«чудо-ракета гитлера». как в третьем рейхе создавали «фау-2»

Проекты на базе Фау-2

Внешние видеофайлы

A4b

В 1941 году в попытке увеличить дальность полёта баллистической ракеты была предложена идея оснастить её крыльями, переведя тем самым заключительную стадию полёта в сверхзвуковое планирование. Проект получил некоторое развитие в 1944 году, когда в экспериментальных целях несколько серийных Фау-2 были оснащены крыльями высокой стреловидности.

Предполагалось, что за счёт сверхзвукового планирования дальность действия ракеты удастся увеличить до 750 км, что позволило бы атаковать цели на территории Великобритании непосредственно с территории Германии. Два экспериментальных запуска были проведены: первый (неудачный) 27 декабря 1944, и второй — 24 января 1945. Во время второго пуска ракета достигла скорости, соответствующей М=4 (то есть в четыре раза превышающей скорость звука), прежде чем крылья отвалились от фюзеляжа и ракета разрушилась.

A4 подводного запуска

В 1943 году была выдвинута идея использовать подводные лодки для доставки ракет А4 к побережью США и обстрела ими прибрежных городов. Так как ракета перед запуском должна была быть установлена вертикально, расположить её внутри существующих германских лодок было невозможно, поэтому для доставки ракеты в подводном положении предполагалось использовать буксируемый пусковой контейнер, внутри которого располагалась ракета, топливо и окислитель. Перед запуском, после всплытия, контейнер выравнивался вертикально за счёт заполнения кормовых балластных цистерн, ракета заправлялась и осуществлялся пуск.

Проект получил развитие, и три подобных контейнера были заказаны в 1944 году, но только один собран к концу войны; вся система ни разу не была испытана. Однако разведка союзников сумела получить некоторые данные о проекте в 1944 году и ВМФ США разработал специальные меры по противодействию развёртыванию ракетоносных субмарин, если бы таковые вышли в океан. В январе 1945 года во время попытки крупной «волчьей стаи» прорваться из Норвегии в Северную Атлантику эти действия были ошибочно приняты за намерение развернуть ракеты для удара по Нью-Йорку, ошибка выяснилась только после разгрома немецкого соединения.

Аналоги/копии

Крылатая ракета JB-2 «Loon» Американская адаптация Фау-1

США ещё в 1944 году воспроизвели методом обратной разработки ракету Фау-1 из обломков снарядов, упавших на территории Великобритании. Оценив конструкцию германской ракеты как весьма удачную для массового производства, американская армия организовала массовый выпуск американской копии Фау-1 под обозначением Republic JB-2 Loon. В отличие от немцев, американцы установили на ракету радиокомандную систему наведения, что позволило существенно увеличить точность (в идеальных условиях круговое вероятное отклонение 400 метров на дальность в 160 км). Кроме того, американцы отказались от громоздкой катапульты, используя для запуска стартовые ракетные ускорители. Планировалось произвести несколько десятков тысяч ракет для применения с самолетов по Японии, но война кончилась раньше, чем ракеты успели поступить на вооружение.

После войны

На основе ПуВРД Argus, применяемого в ракетах «Фау-1», Германия готовила[когда?] самолёты EF-126, разрабатываемые фирмой Junkers. После войны, Советский Союз позволил инженерам завода построить первый прототип[прояснить], и в мае 1946 самолёт EF-126 совершил свой первый полёт без двигателя, на буксире за Ju.88G6. Однако в ходе испытательного полёта 21 мая произошла катастрофа, в результате которой погиб лётчик-испытатель и был полностью разрушен единственный прототип. Позже было построено[кем?] ещё несколько машин, но в начале 1948 года все работы по EF-126 были прекращены.[источник не указан 1812 дней]

В качестве трофеев Советскому Союзу достались, при занятии территории испытательного полигона недалеко от города Близна в Польше, несколько ракет «Фау-1». Советскими инженерами в итоге была создана копия ракеты «Фау-1» — 10Х (позже получившая название «Изделие 10»). Руководил разработкой В. Н. Челомей.
Первые испытания начались в марте 1945 года. Лётные испытания закончили в 1946 году, однако ВВС отказались принять эту ракету на вооружение, прежде всего из-за низкой точности системы наведения (попадание в квадрат 5×5 км с расстояния 200 км считалось большой удачей, в чём значительно уступало прототипу), также ракета 10Х имела малую дальность и скорость полёта — меньшую, чем у поршневого истребителя.

После войны ракетой заинтересовались и ВМС США, успешно проведшие серию испытаний по запуску ракеты с подлодок. Тем не менее, ракета быстро устаревала, и в 1949 году программа была отменена.

После реверс-инжиниринга захваченных V-1 в 1946 году, французы начали производство копий для использования в качестве беспилотных летательных аппаратов , начиная с 1951 года. Они назывались ARSAERO CT 10 и были меньше, чем V-1. CT 10 мог быть запущен с земли с помощью твердотопливных ракетных ускорителей или с воздуха с бомбардировщика LeO 45 . Было произведено более 400 экземпляров, некоторые из которых были экспортированы в Великобританию, Швецию и Италию. Сравнительно малоизвестным развитием Fi-103 является шведская крылатая ракета Lufttorped 7 (LT.7), разрабатывавшаяся концерном Saab в 1944—1949 годах. Разработка этого снаряда была инспирирована значительным числом опытных ракет Фау-1, разбившихся на территории Швеции в 1943—1944 гг. Детали разбившихся снарядов были тщательно изучены, и на их основании шведы инициировали собственную (существенно отличающуюся от оригинала) разработку. Около 190 ракет было собрано в 1949—1950 гг., но, ввиду недостаточных возможностей, проект был закрыт.

Сравнительная характеристика

Основные сведения и технические характеристики иностранных ракет с жидкостными ракетными двигателями
Наименование ракеты и странапроизводства Двигатель Массо-габаритныехарактеристики Лётно-техническиехарактеристики Другое
Оригинал Русское Страна Ступени Топливо Система подачи Тяга на земле, кгc Время работы, с Длина, м Диаметр, м Полная масса, кг Масса топлива, кг Масса полезной нагрузки, кг Скорость макс., м/с Высота макс. или по траектории, км Дальность, км Серийное производство Примечание
Дальние ракеты типа «земля — земля»
V-2 (A-4) «Фау-2» Жидкий кислород + 75% этиловый спирт Насосная 25000 65 14 1,65 3000 9000 1000 1500 80 до 300 Да Устарелая конструкция. Послужила прототипом многих ракет
WAC Corporal «Корпорэл» Азотная кислота + анилин Вытеснительная 9070 12,2 0,762 5440 600 ÷ 800 1000 ÷ 14501 80 120 ÷ 240 Да Разбег дальностей и скоростей достигается за счёт установки боевой части различного веса
PGM-11 Redstone «Редстоун» Жидкий кислород + спирт Насосная 31880 18,3 1,52 20000 1800 320(800) Да Стала прототипом для разработки ракет с дальностью до 2400 км
SM-65 Atlas «Атлас» Первая ступень Жидкий кислород + диметил-гидразин Насосная 2×45360 (2×54000) 100000 ÷ 110000 6700 1280 8000 Да При старте работают все три двигателя
Вторая ступень Жидкий кислород 61000 24 ÷ 30 2,4 ÷ 3 225000
Ракеты для исследования верхних слоёв атмосферы
General Electric RTV-G-4 Bumper «Бампер» Первая ступень типа А-4 (см. данные ракеты А-4) 26 кг (вес приборов) 3000 420 Изготовлено несколько экземпляров↓ Использовалась для исследовательских целей
Вторая ступень WAC Corporal Азотная кислота + анилин Вытеснительная 680 45 5,8 0,3 300
RTV-N-12 Viking «Викинг» № 11 Жидкий кислород + спирт Насосная 9070 12,7 1,2 7500 320 1920 254 Выпущено 12 шт. в различных вариантах Специальная исследовательская ракета. Имеет отделяющуюся головку
№ 12 Насосная 9225 105 12,7 1,14 6800 2950 ÷ 2500 450 1800 232
Aerobee «Аэроби» Первая ступень Порох 2,5 1,9 265 117 68,4 1380 100 ÷ 145 Выпущено около 100 шт. различных вариантов
Вторая ступень Азотная кислота + анилин Баллонная 1140 45 6,1 0,38 485 283
Aerobee 150 «Аэроби» Первая ступень Порох 265 55 — 91 2150 325 ÷ 270 Да
Вторая ступень Азотная кислота + (анилин + спирт) ЖАД 800 53 6,37 0,38 500
Veronica AGI «Вероника» Азотная кислота + керосин ЖАД 4000 32 ÷ 35 6,0 0,55 1000 700 57 1400 120 240 Опытные образцы
Зенитные управляемые ракеты
Wasserfall «Вассерфаль» Азотная кислота + визоль Баллонная 8000 40 7,835 0,88 3800 1815 600 ÷ 100 750 20 40 Не была окончательно доведена
MIM-3 Nike Ajax «Найк» Первая ступень Порох 3,9 550 до 140 кг 670 18 30 Да Состояла на вооружении в системе противовоздушной обороны США
Вторая ступень Азотная кислота + анилин Баллонная 1180 (на высоте 3000 м) 35 6,1 0,300 450 136
Matra SE 4100 «Матра» Баллонная 1250 14 4,6 0,400 400 110 500 4,0 Опытные образцы
Oerlikon RSC-51 «Эрликон» Азотная кислота + керосин Баллонная 500 52 4,88 0,37 250 130 20 750 15 20 Да
Источник информации: Синярев Г. Б., Добровольский М. В. Жидкостные ракетные двигатели. Теория и проектирование. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Гос. издательство оборонной промышленности, 1957. — С. 60—63 — 580 с.

Словосочетание «ракета Фау-2»

Слово «Фау-2» происходит от немецкого «Vergeltungswaffe-2», где «Vergeltungswaffe» переводится, как оружие возмездия,
а литера «2» обозначает порядковый номер этого оружия, присвоенный гитлеровской пропагандой летом 1943 года. Такое
обозначение придумал рейхсминистр народного просвещения и пропоганды фашистской Германии Йозеф Геббельс. С характером
системы оружия название не имело ничего общего. Сокращенно ракету называли «V-2». Под аббревиатурой «V-2» название ракеты
закрепилось в Германии, затем в Великобритании, США и во всем мире.

Однако немецкие конструкторы ракеты именовали свое детище по другому – «А-4», что означает «Агрегат – 4». Литера «4»
обозначает порядковый номер проекта ракеты.

В русском языке слово «Фау-2» стало употребляться с 1945 года, как чтение от первой буквы немецкого слова
«Vergeltungswaffe». Слово прижилось в русскоязычной исторической и военной литературе. Однако, словосочетание «ракета Фау-2»
первоначально не использовалось, а соответствующее ему изделие именовалось «реактивный снаряд Фау-2». Сейчас в Рунете равно
фигурируют все три названия: «Фау-2», «А-4», «V-2». Употребление понятия «реактивный снаряд» в отношении Фау-2 применяется редко.

Ссылки

Литература

Вилли Лей. Ракеты и полёты в космос = Rockets, missiles and space travel / под ред. полковника Бузинова В. М.. — М.: /Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961. — 423 с.

Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава: Ошибки

Секретное оружие и СС)
Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост

В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1207 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430.

Космонавтика : маленькая энциклопедия / . ─ М. : Советская энциклопедия, 1968 . ─ 528 с. : ил. + прил. ─ (Маленькие энциклопедии: история- наука — техника — культура — жизнь) .

Пуски ракет Фау-2 в 1952 году

История

Первой в мире классической крылатой ракетой, производившейся серийно и применявшейся в реальных боевых действиях, стал самолёт-снаряд «Фау-1» (Fi-103), разработанный Германией. Фау-1 впервые была испытана 21 декабря 1942 года и была массово применена в конце Второй мировой войны против Великобритании. Намного более дешёвые чем пилотируемые бомбардировщики (Фау-1 стоила 3500 рейхсмарок, тогда как один бомбардировщик He-111 стоил 265 650 рейхсмарок), самолёты-снаряды могли запускаться в огромных количествах, подвергать тылы противника постоянным терроризирующим бомбардировкам и вынуждать его отвлекать огромные ресурсы на противовоздушную оборону. Однако из-за низкой точности системы наведения ракеты, в составе экспериментальной эскадры KG200 была сформирована 5 эскадрилья, в которой отрабатывалась возможность управления ракетой Fi-103 пилотом, который на конечном участке траектории должен был (теоретически) выброситься с парашютом.

Проект получил кодовое название «Райхенберг» в честь столицы бывшей территории Чехословакии «Рейхсгау Судетская область» (ныне Либерец). Что касается самолета он был известен как «Reichenberg-Geräte» (Устройство Райхенберг).

«Устройство Райхенберг» с номером от RLM Fieseler Fi 103 (также называемым Фау-1) было экспериментальным самолётом для проверки пригодности конструкции и аэродинамики. Машина была переделана в управляемую путем установки в ней кабины пилота, где в стандартном Фау-1 были вставлены баллоны со сжатым воздухом. Кокпит был оборудован минимальным количеством летного инструментария и фанерным сиденьем, с фонарем кабины, в которую входила передняя бронированная панель из плексигласа. Два баллона со сжатым воздухом были заменены только одним, необходимым для поддержания давления в топливной системе и установленным сзади, в пространстве, где обычно размещался автопилот. Крылья были модифицированы путем включения элеронов и ручного управления полетом, (вместо автоматического управления). Машина также была построена для использования в учебных целях в двухместном варианте: у учебных версий была выдвижная лыжа, похожая на аналогичную у Me 163. Всего было выпущено около 175 модифицированных Фау-1, большая часть их была изготовлена в оружейных мастерских люфтваффе (Luftmunitionsanstalt).

Когда RLM приняло решение о срочной разработке пилотируемых одноразовых самолётов-снарядов, запускаемых с самолётов-носителей в воздухе, то координатором всех исследовательских и проектно-конструкторских работ по этому направлению был назначен директор DFS (Немецкий институт планеризма) В. Георгии. Были приготовления к использованию «устройства Райхенберг» и в качестве оружия камикадзе. Для этого была начата военная операция Зельбстопфер (Selbstopfer). Пилоты смертники были помещены в боевую эскадрилью KG 200.

Появление проекта «Райхенберг» было вдохновлено действиями японских камикадзе и их самолётом-снарядом «Ока» (Yokosuka MXY7 Ohka). Нацистская Германия в то время была в отчаянном положении и хотела изменить его практически любой ценой. Официальная позиция состояла в том, что пилот выпрыгивает с парашютом после того, как самолёт направлен к цели. Реальный шанс спасти пилота был практически нулевой из-за высокой скорости полета, отсутствия спасательной катапульты и впускного отверстия двигателя расположенного сразу за кабиной. Отличной мотивацией для проекта была относительно низкая стоимость производства модифицированной версии Фау-1, а также более лёгкая подготовка пилотов, для которой было достаточно базовой подготовки на планере с дополнительной подготовкой на учeбном варианте самолётa с инструктором.

Одной из причин боязни использовать Fi 103R стали неудачные испытания проекта «Mistel» на основе самолётов Heinkel He 111, которые развивали плохую скорость при атаке с использованием прикреплённых Fi 103R. Сами же Fi 103R и на отдельных испытаниях показывали неудовлетворительные результаты, то и дело разбиваясь.

Краткий исторический экскурс

Каждая ФАУ-2 запускалась со специальной стартовой мобильной установки. На борту каждой ракеты, имевшей длину 14 метров, находилась почти тонна взрывчатки. Впервые ракета этого типа упала на Лондон в начале сентября 1944 года. После нее осталась десятиметровая воронка, трое убитых и 22 раненных человека.

До нее немцы уже использовали самолет-снаряд ФАУ-1, но эта техника представляла собой принципиально новый образчик вооружения. Ракета подлетала к цели всего за пять минут, за счет чего средства обнаружения того периода оказались перед ней совершенно бессильны. С исторической точки зрения, ФАУ-2 представляет последнюю попытку немецкой оборонной промышленности повернуть ход войны в свою пользу

На исход Второй мировой их «супероружие» никакого влияния не оказало, зато оно стало важной вехой в развитии мирового ракетостроения и освоения космического пространства

Свидетели впоследствии вспоминали, что в воздух поднимались огромные кучи осколков, причем все это сопровождалось страшным грохотом. Запуск самих ракет проходил практически беззвучно: в большинстве случаев об этом событии напоминал лишь легкий хлопок, доносившийся с другого берега Ла-Манша.

Литература

Вилли Лей. Ракеты и полёты в космос = Rockets, missiles and space travel / под ред. полковника Бузинова В. М.. — М.: /Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961. — 423 с.

Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава: Ошибки

Секретное оружие и СС) Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост. В

И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1207 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430

В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1207 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430.

Космонавтика : маленькая энциклопедия / . ─ М. : Советская энциклопедия, 1968 . ─ 528 с. : ил. + прил. ─ (Маленькие энциклопедии: история- наука — техника — культура — жизнь) .

После войны

Основные статьи: Операция «Скрепка», Операция «Backfire» и Ракета «Р-1»


Фотографии планеты Земля, сделанные 24 октября 1946 года на суборбитальной ракете V-2

После войны американскими оккупационными властями из Германии в США в разобранном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes. В 1946—1952 годах армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями; один запуск произведён с палубы авианосца.

Первые фотографии планеты Земля, непосредственно из космоса, были сделаны 24 октября 1946 года на суборбитальной ракете V-2, запущенной в США (полёт № 13) с ракетного полигона White Sands. Самая большая высота (65 миль, 105 км) была в 5 раз выше, чем на любой фотографии, сделанной до этого полёта; фотографии делались каждые полторы секунды.

Советские оккупационные власти в Германии как минимум до 1952 года вели программу испытательных запусков скопированных с «Фау-2» образцов ракет и её модификаций на полигоне Пенемюнде, который теперь обслуживал советскую ракетную программу.

Понаписали! Перлы из школьных сочинений, которые могут придумать только дети

Конструкция

Схема «Фау-2»

Внешне ракета со свободным вертикальным стартом имела классическую для подобных ракет веретенообразную форму с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами.

Общая длина корпуса ракеты составляла 14 030 мм, максимальный диаметр равнялся 1650 мм.

Стартовая масса ракеты «Фау-2» достигала 14 тонн и складывалась из массы боевого заряда (980 кг), компонентов топлива (8760 кг) и конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг).

Ракета состояла из более чем 30 тысяч отдельных деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.

На ракете устанавливался жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей обоих компонентов топлива. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор, баки с перекисью водорода и марганцовокислым натрием, батарея из семи баллонов со сжатым воздухом.

Технологически «Фау-2» была поделена на 4 отсека: боевой, приборный отсек, баковый (топливный) и хвостовой отсеки. Такое разделение диктовалось условиями транспортировки.

Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм, общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм, снаряжался аммотолом. Выбор этого взрывчатого вещества был обусловлен его относительной безопасностью к применению в условиях вибрации и нагрева. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель. От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Скорость падения ракеты составляла 1100 м/c. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу, полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.

В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование.

Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75 % водный раствор этилового спирта) размещалось в переднем баке. Окислитель — жидкий кислород, заправлялся в нижний бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава. В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением, равным приблизительно 1,4 атмосферы. Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном).

Жидкостный двигатель ракеты Фау-2; схема этого двигателя стала классической для ЖРД на протяжении более полувека

В хвостовом отсеке на силовой раме размещалась двигательная установка, тягой на Земле в 25 тс.
Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза, образующегося при разложении перекиси водорода в парогазогенераторе в присутствии катализатора — марганцовокислого натрия. Мощность турбины 680 л. с.

Одним из наиболее революционных технологических решений стала автоматическая система наведения. Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета, а любое отклонение от заданной траектории выправлялось четырьмя графитными газодинамическими рулями, помещёнными в реактивную струю двигателя по периферии сопла. Отклоняясь, эти рули отклоняли часть реактивной струи, что изменяло направление вектора тяги двигателя, и создавало момент силы относительно центра масс ракеты, что и являлось управляющим воздействием (подобный способ заметно снижает тягу двигателя, к тому же графитные рули в реактивной струе подвержены сильной эрозии и имеют очень малый временной ресурс).

Четыре стабилизатора крепились фланцевыми стыками к хвостовому отсеку. Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).

«Фау-2» на транспортно-установочном прицепе Meilerwagen

Проекты на базе Фау-2

A4b

В 1941 году в попытке увеличить дальность полета баллистической ракеты была предложена идея оснастить её крыльями, переведя тем самым заключительную стадию полета в сверхзвуковое планирование. Проект получил некоторое развитие в 1944 году, когда в экспериментальных целях несколько серийных Фау-2 были оснащены крыльями высокой стреловидности.

Предполагалось, что за счет сверхзвукового планирования дальность действия ракеты удастся увеличить до 750 км, что позволило бы атаковать цели на территории Великобритании непосредственно с территории Германии. Два экспериментальных запуска были проведены: первый (неудачный) 27 декабря 1944, и второй — 24 января 1945. Во время второго пуска ракета достигла скорости, соответствующей М=4 (то есть в четыре раза превышающей скорость звука), прежде чем крылья отвалились от фюзеляжа и ракета разрушилась.

A4 подводного запуска

В 1943 году была выдвинута идея использовать подводные лодки для доставки ракет А4 к побережью США и обстрела ими прибрежных городов. Так как ракета перед запуском должна была быть установлена вертикально, расположить её внутри существующих германских лодок было невозможно, поэтому для доставки ракеты в подводном положении предполагалось использовать буксируемый пусковой контейнер, внутри которого располагалась ракета, топливо и окислитель. Перед запуском, после всплытия, контейнер выравнивался вертикально за счет заполнения кормовых балластных цистерн, ракета заправлялась и осуществлялся пуск.

Проект получил развитие, и три подобных контейнера были заказаны в 1944 году, но только один собран к концу войны; вся система ни разу не была испытана. Однако разведка союзников сумела получить некоторые данные о проекте в 1944 году и ВМФ США разработал специальные меры по противодействию развертыванию ракетоносных субмарин, если бы таковые вышли в океан. В январе 1945 года во время попытки крупной «волчьей стаи» прорваться из Норвегии в Северную Атлантику эти действия были ошибочно приняты за намерение развернуть ракеты для удара по Нью-Йорку, ошибка выяснилась только после разгрома немецкого соединения.

Пуски ракет Фау-2 в августе 1944 года

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1944/08/01 Пенемюнде, Oie Герм.; 2×V-2: 18207, 18203
1944/08/01 Тухоля Герм.; 2×V-2: ?, ?
1944/08/02 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18204
1944/08/03 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 4202
1944/08/04 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 4179
1944/08/12 Пенемюнде, Oie Герм.; V-2, 18200
1944/08/13 Пенемюнде, № 12 Герм.; 2×V-2: 4181, 4182
1944/08/13 Тухоля Герм.; 2×V-2: 18296, 18292
1944/08/14 Тухоля Герм.; 9×V-2: 18298, 18307, 18302, 18291, 18301, 18303, 18305, 18308, 18309
1944/08/15 Пенемюнде, Oie Герм.; 2×V-2: 18267, 18266
1944/08/15 Тухоля Герм.; 7×V-2: 18311, 18312, 18310, 18314, 18321, 18315, 18319
1944/08/16 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18263
1944/08/16 Тухоля Герм.; 5×V-2: 18318, 18317, 18295, 18323, 18328
1944/08/17 Пенемюнде Герм.; V-2, 4224
1944/08/17 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 18239
1944/08/17 Тухоля Герм.; 8×V-2: 18320, 18300, 18316, 18290, 18327, 18324, 18306, 18325
1944/08/18 Тухоля Герм.; 7×V-2: 18326, 18345, 18350, 18336, 18339, 18349, 18346
1944/08/20 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 18238
1944/08/20 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18243
1944/08/22 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18258
1944/08/22 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 18233
1944/08/22 Тухоля Герм.; V-2, 18322
1944/08/23 Пенемюнде Герм.; V-2, 4226
1944/08/23 Тухоля Герм.; V-2, 18210
1944/08/24 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 18222
1944/08/24 Тухоля Герм.; V-2, 18209
1944/08/26 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 18240
1944/08/26 Тухоля Герм.; 3×V-2: 18344, 18337, 18333
1944/08/30 Пенемюнде, № 6 Герм.; V-2, 18299
1944/08/30 Тухоля Герм.; 2×V-2: 18334, 18338

Модификации[править | править код]

За время производства Фау-1 несколько модификаций таковой (включая специализированные и пилотируемые) было разработано либо предложено конструкторами. Лишь часть из них была применена на поле боя.

Фау-1 воздушного запуска

Фау-1 на модифицированном He 111 Arado Ar 234 Blitz mit V1 Помимо запуска ракеты с наземных площадок, немцы также практиковали пуски Фау-1 с летящих бомбардировщиков. Никакая переделка ракеты при этом не требовалась, так как её прототипы и так были приспособлены для воздушных запусков при испытаниях двигателя. В качестве носителя Фау-1 обычно использовались бомбардировщики «Хейнкель» He 111 H-22. Ракета закреплялась под крылом бомбардировщика, при этом двигатель снаряда выступал над верхней поверхностью крыла.

Воздушные запуски ракет начались в июле 1944 года. Немцы рассматривали воздушные запуски как способ компенсировать потерю пусковых площадок в Па-де-Кале, захваченных союзным наступлением. Кроме того, самолеты-ракетоносцы могли осуществлять запуски ракет с неожиданных направлений, затрудняя действия противовоздушной обороны Великобритании.

В связи с активностью истребителей союзников, вылеты ракетоносцев проводились только по ночам, и только на малых высотах, чтобы избежать обнаружения радарами. Бомбардировщик приближался к Британии и пересекал линию побережья на малой высоте, затем совершал набор высоты, запускал ракету, и быстро снижался вновь. Тем не менее, тактика была опасной: помимо того, что He-111 сам по себе был устаревшей машиной, яркая вспышка включившегося двигателя ракеты демаскировала носитель в ночной темноте. Кроме того, воздушные запуски были менее надёжны. Всего было запущено с самолетов-носителей около 1176 ракет Фау-1.

В дальнейшем, немцы также предлагали разработать модификацию Фау-1 для запуска с реактивных бомбардировщиков «Arado Ar 234 Blitz». При этом ракета должна была либо буксироваться за самолетом на гибкой подвеске, либо устанавливаться сверху на фюзеляже. Эти планы не были реализованы.

Дальнобойная Фау-1

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок.

В попытке решить эту проблему, была разработана новая, более дальнобойная версия ракеты. Запас топлива был повышен за счет уменьшения веса боевой части. Кроме того, носовой обтекатель ракеты, в исходной версии — металлический, стал изготовляться из дерева, что привело к существенному снижению веса конструкции. Новые ракеты могли применяться по территории Великобритании с более отдаленных пусковых площадок в Нидерландах. Немцы лихорадочно пытались организовать массовое производство дальнобойных ракет к зиме 1944—1945, но из-за общего коллапса германской экономики и разрушения бомбардировками промышленных предприятий, новый «robotblitz» начался только в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен ракет были запущены по Лондону с пусковых площадок в Нидерландах. Вскоре после этого, решающее наступление англо-американских войск привело к утере немцами и этих позиций.

Пилотируемая V4 (Фау-4)

Основная статья: Fieseler Fi 103R Reichenberg

Пилотируемый вариант крылатой ракеты — Fieseler Fi 103R

Пилотируемый вариант крылатой ракеты Fieseler Fi 103R, или V4; должен был применяться против армад бомбардировщиков союзников. Кабина пилота находилась в задней части фюзеляжа, перед диффузором двигателя:

Пилот должен был направлять самолет на цель и затем выбрасываться с парашютом. К 1944 году было построено 175 экземпляров. Всерьёз разрабатывался проект использования V4 как оружия камикадзе. Для этого создавалась армейская операция подготовки пилотов-смертников. Всего было подготовлено 200 таких пилотов. Хотя самолёты типа V-4 в конце концов так и не поступили в распоряжение пилотов-смертников, пилоты из этой программы были использованы с имеющимися в наличии самолётами.

Помимо этих программ, немцы также рассматривали возможность использования самолета-снаряда в качестве буксируемого топливного бака для реактивных истребителей. Лишенный двигателя и боеголовки снаряд (по сути дела, просто бак с крыльями и автопилотом) должен был буксироваться за Me-262 и сбрасываться по исчерпании запаса топлива в нём. Проект прошёл несколько тестовых испытаний буксировкой за тяжёлым бомбардировщиком He-177, но в итоге не был применен на практике.

Пуски ракет Фау-2 в январе 1945 года

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1945/01/01 Тухоля Герм.; V-2, 20852
1945/01/02 Тухоля Герм.; 3×V-2: 20815, 20817, 20818
1945/01/03 Пенемюнде Герм.; V-2, 19535
1945/01/03 Тухоля Герм.; 3×V-2: 20838, 20841, 20851
1945/01/04 Пенемюнде, Karlshagen Герм.; V-2, 20835
1945/01/04 Тухоля Герм.; 2×V-2: 20823, 20814
1945/01/06 Пенемюнде, Karlshagen Герм.; V-2, 20826
1945/01/08 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 19092
1945/01/08 Тухоля Герм.; 2×V-2: 20843, 20819
1945/01/09 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18464
1945/01/10 Тухоля Герм.; 3×V-2: 20705, 20808, 20809
1945/01/11 Пенемюнде, Karlshagen Герм.; V-2, 20821
1945/01/11 Тухоля Герм.; 5×V-2: 20810, 20807, 20811, 20804, 20806
1945/01/13 Пенемюнде, Karlshagen Герм.; V-2, 20840
1945/01/15 Пенемюнде, Karlshagen Герм. V-2, 20831
1945/01/15 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 20348
1945/01/16 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 4275
1945/01/16 Пенемюнде Герм.; V-2, 18625
1945/01/16 Пенемюнде, Karlshagen Герм.; V-2, 20850
1945/01/17 Пенемюнде, Karlshagen Герм.; V-2, 20832
1945/01/19 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 4301
1945/01/22 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 18628
1945/01/22 Пенемюнде, № 10 Герм.; V-2, 4302
1945/01/24 Пенемюнде, Oie или № 10 Герм.; V-2, 18543
1945/01/25 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 20465
1945/01/25 Пенемюнде, Karlshagen Герм.; V-2, 20829
1945/01/27 Пенемюнде, Karlshagen Герм.; V-2, 20827
1945/01/30 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 20338
1945/01/31 Пенемюнде, № 7 Герм.; V-2, 19079

Развёртывание

С момента создания «Фау-2» в германском командовании велись споры по поводу схемы развёртывания ракет. Ракета заправлялась быстроиспаряющимся жидким кислородом, получение которого велось на специальных предприятиях. Поэтому, с технической точки зрения, разумно было развёртывать ракеты на стационарных позициях в непосредственной близости от заводов жидкого кислорода и запускать сразу же после заправки.

Военные, тем не менее, критически отнеслись к этой концепции. Их главным аргументом было превосходство авиации союзников в воздухе, делавшее любые стационарные позиции ракет слишком уязвимыми для массированных бомбардировок. По мнению военных, запуск ракет должен был осуществляться с мобильных быстро перемещающихся позиций, которые было бы трудно обнаружить и уничтожить.

Позиция военных тоже имела ряд недостатков, главным из которых были очевидные сложности с обслуживанием ракет на мобильных позициях, меньшая вероятность успешного запуска в полевых условиях и главное — сравнительно меньший темп запуска ракет с полевых позиций, чем с оборудованных стационарных комплексов. Тем не менее, военные настаивали на своём, утверждая, что любые стационарные комплексы будут подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, которые если и не разрушат их полностью, то затруднят до крайности запуск ракет.

В конечном итоге, спор был разрешён в пользу стационарных комплексов вмешательством лично Гитлера, испытывавшего симпатии к грандиозным проектам. По его приказу было начато строительство нескольких гигантских заглублённых бункеров, каждый из которых должен был представлять собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет в максимально быстром темпе.

Строительство нескольких подобных конструкций было начато в 1943, но не доведено до конца:

  • Купол Визерне
  • Бункер Эперлек

Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб «Толлбой», падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно. Хотя при этом не надо забывать, что противодействие этой угрозе потребовало привлечения также больших ресурсов Британии и США.

Ввиду очевидного фиаско концепции стационарных пусковых бункеров Гитлер изменил своё мнение и согласился на развёртывание ракет на мобильных позициях. Специально для запуска «Фау-2» был разработан установщик, называвшийся «майлерваген», который доставлял ракету на позицию и ставил её вертикально на стартовый стол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector