Тяжелый танк «тигр». великий и ужасный? часть 1

«Петр Великий»

Интересные факты о тиграх

  • Тигры практически не лазают по деревьям.
  • На передних лапах у животного 5 пальцев, на задних только 4. Длина когтей — 8-10 см.
  • У хищника очень длинные клыки — около 8 см.
  • У обычного тигра желтые глаза, у белого тигра — голубые.
  • Полосатый рисунок на шкуре каждого животного уникален, как отпечатки пальцев у человека.
  • Тигры, как и другие большие кошки, не умеют мурлыкать, но умеют реветь.
  • По сравнению с другими дикими кошками, ночное зрение у тигров не самое лучшее, но они все равно видят в темноте в 6 раз лучше человека.
  • Самый известный тигр людоед убил более 400 человек.

Тигр
5 (100%) голосов: 1

Разновидность Тигров

Кто сильнее тигра? Лев, леопард, медведь, пантера?

Немного найдется хищников сильнее тигра. Лев и тигр не пересекаются в дикой природе, но в древнем Риме и в зоопарках XX века люди многократно устраивали бои между этими двумя хищниками. В 2/3 случаев побеждают львы. Этому есть объяснение. Несмотря на то, что львы уступают тиграм в размерах, львы выигрывают на опыте. В прайдах львы привыкли драться за лидерство со своими сородичами, тогда как тигры напротив ведут одиночный образ жизни и редко сражаются со своими собратьями. Другой важный фактор в пользу победы львов — грива. Наличие мощной гривы защищает шею льва от укусов тигров. Тигр не может вцепиться льву в шею и душить противника, а ведь именно удушение — это основная стратегия тигра против крупных противников.

В схватке между тигром и леопардом точно победит тигр. Тигры намного превосходят леопардов в размерах и силе. Ареалы обитания хищников в природе часто пересекаются. Тигры являются доминирующим хищником, поэтому леопарды, обитая на их территории, вынуждены подстраиваться, то есть обходить тигров стороной и охотиться на менее крупную добычу. Возможно, у ягуаров, более крупных родственников леопарда из рода Пантер, было бы больше шансов против тигра, однако проверить это на практике не получится. В природе эти виды не пересекаются, ведь ягуары живут в Новом Свете, а тигры исключительно в Азии.

Схватки между тиграми и медведями в природе случаются достаточно часто. Хищники делят добычу, плюс тигры вообще имеют привычку охотится в том числе и на хищников конкурентов. Против большого и матерого медведя шансов у тигра не так много, гораздо лучше шансы хищника против молодых или старых особей. Медведь в среднем крупнее тигра по размерам, обладают более мощным укусом, и более вынослив в длительной драке, однако уступает тигру в скорости. Тигры обычно нападают первыми, ведь медведи медлительные и менее агрессивные. По статистике, примерно в половине случаев конфликт заканчивается смертью медведя. Примерно четверть драк заканчиваются гибелью тигра, и еще в четверти случаев большая кошка просто сбегает с поля боя.

Концепция бронирования танка «Тигр».

Вначале 30-х еще сохранялось мнение, что действенность наклонного бронирования сомнительна. Считалось, что танкам не придется противостоять вражескому огню на совершенно ровной поверхности, при этом попадания будут приходится под разными углами и как следствие большого выигрыша от наклонного бронирования ожидать не следует. Тогда как внедрение наклонного бронирования существенно уменьшит полезный объем танка.

Однако этот аргумент кажется разумным при условии, если считать основным назначением танка сопровождение пехоты при прорыве оборонительной полосы. В этом случае танк, преодолевая рвы и прочие препятствия будет принимать положение под значительным углом к поверхности.   Первые же боевые действия подтвердили предположение что бои таков с танками станут нормой. Эти бои проходили преимущественно на ровной местности, а противники находились на одном- близком к нулевому — уровню, в результате чего наклонное бронирования многократно доказало свою эффективность на практике.

Как бы там ни было, конструкторы танка «Тигр» не реализовали такую возможность. Данное решение стало неотъемлемой чертой этом машины, также как и более ранних немецких машин и можно сделать предположение что Pz.Kpfw VI «Тигр» послужил переходной моделью по отношению к корпусам тех же «Пантеры» и «Тигра-В».

Танк «Тигр» даже внешне схож с более ранними и меньшими по размерам танками. Что нередко давало им определенные преимущества, когда солдаты противника издалека путали их с «Тигром» и реагировали на их появление соответсвующим образом.

С другой стороны, сравнивая танк «Тигр» с «Пантерой», которую проектировали в том же сорок втором году, надо признать что направление мыслей немецких конструкторов в вопросе рационального бронирования все же совпадало с таковым конструкторов вражеского стана.

Сейчас трудно сказать, почему конструкторы «Хеншель» решили придать своему детищу фактически прямоугольную форму. Наклонное бронирование ранее применялось в ранних немецких опытных танках и заметно в Pz.Kpfw I. Лобовой лист подбашенной коробки танка «Тигр» поставлен под почти прямым углом, а это весьма важная деталь корпуса. Считается что этому виной производственно-технические трудности, однако цельносварной остов и гнутые из одного листа корма и борта башни «Тигра» позволяют сказать, что существующие в то время технологии позволили бы внедрение наклонной брони. Так что вероятно, что на выбор формы «Тигра» повлиял скорее консерватизм его конструкторов.

Единственными листами брони расположенными мод наклоном, по сути, являлись нижний и верхний лобовые листы. Особенно последний, который расположен под вертикальным листом с установленным в нем пулеметной установкой и наблюдательной щелью мехвода. Его толщина была вполне достаточной, чтобы обеспечить достаточную защиту. Однако расположение броневых листов под рациональным углом позволило бы уменьшить их толщину при равной защищенности и как следствие снизить вес машины, что всегда было источником проблем для танка «Тигр». Поступи конструкторы именно так, «Тигр» был бы еще лучшей машиной.

Например, 60-мм лобовой лист под углом в 35 градусов обеспечил бы равную сравнению с 100-мм защиту, при равных углах встречи снаряда. А применение этой технологии ко всему танку дало бы значительно снижение массы.

«Тигр» изнутри

Так же, как и с «Пантерой», британцы испытывали удобство работы экипажа. И опять отозвались о нём отрицательно. Командиру на его месте было тесно: справа давило ограждение пушки, слева либо стенка башни (в верхнем положении), либо поворотный механизм башни (в нижнем и стоячем положении). Так как спинки у сиденья не было, командира при езде бросало на жёсткий стеллаж для противогазов. У командира был вспомогательный маховик для поворота башни, но, чтобы им пользоваться, приходилось сильно выворачивать кисть руки. Вдобавок запястье тёрлось о фиксатор башенки. Сама башенка британцам понравилась, но с оговорками: через две задние щели было неудобно смотреть, к тому же положение щелей не полностью обеспечивало круговой обзор.

Танк в ходе испытаний на удобство для работы экипажа

Место наводчика тоже было очень тесным. Чтобы сидеть в башне, бойцу приходилось сильно сгибать колени. Чтобы использовать маховики наводки или прицел, наводчик должен был наклоняться вперёд, что делало его положение ещё менее удобным. Прицел испытателям не понравился, так как резиновая оправа была слишком жёсткой и его было сложно использовать в наушниках.

Рукоятка маховика вертикальной наводки была слишком маленькой, чтобы хорошо за неё ухватиться. Маховик горизонтальной наводки казался не более удобным: если поворачивать башню правой рукой, то существовала опасность порезаться о клинометр, а если поворачивать левой рукой, то запястье тёрлось о башенный погон. Крутить маховик надо было много: два полных оборота поворачивали башню всего на один градус. По словам доклада, занятие это было «медленное и нудное». Маховик командира мог поворачивать башню быстрее, но тогда маховик наводчика начинал вращаться с дикой скоростью и выскальзывал из руки. Вместе с маховиком выскальзывал и предохранитель поворота башни, без которого ни наводчик, ни командир башню поворачивать не могли.

Поворачивать башню можно было и педалями, но и это оказывалось непросто. Педали были поставлены неудачно, и работать с ними было неудобно, наводчик быстро уставал. Их часто клинило, и башня продолжала поворачиваться даже после того, как наводчик снимал с педали ногу. Вдобавок, педаль легко было нажать нечаянно, особенно при стрельбе из пулемёта (что тоже осуществлялось с помощью педали). Одним словом, точно и быстро управлять башней с помощью педалей было почти невозможно.

Установка прицела T.Z.F. 9(b)

К месту водителя тоже почти не возникло претензий. Разве что нельзя было привести сиденье в положение «по-походному» и места для ног было недостаточно.

Рабочее место водителя. Как видно, для ног места не очень много

Сиденье заряжающего было достаточно удобным и складывалось под пушку, когда он стоял. Заряжать пулемёт было неудобно, так как он располагался слишком близко к пушке. В танке не хватало подсветки, и наводчик не видел снаряды в укладках, если на улице было пасмурно. Заряжать пушку было делом небезопасным, так как можно было повредить пальцы о боеукладку. «Тигр» таким образом «укусил» каждого британского испытателя по нескольку раз.

Пружины люка в крыше башни торчали вовнутрь, что съедало несколько ценных сантиметров высоты боевого отделения. Наводчику также приходилось вылезать из танка, чтобы закрыть люк. Большой люк в корме был слишком тяжёлым, чтобы его закрывать, находясь в башне. Вдобавок в открытом положении люк мешал башне вращаться и совсем не годился для выбрасывания гильз. В общем, ни один люк в танке британским испытателям не понравился.

Чтобы зарядить пушку снарядами, расположенными под рукой, требовалось 7–8 секунд. По мере расхода боезапаса это время возрастало до 24 секунд, так как заряжающему мешали различные предметы в башне, включая его собственное сиденье. После выстрела 2,4 секунды уходило на выброс гильзы из люка. В общем, британцы оценили время на заряжание пушки как «излишне долгое».

Сектор башни, принадлежащий наводчику. Закрыть эвакуационный люк, находясь в ней, было невозможно

По результатам британских испытаний можно сделать выводы, что, хотя «Тигр» и был грозной и внушительной боевой машиной, его появление на поле боя не вызвало у англичан паники. Он поражался существующей противотанковой артиллерией, а 17-фунтовка, прибывшая на фронт примерно в то же время, пробивала его в любую проекцию с дальних дистанций. Тщательное исследование изнутри показало, что даже у самого сильного противника есть слабые места.

История

Создание

Первые работы по созданию танка «Тигр» начались в 1938 году. К этому моменту на вооружении Вермахта вообще не было тяжёлых танков прорыва, аналогичных по назначению советским Т-35 или французским Char B1. С другой стороны, в планируемой военной доктрине (опробованной позже в Польше и во Франции) тяжёлым малоподвижным машинам практически не было места, поэтому требования военных к такого рода танку были довольно расплывчаты. Тем не менее, Эрвин Адерс, один из ведущих конструкторов фирмы «Хеншель» (Henschel) начал проработку 30-тонного «танка прорыва» (Durchbruchwagen). В течение 1939—41 гг. фирма «Хеншель» построила два опытных образца, известных под обозначениями DW1 и DW2. Первый из прототипов был без башни, на второй устанавливалась башня от серийного Panzerkampfwagen IV. Толщина брони прототипов не превышала 50 мм.

После нападения Третьего Рейха на Советский Союз немецким военным стала очевидной необходимость качественного усиления танкового парка Вермахта. Немецкий средний танк Panzerkampfwagen IV последних модификаций E и F на тот момент cильно уступал по основным характеристикам советскому среднему танку (в немецкой классификации тех лет Mittlererschwerer — среднетяжёлому) Т-34 выпуска 1941 года. Аналога КВ-1 в Вермахте не было совсем. Хотя за счёт высокого мастерства экипажей, хорошего насыщения танковых частей артиллерией сопровождения, отличному взаимодействию с авиацией немецкие войска более чем успешно выводили из строя как Т-34, так и КВ, в значительном числе боевых эпизодов в руках грамотных советских танкистов «тридцатьчетвёрки» и КВ наглядно показали, что хорошая обзорность, отличная эргономика всё же не компенсируют полностью слабое бронирование и вооружение «четвёрок». C преодолением хаоса и неразберихи в Красной Армии эти машины стали представлять всё большую угрозу для солдат Вермахта. Кроме того, по ходу войны немецким войскам всё чаще приходилось сталкиваться с заранее подготовленной обороной противника, где необходимость тяжёлого танка прорыва уже не подвергалась сомнению. Решение возникших задач разделилось на два направления — модернизацию уже существующих образцов бронетехники (Panzerkampfwagen III и Panzerkampwfagen IV) и ускоренному созданию своего аналога советского КВ-1.

Вскоре после нападения на СССР конструкторским бюро двух известных машиностроительных фирм — «Хеншель» и «Порше» поступили тактико-технические требования на тяжёлый танк прорыва проектной массой 45 тонн. В распоряжении главы первого КБ Эрвина Адерса уже был значительный багаж наработок по DW1 и DW2, тогда как возглавлявший «конкурентов» Фердинанд Порше только пробовал себя в танкостроении. Представление опытных образцов было приурочено к 20 апреля 1942 года — дню рождения фюрера, времени на разработку и постройку прототипов было немного. Эрвин Адерс и сотрудники его КБ пошли по традиционному пути немецкой танкостроительной школы, выбрав для нового тяжёлого танка ту же компоновочную схему, что и у Panzerkampfwagen IV и применив на танке новое изобретение конструктора Г. Книпкампа — «шахматное» расположение опорных катков в четыре ряда. До того оно применялось только на тягачах и бронетранспортёрах фирмы «Ханомаг», использование его для танка было новшеством в мировом танкостроении. Таким образом была успешно решена задача повышения плавности хода, а следовательно и повышения точности стрельбы на ходу. Фердинанд Порше, более известный в то время новаторскими работами в области автомобилестроения (в т. ч. спортивного), попытался перенести свой подход в новую область. На его прототипе были реализованы такие решения, как высокоэффективные продольные торсионы в системе подвески и электротрансмиссия. Однако по сравнению с прототипом фирмы «Хеншель» машина Ф. Порше была конструктивно сложнее и требовала больше дефицитных материалов, в частности меди. На последней удачной конструкцией оказалась башня, которую без особых изменений позаимствовали «конкуренты».

По результатам показа прототипов фюреру и последующих тестов на Куммерсдорфском полигоне военным руководством Третьего Рейха был выбран прототип фирмы «Хеншель», несмотря на личное покровительство фюрером Ф. Порше. Под наименованием PzKpfw VI Ausf H «Тигр» он был запущен в серийное производство. Общее количество выпущенных машин — 1355 единиц.

Как выглядит тигр — размеры и внешний вид

Тигр — самая крупная дикая кошка в мире, обладает вытянутым мускулистым телом, большой головой и мощными конечностями. Высота животного в холке составляет до 1,15 метров. Самцы могут весить от 90 до 300 кг при общей длине от 250 до 390 см вместе с хвостом. Длина хвоста составляет примерно половину от длины тела. Самки в среднем весят от 65 до 167 кг при общей длине от 200 до 275 см.

Разница в размерах между самцами и самками у тигров гораздо больше, чем у других Кошачьих. Самцы в среднем крупнее самок в 1,7 раза. Самцы также имеют более массивные лапы, что позволяет отличить пол животного по оставленным им следам. Размеры тигров сильно варьируется в зависимости от подвида животного, и богатства кормовой базы. В среднем, материковые тигры намного крупнее островных. Самые крупные — амурские и бенгальские тигры, среди них встречаются самцы рекордсмены весом до 385 кг. Островные животные весят обычно не более 142 кг.

Мех животного довольно редкий, плотный и невысокий у хищников, живущих на юге. В холодных регионах шерсть хищника более длинная и пушистая. Вокруг шеи и челюстей у тигров растут бакенбарды — более длинная шерсть, похожая на гриву. Голова животного большая и круглая, с выпуклым лбом и широко расставленными челюстями. Глаза желтые. Уши у хищника совсем небольшие, закругленные с белым мехом внутри.

Основной окрас животного колеблется от оранжевого до коричневатого оттенка, с белыми областями на шее и грудной клетке. Черные полосы уникальны для каждого животного. Тигры одни из немногих Кошачьих с полосатым окрасом, пятнистые кошки встречаются в природе гораздо чаще. Вертикальные полосы на боках помогают тиграм маскироваться в высокой траве. Оранжевый цвет шерсти тоже помогает зверю с маскировкой. Поскольку добыча хищника видит только 2 цвета, оранжевый цвет сливается с травой в глазах копытных.

Как охотится тигр?

Ранее предполагалась, что тигры охотятся в основном по ночам, однако камеры видеонаблюдения в дикой природе зафиксировали, что вдали от людей хищники охотятся преимущественно в дневное время. Как и другие дикие кошки, тигры нападают на добычу из засады. Внезапным прыжком они сбивают жертву с ног, пользуясь преимуществом собственного веса, и вцепляются ей в горло удушающим захватом.

Несмотря на собственные большие размеры, тигры способны развивать скорость до 65 км/час, но только на короткое время. Тигр способен преодолевать до 10 метров за один прыжок, хотя гораздо чаще прыгает на расстояние не более 5 метров в длину. Поэтому хищнику нужно подкрасться к добыче на достаточно близкое расстояние. Если добыча почуяла засаду, тигры не преследуют жертву, и уходят на поиски следующей добычи. В среднем, примерно 10% попыток оканчиваются успехом.

При охоте на крупных животных, хищник вцепляется добыче в горло, стараясь удушить ее и одновременно повалить на землю. Именно такая тактика позволяет тигру успешно охотится на животных в 6 раз больше собственного веса — диких быков, бизонов, буйволов. Ни один крупный хищник не охотится на добычу настолько больше себя в одиночку. Тем не менее, при охоте на крупных животных тигры обычно выбирают в качестве жертвы либо детенышей и молодняк, либо старых и больных особей. Открытое сражение с взрослым здоровым буйволом или бизоном может окончиться смертью тигра от ударов острых рогов и копыт.

При охоте на небольшую добычу, например зайцев или обезьян, хищнику обычно хватает одного укуса, чтобы сломать шею жертве или разорвать артерию. Тигр способен убить достаточно крупное животное, например домашний скот или медведя-губача, одним ударом лапы. После успешной охоты, животное оттаскивает жертву в заросли, чтобы спокойно съесть добычу. Тигры очень сильны физически, и способны оттащить тушу буйвола или быка весом более тонны на расстояние 10-12 метров. Могут пробежать большое расстояние с добычей весом 100 кг, закинув ее за спину, или держа в зубах.

Боинг 787 – самолёт мечты

Естественные враги и конкуренты тигров

Тигры часто сражаются с конкурентами и при случае отбирают добычу у других хищников — красных волков, леопардов, гиен, волков, медведей, питонов и крокодилов. Также могут целенаправленно охотится на конкурентов, в том числе на небольших хищников — рысь, лису и барсуков. Крокодилы, медведи и волчьи стаи являются достойными противниками для тигров. Схватки с ними могут окончиться гибелью животного.

Леопарды успешно уживаются с тиграми на одной территории, поскольку хищники охотятся на добычу разного размера. Тигры предпочитают охотится на животных весом от 176 кг, леопарды выбирают цели поменьше, от 30 до 175 кг. Тигры обычно обитают в глубине леса, волкам и леопардам приходится отходить на окраины леса, чтобы не избежать конфликта. Остатки добычи за тиграми часто подбирают азиатские шакалы, однако прямых конфликтов между животными не возникает.

Характер и образ жизни

В дикой природе, без вмешательства человека, тигры активны преимущественно в течение дня, в отличие от других Кошачьих. Хищник редко лазает по деревьям, однако при необходимости способен это сделать. Тигры отлично плавают и часто купаются в реках, озерах и других водоемах, чтобы спастись от жары. Животное может переплыть реку шириной до 7 км, и проплыть до 29 км в день.

Как и другие большие кошки, тигры ведут одиночный образ жизни. Взрослые особи обычно имеют собственную территорию. Размеры участка варьируются в зависимости от рельефа местности, количества добычи и пола животного, в среднем до 150 квадратных километров у самцов и до 50 у самок. Животные помечают свою территорию мочой, испражнениями, следами от когтей на деревьях. На территории самца могут обитать 2-4 самки, при этом участки самцов никогда не пересекаются. Молодые самки обычно занимают участок недалеко от матери, молодые самцы, напротив, уходят далеко на поиски собственной территории.

Несмотря на преимущественно одиночный образ жизни, тигры относятся друг к другу лучше, чем другие Кошачьи. Взрослые особи, как самцы, так и самки, делятся добычей с другими хищниками. Зафиксированы случаи, когда взрослые самцы позволяли самкам и детенышам есть свою добычу до того, как насытились сами — для сравнения, такое очень редко случается у львов. В спорах за территорию между самцами большая часть конфликтов ограничивается угрожающим поведением, в результате побежденный признает доминирование победителя, переворачиваясь на спину и показывая брюхо. Драки между самцами случаются в основном за самку в течке, и часто оканчиваются смертью одного из самцов.

Обозначения с аббревиатурой VK

В 1937 году под влиянием инженера Генриха Книпкампа Отдел №6 Управления вооружений начал работы по танкам следующего поколения; тогда же были придуманы новые кодовые обозначения. Возможно, немцам надоела чехарда со сменой названий тяжёлых танков, к тому же двухбуквенные обозначения ограничены алфавитом.

К новым обозначениям немцы пришли далеко не сразу, что хорошо видно по обозначениям Pz.Kpfw.I Ausf.C. Поначалу они имели вид VK 3 t, то есть «гусеничная (Vollketten) машина массой 3 тонны». В дальнейшем от приписки «t» или «to» отказались и стали писать просто VK 6. Вскоре появилась необходимость обозначать варианты конструкции — так появились названия VK 6.01 и VK 6.02. Подобным образом называли и другие перспективные танки — например, VK 9.03 и VK 13.01. Наконец, при работе над VK 30.01 понадобилось разделять проекты Henschel и Porsche, поэтому появилась приписка с сокращённым названием фирмы, а обозначения приняли окончательный вид: VK 30.01 (H) или VK 45.02 (P).

Обозначения VK 45.01 и Tiger H1 использовались как синонимы

Обозначения VK по назначению были аналогичны старым двухбуквенным названиям. Они тоже обозначали не только конкретные танки, но и их семейства, например, проекты VK 20 на смену Z.W. На Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV старые двухбуквенные названия продолжали использовать до конца войны, но D.W. решили переименовать. D.W. neue Konstruktion — «новой конструкции» — стал называться VK 30.01 (H), а D.W. (10 cm) — то есть тяжёлый танк со 105-мм орудием — переименовали в VK 36.01. Из-за этого некоторые горе-исследователи рассматривают VK 30.01 (H) как некий новый танк, созданный после D.W. 1 и D.W. 2, хотя на самом деле это лишь его переделка. Если бы не переименование, он, скорее всего, получил бы название D.W. 3.

Существует миф, будто обозначения VK использовались для прототипов, а Pz.Kpfw. — для принятых на вооружение серийных танков. На самом деле оба типа обозначений применялись параллельно. Возьмём, например, уникальный Tiger H1 с экспериментальной коробкой передач ZF 12 E 170: в документе от 18 февраля 1943 года его называют Pz.Kpfw.VI Tiger H1, а 2 марта 1943 года этот же танк упомянут как VK 45.01 (H). В одной из более поздних бумаг экспериментальный «Тигр» обозначен и как VK 45.01 (H), и как Pz.Kpfw.VI, причём в обоих случаях отмечен один и тот же номер шасси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector