Одесский умелец делает автоматы и пулеметы великой отечественной из… дерева: его мечта

Содержание:

В ходе Первой мировой войны России так и не удалось наладить выпуск собственного ручного пулемёта. Строительство в Коврове завода для производства датских «ручников» системы Мадсена началось только в 1916 году, и наладить выпуск до революционного 1917 года на заводе не успели. С отбытием на родину датских специалистов, которые занимали должности не только инженеров, но и старших мастеров, перспектива самостоятельно наладить производство достаточно сложного технологически «Мадсена» стала выглядеть довольно сомнительно. Между тем потребность в ручном пулемёте у новой Рабоче-крестьянской Красной армии была ничуть не меньше, чем у Российской императорской — а скорее и больше. Проблему предстояло решать, и чем скорее, тем лучше.

Советско-финская война 1939-40 гг. глазами экспертов. Предыстория

Не стоит поверхностно и однозначно оценивать события 80-летней давности. Советско-финский вооруженный конфликт зимой 1939-40 гг. как и другие войны XX века имеет свои причины и предысторию. Усиление Советского Союза на мировой политической арене, наметившееся в конце 30-х годов XX века, связано со стремлением советского руководства принять участие в переделе сфер влияния. Советско-германский договор, подписанный 23 августа 1939 года, имел секретный протокол, в котором СССР и Германия обозначили круг своих политических интересов в восточной Европе.

Финляндия входила в сферу интересов советского руководства, представляя удобный объект для усиления обороноспособности СССР на правом фланге. В Кремле хотели принудить финское правительство пойти на значительные территориальные уступки, обеспечив Советскому Союзу возможность контролировать восточную часть Балтийского моря. Техническим аспектом территориальных претензий советов к финнам стала государственная граница, пролегающая на тот период всего в 40 км. от Ленинграда. О своих претензиях к финнам СССР заявил в ходе советско-финских переговоров, начавшихся осенью 1939 года.

Претензии

Основными требованиями советской стороны были следующие аспекты:

  • передать отдельные участки финской территории на Карельском перешейке;
  • передать СССР некоторые острова, расположенные в Финском заливе;
  • предоставить полуостров Ханко в долгосрочную аренду для строительства военно-морской базы.

Взамен советская делегация предлагала финнам огромную по площади территорию в Карелии. Следует отметить, что обмен явно был неравноценным. Предлагаемая финской стороне территория в Карелии не имела, ни стратегической, ни экономической ценности. Для СССР наоборот, заявленные территории имели стратегическое значение. В глобальном плане, советское правительство в споре с Финляндией стремилось реализовать сценарий, аналогичный варианту, который был проделан со странами Балтии.

Переговоры с Финляндией

Где сейчас применяется фуражка?

Ручная версия

Все ранние образцы были исключительно станковыми. В 1909 году компания разработала ручной пулемет Гочкиса. Вес этого образца составлял 7 или 10 килограмм, была предусмотрена возможность устанавливать его на легкую треногу. Пулемет оснащался деревянным прикладом и складными сошками. Во время Первой мировой войны его массовое производство по французским заказам было налажено в Великобритании. В арсеналах армии США насчитывалось несколько сотен экземпляров этого оружия. Самой популярной из ручных версий был пулемет «Гочкис» 1922 года. Эта модель проиграла конкурс на поставки французской армии и экспортировалась в Грецию, Испанию, Норвегию, Бразилию и другие страны.

Убийца кавалерии

С первых примеров применения станковый пулемет «Максим» оказал большое влияние на тактику ведения боя. Боевые действия англичан при подавлении восстаний в африканских колониях, русско-японская война показали бесполезность массированных атак пехоты против пулеметного огня.

Военные армий разных стран, имевшие в прошлом мундиры ярких цветов, переоделись в скромное хаки, менее заметное в пулеметном прицеле. Изобретение Максима заставило армии зарыться в землю, во многом предопределив появление понятия «окопная война».

Он заставил спешиться конные армейские части, положил конец кавалерии как основному виду войск. При атаке лавой пулемёты выкашивали людей и лошадей почти полностью.

Хотя именно использование рессорных повозок с установленными на них пулеметами породило новый вид подвижного огневого средства. Легендарная тачанка стала символом Первой конной армии Буденного и частей под командованием батьки Махно.

The Maxim gun, and they have not

«Как бы то ни было, «Максим» у нас, а не у них». Эта строчка из стихотворения Хилера Беллока «Современный путешественник», написанного им в 1898 году, стала эпиграфом к истории войн начала ХХ века.

В 1893 году, пятьдесят британских охранников Родезийской чартерной компании в Африке за 90 минут из 4 пулеметов расстреляли 5000 атакующих зулусов. 3000 из них погибло.

2 сентября 1898 года в Судане 8 тысяч британских и 18 тысяч египетских солдат, вооруженных 44 пулеметами Максима, разгромили войска Судана, численностью 62 тысячи человек, вооруженных луками и копьями. 20 тысяч человек было убито и ранено. В этой битве участвовал будущий премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.

Беспилотные конвертопланы и гибридные схемы¶

Гибридные винтокрылые аппараты – автожиры и конвертопланы. Кроме
рассмотренных классов аппаратов самолетного и мультироторного типа
существуют их гибридные разновидности, такие как автожиры и
конвертопланы, которые имеют некоторые признаки как вертолетов, так и
самолетов.

Автожир (другие названия: гирокоптер, гироплан, ротаплан, англоязычные:
autogiro, gyrocopter, gyroplane, rotoplane) – схема, подобная самолету,
у которого в качестве крыла (или в дополнение к нему) установлен
свободно вращающийся винт (рисунок — 24)

Рисунок — Пример одного их первых автожиров

Как и вертолету, автожиру несущий винт необходим для создания подъемной
силы, однако создание подъемной силы основным винтом автожира основано
на другом принципе. Он создает виртуальную дисковую поверхность, при
набегании на которую встречного потока воздуха и создается подъемная
сила. Здесь существенно, что в полете этот винт наклонен назад, против
потока – подобно фиксированному крылу с положительным углом атаки
(вертолет, наоборот, наклоняет винт в сторону движения, т.к. создает
приводным несущим винтом и подъемную, и горизонтальную пропульсивную
силы одновременно). Кроме несущего ротора, автожир обладает еще и
тянущим или толкающим маршевым винтом (пропеллером), как и у обычного
самолета. Этот маршевый винт и сообщает автожиру горизонтальную
скорость.

Большинство автожиров не могут взлетать вертикально, но им требуется
гораздо более короткий разбег для взлета (10-50 м, с системой
предраскрутки ротора), чем самолетам. Почти все автожиры способны к
посадке без пробега или с пробегом всего несколько метров. По
маневренности они находятся между самолетами и вертолетами, несколько
уступая вертолетам и абсолютно превосходя самолеты. Автожиры превосходят
самолеты и вертолеты по безопасности полета. Самолету опасна потеря
скорости, поскольку он сваливается при этом в штопор. Автожир при потере
скорости начинает снижаться. При отказе мотора автожир не падает, вместо
этого он снижается (планирует), используя эффект авторотации (несущий
винт вертолета при отказе двигателя также переводится в режим
авторотации, но на это теряется несколько секунд и падают обороты
ротора, важные при вынужденной посадке). При посадке автожиру не
требуется посадочная полоса.

Скорость автожира сравнима со скоростью легкого вертолета и несколько
уступает легкому самолету. По расходу топлива они уступают самолетам,
техническая себестоимость летного часа автожира в несколько раз меньше,
чем у вертолета, благодаря отсутствию сложной трансмиссии. Типичные
автожиры летают со скоростью до 180 км/ч), а расход топлива составляет
15 л на 100 км при скорости 120 км/ч. Другими преимуществами автожиров
являются гораздо меньшая, чем в вертолетах, вибрация, а также
способность летать при значительном (до 20 м/с) ветре.

В настоящее время автожиры производятся и в беспилотном исполнении
фирмами разных стран. Назначение их самое разнообразное. Так, российская
компания «Рустехресурс» (г. Воронеж) разработала беспилотный автожир
«Химик» для сельскохозяйственных работ – опыления посадок химикатами
(рисунок — 25)

Рисунок — автожир «Химик»

Конвертоплан (англ.: convertiplane, heliplane) – летательный аппарат с
поворотными винтами, которые на взлете и при посадке работают как
подъемные, а в горизонтальном полете – как тянущие (при этом в полете
подъемная сила обеспечивается крылом самолетного типа). Таким образом,
этот аппарат ведет себя как вертолет при взлете и посадке, но как
самолет в горизонтальном полете. Большие винты конвертоплана помогают
ему при вертикальном взлете, однако в горизонтальном полете они
становятся менее эффективными по сравнению с винтами меньшего диаметра
традиционного самолета.

Среди конвертопланов можно выделить три принципиально различающихся
подкласса: аппараты с поворотными винтами (Tiltrotor), с поворотным
крылом (Tiltwing) и со свободным крылом (Freewing).

В конвертопланах с поворотными роторами обычно поворотными являются не
сами винты, а гондолы с винтами и двигателями. Крылья (обычно небольшой
площади) при этом остаются неподвижными. На рисунке 26 приведен пример
беспилотного конвертоплана типа Tiltrotor.

Рисунок — конвертоплан Tiltrotor

В конвертопланах с поворотным крылом поворачивается все крыло вместе с
установленными на нем двигателями и винтами. Достоинством такой схемы
является то, что при вертикальном взлете крылья не закрывают воздушный
поток от винтов (увеличивая тем самым эффективность работы винтов). На
рисунке 27 приведены примеры конвертопланов типа Tiltwing.

Рисунок — конвертопланов типа Tiltwing

Беспилотные конвертопланы с поворотным крылом, построенные по схеме,
показанной на рисунке 28, часто рассматривают как особые подклассы
мультикоптеров (точнее – квадрокоптеров) – соответственно QTR UAV (Quad
Tilt Rotor UAV) и QTW UAV (Quad Tilt Wing UAV).

Рисунок — Конвертолпан с поворотным крылом

В конвертопланах со свободным крылом (Freewing) в зависимости от фазы
полета отклоняются винты, создавая вертикальную или горизонтальную тягу,
а крылья свободно вращаются вокруг оси, перпендикулярной фюзеляжу.

Под напором воздуха, создаваемого винтами, крылья принимают
вертикальное, горизонтальное или какое-либо промежуточное положение.
Аппараты такой конструкции отличаются стабильностью полета. На рисунке
29 показан пример беспилотника типа Freewing.

Рисунок — беспилотник типа Freewing

Вопросы для самопроверки:

  • Какие отличия международной классификации от российской?
  • Перечислите места, где использование дронов категорически запрещено.
  • Если мой дрон весит 251 грамм, его нужно регистрировать?
  • За счёт чего летает дирижабль?
  • Если у трикоптера и гексакоптера в полете сломался один двигатель,
    смогут ли они продолжить полёт? Почему?
  • В чём особенность конвертоплана?

Список использованных источников

  1. Сборник научных трудов Харьковского университета Воздушных Сил, 2012,
    выпуск 4 — “Летательные аппараты: аэродинамика, силовые установки,
    оборудование и вооружение”
  2. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное
    состояние — Владимир
    Фетисов
    2014 год
  3. *https://russiandrone.ru/news/kvadrokoptery_i_drony_nuzhno_li_razreshenie_v_2020_godu/*

БПЛА Аэростатического типа¶

БПЛА аэростатического типа (blimps) – это особый класс БПЛА, в котором
подъемная сила создается преимущественно за счет архимедовой силы,
действующей на баллон, заполненный легким газом (как правило, гелием).
Этот класс представлен, в основном, беспилотными дирижаблями (рисунок —
21)

Дирижабль (от фр. dirigeable – управляемый) – летательный аппарат легче
воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с движителем (обычно
это винт (пропеллер, импеллер) с электрическим двигателем или ДВС) и
системы управления ориентацией благодаря которой дирижабль может
двигаться в любом направлении независимо от направления воздушных
потоков.

Рисунок — БПЛА аэростатического типа

Отличительное преимущество дирижабля — большая грузоподъемность и
дальность беспосадочных полетов. Достижимы более высокая надежность и
безопасность, чем у самолетов и вертолетов. (Даже в самых крупных
катастрофах дирижабли показали высокую выживаемость людей.) Меньший, чем
у вертолетов, удельный расход топлива и, как следствие, меньшая
стоимость полета в расчете на единицу массы перевозимого груза. Размеры
его внутренних помещений могут быть очень велики, а длительность
нахождения в воздухе может измеряться неделями. Дирижаблю не требуется
взлетно-посадочной полосы (но зато требуется причальная мачта) — более
того, он может вообще не приземляться, а просто «зависнуть» над землей
(что, впрочем, осуществимо только при отсутствии сильного бокового
ветра).

Рисунок — Дирижабль для аэрофотосъемки

Наиболее типичные применения современных беспилотных дирижаблей – это
реклама и видеонаблюдение (рисунок — 22). Однако в последние годы их все
чаще заказывают телекоммуникационные компании для использования в
качестве ретрансляторов сигналов. Существуют также проекты постройки
дирижаблей очень большой грузоподъемности – 200-500 тонн.

Привлекают внимание новые концепты дирижаблей, имеющие, как правило,
нетрадиционные форму оболочки и способ движения. Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий»

Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км

Беспилотные дирижабли линзообразной формы планирует выпускать ОАО
«Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» при поддержке
«Рособоронэкспорта» и «Ростехнологий». Они будут иметь от 22 до 200 м в
диаметре и смогут переносить до нескольких сотен тонн груза. Пока
созданы лишь демонстрационные масштабные модели таких дирижаблей. Пример
– успешно испытанная модель ДП-27 «Анюта» (рисунок — 23). Дисковидная
форма этого аппарата обеспечивает устойчивость к боковому ветру,
простоту управления и высокую маневренность этого многоцелевого
беспилотного дирижабля. Диаметр корпуса судна – 17 м с объемом оболочки
– 522 куб. м, грузоподъемность – 200 кг, максимальная высота подъема
достигает 800 м. С помощью 4 двигателей по 25 л.с. аппарат развивает
скорость до 80 км/ч, бензобак объемом 40 л позволяет демонстратору
осуществлять полет на дистанцию 300 км.

Переход на новую работу

В 2012 году Макрон оказывается на очередном месте службы – в Елисейском дворце. Его начальником стал ни кто иной, как действующий на тот момент глава республики Франсуа Олланд. Эммануэль в то время стал замещать главного секретаря президента. В этом статуе наш герой пробыл два года, а именно до лета 2014 года. А спустя пару месяцев после увольнения стал самым молодым министром государства, заняв пост главы экономического ведомства.

Оказавшись у власти, Эммануэль начал инициировать принятие ряда законов, среди которых и был и документ, закрепляющий поправки, касательно торговли, транспорта, бизнеса, строительства и прочего. Так называемый «Закон Макрона» предусматривал разрешение проводить магазинам торговлю по воскресеньям 12 раз в год, а не 5, как это было ранее. А что касается туристических районов страны, то данные ограничения там и вовсе были сняты. Кроме этого, в документе значился пункт, который гласил о создании дешевых автобусов междугородного сообщения, значительной либерализации адвокатов, оценщиков и прочих представителей «свободных «профессий. По мнению министра, это должно было привести к снижению расценок на их услуги. Вместе с тем закон был воспринят обществом неоднозначно и спровоцировал различные массовые демонстрации и протесты.

Еще через год Эммануэль Макрон, карьера которого на тот момент шла в гору, создал политическую силу под названием «Вперед!». Осенью 2016 году политик выдвинул свою кандидатуру на пост президента. Причем во время подготовки предвыборной программы он сумел выпустить книгу «Революция», в которой очень подробно изложил все тонкости видения будущего страны. Данное издание сразу разошлось колоссальным тиражом и было признано настоящим политическим бестселлером.

Лучшие тактические шутеры

Хайрем Стивенс Максим

Хайрем Стивенс Максим (ударение на первый слог фамилии) родился в 1840 году в Америке, в штате Мэн. Сначала он изобрел автоматическую пружинную мышеловку. Потом много разных вещей: щипцы для завивки волос, ментоловый ингалятор, новые конструкции динамо-машин, угольную нить для электрических лампочек. Он работал над созданием самолета, но мощности парового двигателя оказалось недостаточно, а бензинового еще не было. За свою жизнь он запатентовал 271 изобретение.

Споры из-за патента на изобретение электрической лампочки с Томасом Альвой Эдисоном вынудили Максима отправиться в Великобританию.

В 1881 году Максим переехал в Англию.

В 1882 году Максим встретился с американцем, которого знал еще по Америке. Тот посоветовал бросить занятия химией и электричеством и сделать что-то, что позволит европейцам убивать друг друга с большей эффективностью. Максим прислушался к словам соотечественника и в 1883 году представил миру первый экземпляр пулемета.

В 1888 году он основал завод по производству пулеметов. В 1896 году завод перешел в собственность (British Vickers Co). Первый пулемет Максима был у англичан в 1891 году. В Англии его называли «Виккерс». Официально пулемет Максима стоял на вооружении Великобритании под маркой «Виккерс» Мк-1 с 1912 по 1967 годы.

В 1899 году Хайрем Максим принял Британское подданство, а в 1901 году королева Виктория произвела Максима в рыцари за заслуги перед Великобританией. Массовые расстрелы местного населения в Родезии и Судане были высоко оценены короной.

Умер Хайрем Стивенс Максим 24 ноября 1916 года в Англии.

Первая мировая война

В Первую мировую войну Россия вступила, имея на вооружении 4,2 тыс. пулеметов «Максим» образца 1910 года. Этого оказалось крайне мало. За время войны изготовили и поставили в войска 27 тысяч экземпляров.

Пулеметы научились устанавливать на броневики и бронепоезда. В Первую мировую войну начали использовать тачанки − легкие экипажи на рессорном ходу. Хотя иногда их изобретение приписывают Первой конной и махновцам. Рессорный ход позволял вести огонь на ходу. Однако, при любой возможности пулемет с тачанки снимали для ведения огня. Во-первых, берегли лошадей, во-вторых, тачанка служила прекрасной мишенью для артиллерии. Единственным пулеметом, принятым на вооружение русской армии в Первой мировой войне, был пулемет «Максим».

External links[edit | edit source]

«В памяти сердца»

Как работает пулемет Максим

Заряжание

  1. Ленту с патронами продеть в приемник;

Пулемет Максим принцип работы

  1. Рукоятку передернуть в переднее и заднее положение. При этом лента с патронами передвинется, и первый патрон встанет напротив замка (А). Замок подается вперед, и захватывает патрон (Б);

Пулемет Максим принцип работы

  1. Повторно, энергично передернуть рукоятку вперед и назад. Когда рукоятка движется вперед, — замок вынимает патрон из ленты (В). При движении рукоятки в исходное положение – патрон входит в канал ствола, лента передвигается на один патрон, который вновь захватывает замок (Г). Пулемет к стрельбе готов;

Как работает пулемет Максим

Стрельба

  1. Устройство пулемета Максим таково, что при нажатии на гашетку, производится выстрел. Под воздействием пороховых газов, замок с новым патроном и стреляной гильзой продвигается назад (А). Рукоятка автоматически – вперед (Б);

Пулемет Максим, стрельба

  1. Патрон и гильза перемещаются вниз, и под воздействием возвратной пружины замок движется вперед, патрон вставляется в канал ствола, а стреляная гильза – в трубку вывода гильз (В), которая выталкивает предыдущую гильзу. Производится очередной выстрел (Г). Происходит захват следующего патрона, замок отходит назад, и процесс повторяется;

Пулемет Максим, стрельба

Боевое применение в истории

Первоначально пулемётные батареи использовались лишь в обороне крепостей и кораблей из-за отсутствия решений для мобильности. Наибольшего распространения они достигли на полях Первой мировой войны со стороны почти всех участников конфликта. Любопытно, что к началу войны Российская империя далеко обгоняла прочие европейские державы по числу «Максимов» на дивизию, впрочем, довольно быстро сдали позиции из-за высокой стоимости производства одной единицы и загруженности заводов.

Во время Гражданской войны именно изобретение Максима был любимым оружием как «белых», так и «красных». Зачастую они переходили из рук в руки по множеству раз как трофеи, так что даже примерное их распределение у противоборствующих сторон очень сложно подсчитать.

В СССР началась установка вариаций пулемёта на авиацию. Ранее это было трудновыполнимо из-за слишком низкой грузоподъёмности большинства самолётов и невозможности «на месте» исправить перекосы первых ненадёжных патронных лент. Параллельно с этим создаются зенитные батареи, «Максим» оказывается в пограничных, флотских и горнострелковых частях, устанавливается на бронепоезда, лендлизовские джипы и грузовики. В период Великой Отечественной войны заводы выпускают более ста тысяч единиц, что приводит к закреплению образа пулемёта как «оружия-победителя».

Украина, наши дни. Здесь «Максим» не теряет своей актуальности

Последним «официальным» случаем применения пулемёта Максима считается столкновение СССР и Китая на полуострове Даманский, но его узнаваемый силуэт то и дело появляется в локальных конфликтах по всему свету.

Автор статьи:
Орешкин Максим

Читайте также

Когда отмечается День Государственного флага Российской Федерации

Окончание производства, но продолжение истории

В 1943 году Максим в армии был заменен новым орудием – СГ-43. Так именовался новый пулемет с воздушным остыванием ствола, разработанный оружейником П. Горюновым. Калибр его был тоже под патрон 7,62, но он имел уже другие ттх. Его свойства были более адаптированы к ведению боя в изменившихся критериях, хотя он тоже имел довольно большой вес – 27,7 кг на треноге. Выпуск Максима закончился, но история нет, и он продолжал употребляться. Последним применением этого знаменитого орудия считается 1969 год, когда русские пограничники применяли его во время конфликта на полуострове Даманском.

Есть факты, что Максим применялся в 2014 году во время обороны аэропорта городка Донецк. Таким макаром, история этого орудия длится уже более 100 лет.

Сейчас в каждом музее можно узреть либо реальный пулемет Максим, либо макет пулемета Максим. Также изготавливают макеты знаменитого пулемета для декорации интерьера.

Увлекательный факт. В фамилии изобретателя, ударение ставилось на первом слоге. Но говоря об этом оружии, ударение обычно ставят на последнем слоге, как это принято в российском языке. Хотя, в произведениях неких поэтов, пулемет Максим все таки обыгрывается с изначальным ударением.

Боеприпасы к пулемёту

Обсуждая вопрос калибра, следует учитывать изворотливость Хайрема Максима: в поисках прибыли от собственного изобретения он позволял военным ведомствам многих стран производство собственных вариаций пулемета с учётом патента.

В таблице приведены наиболее запомнившиеся модели:

Калибр Страна Примечание
11,43 мм Оригинальная «демонстрационная» модель
7,62*54 мм Россия До принятия на вооружение унитарного винтовочного патрона было закуплено ограниченное количество пулемётов калибра 10,67 мм (под патрон винтовки Бердана)
7,92*57 мм Германия Выпускался под названием MG 08
.303 British (7,69*56 мм) Великобритания «Оружейная компания Максима» была выкуплена фирмой «Виккерс» в 1897 году, и вскоре доработанная версия попала в британские войска под таким же названием
7,5*55 мм Швейцария Лицензированное производство под названием MG 11

В этой таблице указаны лишь первые серийные модели, о дальнейшем развитии будет рассказано позже.

Сравнительные характеристики используемых патронов:

Калибр Начальная скорость пули Масса пули
7,62*54 мм 830 метров в секунду 9,6-11,8 г
7,92*54 мм 735-837 метров в секунду 12,8 г
.303 British 701-760 метров в секунду 10-11,6 г
7.5*55 мм 750-910 метров в секунду 8-13 г

Другие актеры

ЗИЛ-157

Николай Годовиков (6.05.1950-23.11.2017)

Итог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector