Новейшие корветы проекта 22800
Содержание:
- Технические характеристики
- Airbus A333 — слияние традиций и новаторских идей
- Ядерная программа
- Уникальность нового малого ракетного корабля
- Представители класса
- Ссылки
- Дальнейшие планы
- «Калиброносные байдарки»
- Особенности конструкции
- Его Величество «Каракурт»
- Рейтинг лучших коллиматорных прицелов для ружья гладкоствольного 12 калибра
- Под «Панцирем» и с «Калибром»
- Американские эсминцы
Технические характеристики
Двигатель и трансмиссия
ГАЗ-66 одним из первых автомобилей в СССР получил V-образный силовой агрегат с 8 цилиндрами. Он производился на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ) и по ряду параметров был унифицирован с двигателем ГАЗ-13 «Чайка». Мотор объёмом 4254 куб. см выдавал мощность в 120 лошадиных сил, достигая 3500 оборотов в минуту, что на то время считалось вполне достаточным для езды по бездорожью.
В начале 1990-х годов в качестве силового агрегата модификаций ГАЗ-66-40 и ГАЗ-66-41 применялся дизель (с турбонаддувом и воздушным охлаждением в первом варианте) при мощности соответственно 116 и 85 л. с., но таких автомобилей было выпущено немного.
Тип подвески
Подвеска впереди и сзади относится к зависимому типу и имеет сходное строение. Она монтировалась на продольных полуэллиптических рессорах, концы которых располагались на резиновых опорах. Плавный ход машины достигался за счёт телескопических гидравлических амортизаторов.
Кроме того, ГАЗ-66, обладая хорошей сбалансированностью центра тяжести, имеет практически равную нагрузку на заднюю и переднюю оси. В то же время общая прочность подвески не обладала большим запасом, так что перегружать машину было крайне нежелательно.
Максимальная скорость
Грузовик мог разгоняться до 90 километров в час, но предельная скорость конструктивно сдерживалась ограничителем. При его снятии максимальная скорость возрастала до 110-120 километров в час, но рабочий ресурс мотора при этом существенно сокращался.
Расход топлива
Преодоление пути в 100 километров требовало от ГАЗ-66 расходования 20-25 литров бензина марок АИ-76 или АИ-80. Автомобиль обладал двумя баками ёмкостью 105 литров топлива каждый, их полная заправка обеспечивала запас хода на 800 километров. Дизельный вариант двигателя был заметно экономичней и расходовал максимум 17 литров топлива на 100 км пробега.
Габариты и вес
Параметры | Значения |
Длина | 5655 мм |
Ширина | 2342 мм |
Высота | 2440 мм |
Колёсная база | 3300 мм |
Дорожный просвет | 315 мм |
Снаряженная масса | 3470 кг |
Грузоподъёмность | 2000 кг |
Максимальная масса | 5940 кг |
Передний мост и ширина колеи
Передний мост Газ-66 включал в себя редуктор и шарниры равных угловых скоростей, применённые вместо полуосей. Поддержание надёжности работы автомобиля на дорогах общего пользования требовало замены масла в мостах через 50-70 тысяч километров пробега по дорогам и ещё чаще при эксплуатации в условиях бездорожья. Пересечение водных преград требовало обязательного последующего шприцевания при первой же возможности.
Коробка передач
ГАЗ-66 получил в оснащение несколько упрощённую четырёхступенчатую КПП. Раздаточная коробка обладала двумя передачами (прямой и понижающей), а также позволяла водителю при необходимости отключать передний мост для преодоления особо трудных участков пути.
Рулевое управление оснащалось гидроусилителем, также имелся усилитель привода тормозной системы. Колёсные тормоза — колодочного типа.
Airbus A333 — слияние традиций и новаторских идей
Airbus A333 — это сокращённое наименование модели А330-300. Это дальнемагистральный пассажирский самолёт с двумя турбовентиляторными двигателями, ставший основной машиной нового семейства лайнеров Airbus 330. Проект стартовал в 1972 году. Его целью была разработка самолёта, который придёт на смену A300. Этим лайнером и стал А330.
Первый полёт состоялся в ноябре 1992 года: в воздух поднялся опытный вариант А330-300 (А333). Примечательно, что третий прототип самолёта, проходя испытания ETOPS в 1993 году, пролетел в течение 6 часов над северной Атлантикой с одним работающим двигателем.
Получив при разработке фюзеляж от А300/310, а кабину пилота от А320, А333 вобрал в себя надёжность и выверенность прежних разработок и технические новшества А320.
В конструкции авиалайнера используются 2 двигателя Pratt&Whitney PW4000, Generic Electric CF6-80E или Rolls-Royce Trent 700. Вместе с удлинённым, в сравнении с предшественниками, фюзеляжем, это даёт возможность перевозить больше пассажиров (295 в трёх класса, 335 — в двух и до 440, если самолёт имеет один класс) или груза на более далёкие расстояния.
Ядерная программа
Уникальность нового малого ракетного корабля
Заместитель министра обороны Юрий Борисов при закладке на стапеле судостроительного завода «Пелла» в конце июля прошлого года четвертого малого ракетного корабля по проекту 22800 заявил: «кораблей с аналогичной классификацией в мире просто не существует». У конструкторов КБ «Алмаз» получилось расположить на малом пространстве «Каракурта» множество грозного оружия. Кстати, это оружие можно именовать стратегическим, потому что любая ракета «Калибр» может быть оснащена ядерной боеголовкой.
Радиус действия ракетного вооружения «Каракуртов» в составе Черноморского и Балтийского флотов, а также представляющих Каспийскую флотилию, перекрывает ближневосточный регион и почти весь европейский континент. Если будет принято решение о поступлении этих кораблей в распоряжение Тихоокеанского флота, тогда перекроется почти все восточное полушарие в северной его половине.
Представители класса
Корабль | Номер | Изготовитель | Заложен | Спущен на воду | Введен в строй | Статус | В составе |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Мытищи | 567 | Ленинградский судостроительный завод «Пелла» | 24 декабря 2015 | 29 июля 2017 | 17 декабря 2018 | В строю | БФ |
Советск | 577 | Ленинградский судостроительный завод «Пелла» | 24 декабря 2015 | 24 ноября 2017 | 12 октября 2018 | В строю | БФ |
Одинцово | 584 | Ленинградский судостроительный завод «Пелла» | 29 июля 2016 | 5 мая 2018 | 2020 | Готовится к ходовым испытаниям | БФ |
Козельск | Судостроительный завод «Море», Феодосия (достраивается на заводе «Пелла») | 10 мая 2016 | 9 октября 2018 | 2020 | Спущен на воду | ЧФ | |
Охотск | Судостроительный завод «Море», Феодосия (достраивается на заводе «Пелла») | 17 марта 2017 | 29 октября 2019 | 2021 | Спущен на воду | ЧФ | |
Вихрь | Судостроительный завод «Море», Феодосия (достраивается на заводе «Пелла») | 19 декабря 2017 | 13 ноября 2019 | 2021 | Спущен на воду | ЧФ | |
Буря | 578 | Ленинградский судостроительный завод «Пелла» | 24 декабря 2016 | 23 октября 2018 | 2020 | Спущен на воду | СФ |
Циклон | Судостроительный завод «Залив» (Керчь), Зеленодольский завод им. А.М.Горького | 26 июля 2016 | 2020 | 2020 | Строится | ЧФ | |
Аскольд | Судостроительный завод «Залив» (Керчь), Зеленодольский завод им. А.М.Горького | 18 ноября 2016 | 2020 | 2021 | Строится | ЧФ | |
Амур | Судостроительный завод «Залив» (Керчь), Зеленодольский завод им. А.М.Горького | 30 июля 2017 | 2021 | 2021 | Строится | ЧФ | |
Туча | Зеленодольский завод им. А.М.Горького | 26 февраля 2019 | 2022 | 2022 | Строится | СФ | |
Тайфун | Зеленодольский завод им. А.М.Горького | 11 сентября 2019 | 2022 | 2022 | Строится | СФ | |
Ржев | Амурский судостроительный завод | 1 июля 2019 | 2022 | 2023 | Строится | ТОФ | |
Удомля | Амурский судостроительный завод | 1 июля 2019 | 2022 | 2023 | Строится | ТОФ | |
Павловск | Амурский судостроительный завод | май 2020 | 2023 | 2024 | Готовится к закладке | ТОФ | |
Уссурийск | Амурский судостроительный завод | 26 декабря 2019 | 2023 | 2024 | Строится | ТОФ | |
неизвестно | «Восточная верфь» (Владивосток) | 2020 | 2022 | 2023 | Подписан контракт | ТОФ | |
неизвестно | «Восточная верфь» (Владивосток) | 2020 | 2022 | 2023 | Подписан контракт | ТОФ |
Ссылки
Дальнейшие планы
Как вы прекрасно понимаете, все не ограничится четырьмя кораблями: планируется производство гораздо большего количества корветов в рамках данного грандиозного проекта. Ранее речь шла о том, что всего будет 18 кораблей этого типа, но сейчас пока что такая информация не подтверждается. На сегодняшний день, по общим подсчетам, кроме четырех кораблей, находящихся на стадии производства, будет изготовлено еще восемь штук. На три из них заказ уже получил завод «Пелла», который уже занят производством сразу трех «Каракуртов»
Однако стоит принять во внимание тот факт, что завод «Море» был выкуплен «Пеллой», поэтому велика вероятность того, что часть этих заказов (может, и все три) будет передана заводу в Феодосии. Но что с оставшимися пятью судами? На них 3 августа 2016 года получил заказ Зеленодольский судостроительный завод имени А
М. Горького. Работы над их производством еще не были начаты, но факт того, что в ближайшие пять лет у ВМФ России будет двенадцать новых и современных кораблей, уже неоспорим. А если проект 22800 окажется успешным, то велика вероятность того, что первоначальная норма в восемнадцать судов будет выполнена, а может, даже и перевыполнена. Пока еще нельзя сказать, получит ли «Пелла» больше заказов на изготовление «Каракуртов», достанутся ли они Зеленодольскому заводу или же к производству кораблей этого типа будут подключены другие предприятия. Остается дожидаться того момента, когда в 2017 году на воду будет спущен первый «Каракурт» и его можно будет опробовать в реальных условиях, чтобы понять, насколько масштабным будет данный проект в будущем и что его ждет.
«Калиброносные байдарки»
Практически одновременно с «калибризацией» флота российскому военному руководству пришлось решать еще одну задачу. Ситуация на Черном и Средиземном морях после воссоединения Крыма с Россией настойчиво требовала экстренного усиления Черноморского флота. Причем в первую очередь, ударными единицами.
Поскольку физически ускорить ввод в строй предназначенных для пополнения КЧФ фрегатов проекта 11356 и дизель-электрических подводных лодок проекта 636 не представлялось возможным, Минобороны пошло на неожиданный шаг. Исходно создававшиеся для Каспийской флотилии МРК проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Серпухов» и «Зеленый Дол» решено было отправить на Черное море.
Конечно, это являлось паллиативным решением. «Буяны-М» были спроектированы для действий в закрытой акватории Каспийского моря. Они имели габаритные ограничения, вызванные необходимостью вписаться в габариты шлюзов, а также проходить под пролетами мостов Волго-Балтийского водного пути.
В общем, МРК проекта 21631, с их водометными движителями, пониженными мореходностью и автономностью, для действий в Черном и, тем более, Средиземном море подходили не особо. Но то обстоятельство, что каждый из «Буянов-М» мог нести 8 дозвуковых «Калибров» или сверхзвуковых «Ониксов», продолжительное время в глазах военных искупало вышеперечисленные недостатки. Тем более что ударный потенциал данных МРК равнялся таковому у фрегатов проекта 11356, вчетверо (!) превосходящих «Буяны-М» по своему водоизмещению.
К осени 2016 года Министерству обороны РФ стало понятно, что дальнейшее присутствие МРК проекта 21631 в составе Черноморского флота перестает себя оправдывать. Черноморский регион уже достаточно плотно контролировался наземной группировкой и авиацией ВС РФ, базирующимися в Крыму. Одновременно КЧФ начал получать фрегаты и подводные лодки, т.е. новые «калиброносцы» с куда лучшей, чем у «Буянов-М», мореходностью и автономностью.
По этой причине «Серпухов» и «Зеленый Дол» были отправлены на Балтику, более подходившую «Буянам-М» по условиям базирования и эксплуатации. Это избавило «калиброносные байдарки», как за глаза называли на Черном море МРК проекта 21631, от службы «на грани подвига».
Актуальную для всего отечественного ВМФ проблему скорейшего пополнения корабельного состава новыми «калиброносцами» с более приемлемыми показателями автономности и мореходности, чем у «Буянов-М», теперь должны были решить уже находившиеся в постройке МРК проекта 22800.
Чтобы понять, откуда эти корабли взялись, нам придется мысленно вернуться лет на 16 назад.
Особенности конструкции
К особенностям конструкции относятся:
- корабль оснащён интегрированной мачтой с размещёнными на ней четырьмя неподвижными фазированными антенными решётками многофункционального радиолокационного комплекса;
- установка для ракет «Калибр-НК» и «Оникс» расположена, как и на кораблях проекта «Буян-М», в задней части надстройки за ходовой рубкой, но в отличие от представителей проекта 21631 УКСК будет размещаться поперёк, а не вдоль диаметральной плоскости.
Вооружение
Вооружение кораблей проекта 22800 включает в себя комплексы ударного и противовоздушного оружия, системы боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи.
- Ракетное
Основой ударного вооружения являются ракеты семейства «Калибр» (КРБД и, возможно, ПКР) в расположенных поперёк диаметральной плоскости корабля вертикальных пусковых установках УКСК 3С14.
- Артиллерийское
По предварительным данным, Артиллерийское вооружение кораблей проекта должно было включать, по разным источникам, или 100-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку А-190 и ЗРАК «Палаш», или 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку АК-176 и две 30-мм артиллерийские системы АК-306, или 57-мм артиллерийскую установку А-220М и две 30-мм установки АК-630.
Фактически на первых кораблях устанавливаются:
- одна 76,2-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-176МА
- две шестиствольных 30-мм установки АК-630М (на первых двух кораблях проекта)
- две 12,7-мм пулемётных установки «Корд»
- Противовоздушное
Первоначально противовоздушную оборону корабля планировалось обеспечивать за счёт боевых возможностей ЗРАК «Палаш».
Фактически первые два представителя проекта не несут специализированного противовоздушного вооружения, вместо которого предполагается использовать две АУ АК-630М. Начиная с третьего корабля, вместо последних на МРК устанавливается зенитный ракетно-пушечный комплекс .
- Противолодочное
«Каракурты» не несут противолодочного вооружения.
- Радиотехническое
Радиотехническое вооружение будет включать в себя: РЛС Позитив-МК (на первых двух «Минерал-М»), 4 ФАР 1РС-3Е комплекса Панцирь-СМ (начиная с третьего корпуса), артиллерийская РЛС МР-123-02 «Багира», АМКОИ «Трасса», БИУС «Сигма».
Мореходность
Корабли серии 22800 должны обладать, по сравнению с представителями другого российского проекта МРК «Буян-М», лучшей мореходностью, так как изначально предназначены для использования на открытых морских театрах.
Его Величество «Каракурт»
Отсутствие в составе отечественных флотов, особенно КЧФ, «товарного» количества «калиброносцев», пусть и в виде мореходных МРК, стало ощущаться еще острее после того, как в связи с прекращением поставок двигателей с Украины застопорилась постройка второй тройки фрегатов проекта 11356. Мореходные МРК оказались нужны «уже вчера», при этом Зеленодольское проектно-конструкторское бюро было загружено работой над другими проектами. Вследствие совокупности всех этих факторов, спустя 14 лет после закладки «Скорпиона», круг замкнулся — проектирование мореходных МРК вновь было поручено ЦМКБ «Алмаз».
«Алмазовцы» не стали изобретать велосипед. Соединив удачные конструктивные решения своего «Скорпиона» с имеющимся у «Буяна-М» универсальным корабельным стрельбовым комплексом на 8 «Калибров» или «Ониксов», ЦМКБ спроектировало малый ракетный корабль проекта 22800 (шифр «Каракурт»).
Впервые облик нового МРК был представлен общественности на международном военно-техническом форуме «Армия-2015». Головные два корабля проекта 22800, получившие названия «Ураган» и «Тайфун», заложили 24 декабря 2015 года на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла».
Необходимость импортозамещения, а также отработки отдельных узлов и агрегатов, в частности созданной санкт-петербургским машиностроительным заводом «Арсенал» корабельной 76,2-мм артустановки АК-176МА, несколько задержали достройку «Каракуртов». И все же 2 июня 2017 года СМИ опубликовали информацию о том, что первый МРК проекта 22800 — «Ураган» — будет спущен на воду до конца этого лета.
Всего военные моряки планируют получить от промышленности не менее 18 «Каракуртов», предназначенных для пополнения состава Черноморского, Балтийского и Тихоокеанского флотов. Необходимость постройки МРК проекта 22800 для нужд Северного флота пока не озвучивалась.
Любопытно, что при лучших показателях мореходности и автономности «Каракурты» будут иметь на 149 тонн меньшее водоизмещение, чем у «Буянов-М». Более скромные размеры, по сравнению с проектом 21631, повысят скрытность новых МРК. Возможности же обнаружения целей у «Каракуртов» повысятся — проект 22800 оснащен интегрированной мачтой с размещенными на ней неподвижными фазированными антенными решетками многофункционального радиолокационного комплекса.
Уступая «Буянам-М» по мощи артиллерийского вооружения — 76,2-мм артустановка вместо 100-мм — «Каракурты» будут нести тот же, что и у проекта 21631, ударный ракетный комплекс, позволяющий поражать надводные цели в радиусе около 500 километров, а наземные — в радиусе около 1500 километров. Таким образом, подобно «Буянам-М», скромные по размерам, но имеющие на вооружении восьмерку «Калибров» МРК проекта 22800 вполне могут именоваться малыми ракетными кораблями стратегического назначения.
Рейтинг лучших коллиматорных прицелов для ружья гладкоствольного 12 калибра
В продаже встречается несколько серий оптических приспособлений одной марки. Все их достоинства отмечены на основе отзывов спортсменов и охотников, которые несложно найти на форумах и сайтах соответствующей тематики.
Цены ориентировочные, по региону Москвы, в рублях РФ.
SIGHTMARK
Модель SM1
Серия 3005. Данный коллиматорный прицел прекрасно приспособлен для промысла в условиях низких температур. При значениях до -25 ºС яркость свечения не изменяется. Небольшой вес прибора, защищенность от механических повреждений, падений с высоты делают его привлекательным для любителей ходовой охоты. Цена – 9 000.
Серия 3003B (BOX 1х33). Коллиматор открытого типа. Достоинства – прекрасный панорамный обзор, наличие нескольких типов (до 4-х) прицельных марок, чем обеспечивается точность выстрела как пулей, так и дробовым зарядом. Цена – 6 290. Серия 3001. Привлекает, прежде всего, своими небольшими габаритами. Данный прибор относится к категории мини-прицелов, поэтому отлично подходит тем охотникам, которые предпочитают вести промысел в местах с густой растительностью (лесополосы и так далее). Специфика устройства линзы обеспечивает обзор в большом секторе без смещения ствола своего оружия 12 калибра. Цена – 8 190.
Модель SM2
Здесь выделяется коллиматорный прицел серии 6003. Подобные модели называют ультракомпактными (вес – 60 г). Тип – открытый. Емкость батареи позволяет обеспечивать непрерывную подсветку (при полной зарядке) в течение 8 – 9 суток. Охотники отмечают удобство пользования при упреждающей стрельбе, то есть по движущемуся объекту (заяц, взлетающие утки и тому подобное). Цена – 8 430.
LEAPERS
Модель SCP
Серия RD40RGW-A. Тип коллиматора – закрытый. Основное достоинство – быстрая установка на гладкоствольное оружие. Это позволяет в процессе перемещения до места начала охоты носить прибор в специальном чехле. Еще один плюс в том, что для прицельной марки предусмотрено 2 цвета: красный – хорошо виден на фоне листвы, травы; зеленый – для осеннего и зимнего промысла. Цена – 2 680.
Серия DS3028W. Еще один коллиматорный прицел закрытого типа. Достоинства – хорошая защищенность от ударов, простота установки на гладкоствольное оружие, достаточный угол обзора (при дистанции в 100 м равен ± 160). Цена – 3 890.
Aimpoint Micro
Эта модель коллиматорного прицела считается для гладкоствольного оружия калибра 12 одной из лучших. В ней оптимально сочетаются преимущества открытых (удобство пользования, малый вес) и закрытых (надежность, инертность к отдаче) типов оптических приспособлений. Аккумулятор рассчитан на 48 000 часов эксплуатации, причем качество подсветки не снижается даже при крайне низких температурах.
Данный коллиматор не боится воды (допустимое погружение – 5 м) и может устанавливаться не только на гладкоствольное ружье калибра 12, но и на другие типы оружия, снабженные вентилируемой планкой. Цена – от 32 990.
DOCTER Sight (модель III 3.5)
Тип коллиматорного прицела – открытый. Главная «изюминка» – способность оптики самостоятельно настраивать яркость подсветки в зависимости от условий освещенности. Это создает удобство при зимней охоте – не нужно долго прижиматься к холодному прикладу и прицеливаться. Крепление фирменное, универсальное. Цена – от 18 190.
Приведенные в пример коллиматорные прицелы – не единственные из числа качественных. В продаже встречаются модели и от других производителей, к которым особых претензий нет – «Hakko BED» (Япония), «EOTech» (США). Но это объясняется не только их высокой надежностью, но и низким спросом – стоят они значительно дороже, поэтому и приобретаются владельцами гладкоствольного оружия реже. Соответственно, и отзывов встречается не так уж и много.
Справедливости ради нужно отметить, что все приборы под этими марками, поступающие на наш рынок, изготавливаются на территории КНР.
Много положительных отзывов о российской разработке оптики для гладкоствольного оружия. Для 12 калибра отлично подходит коллиматор «Кобра» (серии ЭКП-8-21). Цена значительно ниже многих зарубежных аналогов – 12 780, а по качеству им не уступает.
Под «Панцирем» и с «Калибром»
Широкая публика впервые узнала о проекте 22800 летом 2015 года. Макет корабля был представлен на международном форуме «Армия-2015» в подмосковной Кубинке. Разработчиком «Каракута» является АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург).
Первые два корабля, получившие названия «Ураган» и «Тайфун», были заложены в декабре 2015 года на петербургском судостроительном заводе «Пелла». В июле и декабре 2016 года ССЗ заложил ещё два МРК («Шквал» и «Буря»). С мая 2016 года и марта 2017-го ССЗ «Море» строит «Шторм» и «Охотск».
Согласно текущим планам первый корабль проекта 22800 («Ураган») будет передан ВМФ в декабре 2017 года, остальные корабли пополнят российский флот в 2018—2020 годах. Ориентировочно до 2022 года в строй должны вступить 18 МРК. Сегодня в стадии постройки находятся как минимум восемь «Каракуртов», по четырём заключён контракт.
Как и «Буяны», «Каракурты» будут вооружены ракетным комплексом «Калибр», который способен поражать цели на расстоянии до 2,5 тыс. км. Противокорабельную оборону обеспечивает комплекс П-800 «Оникс», оснащённый сверхзвуковыми ракетами.
Главным новшеством вооружения «Каракурта» станет противовоздушный комплекс «Панцирь-М», который был продемонстрирован на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Разработчиком этого средства ПВО ближней зоны является тульское КБ приборостроения.
Кроме того, геометрические формы и использование в конструкции радиопоглощающих материалов должны сделать «Каракурт» практически незаметным для радаров противника. При этом корабль будет оснащён современным радиолокационным и навигационным оборудованием.
Американские эсминцы
Не мелочится и американский флот. Самыми малыми ракетными кораблями, построенными в количестве шестидесяти двух единиц, являются эсминцы, на вооружении которых — управляемое ракетное оружие проекта «Арли Берк». Эти корабли обладают дальностью хода шесть тысяч миль и водоизмещением до девяти тысяч тонн. При длине сто пятьдесят метров, высоте сорок пять метров обладают скоростью до тридцати двух узлов.
Противокорабельное вооружение укомплектовано 8 ракетами «Гарпун». Эсминцы располагают и зенитно-ракетными комплексами с артиллерией (зенитной и обычной), и противолодочным оружием (ракетами, торпедами и минами), а также вертолетом.
При необходимости они могут оснащаться общеизвестными «Томагавками», крылатыми ракетами численностью от восьми до шестидесяти единиц. Конечно, оружие солидное — но дозвуковое, имеющее дальность полета до тысячи шестисот километров. Однако оно лишь немного уступает «Калибрам» по скорости, точности и дальности, управление этим вооружением возложено на широко разрекламированную систему «Иджис».