T 55a
Содержание:
- Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности
- Модернизация танка Т-55
- Защита
- Обратите внимание:
- Система связи
- Особенности службы в Национальной гвардии США
- Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности
- Танк КВ-1 – первый вариант тяжелого танка
- История
- Танк Т-55: характеристики
- Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)
- История создания
- Рождение новой боевой машины Т-55
- Силы ядерного сдерживания
- Государственная деятельность
- Отзывы владельцев ГАЗ 3310
- Что нового
- Navigation menu
- Информация о связях с мафией
- Модификация Т-55МВ/Т-55АМВ
- Т-55 (танк): боевое применение
- Модификации
Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности
Советские танкостроители, начиная с танков Т-34 и ИС-2, делали ставку на оснащение машин мощными и надежными силовыми установками. Советские дизели В-2 прошли всю войну и заслужили признание военных. Аналогично подошли к решению поставленной задачи и конструкторы среднего танка Т-55. Дизельный двигатель В-55 имел жидкостное охлаждение и обеспечивал машине высокие скоростные характеристики и большой запас хода, как на твердом покрытии, так и на пересеченной местности. Запуск двигателя осуществлялся с помощью сжатого воздуха, увеличивая ресурс аккумуляторов.
На советском танке впервые установили запасные топливные баки-стеллажи в носовой части бронированного корпуса. В ходе проведения полигонных испытаний такое новшество доказало свое право на жизнь. Топливные баки, заполненные дизельным топливом, играли роль дополнительной противокумулятивной защиты.
Если с двигательной установкой и ходовой частью Нижнетагильские танкостроители справились на отлично, то над вооружением бронированной машины пришлось поработать. Как и в предыдущей модели, в танке Т-54Б, на новой машине установили стабилизаторы ствола в горизонтальной плоскости. Требовалось увеличить боекомплект танковой пушки за счет увеличения количества кумулятивных бронебойных снарядов. Танковая 100-мм пушка Д-10Т2С на тот момент считалась одной из самых мощных. С расстояния 1000 м подкалиберный снаряд, выпущенный их этого оружия, свободно пробивал броню толщиной 275 мм.
В танке применили новую систему защиты экипажа на случай применения оружия массового поражения. Коллективная защита предполагала полную герметизацию боевого отделения танка. Системы жизнеобеспечения машины обеспечивали систему фильтрации и вентиляции. Экипаж танка был надежно защищен не только от ударной волны, светового излучения и радиации, но и мог вести бой в сложившихся условиях.
Модернизация танка Т-55
Появление нового советского танка на долгие годы определило пути развития не только отечественного танкостроения, но и оказало влияние на строительство танков за рубежом. Машина получилась с огромным технологическим ресурсом, который позволял осуществлять уже в процессе серийного выпуска безболезненные модернизации изделия. Наиболее успешная модернизация танка Т-55 была произведена в 1983 году. Свет увидела новая машина Т-55 АМ. За счет незначительных капиталовложений на танке удалось существенно увеличить стойкость броневой защиты, сохранив при этом основную подвижность машины на прежнем уровне. Модернизированный танк получил новый дизельный двигатель В-46-5МСВ, мощность которого была выше прежней двигательной установки на 100 л.с.
Основная цель, которую преследовала модернизация танков Т-55, стало приведение серийных изделий в соответствие с новыми стандартами. На машину устанавливалось новое оборудование, благодаря которому повышались огневые характеристики танка, улучшалась система управления боевой машиной. Основные изменения в конструкции были внесены уже по результатам боевого применения танков в Афганистане, где танковые части входили в составе ограниченного контингента Советских войск в ДРА.
Советский средний танк Т-55 надолго стал одним из основных танков Советских Вооруженных Сил. Машина стала базовой платформой для последующих разработок в области танкостроения. Высокие характеристики танка обозначили его широкую сферу применения и географию эксплуатации. Советская машина успешно зарекомендовала себя и в песках пустыни, и в горах. Недаром во многих странах мира танк Т-55 продолжает оставаться на вооружении. Несмотря на то, что модернизация машины Т-55 существенно приблизила ее к уровню основных бронированных машин нового поколения, советский танк на сегодняшний день имеет статус ветерана. Его боевое применение и эксплуатация имеет ограниченный характер.
Автор статьи:
Метальников Александр
Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.
Защита
Дополнительное бронирование башни и корпуса обеспечивало танку повышение защищенности. Дополнительная защита корпуса представляла собой сварную коробчатую конструкцию, выполненную из броневых 30-миллиметровых листов. Внутри нее с зазором в 30 мм размешались 5-миллиметровые пластины. Полости между ними заполнялись пенополиуретаном. Конструкция приваривалась к верхнему лобовому листу снаружи.
Дополнительная защита передней части башни выполнялась из двух блоков, размещенных справа и слева от амбразуры. Эти блоки обладают таким же уровнем защиты и схемой бронирования, как и верхний лобовой отдел танка. Что касается бортов машины, то их защищали противокумулятивные резинотканевые экраны, расположенные по всей его длине. Членам экипажа полагались индивидуальные жилеты с противорадиационными функциями. Рабочие места танкистов имели дополнительную локальную защиту от радиации. Модель танка Т-55 также получила защиту от напалма.
За чет дополнительного покрытия днища броней, была повышена противоатомная защита для механика-водителя. К днищу снаружи приварили каркас из листов брони толщиной 20 мм. За механиком-водителем, с правой стороны, между днищем и крышей установили пиллерс.
Для увеличения уровня маскировки танка использовалась система запуска дымовых гранат модели 902Б. Она состояла из восьми пусковых установок, расположенных на правом борту башни. Система одинаково хорошо могла работать с дымовыми и аэрозольными гранатами.
Обратите внимание:
Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:
Система связи
В этой сфере основной боевой танк под маркой 72Б3 во многом превосходит предшественника и многие мировые аналоги. В комплектации радиостанция на ультракоротких волнах, система «Акведук», а также независимые каналы транспортировки информации.
Благодаря подобной комплектации, танк может выполнять сеансы в трех режимах, а именно:
- скрытом;
- открытом;
- секретном.
Стандартная боевая машина оснащается парой независимых передатчиков.
Отдельно стоит отметить возможности кодированной связи. Система разработана в Рязани, включает в себя выносной пульт для набора данных, правда не всегда радует стабильностью.
Тангентные элементы с индивидуальным регулятором громкости зарекомендовали себя не с самой лучшей стороны. Связано это с их хрупкостью и ненадежностью. Танкисты, тестирующие машины, нарекают на то, что старые элементы выдерживали значительные механические нагрузки, а новые образцы даже после падения с невысокой дистанции могут выйти из строя.
Особенности службы в Национальной гвардии США
Национальная гвардия выделена в особый род войск. Она представлена группами, которые находятся в резерве. По последним данным, на территории Америки насчитывается около 350 тысяч человек из Национальной гвардии. Каждый год ряды пополняются по 60 000 новобранцев.
Главная особенность заключается в возможности совмещения основной работы и выполнения задач от командования.
Особенности службы в Национальной гвардии США
Боевая подготовка проходит в индивидуальном порядке или в составе группы. Создано 48 программ обучения, каждая из который длится не больше 4 часов. Все тренировки проходят по выходным дням. Национальные гвардейцы обязаны участвовать в двухнедельных сборах с другими подразделениями.
Гвардейцы получают льготы на лечение, оплату жилья, скидки на топливо. Им дается право покупать товары в специализированных военных магазинах, которые закрыты для гражданского населения. После выхода на пенсию они получат существенную надбавку. Суммы зависят от того, какие выполнялись задачи и стаж.
Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности
Советские танкостроители, начиная с танков Т-34 и ИС-2, делали ставку на оснащение машин мощными и надежными силовыми установками. Советские дизели В-2 прошли всю войну и заслужили признание военных. Аналогично подошли к решению поставленной задачи и конструкторы среднего танка Т-55. Дизельный двигатель В-55 имел жидкостное охлаждение и обеспечивал машине высокие скоростные характеристики и большой запас хода, как на твердом покрытии, так и на пересеченной местности. Запуск двигателя осуществлялся с помощью сжатого воздуха, увеличивая ресурс аккумуляторов.
Увеличилась мощность двигателя, повысилась надежность торсионной подвески. Машина имела один из самых лучших ходовых параметров. Удельное давление на грунт составляло всего 0,81 кг/см2. Танк мог сходу преодолевать ров глубиной 2,7 м и стенку, высотой 0,8 м.
Советский средний танк Т-55 надолго стал одним из основных танков Советских Вооруженных Сил. Машина стала базовой платформой для последующих разработок в области танкостроения. Высокие характеристики танка обозначили его широкую сферу применения и географию эксплуатации. Советская машина успешно зарекомендовала себя и в песках пустыни, и в горах. Недаром во многих странах мира танк Т-55 продолжает оставаться на вооружении. Несмотря на то, что модернизация машины Т-55 существенно приблизила ее к уровню основных бронированных машин нового поколения, советский танк на сегодняшний день имеет статус ветерана. Его боевое применение и эксплуатация имеет ограниченный характер.
Танк КВ-1 – первый вариант тяжелого танка
История
Танк Т-55: характеристики
У модели Т-55 было много общего с предшественником Т-54, это определяло высокий уровень унификации запасных частей, агрегатов и отдельных узлов. Номенклатура материального обеспечения долгое время была общей. В некоторых документах, технологических картах и чертежах машина обозначалась как танк Т-54/55. Это упрощало производство новой модели, так как весь процесс конвейерной сборки был уже отработан.
Даже инструкция по эксплуатации танка Т-55 по всем пунктам соответствовала характеристикам Т-54. Многочисленные усовершенствования новой модели существовали как бы отдельно от базовых параметров, их функции касались машины опосредованно. Танк Т-55, чертежи которого копировались с оригинальных расчетов предшественника, был точным повторением Т-54.
Ниже приводятся основные параметры базовой версии Т-55:
- количество человек в экипаже — 4;
- масса боевая — 36,5 тонны;
- длина танка с пушкой — 9000 мм;
- длина только корпуса — 6200 мм;
- высота по линии люка башни — 2218 мм;
- ширина — 3270;
- дорожный просвет — 500 мм;
- тип главного орудия — Д10Т2С/НП;
- пулеметы на броне турельные, один курсовой, один спаренный, типа СГМТ, калибр 7,62 мм;
- комплект боевой — 43 выстрела;
- боезапас пулеметный — 3500 патронов;
- силовая установка — марка В-54, дизель;
- мощность двигателя — 580 л. с.;
- скорость, близкая к максимальной, — 50 км/час, на дороге с твердым покрытием.
- запас хода — 480 километров;
- давление удельное — 0,81 кг/см2;
- уверенное преодоление препятствий — стена вертикальная, высота — 0,8 метра; траншея, ширина — 2,7 метра;
- преодоление брода — 1,5 метра;
- спуск — 30 градусов;
- подъем — 32 градуса.
Танк Т-55, характеристики которого постоянно совершенствовались, был самой востребованной боевой машиной конца пятидесятых годов в странах восточной Европы.
Тактико-технические характеристики танка (ТТХ)
Общая информация
- Классификация – средний танк;
- Боевая масса – 36 т;
- Компоновочная схема – классическая;
- Экипаж – 4 человека;
- Годы производства – 1958—1979;
- Годы эксплуатации – с 1958;
- Количество выпущенных – 23 600 штук.
Размеры
- Длина корпуса – 6200 мм;
- Длина с пушкой вперёд – 9000 мм;
- Ширина корпуса – 3270 мм;
- Высота – 2350 мм;
- База – 3840 мм;
- Колея – 2640 мм;
- Клиренс – 425 мм.
Бронирование
- Тип брони – стальная катаная и литая;
- Лоб корпуса (верх) – 100 / 60° мм/град;
- Лоб корпуса (низ) – 100 / 55° мм/град;
- Борт корпуса (верх) – 60 / 60° мм/град;
- Борт корпуса (низ) – 80 / 0° мм/град;
- Корма корпуса (верх) – 30 / 60° мм/град;
- Корма корпуса (середина) – 45 / 17° мм/град;
- Корма корпуса (низ) – 20 / 70° мм/град
- Днище – 20 мм;
- Крыша корпуса – 15-30 мм;
- Лоб башни – 200 мм;
- Борт башни – 160 мм;
- Корма башни – 65 мм;
- Крыша башни – 30 мм.
Вооружение
- Калибр и марка пушки – 100-мм Д-10Т2С;
- Тип пушки – нарезная пушка;
- Длина ствола – 56 калибров;
- Боекомплект пушки – 43;
- Углы ВН: −5…+18 градусов;
- Углы ГН: 360 градусов;
- Прицелы – ТШ2Б-32П, ТПН-1-22-11;
- Пулемёты – 1 × 12,7-мм ДШКМ, 2 × 7,62-мм СГМТ.
Подвижность
- Тип двигателя – В-55 дизельный V12 с жидкостным охлаждением;
- Мощность двигателя – 580 л.с.;
- Скорость по шоссе – 50 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 22-27 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 485-500 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 290-320 км;
- Тип подвески – индивидуальная торсионная;
- Удельное давление на грунт – 0,81 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 32 градуса;
- Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
- Преодолеваемый ров – 2,7 м;
- Преодолеваемый брод – 1,4 м (5 м с ОПВТ).
Модификации и машины на базе Т-55
Модификации
- Т-55А, с более высоким уровнем противоатомной защиты. Производился с 1962 по 1977 год, и на протяжении всего производства постоянно совершенствовался;
- Т-55К, командирский вариант Т-55 с дополнительной радиостанцией;
- Т-55АК, командирский вариант Т-55А;
- ТО-55, огнеметный танк, вместо спаренного пулемета имевший огнемет;
- Т-55АМ с дополнительной броневой защитой, комплексом управляемого вооружения и другими техническими нововведениями;
- Т-55АМ-1, модель с более мощным дизельным двигателем;
- Т-55АД с активной защитой 1030М «Дрозд»;
- Т-55АМВ с навесной динамической защитой, зенитным пулеметом, модернизированной ходовой частью и техникой для эффективного ведения боя;
- Т-55М со множеством технических усовершенствований. Также выпускался в различных вариантах.
Машины на базе Т-55
- МТУ-20 и МТУ-55 – мостоукладчики;
- Объект 604 – минный тральщик;
- VT-55A – ремонтно-эвакуационная машина, сделанная в Чехословакии;
- ГТУ-1 – универсальный тягач;
- БТР-Т – тяжелый бронетранспортер;
- Ахзарит – израильский тяжелый бронетранспортер;
- ТВНА – индийский тяжелый бронетранспортер;
- Т-55-64 – украинская машина с башней от Т-55 и шасси от Т-64;
- Т-55 Марксман – финская зенитная установка с башней Марксман.
История создания
В 1957 году на Заводе №183 начались работы по созданию нового среднего танка на базе Т-54Б. Машину назвали «Объект 155», и в ее конструкцию внесли весь опыт модернизации Т-54. Первую серийную партию изготовили, используя башни Т-54Б. В 1958 опытные образцы прошли государственные испытания, и Т-55 приняли на вооружении Советской армии.
У нового танка была установлена противоатомная защита, увеличена мощность двигателя, установлена термодымовая аппаратура, увеличен боекомплект.
Т-55 выпускался не только в СССР – 1500 тысячи машин было изготовлено в Польше, 400 – в Румынии и 1700 – в Чехословакии.
Рождение новой боевой машины Т-55
Еще не отгремели бои на Корейском полуострове, а в Советском Союзе уже начали думать над тем, как улучшить состояние бронетанковых войск и каким должен быть основной танк вооруженных сил. Три модернизации, которые коснулись советской машины Т-54, показали необходимость выпуска совершенно нового танка. В новой разработке должны были быть использованы все имеющиеся наработки, используемые в предыдущей машине, в сочетании с последними техническими новинками в современном танкостроении.
Разработка новой машины была начата в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе» в 1957 году, параллельно с серийным выпуском танка Т-54Б. Новая бронемашина получила заводской индекс «Объект 155». Следует отметить, что вся основная конструкторская деятельность вокруг танка нового поколения Т-55 велась в инициативном порядке. Технического задания конструкторы не получали. Не было никакого решения о производстве нового танка на высшем уровне. Единственной инстанцией, которая могла оказать влияние на рабочий процесс, являлись военные. Советские танкисты, опираясь на личный опыт в эксплуатации среднего танка Т-54 в войсках, вносили свои пропозиции и пожелания.
Первая партия новых танков состояла из двух машин и была готова в 1957 году. На новых машинах были использованы некоторые узлы и детали от среднего танка Т-54Б. В частности на опытных образцах были пока использованы башни от серийных образцов. В течение года обе машины проходили государственные испытания, которые показали успех советских танкостроителей, и правильный ход конструкторской мысли. Итогом длительной и кропотливой работы стало Решение Совета Министров СССР под №493-230 о принятии «Объекта 155» на вооружение танковых войск ВС СССР. «Объект 155» получил войсковое обозначение танк средний Т-55 и был запущен в серию летом 1958 года.
Силы ядерного сдерживания
Государственная деятельность
Отзывы владельцев ГАЗ 3310
Что нового
- Защищенность. Повышение уровня защищенности на танке Т-90М достигнуто за счет внедрения целого комплекса мероприятий по защите. Среди них установка модулей универсальной динамической защиты (ДЗ) «Реликт» на корпусе и на башне, а также на бортовых экранах.
Кормовая и нижняя части башни, а также кормовая часть бортов и кормовой бронелист прикрыты решетчатыми экранами. Обитаемые отделения танка изнутри покрыты антиосколочным подбоем, выполненным из ткани на основе арамидной нити. Новая защита способна выдержать в лобовой проекции попадание любого современного танкового боеприпаса.
Встроенная ДЗ танка Т90М имеет полностью модульное исполнение, что обеспечивает возможность оперативной замены модулей с выбором различных уровней защиты, в том числе в зависимости от условий применения и выполняемых задач.
Рациональная малоотражающая архитектура модернизированного танка в сочетании с применением комплекта из радиопоглощающих материалов обеспечивают снижение радиолокационной заметности танка в несколько раз по сравнению с базовым.
В корпусе танка, с целью повышения живучести, оптимизировано размещение топлива и боекомплекта, введены экраны, защищающие экипаж, боекомплект и оборудование от поражения вторичным потоком осколков, чего не было на прежних модификациях Т-72 и Т-90.
Кроме того, Т-90М оборудован новой автоматической системой постановки завес комплекса оптико-электронного подавления с расширенным рабочим диапазоном.
- Огневая мощь. Огневая мощь Т-90М повышена за счет включения в состав комплекса вооружения новых 125-мм пушки, высокоавтоматизированной системы управления огнем (СУО), дистанционно управляемой пулеметной установки, боеприпасов с повышенным могуществом действия по цели и автомата заряжания.
125-мм гладкоствольная танковая пушка обладает улучшенной на 25-30% точностью стрельбы и повышенной живучестью ствола. Только улучшение точностных характеристик танковой пушки позволило увеличить дальность эффективной стрельбы из нее на 15%.
Высокоавтоматизированная СУО «Калина» радикально отличается от всех СУО, которые использовались ранее на отечественных основных танках. Впервые на отечественных танках командир танка получил панорамный прицел и сопряженную с СУО систему внешнего наблюдения с возможностью автоматической передачи целеуказания от командира наводчику, что обеспечивает реализацию так называемой функции «охотник-стрелок» («hunter – killer»).
- Подвижность. Высокую подвижность машине обеспечивает новый дизель В-92С2Ф, развивающий мощность 1130 л.с. Для снижения утомляемости механика-водителя при совершении маршей и при управлении на поле боя применена система автоматического переключения передач. Для управления машиной вместо рычагов используется штурвал.
На танке Т-90М установлены бортовая информационно-управляющая система (БИУС) шасси. БИУС обеспечивает предотвращение поломок и аварий, а также продление эксплуатационного ресурса за счет диагностики всех систем, агрегатов и узлов, а также блокирования возможных неправильных действий механика-водителя.
- Командная управляемость. С целью значительного повышения командной управляемости танка, в танке Т-90М установлены комплекс управления взаимодействием и аппаратура автоматизированной системы управления тактического звена. Через мультиплексный канал информационного обмена эта аппаратура, а также БИУС, СУО, системы постановки завес, опознавания «свой-чужой», кругового обзора и топографического ориентирования, а также новый автомат заряжания взаимосвязаны.
Комплекс средств связи, установленный в танк Т-90М, обеспечивает скрытую помехозащищенную радиосвязь с режимами технического маскирования и программной перестройки («прыгающей») частоты.
Информация о связях с мафией
В 1993 году в канадской и американской прессе появились публикации о том, что российские преступные группировки вымогают деньги у игроков НХЛ из стран бывшего СССР, угрожая жизни и здоровью оставшихся на родине членов их семей. Агент Вячеслава Фетисова отрицал, что нечто подобное происходило с его клиентом, но признал, что такое происходит со многими игроками; сам же хоккеист утверждал, что у российских игроков НХЛ нет проблем с мафией.
Согласно отчёту ФБР, на который ссылается американский журналист Роберт Фридман (англ.)русск., в 1993 году Фетисов стал вкладывать деньги в различные московские предприятия и платить за «крышу» Отари Квантришвили. После смерти Квантришвили «близким партнёром» хоккеиста стал Вячеслав Иваньков (Япончик). На имя Фетисова в Нью-Йорке была зарегистрирована фирма «Slavic, Incorporated», которая, по данным ФБР, использовалась Иваньковым для отмывания денег и продажи деловых виз в России. По словам самого Фетисова, он никогда не занимался бизнесом и не был вовлечён в криминальную деятельность, а компанию открыл со своим другом-эмигрантом по имени Виктор.
Модификация Т-55МВ/Т-55АМВ
В 1984 году в Омском КБТМ были разработаны и приняты на вооружение модернизированные танки Т-55МВ, Т55АМВ. Они были спроектированы на базе Т-55М, от которого отличались системой дополнительного бронирования. Вместо многослойных экранов из комбинированной брони, устанавливавшихся на башне и корпусе Т-55М, в них был использован комплекс динамической защиты (КДЗ) 4С20 «Контакт» (увеличивает противокумулятивную защиту от моноблочных КС на 400 мм и более).
Система вооружения Т-55МВ была аналогичной Т-55М, сохранялось и дополнительное противоминное бронирование днища.
Конструктивно элемент динамической защиты (ЭДЗ) состоял из тонкостенного коробчатого металлического корпуса, в котором находился маломощный подрывной заряд и две металлические пластины, расположенные по обе стороны от него. В момент попадания кумулятивного снаряда, заряд детонировал. При детонации наружная пластинка выбрасывалась навстречу кумулятивному потоку и рассеивала его. Нижняя пластинка отлетала к броне и, ударившись о нее отскакивала навстречу потоку, вызывая его дальнейшее ослабление. Таким образом, динамическая защита существенно снижала эффективность действия кумулятивных снарядов.
На танках Т-55МВ элементы динамической защиты устанавливались в передней части корпуса и башни, а на некоторых экземплярах ЭДЗ крепились на передней части бортовых резинотканевых экранов (от 10 до 42 шт. на борт). Танки Т-55МВ, Т-55АМВ выпускались на ремонтных заводах МО путем модернизации Т-55 и Т-55А соответственно.
Т-55 (танк): боевое применение
Танки данного семейства не единожды выходили победителями в сражениях с машинами стран НАТО в разных уголках планеты. Зачастую танк Т-55, фото которого можно встретить в военных изданиях разных стран, противостоял более современным машинам. Тем не менее при хорошем уровне подготовки экипажа, советские танки оказывали достойное сопротивление.
Больше всего эти боевые машины применялись в арабо-израильских, ирано-иракских, афганистанских, югославских противостояниях, а также в операции «Буря в пустыне». В этих сражениях советскому танку приходилось воевать с американскими «Амбрамсами» (М60А1, М60А3 и М1А1), английскими «Центурионами» (Мк10, Мк13) и «Чифтенами», а также с израильскими «Мервавами». Танкисты, поучаствовавшие в перечисленных войнах, в основном положительно отзывались о работе Т-55.
К примеру, капитан Мухаммед – участник арабско-израильских противостояний, бывший командир танковой бригады Египта, на вопрос о бронетанковой технике, с которой ему довелось столкнуться в ходе войны, ответил так: «Если бы мне пришлось воевать на английских или американских танках, а не на Т-55, то я сейчас не стоял бы перед вами». По словам капитана, все потери танков со стороны египтян происходили из-за низкой квалификации экипажей и командиров, которые попросту не умели грамотно пользоваться техникой. Когда М60А1 и «Центурионы» сталкивались со специалистами на Т-55, первым приходилось отступать.
На поле боя ирано-иракской войны иракские бойцы на Т-55 с успехом противостояли английским «Чифтенам». В операции «Буря в пустыне» борьба иракских машин Т-55 с новыми американскими танками на «Абраме» была неравной. Тем не менее американские танкисты, участвующие в этой операции, в последующих интервью признавались, что в большинстве случаев, обнаружив иракских танкистов, они старались не вступать с ними в прямой бой. Для уничтожения Т-55 американцы прибегали к артиллерийскому огню или армейской авиации. В крайнем случае, они обходили противника со стороны и атаковали огнем с ПТРК с дальности, на которой ответный огонь Т-55 был малоэффективен. Статистика поражений иракских танков подтверждает эти данные – 75% поражений приходилось на тыльные и бортовые проекции. Таких показателей не было в истории предшествующих войн, в которых массово использовались танки.
Эксплуатация танка Т-55 в югославских сражениях началась осенью 1991 года. Несмотря на то, что на тот момент эти машины считались устаревшими, они хорошо себя показали на поле боя. Экипажи компенсировали слабость бортовой броневой защиты, с помощью навешивания на корпуса и башни простых мешков с песком. Часто эта нехитрая мера сказывалась на исходе боя. К примеру, средний танк т-55 под именем MARINA, защищенный мешками, однажды выдержал попадание двух ПТУР. Более того, после этого экипаж танка нейтрализовал два вражеских бронированных авто, грузовик и танк.
На сегодняшний день танк Т-55, характеристики которого мы рассмотрели, широко применяется в Афганистане. Несмотря на то что с момента поставки в Афганистан советских танков прошло более двух десятков лет, они до сих пор находятся в строю и активно используются на поле боя. Это при том, что с тех пор, как боевые машины поступили в страну, к ним не поставлялись запчасти, а качественного обслуживания и регламентных работ не проводилось. Афганские танкисты в один голос твердят, что танк Т-55, технические характеристики которого всегда были на высоте, является лучшим в своем классе.
Благодаря мощной нарезной пушке танка, его можно применять в гористой местности для атаки как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. При этом дальность стрельбы этой машины составляет немногим более 15 километров. Высокий уровень защищенности и точности стрельбы из всех видов вооружения сделали из танка одно из наиболее эффективных средств поражения укрепленных огневых позиций талибов в горах.
Танк Т-55 является легендарной машиной. Лучшим подтверждением тому выступают восторженные отзывы военных и огромное количество модернизаций, которые он пережил.
Модификации
В 1961 году на базе Т-55 был создан Т-62 с усовершенствованными характеристиками. Модель производилась одновременно с Т-55 до 1983 года. Затем была проведена глубокая модернизация боевых машин, и таким образом появились новые модификации: Т-55М, Т-55АМ, а также Т-62М, которые отличались усиленной огневой мощью и более высокой степенью защищенности без потери подвижности. Пассивная защита заключалась в дополнительном бронировании, активная состояла из комплекса «Дрозд» с двумя мортирами, заряжаемыми парой 107-миллиметровых снарядов каждая, а также крупнокалиберных зенитных пулеметов. В дополнение к вооружению танкам придавались две независимые радиолокационные станции.
Позже танк Т-55М стали оснащать более совершенным комплексом управляемого вооружения 9К116 «Бастион», а на Т-62М устанавливали «Шексну» с аналогичными характеристиками, но более динамичную в действии. Эти два комплекса оборудованы 100-миллиметровым нарезным стволом и 115-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Выстрел первого ствола — управляемая ракета 9М117. Характеристики снаряда многоступенчатые, с очень высокой эффективностью поражения. Ракета управляется полуавтоматической системой лазерного наведения.