Проверка профпригодности военнослужащих

Кубы-1

Вам предлагается выполнить тест, направленный на исследование Вашего воображения.

Тест состоит из 30 заданий. Каждое задание представляет собой ряд расположенных по горизонтали изображений кубов со стрелками на каждой из трех видимых граней. В левой части задания изображен ЭТАЛОННЫЙ КУБ, справа – еще четыре куба, обозначенных буквами А, Б, В и Г, среди которых может находиться эталонный куб, но повернутый вокруг своей оси.

Ваша задача – мысленно вращая куб. приведенный слева, сравнить его с приведенными в правой части вариантами кубов и отыскать среди них куб, соответствующий заданному эталону. Если среди приведенных справа кубов эталонного куба не окажется, выбирайте ответ Д {«Нет варианта»).

Свой выбор отразите в регистрационном бланке, поставив метку в соответствующей клеточке.

Для каждого задания возможен ТОЛЬКО ОДИН правильный ответ.

Начало и завершение работы над тестом осуществляется ТОЛЬКО по команде эксперта.

Время выполнения теста ограничено 10 минутами. Постарайтесь за отведенное время правильно выполнить как можно больше заданий.

Бланки теста “Кубы-1”
kubyСкачать в PDF

Установление закономерности

Методика служит для оценки качеств мышления — способности к анализу и сравнению, умению делать логические построения, легкости возникновения ассоциативных связей, установлении тождества и различия, скорости переключения с одного способа умственного действия на другой, а также для характеристики устойчивости внимания и оперативной памяти. 

Вам предлагается выполнить 30 заданий, требующих определенной сообразительности. Каждое задание включает в себя «слово» из 4 – 8 букв, закодированное условными знаками, и четыре обычных (записанных буквами) слов одинаковой длины, обозначенных буквами А. Б, В и Г, представляющих собой возможные варианты ответа. Кроме того, имеется также обозначенный буквой Д вариант ответа «Нет варианта».

Порядок расположения условных знаков в закодированном «слове» может соответствовать порядку расположения букв ЛИШЬ В ОДНОМ из обычных слов, данных в качестве вариантов ответа.Возможны задания, в которых ни одно из предложенных слов не соответствует порядку расположения знаков в закодированном слове.Следует определить, есть ли среди предложенных слов такое, которое могло бы быть закодировано приведенными слева условными знаками. Свой выбор отразите в регистрационном бланке, поставив метку в соответствующей клеточке.

Даже если Вы затрудняетесь с ответом, попытайтесь все же сделать какой-то выбор, который представляется Вам наиболее правдоподобным. Если быстро найти решение не удается, можно перейти к следующему заданию, чтобы потом, если останется время, вернуться к пропущенным пунктам.Следите за тем, чтобы номера решаемых заданий (пунктов) и номера в регистрационном бланке совпадали.Напало и завершение работы над заданием осуществляется ТОЛЬКО по команде эксперта. Время выполнения теста огранинено 8 минутами.

Установление закономерности
ustanovlenie-zakonomernostejСкачать в PDF

МИОМ-2

Психологическое тестирование предназначенное для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.

Вам предлагается выполнить 20 заданий, требующих понимания смысла слов.Каждое задание состоит из пяти слов (вариантов ответа), обозначенных буквами А, Б, В, Г и Д.Среди предложенных слов необходимо выбрать ТОЛЬКО ОДНО, которое, по Вашему мнению, меньше других подходит по смыслу к остальным. Свой выбор отразите в регистрационном бланке, поставив метку в соответствующей клеточке.

Даже если Вы затрудняетесь с ответом, попытайтесь все же сделать какой-то выбор, который представляется Вам наиболее правдоподобным. Если быстро найти решение не удается, можно перейти к следующему заданию, чтобы потом, если останется время, вернуться к пропущенным пунктам.Начало и завершение работы над заданием осуществляется ТОЛЬКО по команде эксперта. Время выполнения теста ограничено 6 минутами.

МИОМ-2

Более свежий МИОМ-2
miom-2Скачать в PDF

Ключ к тест опроснику FPI

Номер шкалы Название шкалы и количество вопросов Ответы по номерам вопросов
да нет
I Невротичность 17 4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105 49
II Спонтанная агрессивность 13 32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114 99
III Депрессивность 14 16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100
IV Раздражительность 11 6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110
V Общительность 15 2, 19,46,52,55,94, 106 3, 8,23,53, 67,71,79.113
VI Уравновешенность 10 14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111
VII Реактивная агрессивность 10 13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98
VIII Застенчивость 10 9, 11,20,47,60,70,81, 83,109 33
IX Открытость 13 7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101
X Экстраверсия–интроверсия 12 2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110 20,87
XI Эмоциональная лабильность 14 24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113 59
XII Маскулинизм–феминизм 15 18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104 16,20,31,47, 84

Разновидности и категории соответствия

Сегодня не существует единого унифицированного перечня вопросов для проверки психоэмоционального фона и личностных качеств военнослужащих. Вопросы могут задавать разные, в том числе, узконаправленные (например, для выяснения уровня образования).

Среди методик распространены тесты МИОМ, MBTI, А. Баса-Дарки, МЦВ Люшера, Калифорнийская методика СPI, Фрайбургская методика FPI, межличностный тест ДМО Лири. С их помощью определяют специфику сразу нескольких психологических качеств человека. Для анализа ряда личностных компонентов предложены более узконаправленные вопросники (тест М. Рокича, тест Д. Голанда, анкета Йовайши, методика Р. Кэттелла, КОТ и др.).

Самая популярная программа оценки будущих офицеров – методика изучения особенностей мышления (МИОМ). Это субтесты, классифицированные на 9 категорий, каждая из которых содержит ряд заданий на анализ конкретной психоэмоциональной составляющей.

Например, «МИОМ-1» – это проверка общей осведомленности военнослужащего, на основании которой делают вывод об эрудиции и здравом смысле гражданина. «МИОМ–2» направлена на умение классифицировать предложенные предметы по общим, часто не ярко выраженным, признакам.

Перечень прочих разновидностей тестов по изучению особенностей мышления выглядит так:

  • «МИОМ–3» – аналогии;
  • «МИОМ–4» – категоризация;
  • «МИОМ–5» – арифметический тест;
  • «МИОМ–6» – установление числовых закономерностей путем построения логических рядов;
  • «МИОМ–7» – фигуры (навыки мысленного оперирования фигур на плоскости);
  • «МИОМ–8» – кубы (по аналогии с предыдущим, различие в том, что фигуры предложены объемные и в трехмерном пространстве);
  • «МИОМ–9» – память (анализируют способность запоминать и обрабатывать информацию).

Заполненные бланки обрабатывают специалисты с профильным образованием (психологи) и присваивают категорию, раскрывающую уровень потенциала военнослужащего. Всего выделяют 4 категории:

  • Мужчина с первой категорией рекомендован в первую очередь, так как он способен быстро воспринимать новую информацию, обучаться различным навыкам.
  • Вторая категория положена просто рекомендованным, в ответах которых присутствуют погрешности (с психологической и логической точек зрения) и отстают от первой категории.
  • С третьей категорией человек рекомендован условно.
  • Обладатели четвертой категории не рекомендованы к прохождению службы и заниманию высокой должности.

Психологический тест – не единственное, что ожидает претендентов на офицерские звания. Также проводят беседы в форме собеседования, где психологи задают свои профессиональные вопросы

16ФЛО-1

16-факторный личностный опросник предназначен для оценки индивидуально-психологических особенностей личности.

Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.

Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых ответов – тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе.

Если Вам что-нибудь не ясно, спросите экспериментатора. Отвечая на вопросы, все время помните:

  • Не нужно тратить много времени на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым придет Вам в голову. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае старайтесь представить себе «среднюю», наиболее частую ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно.
  • Старайтесь не прибегать к промежуточным, неопределенным ответам (типа «не знаю», «нечто среднее» и т. п. ) слишком часто.
  • Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулированными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», который находится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут рассматриваться. Нас интересуют только обобщенные показатели
  • Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.

16ФЛО-1

Можно ли оспорить результаты отбора

Оспаривание результатов отбора наиболее актуально для соискателей офицерских должностей. Это обусловлено менее строгими предписаниями и требованиями к рядовому составу. Однако и для них действуют общие основания для отказа в приеме на военную службу:

  • дефекты речи, затрудняющие отдачу приказов;
  • вспыльчивость, несдержанность;
  • слабая психологическая устойчивость, проявление малодушия в критических ситуациях;
  • неспособность подчиняться приказам командиров;
  • наличие татуировок — некоторые из них могут восприниматься как психологическое отклонение;
  • нетрадиционная ориентация;
  • иные нарушения психики.

Оспорить можно как результаты медицинского осмотра, так и итоги психологической проверки

В первом случае обращают внимание на временные заболевания, которые могут стать причиной для отказа. Для повторного обследования требуется представить весомые основания — заключения независимых экспертов, выписки и справки о состоянии здоровья, иные документы. Оспаривание результатов психологического тестирования производится по схожей схеме

Достаточно обратиться к независимому психологу для осмотра. Если психологических нарушений не выявлено, с результатами можно обратиться в комиссию или в суд

Оспаривание результатов психологического тестирования производится по схожей схеме. Достаточно обратиться к независимому психологу для осмотра. Если психологических нарушений не выявлено, с результатами можно обратиться в комиссию или в суд.

Примечания

  1. ↑ Аль-Каеда — статья в . 2012 год.
  2. ↑ .
  3. .
  4.  (англ.)
  5. Wright, Lawrence. The Looming Tower: Al-Qaeda and the Road to 9/11. — New York : Knopf, 2006. — ISBN 037541486X. (англ.)
  6. , p. 9.
    • Richard Seymour (англ.)русск.. The Uses of al-Qaida // London Review of Books. 13 September 2012. — P. 26—27.
  7. ↑ , p. 5.

Какие психологические тесты при приеме на работу проходят соискатели

Математические тесты

Числовые тесты

На некоторые должности, например бухгалтер, работодатели используют числовые тесты при приеме на работу.

Интеллектуальные тесты

Тест КОТ онлайн (краткий ориентировочный опросник на определение общих умственных способностей — иногда используют в ЦПД МВД)

(с программной обработкой результатов)

Тест на гениальность (он же тест на реакцию «Красный квадрат» — иногда используют в ЦПД МВД)

Творческие тесты

Консультация психоаналитика перед устройством на работу (платно)

Самогипноз для настройки себя на устройство на работу и прохождение тестирования.

Психотренинг для снятия стресса перед собеседованием и прохождением тестов при устройстве на работу

Описание методики

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (1993). Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности.

Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений («годен — не годен») до подробной личностной характеристики.

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

  • Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера.
  • Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН («Дезадаптационные нарушения»), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.
  • Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР}, коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН).
  • Шкала 4-го уровня — личностный адаптационный потенциал (ЛАП).

См. также

Необходимо зарегистрироваться

Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Ключ к тесту
Шкала искренности Шкала нервно-психической устойчивости
Нет (-)
Да (+)
Нет (-)
1, 4, 6, 8, 9, 11, 16, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43 3, 5, 7, 10, 15, 20, 26, 27, 29, 32, 33, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 38, 39, 46, 54, 55, 58, 61, 68

Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».

Интерпретация результатов теста

Характеристика уровней НПУ по данным анкеты «Прогноз»

29 и более
– высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога.

14-28
– нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности.

13 и менее
– нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ.

МЛО Адаптивность

Многоуровневый личностный опросник Адаптивность предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития. Опросники Адаптивность-1 и Адаптивность-2 полностью идентичны.

Вам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений, касающихся отдельных сторон Вашего поведения, характера, самочувствия.

Прочитав каждое утверждение, решите, справедливо оно по отношению к Вам или нет. Если справедливо (или в большинстве случаев справедливо), поставьте в регистрационном бланке метку в клеточке “А”, если нет – в клеточке Б”. Даже если Вы затрудняетесь с выбором, постарайтесь все же отдать предпочтение тому из вариантов ответа, который характеризует Вас более точно, отражает более часто проявляющиеся особенности Вашего поведения.

Внимательно читайте утверждения. Не стоит надолго задумываться над выбором, среди предлагаемых утверждений нет “плохих” или “хороших”. При обработке результатов Ваши отдельные предпочтения не учитываются, оценивается лишь их общее распределение.

МЛО Адаптивность-2
adaptivnostСкачать в PDF

Опросник ВПМ – 1

Вам предлагается ряд утверждений, сделанных от первого лица и касающихся взглядов на военную службу и окружающий мир, привычек, особенностей повседневного поведения.

Каждый пункт содержит вопрос и 4 варианта ответана него либо начало утверждения и 4 варианта его завершения, обозначенные буквами А, Б, В и Г. Выберите среди них тот вариант, который в наибольшей степени подходит для Вас лично, и отразите свой выбор в регистрационном бланке, поставив метку в соответствующей клеточке.

Не тратьте много времени на обдумывание ответов: каждый человек может отвечать по-разному, поэтому здесь нет «правильных» или «неправильных» ответов. Даже если ни один из предложенных вариантов ответа Вам не подошел, выберите все же среди них тот, который вызывает у Вас наименьшую антипатию.

Бланки теста “Опросник ВПМ – 1”
oprosnik-vpmСкачать в PDF

Как подготовиться к профотбору

Единственный способ подготовки, который гарантированно поможет в прохождении профессионального отбора в военкомате – постоянные тренировки, направленные на развитие физических качеств и умение проходить военные полосы препятствий.

Подготовиться к психологическому тесту практически невозможно, несмотря на обилие похожих по форме тестов в интернете.

Хотя к подобным тестам и прилагаются верные ответы, ориентироваться на них не стоит, так как форма тестирования, используемая в военном комиссариате, скорее всего, будет принципиально иной.

ВАЖНО! Встречаются также объявления о возможности продажи именно тех тестов, которые используются в военкомате. Верить таким предложениям не стоит, скорее всего это мошенники. Заучивать правильные ответы также не имеет смысла, так как тесты составлены таким образом, что вопросы часто дублируются, и вероятность ошибиться весьма высока

Лучше всего на все вопросы теста отвечать спокойно и правдиво

Заучивать правильные ответы также не имеет смысла, так как тесты составлены таким образом, что вопросы часто дублируются, и вероятность ошибиться весьма высока. Лучше всего на все вопросы теста отвечать спокойно и правдиво.

Прохождение профессионального отбора – обязательное условие для каждого служащего, который желает получить офицерское звание и продолжить службу в вооруженных силах Российской Федерации.

Это серьезный комплекс мероприятий, который позволяет максимально точно определить – способен ли кандидат занимать руководящие должности и обладает ли он необходимым для этого набором качеств.

Тем, кому предстоит пройти эту процедуру, следует помнить, что подготовиться можно только к физическому тестированию. На психологическом этапе достаточно честно и спокойно отвечать на предлагаемые вопросы.

Главная причина, по которой в настоящее время проводятся тесты на профессиональную пригодность в военкоматах – это получение информации о наличии необходимых для прохождения службы у кандидата желаний и личностно-формирующих свойств, чтобы обеспечить качественное комплектование войск Вооруженных сил. К таким тестам например относятся автоматизированные тест А. Баса-Дарки, опросник MBTI И. Майерс-Бриггс, методика МЦВ Люшера, СМИЛ 398 и ММРШ2. Перед тем, как попасть на собеседование и тестирование в военкомате, необходимо пройти самотестирование, которое доступно в онлайн-режиме на официальном сайте Минобороны.

Также в военкоматах применяются и тесты с узкой специализацией, призванные определить конкретные характеристики испытуемых, например уровень образования. Этот критерий определяет то, какие должности может занимать тот или иной человек. Результаты тестирования выдаются представителям отборного пункта, по нему исследование проводится дальше.

После того, как кандидат пройдет все тесты, он получит категорию, на основании которой будет понятен уровень его потенциала. Их существует четыре. Первая категория означает, что пройденный тестирование рекомендуется в первую очередь, так как способен в нужные сроки освоить военно-учетную специальность и при обучении получать, в основном, высокие баллы. Вторую категорию получают просто рекомендуемые. Третья категория означает, что прошедший тестирование рекомендуется условно. Ну а четвертая категория означает, что ее обладатель для службы не рекомендуется. На ответы по тестам ему дается несколько дней с небольшим перерывом на прием пищи и другие нужды. Прохождение всех тестов проводится до того, как организуется военная комиссия. По окончательному завершению тестирования его результаты будут лично сообщены опрошенному.

XIV Век

Даты, г./гг.

События

Примечание

1301–1302

Присоединение к Москве Переяславля Залесского, Коломны и Можайска

 

1325

Москва – духовная столица Руси

1327

 

1340

Основание Троице-Сергиева монастыря

Основатель – Сергий Радонежский

1359

Впоследствии получил прозвище Донской

1367–1369

 

1378

Победа русских над золотоордынцами

1380

Победа объединенного русского войска над войсками Мамая под руководством князя Дмитрия Донского

1382

 

1382

Начало чеканки монеты в Москве

 

Что это такое

Медицинский осмотр в военкомате – обязательная процедура для каждого призывника. И лишь те, кто «метит» в офицеры или поступает в высшее учебное заведение военной специализации, дополнительно сдают психологические тесты, проходят испытание в полевых условиях. Обычно и на медосмотрах к таким мужчинам требования более строги.

Главная цель трехступенчатой проверки – отсеивание «неподходящих» кандидатур на звание офицера. Поскольку чин предполагает высокую ответственность, навыки быстрого реагирования, умение координировать и управлять коллективами, необходим тщательный контроль при отборе военнослужащих.

Сложно оспаривать важность регулирования офицерского состава, ведь отсутствие подобных проверок даст о себе знать в виде неуравновешенных кадров, халатно выполняющих свои обязанности. А это подвергает риску безопасность как каждого отдельного солдата, так и страны в целом

Проверка на профессиональную пригодность позволяет видеть на руководящей военной должности человека, обладающего следующими качествами:

  • способность управлять массами;
  • самоорганизация и организация подчиненных;
  • самообладание и уравновешенность;
  • умение прислушиваться, слышать и подчиняться вышестоящему руководству;
  • сообразительность, смекалка;
  • усидчивость;
  • умение быстро мыслить и реагировать в экстренных ситуациях;
  • развитые логические и интеллектуальные способности;
  • психическая устойчивость;
  • умение приспосабливаться к быстро меняющимся условиям.

Преградой для прохождения теста является излишняя вспыльчивость, речевые дефекты (затрудняющие отдачу приказов), неподконтрольность, истерия, трусость или неправильное поведение в экстремальных ситуациях. Иногда татуировки тоже являются преградой для присвоения высшего руководящего звания.

Общие сведения

Что это такое

Когда человек несколько, а необходимо выбрать одного – наиболее квалифицированного. Письменные тесты подразделяются на:

  • интеллектуальные;
  • личностные;
  • квалификационные;
  • самые простые.

С какой целью проводятся

После прохождения тестов сотрудники обычно приглашаются на собеседование. Кто не прошел, тот не допускается к нему.

Тестирование на 30% помогает работодателю определиться с выбором. Цели тестов:

А вот тесты помогут выявить скрытые качества и таланты. Для каждой должности тесты помогают определить определенные качества.

Для заурядных работников:

Законные основания

Если работодатель отказывает человеку, ссылаясь только на результаты тестов, то такой выбор считается необоснованным.

Личностный опросник FPI

Опросник с инструкцией и бланк ответного листа в количестве, соответствующем числу одновременно исследуемых лиц.

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия – интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм – феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

Примечания

Описание методики

Калифорнийский психологический опросник (англ. California Psychological Inventory, сокр. СРI) представляет собой многомерный личностный опросник, созданный на основе MMPI, но в меньшей степени ориентированный на клинические и в большей — на социально-психологические аспекты личности. Первая версия создана Г. Гаухом (H. G. Gough) в 1951 году. Вторая версия была выпущена в 1956 году, и содержала 480 утверждений. Нынешняя версия датируется 1987 годом и содержит 462 утверждения (CPI-462). Переведён, адаптирован и стандартизирован на русском языке опросник к.п.н. Тарабриной Н.В. (Институт психологии РАН) и Графининой Н.А. (Центр психологии и психотерапии).

Методы и методики исследования

При исследовании проводимых с группой испытуемых, каждый из них имел персональный бланк ответного листа, и отдельный опросник с инструкцией. Размещение испытуемых было обеспечено так, чтобы не создавались помех друг другу в процессе работы. Кратко излагается цель исследования и правила работы с опросником

Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания

Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений экспериментатор предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником

Анкета «ДАП — 2»

Методика предназначена для выявления склонности к девиантному поведению при обследовании молодого пополнения, призываемого на военную службу в Вооруженные силы РФ.

Опросник состоит из 60 вопросов и включает в себя 4 блока вопросов, направленных на для выявление военно-профессиональной направленности лиц молодого пополнения (блок «Военно-профессиональная направленность»), изучения склонности к делинквентному (блок «Делинквентность») и аддиктивному (блок «Аддиктивность») поведению, а также уровня суицидальной предрасположенности ( блок «Суицидальный риск»), обследуемых лиц.

Вводная инструкция:

«Сейчас Вам будет предъявлено 60 вопросов, касающихся некоторых Ваших индивидуально-психологических особенностей. На регистрационном бланке приводятся 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для Вас вариант ответа. Все ответы на вопросы должны фиксироваться на регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру вопроса, Вам необходимо отметить одну из четырех клеток, совпадающую с выбранным Вами ответом. На каждый вопрос возможен только один из четырех, предложенных вариантов ответа.

Если в процессе работы у Вас возникнут вопросы, поднимите руку — к Вам подойдут и помогут. Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы — поднимите руку. Если вопросов нет, приступайте к работе».

Варианты ответов:

0 — нет, это не так; 1 — пожалуй, так; 2 — верно; 3 — совершенно верно.

Обработка результатов:

Обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных «ключей», а также по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:

О — Нет, это не так; 1 — Пожалуй, так; 2 — Верно; 3 — Совершенно верно.

Уровень военно-профессинальной направленности (шкала ВПН) оценивается по следующим номерам вопросов:

3, 6, 9, 16, 18, 29, 33, 39, 40, 46, 49.

Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается по следующим номерам вопросов:

4, 8, 12, 13, 15, 20, 26, 28, 31, 34, 35, 37, 38, 41, 45, 47, 48, 52, 53, 55, 56, 60.

Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается по следующим номерам вопросов:

7, 10, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51, 57, 58.

Уровень, склонности к склонности к суицидам (шкала СР) оценивается по следующим номерам вопросов:

2, 5, 11, 24, 30, 36, 42, 44, 54, 59.

При дальнейшей обработке «сырые» значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) и условные категории профессиональной пригодности (см. Приложение А).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector