Сколько длилась блокада ленинграда

Переход в собственность Казахстана

«Голубая дивизия»

В блокаде Ленинграда официально принимали участие немецкие, итальянские и финские военные. Но была и еще одна группа, которую именовали как «Голубая дивизия». Было принято считать, что эта дивизия состоит из испанских добровольцев, так как официально Испания не объявляла войну СССР.

Однако, на самом деле «Голубая дивизия», которая стала частью большого преступления против ленинградцев, состояла из кадровых военных испанской армии. Во время боев за Ленинград «Голубая дивизия» для советских военных считалась слабым звеном агрессоров. Из-за грубости собственных офицеров и скудного питания бойцы «Голубой дивизии» нередко переходили на сторону советской армии, отмечают историки.

Первая блокадная зима: самое страшное время для ленинградцев

Немцы наступали так стремительно, что эвакуация Ленинграда не была проведена. В наглухо закрытом городе остались старики, женщины, инвалиды, дети – всего более 2 500 000 человек. К этому количеству нужно добавить еще свыше 300 000 жителей пригорода.

С 10.09.41 немецкие войска перешли в масштабное наступление. Артиллерийские обстрелы и воздушные налеты не прекращались практически ни днем ни ночью. Но город не сдавался! Это привело Гитлера в ярость и через 2 недели он направил военачальникам директиву, в которой приказал стереть Ленинград с лица земли. В октябре и ноябре разрушительные атаки усилились. Немцы целенаправленно бомбили продовольственные склады и устраивали пожары в жилых кварталах.

Но не это было самое страшное: уничтожение и так немногочисленных запасов продовольствия вынудило ввести жесткие ограничительные нормы по выдаче хлеба. По Ленинграду уверенно шествовал голод, заглядывая в каждый дом и квартиру. До конца 1941 жители получали самый минимальный хлебный паек за весь период блокады (в граммах):

  • трудящиеся в горячих цехах – 375;
  • рабочие – 250;
  • остальные – 125.

И это был хлеб, испеченный из муки, смешанной с целлюлозой, шелухой и обойной пылью. Люди «таяли» на глазах и умирали целыми семьями.

Рано пришедшие зимние холода вызвали и транспортный коллапс – из-за экономии топлива встал весь общественный транспорт. В городе не было света, тепла и воды. Голод, холод и бомбежки к январю 1942 года унесли более сотни тысяч человеческих жизней. Среди них было практически 6000 детей, не достигших возраста в 1 год.

«Дорога жизни»

К 25.12.41 продовольственная норма была увеличена. Сначала постепенно, затем все более заметно положение со снабжением улучшалось:

  • стало выдаваться мясо и его заменители;
  • люди вспомнили вкус сахара;
  • хлеб пекли из чистой муки и выдавали по 400-600 граммов на человека.

Все это стало возможным, благодаря проложенной по замерзшему Ладожскому озеру «Дороге жизни». Она стала тоненькой ниточкой, связывающей Ленинград с «большой» землей. Практически круглосуточно по ней передвигались грузовые машины, водители которых ежесекундно рисковали жизнью:

  • тяжелые машины проваливались под лед;
  • автомобильные колонны обстреливала немецкая авиация.

По льду в город везли продовольствие (около 10 тонн), а обратно машины увозили смертельно бледных и худых, но еще живых жителей Ленинграда – детей, женщин и стариков (максимально возможное количество пассажиров за один рейс – 1000 человек). Эвакуация носила стихийный характер, но многие горожане отказывались покидать свои дома. Они свято верили в скорейшую победу.

Ладожское озеро стало не только «Дорогой жизни». По его дну в начале 1942 года в кратчайшие сроки были проложены 3 магистрали:

  • телефонная;
  • трубопровод;
  • линии электропередач.

В городе появилась связь. И пусть нерегулярно, но велись подачи электричества и топлива.

Социальная жизнь осажденного города

Самое поразительное, что даже зимой 1941-1942 годов, когда из 10 человек в живых оставался 1, Ленинград не прекращал свою жизнь:

  • работали театры, библиотеки и филармония;
  • увеличилось количество громкоговорителей на улицах, которые не смолкали ни на минуту;
  • художники рисовали плакаты;
  • архитекторы разрабатывали план реконструкции города после победы.

Но даже это не заставило жителей сдать город. Каждый понимал, что нужно стоять до конца.

Гороскоп Пентагона

«И пусть из «Искры» разгорится пламя»

Советские войска четырежды безуспешно пробовали разорвать вражеское кольцо. Первые две попытки были предприняты осенью 1941 года, третья — в январе 1942 года, четвёртая — в августе—сентябре 1942-го. И лишь в январе 1943 года, когда основные немецкие силы были стянуты к Сталинграду, блокаду удалось прорвать. Сделано это было в ходе операции «Искра».

Также по теме


Памяти Блокады: Петербург может снова стать Ленинградом

Коммунисты выступили с инициативой вернуть Санкт-Петербургу героическое имя Ленинград. Правда не насовсем, а только на девять дней….

По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя».

К моменту начала операции в распоряжении 67-й и 13-й воздушных армий Ленинградского фронта, 2-й ударной армии, а также части сил 8-й армии и 14-й воздушной армии Волховского фронта находилось почти 303 тыс. человек, около 4,9 тыс. орудий и миномётов, более 600 танков и 809 самолётов. Командование Ленинградским фронтом было поручено генерал-полковнику Леониду Говорову, Волховским — генералу армии Кириллу Мерецкову. За координацию действий двух фронтов отвечали маршалы Георгий Жуков и Клим Ворошилов.

Нашим войскам противостояла 18-я армия под командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. У немцев насчитывалось около 60 тыс. человек, 700 орудий и миномётов, около 50 танков и 200 самолётов.

Утром 12 января советские войска перешли в наступление.

«В 9 часов 30 минут утреннюю морозную тишину разорвал первый залп артиллерийской подготовки. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и миномётов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск. Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рёв, и трудно было разобрать, кто и откуда ведёт огонь. Впереди вздымались чёрные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх брёвна блиндажей противника. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и миномётных снаряда», — писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков.

Хорошо спланированная атака принесла плоды. Преодолевая сопротивление врага, ударные группировки обоих фронтов сумели соединиться. К 18 января солдаты Ленинградского фронта прорвали немецкую оборону на 12-километровом участке Московская Дубровка — Шлиссельбург. Соединившись с войсками Волховского фронта, они сумели восстановить сухопутную связь Ленинграда со страной по узкой полосе южного берега Ладожского озера.

В ходе операции погибли 34 тыс. советских солдат. Немцы потеряли 23 тыс.

Поздно вечером 18 января Совинформбюро оповестило страну о прорыве блокады, и в городе прогремели залпы праздничного салюта. В течение следующих двух недель по отвоёванному коридору инженеры проложили железную и автомобильную дороги. До окончательного прорыва блокады Ленинграду оставалось чуть больше года.

Хронология событий

Согласно нацистскому плану «Барбаросса», немецкие войска должны были захватить европейскую территорию СССР до ноября 1941 года. Предполагалось физическое уничтожение не менее 30 миллионов советских граждан, в первую очередь – евреев и цыган. Уже в первые дни войны, оценив военную мощь противника и опасность быстрого продвижения на Ленинградском направлении, генерал-лейтенантом Попов М.М. издал распоряжение о создании и укреплении дополнительного оборонного рубежа в районе Луги (Псковская область). Серьезную угрозу представляли финские войска, начавшие сухопутную операцию против СССР 29 июня 1941 года.

События развивались стремительно. Благодаря многократному численному и техническому превосходству, темпы продвижения фашистских войск вглубь территории СССР были ужасающими – ежедневно линия фронта отодвигалась на восток на 33-37 км. Всего через 18 дней после начала войны немецкие войска форсировали Западную Двину и реку Великая, а к вечеру 4 июля немцам удалось сломить укрепления «линии Сталина» и выдвинуться в направлении на г. Остров.

К утру 6 июля город пал, а через три дня советскими войсками был оставлен и Псков. Последним рубежом на пути к Ленинграду оставалась Луга. Героическими усилиями военнослужащих и жителей города были построены оборонительные сооружения. Женщины и дети подросткового возраста копали окопы и  противотанковые рвы, устанавливали металлические заграждения. Ожесточенное сопротивление советских войск заметно приостановило победоносное шествие немецких захватчиков.

На счету была каждая секунда. Воспользовавшись кратковременной передышкой, командование Ленинградского фронта перебросило на линию сражений танки новых модификаций – КВ-1 и КВ-2, только что сошедшие с конвейера Кировского завода. Ленинградцы, оставшиеся в городе, стойко несли трудовую вахту: работа промышленных предприятий, производивших продукцию военного назначения, не останавливалась ни на минуту. В 1941 году было построено 711 танков, 483 бронемашины и 58 бронепоездов. Для обороны использовались все возможные средства: на поезда устанавливались мощные корабельные орудия, восстанавливались и вводились в действие боевые единицы, хранящиеся на учебных полигонах.

Затянувшаяся задержка наступательной операции вызвала недовольство Гитлера. Первоначальный план, предполагавший взятие Ленинграда уже к концу сентября 1941 года, был сорван героическими усилиями советских солдат и мирных граждан. Помимо чисто военного триумфа Гитлер рассчитывал на политические дивиденды: в падение города на Неве был заложен сакральный смысл – потеря колыбели Октябрьской революции крайне негативно отразилась бы на боевом духе советских войск.

Кровопролитные бои не прекращались ни на минуту. Все силы немецкой группы войск «Север» были брошены на подготовку к штурму города. В середине августа фашисты смогли обойти Лужский рубеж с Запада, и, преодолев топи и болота, вышли на так называемый оперативный простор: далее они могли двигаться к Ленинграду практически без сопротивления.

Зима 1941-42 гг.

18 января 1943 года — прорыв блокады Ленинграда. Насколько этот день был далек от осени 41-го! Массированные обстрелы, нехватка продовольствия привели к массовой гибели людей. Уже в ноябре лимиты выдачи продуктов по карточкам для населения и военнослужащих были урезаны. Доставка всего необходимого осуществлялась по воздуху и через Ладожское озеро, которое простреливалось фашистами. У людей начались голодные обмороки, были зафиксированы первые смерти от истощения и случаи каннибализма, которые карались расстрелами.

С приходом холодов ситуация значительно усложнилась, наступала первая, самая суровая, зима. Блокада Ленинграда, «дорога жизни» — это понятия, неотделимые друг от друга. В городе были нарушены все инженерные коммуникации, не было воды, отопления, не работала канализация, продовольственные запасы заканчивались, не функционировал городской транспорт. Благодаря квалифицированным медикам, оставшимся в городе, удалось избежать массовых эпидемий. Многие люди умирали на улице по дороге домой или на работу, везти на саночках умерших родственников до кладбища у большинства ленинградцев не хватало сил, поэтому трупы лежали на улицах. Созданные санитарные бригады не справлялись с таким количеством смертей, хоронить удавалось не всех.

Зима 1941-42 годов была значительно холоднее средних метеорологических показателей, но была Ладога – дорога жизни. Под постоянным огнем оккупантов по озеру ехали машины и обозы. В город они везли продовольствие и необходимые вещи, в обратном направлении — истощенных голодом людей. Дети блокадного Ленинграда, которых эвакуировали по льду в разные районы страны, до сегодняшнего дня помнят все ужасы замерзающего города.

По продуктовой карточке иждивенцам (детям и старикам), которые не могли работать, отводилось 125 граммов хлеба. Его состав менялся в зависимости от того, что было в наличии у хлебопеков: вытряски из мешков с кукурузной крупой, льняной и хлопковый жмых, отруби, обойная пыль и т. д. От 10 до 50% ингредиентов, входивших в состав муки, были несъедобны, холод и голод стали синонимами понятия «блокада Ленинграда».

Дорога жизни, проходившая по Ладоге, спасла многих людей. Как только ледяной покров набрал прочность, по нему пошли грузовики. В январе 1942 года у городских властей появилась возможность открыть на предприятиях и фабриках столовые, меню которых было составлено специально для истощенных людей. В стационарах и созданных детских домах выдают усиленное питание, которое помогает пережить страшную зиму. Ладога – дорога жизни, и это название, которое дали переправе ленинградцы, полностью соответствует истине. Продовольствие и товары первой необходимости собирали для блокадников, как и для фронта, всей страной.Подвиг жителей

В плотном кольце врагов, сражаясь с холодом, голодом и постоянными бомбежками, ленинградцы не только жили, но и работали на победу. На территории города заводы выпускали продукцию военного назначения. Культурная жизнь города в самые сложные моменты не замирала, создавались уникальные произведения искусства. Стихи о блокаде Ленинграда невозможно читать без слез, они написаны участниками тех страшных событий и отражают не только боль и страдания людей, но и их стремление к жизни, ненависть к врагу и стойкость духа. Симфония Шостаковича пропитана чувствами и эмоциями ленинградцев. В городе частично работали библиотеки и некоторые музеи, в зоопарке истощенные люди продолжали ухаживать за неэвакуированными животными.

Без тепла, воды и электроэнергии рабочие стояли у станков, вкладывая остатки своих жизненных сил в победу. Большинство мужчин ушли на фронт или обороняли город, поэтому на фабриках и заводах работали женщины и подростки. Транспортная система города была уничтожена при массированных обстрелах, поэтому люди ходили на работу пешком по несколько километров, в состоянии крайнего истощения и при отсутствии расчищенных от снега дорог.

Полное освобождение Ленинграда от блокады увидели не все из них, но их каждодневный подвиг приблизил этот момент. Воду брали из Невы и лопнувших трубопроводов, дома топили буржуйками, сжигая в них остатки мебели, жевали кожаные ремни и обои, поклеенные клейстером, но жили и сопротивлялись врагу. Ольга Берггольц писала стихи о блокаде Ленинграда, строки из которых стали крылатыми, их высекали на монументах, посвященных тем страшным событиям. Ее фраза «никто не забыт и ничто не забыто» на сегодняшний день имеет огромное значение для всех неравнодушных людей.

История

В 1990 году Министерство обороны СССР объявило конкурс на новый пистолет, призванный заменить состоящий на вооружении, но не вполне отвечающий современным требованиям пистолет ПМ (программа НИОКР «Грач»). В 1993 году на этот конкурс был представлен пистолет конструкции Ярыгина. По результатам испытаний, в 2000 году пистолет (получивший наименование MP-443) стал победителем конкурса. В 2003 году под наименованием «9-мм пистолет Ярыгина» (ПЯ) он был принят на вооружение Вооружённых сил Российской Федерации.

По состоянию на начало 2010 года, пистолеты Ярыгина начали поступать на вооружение подразделений ВС России, внутренних войск, специальных подразделений МВД РФ и иных силовых структур.

В 2011 году был налажен массовый выпуск ПЯ для армии РФ. В 2012 году пистолет Ярыгина как новое штатное оружие начали осваивать офицеры Западного ВО.

Сталь для ножей

Интерпол выдал ордер на арест россиян из-за взрыва в Бейруте

Массовая эвакуация

В последнее время в некоторых СМИ муссируется информация о том, что основной причиной массовых жертв среди мирного населения стала преднамеренная задержка эвакуационных мероприятий, с целью предотвращения панических настроений. Однако факты говорят об обратном. Первые поезда, вывозившие женщин, детей и стариков, отправились на Восток еще 29 июня, всего через неделю после начала Великой Отечественной войны.

Члены городской комиссии  по эвакуации активно вели разъяснительную работу, призывая жителей уехать из Ленинграда в более безопасные регионы. К сожалению, заранее подобные планы не разрабатывались из-за уверенности военного руководства в достаточной обороноспособности. По этой причине первую волну эвакуации нельзя назвать организованной. Кроме того, многие граждане не осознавали реальной опасности и отказывались покидать свои квартиры и дома. В цифрах результаты эвакуации в период с 29 июня до 27 августа в общей сложности эвакуировано 488 703 человека, из них 219 691 детей и 164 320 рабочих и служащих эвакуированных предприятий.

После потери контроля над Кировской железной дорогой возможности эвакуации были существенно ограничены, однако, руководство фронта совместно с управляющими органами осажденного Ленинграда, изыскивало новые способы вывоза людей из блокадного кольца. Так, уже в октябре был отлажен водный маршрут до новой Ладоги (далее – автомобилями до ж/д станции Волховстрой) и регулярные авиарейсы, вывозившие в первую очередь малолетних детей. После установления ледового покрова заработала дорога жизни, ставшая спасением более чем для полумиллиона человек. По подсчетам историков, в период второй волны, продолжавшейся с 27.09.1941 по 10.04.1942, из Ленинграда было вывезено почти 660 тыс. человек.

Период с мая по октябрь 1942 года относят к третьей волне. По понятным причинам действие ледовой переправы было прекращено; другими возможными путями из города эвакуировано без малого 404 тысячи человек.  В общей сложности удалось спасти более полутора миллионов ленинградцев, подавляющее большинство которых – женщины и дети.

К сожалению, спасти удалось далеко не всех. Зачастую, медицина оказывалась бессильна перед крайней степенью истощения. У медиков не было практического опыта по выхаживанию длительно голодавших людей. Естественное желание накормить досыта становилось причиной скоропостижной смерти. Патологические процессы в организме, при длительном голодании, приводили к тому, что качественная, богатая белком и углеводами пища становилась настоящим ядом. Однако медицинским работникам надо отдать должное: если бы не пункты помощи, ленинградцам на протяжении всего маршрута эвакуации, жертв могло быть гораздо больше.

«Разорвано проклятое кольцо!»

К началу 1943 года, в середине второй блокадной зимы, в городе оставалось почти 800 тыс. человек — изможденных, больных, израненных. Для них день 18 января стал настоящим праздником. Около полуночи по ленинградскому радио в программе «Последний час» прошло сообщение о прорыве блокады. И сотни людей вышли на улицы, они ликовали, на несколько часов забыв о голоде. Весь Ленинград был украшен флагами. Впервые за много дней город выглядел весело. «Сейчас ночь, но радио не умолкает. Выступают писатели, поэты, рабочие, инженеры. На заводах митинги. На улицах чуть ли не целовались слушатели у репродукторов», — рассказывал в частном письме начальник станции оперативной связи Ленинградского фронта Виктор Житомирский. А вскоре прозвучал по радио знакомый каждому ленинградцу голос поэтессы Ольги Берггольц:

«Третье письмо на Каму», 18–19 января 1943 года

блокада

Прорыв блокады Ленинграда, встреча солдат Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года

Фото: РИА Новости

Надо ли что-то добавлять к этим строкам?

Отвоевать удалось лишь узкую полоску болотистой земли. С февраля по апрель части Волховского и Ленинградского фронтов пытались развить успех и продолжали атаковать мгинско-синявинскую группировку вермахта. Но продвинуться дальше не удалось.

И всё-таки после «Искры» положение дел под Ленинградом изменилось. Восстановилась сухопутная связь осажденного города со страной. Восстановилось дыхание Ленинграда, укрепилась вера в Победу. К весне 1943 года сломить ее было уже невозможно. А главное — в город пошло продовольствие, и тысячи людей смогли избежать голодной смерти.

На следующий день после прорыва блокады, 19 января 1943 года, в освобожденном Шлиссельбурге началось строительство новой железнодорожной трассы, которую назовут Дорогой Победы. 33 км из Шлиссельбурга до Полян. Из них 8 км — по прифронтовым районам. Приказ был строг: дорогу нужно было построить за три недели. Это и в мирное время немыслимо, а зимой, в прифронтовых условиях от строителей требовались нечеловеческие усилия. А они не просто успели, но на три дня перевыполнили план. Хватило 17 суток.

блокада

Поезд направляется в освобожденный город Шлиссельбург, 1944 год

Фото: РИА Новости/Александр Бродский

Для этой дороги под вражескими обстрелами, в январские холода воины-железнодорожники стали наводить мост через Неву в районе Староладожского канала. Железнодорожники совершили настоящий подвиг. 5 февраля в Ленинград пришел первый поезд с продовольствием. Из-за налетов и обстрелов в те дни эшелоны шли по Дороге Победы только в ночное время, но через несколько недель удалось наладить и дневное движение. На станции Волховстрой есть памятник — на пьедестале там установлен паровоз ЭУ 708-64, тот самый, доставивший в Ленинград первый поезд с Большой земли.

Дети-герои. Ансамбль А. Е. Обранта

Самой больной темой во все времена была тема спасения страдающих детей. Начало блокады Ленинграда ударило по всем, и по самым маленьким в первую очередь. Детство, проведенное в городе, наложило серьезный отпечаток на всех ленинградских детей. Все они повзрослели раньше сверстников, так как фашисты жестоко украли у них детство и беззаботное время. Малыши наравне со взрослыми старались приблизить день Победы. Есть среди них и те, которые не боялись отдать свою жизнь за приближение радостного дня. Они так и остались во многих сердцах героями. Примером может послужить история детского танцевального ансамбля А. Е. Обранта. В первую блокадную зиму основная масса детей была эвакуирована, но, несмотря на это, в городе их оставалось все еще очень много. Еще до начала войны во Дворце пионеров был основан Ансамбль песни и танца. И в военное время оставшиеся в Ленинграде педагоги разыскивали своих бывших учеников и возобновляли работу ансамблей и кружков. Также поступил и балетмейстер Обрант. Из оставшихся в городе ребят он создал танцевальный ансамбль. В эти страшные и голодные дни дети не давали себе времени для расслабления, и ансамбль понемногу становился на ноги. И это при том, что перед началом репетиций многих ребят пришлось спасать от истощения (они просто не могли вынести даже малейшей нагрузки).

Спустя некоторое время коллектив уже начал давать концерты. Весной 1942 года ребята начали гастролировать, они очень старались поднять боевой дух солдатам. Бойцы смотрели на этих мужественных детей и не могли сдерживать эмоций. За все время, пока длилась блокада города, дети с концертами объездили все гарнизоны и дали более 3 тысяч концертов. Бывали случаи, когда выступления прерывались бомбардировками и воздушными тревогами. Ребята не боялись даже ездить на передовую, чтобы поднять настроение и поддержать своих защитников, хотя и танцевали без музыки, чтобы не привлекать внимания немцев. После того как город освободили от захватчиков, всех ребят ансамбля наградили медалями «За оборону Ленинграда».

Встреча двух фронтов

Город защищали два фронта — Ленинградский, которым командовал генерал-полковник Леонид Говоров, и Волховский генерала армии Кирилла Мерецкова. Перед ними стояла задача в первые недели 1943 года разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя…»

Самое короткое расстояние между позициями Ленинградского и Волховского фронта — это Шлиссельбургско-Синявинский выступ в районе поселка Мга. От 12 до 18 км. Но немцы обороняли эту пядь земли изобретательно и яростно. Туда и было решено нанести удар. В разработке операции принимали участие и представители Ставки — Климент Ворошилов и Георгий Жуков.

блокада

Ленинградский фронт, атака десантников, район Красного села

Фото: РИА Новости/Борис Лосин

Командование понимало, что самой трудной задачей для бойцов и командиров станет преодоление эшелонированной обороны немцев. По приказу Говорова были выстроены специальные городки и полосы укреплений, которые бойцы раз за разом штурмовали при подготовке наступления. «Тяжело в учении — легко в бою» — в те дни этот суворовский принцип снова помог советскому солдату. Не менее скрупулезно отрабатывали форсирование Невы — с танками и тяжелой артиллерией.

Наступательная операция началась 12 января. После внушительной артподготовки ударные части Красной армии взломали немецкую оборону. Главный удар пришелся на Сенявино. В ходе кровопролитных тяжелых боев удалось освободить Арбузово и Рабочие поселки № 1 и № 6, бывшие важными элементами обороны врага.

Ударной силой Ленинградского фронта в тех боях была 67-я армия генерала Михаила Духанова, до этого долгие месяцы защищавшая от нападений Дорогу жизни. Им навстречу двинулись части 2-й ударной армии Волховского фронта. Фронтовая пресса в те дни сообщала: «Унтер-офицер Франц Гильденфильд, попавший в плен, рассказал, что уже в течение первого получаса их полк почти потерял способность к сопротивлению. Это вдвойне интересно, так как на нашем участке пришлось иметь дело с известной 170-й немецкой дивизией, особо отмеченной Гитлером за Украину и Крым. Пришел час поквитаться! Братья украинцы и защитники Крыма! Ленинградцы докладывают вам: с этой дивизией расплатились беспощадно!»

блокада

Бомбардировщики 14-й воздушной армии поддерживают войска Волховского фронта при прорыве блокады Ленинграда

Фото: РИА Новости/Григорий Чертов

В тех боях участвовал военкор Павел Шубин — представитель газеты «Фронтовая правда» в 377-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Той зимой он написал песню «Волховская застольная», которая передает героический настрой тех дней:

Там, где Нева впадает в Ладогу, расположена важная твердыня — город Шлиссельбург, остававшийся в руках гитлеровцев с сентября 1941 года. Но шлиссельбургская крепость — знаменитый Орешек — всё это время не сдавалась врагу. Там, на острове, держали оборону бойцы НКВД, пограничники, моряки-артиллеристы.

Наконец 15 января 1943 года части Красной армии прорвались к Шлиссельбургу. Начались уличные бои. Через три дня город был полностью очищен от врага. Этот рывок оказался решающим в наступательной операции. Всё южное побережье Ладожского озера перешло под контроль Красной армии. А значит, можно было налаживать транспортные артерии, которые могли надежно связать Ленинград со страной.

Писатель Всеволод Вишневский, почти всю войну проведший в Ленинграде, писал:

блокада

Освобождение города Шлиссельбурга

Фото: РИА Новости/Александр Бродский

Это действительно была незабываемая встреча — встреча двух фронтов, прорвавших блокаду Ленинграда. По воспоминаниям участников прорыва, в такие минуты забывается усталость

Для бойцов, прорывавших блокаду, Ленинград был не просто стратегически важной позицией. Они сроднились с великим городом, гордились им

Воспоминания о днях блокады

Письма и дневники людей, сумевших пережить блокаду, немного приоткрывают картину того периода. Страшный город, обрушившийся на людей, обесценил не только денежные средства и драгоценности, но и многое другое.

С осени 1941 эвакуация все же продолжалась, но вывозить людей в больших количествах стало возможным только в январе 1942 года. В основном вывозили женщин и детей — по пути, получившему название Дорога Жизни. И все равно сохранялись огромные очереди в булочных, где каждый день людям выдавался продовольственный паек.

Кроме недостатка продовольствия, на людей обрушивались и другие бедствия. Зимой были страшные морозы, и столбик термометра опускался порой до -40°С.

Топливо кончилось, а водопроводные трубы замерзли. Люди остались не только без света и тепла, но и без еды и даже воды. За водой приходилось ходить на реку. Печи топили книгами и мебелью.

В довершение всего на улицах появились крысы. Они разносили всевозможные инфекции и уничтожали и без того небогатые продовольственные запасы.

Люди не выдерживали нечеловеческих условий, многие от голода умирали днем прямо на улицах, трупы лежали везде. Зафиксированы случаи каннибализма. Процветал разбой — истощенные люди пытались отобрать продовольственный паек у таких же изможденных товарищей по несчастью, взрослые не брезговали воровать у детей.

Про уродов и людей

Прошло 75 лет. Рухнула, подточенная предательством очарованных «европейскими стандартами» предателей страна, в которой дети считали кощунством выбросить руку в гитлеровском приветствии, посмеяться над ветераном Великой Отечественной Войны, поглумиться над памятью погибших.

Слева направо: Алексей Красовский, Юлия Латынина, Ксения Собчак, Владимир Мединский. Четверо из тысяч, которые считают, что «можно» вытирать ноги о погибших в Великой Отечественной Войне и лить помои на свою страну. Называть их людьми… пожалуй, автор до такого не опустится.

Сегодня во многих местах в наших СМИ и жизни бал правят моральные уроды. Многое сегодня «можно». «Можно» снять комедию про блокадный Ленинград, как это сделал недорежиссёр псевдочеловек Алексей Красовский.  «Можно» вообще начать рассказывать сказки о том, что — дескать «никакой блокады Ленинграда не было», как это делает Лауреат премий имени Голды Меир,  лауреат премии «Защитник свободы», учреждённой госдепартаментом США Юлия Латынина.  «Можно», как особи из телеканала «Дождь» разводить «социологические опросы» на тему: «А не лучше ли было сдать Ленинград Гитлеру?»   «Можно», как Ксения Собчак заявлять об уместности таких вопросов, а потом — ничтоже сумняшеся, пытаться баллотироваться в Президенты РФ «Можно», как Министр культуры РФ Владимир Мединский открывать в Санкт-Петербурге мемориальную доску одному из палачей Ленинграда — маршалу Густаву Маннергейму  …

В скотном дворе «можно» всё. Скоту законы человеческие не писаны, для скота мораль, нравственность, долг, патриотизм, честь и достоинство — только слова, понять значение которых скотскому разуму не суждено: это прерогатива разума человеческого.

Прекрасно ответил на заявления «скотного двора» историк и публицист Алексей Волынец. Приведём несколько цитат из его книги:

А вот его подчинённый Альфред Йодль, начальник оперативного отдела командования Сухопутных войск, 7 октября 1941 г. сообщает генерал-фельдмаршалу Вальтеру фон Браухичу:

Вот уже сам партайгеноссе Гитлер 16 сентября 1941 года вещает в беседе с бригаденфюрером СС Отто Абецом,немецким послом в занятом германскими войсками Париже:

Как видим, художник-акварелист куда более романтичен, чем приземлённые солдафоны Гальдер и Йодль.»

Но надежды Гитлера. Йодля, Маннергейма, президента Финляндии Ристо Хейкки Рюти были разбиты 18 января 1943 года ударами Красной Армии. Ленинград устоял. Устоял тогда и Советский Союз.

А сегодня долг каждого, кто помнит и чтит своих предков, совершивших невозможное — сделать всё, чтобы были также разбиты и мечты «скотного двора». Право, Россия достойна того, чтобы существовать для людей.

Виктор Нагибин, quis_quaeritis

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей  и Телеграм-канал FRONTовые заметки

В ГБР не боятся конфликта интереса из-за назначения экс-адвоката Януковича на пост замглавы Бюро

Пусковая установка

Попытки прорыва блокадного кольца

Советское командование не могло смириться со сложившейся ситуацией и неоднократно предпринимало попытки прорыва блокады. Наступление в направлении Синявинско-Шлиссельбургского выступа не увенчалась успехом. Во-первых, немецкие войска смогли организовать мощное укрепление, во-вторых – советские солдаты были крайне истощены и изнурены непрекращающимися боями.

Основные силы были сосредоточены на Невском пятачке: узком участке земли (ширина 550-810 м) длиной менее 3 км, территориально находившемся на левом берегу Невы. Неоднократные попытки расширить плацдарм заканчивались огромными потерями из-за крайне невыгодного расположения: вся территория простреливалась со стороны противника. Однако о сдаче знаменитого Невского пятачка речи не шло, поскольку это значительно усложняло задачу прорыва блокадного кольца. Точных данных о количестве погибших нет, но по оценкам военных историков потери оцениваются в 51 тыс. человек.

Не увенчалась успехом и попытка прорыва блокады совместными силами Ленинградского и Волховского фронта, завершившаяся тяжелым поражением Советской Армии и огромными потерями.

Центральный парк (Нью-Йорк)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector