Президент швейцарии

Как избирается Президент Швейцарии

Выборы

Президент избирается на зимней сессии в начале декабря каждого года Федеральным собранием из членов Федерального совета сроком на один год.

В XIX веке избрание в качестве федерального президента было наградой особо уважаемым членам Федерального совета. Менее влиятельные члены правительства игнорировались. Одним из таких примеров является Вильгельм Матиас Нефф, который входил в правительство двадцать семь лет, но федеральным президентом стал лишь однажды в 1853 году.

С двадцатого века выборы обычно обходятся без дискуссии. Существует неписаное правило, согласно которому член Федерального совета, который дольше всех не был президентом, становится им. Поэтому очередь каждого члена Федерального совета приходит по крайней мере один раз в семь лет.

Некоторую напряжённость даёт только то, сколько голосов получает человек, который должен быть избран президентом. Это рассматривается как испытание популярности. В 1970 и 1980 годах 200 голосов (из 246 возможных) рассматривались как отличный результат, но в нынешнюю эпоху растущих партийно-политических конфликтов результат в 180 голосов является хорошим.

До 1920 года для Федерального президента было обычным также возглавлять министерство иностранных дел. Поэтому каждый год происходило передвижение по должности, когда предыдущий президент возвращался в свой бывший департамент, а новый президент переезжал в министерство иностранных дел. Кроме того, было традиционным для федерального президента, как и министра иностранных дел, не покидать Швейцарию в течение года его пребывания в должности.

Парламент определяет членов правительства и его главу

При выборах президента Швейцарии действует одно негласное правило, по которому подлежит избранию тот (или та), кто дольше всех не занимал должность «первого среди равных»

В декабре каждого года члены Объединённого Федерального собрания (обе палаты Парламента – Национальный совет и Совет кантонов – в рамках одной сессии) — всего 246 депутатов — выбирают из числа действующих членов Федерального совета (Правительства) президента, который вступает в свою должность 1 января и должен её освободить 31 декабря этого же календарного года.

При выборах президента Швейцарии действует одно негласное правило, по которому подлежит избранию тот (или та), кто дольше всех не занимал должность «первого среди равных». Соответственно, следуя данному правилу, раз в 7 подряд идущих лет каждый член Федерального совета принимает на себя мантию президента Швейцарии.

Успешное функционирование названного негласного правила возможно только в рамках политического ландшафта Швейцарии, в которой нет явно выраженной постоянной оппозиции. Дело в том, что всё значимые политические силы участвуют в управлении государством. И в зависимости от вопроса, в каждом конкретном случае оппозицией оказываются то левые, то правые, реже — центристы. В качестве окончательного арбитра всегда выступает швейцарский народ, который решает судьбу какого-либо вопроса на референдуме.

Исторически (в XIX веке) правилу об поочерёдном избрании предшествовала практика, по которой президентом становился наиболее влиятельный член Федерального совета.

При выборах президента Швейцарии депутаты обычно голосуют не в силу партийной принадлежности кандидатов, а (как это провозглашается) на основе мнения о способности занимать должность председательствующего в Правительстве Швейцарии. Если кандидат набирает более 180 голосов (из 246), считается, что был достигнут «респектабельный результат».

Как избирается вице-президент Швейцарии?

Также на каждый год избирается вице-президент Швейцарии, являющийся заместителем «первого среди равных». Опять же, по негласному правилу, он (она) обычно избирается на следующий год на должность президента.

Наиме­нова­ние: Швейцарская Конфедерация
Столица: Берн.
Регион: Европа (Центральная Европа).
Терри­тория: 41,284 км²
Населе­ние: 7,761,800 человек.
Дата осно­вания: 1 августа 1291 года
Офи­циаль­ный язык: Немецкий, Французский, Итальянский.
Админи­стра­тивное деле­ние: 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов).
Госу­дарст­венное управ­ление: Парламентская республика.
Глава государ­ства: Президент, избирается парламентом на год из числа членов правительства.
Высший законо­датель­ный орган: Двухпалатный парламент — Федеральное Собрание (Национальный Совет и Совет Кантонов), срок полномочий которого 4 года.
Высший испол­нитель­ный орган: Правительство.
Денеж­ная еди­ница: Швейцарский Франк (CHF).
Код ISO: CHE
Интер­нет-домен: .CH
Теле­фон­ный код: +41

Языки

  • Национальные языки Швейцарии.

    • Немецкий язык в Швейцарии / Швейцарские диалекты немецкого языка;
    • Французский язык;
    • Итальянский язык;
    • Ретороманский язык.

Языковая карта Швейцарии. Графика: Tschubby

На каких языках говорят в Швейцарии? Данный вопрос можно часто услышать от заинтересованных иностранцев. Швейцария знает аж 4 государственных и официальных языка на федеральном уровне. По языковому критерию Конфедерацию принято делить на немецко-язычную, франко-язычную (Романди), итальяно-язычную и ретороманскую части. Соответственно, страна имеет 4 официальных названия:

  • нем. Schweizerische Eidgenossenschaft;
  • фр. Confédération suisse;
  • итал. Confederazione Svizzera;
  • ретором. Confederaziun svizra.

Чтобы сохранить языковое равенство на международной арене часто используется латинское название Швейцарии Confoederatio Helvetica. Наиболее подробную и верную информацию по государственным языкам Вы подчерпнёте из наших материалов:

Сравнительная таблица эффективности*

История

Территория Швейцарии была заселена ещё в каменном веке. В период существования и расцвета Римской империи (с 5 века до н.э. до 4 века н.э.) здесь жили кельтские племена (гельветы). Восток Швейцарии был населён ретийцами, которые были родственны этрускам. В 2 веке до н.э местные племена совершали набеги на Римскую империю и даже нанесли римлянам несколько поражений. Швейцария была подчинена в 52 году до н.э, когда было подавлено восстание галлов против власти Рима. В 3 веке н.э римляне начинают терять свои позиции под натиском германских племён. К 5 веку север Швейцарии захватили алеманны, а запад — бургунды. 

Швейцарская глубинка

В Средневековье Швейцария была раздроблена на несколько королевств, которые были подчинены франками в период правления Карла Великого в 8 веке. Христианизация населения началась в 4 веке. В 843 году территория Швейцарии была разделена между Италией и Германией. В начале 10 века вся территория страны была подчинена германскими королями и в 1032 году вошла в состав Священной Римской империи, под властью которой оставалась на протяжении 3 веков. 

Зима в Альпах 

В 11-13 веке в Швейцарии развивается торговля и появляются новые города. Это стало причиной появления новых торговых путей. Одна из главных торговых артерий Швейцарии имела огромное значение и проходила через долины Ури, Швиц, Граубюнден и перевал Сен-Готард. В этот период к власти в Священной Римской империи пришли Габсбурги. Опасаясь их притиснений, 1 августа 1291 года был заключён военный договор, который объединил Ури, Швиц и Унтервальден. Эта дата считается основанием Швейцарского союза и швейцарской государственности. В 14 веке Габсбурги неоднократно пытались взять кантоны под контроль, но потерпели несколько поражений. 

В 14 века состав Швейцарского союза пополнился Цюрихом, Люцерном и Берном. Это привело к росту напряжения между кантонами, которое вылилось в Цюрихскую войну. Интересно, что крупные города в составе конфедерации получали статус вольных, имели широкую автономию и вели оживленную торговлю с другими городами Европы. В 15 веке к Швейцарскому союзу присоединились новые кантоны. В 1499 году Священная Римская империя попыталась вернуть контроль над непокорными территориями, но потерпела поражения. Кстати, примерно в этот период были заложены первые принципы швейцарского нейтралитета. 

Пейзажи Швейцарии

В первой половине 16 века в Швейцарии начинается период Реформации. В 1648 году был заключён Вестфальский мирный договор, который закрепил независимость Швейцарии. В 17-18 веке жизнь в государстве была мирная. В этот период в Швейцарии развивается промышленность, а сама страна богатеет на ссудах, превращаясь в один из главных финансовых центров Европы. 

В конце 18 века в франкоязычных кантонах Швейцарии вспыхнула революция. Немецкоязычные кантоны во главе с Берном пытались её подавить, но это привело к оккупации Францией и образовании Гельветической республики. В этот период была принята первая конституция по образцу французской. После вывода французских войск в 1802 году началось восстановление старого порядка. В 1803 году Наполеон вернул Швейцарии феодализм, дал новую конституцию и увеличил количество кантонов. В 1814-1815 году Венский конгресс и Парижский мирный договор закрепили независимость Швейцарии и её нейтралитет. 

Фирвальдштетское озеро 

В 1848 году в Швейцарии была принята новая конституция. С 1850 года единой валютой стал франк, а столицей Берн. В 1844 году была проложена первая железная дорога из Базеля в Страсбург. В Первой и Второй мировой войне Швейцария заняла сторону военного нейтралитета. Хотя в период Второй мировой войны сотрудничала с фашистами. В 1999 году была принята новая конституция. В настоящее время Швейцария является одной из самых богатых стран мира. На её территории работает одна из крупнейших физических лабораторий — ЦЕРН. Также именно в Швейцарии произошло рождение Интернета. Здесь был разработан первый сайт, браузер и веб-сервер.

История

Федеральный совет Швейцарии (2018)

Создание Федерального совета

Члены Федерального совета Швейцарии, 2021 год

Члены первого Федерального совета, 1848 год

Федеральный совет был учрежден в 1848 году Федеральной конституцией. Когда писалась Конституция, демократия республиканского типа всё ещё находилась в зачаточном состоянии, и отцы-основатели Швейцарии имели немного примеров. Хотя они во многом основывались на Конституции США для организации федерального государства в целом, они предпочли коллегиальную, а не президентскую систему исполнительной власти. Была продолжена давняя традиция коллективных органов власти в Швейцарии. Со времён Средневековья кантоны в Швейцарском союзе управлялись советами именитых граждан, позднее Гельветическая республика (с эквивалентной Директорией), а также кантоны после 1830 года, с их либеральными конституциями, также имели хороший опыт такого способа управления.

В настоящее время, кроме Швейцарии, только четыре государства имеют коллективного, а не унитарного главу государства: Босния и Герцеговина, Андорра, Сан-Марино и КНДР. Однако коллегиальная система управления имеет широкое распространение в современных парламентских демократиях в форме правительства с коллективной ответственностью.

Конституционные положения 1848 года, предусматривающие Федеральный совет, остались неизменными и по сей день, хотя швейцарское общество сильно изменилось с тех пор. Таким образом, Федеральный совет представляет собой одну из старейших традиций непрерывного демократического правительства в мире и сопоставим с должностью премьер-министра Великобритании и президента США.

Баланс регионов

До 1999 года закон не позволял кантону иметь более одного представителя в Федеральном совете. После его отмены, места в Совете распределяются более справедливо между кантонами и языковыми регионами страны, без установления конкретных квот. Всякий раз, когда член Совета уходит в отставку, тот кто его заменяет, как правило, является не только членом той же партии, но и представляет тот же языковой регион. Однако бывают и исключения, например, в 2006 году после отставки франкоязычного Жозефа Дейса его место заняла немецкоязычная Дорис Лойтхард.

Исторически сложилось так, что не менее двух мест в Совете всегда занимали франко- или италоязычные швейцарцы, а также один кантон имеет не более одного представителя. С по 2007 год, однако, два члена Федерального совета, Мориц Лойенбергер и Кристоф Блохер, проживали в кантоне Цюрих.

В нынешнем составе Совета три немецкоговорящих члена и по два франкоговорящих и италоговорящих.

Женщины в Совете

Женщины в Швейцарии получили избирательное право на федеральном уровне в 1971 году. Однако до выборов 1984 года они по-прежнему не были представлены в Федеральном совете.

С 1984 года в состав Федерального совета входили девять женщин, пять из которых стали президентами (при том трое дважды):

  • Элизабет Копп (член 1984—1989)
  • Рут Дрейфус (член 1993—2002, президент 1999)
  • Рут Метцлер-Арнольд (член 1999—2003)
  • Мишлин Кальми-Ре (член 2003—2011, президент 2007, 2011)
  • Дорис Лойтхард (член 2006—2018, президент 2010, 2017)
  • Эвелине Видмер-Шлумпф (член 2007-2015, президент 2012)
  • Симонетта Соммаруга (член с 2010, президент 2015, 2020)
  • Карин Келлер-Зуттер (член с 2019)
  • Виола Амерд (член с 2019)

Резиденция президента Швейцарии и её особенности

Фасад Федерального дворца в Берне выглядит впечатляюще. Дворец был построен в 1902 году.

Резиденцией главы Федерального совета Швейцарии является дворец в центре города Берн. Именно там находится приёмная президента. Называется данное здание Федеральный дворец, и кроме главы Швейцарии там находятся Федеральный совет и Федеральное собрание. Строительство дворца было начато в 1894 году и закончилось в 1902 году. Для создания этого здания был использован проект архитектора Ганса Ауэра, который имел швейцарско-австрийские корни.

До этого парламент находился в здании Федеральной ратуши, которое было построено в 1857 году по проекту архитектора Якоба Фридриха Штудера. Уже через несколько лет стало ясно, что небольшая ратуша не может вместить весь швейцарский парламент. Правительство приняло решение о строительстве специального здания для своих нужд. По самым грубым подсчётам, строительство Федерального дворца обошлось в 7 200 000 швейцарских франков, и это в соответствии с расценками того времени. К особенностям резиденции президента Швейцарии относятся следующие нюансы:

  • Высота Федерального дворца – 64 метра;
  • Внутри имеется купол, высота потолка которого изнутри достигает 33 метров;
  • В самом центре купола расположена мозаика, на которой изображён герб Швейцарии в окружении гербов всех 22 кантонов, которые входили в состав страны по состоянию на 1902 год;
  • Отдельно расположен герб кантона Юра, который был создан только в 1979 году;
  • В центре дворца расположена статуя основателей Швейцарии, которую сделал известный скульптор Джеймс Виберт.

Интересной особенностью являются специальные галереи, которые позволяют туристам наблюдать за заседаниями парламента страны. Только зафиксировать это невозможно, так как в здании запрещена фото- и видеосъёмка. Официально фотографировать в Федеральном дворце можно только два раза в год – 31 июля и 1 августа. Последняя серьёзная реставрация резиденции президента Швейцарии проводилась с 2006 по 2008 годы.

Автор статьи:
ULFHED

Увлекаюсь единоборствами с оружием, историческим фехтованием. Пишу про оружие и военную технику, потому что это мне интересно и хорошо знакомо. Часто узнаю много нового и хочу делиться этими фактами с людьми, неравнодушными к военной тематике.

Внешние ссылки [ править ]

«Переходящая столица Швейцарии»

Старые порядки до вторжения Наполеона

Чтобы ответить на вопрос, есть ли столица Швейцарии, давайте сначала обратимся к истории. До 1798 года функцию центра власти выполняло так называемое «присутственное место Швейцарии» (своеобразная фактическая столица, то есть резиденция правительства и парламента). Данное «место» ежегодно менялось: органы власти заседали то в Цюрихе, то в Люцерне, то в менее известных Бадене (нынешний кантон Аргау) или Фрауенфельде (кантон Тургау).

Зимний Баден. Графика: swiss-imаgе.сh/Christof SondereggerФрауэнфельд – столица кантона Тургау. Графика: Odonata, CC BY-SA 2.5 ch

Недолгий возврат к «присутственным местам»

С 1798 по 1803 гг. – т.е. во времена Гельветической республики (марионеточного государства, созданного Наполеоном на территории Швейцарии) – страна знала по-очерёдно три столицы: Арау, Люцерн и Берн. После изгнания Наполеона старая Швейцария была воссоздана вновь, а привнесённые французами порядки (в т.ч. касательно вопроса о столице) были отменены. Позже, уже при основании нового швейцарского федеративного государства, возник спор о том, должна ли Швейцария иметь столицу, и – если да – то в каком городе.

С 1803 года Швейцария вновь возвращается к «присутственным местам», которые сперва менялись каждый год, несколько позже – раз в два года. По понятным причинам смена места заседаний была неудобной и довольно затратной для бюджета. В данной связи, постепенно укреплялась идея о закреплении функции швейцарской столицы только за одним городом.

1848 – переломный год

В ноябре 1848 года парламент принял решение отменить принцип переходящей столицы. Неразрешенной оставалась проблема, какой город или какой населенный пункт должен взять на себя столичные функции.

Кроме того, горячо обсуждался вопрос о том, может ли столица кантона одновременно быть столицей государства. Рассматривалась даже возможность основания нового города, призванного служить резиденцией правительства и парламента (так называемая «запланированная столица», такая, как, например, Вашингтон в Соединенных Штатах).

Три кандидата

Последняя идея не получила поддержки, и на выборах 28 ноября 1848 года остались три уже существующих кандидата: Цюрих, Берн и Люцерн. Все три города имели как свои преимущества, так и недостатки (об этом – см. ниже). Другие населённые пункты явно не могли состязаться с тремя «тяжеловесами» (конечно же, по швейцарским масштабам).

Вид на вечерний город. Графика: swiss-imаgе.сh/Jan Geerk

Никаких шансов для Женевы

В качестве лирического отступления также отмечу, что как столица Швейцарии Женева не имела бы никаких шансов. Во-первых, на тот момент Женева была наиболее молодым, а значит: неопытным кантоном Швейцарии, вступившим в Конфедерацию.

Женева, Quai du Mont-Blanc Switzerland Tourism / Christof Schuerpf

Во-вторых, Женева, располагаясь на самом западном конце Швейцарии, географически никак не годилась на роль столицы страны.

В-третьих, Женева, как известно, франкоговорящий город и кантон; её столичная функция не нашла бы поддержки у немецкоязычного большинства граждан Швейцарии (для справки: только 22% населения Конфедерации – франкоязычные; для 65% родным языком является (швейцарский) немецкий). «Языковой» аргумент говорит также не в пользу Лозанны. О «языковом вопросе» в Швейцарии читайте наши подробные статьи:

  • Подробно: Национальные языки Швейцарии.
    • Немецкий язык в Швейцарии / Швейцарские диалекты немецкого языка;
    • Французский язык;
    • Итальянский язык;
    • Ретороманский язык.

Таким образом, те, кто задаются вопросом «Женева – столица какой страны?», вынуждены узнать, что «город мира», при всей его международной важности, является лишь столицей кантона Женева (но никак не самой Конфедерации!). Фото и описание достопримечательностей: Город Женева

Фото и описание достопримечательностей: Город Женева.

2014: Молодежь, Работа и Открытость

Федеральный совет в 2014 году (слева направо): Йоханн Шнайдер-Амман (Johann N. Schneider-Ammann), Эвелине Видмер-Шлюмпф (Eveline Widmer-Schlumpf), Симонетта Соммаруга (Simonetta Sommaruga), Дидье Буркхальтер (Didier Burkhalter), Дорис Лойтхард (Doris Leuthard), Ули Маурер (Ueli Maurer), Ален Берсе (Alain Berset). Федеральный канцлер Корина Казанова (Corina Casanova)

Опять же по традиции новое Правительство Швейцарии (в старом составе, но с новыми президентом и вице-президентом) запечатлевается на официальном фото. Новым Президентом в конце прошлого года избран Дидье Буркхальтер (Didier Burkhalter), выходец из кантона Невшатель/Ноенбург и глава Департамента иностранных дел. Вице-президентом стала Симонетта Соммаруга (Simonetta Sommaruga), глава Федерального департамента Юстиции из кантона Берн.

В этом году можно наблюдать определённые новшества. Так, впервые правительственная семерка и федеральный канцлер предстаёт на фоне зала, где проходят заседания Федерального совета. По замыслу г-на Буркхальтера, данная деталь должна подчёркивать, что Правительство Швейцарии в начавшемся году в полной мере настроено на работу. Окно и открытая дверь на фоне должны символизировать открытость Федерального совета швейцарскому народу и остальному миру.

А вот молодежь на фотографии хотя и не видна, но, тем не менее, незримо присутствует. Так, 2 школьника из городка Веве (Vevey) на берегу Женевского озера в кантоне Во по приглашению нового Президента Федерального совета поучаствовали в процессе создания фотографии. Непосредственно за съёмку отвечали Беатрис Дёвенэ (Béatrice Devènes) и Доминик Бюттен (Dominic Büttner), которые уже однажды (а именно – в 2008 году) были ответственны за фото швейцарского правительства.

Примечательно, что фотографы отказались от обычной практики фотомонтажа, когда каждого члена Швейцарского правительства фотографировали отдельно и впоследствии «вставляли» в общую сцену. На официальную фотографию 2014 года вся правительственная семёрка (вместе в Федеральным канцлером), как команда, снималась одновременно в полном составе.

Удачи Вам в 2014 году!

Обновление от 1.1.2015: официальное фото Бундесрата на 2015 год

Что такое прямая демократия

«Граждане могут выступать с законодательной инициативой, а также через референдум участвовать в принятии законов на государственном или местном уровне. Это очень специфическая черта нашей системы, в такой форме этого нет ни в одной другой стране», – рассказывает политолог Клоэ Янс.

В Швейцарии люди имеют возможность голосовать не только за политиков: они решают, хотят ли заключать международный договор с какой-нибудь страной или нет, стоит выделять деньги на новую дорогу в какой-то определенный регион.

Каток рядом со зданием парламента

Технически прямая демократия работает так: если законопроект не нравится как минимум семи гражданам, они образуют инициативную группу. Она собирает 50 тысяч подписей за проведение общенационального референдума, на котором швейцарцы большинством голосов решают, будут они жить с этим законом или нет.

«Граждане могут отклонить любой законопроект, утвержденный правительством и парламентом», – говорит Клоэ.

Помимо референдума, можно выдвинуть свой законопроект или предложить изменение в закон, только подписей надо собрать больше.

Пожилой мужчина в Берне

На референдумах утверждают даже не половину народных инициатив, а всего около 10%. Недавно голосовали по поводу предложения субсидировать фермеров, которые не спиливают коровам рога. Она не прошла.

«Прямая демократия лежит в основе всей системы. Это важный момент идентификации для наших людей, это то, что держит всех нас вместе», – говорит Клоэ Янс

Также она отмечает, что помимо прямой демократии важной чертой швейцарской политической системы является федерализм, который позволяет по максимуму концентрировать политическую власть на местном уровне, и консоционализм – то есть властям необходимо учитывать мнения максимального количества разных групп населения

Правительство Швейцарии

Правительство Швейцарии (Швейцарской Конфедерации), называемое иногда «Федеральным советом» — буквальный перевод немецкого названия «Bundesrat» — состоит из 7 членов. Функцию главы государства выполняет весь Федеральный совет Швейцарии. По принципу ротации каждый год выбирается новый президент Швейцарии. Головным офисом правительства, расположенного в Берне, является Федеральная канцелярия. Глава канцелярии — канцлер — иногда именуется 8-ым членом правительства. Он — или она — принимает участие в еженедельных заседаниях правительства и обладает правом совещательного голоса. Члены Федерального совета не прячутся от общественности в длинных кортежах с мигалками и телохранителями. Их запросто можно встретить в поезде или в трамвае.

Избираются они сроком на 4 года. В Швейцарии неоднократно предпринимались попытки ввести прямые выборы Федерального совета народом, но до сих пор в отношении способа данных выборов ничего не изменилось.

Правительство Швейцарии (Швейцарской Конфедерации), называемое иногда «Федеральным советом» — буквальный перевод немецкого названия «Bundesrat» — состоит из 7 членов

Получается, что в Швейцарии нет одного человека, который исполнял бы функции главы государства. Говорят, что именно этот факт является причиной того, что президент Путин — в отличии от Медведева — до сих пор так и не был в Швейцарии с официальным визитом. Ведь Владимиру Владимировичу неясно, кто конкретно его принимает — неужели все семеро одновременно?

Каждый член Федерального совета возглавляет свой департамент. Департамент — это то же министерство, но члены правительства Швейцарии именуются не министрами, а главами департаментов. Однако в средствах массовой информации они нередко обозначаются как «министр энергетики», «министр спорта» и т. д. Всего в Федеральном совете — что вполне логично — семь департаментов:

  • департамент юстиции и полиции, его возглавляет Симонетта Соммаруга;
  • департамент экономики, образования и научных исследований — Йохан Шнайдер-Амманн;
  • департамент экологии, транспорта и энергетики — Дорис Лейтхард;
  • департамент финансов — Эвелин Видмер-Шлумпф;
  • департамент обороны, защиты населения и спорта — Ули Маурер;
  • департамент иностранных дел — Дидье Буркхальтер;
  • департамент внутренних дел — Ален Берсе.

И, наконец, Федеральную канцелярию возглавляет Корина Казанова. Распределением департаментов занимаются сами члены правительства, парламент не имеет права вмешиваться в этот процесс. Члена правительства с самим большим стажем работы первым выбирает свой департамент, за ним следует член правительства с вторым по длительности стажем работы и так далее. Самые «молодые» члены Федерального совета получают оставшиеся департаменты. Если при этом возникают спорные моменты, то они решаются голосованием, опять же без участия парламента.

Федеральное собрание выбирает из семи членов правительства каждый года президента Швейцарской конфедерации. В соответствии с традицией право занять данный пост получают все члены Федерального совета по очереди. За 4 года все семь членов не успевают побыть президентом, поэтому данное право передается переизбранным членам правительства опять же по очереди.

Президента Швейцарии нельзя назвать главой государства или главой правительства, в отношении его действует принцип «primus inter pares» — то есть «первый среди равных»

Президента Швейцарии нельзя назвать главой государства или главой правительства, в отношении его действует принцип «primus inter pares» — то есть «первый среди равных» — и какими-либо особыми правами он не обладает. Президент выполняет представительские функции, принимая официальные делегации других держав или представляя свою страну на международной арене. На данный момент президентом является Симонетта Соммаруга.

Каждый член Федерального собрания получает солидную — даже по швейцарским меркам — зарплату, которая составляет около 445 000 франков в год. К этому добавляется 30 000 франков на представительские расходы, которые не облагаются налогом. В общем, выгодное дело!

Кроме этого, каждый член правительства имеет право на два служебных автомобиля с шофером. Если возникает необходимость какого-либо срочного визита, члены Федерального собрания могут воспользоваться вертолетом или самолетом швейцарских ВВС. Пенсия члена швейцарского правительства составляет 220 000 франков в год.

Административное деление

В административно-территориальном плане Швейцария разделена на 20 кантонов и 6 полукантонов. Кантоны делятся на округа, которые, в свою очередь, подразделяются на города и общины. 

Кантоны Швейцарии

Кантоны Швейцарии:

  • Цюрих
  • Берн
  • Люцерн
  • Ури
  • Обвальден
  • Швиц
  • Нидвальден
  • Юра
  • Женева
  • Невшатель
  • Вале
  • Во
  • Тичино
  • Тургау
  • Аргау
  • Граубюнден
  • Санкт-Галлен
  • Гларус
  • Цуг
  • Фрибур
  • Золотурн
  • Базель-Штадт
  • Базель-Ланд
  • Шаффхаузен
  • Аппенцелль-Ауссерроден
  • Аппенцелль-Иннерроден

Швейцарские пейзажи

В региональном отношении страну можно разделить на:

  • Северо-западная Швейцария — Базель, Аргау, Золотурн. 
  • Регион Цюриха. 
  • Центральная Швейцария — озеро Люцерн и кантоны Ури, Обвальден, Нидвальден, Швиц. 
  • Восточная Швейцария — район между истоками Рейна и Боденским озером (Тургау,  Аппенцелль-Ауссерроден, Аппенцелль-Иннерроден, Санкт-Галлен). 
  • Регион Женевского озера — франкоязычная часть Швейцарии (кантоны Женева, Берн, Вале, Фрибур). 
  • Южная Швейцария — италоязычный регион (кантон Тичино). 

Навигация

Нужна ли «прозрачность»?

Иными словами, возникает вопрос: могут ли фирмы и компании с солидными финансовыми ресурсами, заинтересованные в создании и поддержании выгодных для себя рамочных условий, практически без ограничений финансировать игроков, действующих на национальной политической арене? Да, могут! Без ограничений поддерживать своими деньгами партии, движения, общественные организации и инициативные комитеты в Швейцарии могут и отдельные лица, имеющие соответствующий денежный потенциал.

Более того, в настоящее время швейцарское законодательство не требует от получателей пожертвований раскрывать источники поступления денег. Ограничения, предусмотренные законодательством, действуют только в отношении органов власти. Им, в частности, запрещено при помощи общественных бюджетных средств вести политические кампании или поддерживать таковые. Это все, конечно, интересно, но возникает вопрос — а нужна ли в политической сфере вообще какая-то «прозрачность»?

Что нам вообще способно дать понимание маршрутов, которыми протекают денежные потоки? Нужно ли нам знать, кто, кого и на каких условиях поддерживает? Сторонники установления прозрачного режима финансирования политической деятельности отвечают на этот вопрос позитивно и приводят два основных довода.

Банкротство Ливана

Новость о расследовании в отношении главы ЦБ Ливана появилась на фоне экономического кризиса, который переживает страна в последние годы, фактически находясь на грани банкротства.

В начале апреля валютный запас государства составлял 15,8 млрд долларов, из которых 15 млрд нельзя использовать ни на какие бюджетные нужды. По закону эти средства должны храниться на депозите. Оставшейся суммы может хватить только на выплату обязательных дотаций в течение двух месяцев.

Истощение финансовых запасов было вызвано остановкой притока вливаний из-за рубежа. Это спровоцировало сбой в работе банков. Чтобы решить проблемы, Бейрут был вынужден увеличить внешний долг страны.

Демократическое право знать

Второй довод: в государстве, организованном в соответствии с республиканскими принципами и ценностями, граждане имеют право знать, кто, при помощи каких средств и в каком направлении пытаются воздействовать на политику, каковая в таком государстве является открытым форумом, доступным для общественности, с учетом того, что решения, принимаемые на таком форуме в открытом формате в интересах общественного блага (res publica), обычно касаются как всех, так и каждого в отдельности.

Отсюда и право всех и каждого знать, кто дергает за веревочки политического процесса и почему принимаются именно такие решения, а не какие-то другие. По всей видимости, крупный банк если и будет поддерживать ту или иную партию своими деньгами, то вряд ли из чисто благотворительных соображений. И если такие пожертвования никак не регулируются в законодательном порядке, то уж как минимум народу следует «огласить весь список».

Показать больше

Показать больше

Вывод из оборота старых швейцарских банкнот стал проблемой

Этот контент был опубликован 03 мая 2021 года
03 мая 2021 года
Операция по обмену старых банкнот на новые дает ЦБ возможность вывести на чистую воду незаконные капиталы.

Конечно, большая часть населения ничем таким не интересуется в принципе, но это опять-таки не означает, что в обществе не найдется ни одного критически настроенного гражданина, которому не захочется доподлинно выяснить, кто пытается оказать на него влияние накануне выборов или референдума, и добавить затем в общую копилку общественных дебатов свое собственное «особое мнение».

Смутные сомнения

Пока же швейцарский парламент регулярно и жестко отвергает все предложения относительно реального «повышении степени транспарентности отечественных политических механизмов». И такой курс, в самом деле, способен укрепить в людях убежденность в том, что дыма без огня не бывает и что чем дальше в лес, тем более обоснованными становятся подозрения в продажности национального политического класса. 

Именно такого рода «смутные сомнения» и произвели, в конечном итоге, на свет народную законодательную инициативу «За большую прозрачность в области финансирования политических партий и движений», цель которой, если коротко, как раз и состоит в том, чтобы заставить наконец швейцарцев начать прилюдно говорить о деньгах. Для начала в области политики.

В рамках нашего спецпроекта #ПрямаяДемократиявШвейцарииВнешняя ссылка Сандро Люшер анализируетВнешняя ссылка для нас особенности народоправства по-швейцарски.

End of insertion

Инициатива «За большую прозрачность в области финансирования политических партий и движений»

Новая законодательная инициатива социалистов, «зеленых» и Бюргерско-демократической партии (BDP) предлагает обязать партии и политические объединения раскрывать свои бюджеты, а также источники финансирования в случае, если в сумме пожертвования превышают 10 тыс. франков.

Всего под народной законодательной инициативой «Für mehr Transparenz in der PolitikfinanzierungВнешняя ссылка» свои подписи поставили более 120 тыс. человек.

По мнению экспертов, однако, такого рода инициатива, даже ели она будет одобрена на референдуме, вряд ли окажет какое-то критические влияние на ход швейцарских политических кампаний и на результаты выборов и голосований.

End of insertion

Статья в этом материале

  • Иностранные студенты в швейцарских вузах
  • Швейцарцы хотят прозрачного финансирования партий?
  • Свобода слова: ценность универсальная, но не абсолютная!
  • В Швейцарии революция случается каждые три месяца
  • Вывод из оборота старых швейцарских банкнот стал проблемой
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector