прийти к соглашению. Отчасти это объяснялось неделанием французской стороны отвечать за качество выпускаемых машин, которые будут собираться по лицензии в Индии. Требование о том, что 108 самолетов должны быть собраны на территории страны, содержал в себе контракт, и именно такими были и условия конкурса.

Уже осенью 2016 года были проведены встречи и между правительствами Франции и Индии, где подписаны новые соглашения. Согласно договоренностям, Франция должна поставить Индии 36 машин Rafale. Еще такое же количество истребителей может быть поставлено в страну после выполнения условий первого контракта (до 2023 года).

Удачным был на контракты 2015 год, когда Франции удалось подписать соглашения с Египтом и Катаром. В первом случае предусматривалась поставка 24 боевых машин, из них шесть первых Rafale уже отправлены Египет.

Для Катара договор подписан на партию в 24 истребителя, и первые самолеты планируется отправить в следующем, 2018 году.

Самолеты этого семейства будут экспортироваться и в Индию.

Это дало возможность правительству Франции объявить о том, что выпуск истребителей Rafale увеличен до 22 единиц в год.

Если говорить о перспективах, то Франция надеется на успех переговоров, которые вот уже более пяти лет ведутся с ВВС ОАЭ. Речь идет о поставках в эту страну 60 боевых машин.

Вполне возможно, что в продолжении действующих соглашений с Индией будут заключены новые контракты, но для этого необходима победа в тендере по поставкам вооружения ВМС Индии.

Из конкурентов Rafale следует отметить американский F/A-18E/F, который США постоянно выставляют на конкурсы в Финляндии, Малайзии, а также Швейцарии. Весной было объявлено, например, что ВВС Малайзии планируют сделать закупку партии боевых самолетов Rafale в количестве 18 единиц. При этом стоимость контракта может составить более 2 млрд. долларов.

В целом, анализируя состояние и перспективы существующих контрактов, а также возможные тендеры и опционы, Франция может поставить на экспорт до 200 боевых машин данного семейства истребителей.

Второй раунд: народное голосование

В этом раунде все просто. Голосуют другие страны, используя рубли, доллары, франки или другую валюту. Больше продаж — больше очков. Впрочем, есть нюансы.

Франция:Дассо-Рафаль»

Стоимость этого истребителя — 85-124 миллиона долларов. Да, недёшево, но продажи удалось разогнать за счёт победы вматери всех тендеров» — индийском MMRCA(Medium Multi-Role Combat Aircraft,средний многофункциональный боевой самолёт». — Прим. ред.). 36 штук пропихнули Катару и 24 — Египту. Ну и сама Индия вроде как уже раскачалась на 36 французскихшквалов»(планировалось, правда, 126, но это уже детали).

Дассо Рафаль»(фото: Gauthier Bonnet)

Германия, Италия, Испания и Великобритания:Еврофайтер Тайфун»

Цена кусается: где-то на уровне 120 миллионов за тушку. Однако купец нашёлся и на этот товар. Помимо участвовавших в создании стран(тут правило железное: участвовал в готовке — будешь есть)тайфуны» приобрели Австрия, Саудовская Аравия и Оман. Также запущен процесс поставки в Катар и Кувейт. В общей сложности более шестисот самолётов порадуют своих хозяев.

SAAB JAS-39Грипен»(фото: Tony Osborne)

Швеция: SAAB JAS-39Грипен»

Несмотря на очень сладкую цену в 48 миллионов долларов, покупателей не так много. И покупатели тут другие: из карманов достают последнее, торгуются, надеются на скидку. Венгрия, Чехия, ЮАР и Таиланд доверили своё небо шведским машинам, но стоит учитывать, что некоторые купить не смогли и договорились взять самолёты в лизинг. Хотела завести у себягрифонов» и Швейцария, но народное голосование оказалось против.

Зато дальше дела пошли лучше: выиграли бразильский тендер, по которому скоро могут начаться поставки. Несколько штук приобретёт Болгария.

Оценки:

Dassault Rafale — 3,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Проблем всё больше и больше

К 1986 году цена программы стала слишком велика, участились разговоры, что никакого смысла в общеевропейской кооперации нет — стоит разойтись и начать делать самолёты всем самостоятельно. Лишь дополнительные вложения средств от правительств Англии, ФРГ и Италии спасли программу. Кроме того, было решено создать концерн Eurofighter Jagdflugzeug GmbH и уже официально и чётко поделить прибыль, а также определить, что и кто производит. В целом эти решения вдохнули новую жизнь в программу и работы как над самим будущим Eurofighter, так и над его многочисленными новыми системами вроде двигателя, радара, прицельной электроники и так далее.

Внешний вид будущего европейского истребителя на 1986 год. Формирование облика Eurofighter почти завершилось

Казалось бы, все проблемы у Eurofighter остались наконец позади. Но думаю, читатели уже догадываются, какая подлость ждала проекты впереди.

Вместо этого планировалось построить более дешёвый и лёгкий самолёт, используя в том числе и промышленность Восточной Германии. Второй причиной было слишком серьёзное отставание проекта от американского F-22. Но в программу к тому времени было вложено слишком много средств, слишком много рабочих мест зависело от неё. В итоге совместными усилиями бизнеса и зарубежных партнёров удалось убедить немецких политиков сохранить финансирование, хоть и ценой снижения заказа.

В 1994 году первый прототип Eurofighter наконец взлетел. В целом машина получилась по-настоящему достойная, серьёзно уступающая только американскому F-22, который сам испытывал значительные проблемы и находился под угрозой закрытия. Успей европейцы быстро довести до ума самолёт и наладить его эффективный и массовый выпуск — Eurofighter вполне могла ждать отличная экспортная судьба. Но из-за недостатка финансирования работы затягивались. В 1998 году начался выпуск серийных машин для изначальных заказчиков — Германии, Англии, Италии, Испании и оплатившей свой заказ ещё в начале девяностых Австрии. Лишь к концу первого десятилетия XXI века работы по этому контракту завершились и началось серьёзное продвижение самолёта на экспорт.

Пытались сделать из Eurofighter и палубный истребитель

Но к тому времени на рынке были и неплохие предложения от американских фирм, и достаточно дешёвые и хорошие российские самолёты, не всегда уступавшие Eurofighter даже по электронике. Были готовы и два европейских конкурента — Dassault Rafale и SAAB JAS 39 Gripen. В итоге началась самая настоящая драка за рынки. Не упростило ситуацию и появление американского F-35, активно продвигаемого как единый истребитель всех силдобра и демократии». Некоторые европейские страны, склонявшиеся в сторону покупки Eurofighter, отдали предпочтение именно американскомустелсу».

Eurofighter в ВВС ФРГ и Англии должен дослужить минимум до середины тридцатых годов XXI века

На текущий момент программу Eurofighter назвать неудачной, конечно же, нельзя. Самолёт стоит на вооружении нескольких стран, потихоньку модернизируется. Но и достичь успеха, о котором мечтали в восьмидесятых, так и не удалось. Кто знает — возможно, стоило с французами доработать Mirage 4000 и начать зарабатывать и потихоньку модернизироваться ещё до конца холодной войны. Может, стоило укротить гордыню и всё же разрабатывать самолёт попроще. Могла ли сложиться по-другому история общеевропейского истребителя, мы уже не узнаем. Нам остаётся лишь наблюдать за новыми попытками в лице англо-итальянского Tempest и франко-немецкого NGF. Что выйдет в этот раз — узнаем где-то лет через десять.

Sensors

The aircraft is equipped with a CAPTOR (ECR 90) multimode X-band pulse Doppler radar, developed by the Euroradar consortium. The multimode radar has three processing channels. The third channel is used for jammer classification, interference blanking and sidelobe nulling. Euroradar is led by Selex Sensors and Airborne Systems, with Indra of Spain, FIAR of Italy and EADS Defence Electronics of Germany.

In May 2007, an active electronically scanning array (AESA) version of CAPTOR, developed by Euroradar, was successfully test-flown on a Eurofighter. The radar is called CAESAR (CAPTOR AESA).

The PIRATE (passive infrared airborne track equipment) is mounted on the port side of the fuselage, forward of the windscreen. PIRATE has been developed by the EUROFIRST consortium which comprises Galileo Avionica (FIAR) of Italy (lead contractor), Thales Optronics of the UK (system technical authority) and Tecnobit of Spain.

PIRATE operates in both 3-5 and 8-11 micron spectral bands. When used with the radar in an air-to-air role, it functions as an infrared search and track system (IRST), providing passive target detection and tracking.

In an air-to-surface role, it performs multiple target acquisition and identification, as well as providing a navigation and landing aid. PIRATE provides a steerable image to the pilot’s helmet-mounted display.

In September 2005, Ultra Electronics was contracted to supply the Rafael Litening EF laser targeting pod for RAF Typhoons. German AF aircraft are also being equipped with the Litening pod.

Тактико-технические характеристики

Основные проекции Eurofighter Typhoon.

Лётный шлем HMSS Еврофа́йтера британских ВВС. HMSS Helmet Mounted Symbology System — полётная информация отображается на лицевом щитке шлема.

Источник данных: «Современные истребители»

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек (F.2, FGR.4) или 2 человека (T.1/T.1A)
  • Длина: 15,96 м
  • Размах крыла: 10,95 м
  • Высота: 5,28 м
  • Площадь крыла: 50 м²
  • Угол стреловидности по передней кромке: 55o
  • Коэффициент удлинения крыла: 2,2
  • Масса снаряжённого: 16000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 23500 кг
  • Масса топлива: 5000 кг (во внутренних баках)
  • Двигатели: 2× Eurojet EJ 200
  • Тяга:

    • максимальная: 2×6120 кгс (60 кН)
    • на форсаже: 2×9180 кгс (90 кН)
    • Удельный расход топлива без форсажа 0,76 кг на кгс в час
    • Удельный расход топлива на форсаже 1,7 кг на кгс в час

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:

    • на высоте: 2450 км/ч (M=2,3)
    • у земли: 1400 км/ч (M=1,2)
  • Боевой радиус действия, км

    • в режиме истребителя: 1389
    • в режиме ударного самолёта: 601
  • Перегоночная дальность: 3790 км
  • Практический потолок 19 812 м
  • Скороподъёмность: >315 м/с
  • Время разгона на малой высоте с 370 до 1200 км/ч: 30 с
  • Длина разбега/пробега: 700 м (снаряжённый)
  • Нагрузка на крыло: 311 кг/м²
  • Тяговооружённость: 1,18
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −3/+9 g
  • ЭПР: 1 м² (без наружных подвесок)

Вооружение

  • Пушечное вооружение: 1× 27 мм пушка Маузер BK-27 в корневой части правого полукрыла
  • Узлов подвески вооружения: 13
  • Боевая нагрузка: ~7500 кг различного вооружения:

    • Ракеты «воздух-воздух»: AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM, AIM-120 AMRAAM, IRIS-T и в будущем MBDA Meteor
    • Ракеты «воздух-земля»: AGM-84 Harpoon, AGM-88 HARM, ALARM, Storm Shadow, Brimstone, Taurus, Penguin и в будущем AGM Armiger
    • Бомбы: Paveway 2, Paveway 3, Enhanced Paveway, JDAM, HOPE/HOSBO;
    • Лазерная система целеуказания, например, контейнер LITENING.

Авионика

РЛС CAPTOR-E, DSEI-2019

  • РЛС: CAPTOR, с 2010 — АФАР CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)
  • ОЛС PIRATE (Passive Infra Red Airborne Track Equipment)

    • Длина: 680 мм
    • Ширина: 591 мм
    • Высота: 300 мм
    • Вес: 48 кг

Eurofighter Typhoon design

The aircraft is constructed of carbon-fibre composites, glass-reinforced plastic, aluminium lithium, titanium and aluminium casting. Stealth technology features include low frontal radar cross-section, passive sensors and supercruise ability.

The foreplane/delta configuration is intentionally aerodynamically unstable which provides a high level of agility (particularly at supersonic speeds), low drag and enhanced lift. The pilot controls the aircraft through a computerised digital fly-by-wire system which provides artificial stabilisation and gust elevation to give good control characteristics throughout the flight envelope.

В итоге

Конечно, данному изделию тяжеловато тягаться с F-16 от Tamiya или F-18 от Hasegawa в сорок восьмом масштабе, да только на сегодняшний день ему-то и особой альтернативы нет. Еврофайтер от Italeri нервно курит за ангаром. Да…, если бы не качество пластика…. Все же при цене модели в 25-30$, можно было на сырье не экономить (лучше на картоне для коробки, ИМХО). Вердикт: приложив определенные, отнюдь не сверхъестественные усилия, получим прекрасную модель интересного самолета. А тринадцать узлов внешней подвески, позволят поставить на полку, весьма серьезную и грозную машину. Дополнительную информацию по самолету можно получить в добротном обзоре Revell 1/72 04338 Eurofighter Typhoon Twin Seater:Всем спасибо! Удачи и приятного творчества!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector