Самоходная артиллерийская установка «фердинанд»

Брянский фронт. Вторая попытка

Тем временем к полю сражения на макушке Орловского выступа прибыла 3-я гвардейская танковая армия П. С. Рыбалко. Её тоже решили использовать, чтобы расколоть выступ надвое. Начальник Автобронетанкового управления Красной армии Я. Н. Федоренко, словно чуя неладное, предлагал использовать 3-ю гвардейскую танковую армию на северном фасе орловской дуги.Фердинандов» там, кстати, не было. Но тов. Федоренко не послушали.

В итоге утром 19 июля танки Рыбалко продефилировали мимо поля неудачи своих предшественников у Подмаслово и влетели прямо вфердинанды» у другой деревеньки поблизости, Казинки. На 18 июля в строю в 7-м гвардейском танковом корпусе имелось исправными 129 Т-34 и 68 Т-70. К вечеру 19 июля от них осталось на ходу 32 Т-34 и 42 Т-70. Бой на большой дистанции имел свои особенности. В мощную оптику наводчикифердинандов» видели, как выскакивают танкисты из подбитых советских танков, но уже не успевали послать в них фугасный снаряд. Пулемётов же у них не было.

Тяжёлые самоходки даже отмечали на рабочих картах корпуса Рендулича.4 F» это четыреФердинанда» в подчинении 36-й МД

Потом на Брянском фронте пытались менять направления ударов, но немцы синхронно перебрасывали вдоль фронтафердинанды».

Так, в конце июля 1943 года 3-я гв. ТА пыталась пробить оборону так называемойГруппы Траута»(командира 78-й штурмовой дивизии). Уже после первых атак она получилафердинанды» с соседнего участка. Прорыва фронта так и не состоялось. Операция в целом развивалась каквыталкивание» немцев с Орловской дуги, а не как окружение и разгром.

Лето 1943 года действительно стало звёздным часомфердинандов». Но не только в качестве фотомодели для советских корреспондентов под Понырями. Странные самоходки стали одной из опор германской обороны в орловском выступе и крайне опасным противником для советских танков в операцииКутузов». До 42 единиц число безвозвратно потерянныхфердинандов» выросло только к августу 1943 года. Что самое обидное — рискованные решениянаверху» выводили советские танки прямо нафердинанды». Врага нельзя недооценивать. Наш противник в той войне был хитрым и опасным.

Коротко о главном.

Итак, перед нами Ferdinand – штурмовое орудие 8 уровня. Данная ПТ-САУ коренным образом меняется все взгляды о том, как нужно воевать на ПТ. Пересев с маневренной и быстрой Jagdpanther на Ferdinand, чувствуешь себя несколько неловко. Нет всех плюсов и достоинств, которыми она обладала. Однако не стоит отчаиваться. В наших руках оказалась очень и очень достойная боевая единица. Главным достоинством конечно же можно считать превосходное 128-мм орудие Pak 44 L/55 с отличной бронепробиваемостью и просто шикарным уроном! Не стоит забывать и хорошей броне в 200 мм в лобовой части ПТ. Недостатком является НЛД с толщиной листа брони всего в 85 мм. Очень уязвимы борта, корма и верхние листы. Несмотря на внушительный вес Ferdinand, два двигателя, работающие в паре, позволяют развивать скорость в 30 км/ч. Динамика вполне адекватная, что дает на возможность не отставать от атакующих тяжей союзников. Федя, это любимец артиллерии. Если на поле боя несколько ТТ и рядом Федя, то в 90% случаем чемодан прилетит именно в него. Всему беда слабое бронирование верхних листов. Дамаг от арты проходит практически полностью, что иногда чревато ваншотом. Никогда не стоит воевать в одиночку. Один в поле не воин, это про нашего Фердинанда. Иногда даже ЛТ может стать смертельной угрозой, не говоря уже о СТ. Не стоит искать позиций на открытой местности. Ввиду больших габаритов наша ПТ светится с очень больших расстояний. Тот же Патон способен увидеть нас уже с 400-420 метров. Идеальными являются ущелья или длинные улицы, на которых вас никто не обойдет сзади и сбоку. Прочная лобовая броня вполне уверенно будет держать попадания от многих противников до 7 или даже 8 левела. К последним следует применять постановку ромбом или танцы, что приводит к частым рикошетам.

Дизайн Фердинанда

Фердинанд был длиннее и тяжелее Тигра. Если Тигр должен был весить 45 тонн, то Фердинанд вырос уже до 65. Такая прибавка обусловлена усиленным бронированием корпуса ПТ. Двигатели были полностью переделаны, усилены вентиляция и охлаждение, но их по-прежнему было два. Корпус был изготовлен из металлических пластин, сваренных под небольшим углом. Оригинальная броня Тигра (100 мм спереди и по 60 мм сзади и с боков) была увеличена до 200 мм спереди за счет наваривания дополнительных листов металла.

Благодаря такому решению Фердинанд получил самую толстую броню среди всех существовавших танков того времени. Двигатель был вынесен в переднюю часть танка, что обеспечивало для экипажа дополнительную безопасность. Круговое бронирование Фердинанда было таким: 200 мм спереди, 80 мм сзади и с боков, 30 мм крыша и днище.

Водитель располагался в передней части корпуса с левой стороны, прямо под люком. Справа от водителя сидел радист, за ним командир и заряжающий. В крышу танка были установлены 4 перископа – для водителя, заряжающего, наводчика и командира. В задней части корпуса располагались отверстия, предназначенные для стрельбы из пулеметов MG 34 либо MP 40.

Фердинанд был оснащен двумя двигателями Maybach HL 120 TRM (245 л.с. при 2600 об / мин), которые приводили в действие два генератора Siemens Schuckert K58-8 (230 кВт/1300 об/мин). У танка был задний привод. Максимальная скорость Фердинанда составляла 30 км/ч, но по пересеченной местности не превышала 10 км/ч. Объем бензобака танка составлял 950 литров, а коэффициент расхода топлива был около 8 л/с.

Основным орудием Фердинанда была пушка 88 мм PaK4/2Л/71, версии АА, с более длинным бочонком, уменьшенной отдачей и отрегулированным механизмом затвора. Бортового пулемета не было, вместо этого в корпусе располагались отверстия для ручной стрельбы на тот случай, если экипаж окажется в условиях ближнего боя.

Предложения по тактике на Ferdinand.

Правильная и успешная игра на данной ПТ зависит от ключевых факторов. Это выбор правильного направления для продавливания обороны противника и максимально удобной позиции, которая позволит нам эффективно использовать сильные стороны: урон, бронепробиваемость и лобовую броню. Попадая в топ, мы грозная сила для команды противника. В середине и внизу списка Фердинанд поддерживает ТТ в наступлении. Эффективно проявляет себя орудие при стрельбе на средние и дальние дистанции. Имея отличную бронепробиваемость, мы способны поражать цели с минимальным для нас риском

Очень важно не подпустить к себе ЛТ или СТ. Закружить нас очень просто и в случае, если рядом не окажется союзника, 99% вероятность, что мы отправимся в ангар

В целом можно сказать, что игра на Феде имеет жесткий оборонительно-наступательный характер.

Перейдем к достоинствам данной ПТ-САУ. Здесь можно выделить крепкое лобовое бронирование, мощное 128-мм орудие с прекрасным уроном, пробитием и прочностью и достаточно хороший обзор. Небольшим плюсом можно считать попадание Феди в топ, хотя это происходит и не так часто.

Недостатки не так сладки. Приходится смириться с отсутствием всякого рода маскировки. Замечают нас дальше, ввиду больших габаритов, попадают чаще. Федя достаточно медлителен, из-за чего противник может вести огонь по нам с больших дистанций преимущественно с пробитием. Ну и извечная проблема большинства ПТ это слабо защищенные борта и корма.

Как играть

Ferdinand относится к тем самоходным противотанковым установкам, которые нужно использовать в качестве танков прорыва вражеской обороны, поэтому позиции всегда аналогичны позициям тяжёлых танков. Бронирования лобовой части корпуса вполне достаточно, чтобы соперничать с одноклассниками. Единственное уязвимое место — это нижний бронелист, однако при доворотах корпуса, не часто, но снаряды не будут пробивать эту зону. Поскольку немец имеет хорошие углы вертикального склонения орудия -8 градусов, то следует занимать позиции, где есть пригорки или насыпи. В этих случаях НЛД будет прикрыто и можно смело сдерживаться снаряды бронированной рубкой. Однако не стоит заигрываться и ехать в 1-й линии, поскольку не нужно забывать об отсутствии башни. ПТ-САУ могут легко сбить трак, тем самым обезвредив её.

К достоинствам можно отнести и 128 мм орудие, которое имеет рекордные показатели бронепробития 249 мм и разового урона 490 мм, что позволяет комфортно играть не только против одноуровневой техники, но и против более сильных соперников 9-х и 10-х уровней.

Поскольку Ferdinand обладает хорошим бронированием, то и динамика соответствует. Максимальная скорость составляет 30 км/ч, при этом поворот шасси также медленный – 21 град./сек. Такая динамика не позволит активно передвигаться по карте, поэтому нужно выбирать тот фланг, на котором часто происходят массовые перестрелки. В роли поддержки на 2-й линии немец будет наиболее эффективным, поскольку без башни есть большой риск повреждения трака. Стоит отметить углы горизонтальной наводки 15 градусов. Это значит, что даже при сбитой гусенице орудие достаточно хорошо поворачивается.

Что касается обзора, то стандартные 370 м для этого класса довольно неплохой показатель. При установленном оборудовании «просветлённая оптика» или «стереотруба» и при прокачанных умениях командира «орлиный глаз» и радиста «радиоперехват», Ferdinand сможет светить более чем на 400 м. Это одна из немногих ПТ, которая имеет такой радиус обзора.

Самоходка в бою

Машины подоспели как раз к началу Курской битвы. Следует отметить один забавный факт: все советские фронтовики, участвовавшие в этом сражении, в один голос твердят, что танк “Фердинанд” применялся массово (чуть ли не тысячами) по всему фронту. Но реальность не соответствовала этим словам. В действительности, в боях участвовали только 90 машин, при этом их применяли только на одном участке фронта – в районе железнодорожной станции Поныри и поселка Теплое. Там сражались два дивизиона самоходок.

В целом можно сказать, что “Фердинанд” прошел боевое крещение успешно. Немаловажную роль сыграла боевая рубка, которая была хорошо бронирована. Из всех потерь наибольшее количество произошло на минных полях. Одна машина нарвалась на перекрестный обстрел нескольких противотанковых орудий и семи танков, но в ней обнаружили всего одну (!) пробоину. Еще три самоходки были уничтожены бутылкой с зажигательной смесью, попаданием авиабомбы и крупнокалиберным гаубичным снарядом. Именно в этих боях Красная армия и ощутила на себе всю мощь такой грозной машины, как танк “Фердинанд”, фото которого были сделаны тогда впервые. До этого никакой информацией о машине русские не располагали.

В ходе боев были выяснены достоинства и недостатки машин. Например, экипажи жаловались на то, что отсутствие пулемета снижает живучесть на поле боя. Эту проблему пытались решить оригинальным способом: ствол пулемета вставлялся в незаряженное орудие. Но можно представить себе, как это было неудобно и долго. Башня не вращалась, поэтому наводка пулемета осуществлялась всем корпусом.

Другой способ был тоже остроумным, но неэффективным: к задней части самоходки приваривали железную клетку, где располагалось 5 гренадеров. Но “Фердинанд”, танк крупный и опасный, всегда привлекал к себе огонь противника, поэтому долго они не жили. Пытались установить пулемет на крышу рубки, но обслуживающий его заряжающий рисковал жизнью так же, как и гренадеры в клетке.

Из более значительных изменений – провели усиленную герметизацию топливной системы двигателя машины, но она увеличивала вероятность возникновения пожара, что подтвердилось в первые недели боев. А еще выяснили, что ходовая сильно восприимчива к повреждениям от мин.

Второй этап модернизации

В 1990 году танк «Элефант» Mk.1А начали переделывать. Результатом конструкторских работ стала модель Olifant Mk.B1. В новом варианте решено было оставить прежнее вооружение, а именно 105-миллиметровую пушку L7A1. Тем не менее от прежнего образца танк «Элефант Mk.B1» отличается тем, что главное вооружение дополнили теплоизоляционным стеклопластиковым кожухом. Наводчик располагал перископическим прицелом со стабилизированным визиром и лазерным дальномером. Башня танка для наведения основного орудия на цель разворачивалась посредством электрических приводов. Систему управления огнем дополнили новым баллистическим вычислителем. Вместо двустворчатого люка для заряжающего применили одностворчатый, который мог открываться только вперед. Раньше боеприпасы и имущество членов экипажа танка «Элефант» Mk.1A транспортировались в кормовой корзине. В новом варианте разработчики для этой цели предусмотрели более объемный специальный отсек. Его конструкторы включили в общие обводы башни танка новый отсек, который южноафриканские танкисты использовали в качестве ванны. Борта и крыша башни смонтировали с плоскими навесными модулями. Эта мера была предпринята с целью увеличить бронезащиту боевой машины. Как утверждают специалисты, устанавливая дополнительную броню, разработчик учитывал балансировку башни. В итоге, если сравнивать танк «Элефант Mk.В1» с британским «Центурионом», то в южноафриканском балансировка лучше, благодаря чему, чтобы произвести разворот, потребуется приложить меньше усилий.

Что думают о танке военные специалисты

Как заявляют эксперты, «Элефант» — это наглядный пример того, как можно воспользоваться боевыми возможностями уже устаревшей бронетехники. Оценив тактико-технические характеристики данной модели, многие эксперты сошлись на том, что оказывать полноценное сопротивление большинству современных танков «Элефант» не в состоянии. Однако с внесенными усовершенствованиями он в более выгодном положении, чем танки, не адаптированные к применению в Африке. В 1987 г. южноафриканская бронетехника в противостоянии с советскими танками Т-62 показала себя довольно неплохо.

Как убеждены специалисты, если сравнить «Элефант» с Т-62, то броневая защита и основные орудия в машинах ЮАР несколько лучше. В советской бронетехнике самым уязвимым местом была лобовая проекция. Южноафриканский танк можно было уничтожить с двухкилометровой дистанции, если снаряд из 115-миллиметровой советской пушки попадал в борт. Также «Элефант» можно было подбить посредством ручного противотанкового гранатомета, а именно РПГ-7. Благодаря модернизированной системе управления огнем снаряд с 2-километрового расстояния попадал в цель 500 х 500 мм. По мнению специалистов, такой показатель можно считать идеальным только для открытой равнинной местности, как в Южной Африке. Если бы посредством этих танков пришлось бы воевать в Анголе, для которой характерны густые заросли, то такая кучность была бы неудовлетворительной, даже со 100-метрового расстояния.

История разработки

САУ «Фердинанд» Историю создания САУ Фердинанд связывают с проектированием танка «Тигр I». Разработку вели конкурирующие фирмы Порше и Хеншель, представив в 1942 опытные образцы VK 4501 (P) и (H) соответственно. Гитлер предложил собирать обе машины параллельно, однако на совещании с Управлением Вооружениями было решено оставить вариант Хеншеля.

Модель танка Фердинанда Порше имела проблемы с трансмиссией и небольшой запас хода. Вместе с тем производство двигателей требовало большого количества цветных металлов, которые в Германии были в дефиците. Однако Порше не стал дожидаться результатов совещаний и начал сборку первых танков.

Также на новую немецкую самоходку были установлены уже имевшие серийное производство двигатели Майбах. Это потребовало перепроектирования системы охлаждения и топливных баков. Все работы делались в большей спешке, что впоследствии стало причиной ряда недоработок.

Уже к концу декабря 1942 новые САУ представлены для испытаний. В качестве награды Гитлер присвоил им имя конструктора «Фердинанд». Весной 1943 артиллерийские установки стали поступать на фронт.

В конце 1943 оставшиеся после первых сражений установки возвращены в Германию для модернизации. В лобовой части появился курсовой пулемет, заменены орудия, появилась командирская башенка с семью перископными устройствами. Эти аспекты позволяют легко отличать версии САУ по фото.

Была учтена и уязвимость установок перед минами — передняя часть днища получила дополнительную броню, гусеницы стали шире. Новая модель получила название «Элефант» (Elephant, с нем. «слон», иногда пишут Elefant), однако данное название закрепилось лишь в англоязычной литературе, поскольку именно с модернизированной версией столкнулись союзники после открытия второго фронта.

Техническая характеристика

Выставочная модель артиллерии в музее

Технические характеристики артиллерийской установки «Фердинанд» делали ее востребованной для противотанкового боя. В процессе модернизации ряд параметров был изменен, однако, основные ТТХ сохранились до последнего боя данных САУ в Берлине.

Габариты и вес

По данным википедии, габариты немецкой самоходки «Фердинанд» имеют следующие показатели:

  • длина корпуса — 8,14 м;
  • ширина — 3,38 м;
  • высота — 2,97 м;
  • клиренс — 0,485 м.

Боевая масса танка — 65 т. Подобный показатель в значительной степени ограничивал передвижение установок через мосты и на мягкой почве.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка самоходной артиллерии «Фердинанд» выполнена с передачей вращающего момента от двигателя к ведущим колесам посредством электричества. Это позволило избавиться от коробки перемены передач и главного фрикциона.

Два тяговых двигателя Siemens-Schuckert D149aAC с мощностью по 230 кВт располагались в кормовой части корпуса и приводили в движение колеса через понижающий редуктор. Такая трансмиссия увеличивала вес машины, но обеспечивала легкость управления.

Ходовая часть

Ходовая часть самоходки многие элементы позаимствовала у танков «Леопард». Подвеска блокированная, комбинированного типа, в котором торсионы сочетаются с резиновой подушкой. Сами торсионы расположены вне корпуса продольно на тележках.

С каждого борта имелось по три тележки с двумя опорными катками в каждой. Конструкция была достаточно сложная, однако показала свою надежность и ремонтнопригодность. Сами катки также имели хороший ресурс прочности. Задние ведущие колеса имели съемные зубчатые венцы по 19 зубьев. Передние оборудованы активным зацеплением и пневмогидравлическими тормозами.

По шоссе САУ развивала скорость в 35 км/ч, на пересеченной местности — 5-15 км/ч в зависимости от поверхности и мягкости почвы. Запас хода по шоссе и пересеченной местности составлял 150 и 90 км соответственно. Преодоление препятствий — наклон в 22 градуса, стенка в 0,78 м, ров шириной в 2,64 м, брод в метр глубиной.

Расход топлива

Для каждого из двух двигателей предусматривалась отдельная подача топлива. Соответственно установка имела два топливных бака по 540 литров. В отделении управления имелись запорные краны, открывавшие подачу топлива в случаях, когда в баках оставалось минимальное количество горючего.

Точных сведений о расходе топлива не имеется. Однако с учетом низкого запаса хода и массы машина потребляла большое количество горючего — порядка 720-1155 л на 100 км. Показатель зависит от типа поверхности — на шоссе расход снижался, на пересеченной местности увеличивался.

Органы управления

Отделение управления находилось в передней части машины и занималось механиком-водителем и радистом. Здесь же размещались рычаги и педали для управления машиной, устройства пневмогидравлического торможения и натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, приборный щиток, топливные фильтры, аккумуляторы для стартера, радиостанция.

Умения экипажа

Перед тем, как прокачивать перки у экипажа, необходимо изучить сильные и слабые стороны танка. Рекомендуемые умения, которые необходимо поэтапно прокачать экипажу:

1 перк:

  • командир — «шестое чувство»;
  • наводчик – «маскировка»;
  • механик-водитель – «маскировка»;
  • радист – «радиоперехват»;
  • заряжающий – «маскировка»;
  • заряжающий – «маскировка».

2 перк:

  • командир – «боевое братство»;
  • наводчик – «боевое братство»;
  • механик-водитель — «боевое братство»;
  • радист – «боевое братство»;
  • заряжающий – «боевое братство»;
  • заряжающий — «боевое братство».

3 перк:

  • командир – «орлиный глаз»;
  • наводчик – «снайпер»;
  • механик-водитель – «король бездорожья»;
  • радист – «маскировка»;
  • заряжающий – «ремонт»;
  • заряжающий – «ремонт».

4 перк:

  • командир – «маскировка»;
  • наводчик – «снайпер»;
  • механик-водитель – «плавный ход»;
  • радист – «ремонт»;
  • заряжающий – «боевое братство»;
  • заряжающий – «отчаянный».

Фердинанд обладает большим силуэтом, поэтому замаскировать его под снайпера не удастся. Если поставить соответствующее оборудование и прокачать умения экипажа на маскировку, то можно добиться неплохих показателей, однако, при первом же выстреле или движении, немец моментально будет засвечен.

Сравнительные характеристики с противником

Подобно сильному дикому зверю, «Фердинанд» имел не так много врагов, способных вступить с ним в единоборство на равных. Если брать машины аналогичного класса, ближе всего по эффективности окажется советские САУ СУ-152 и ИСУ-152, прозванные за эффективность стрельбы по «Тиграм», «Пантерам» и прочему зоопарку Гитлера, «зверобоями».

Так же можно рассмотреть специализированный истребитель танков СУ-100, проходивший испытания на трофейных самоходках Порше.

  • бронирование, самая слабая часть советских самоходок в сравнении с «Фердинандом», 200 мм лобовой брони против 60…75 у советских образцов;
  • орудие, 88-мм у немцев против 152-мм МЛ-20 и 100-мм пушки, все три орудия эффективно справлялись с подавлением сопротивления практически любых машин, но САУ Порше не поддавались, их (самоходок) броня пробивалась даже 152-мм снарядами с большим трудом;
  • боекомплект, 55 снарядов у САУ Порше, против 21 у ИСУ-152 и 33 у СУ-100;
  • запас хода, 150 км у «Фердинанда» и вдвое большие показатели у отечественных самоходок;
  • количество выпущенных моделей: 91 единица у немцев, несколько сотен СУ-152, 3200 единиц ИСУ, чуть меньше 5000 СУ-100.

В итоге немецкая разработка по боевым качествам все же немного превосходит советские образцы. Однако проблемы с ходовой частью, а так же мизерный выпуск не дали в полной мере использовать потенциал этих машин.

Кроме того, советские танкисты и самоходчики, получив новые мощные пушки 85 и 122-мм на танках марки Т-34 и «ИС» смогли на равных бороться с творениями Порше, стоило зайти с фланга или тыла. Как часто бывает, все в итоге решала решительность и смекалка экипажа.

Немного истории

С 1953 года на вооружении ЮАР состояло 200 британских танков «Центурион» (фото танка представлено ниже). Через 9 лет 100 из них купила Швейцария.

На этот шаг правительство республики вынуждено было пойти, чтобы получить средства для приобретения самолетов-истребителей Mirage. Швейцарская сторона из имеющихся танков «Центурион» самостоятельно выбрала сотню. Таким образом танковый парк сократился наполовину. Правительство ЮАР в дальнейшем его планировало восполнить. Однако данным планам не суждено было сбыться, поскольку в 1964 году Организация Объединенных Наций наложила на молодую республику очень жесткие санкции, что отразилось и на поставках вооружения в ЮАР. Такая мера была вызвана тем, что в Южно-Африканской Республике практиковалась расовая сегрегация. Конечно, под давлением санкций бронетанковым силам страны мог наступить конец. Тем не менее даже в таких тяжелых условиях военнослужащие ЮАР снабжались всеми необходимыми запчастями для ремонта бронированной техники. Вскоре военное командование столкнулось еще с одной проблемой. Дело в том, что на то время армия страны располагала только двигателями Meteor Rolls-Royse. Недостаток этого силового агрегата заключался в том, что в условиях высокой температуры он очень быстро перегревался. Эту установку требовалось заменить, что в условиях санкций сделать было практически невозможно. Однако правительство Южно-Африканской Республики нашло выход из сложившейся ситуации – в 1964 году была создана корпорация вооружения ARMSCOR, в обязанности которой вменялось проводить международные закупки.

Достоинства и недостатки

Модифицированные «Элефанты»

Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» получила неоднозначную оценку современников и историков. Машина во многом оказалась импровизацией, создаваемой на ходу и в спешке. Однако даже несмотря на это в ней имелось немало новаторских решений.

Из преимуществ проекта выделяют электрическую трансмиссию и подвеску с продольными торсионами. Технологии показали хорошую эффективность, но оказались слишком сложными и дорогостоящими для массового применения, особенно в условиях войны

Также обращают внимание и на значительный расход топлива

Такое бронирование позволяло ставить самоходки в первый эшелон атаки для преодоления обороны советских войск. Однако подобный метод быстро показал свою неэффективность — пехотное и танковое прикрытие артиллерии отстреливалось, после чего установки подрывали в ближнем бою, используя ткань для закрытия обзора и бутылки с зажигательной смесью. Такие способы не всегда заканчивались успехом, однако в любом случае показывали уязвимость артиллерии в ближнем бою.

В итоге САУ «Фердинанд» зарекомендовал себя достаточно хорошо, однако так и не получил массового производства и применения. Бытует мнение — если бы не начатое изготовление танков Порше, такие установки никогда бы не появились ввиду своей технической сложности.

По горячим следам

Командование Союзников, хотя и с запозданием, заметило появление на фронте тяжёлых немецких самоходных орудий. В технической сводке №22 за июль 1944 года отмечалось, что одну такую машину захватили, эвакуировали и осмотрели. Самоходка представляла интерес, так как использовала новый тип трансмиссии. Также отмечалось, что «Фердинанд» получилось эвакуировать на трейлере «Роджерс», который предназначался для куда более лёгкого «Черчилля».

Эвакуация тяжёлой немецкой техники была для Союзников сложным занятием, так как специальных тягачей для транспортировки 70-тонных машин они не имели

Осмотр показал, что машина была далеко не комплектной. Специалисты нашли всего 25 ячеек для 88-мм выстрелов, остальные валялись на полу боевого отделения. Прицела тоже не оказалось на месте — в люке наводчика светилось пустое отверстие. Измерить толщину брони получилось только приблизительно. Так, толщину лобовой детали у пулемётной установки сочли равной 273 мм (номинально 300 мм), толщину днища — аж 76 мм. Толщина бортов рубки по измерениям, наоборот, была занижена до 72 мм.

Ходовые качества определить не удалось: машина получила пробитие в левый борт у ленивца, что вывело её из строя. Интересная трансмиссия получила довольно скудное описание. Специалисты также отметили применение новых траков, ширину которых оценили в 647 мм — один из них отправили для изучения в метрополию. Недостающие данные (скорость, массу и т.д.) автор доклада взял из более ранних сводок.

Более точные данные удалось получить 16 августа. Провести тщательные исследования новой машины оказалось невозможно, так как все три обследованные самоходки оказались взорванными. Взрывы не тронули тележки подвески, поэтому их специалисты рассмотрели тщательно. С каждой стороны имелось по три тележки, пружинное действие которых происходило от короткого торсиона, расположенного параллельно направлению движения машины. Запрос описания работы подвески «Элефанта» от Британской военной миссии был получен заместителем начальника ГАБТУ генерал-лейтенантом И.А. Лебедевым ещё 15 мая 1944 года — видимо, подвеска тоже заинтересовала англичан.

Основные листы брони «Фердинанда». Данные по ним, полученные из СССР и снятые с измеренной в Италии самоходки, значительно отличались друг о друга (см. ниже)

Различия в данных измерений брони, полученные в СССР и Великобритании. Столбцы: 1 — толщина листа, полученная в СССР, мм; 2 — конструктивный угол листа, полученный в СССР, град.; 3 — твёрдость внешней стороны листа по Бринеллю, полученная в СССР, ед.; 4 — толщина листа, полученная в Великобритании, мм; 5 — конструктивный угол листа, полученный в Великобритании, град.

На взорванных машинах также удалось измерить толщину и конструктивные углы брони. Данные сравнили с информацией, полученной из СССР в мае 1944 года. Советские данные включали в себя и твёрдость измеренных деталей, но британцы таких измерений не сделали. Возможно, машины имели следы пожара, а потому измерения не имели бы смысла — в любом случае, более подробных исследований не последовало.

«Фердинанд» и «Элефант» могли бы казаться идеальными боевыми машинами: 200 мм лобовой брони оказались не по зубам подавляющему большинству артиллерийских орудий Второй мировой, а 88-мм пушка с 71-калиберным стволом могла уничтожить любой танк Союзников с любого ракурса. Однако для того, чтобы реализовать впечатляющие техническо-тактические характеристики бронированных гигантов, требовались правильная тактика применения и отличная выучка экипажей.

«Элефант» в экспозиции танкового музея в Бовингтоне. Машина взята взаймы у американцев, так как тащить детище Порше из Италии англичане в своё время сочли лишним

Если в просторной степи от «Фердинандов» ещё можно было ожидать успеха, то совсем непонятно, чего они могли достичь в Италии, где Союзниками с трудом использовались куда более лёгкие и надёжные «Шерманы». Неудивительно, что дорогие и тяжёлые машины зависли в Италии на несколько месяцев, а потом почти полностью были утрачены при отступлении вермахта, так и не нанеся противнику никакого урона. Нетрудно понять, почему британцы не эвакуировали бесполезную 70-тонную игрушку даже в качестве музейного экспоната.

Автор выражает благодарность службе British Army War Diary Copying Service и Филу Лодеру (Phil Loder) за предоставленные материалы.

Оборудование для Ferdinand

Перед тем, как устанавливать оборудование, следует разобраться, какую роль будет играть немец в боях. То есть, это будет «кустовая» техника или танк прорыва.

«Кустовой режим»:

  1. Стереотруба. Это оборудование улучшит дальность обзора до максимального, но только в обездвиженном состоянии.
  2. Маскировочная сеть. При прокачанных перках экипажа и установленной маскировочной сети, коэффициент маскировки значительно увеличится.
  3. Досылатель крупного калибра. Перезарядка ПТ-САУ довольно неплохая, но при установленном досылателе, боевая эффективность значительно увеличится.

«Прорыв обороны»:

  1. Досылатель крупного калибра. Перезарядка орудия ускорится на 10%.
  2. Улучшенная вентиляция. Это оборудование улучшит характеристики всех членов экипажа на 5%.
  3. Усиленные приводы наводки. Сведение и стабилизация орудия у Ferdinand более чем приемлемые, но приводы наводки сократят время сведения на 10%, что позволит быстро реагировать на врага и точно стрелять.

Мало кто использует ПТ-САУ с таким бронированием в роли «кустовой» поддержки. Это приходится делать только в противостояниях с высокими уровнями, поскольку толщины брони уже будет мало для орудий с бронепробитием более 250 мм. Этот танк может комфортно играть против тяжёлой техники своего уровня, но только при правильном использовании брони.

По ту сторону Понырей

Наверное, не всем так не везло? Под Понырями, прямо на виду у брошенныхфердинандов», готовилось новое советское наступление. Вообще говоря, правильным, как в учебнике, вариантом для Центрального фронта К. К. Рокоссовского стала бы перегруппировка сил. Чтобы ударить в стороне от района, где только что наступал враг. Но это требовало времени, и решили бить здесь и сейчас. Тем более немцы поспешно растаскивали свой танковый таран для отражения советского наступления севернее.

Решили мощным танковым ударом не дать противнику организованно отойти и закрепиться на старом оборонительном рубеже.

САУФердинанд», подбитые в районе станции Поныри

Но не всефердинанды» отправились на макушку орловской дуги. Часть осталась зализывать раны у Малоархангельска. Когда загремела артподготовка, экипажи самоходок просто полезли в свои бронированные сундуки и завели двигатели. Далеко ехать не надо было. Навстречу советскимтридцатьчетвёркам» зашелестели 88-мм снаряды.

Стоявшие в засадахфердинанды» оказались практически неубиваемы на больших дистанциях боя. В отличие от противотанковой пушки, близкие разрывы даже крупных снарядовФердинанду» — как слону дробина. Подобраться к ним для выстрела в упор было малореально.

Атаки советских 3-го и 9-го танковых корпусов 15 июля успеха не имели. Под раздачу попали также полки поддержки пехоты.

В советских отчётных документах пишут о противодействиифердинандов» — и в данном случае это не пустой оборот речи.

Роты 654-го батальона находились в районе станции Малоархангельск и претендовали на тринадцать уничтоженных советских танков. 17 июля наступление 2-й танковой армии и свежего 9-го танкового корпуса было возобновлено, но успеха не имело.

Фердинанды» выступили в роли подвижного резерва обороны у станции Малоархангельск и заявили об уничтожении 22 советских танков. Три дня боёв стоили 2-й танковой армии 87 подбитых и сгоревших танков, 9-му танковому корпусу — 69 танков и САУ. Путь к старой линии обороны немцев стал долгим и трудным.

Конструкция боевой машины

Схематическое изображение артиллерийской установки

Конструкция САУ «Фердинанд» была в значительной степени переделана после того, как из танка решили сделать артиллерию. Ввиду значительной длины пушки башню перенесли в кормовую часть, там же располагалась рубка основного экипажа.

Силовая установка с двигателями, генераторами, охлаждением и топливными баками перенесена в среднюю часть, от отделения управления она отделена термостойкими перегородками. С учетом расположения отделений прямое сообщение между управлением и рубкой отсутствовало.

Несмотря на отсутствие пулемета имелись бойницы в рубке для стрельбы из личного оружия. Они представлены небольшими люками с заглушками, три в корме и по одному с каждого борта. В корме также имелась дверь, через которую экипаж мог покинуть установку. На крыше рубки дополнительно имелось два люка для экипажа, небольшие люки для установки перископа и вентилятора.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за местностью велось с помощью перископических устройств, предусмотренных в отделении управления и в рубке. Смотровые щели для механика-водителя и радиста имелись также в передних скошенных бортовых листах.

Броневой корпус

САУ «Фердинанд» обшивались катанной закаленной броней. Лобовая защита имела толщину в 200 мм, верхняя часть корпуса, борта и корма — 80 мм, нижняя часть борта — 60 мм. Днище имело броню в 20 мм, однако передняя часть (1,35 м) дополнительно усиливалась листом в 30 мм. Все крепления обеспечивались болтами с пулестойкими головками.

Экипаж

Экипаж артиллерийской установки состоял из 6 человек. Механик-водитель и радист размещались в отделении управления. Основной расчет, включая командира — в рубке. С появлением курсового пулемета радист выполнял и роль стрелка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector