Потерянное поколение стальных птиц. часть 5 глубокие модификации

История создания Су-17

В 1960 году на вооружение советской армии был принят истребитель-бомбардировщик Су-7, обладавший весьма высокими для своего времени характеристиками. Однако военных не устраивала его посадочная скорость, были и другие замечания относительно конструкции самолета, его электроники и вооружения.

Специалисты ЦАГИ совместно с конструкторами ОКБ Сухого предложили оригинальную конструкцию крыла для нового самолета: угол меняла только его консольная часть (приблизительно половина размаха). Благодаря такой конструкции практически не пришлось менять фюзеляж исходной машины (Су-7). Размер центроплана определялся расположением основных стоек шасси самолета. Кроме того, подобное техническое решение практически не приводило к изменению центровки машины при изменении крыла, самолет показывал хорошую устойчивость при всех углах стреловидности в широком диапазоне скоростей.

Новый истребитель-бомбардировщик получил обозначение МС-19, работы над его созданием стартовали в 1965 году. Прототипом для новой машины стал истребитель-бомбардировщик Су-7БМ. Главным конструктором нового проекта был назначен Зырин. Инженерам необходимо было разработать поворотную консоль и шарнир, а также усилить конструкцию центроплана самолета и создать механизм синхронизации для двух частей крыла.

Дополнительные элементы конструкции сделали самолет на 400 кг тяжелее.

В ходе проектных работ было решено использовать на новой машине механизацию передней кромки крыла (кроме закрылков).

В конце 1965 года чертежи истребителя-бомбардировщика были переданы в производство. 2 августа 1966 года новый самолет поднялся в воздух. В ходе полета пилот несколько раз перекладывал крыло. Успешный ход испытаний позволил показать новый самолет на воздушном параде в Тушино в июле 1967 года. В ноябре того же года появилось постановление Совмина СССР о начале серийного производства новой машины в 1969 году. Она получила наименование Су-17.

Серийное производство Су-17 началось на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре, до этого там выпускали Су-7. Первым подразделением, в которое стали поступать Су-17, стал 523-й авиационный полк ДВО.

Су-17 показывал лучшие летно-технические характеристики по сравнению со своим прототипом Су-7БМ. Новый истребитель-бомбардировщик имел большую дальность полета и его продолжительность, несмотря на уменьшенный объем топливных баков и увеличение массы машины, улучшились и его взлетно-посадочные характеристики. Также значительным изменениям подверглось бортовое электронное оборудование самолета.

Если говорить о проекте Су-17 в целом, то необходимо отметить простое и недорогое техническое решение, которое значительно улучшило летные характеристики уже существующей машины. Также оно позволило легко, быстро и дешево наладить серийное производство нового самолета на заводе, который ранее выпускал Су-7.

Модернизация расширила тактические возможности самолета, а также увеличила диапазон его использования. Однако увеличение массы Су-17 практически свело на нет все улучшения, достигнутые на опытных машинах.

Интересные факты

Самолеты Су-17 стали первыми машинами для сброса ядерных бомб в режиме кабрирования. Для этого пилот выполнял половинную мертвую петлю и в верхней части фигуры совершал переворот на 180 градусов, одновременно сбрасывая боевой заряд. Затем летчик включал форсированный режим работы двигателя и быстро уводил самолет от точки взрыва.

Для тренировок летного состава такому приему бомбометания применялась учебная бомба ИАБ-500, которая имитировала вспышку и пылевой «гриб» атомного взрыва.

На пике применения самолета Су-17 в Афганистане в день совершалось до 9 вылетов в день. Это было достигнуто за счет совмещения операций наземного обслуживания.

Первый 17-й

Рассказ о самолете Су-17 будет неполным без упоминания о первом варианте машины с таким обозначением.

Оно было присвоено опытному фронтовому истребителю, созданному в 1948 году под требования технического задания, которые оговаривали:

  • Применение на машине турбореактивного двигателя и крыла с углом стреловидности не менее 50 градусов.
  • Скорость на высоте 10 км не менее М=1.
  • Бортовое вооружение из пары пушек с калибром 37 мм.
  • Экипаж из одного человека должен был располагаться в кабине со сбрасываемой конструкцией.

Самолет был построен в конце лета 1949 года и оснащался перспективным двигателем ТР-3 конструкции ОКБ Люлька.

В теории ТРД мог позволить достичь скорости звука, однако самолет так и не поднялся в воздух из-за проводившейся в начале 50-х годов реорганизации и роспуска ОКБ Сухого. Второй прототип, построенный приблизительно на 30%, разобран на металл.

Страны-эксплуатанты

Особенности конструкции Су-17

В 69 году были изготовлены первые 12 машин Су-17, которые имели усовершенствованные системы. Была изменена и доработана топливная система, был установлен на фюзеляже гагрот, было увеличено число точек, к которым крепилась внешняя подвеска.

Корпус самолета изготовлен с использованием аэродинамических характеристик. Что касается крыльев, то они могли менять угол своей геометрии. Основные консоли крыльев могли поворачиваться за счет встроенных гидромоторов, которые работали от автономных гидросистем. Для повышения синхронизации поворотов эти моторы были соединены валом.

Самолет Су-17 оборудован трёхопорной системой шасси, убирающейся в корпус машины. Некоторые модификации могли быть оснащены системой лыжного шасси.

Силовая установка аппарата представлена новым двигателем типа ТРДФ АЛ-21Ф-3, который отличался надежностью и давал машине большую тягу. Замена двигателя могла производиться достаточно быстро и легко, поскольку хвостовая часть корпуса самолета была съемной, причем снималось и оперение корпуса.

Главной задачей конструкторов было сокращение разбега при отрыве от взлетной полосы. Данная проблема была решена задействованием дополнительных ускорителей СПРД, которые работали на пороховом заряде и давали большое ускорение при взлете. Топливо самолета было размещено в пяти баках, которые располагались в фюзеляже машины и ксенонах крыльев. Внешняя подвеска Су-17 позволяет крепить дополнительные топливные баки или же бомбы массой от 100 до 500 килограммов.

За все время изготовления самолет прошел множество модернизаций и доработок практически во всех системах, а также получил множество модификаций, которые могли выполнять более специализированные задания.

Конструкция

Самолет Су-17 построен по обычной среднепланной схеме и имеет крыло изменяемой геометрии. Вся конструкция машины изготовлена из алюминиевых сплавов и высокопрочной стали.

Фюзеляж имеет конструкцию типа полумонокок круглого сечения и оснащен воздухозаборником на съемной носовой части. На входе имеется регулируемый конус (кроме модели М4). Канал подачи воздуха разделяется на две части симметричные части, проходящие мимо кабины и фюзеляжных топливных баков.

Кабина частично защищена листами с толщиной до 18 мм на основе алюминиевых сплавов. Она закрывалась сверху откидным плексигласовым обтекателем. Передняя часть кабины имела три плоских стекла.

Лобовая часть выполнена из бронестекла, закреплённого в рамке. За креслом пилота имеется отсек, в котором располагается бортовое радиоэлектронное оборудование и установка для кондиционирования воздуха.

Крыло самолета Су-17 составлено из неподвижной центральной секции и поворотных консолей. Угол стреловидности консоли лежит в пределах 30…63 градуса. При максимальном угле часть консоли уходит внутрь центральной секции, которая имеет вертикальные окантовки усиления. Эти окантовки играют роль аэродинамических гребней и применяются для монтажа точек подвеса.

Регулировка угла выполняется гидравлически от двух независимых систем. Работа систем синхронизирована при помощи соединительного вала. В аварийной ситуации регулировка угла может выполняться от одной из систем.

При нахождении на земле самолет устанавливается на трехстоечном шасси с передней опорой расположенной в носовой части Су-17.

В состав силовой установки входит турбореактивный двигатель ОКБ Люлька модели АЛ-21ФЗ. Двигатель работает на авиационном керосине марок ТС-1, РТ или Т-1, запас которого расположен в фюзеляжных и крыльевых баках. Дополнительный запас топлива может находиться в подвесных емкостях с объемом от 600 до 1500 литров.

В состав электронного оборудования входили навигационный комплекс с возможностью прицеливания, радиокомпас и радиовысотомер, измерители скорости и сноса (работающие на основе эффекта Доплера), системы наведения противорадиолокационных ракет (во внешнем контейнере).

Все варианты Су-17 оснащены двумя авиационными пушками типа НР-30 с боекомплектом по 80 снарядов на каждую. На внешних точках подвески могло размещаться следующее вооружение:

  • До двух ракет типов К-13, Р-60 или 73, предназначенных для поражения воздушных целей.
  • Контейнеры с кассетными бомбами.
  • Стандартные фугасные авиационные бомбы.
  • Реактивные снаряды различного калибра.
  • Контейнеры с управляемыми пушками.
  • Ракетные комплексы для поражения наземных целей (типов Х-23/25/29/29Т/58).

Модификации

За свое недолгое существование ПП-91 приобрел несколько различных модификации. В основе своей это изменения под питание боеприпасами различных видов, но встречаются и более основательные варианты. К незначительным модифицированным образцам можно отнести ПП-91-01 (с встроенным глушителем) и ПП-91-02 (Не ушедшая в серию самозарядная модель).

Чуть более интересен был образец использующий патрон 9*18 ПММ. Он получил название ПП-9 “Клин”. Его производили для МВД РФ в начале 2000 годов. Кроме улучшенного боеприпаса, дающего боле высокий показатель баллистики, изменения коснулись затвора (у него увеличилась масса) и появились винтовые канавки внутри патронника.

Хоть и патрон 9*18 ПМ и широко распространен и склады им просто завалены, он не удовлетворял своим качеством, что негативно сказывалось на эффективности боя. Конструкторами было принято решение начать изготовление ПП-919 “Кедр-2” под боеприпас 9*19 “Parabellum”. Данный вариант поступил в Налоговую полицию.

Сын Драгунова, Андрей и В.М. Калашников спроектировали и свою модификацию ПП-91, под наименованием ПП-27 “Клин-2”. В нем магазинная шахта перенесена в рукоять на манер Израильских “Узи”.

Для служебного пользования инкассаторов и сотрудниками частных охранных организаций разработана особая модификация — ПКСК-10. Ее главное отличие в применении ослабленного и слаборикошетирующего боезаряда 9*17 Куртц. Изменения коснулись и внутренних механизмов – ведение стрельбы в автоматическом режиме отсутствует. Возможность установки пламегасителя не предусмотрена. Яркой частью является выкрашенная в белый цвет крышка ствольной коробки.

Эта отметка позволяет сотрудникам полиции идентифицировать оружие как не боевое. Магазин всего на 10 патронов.

В качестве тренировочных и спортивных вариаций производятся модели КМО-9 “Корсак” 9*21 мм и КСО-9 “Кречет” 9*19 мм. Оба изделия имели удлиненный ствол, были самозарядными, оснащались магазинами только на 10 патронов.

ПСТ “Капрал” самозарядный вариант, рассчитанный под патрон 10*23 мм Т, травматический. Стоит на вооружении у охранных организаций. Обойма десятизарядная.

ППА-Х “Тирекс” – реплика максимально похожая на оригинальный ПП-91. Принцип действия основан на использовании пневматики. Стреляет 4-мм пульками-шариками. Может вести огонь очередями. Боевым оружием не является.

Модификации истребителя Су-17

Первой модификацией самолета Су-17 стал самолет Су-17М. Его основным отличием была установка нового, более мощного двигателя и некоторые изменения корпуса машины. Также была доработана топливная система и оборудование в кабине пилотов. Данный самолет изготовлялся на протяжении 5 лет, с 71 по 76 год.

Следующей модификацией стала машина типа Су-17М2, которая имела более длинную носовую часть, что позволило увеличить пространство кабины пилотов. Но самым главным новшеством в данной машине была установка прогрессивного лазерного прицела и оборудования, которое эффективно могло находить цели и наводить на них оружие. Также был увеличен запас топлива.

Одной из множества моделей был и разведчик под названием Су-17М2Р, на который был установлен контейнер со специальным оборудованием. Контейнер был прикреплен к внешней подвеске машины.

Более специализированной машиной типа Су-17 можно считать самолет-лабораторию, который был изготовлен для отработки ракет нового типа. Данный самолет также мог быть вооружен противолокационным оборудованием типа «Вьюга-17».

Более новые машины данного класса были оснащены цифровым оборудованием навигации. Изменения коснулись также воздухозаборников, которые служили и системой для охлаждения БРЕО.

Последние модификации Су-17 были поистине великолепными машинами, которые могли дать отпор практически любой воздушной технике противника. За счет этого данные машины широко использовались в экспорте в другие страны мира.

Модификации Су-17

Су-17  первый серийный вариант; до 1972 г. выпущено несколько десятков.
 Су-17М  модификация с ТРДФ АЛ-21Ф3, увеличенным запасом топлива, более совершенным БРЭО, расширенной номенклатурой вооружения и некоторыми другими изменениями; выпускался с 1972 г.;
 Су-17М2  вариант с удлинённой на 200 мм носовой частью фюзеляжа, новым БРЭО и расширенной гаммой управляемого вооружения; совершил первый вылет в начале 1974 г., серийное производство велось в 1975-79 гг.;
 Су-17М3  дальнейшее развитие М2; установлено новое прицельное оборудование, увеличен запас топлива; выпускался с 1976 г.;
 Су-17М4  вариант с новым БРЭО, нерегулируемым воздухозаборником и некоторыми конструктивными изменениями в фюзеляже; прототип появился в 1980 г., серийное производство велось в 1981-90 гг.;
 Су-17УМ  двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М2; прототип появился в 1975 г., серийный выпуск осуществлялся в 1976-78 гг.; конструкция самолёта послужила основой для создания Су-17М3;
 Су-17УМ3  двухместный учебно-боевой самолёт, оснащённый БРЭО, применявшемся на Су-17М3; выпускался с 1978 г.;

Су-17 (1949 г.)

Су-17 – экспериментальный советский истребитель, который был создан в ОКБ Сухого в 1949 г. Целью его проектирования было достижение скорости, равной числу Маха М = 1, и проверка работоспособности летательных аппаратов на околозвуковых скоростях. Плюс ко всему, Су-17 мог стать прототипом фронтового ударного серийного истребителя с хорошими скоростными показателями.

Особенностью конструкции самолета была отделяемая носовая часть фюзеляжа, которая отсоединялась вместе с герметичной кабиной. Такой подход к исполнению команда Сухого применила впервые в мире, далее по их принципу строились американские самолеты типа F-111.

Что влияет на увеличение или уменьшение зарплаты

Существует несколько факторов влияющих на размер заработной платы военнослужащий:

  • Звание и должность. Для увеличения денежной выплаты, необходимо получить высшее звание или должность. При лишении звания, зарплата уменьшается.
  • Расположение. У частей расположенных на севере оклад выше.
  • Секретность. Переведясь в секретную часть можно получить надбавку в половину оклада.
  • Премииза отличную службу.
  • Компенсации за снятие жилья и разовые выплаты.
  • Рисковые условия.Служба в горячих точках имеет денежное вознаграждение.
  • Премиальныеза персональные достижения.
  • Квалификационные экзамены. Их сдача повышает надбавки.

Как можем видеть возможностей повысить свою зарплату множество, главное добросовестно трудиться.

Влияние звания на зарплату

Также на заработную плату оказывает значительное влияние и звание военного, служащего по контракту.

У военных, занимающих должности первого порядка, зарплата составляет от 30 тысяч рублей и выше, для офицерского состава – от 60 тысяч рублей, высший офицерский состав получает по закону от 100 тысяч рублей.

Влияние рода войск на зарплату

Заработная плата военнослужащих зависит от рода войск.

Сотрудники ВМФ (Военно-Морского Флота) Российской Федерации зарабатывают 22 тысячи рублей. Около 20 тысяч рублей платят контрактникам сухопутной службы и военно-воздушных войск.

ШТУРМОВАЯ АВИАЦИЯ

Работы по глубокой модернизации самолёта Су-25, начатые в ОКБ П.О.Сухого в 1976 году, привели к появлению «противотанкового» штурмовика Су-39. Проектирование машины (первоначальное обозначение – Су-25Т, «фирменное» – Т-8М), создаваемой на базе самолёта Су-25УБ, было завершено в 1982 году, а прототип машины впервые поднялся в воздух 17 августа 1984 года. Его испытания продолжались до середины 1990 года.

Су-25Т получил по сравнению с «родоначальником» семейства новое БРЭО, расширенную номенклатуру вооружения и усовершенствованный комплекс боевой живучести.

Су-25Т

Первая серийная машина взлетела 26 июля 1990 года, а всего до конца 1991 года выпущено 11 машин данной версии, и в 1992-96 гг. они были переданы в ВВС России. Часть производственного задела по машине (называется цифра в 12 самолётов) достроена Грузией уже самостоятельно. В 1994 году обозначение Су-25Т изменено на Су-39.

В январе 1986 года принято решение о создании всепогодной модификации самолёта круглосуточного действия – Су-25ТМ (Т-8ТМ) с новым БРЭО и расширенной номенклатурой вооружения. Правда, первый полёт опытный самолёт данной версии совершила только 4 февраля 1991 года. А первая предсерийная машина поднялась в небо 15 августа 1995 года. Да и построили их всего 4 экземпляра…

Су-25ТМ

Под обозначением Т8-Б в 1985 году в ОКБ Сухого велись работы по созданию усовершенствованной версии Су-25. С 1988 года начаты работы над Су-25Б – дальнейшему развитию машины. Она должна была получить новый двигатель Р-195, изменённый состав БРЭО, увеличенную массу боевой нагрузки и усиленное бронирование.

Также был разработан и вариант Су-25 с 45-мм авиационной пушкой, работающей на активно-реактивном принципе, которую предполагалось разместить в неподвижной подфюзеляжной установке. Её скорострельность оценивалась в 1250 выстр./мин. В одном из вариантов она размещалась стволом против полёта. Это должно было повысить вероятность поражения цели и снизить вероятность обстрела в заднюю полусферу при выходе Су-25 из атаки. Уменьшение разницы скоростей «самолёт-снаряд» компенсировалось тем, что второй из них имел ракетный двигатель.

Кроме того, велись работы по созданию штурмовика ВВП для нужд ВВС на базе самолёта Як-141.

Бортовое оборудование и системы

Наиболее современные самолеты, типа Су-17, — истребители-бомбардировщики Су-17М4 и -22М — оснащены прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54 , в состав которого входит ЦВМ. Для решения разведывательных задач самолет может комплектоваться контейнером комплексной разведки ККР, в котором размещаются АФА плановой, панорамной и перспективной съемки, РЛС БО, ИК система, а также осветительные патроны для фотографирования в ночных условиях. Су-17 и Су-17М оснащались бомбоприцеломПБК-2 и стрелковымАСП-5НД-7 . На Су-17М2 вместо последнего был установлен более совершенныйАСП-17 . Установленный на Су-17М3 прицельно-навигационный комплекс КН-23, включающий в себя лазерный дальномер «Клён-ПС», стрелково-бомбардировочный прицел АСП-17БЦ-8 и радиовысотомер РВ-5, позволяет выполнять полет со сверхзвуковой скоростью на малых высотах в автоматическом режиме. Для наведения УР |Х-23М| применялась аппаратура управления«Дельта» , размещённая в подвесном контейнере. Для наведения |Х-25МЛ| и |Х-29Л| использована лазерная станция«Прожектор» , также размещённая в подвесном контейнере. На Су-17М2, помимо данной станции, установлен лазерный дальномер-целеуказатель«Фон-1400» . На Су-17М3 вместо него установлен более совершенный«Клён-54» , прицелАСП-17 , индикатор прямой видимости, станция предупреждения о радиолокационном излучении«Сирена-3» и др. БРЭО. Также установлены отстреливатели ловушек и диполейКДС-23 иАСо-2В . Некоторые самолёты для контроля результатов бомбометания имеют камеруАФА-39 .

Характеристики Су-17

Модификация   Су-17
Размах крыла, м  
при мин. стреловидности   13.70
при макс. стреловидности   10.03
Длина самолета, м   18.90
Высота самолета, м   4.97
Площадь крыла, м2 при мин. стреловидности   38.50
Площадь крыла, м2 при макс. стреловидности   34.50
Масса, кг пустого   9600
Масса, кг максимальная взлётная   16280
Двигатели   1 ТРД АЛ-7Ф-1-250
Тяга, кгс   1 х 9600
Максимальная скорость, км/ч у земли   1350
Максимальная скорость, км/ч на высоте   2230
Потолок высоты, м   16500
Дальность полета, км   2300
Экипаж, чел   1
Вооружение:  две 30-мм пушки НР-30
 Боевая нагрузка — 3000 кг на 7 узлах подвески
 УР воздух-воздух , УР воздух-земля , НУР, бомбы (корректируемые, кассетные, ядерные)

Фильмы

  • Память навсегда, 1975. Режиссёр и автор сценария Джемма Фирсова.
  • Документальный фильм Романа Кармена «Великая Отечественная», в американском прокате этот фильм вышел под названием «Неизвестная война» (эпизоды).
  • Документальный фильм «Трудная дочь маршала Тимошенко», «Студия «Галакон» для «Первого канала», (52 минуты), 2010.
  • Художественные фильмы: «Первая Конная» (1941), «Блокада» (1974), «Битва за Москву» (1985), «Сталинград» (1989), «Война на Западном направлении» (1990).

Боевое применение Су-17

Первые Су-17 стали поступать в подразделения ВВС СССР в 1972 году. В этот же период начались и экспортные поставки самолета. В 1970-1971 гг. конструкторами ОКБ Сухого была разработана экспортная версия машины – Су-20, которая в 1972 году начала поставляться в Египет. Конструкция Су-20 была практически аналогичной Су-17М, имелись небольшие различия в бортовом оборудовании и системе вооружения самолета.

В 1973 году началась разработка еще одной экспортной модификации машины – Су-22. Су-22 получил новый двигатель Р-29БС-300 и ракеты Р-3С и Х-23.

Первые машины Су-22 получили военно-воздушные силы Перу.

С 1973 по 1990 год было изготовлено около семи сотен самолетов модификации Су-20 и Су-22. Они стояли на вооружении стран-союзниц Советского Союза по Варшавскому договору, а также государств, которым СССР в разные годы оказывал военную помощь.

Су-17 и его экспортные модификации Су-20 и Су-22 теоретически имели возможность вести воздушный бой против западных истребителей третьего поколения, но в таком качестве эти машины почти никогда не использовали. Впервые Су-20 был применен во время арабо-израильского конфликта 1973 года. Этот самолет стоял на вооружении ВВС Сирии и Египта. Су-20 наносили удары по израильским военным и промышленным объектам. В ходе боевых действий было потеряно 12 Су-20.

Су-17 очень активно использовался во время афганской войны, он стал единственным советским самолетом, который прошел эту кампанию от ее начала до конца. Су-17 применялся в качестве бомбардировщика, штурмовика и разведчика. Кроме того, эта машина в модификациях Су-20 и Су-22 стала основой афганских ВВС. За время этого конфликта было потеряно около тридцати машин (точных данных нет). Несколько самолетов экспортных модификаций (Су-20 и Су-22) были сбиты истребителями пакистанских ВВС. Один Су-22 был угнан афганским пилотом в Пакистан. Несколько Су-22 попали в руки талибов после захвата ими власти в стране. Позже вся авиация Талибана была уничтожена американцами на аэродромах.

Су-20 и Су-22 являлись основной машиной ВВС Ирака во время ирано-иракской войны. Общие потери этих самолетов во время данной кампании составляют более шестидесяти машин.

Во время первой войны в Персидском заливе Ирак перегнал 44 Су-20 в Иран, чтобы уберечь их от ударов авиации международной коалиции. После окончания войны власти Ирана отказались отдавать самолеты их законному владельцу.

Су-17 применялся ВВС Анголы в ходе гражданского конфликта против партизан организации УНИТА.

ВВС Ливии использовали эти машины для нанесения ударов по силам мятежников на начальном этапе гражданской войны.

ВВС Йемена применяли Су-17 против шиитских мятежников.

В настоящее время ВВС Сирии использует Су-17 для нанесения ракетно-бомбовых ударов по позициям повстанцев. Известно минимум о пяти потерянных машинах. В начале сентября 2020 года в районе населенного пункта Дейр-эз-Зор был сбит Су-22М4 сирийских ВВС. Летчик погиб.

История

Су-17 проектировали и строили согласно программе опытного самолетостроения 1948-1949 гг., которую утвердил Совет Министров СССР 12.06.1948. Предполагался выпуск двух вариантов истребителя: экспериментальный и боевой. На боевой вариант планировалась установка двух пушек Н-37.

В декабре 1948 г. государственной макетной комиссией был одобрен макет и эскизный проект истребителя, почти полностью согласованы конструктивные материалы производства. Замечания, которые были сделаны, учтены в дальнейших этапах проектирования и постройке самолета, которые проводили, опираясь на точные расчеты и экспериментальные данные.

После аварии самолета Су-15 на летные испытания Су-17 наложили запрет. В ноябре 1949 года произошло расформирование ОКБ им. П. Сухого. Опытный экземпляр, который так ни разу и не был поднят в небо, перевезли в летный исследовательский институт имени М. Громова для проведения наземных испытаний, в частности проверки носовой части фюзеляжа. Далее проводили проверку аппарата на устойчивость, подвергая его обстрелу из авиапушек.

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ

Здесь велись работы по дальнейшему развитию самолёта Ту-160, в рамках которой были разработаны следующие проекты:

• Ту-160В – с силовой установкой, работающей на жидком водороде, самолёт должен был быть увеличен в размерах (для размещения баков с жидким водородом);
• Ту-160М – удлинённый вариант самолёта, с изменёнными бомбоотсеками (носитель перспективной гиперзвуковой ракеты Х-90);
• Ту-160НК-74 – с более экономичными двигателями НК-74;
• Ту-160К (К – авиационной ракетный комплекс «Кречет») (1984) – с увеличенной до 50 тонн массой боевой нагрузки, носитель двух перспективных ракет «Кречет-Р». Общая дальность действия комплекса составляла 10000 км.
• Ту-161 («161») – межконтинентальный многорежимный стратегический самолет-носитель, дальнейшее развитие Ту-160. Его появление, согласно первоначальным планам, ожидалось в середине 90-х годов.

Ту-160К

С 1983 года велись работы по модернизации Ту-22М3 до варианта Ту-22М4 (до 1987 года носила обозначение Ту-32), который предполагалось оснастить новыми БРЭО (в т.ч. РЛС с Ту-160), прицельно-навигационным комплексом, комплексом РЭБ и связи, более мощными двигателями (НК-32). В состав средств поражения должны были войти 6 УР Х-32, или 10 Х-57 (в т.ч. 4 – на внешних узлах подвески), или управляемые планирующие авиабомбы УПАБ-1500. Также предполагалось модернизировать и планер самолёта.

Прототип данной машины (по некоторым данным, сер. 45-10) был построен в 1990 году, переоборудован под установку НК-32, но их так и не поставили. Работы по машине прекращены в ноябре 1991 года.

Внешне Ту-22М4 распознаётся увеличением с 9 до 12 количества створок дополнительного забора воздуха по обоим бортам фюзеляжа. В настоящее время опытная машина находится в музее Дальней авиации в Рязани.

По одним данным – это Ту-22М4, по другим – летающая лаборатория на базе Ту-22М3

По некоторым данным, велись работы и по самолёту с ещё более расширенными боевыми возможностями – Ту-22М5, который должен был получить улучшенную аэродинамику с учётом мер по снижению радиолокационной заметности. В составе его вооружения должны были войти ракеты «воздух-воздух» большой и средней дальности.

Истребитель-бомбардировщик Су-17. На чертеже:

1 —гаргрот; 2— антенна радиокомпаса АРК-10; 3 —отсек блоков САУ-22; 4—отсек радиооборудования; 5—перископ ТС-27АМШ; 6—аварийный ПВД-7; 7—антенны системы «Пион»; 8—антенны системы СРО-2М; 9—датчик; 10—подвижный радиопрозрачный конус; 11—посадочная фара; 12 — створки ниши передней опоры шасси; 13—окно выброса стреляных гильз; 14 — створки ниши основной опоры шасси; 15—узел поворота консоли; 16—ПЧК; 17 — воздухозаборник охлаждения отсека двигателя; 18 — цельно-поворотный стабилизатор; 19 — противофлаттерный груз; 20—разрядник статического электричества; 21 — 850-литровый ПТБ; 22—НАР С-24; 23 — ПУ-12-40У; 24 — 1150-лит-ровый ПТБ; 25—противопомпажные створки; 26—козырек фонаря; 27—петлевая антенна радиокомпаса АРК-10; 28—подвижная часть фонаря; 29—пилон подвески вооружения; 30—балочный держатель БДЗ-57М; 31 —аэродинамический гребень; 32—окно перепуска воздуха ТРДАЛ-7Ф-1-250; 33—крышки люков разъемов гидросистемы; 34—тормозной щиток; 35 — бортовой аэронавигационный огонь; 36—крышки люков САРПП; 37—антенны станции предупреждения об облучении «Сирена-ЗМ»; 38—радиопрозрачный обтекатель антенны радиостанции; 39 — антенна системы МРП-56М; 40—антенны системы «Пион»; 41 —хвостовой аэронавигационный огонь; 42—створка контейнера тормозного парашюта; 43 — крышка лючка замка створки контейнера; 44—крышка люка фитинга; 45—колесо КТ69/4У (880×230 мм); 46—защитная накладка из нержавеющей стали; 47—амортизационная стойка; 48 — колесо К2-106А (600×200 мм); 49—левый щиток приборной доски; 50 — щиток указателя поворота крыла самолета и пульт управления предкрылками; 51 — пульт прицела для бомбометания с кабрирования ПБК-2; 52—прицел АСП-Г1Ф-7; 53 —верхний щиток приборной доски с аварийным табло; 54—правый щиток приборной доски с информационным табло; 55—центральная панель приборной доски; 56 — термостат регулятора температуры воздуха в кабине; 57—указатель термометра выхлопных газов турбостартера; 58 — белая полоса; 59 — жалюзи продува отсека пушки НР-30; 60—крышка люка пушки; 61—крышка отсека фотокинопулемета АКС-5-57; 62—антенны системы госопознавания; 63 — отклоняемый предкрылок; 64—элерон; 65 — поворотные закрылки; 66 — закрылок в убранном положении; 67 — закрылок в выпущенном положении; 68—ствол пушки НР-30; 69—крышка люка переднего отсека радиооборудования; 70,71 —гидроцилиндры уборки шасси; 72—амортизационная стойка; 73—зажигательный бак ЗБ-ЗбО; 74 — балочный держатель БДЗ-57М

Модификации Су-22

  • С-32М2Д – первый прототип Су-22.

  • Су-22 – экспортная модификация Су-17М2. От базовой модели отличается двигателем Р-29Б-300. Впервые поднят в воздух в январе 1975 г. Серийно производили в 1976-1980 годах.

  • Су-22М – экспортная версия Су-17М3, в отличие от которого был оснащен двигателем Р-29БС-300, комплектом вооружения и упрощенным бортовым оборудованием. Серийный выпуск датируется 1977-1981 годами. Покупателями стали Ирак, Афганистан, Перу, Ливия, Йемен и Сирия.

  • Су-22М3 – доработанный вариант Су-22М, в который установлен полный комплект БРЭО Су-17М3. Двенадцать самолетов были изготовлены в 1981-1982 гг. и проданы в Венгрию.

  • Су-22М3Р – разведывательный вариант, построен на базе Су-22М3.

  • Су-22М4 – экспортная модификация Су-17М4. В составе силовой установки имел двигатель АЛ-21Ф-3. Время производства – 1984 – 1990 гг.

  • Су-22Р – разведчик, сконструирован на основе Су-22.

  • Су-22М4Р – разведывательная версия самолета Су-22М4.

  • Су-22УМ – учебно-боевая версия истребителя, совершившая первый полет в конце 1979 года. Производился с 1979 по 1982 годы.

  • Су-22УМ3 – учебный самолет, аналог Су-22УМ, который поставлялся за границу. Всего были выпущены 4 машины для Венгрии в 1981-1982 гг.

  • Су-22УМ3К – усовершенствованный Су-22УМ, который имел в оснащении двигатель АЛ-21Ф-3 и производился в 1983-1985 годах.

Истребитель-бомбардировщик Су-22, созданный коллективом КБ П. О. Сухого, в 1970-1980 гг. стоял на вооружении Советских ВВС.

В годы его эксплуатации он отвечал всем требованиям, предъявляемым к самолетам этого класса: большая скорость полета, совершенное бортовое оборудование, мощное вооружение.

Силовая установка: АЛ-21Ф-3 тягой 76,5 кН без включения форсажа, 110 кН — с форсажем.

Самолет был вооружен двумя пушками НР-30 калибра 30 мм. Масса ракетной и бомбовой нагрузки составляла 4000 кг. Самолет имел изменяемую геометрию крыла.

Тактико-технические характеристики Су-22

  • Размах крыла, м 10,00-14,00

  • Длина, м  17,00

  • Высота, м  4,70

  • Площадь крыла, м2  34,45

  • Масса пустого самолета, кг  10 800

  • Стартовая масса, кг  16300

  • Стартовая масса, max., кг  20 000

  • Скорость полета у земли, км/ч … 1350

  • Скорость полета на высоте, км/ч  2300

  • Потолок, м  17000

  • Дальность полета, км  2500

  • Экипаж, чел  1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector