«отвечает требованиям xxi века»: как развивается программа по созданию самолётов ил-96-400м

Запрет полетов

Не обошлась история этого самолета и без кратковременного, но тем не менее принесшего большие убытки российским перевозчикам, запрета на полеты. Решение было принято в результате инцидента в августе 2005 года, когда при вылете из Финляндии президентский борт не смог набрать необходимой для отрыва скорости. По мнению главного конструктора, данное решение было неправомерным. Дело в том, что у самолета ИЛ-96-400 характеристики предусматривают возможные отказы агрегатов по разным причинам. Гидравлика имеет резерв, превышающий потребление, в 4 раза. Такого запаса вполне хватит для поддержания штатного режима торможения для всех 12 колес лайнера, даже при выходе системы из строя на одном или двух колесах. Их функции переключатся на другие.

Описание пассажирского самолета Ил-96

Данный самолет построен по схеме моноплана, который имеет низкое расположение крыльев, а также классическое оперение фюзеляжа. Главным назначением этого агрегата является перевозка 300 пассажиров, их багажа и дополнительных грузов, которые составляют 40 тонн. Дальность перевозки пассажиров составляет от 4 до 9 тысяч километров, в зависимости от модификации самолета. Конструкторами было предусмотрена максимальная дальность полета в 11 тысяч километров, так возможно изменять количество мест для пассажиров в салоне.

Фюзеляж самолета Ил-96 имеет такой же диаметр, как и предыдущая модель, но длина нового Ила меньше на 5 метров, чем у старого Ил-86. Конструкторы совместно с экспертами по аэродинамике провели плодотворную работу по созданию эффективного крыла нового самолета. Была также увеличена площадь хвостового пера на случай отказа одного из двигателей, это новшество помогло бы удержать самолет в полете.

Шасси этого самолета включает в себя три основные опоры, которые располагаются позади и учитывают центры масс. Также в систему шасси включена передняя опора. Каждая задняя опора состоит из четырех колес, которые оснащены эффективными тормозными системами. Передняя опора имеет два колеса и не имеет тормозной системы. Все колеса, которые входят в систему шасси Ил-96, имеют одинаковые размеры и давление.

Отрыв от земли обеспечивают четыре двигателя модели ПС-90А. Даная модель турбовентиляторных двигателей является достаточно эффективной и экономичной. Говоря о топливной системе, нужно отметить, что она работает автоматически, но при необходимости можно управлять ею вручную. Топливо в систему поступает из 9 баков. Восемь баков расположены в крыльях, а один по центру самолета.

За счет того, что Ил-96 является двухпалубным судном, его можно использовать в двух основных вариантах: смешанном и туристском. Первым и основным вариант является туристский. Его особенностью является то, что пассажирские кресла размещены в 3 ряда по 9 мест. При использовании такого метода размещения в переднем салоне самолета может разместиться 66 человек, а в заднем салоне − 234. При смешанном варианте самолет делиться на три класса и может вместить 235 пассажиров.

Лайнер с непростой судьбой

Первый полёт опытный образец Ил-96-300 совершил 28 сентября 1988 года, а четыре года спустя ему был выдан сертификат лётной годности. Пассажирские перевозки начались в июле 1993 года.

На момент создания лайнер соответствовал всем современным технологиям, отмечают эксперты, однако экономические трудности, обусловленные распадом СССР, помешали данному перспективному проекту развиваться.

  • Ил-96-300
  • РИА Новости

Негативно сказался на его судьбе и высокий расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами, который объясняется наличием четырёх двигателей, а не двух, как у аналогичных моделей Boeing и Airbus.

В итоге в 2009 году тогдашний глава Минпромторга Виктор Христенко объявил о снятии лайнера с производства. Однако через семь лет, в условиях санкций, данное решение было пересмотрено. По словам экспертов, в руководстве страны признали, что государству нужен собственный дальнемагистральный лайнер. Выпуск обновлённого самолёта поручили ВАСО, на котором для этих целей была проведена модернизация производства.

По мнению заслуженного лётчика РФ заместителя главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимира Попова, в случае если на Ил-96-400 со временем появится схема с двумя двигателями большей тяги, самолёт станет экономичней.

Также по теме

Наследник Ту-144: как развивается проект российского гражданского сверхзвукового самолёта

В России сформировано техническое предложение по проекту перспективного сверхзвукового гражданского самолёта (СГС) «Стриж». Об этом…

«Можно заменить четырёхдвигательную систему этого самолёта на двухдвигательную, и тогда это будет один из самых экономичных и удачных российских проектов», — сказал эксперт в интервью RT.

Он также отметил, что Ил-96-400М во многом будет новым самолётом.

«Базовые Ил-96 — это достаточно эффективные и надёжные машины. Потребность в таких лайнерах есть. Если будет сделана глубокая модернизация, то получится почти новое воздушное судно, которое отвечает всем требованиям XXI века: и по авионике, и по двигателям, и по экономическим соображениям», — рассказал Попов.

«Если пытаться реализовывать этот проект и параллельно заниматься вопросами сервисного обслуживания, то Ил-96-400М может оказаться востребованным и за рубежом», — полагает военный эксперт Юрий Кнутов.

Аналогичной точки зрения придерживается и Владимир Попов. 

«Мы в своё время занимали передовые позиции не только в военной авиации, но и в гражданской. Наши самолёты летали по всему миру. А потом, в конце 1990-х и начале 2000-х годов всё было фактически уничтожено. К счастью, сейчас мы начинаем возрождать наш потенциал в этой области», — заключил эксперт.

Описание самолёта Ил 96

Хоть Ил-96 внешне похож на прародителя Ил-86, но отличия всё же заметны. У него низко расположенное крыло суперкритического профиля с размахом 60,1 м2 и уменьшенной стреловидностью. На концах плоскостей расположены винглеты, уменьшающие индуктивное сопротивление.

От Т-образного хвостового оперения на широкофюзеляжном самолёте отказались, но для улучшения путевой устойчивости в случае выхода из строя двигателя, высота киля увеличена на полтора метра. Крыло оснащено механизацией, спереди по всему носку расположены предкрылки, а сзади двухщелевые закрылки. Эти устройства создают необходимую подъёмную силу на больших углах атаки без срыва воздушного потока.

Кабина Ил 96

В планере использованы новые композитные материалы, снизившие вес конструкции и позволившие продлить ресурс. Шасси машины сконструированы по трёхопорной схеме: основные стойки тормозные четырёхколёсные, носовая двухколёсная не тормозная.

Ил-96 оснащён четырьмя двигателями ПС-90А с тягой на взлётном режиме по 16 тыс.кг каждый. Силовые установки располагаются на подкрыльных пилонах по два с каждой стороны фюзеляжа. Особенность двигателей – электронная система управления «Диагноз-90», разрешающая контролировать параметры работы силовой установки, расход топлива и предупреждать возникновение помпажа.

Благодаря пилотажно-навигационному комплексу и электронной системе управления полётом ВСУП-85-4, экипаж Ил-96 состоит из трёх человек (без штурмана). В кабине пилотов находятся дисплеи, отражающие информацию о параметрах полёта и навигационную обстановку, на центральной панели ещё два дисплея с индикацией параметров работы силовых установок. Управление самолётом электродистанционное, трёхканальное.

В отличие от Ил-86 на новом самолёте стоят топливные баки с вдвое увеличенной ёмкостью: по четыре бака в каждой консоли и один внутри фюзеляжа. Система кондиционирования воздуха автоматическая, подающая на каждого пассажира по 25,7 кг/час.

Крыло и хвостовое оперение оборудованы электроимпульсной противообледенительной системой, защищающей их передние кромки. Воздухозаборники двигателей обогреваются горячим воздухом от компрессорной камеры.

Салон Ил 96

Комфортный пассажирский салон вмещает 300 человек, но для конфигурации из двух классов вместимость составляет 235 пассажиров. Нижняя палуба разделена на три отсека, предназначенных для багажа и груза.

Лётные характеристики Ил 96 400

Глубокой модернизацией «Ильюшина» стал Ил-96-400 , ниже приведены характеристики для этой модификации:

  • Размах крыла – 60,1 м.
  • Площадь крыла – 391,6 м2.
  • Длина самолёта – 63, 961 м.
  • Взлётный вес максимальный – 265 т.
  • Общий вес полезной нагрузки – 58 т.
  • Дальность полёта – 10 тыс. км.
  • Крейсерская скорость – 870 км/час.
  • Крейсерский эшелон – 12 тыс. м.
  • Количество пассажиров – 436 чел.
  • Силовые установки – ПС-90А1.
  • Членов экипажа – 3 чел.

Аварии и происшествия

За всю историю эксплуатации с самолётом Ил-96 не случалось катастроф и аварий, повлёкших гибель людей.

Инцидент при взлёте президентского самолёта

5 октября 2004 года некоторые российские издания сообщили, что 29 сентября при взлёте из международного аэропорта Лиссабона Ил-96-300ПУ (б/н 96016) столкнулся со стаей птиц, предположительно, голубей. Столкновение с птицами (англ. birdstrike) — частое явление в авиации, которое, однако, далеко не всегда приводит к поломке двигателей. Взлёт был прерван, а самолёт отбуксирован на стоянку. 30 сентября его осмотрели техники ГТК Россия, которой принадлежит самолёт, прибывшие из Москвы на Ил-62.

В итоге было объявлено, что причиной отмены взлёта стало вовсе не столкновение с птицами, а конденсат от трубок СКВ, попавший на приборную панель. Влага исказила показания приборов: двигатели работали на взлётном режиме, но приборы показали, что на взлётный режим двигатели выйти не смогли

Вероятно, этот случай остался бы рядовым, если бы внимание российской прессы не привлекла фотография португальского споттера Мигеля Клаудио, которому посчастливилось заснять самолёт в момент инцидента

Путина в тот момент в самолёте не было, он находился в Саратове.

Запрет на полёты

2 августа 2005 года тот же Ил-96-300ПУ, но уже с президентом на борту, не смог взлететь из аэропорта финского города Турку, где Владимир Путин находился с официальным визитом. При рулении была обнаружена некая техническая неисправность, было принято решение пересадить президента на резервный Ил-62.

Последствия этого инцидента оказались более серьёзными. 22 августа по предложению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта полёты всех самолётов Ил-96 были запрещены. Это объяснялось систематическим отказом системы торможения колес, который произошёл в том числе 2 августа в Финляндии. Было объявлено, что один из узлов колёсного тормоза, УГ151-7, бракован и не соответствует заявленным чертежам. Агрегаты УГ151 для Ил-96 собирались на Балашихинском литейно-механическом заводе, для их замены новая партия была собрана на заводе НПО Молния в Москве.

Результатом запрета стали многомиллионные убытки авиакомпаний, использовавших Ил-96, в первую очередь Аэрофлота. 3 октября генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов был отправлен в отставку, полёты Ил-96 были возобновлены в тот же день. Запрет на полёты продлился 42 дня.

История разработки

Инженерами, работающими в конструкторском бюро Ильюшина, еще в начале 80-х годов прошлого столетия был разработан самолет Ил-95 для обслуживания длительных пассажирских рейсов. В качестве базы для новой модели было решено задействовать Ил-86.

При создании усовершенствованного воздушного транспорта специалисты внесли некоторые изменения в базовую разработку, в чем можно убедиться, просматривая фото. К примеру, фюзеляж был укорочен, а длина киля, напротив, увеличена, также лайнер был оснащен современной авионикой и мощным силовым агрегатом.

В серийное производство модель Ил-96-300 была запущена в начале 1990-х годов, и спустя всего лишь год, авиалайнер начал обслуживать пассажиров. Отечественные авиапроизводители построили и запустили в эксплуатацию 22 единицы надежных и безопасных самолетов рассматриваемой серии. Более того, одна из моделей данной серии Ил-96 300 ПУ была задействована для воздушной перевозки президента Российской Федерации.

Всеми известная авиакомпания «Аэрофлот» в ответ на принятие нового закона выступила с заявлением, что если пошлины действительно будут снижены, то компания готова купить самолеты Ил-96. Вопрос относительно снятия пошлин был решен, но, к сожалению, «Аэрофлот» не сдержал своих обещаний, то есть не выкупил большую партию воздушных судов.

Несмотря на такой неприятный инцидент, российский авиалайнер весьма заинтересовал потенциальных зарубежных покупателей. Что, впрочем, не удивляет, ведь даже просматривая фото салона Ил-96, можно заметить сильные стороны. Не меньше поразил покупателей пилотажно-навигационный комплекс, созданный по особой конструкции, которая позволяла пилотам управлять авиалайнером без помощи штурмана.

Российские конструкторы решили именно эту модель оснастить новейшим оборудованием:

  • системой управления последнего поколения ВСУП-85-4;
  • новейшими индикаторами;
  • модернизированными электронными табло.

В начале 2009 года было решено прекратить производство Ил-96-300, так как данную модель признали бесперспективной. Однако несколько авиалайнеров этой серии были приобретены покупателями из Кубы, и согласно данным, эти самолеты отечественного производителя и в настоящее время используются по назначению.

Кабина Ил-96-400

Оснащение Ил-96

Топливная эффективность воздушного судна повысилась за счет использования двухконтурных двигателей. Корпус выполнен из новых сплавов и композитных материалов. Это позволило уменьшить показатель основной нагрузки на шасси, а также улучшить аэродинамические характеристики.

В целях безопасности авиасудно оборудовано такими устройствами:

  • российским цифровым авиационным комплексом с 6-ю многофункциональными дисплеями;
  • ЭДСУ (электродистанционной системой управления);
  • современной многофункциональной навигационной системой;
  • устройствами спутниковой связи.

Также встроена электроимпульсная противообледенительная система с цикличным действием. Она предназначена для защиты передних кромок крыльев, стабилизаторов и киля.

Компоновки

Как сообщает «Ил», пассажирский салон Ил — 96-400М может выпускаться в трех базовых компоновках: в одноклассном исполнении на 402 места, а также в двухклассном и трехклассном — на 350 и 305 кресел соответственно.

Модернизированное ВС будет оснащено двигателями ПС — 90А1. Это модификация двигателя ПС — 90А для Ил — 96-400/400Т, сертифицированная и эксплуатируемая с 2007 г.  Степень унификации ПС — 90А1 с базовым двигателем ПС — 90А составляет 98%, следует из информации «ОДК-Авиадвигатель».

В «Ил» заявляют, что современное пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование позволит выполнять действующие и перспективные требования международных авиационных властей к системам навигации, наблюдения и связи.

Еще одна отличительная особенность Ил — 96-400М от предыдущих версий ВС — двухчленный, а не трехчленный экипаж. 

Самолет-топливозаправщик на базе Ил-96 прошел летные испытания в паре с истребителями

Характеристики Ил-96-300:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector