F-111

Содержание:

Введение

Данная статья примечательна тем, что автор ее начал писать 4 года назад — весной 2010-го, но так сложилось, что статья увидела свет только в 2014 году. В отличие от моих последних обзоров, в данной статье я уделю достаточно внимания таким вещам, как история и матчасть. Но в тоже время, она не будет перегружена ненужным сравнением модели с фотографиями деталировки реального самолета. Поэтому данная статья не ограничится стандартным для меня обзором, а будет дополнена небольшим исследованием матчасти прототипа с целью расставить точки над i в нелегком вопросе матчасти столь редкого самолета и его отличиях от серийных армейских собратьев. Размер данной статьи может испугать неискушенного чтивом читателя. Обзор старой винтажной модели отличается от обзора горячей новинки. Тут не оценивают деталировку, не подсчитывают число заклепок на фюзеляже или число тумблеров в кокпите. Основным критерием кошерности такой модели является ее геометрия. Так как модель представляет собой или историческую ценность или хорошую основу для конверсии. От нее и будем отталкиваться.

Боевое применение

Спасательная капсула F-111 (с/н 67-0068), сбитого над ДРВ, в музее МАИ

Первые экземпляры поступили на вооружение 4480-й тактической истребительной эскадрильи, расквартированной на авиабазе Неллис в штате Невада в октябре 1967 года. Уже 17 марта следующего года 6 самолётов из этого подразделения были переведены на авиабазу Тахли в Таиланде для проведения испытаний в боевых условиях во Вьетнаме.
Впервые они приняли участие в боевой операции 25 марта. Боевой дебют оказался неудачным. За месяц участия в боевых действиях, совершив всего 55 боевых вылетов, была сбита половина F-111 (три из шести), после чего испытания были прекращены.
В дальнейшем эти самолёты принимали широкое участие в боевых действиях во Вьетнаме. За 1968—1973 гг. они совершили до 3 тысяч самолёто-вылетов. В сентябре 1972 года F-111A из состава 429-й и 430-й тактических истребительных эскадрилий, базировавшихся в Тахли, были использованы для атак целей в районе Ханоя. Потери были ощутимыми, всего за время войны было сбито и разбилось не менее 11 F-111 (не считая списанных от повреждений).

В апреле  года в налёте на резиденцию Каддафи в Триполи принимали участие 15 F-111F и 3 самолёта РЭБ EF-111A, базировавшихся в Англии. Маршрут протяжённостью около 5200 км проходил западнее Испании и Португалии и над Гибралтарским проливом. Самолёты преодолели его за 6,5 ч, два раза заправляясь над Атлантическим океаном и один — перед переходом на малую высоту полёта для преодоления системы ПВО Ливии. После нанесения ударов самолёты возвратились в Англию, следуя прежним маршрутом. Огнём ливийских ЗСУ-23-4 «Шилка» один F-111F был сбит и один F-111F подбит, который произвёл вынужденную посадку на американской военно-морской базе Рота (Испания).

Потери в ходе подготовки и в ходе операции:

11 октября 1990 года возле Таифа во время учебного бомбометания разбился F-111F (с/н 74-0183/LN). Оба пилота погибли.

17 января 1991 года F-111F (с/н 70-2384/LN) врезался в самолёт-заправщик, после посадки отремонтирован не был.

17 января 1991 года F-111F повреждён вражеским огнём над иракским аэродромом.

17 января 1991 года F-111F повреждён вражеским огнём над иракским аэродромом.

14 февраля 1991 года F-111F (с/н 66-0023/UH) был, по некоторым версиям, перехвачен иракским истребителем на саудовской границе. При неясных обстоятельствах американский самолёт разбился. Оба пилота погибли.

Известен случай уничтожения бомбардировщиками F-111 двух иракских перехватчиков МиГ-25 на аэродроме.

Тактико-технические характеристики


General Dynamics F-111

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-111E:

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 22,40 м
  • Размах крыла:

    • в сложенном положении: 9,47 м
    • в развёрнутом положении: 19,20 м
  • Высота: 5,22 м
  • Площадь крыла:

    • в сложенном положении: 48,77 м²
    • в развёрнутом положении: 61,07 м²
  • Профиль крыла: NACA 64-210.68 корень крыла, NACA 64-209.80 законцовка крыла
  • Масса пустого: 21 394 кг
  • Масса снаряжённого: 37 577 кг
  • Максимальная взлётная масса: 45 359 кг
  • Масса топлива: 14 700 кг (во внутренних баках)
  • Двигатель: 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100

    • максимальная тяга: 79,6 кН
    • тяга на форсаже: 112 кН
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0186
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,87 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:

    • в сложенном положении: 1,95
    • в развёрнутом положении: 7,56

Лётные характеристики

F-111F перед налётом на Ливию, Великобритания, 14 апреля 1986

  • Максимальная скорость:

    • у земли: 1475 км/ч
    • на высоте: 2655 км/ч (M=2,5)
  • Посадочная скорость: 200 км/ч
  • Разбег: 900—910 м
  • Пробег: 730—915 м
  • Боевой радиус: 2140 км
  • Перегоночная дальность: 5190 км
  • Практический потолок: 17 985 м
  • Скороподъёмность: 131,5 м/с
  • Нагрузка на крыло:

    • в сложенном положении: 771 кг/м²
    • в развёрнутом положении: 615,2 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Аэродинамическое качество самолёта: 15,8
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6

Вооружение

Боевая нагрузка: до 14 290 кг различного вооружения на 2 (3) внутренних и 8 наружных узлах подвески вооружения (по 2 на каждой и 2 вращающихся в параллель с фюзеляжем на )

Внутренний отсек:

  • съёмная шестиствольная пушка M61A1 (20 мм) с боезапасом 2084 снарядов или
  • дополнительные баки или
  • 2х750-фунтовые (340 кг) авиабомбы M117 или
  • атомная бомба или
  • вариант для флота и КМП: до 2 УР AIM-54 Phoenix

    F-111C/-F оснащались поворотным креплением для AN/AVQ-26 Pave Tack — блока целеуказания, оснащённого ИК- и электронно-оптической системами и лазером подсвета целей. В нерабочем положении блок убирался внутрь отсека.

На узлах подвески размещались управляемые и неуправляемые бомбы (в том числе ядерные) — до 2300 кг на каждом, — подвесные топливные баки и до 4 ракет AGM-69 SRAM на внутренних узлах. Также на наружные узлы подвешивалось до 4 УР AIM-9P3.

Австралийские F-111C оснащались узлами для подвески ПКР Harpoon и AGM-142.

Разработка

Работы по разработке F-111 начались в 1962 году, когда корпорация General Dynamics в содружестве с ещё одной авиационной компанией Grumman Aircraft были выбраны в качестве разработчиков тактического истребителя с изменяемой геометрией крыла. Первоначальный контракт предусматривал производство 23 самолётов, включая 18 штук F-111A, предназначенных для ВВС США, и пяти F-111B для ВМС США (в процессе работы над проектом ВМС отменили свой заказ). Первый прототип был снабжён двумя двигателями Pratt & Whitney TF30-P-1 и совершил свой первый полёт 21 декабря 1964 года, а уже во время второго полёта 6 января 1965 года крылья были сложены и разведены на полном диапазоне углов от 16 до 72,5 градуса.

Задействованные структуры

В разработке и производстве F-111 были задействованы следующие структуры:

Генеральный подрядчик работ

Самолёт в целом — General Dynamics Corp., Fort Worth Division, Форт-Уэрт, Техас.

Ассоциированный подрядчик

Лётные испытания и доводка, фюзеляж шасси и тормозная система, горизонтальный стабилизатор, авиагоризонт/плановый навигационный прибор/индикатор пространственного положения, низковысотный радиовысотомер, индикатор дискретных сигналов — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд, Нью-Йорк.

Субподрядчики
  • Руль направления, управляемый стабилизатор — General Dynamics—Canadair Ltd., Монреаль, Квебек;
  • Кабина экипажа — McDonnell Aircraft Corp., Сент-Луис, Миссури.
Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика ()
  • Авиадвигатель TF-30 — United Aircraft Corp., Pratt & Whitney Division, Ист-Харфорд, Коннектикут;
  • Ультравысокочастотная радиостанция AN/ARC-51, линия передачи данных AN/ARC-88 — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;
  • Азимутально-дальномерная радиосистема ближней навигации AN/ARN-52 — Stewart Warner Corp., Чикаго, Иллинойс;
  • Линия передачи данных AN/ASW-21, радиоприёмное устройство AN/ARR-69, высокочастотный однополосный передатчик команд управления ракетным вооружением AN/ARC-104 — Radio Corporation of America, Камден, Нью-Джерси;
  • Ракетное вооружение AIM-54, Бортовая система управления ракетным вооружением AN/AWG-9 Hughes Aircraft Corp., Калвер-Сити, Калифорния.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам ()
  • Система отбора воздуха — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division, Виндзор Локс, Коннектикут;
  • Бортовая электросистема — Westinghouse Electric Corp., Aerospace Electrical Division, Лайма, Огайо;
  • Система управления полётом самолёта — General Electric Co., Джонсон-Сити, Нью-Йорк;
  • Система воздушных сигналов — Bendix Corp., Eclipse-Pioneer Division, Тетерборо, Нью-Джерси;
  • Система прицельного бомбометания/датчик целей — Litton Systems, Inc., Вудленд-Хиллз, Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Средства инфракрасного противодействия — AVCO Corp., AVCO Electronics Division, Цинциннати, Огайо;
  • Постановщик радиоэлектронных помех — Webcor, Чикаго, Иллинойс;
  • Приборная доска, система охлаждения — Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Электромеханические приводы приборного оборудования — Bendix Corp., Bendix-Pacific Division, Бербанк, Калифорния;
  • Механизм изменения стреловидности крыла — Jarry Hydraulics Ltd., Монреаль, Квебек.

История

Взлёт с палубы авианосца «Корал Си», 23 июля 1968 года

Разработка палубной модификации истребителя велась параллельно с его основной моделью (F-111), создававшейся для ВВС США в рамках программы экспериментального тактического истребителя нового поколения TFX (Tactical Fighter Experimental), как её ответвление для флота, что традиционно нервировало американский адмиралитет, который привык работать со своими собственными подрядчиками из числа авиастроительных компаний и воспринимал указанную программу как «подачку» со стола ВВС

Программой TFX предусматривалось создание многоцелевого истребителя для рейдов вглубь территории противника на малых и предельно малых высотах, и для доставки тактических ядерных боеприпасов к целям, представляющим особую важность, в то время как флот интересовала в большей степени тема перехвата средств воздушного нападения противника. В немалой степени именно названные межвидовые противоречия вместе с соображениями лётно-технического характера привели к сворачиванию проекта.

Юрий Пашолок. Самый неудачливый из советских танков нового поколения

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ РЕШИЛ, ЧТО ГРАЖДАНЕ РОССИИ НЕ МОГУТ ОСПАРИВАТЬ РЕШЕНИЯ СВОЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА!

Технические характеристики (F-111B до начала производства)

F-111B, BuNo 151974, на NAS Моффетфильде, Калифорния во время натурных испытаний в аэродинамической трубе управления полетом

Первый опытный F-111B 152714 на хранении в Davis Monthan AFB в 1971 году

Для предварительного производства самолетов # 6 и # 7:

Данные из Томасон, Миллер, Логан

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 (пилот и система оружия оператора)
  • Длина: 68 футов 10 в (20,98 м)
  • Размах :
    • Распространение: 70 футов (21,3 м)
    • Swept: 33 футов 11 в (10,34 м)
  • Высота: 15 футов 9 в (4,80 м)
  • Площадь крыла:
    • Распространение: 655,5 ft² (60,9 м²)
    • Swept: 550 ft² (51,1 м²)
  • Аэродинамические : NACA 64-210.68 корня, NACA 64-209.80 наконечника
  • Вес пустого : 46100 фунтов (20910 кг)
  • Загруженный вес: 79,000 фунтов (35,800 кг)
  • Максимум. взлетный вес : 88000 фунтов (39900 кг)
  • Силовая установка : 2 × Pratt & Уитни TF30-P-3 турбовентиляторных
    • Сухая тяга: 10750 фунт – сила (47,8 кН) каждый
    • Упорный с дожигателя : 18500 фунт – сила (82,3 кН) каждый

Спектакль

  • Мах 2.2 (+1450 миль / ч, 2,330 км / ч)
  • Диапазон : 2 100 миль (+1830 NMI, 3390 км); с 6 AIM-54 ракет и 23 000 фунтов топлива внутренними
  • Диапазон Ферри : 3200 миль (2780 NMI, 5150 км); с 2 х 450 галлонов внешних резервуаров
  • Потолок : 65000 футов (19800 м)
  • Скорость подъема : 21,300 фут / мин (108 м / с)
  • Нагрузка на крыло :
    • Распространение: 120 фунтов / ft² (586 кг / м)
    • Swept: 144 фунт / ft² (703 кг / м²)
  • Упорный / вес : 0,47

вооружение

  • Оружие: 1 × M61 Vulcan 20 мм (0,787 дюйма) Гатлинга пушки (редко установлен)
  • Узлы подвеска : 6 подкрыльевых пилоны для боеприпасов и внешние топливные баки
  • Ракеты: 6 х AIM-54 Phoenix ракеты воздух-воздух большой дальности (четыре под крыльями, два в отсеке оружия)

Avionics

AN / AWG-9 -импульсный радар Доплера

История создания

После окончания второй мировой войны страны-победительницы получили доступ к многочисленным немецким разработкам, в том числе и по управляемому ракетному оружию. В США была развёрнута программа «Поларис» и начались работы по созданию подводного ракетоносца. В основе программы предусматривалась постройка 41 атомной ракетной подводной лодки (ПЛАРБ). Каждая такая лодка вооружалась 16 твердотопливными ракетами «Поларис А-1» с дальностью полёта до 2200 км.

В 1960 году лодки «Поларис» приступили к боевому патрулированию. Из-за относительно небольшой дальности пуска ракет 14-я эскадра ВМС США базировалась в Великобритании, но уже в 1964-67 гг ракеты на пяти лодках были модернизированы и получили дальность пуска 4600 км, что несомненно расширило боевые возможности применения АПЛ класса «Поларис».

В СССР в те годы проводились исследования по противодействию угрозы американских лодок-ракетоносцев. Была выработана общая концепция поиска АПЛ и её техническая реализация, выразившаяся в создании первого отечественного авиационного противолодочного комплекса «Баку». Несмотря на все его недостатки, ПЛК «Баку» штатно устанавливался на противолодочном вертолёте Ка-25ПЛ и самолёте-амфибии Бе-12. Были попытки создания противолодочного самолёта даже на базе Ту-16 (Ту-16ПЛО), впрочем, без особого успеха — по эскадрилье таких самолётов недолго эксплуатировались в ВВС Северного и Тихоокеанского флотов.

Ввиду большого количества недостатков и технического несовершенства системы «Баку» в 1957 году начались исследовательские работы по теме «Можжевельник», а через два года в НИИ-131 началась разработка поисково-прицельной системы (ППС) «Беркут» (Постановление Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г.). Разработкой радиогидроакустических буёв занимался НИИ-753. Научно-исследовательские работы по теме «Вяз» предусматривали разработку противолодочного вооружения.

Постановлением Совета Министров СССР от 18 июня 1960 г. № 640—261 разработка противолодочного самолёта поручается ОКБ-240 (ОКР по теме «Тунец»). В качестве базовой машины для Ил-18ПЛО был выбран пассажирский самолёт Ил-18В. В 1961 году в ОКБ-240 состоялась защита эскизного проекта, на которой присутствовало много приглашённых, в том числе Авиацию ВМФ представляла группа перспективного планирования, входившая в состав оперативного отдела, лётчики, штурманы и инженеры от авиации флота и 33-го ЦБП и ПЛС.

Противолодочный самолет был предназначен для поиска, слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в любых метео условиях в любое время года и суток, на удалении до 2000 км.

Первый полёт переделанного самолёта выполнен 27 сентября 1961 года, лётчик-испытатель В. К. Коккинаки. Самолёт не имел противолодочного оборудования и вооружения, изменения коснулись планера и общесамолётных систем. С 15 мая по 12 июня 1962 года состоялась макетная комиссия по самолёту Ил-38 с ППК «Беркут». На макете прорабатывались варианты размещения оборудования, компоновки кабины экипажа и другие вопросы. 10 марта 1963 года оборудование системы «Беркут» было установлено на самолёт и началась его отработка. Было выполнено 147 испытательных полётов. Для имитации работы буёв был построен сухопутный гидроакустический полигон.

Совместные испытания по программе второго этапа продолжались с 2 октября по 28 ноября 1964 года. Было выполнено 19 полётов. Результаты испытаний признаны неудовлетворительными.

Государственные совместные испытания самолёта проводились с 6 июня по 15 декабря 1965 года на Чёрном море (аэр. Кировское). Было произведено 87 полётов с налётом 287 ч, в том числе на доводку «Беркута» и магнитометра — 10 полётов с налётом 38 ч 15 мин. Выставленный буй РГБ-1 обеспечивал обнаружение дизельной ПЛ, имевшей ход 6…8 узлов (11, 2…14,8 км/ч) при состоянии моря 1…2 балла на дальности 1700…4000 м. Испытания самолёта Ил-38 проводили лётчики-испытатели 3-го управления 8-го ГНИКИ ВВС: старший лётчик-испытатель полковник Сухинин, старший лётчик-испытатель инженер-подполковник Кузьменко, от ОКБ-240 — ведущий лётчик-испытатель В. К. Коккинаки, лётчик-испытатель А. Н. Трюлин. Штурманы-испытатели: подполковники Н. Москаленко, Мелехин, Воронов, майор Лицман. По результатам испытаний самолёт рекомендован к принятию на вооружение, с устранением недостатков. Перечень недостатков № 1, подлежавших устранению до начала эксплуатации самолёта, содержал 96 пунктов. Вызывала озабоченность низкая надёжность ППС «Беркут» — средняя наработка на отказ по результатам испытаний не превышала 6 часов.

Серийное производство Ил-38 осуществлялось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до 1972 года. Всего построено 65 машин, что в четыре раза меньше изначально запланированного. Отчасти это связано с тем, что уже в 1962 году научно-исследовательские организации МО СССР подготовили справку, из которой следовало, что наиболее приемлемым средством противодействия ПЛАРБ являются противолодочные самолёты с боевым радиусом в два раза большим, чем у Ил-38. 28 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина СССР № 246-86 о разработке дальнего противолодочного самолёта Ту-142 с ППС «Беркут-95».

[править] По аналогии с F-117… F-16

Для супернавороченного F-16C тоже «нашлось дело» на Балканах. Два пиндосских самолета мирно патрулировали территорию, на которой насаждалась демократия. В это же время, недалеко от них, боснийские сербы устраивали гонки на православном мобильном ЗРК 2К12Е «Куб» (SA-6). У поцанов в «кубике» созрел хитрый план по сдаче летающих пиндосских утюгов в металлолом, который, с успехом, был претворен IRL: к ебени матери, двумя залпами был сбит один F-16C (это притом, что сбитого лошка крышевал самолет ДРЛО). К счастью, пилот сбитого самолета успел катапультироваться и шесть дней пробирался к своим, при этом высирая по дороге туеву кучу кирпичей и вспоминая «теплыми словами» фирму-производителя утюга — General Dynamics. По сюжету даже была снята доставляющая клюква «В тылу врага», где расовый итальянец Машков изображал урку по имени Sasha, который был выпилен тем самым ползающем по земле летчиком.

Тактико-технические характеристики[править | править код]


General Dynamics F-111

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-111E:

Технические характеристикиправить | править код

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 22,40 м
  • Размах крыла:

    • в сложенном положении: 9,47 м
    • в развёрнутом положении: 19,20 м
  • Высота: 5,22 м
  • Площадь крыла:

    • в сложенном положении: 48,77 м²
    • в развёрнутом положении: 61,07 м²
  • Профиль крыла: NACA 64-210.68 корень крыла, NACA 64-209.80 законцовка крыла
  • Масса пустого: 21 394 кг
  • Масса снаряжённого: 37 577 кг
  • Максимальная взлётная масса: 45 359 кг
  • Масса топлива: 14 700 кг (во внутренних баках)
  • Двигатель: 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100

    • максимальная тяга: 79,6 кН
    • тяга на форсаже: 112 кН
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0186
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,87 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:

    • в сложенном положении: 1,95
    • в развёрнутом положении: 7,56

Лётные характеристикиправить | править код

F-111F перед налётом на Ливию, Великобритания, 14 апреля 1986

  • Максимальная скорость:

    • у земли: 1475 км/ч
    • на высоте: 2655 км/ч (M=2,5)
  • Посадочная скорость: 200 км/ч
  • Разбег: 900—910 м
  • Пробег: 730—915 м
  • Боевой радиус: 2140 км
  • Перегоночная дальность: 5190 км
  • Практический потолок: 17 985 м
  • Скороподъёмность: 131,5 м/с
  • Нагрузка на крыло:

    • в сложенном положении: 771 кг/м²
    • в развёрнутом положении: 615,2 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Аэродинамическое качество самолёта: 15,8
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6

Вооружениеправить | править код

Боевая нагрузка: до 14 290 кг различного вооружения на 2 (3) внутренних и 8 наружных узлах подвески вооружения (по 2 на каждой и 2 вращающихся в параллель с фюзеляжем на )

Внутренний отсек:

  • съёмная шестиствольная пушка M61A1 (20 мм) с боезапасом 2084 снарядов или
  • дополнительные баки или
  • 2х750-фунтовые (340 кг) авиабомбы M117 или
  • атомная бомба или
  • вариант для флота и КМП: до 2 УР AIM-54 Phoenix

    F-111C/-F оснащались поворотным креплением для AN/AVQ-26 Pave Tack — блока целеуказания, оснащённого ИК- и электронно-оптической системами и лазером подсвета целей. В нерабочем положении блок убирался внутрь отсека.

На узлах подвески размещались управляемые и неуправляемые бомбы (в том числе ядерные) — до 2300 кг на каждом, — подвесные топливные баки и до 4 ракет AGM-69 SRAM на внутренних узлах. Также на наружные узлы подвешивалось до 4 УР AIM-9P3.

Австралийские F-111C оснащались узлами для подвески ПКР Harpoon и AGM-142.

Артишок (растение)

Биологическое оружие

Основой биологического (или бактериологического) оружия являются биологические средства. Их подбирают специально для военных целей. Под воздействием поражающих факторов данного оружия люди, животные и растения заболевают тяжелыми недугами. Биологические агенты, необходимые для бактериологических атак, представляют собой патогенные микроорганизмы. Они болезнетворны, т. е. вызывают инфекционные заболевания. Другой их поражающий фактор – продукты жизнедеятельности. Попадая в человеческий организм, они вызывают тяжелые отравления вследствие своей высокой токсичности.

В некоторых деталях поражающие факторы химического и бактериологического оружия имеют определенное сходство. Например, оно отчетливо заметно в случае с посевами. И химическое, и биологическое оружие используют для уничтожения сельскохозяйственных культур противника. Для этого могут применяться не только бактерии, но и насекомые – самые опасные вредители для злаков и овощей.

Технические характеристики

Операторы

История

Взлёт с палубы авианосца «Корал Си», 23 июля 1968 года

Разработка палубной модификации истребителя велась параллельно с его основной моделью (F-111), создававшейся для ВВС США в рамках программы экспериментального тактического истребителя нового поколения TFX (Tactical Fighter Experimental), как её ответвление для флота, что традиционно нервировало американский адмиралитет, который привык работать со своими собственными подрядчиками из числа авиастроительных компаний и воспринимал указанную программу как «подачку» со стола ВВС

Программой TFX предусматривалось создание многоцелевого истребителя для рейдов вглубь территории противника на малых и предельно малых высотах, и для доставки тактических ядерных боеприпасов к целям, представляющим особую важность, в то время как флот интересовала в большей степени тема перехвата средств воздушного нападения противника. В немалой степени именно названные межвидовые противоречия вместе с соображениями лётно-технического характера привели к сворачиванию проекта.

производство

Ссылки [ править ]

Цитаты

  1. Gunston 1978, стр. 12-13.
  2. Томасон 1998, стр. 3-5.
  3. Ганстон 1978, стр. 8, 10–15.
  4. ↑ Eden 2004, pp. 196–197.
  5. ^ Миллер 1982, стр. 11–15.
  6. ^ Ганстон 1978, стр. 16–17.
  7. Gunston 1978, стр. 18-20.
  8. ^
  9. ↑ Eden 2004, p. 197.
  10. ^
  11. ^ Ганстон 1978, стр. 25–27.
  12. ↑ Miller 1982, p. 52.
  13. Томасон 1998, стр. 43.
  14. Латиноамериканец 2000, стр. 71-72.
  15. ↑ Miller 1982, p. 54.
  16. Gunston 1978, стр. 35.
  17. ^ Логан 1998, стр. 254–255.
  18. Латиноамериканец 2000, стр. 72-74, 112.
  19. Gunston и латиноамериканец 1983, стр. 112.
  20. Томасон 1998, стр. 54.
  21. ^ Thomason 1998, стр. 15–16.
  22. Eden 2004, стр. 196-201.
  23. ^ Миллер 1982, стр. 80.
  24. ^ Логан 1998, стр. 17–18.
  25. Logan 1998, стр. 254-257.
  26. ^
  27. ^ Томасон 1998, стр. 53.
  28. ^ Миллер 1982, стр. 52–55.
  29. Logan 1998, стр. 254-256.
  30. ↑ Logan 1998, p. 254.
  31. Томасон 1998, стр. 16.
  32. Томасон 1998 года, стр. 20-26, 33, 42, 44, 46.
  33. Logan 1998, стр. 258-260.
  34. Военно-морской музей вооружения и технологий США
  35. Томасон 1998, стр. 55-56.
  36. ↑ Miller 1982, pp. 66, 80.
  37. Логан, 1998, стр. 302–303.

Библиография

  • Иден, Пол, изд. (2004). «General Dynamics F-111 Aardvark / EF-111 Raven». Энциклопедия современной военной авиации . Лондон: Янтарные книги. ISBN 1-904687-84-9.
  • Ганстон, Билл (1978). F-111 . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. ISBN 0-684-15753-5.
  • Логан, Дон (1998). General Dynamics F-111 Aardvark . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера. ISBN 0-7643-0587-5.
  • Миллер, Джей (1982). General Dynamics F-111 «Aardvark» . Серия Aero. Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers. ISBN 0-8168-0606-3.
  • Нойбек, Кен (2009). F-111 Aardvark . Прогуливаться. 57 . Кэрроллтон, Техас: эскадрилья / сигнал. ISBN 978-0-89747-581-5.
  • Томасон, Томми (1998). Grumman Navy F-111B Swing Wing . Военно-морские истребители. 41 . Сими-Вэлли, Калифорния: Ginter Books. ISBN 978-0-9426-1241-7.
  • Торнборо, Энтони М. (1989). F-111 Aardvark . Warbirds Fotofax. Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-935-0.
  • Торнборо, Энтони М .; Питер Э. Дэвис (1989). F-111: Успех в действии . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 0-85368-988-1.
  • Уилсон, Стюарт (2000). Боевые самолеты с 1945 года . Фишвик, Австралия: Аэрокосмические публикации. ISBN 1-875671-50-1.
  • Винчестер, Джим (2006). Военный самолет времен холодной войны . Факты об авиации. Лондон: Grange Books. ISBN 1-84013-929-3.

Экспонаты музеев

На вооружении

Тактико-технические характеристики

General Dynamics F-111

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F-111E:

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 22,40 м
  • Размах крыла:

    • в сложенном положении: 9,47 м
    • в развёрнутом положении: 19,20 м
  • Высота: 5,22 м
  • Площадь крыла:

    • в сложенном положении: 48,77 м²
    • в развёрнутом положении: 61,07 м²
  • Профиль крыла: NACA 64-210.68 корень крыла, NACA 64-209.80 законцовка крыла
  • Масса пустого: 21 394 кг
  • Масса снаряжённого: 37 577 кг
  • Максимальная взлётная масса: 45 359 кг
  • Масса топлива: 14 700 кг (во внутренних баках)
  • Двигатель: 2 двухконтурных турбореактивных Pratt & Whitney TF-30-P-100

    • максимальная тяга: 79,6 кН
    • тяга на форсаже: 112 кН
  • Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0186
  • Эквивалентная площадь сопротивления: 0,87 м²
  • Коэффициент удлинения крыла:

    • в сложенном положении: 1,95
    • в развёрнутом положении: 7,56

Лётные характеристики

F-111F перед налётом на Ливию, Великобритания, 14 апреля 1986

  • Максимальная скорость:

    • у земли: 1475 км/ч
    • на высоте: 2655 км/ч (M=2,5)
  • Посадочная скорость: 200 км/ч
  • Разбег: 900—910 м
  • Пробег: 730—915 м
  • Боевой радиус: 2140 км
  • Перегоночная дальность: 5190 км
  • Практический потолок: 17 985 м
  • Скороподъёмность: 131,5 м/с
  • Нагрузка на крыло:

    • в сложенном положении: 771 кг/м²
    • в развёрнутом положении: 615,2 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Аэродинамическое качество самолёта: 15,8
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6

Вооружение

Боевая нагрузка: до 14 290 кг различного вооружения на 2 (3) внутренних и 8 наружных узлах подвески вооружения (по 2 на каждой и 2 вращающихся в параллель с фюзеляжем на )

Внутренний отсек:

  • съёмная шестиствольная пушка M61A1 (20 мм) с боезапасом 2084 снарядов или
  • дополнительные баки или
  • 2х750-фунтовые (340 кг) авиабомбы M117 или
  • атомная бомба или
  • вариант для флота и КМП: до 2 УР AIM-54 Phoenix

    F-111C/-F оснащались поворотным креплением для AN/AVQ-26 Pave Tack — блока целеуказания, оснащённого ИК- и электронно-оптической системами и лазером подсвета целей. В нерабочем положении блок убирался внутрь отсека.

На узлах подвески размещались управляемые и неуправляемые бомбы (в том числе ядерные) — до 2300 кг на каждом, — подвесные топливные баки и до 4 ракет AGM-69 SRAM на внутренних узлах. Также на наружные узлы подвешивалось до 4 УР AIM-9P3.

Австралийские F-111C оснащались узлами для подвески ПКР Harpoon и AGM-142.

Разработка

Работы по разработке F-111 начались в 1962 году, когда корпорация General Dynamics в содружестве с ещё одной авиационной компанией Grumman Aircraft были выбраны в качестве разработчиков тактического истребителя с изменяемой геометрией крыла. Первоначальный контракт предусматривал производство 23 самолётов, включая 18 штук F-111A, предназначенных для ВВС США, и пяти F-111B для ВМС США (в процессе работы над проектом ВМС отменили свой заказ). Первый прототип был снабжён двумя двигателями Pratt & Whitney TF30-P-1 и совершил свой первый полёт 21 декабря 1964 года, а уже во время второго полёта 6 января 1965 года крылья были сложены и разведены на полном диапазоне углов от 16 до 72,5 градуса.

Задействованные структуры

В разработке и производстве F-111 были задействованы следующие структуры:

Генеральный подрядчик работ

Самолёт в целом — General Dynamics Corp., Fort Worth Division, Форт-Уэрт, Техас.

Ассоциированный подрядчик

Лётные испытания и доводка, фюзеляж шасси и тормозная система, горизонтальный стабилизатор, авиагоризонт/плановый навигационный прибор/индикатор пространственного положения, низковысотный радиовысотомер, индикатор дискретных сигналов — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд, Нью-Йорк.

Субподрядчики
  • Руль направления, управляемый стабилизатор — General Dynamics—Canadair Ltd., Монреаль, Квебек;
  • Кабина экипажа — McDonnell Aircraft Corp., Сент-Луис, Миссури.
Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика ()
  • Авиадвигатель TF-30 — United Aircraft Corp., Pratt & Whitney Division, Ист-Харфорд, Коннектикут;
  • Ультравысокочастотная радиостанция AN/ARC-51, линия передачи данных AN/ARC-88 — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;
  • Азимутально-дальномерная радиосистема ближней навигации AN/ARN-52 — Stewart Warner Corp., Чикаго, Иллинойс;
  • Линия передачи данных AN/ASW-21, радиоприёмное устройство AN/ARR-69, высокочастотный однополосный передатчик команд управления ракетным вооружением AN/ARC-104 — Radio Corporation of America, Камден, Нью-Джерси;
  • Ракетное вооружение AIM-54, Бортовая система управления ракетным вооружением AN/AWG-9 Hughes Aircraft Corp., Калвер-Сити, Калифорния.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам ()
  • Система отбора воздуха — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division, Виндзор Локс, Коннектикут;
  • Бортовая электросистема — Westinghouse Electric Corp., Aerospace Electrical Division, Лайма, Огайо;
  • Система управления полётом самолёта — General Electric Co., Джонсон-Сити, Нью-Йорк;
  • Система воздушных сигналов — Bendix Corp., Eclipse-Pioneer Division, Тетерборо, Нью-Джерси;
  • Система прицельного бомбометания/датчик целей — Litton Systems, Inc., Вудленд-Хиллз, Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Средства инфракрасного противодействия — AVCO Corp., AVCO Electronics Division, Цинциннати, Огайо;
  • Постановщик радиоэлектронных помех — Webcor, Чикаго, Иллинойс;
  • Приборная доска, система охлаждения — Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Электромеханические приводы приборного оборудования — Bendix Corp., Bendix-Pacific Division, Бербанк, Калифорния;
  • Механизм изменения стреловидности крыла — Jarry Hydraulics Ltd., Монреаль, Квебек.

Экспонаты музеев

Юрий Пашолок. Самый массовый немецкий танк, родившийся из башни

Внешние ссылки

Крыло

Крыло дается в двух вариантах – стандартное для F-111A и с увеличенным размахом для F-111B. Наплывы в корневой части крыла сделаны не совсем верно — толщина избыточна, а обтекатели механизма поворота консолей расположены не на своих местах. По геометрии крыло неплохо вписывается как в чертежи F-111A, так и в чертежи F-111B. Единственное, что неверно — форма законцовки крыла. Расшивка на крыле не соответствует действительности. Кромки крыла тонкие, только в одном месте есть непонятное утолщение на задней кромке, которое надо убрать. В тоже время, передняя кромка и сам профиль крыла толстоват. Сами консоли крыла в модели даются подвижными.

Зенитные самоходные установки

Разработка

Работы по разработке F-111 начались в 1962 году, когда корпорация General Dynamics в содружестве с ещё одной авиационной компанией Grumman Aircraft были выбраны в качестве разработчиков тактического истребителя с изменяемой геометрией крыла. Первоначальный контракт предусматривал производство 23 самолётов, включая 18 штук F-111A, предназначенных для ВВС США, и пяти F-111B для ВМС США (в процессе работы над проектом ВМС отменили свой заказ). Первый прототип был снабжён двумя двигателями Pratt & Whitney TF30-P-1 и совершил свой первый полёт 21 декабря 1964 года, а уже во время второго полёта 6 января 1965 года крылья были сложены и разведены на полном диапазоне углов от 16 до 72,5 градуса.

Задействованные структуры

В разработке и производстве F-111 были задействованы следующие структуры:

Генеральный подрядчик работ

Самолёт в целом — General Dynamics Corp., Fort Worth Division, Форт-Уэрт, Техас.

Ассоциированный подрядчик

Лётные испытания и доводка, фюзеляж шасси и тормозная система, горизонтальный стабилизатор, авиагоризонт/плановый навигационный прибор/индикатор пространственного положения, низковысотный радиовысотомер, индикатор дискретных сигналов — Grumman Aircraft Engineering Corp., Бетпейдж, Лонг-Айленд, Нью-Йорк.

Субподрядчики
  • Руль направления, управляемый стабилизатор — General Dynamics—Canadair Ltd., Монреаль, Квебек;
  • Кабина экипажа — McDonnell Aircraft Corp., Сент-Луис, Миссури.
Поставщики бортового оборудования по заказу генподрядчика ()
  • Авиадвигатель TF-30 — United Aircraft Corp., Pratt & Whitney Division, Ист-Харфорд, Коннектикут;
  • Ультравысокочастотная радиостанция AN/ARC-51, линия передачи данных AN/ARC-88 — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;
  • Азимутально-дальномерная радиосистема ближней навигации AN/ARN-52 — Stewart Warner Corp., Чикаго, Иллинойс;
  • Линия передачи данных AN/ASW-21, радиоприёмное устройство AN/ARR-69, высокочастотный однополосный передатчик команд управления ракетным вооружением AN/ARC-104 — Radio Corporation of America, Камден, Нью-Джерси;
  • Ракетное вооружение AIM-54, Бортовая система управления ракетным вооружением AN/AWG-9 Hughes Aircraft Corp., Калвер-Сити, Калифорния.
Поставщики бортового оборудования по госзаказам ()
  • Система отбора воздуха — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division, Виндзор-Локс, Коннектикут;
  • Бортовая электросистема — Westinghouse Electric Corp., Aerospace Electrical Division, Лайма, Огайо;
  • Система управления полётом самолёта — General Electric Co., Джонсон-Сити, Нью-Йорк;
  • Система воздушных сигналов — Bendix Corp., Eclipse-Pioneer Division, Тетерборо, Нью-Джерси;
  • Система прицельного бомбометания/датчик целей — Litton Systems, Inc., Вудленд-Хиллз, Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Средства инфракрасного противодействия — AVCO Corp., AVCO Electronics Division, Цинциннати, Огайо;
  • Постановщик радиоэлектронных помех — Webcor, Чикаго, Иллинойс;
  • Приборная доска, система охлаждения — Garrett Corp., AiResearch Manufacturing Co., Лос-Анджелес, Калифорния;
  • Электромеханические приводы приборного оборудования — Bendix Corp., Bendix-Pacific Division, Бербанк, Калифорния;
  • Механизм изменения стреловидности крыла — Jarry Hydraulics Ltd., Монреаль, Квебек.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector