Су-34

О способностях ударного «Утенка»

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, среднерасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.

Сопло двигателя АЛ-31Ф

Источник изображения: Марина Лысцева

Этот самолет — любимец многих пилотов — наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. «Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единицы (испытывают пилоты при выполнении фигур высшего пилотажа — прим. ТАСС)»,- рассказывал в интервью ТАСС летчик Алексей Белоног, который освоил четыре типа самолетов и для которого Су-34 является бесспорным фаворитом. «И кстати, это чистая правда, что в войсках его ласково называют «Утенком» за характерную форму приплюснутого носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого», — добавил тогда он.

Су-34 — уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго — ограничение только в физических возможностях пилотов

Виктор Литовкин, военный обозреватель ТАСС

Су-34 создавался для оперативной переброски из любой части страны на ее границу для надежной локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил. «Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого провел перелет от Москвы до Сахалина и обратно без посадок, но с дозаправками в воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решать любые задачи на наибольшем удалении от аэродромов базирования», — рассказал военный обозреватель ТАСС.

Су-34

Источник изображения: Вадим Савицкий/Минобороны России

Отличная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэкономичные двухконтурные турбореактивные двигатели, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков наряду с комфортной кабиной экипажа обеспечивают беспосадочный полет самолета продолжительностью до десяти часов без потери работоспособности экипажа.

Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж (летчик и штурман), в отличие от других истребителей, размещен в кабине не один за другим, а рядом — в бронированной кабине, вход в которую выполнен через нижний люк по ступенькам. «Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и один из членов экипажа может отдохнуть во время полета», — говорит военный эксперт. Кроме того, пространство за креслами летчиков позволяет им встать в полный рост. «На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в кресла, и даже биотуалет. Поэтому уникальности Су-34 можно удивляться», — говорит Литовкин.

Дмитрий Медведев в кабине Су-34 на авиабазе Кубинка, 2009 год

Источник изображения: Дмитрий Астахов/ТАСС

Самолет Су-34 обладает возможностью летать в режиме автопилота на предельно малой высоте, огибая рельеф местности. Таких «способностей», по мнению специалистов, нет ни у одного истребителя в мире, в том числе у американских F-22 и F-35. Уникальной особенностью машины стало и наличие второй РЛС для обзора задней полусферы — система предупредит экипаж об угрозе и может ответить залпом управляемых ракет на попытку «удара в спину» вражеского самолета.

Су-34 способен эффективно поражать в любом географическом районе наземные, морские и воздушные цели (в том числе малоразмерные и подвижные) с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных. Как отмечают производители, он прекрасно справляется с задачами при ведении автономных и групповых действий днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия помех, создаваемых противником, огневого и информационного противодействия, а также ведения воздушной разведки.

Су-34 на полигоне летно-испытательного центра в Астраханской области, 2006 год

Источник изображения: Марина Лысцева/ТАСС

По боевым возможностям он относится к поколению самолетов «4++». Наличие на нем системы активной безопасности наряду с новейшими компьютерами позволило создать дополнительные возможности летчику и штурману вести прицельное бомбометание, маневрировать под огнем противника. Как отмечают производители, цифровое радиоэлектронное бортовое оборудование самолета построено по принципу открытой архитектуры, что позволяет достаточно просто проводить замену его комплексов и систем на вновь разработанные.

См. также

Шестикрылый серафим

Су-34, имея своей основой один из лучших отечественных истребителей, несомненно выигрывает у Су-24 в маневренности и способен вести точный огонь по наземным целям, оставаясь на более безопасной высоте. У нового самолета также больше боевая нагрузка (по неофициальным данным, до 12 000 кг против 7500), боевой радиус (1100 км против 560) и максимальная скорость (на большой высоте 1900 км/ч против 1600). При этом Су-34 довольно далеко ушел от Су-27, что заметно даже неискушенному взгляду. Су-34 — «триплан», то есть помимо крыла и стабилизаторов оснащен двумя дополнительными консолями оперения, размещенными впереди крыла. Такая конструкция улучшает маневренность самолета на небольших скоростях. А вот от характерных для Су-27 подфюзеляжных килей было решено отказаться.

Другая эффектная черта — тот самый приплюснутый «нос» (обтекатель РЛС). Эта конструктивная особенность связана с тем, что по сравнению с СУ-27 у Су-34 расширена кабина экипажа. Как и в Су-24, экипаж самолета состоит из двух человек, которые располагаются на стоящих в один ряд креслах. Такая компоновка берет непосредственное начало от разработок по проекту палубного учебно-тренировочного самолета Т-10КМ-2 (также на базе Су-27). Кстати, в F-15E тоже два пилота, однако они сидят друг за другом.

Между креслами предусмотрен проход, в котором один из членов экипажа может прилечь и отдохнуть. Предполагается, что самолет будет совершать и дальние вояжи с дозаправкой в воздухе — для этого предусмотрена выдвижная штанга, так что кратковременный отдых может оказаться нелишним. В задней части кабины расположены туалет и мини-кухня для разогрева пищи. Здесь можно даже встать в полный рост.

Заход в кабину осуществляется не традиционным способом — через фонарь, а по трапу через люк в нише передней опоры шасси. Кстати, из-за изменения конструкции кабины переделана и усилена передняя стойка. В отличие от Су-27, на ней не одно колесо, а два, расположенные рядом друг с другом. Впервые для защиты экипажа кабина была изготовлена в виде титановой бронекапсулы. Кабина герметизирована и «надута» — до высоты 10 000 м экипажу не понадобятся высотные костюмы.

Больше колес! В связи с возросшим весом головной части фюзеляжа (по сравнению с Су-27) была полностью переконструирована передняя стойка шасси. Ее перенесли вперед и изменили схему ее уборки, снабдив также парой колес вместо одного.

По сравнению с Су-27 в конструкцию внесено много других существенных доработок. Усилено крыло, добавлены две дополнительные точки подвеса для вооружений (12 против 10). В целом Су-34 намного тяжелее своей базовой модели — его максимальная взлетная масса увеличена примерно в полтора раза (до 45 000 кг), что дает возможность нести на борту больше топлива (до 12 000 кг) и больше вооружений.

Для большей защищенности самолета вдобавок к основной РЛС (В004 с пассивной ФАР), расположенной под «утиным» носом, в расширенной кормовой балке установлена дополнительная РЛС, обращенная к задней полусфере. При выявлении в воздухе враждебных целей Су-34 может атаковать их как с помощью стандартной для семейства Су-27 автоматической 30-мм пушки ГШ-30−1, так и с применением управляемых ракет «воздух-воздух» малой (Р-73) и средней (Р-77) дальностей. Номенклатура вооружения класса «воздух-поверхность» достаточно многочисленна и включает в себя как корректируемые авиабомбы типа КАБ-500, КАБ-1500, так и неуправляемые (С-25, С-13, С-8) и управляемые (Х-25, С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35, Х-58 (У), Х-59 (М)) ракеты.

Проверка боем Су-34 способен выполнять боевые задания в любое время суток, в любых погодных и климатических условиях. В настоящее время 12 машин работают в составе российской авиагруппировки в Сирии.

История

Разработка Су-34 началась в СССР в связи с тем, что страны НАТО вооружились большим количеством легких истребителей типа F-15 и F-16. Необходимость обеспечения прикрытия бомбардировщиков как Су-24 эскортом истребителей требовала больших затрат. Отсюда возникла концепция бомбардировщика способного самостоятельно защищаться от истребителей. Фактически уничтожение российского бомбардировщика Су-24 в небе над турецко- сирийской границей легким истребителем F-16 доказало на практике концепцию необходимости бомбардировщиков способных уничтожать легкие истребители самостоятельно.

Другим аспектом для разработки Су-34 стал неожиданно успешный опыт применения штурмовиков, хотя многие военные аналитики считали, что концепция штурмовиков устарела в виду применения высокоточного оружия. Однако аналитиками не учитывалось, что современные конфликты обычно идут по сценарию локальной войны, где одна из сторон фактически изначально имеет господство в воздухе. Так Су-25 показал себя блестяще в Афганистане. Неожиданно эффективное боевое применение A-10 оказавший действенную поддержку действиям сухопутных сил во время операции «Буря в Пустыне», сделало также старый штурмовик легендарным. Низкая стоимость использования штурмовиками неуправляемого оружия, а также совсем дешевое истребление бронетехники противника штурмовиком из автоматической пушки, послужило дополнительным аспектом создания Су-34 и определило наследование технологий бронирования, живучести и 30-мм пушку от Су-25. При этом Су-34 не разрабатывался как классический штурмовик из-за высоты полета и маневренности присущей истребителям, а также дальности полета присущей лучшим бомбардировщикам. Интересным фактом является то, что Пентагон пришел к осознанию ошибочности отказа от разработки самолетов способных выполнять роль бронированных штурмовиков в локальных войнах и фактически аналогом Су-34 в этом сценарии будет все тот же A-10 созданный в 1972 году и являющийся легкой жертвой для современных истребителей и ПВО

Для увеличения грузоподъемности конструкторами была применена аэродинамическая схема «Утка» для большего запаса топлива, а также средств комфорта экипажа для длительных перелетов. 19 июня 1986 года началась разработка под кодовым названием Т-10В. Идея бомбардировщика способного дать отпор истребителям предопределила то, что самолет стал разрабатываться на базе проекта истребителя Су-27. Довольно интересно, что Пентагон признал удачной концепцию построения «бомбардировщика-штурмовика на базе истребителя» и планирует разработать замену A-10 также на базе платформы истребителя F-35. Первый полёт прототипа Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») — Т-10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Весной 1995 года Су-34 показали во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. Государственная программа испытаний проходила в несколько этапов одновременно с производством самолета с 30 октября 2006 года до 19 сентября 2011 года. 20 марта 2014 года принят на вооружение ВВС РФ и устранены недостатки выявленные во время испытаний.

Винтовка Манлихера в литературе и искусстве

Винтовки Манлихера упоминаются во многих литературно-художественных произведениях.

  • А. Степанов «Порт-Артур» В батальных сценах немалое место занимают «старые китайские винтовки», представляющие собой винтовки Манлихера, доставшиеся от войск империи Цин.
  • А. Козачинский «Зеленый фургон» милиционер Грищенко вооружен винтовкой Манлихера.
  • Винтовки Манлихера под пренебрежительным названием «манлихеровки» упоминаются в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка».
  • Э. Хемингуэй в рассказе «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» главный герой убит собственной женой из этой винтовки.
  • В немой картине А. Довженко «Арсенал» (другое название «Восстание в Киеве в 1918 году») австро-венгерские части наступают на Украину с «манлихеровками» в руках.
  • С этой винтовкой в руках пошел поднимать в атаку Корниловский полк его первый командир полковник Неженцев. Но был убит разорвавшимся снарядом. (Из воспоминаний первопоходника — участника того боя)
  • В романе Бориса Акунина «Не прощаюсь» Эраст Фандорин отбирает у бандитов винтовку Манлихера и из неё отстреливается.

Маневрировать под огнём противника

Су-34 — многофункциональный двухместный самолёт, предназначенный для уничтожения наземных, надводных и воздушных целей, объектов инфраструктуры, прикрытых средствами ПВО, а также для проведения разведки и постановки помех. Все эти боевые задачи «Утёнок» может выполнять на значительном удалении от аэродрома базирования.

Взлётная масса Су-34 составляет 38,2 т, максимальный запас топлива во внутренних баках — 12,1 т, боевая нагрузка — 8 т, практический потолок — 15 км, дальность полёта без дозаправки — 4 тыс. км. Благодаря двум турбореактивным двигателям АЛ-31Ф самолёт способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч.

Также по теме

Облегчённый арсенал: на что будут способны российские БПЛА с новыми малогабаритными боеприпасами

Российские ударно-разведывательные беспилотники получат малогабаритные авиационные боеприпасы массой от 50 до 100 кг. Об этом сообщил…

«Тяга двигателей на режиме «полный форсаж» составляет 12 500 кгс (килограмм-сил. — RT), на режиме «максимал» — 7770 кгс. С целью повышения автономности базирования в состав силовой установки самолёта Су-32 включена вспомогательная силовая установка ТА-14-130-35, разработанная ОАО «НПП «Аэросила», — говорится в материалах Sukhoi.

Су-34 оснащён 12 точками подвески. Машина способна применять широкий арсенал средств поражения. Например, удары по воздушным целям осуществляются ракетами малой дальности класса «воздух — воздух» с инфракрасной головкой самонаведения (ГСН) Р-73Э и РВВ-МД и ракетами средней дальности класса «воздух — воздух» с активной радиолокационной ГСН РВВ-АЕ.

«Поражение надводных целей производится сверхзвуковыми противокорабельными ракетами Х-31А и Х-31АД в количестве до шести единиц, а также дозвуковыми ракетами Х-35УЭ в количестве до шести штук и Х-59МК — до трёх штук. Номенклатура управляемого оружия для уничтожения наземных целей представлена ракетами Х-38МЛЭ с лазерной головкой наведения (до шести единиц) и Х-59М2Э с телевизионно-командной системой наведения (до трёх штук)», — информирует компания Sukhoi.

Также Су-34 может применять корректируемые авиабомбы КАБ-500КР и КАБ-500ОД с телевизионной системой наведения и КАБ 500С-Э, оснащённые спутниковой системой наведения. Для поражения особо важных объектов предназначены КАБ-1500КР и КАБ-1500ЛГ-Ф-Э массой около 1,5 т.

На сайте Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) отмечается, что Су-34 по боевым возможностям относится к поколению самолётов 4+. Вооружение позволяет экипажу самолёта «вести прицельное бомбометание» и маневрировать под огнём противника.

  • Пилоты самолёта Су-34 на авиабазе Хмеймим
  • РИА Новости

«Самолёт отличают высокие лётно-технические и манёвренные характеристики, прицельные системы большого радиуса действия, современная бортовая система связи и информационного обмена с наземными пунктами управления, сухопутными войсками и надводными кораблями, а также между самолётами», — считают специалисты ОАК.

Высокие боевые и эксплуатационные качества Су-34 привлекают потенциальных зарубежных покупателей. В ноябре 2019 года на международной выставке Dubai Airshow глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев сообщил журналистам, что компания уже получила заявки на экспортные поставки «Утёнка». По его словам, «несколько партнёров даже летали на этих самолётах».

Производство

Поставки

Первые два серийных Су-34 по первому контракту были получены 18 декабря 2006 года.

Начиная с 2015 года планируется выпускать по 18-20 машин в год. Пока все мощности на заводах загружены, но на предприятии идёт масштабное переоборудование. В перспективе ВКС РФ планируют получить 150—200 самолётов этого типа и к 2020 году полностью заменить ими Су-24.

Варианты окраски серийных Су-34

Двухцветная окраска (использовалась до конца 2013 года)

Камуфляжная окраска с тёмным обтекателем РЛС (использовалась на серийных машинах ранних выпусков)

Первые два Су-34 по второму контракту были переданы в Новосибирске ВВС России 24 декабря 2013 года, следующие 18 самолётов — в 2014 году, ещё 18 самолётов — в 2015 году, 16 самолётов — в 2016 году, 8 самолётов — в 2017 году (по состоянию на 18 октября 2017 г.). Осталось передать 30 самолётов.

По состоянию на 29 ноября 2015 года ВКС РФ получили 79 машин (из них 11 в 2015 году). Однако, по другим данным, уже к концу 2015 года ВКС РФ получили 18 самолётов, из них 2 внеплановых, таким образом общее число машин переданных в ВКС РФ составило 83 единицы. «С передачей ВКС России указанных четырёх бомбардировщиков 16 октября 2017 года, общее количество Су-34, сданных по всем контрактам, включая семь опытных и предсерийных образцов, достигло 106 единиц»[неавторитетный источник?]

Планы поставок

В планах завода стоит выпуск по 18—20 самолётов в год, начиная с 2015 года. 16 августа 2016 года официальный представитель НАЗ им. В. П. Чкалова заявил, что в ближайшее время ВВС России получат сотый по счёту фронтовой бомбардировщик Су-34. К 2020 году ВКС РФ планируют получить 150—200 самолётов Су-34 и полностью заменить ими Су-24.

По информации Минобороны России, по плану авиазавод должен ежегодно поставлять ВКС России по 14 самолётов. Однако идёт перевыполнение графика на 2 машины ежегодно начиная с 2014 года. Таким образом с 2014 по 2016 год поставлено по 16 Су-34 ежегодно. Такое же количество самолётов будет передано ВКС в 2017 году.

Родом из 1980-х

История создания Су-34 началась с открытия нескольких программ модернизации тяжёлого истребителя Су-27УБ (учебно-боевой. — RT) в середине 1980-х годов. ВВС СССР требовался многофункциональный ударный самолёт, способный вести бомбардировку наземных, надводных и подводных целей в любых погодных условиях и на различных высотах.

В отличие от других многофункциональных самолётов, Су-34 не применяется для воздушного прикрытия и завоевания господства в воздухе. Он уступает по манёвренности Су-30СМ и Су-35, но его вооружение позволяет защититься от атаки вражеского истребителя.

Также по теме


«Одна из лучших универсальных машин в мире»: какими преимуществами обладает многофункциональный самолёт Су-35

Минобороны РФ получило сотый по счёту многофункциональный истребитель поколения 4++ Су-35С. Об этом сообщила Объединённая…

Работы над проектом стартовали в рамках постановления Совмина СССР от 19 июня 1986 года. Ключевую роль в разработке Су-34 сыграли конструкторы ОКБ Сухого Михаил Симонов и Роллан Мартиросов. Эскиз самолёта был подготовлен в 1988 году, первый прототип (Т-10В-1, борт №42) появился в 1990-м.

13 февраля 1992 года машина была представлена первым лицам стран СНГ на авиавыставке в Мачулищах (Белоруссия). Летом 1995 года самолёт принял участие во французском авиасалоне Ле-Бурже. Однако в России проект Су-34 оказался невостребованным из-за недостатка финансирования.

К проекту Су-34 вернулись лишь в середине 2000-х. Испытания самолёта проходили в 2006—2011 годах. Специалисты ОКБ Сухого существенно доработали машину, обновив в первую очередь её бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). В 2014 году Су-34 был официально принят на вооружение. Серийное производство машины развёрнуто на Новосибирском авиационном заводе им. Чкалова.

По мнению эксперта, Су-34 — это «по-настоящему уникальная машина» в парке оперативно-тактической авиации ВКС. Её характеристики позволяют надёжно защищать рубежи нашей страны и наносить удары по противнику даже за тысячи километров от места взлёта. 

  • Су-34 в сборочном цеху
  • РИА Новости

По информации Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), Су-34 может выполнять задачи в условиях огневого и информационного противодействия. По своим боевым возможностям самолёт относится к поколению 4+. Наличие системы активной безопасности и новейших компьютеров обеспечивают прицельное бомбометание и маневрирование. 

«Цифровое радиоэлектронное бортовое оборудование самолёта построено по принципу открытой архитектуры, что позволяет достаточно просто проводить замену его комплексов и систем на вновь разработанные», — говорится в материалах ОАК.

Су-34 способен применять широкий арсенал вооружения: высокоточные ракеты, включая противокорабельные и противорадиолокационные, неуправляемые и корректируемые авиабомбы, ракеты класса «воздух — воздух», 30-мм пушку для ближнего боя. Некоторые эксперты предполагают, что Су-34 станет одним из носителей гиперзвуковой ракеты «Кинжал».

Вооружение Су-34 размещается на 12 точках подвески (у Су-27 — на десяти). Самолёт может уничтожить как хорошо укреплённый объект, так и малоразмерную цель. Максимальная взлётная масса машины составляет около 45 т (против 30,5 т у Су-27), максимальная скорость — 1,9 тыс. км/ч (против 2,5 тыс. км/ч у Су-27).  

Основной ударный самолёт ВКС России

Список материалов
РуПОра→

Су-34 бомбит боевиков в Сирии

   

Су-34СМ в Латакии

Пилотская
кабина Су-34

Входе военной операции России в Сирии в составе Авиационной группы ВВС России в Сирии используются
новейшие отечественные самолёты Су-34. Группа из шести самолетов Су-34 из состава 120-го смешанного авиационного полка авиабазы Домна (Забайкальский край) выполнила перелет в Латакию минуя Азербайджан — через Каспийское море, Иран и Ирак.

Работы по созданию новой ударной машины четвёртого поколения,
разрабатывавшейся под шифром Т-10В (впоследствии самолёту присвоили
официальное наименование Су-27ИБ , то есть, истребитель-бомбардировщик),
возглавил генеральный конструктор М. П. Симонов, а главным конструктором
машины был назначен Р. Г. Мартиросов, под непосредственным руководством
которого было проведено проектирование самолета.
Первый лётный прототип истребителя-бомбардировщика Т-10В-1 был создан путём переоборудования серийного учебно-боевого Су-27УБ. На НАПО им. В.
П. Чкалова в Новосибирске изготовили новую носовую секцию фюзеляжа с
бронированной кабиной экипажа, которую затем установили на модернизированный планер спарки.
Из-за рядного расположения экипажа носовая часть в сечении имела не
круглую, а сплющенную форму с острыми боковыми кромками, плавно
переходящими в наплывы перед консолями переднего горизонтального
оперения Передняя стоика шасси имела совершенно иную конструкцию из-за
принципиально измененной компоновки кабины экипажа и того что вход в
кабину осуществлялся не сверху через открытый фонарь а снизу через
большой люк в нише стоики и дверь в задней стенке кабины В связи с
возросшим весом головной части фюзеляжа опора шасси имела два колеса
Существенному изменению подверглись воздухозаборники, сделанные
нерегулируемыми (высокая максимальная скорость на большой высоте не
имела особого значения для истребителя-бомбардировщика, работающего
преимущественно у земли) Замене подверглись также двигатели и
мотогондолы.
На Т-10В для защиты членов экипажа применили кабину из титановой брони
Был также бронирован и расходный топливныи бак. Испытания новой кабины
на обстрел показал ее полную надежность Лишняя масса брони самолета
Т-10В составила 1480 кг.
Первый опытный экземпляр Су-27ИБ (Т-10В-1 синий бортовой номер 42)
поднял в воздух с аэродрома ЛИИ 13 апреля 1990 года один из лучших
пилотов фирмы, Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов. Машина
проходила летные испытания в 1990-1991 годах.

Большинство новых конструктивных уз лов и систем самолета долгое время
отрабатывалось в ОКБ на различных стендах На одном из них например был
установлен планер истребителя Су-27 оборудованный выдвижным контейнером
тормозного парашюта Надежность срабатывания парашютной системы
торможения испытывали под набегающим потоком воздуха Особого внимания к
себе потребовала система аварийного покидания, которая даже после
установки ее на опытную машину нуждалась в доработке, по сравнению с
системой спасения экипажа бомбардировщика

>

Хит сезона

По словам экс-командующего 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенанта Валерия Горбенко, каждая модификация или тем более новый самолет имеет больше боевых возможностей по сравнению с предыдущими, в данном случае перед Су-30.

— Обновленная двигательная установка, во-первых, дает уменьшение расхода горючего, во-вторых, за счет этого при одном и том же запасе топлива увеличивается дальность полетов. Усовершенствованный радар усиливает возможности по точности определения и дальности обнаружения противника, — рассказал он.

Су-30СМ для российских вооруженных сил создавали на базе прекрасно отработанной экспортной версии Су-30МК, ставшей хитом на международном оружейном рынке на рубеже веков. Более 300 самолетов этого семейства были поставлены в Индию, Алжир и Малайзию. Использование такой платформы позволило быстро создать ее модификацию для нашей страны и быстро развернуть серийное производство.

Тяга к лучшему

Самолет Су-30МК

Фото: ТАСС/Ведомости/Евгений Стецко

В марте 2012 года Минобороны подписало первый контракт на поставку 30 истребителей Су-30СМ. Уже в ноябре 2013-го стартовая тройка поступила на вооружение.

Ранее «Известия» сообщали, что в части ВКС поступили первые модернизированные бомбардировщики Су-34 НВО. Одно из главных новшеств в современной версии — мощная разведывательная аппаратура и система целеуказания. Это увеличивает возможности экипажа по обнаружению целей и позволяет самолету применять расширенный арсенал ударных средств. Еще одной из важнейших особенностей Су-34 НВО стала возможность использования унифицированных подвесных разведывательных контейнеров. Разработано три их варианта: оптико-электронный, радиотехнический и радиолокационный. С их помощью самолет сможет самостоятельно обнаруживать наземные, морские и воздушные цели в любую погоду на большем, чем раньше, расстоянии.

Технические характеристики самолета Су-34 (ТТХ)

Основные технические характеристики Су 34 описаны в таблице:

Параметр

Значение

Экипаж 2 человека
Длина 23,3 м
Размах крыла 14,7 м
Высота 6,09 м
Площадь крыла 62 м²
Угол стреловидности 42°
Коэффициент удлинения крыла 3,5
База шасси 6,63
Колея шасси 4,4 м

Масса

снаряжённого (с заряженной пушкой и экипажем) 22 500 кг
нормальная взлётная 39 000 кг
максимальная взлётная 45 000 кг
топливо 12 100 кг
максимальная нагрузка со 100 % топлива 10 400 кг
нормальная нагрузка со 100 % топлива 4 400 кг
максимально допустимая нагрузка 12 500 кг
Двигатель 2 × ТРДДФ АЛ-31Ф-М1

Тяга

максимальная бесфорсажная 2 × 8 250 кгс
на форсаже 2 × 13 500
Степень двухконтурности 0,571
Масса двигателя 2 × 1520 кг
Максимальная эксплуатационная перегрузка +7G

Память

Су-34 против «Орла» и Tornado

Наш фронтовой бомбардировщик можно по праву назвать уникальным боевым самолетом — у него нет прямых западных аналогов по показателям боевой нагрузки и широте спектра выполняемых боевых задач.

Военно-воздушные силы (ВВС) США, являющиеся крупнейшими в мире по количеству боевых самолетов в строю, в настоящее время полагаются на многоцелевые истребители семейства F-15E Strike Eagle производства корпорации Boeing для нанесения бомбовых ударов. Наиболее современный вариант этого самолета — F-15EX — оснащается цифровой кабиной пилота и новой силовой установкой. Разработчик заявляет о «не имеющем аналогов» показателе боевой нагрузки самолета, который составляет до 29 500 фунтов (около 11 800 кг). Истребитель F-15EX оснащен 12 точками подвески управляемого вооружения класса «воздух — воздух» и 15 — для средств поражения класса «воздух — поверхность». Вместе с тем о каком-либо боевом применении данного самолета сведений нет.

Истребитель F-15E Strike Eagle

Источник изображения: REUTERS/Eddie Keogh

Также необходимо отметить, что стоимость F-15EX превышает соответствующий показатель многоцелевого истребителя пятого поколения F-35A Lightning II: в соответствии с оборонным бюджетом США на 2020 финансовый год, одобрена закупка ВВС США восьми первых F-15EX общей стоимостью порядка $1,1 млрд. Таким образом, стоимость одного модернизированного самолета Strike Eagle составляет $137,5 млн, в то время как стоимость одной единицы F-35A (базовая модификация самолета, предназначенная для ВВС — прим. ТАСС) из 14-й производственной партии (крайняя на данный момент — прим. ТАСС) достигает в соответствии с актуальными данными производителя, корпорации Lockheed Martin, $77,9 млн.

ВВС европейских государств, в первую очередь Великобритании и Германии, ранее применяли истребители-бомбардировщики Tornado для нанесения бомбовых ударов. Стоит отметить, что Великобритания официально вывела парк Tornado из эксплуатации, в то время как Германия применяет ограниченное количество этих самолетов. Данный истребитель-бомбардировщик хорошо зарекомендовал себя в локальных конфликтах в ходе боевых действий в Персидском заливе в 1991 году и в ходе вторжения в Ирак в 2003-м.

Истребитель-бомбардировщик Tornado

Источник изображения: Reuters

Общая масса ракетно-бомбовой нагрузки самолета, размещенной на семи узлах крепления, составляла порядка 9000 кг. Предполагается, что после окончательного списания Tornado Германии он будет заменен в строю ВВС стран Европы многоцелевыми истребителями Typhoon производства консорциума Eurofighter. Боевая нагрузка Typhoon составляет порядка 6500 кг, что существенно уступает всем упомянутым выше боевым самолетам.

ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) применяют для выполнения задач по бомбардировке боевой самолет JH-7A. Согласно данным различных источников, JH-7A несет 7500-9000 кг ракетно-бомбовой нагрузки на 11 узлах подвески.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector