Развитие танков после первой мировой войны
Содержание:
- Содержание
- Танки — новое прогрессивное оружие для боя
- Самоходная артиллерийская установка
- Комментарий к статье 9.19 КоАП РФ
- Танки-гиганты
- Примечания
- Стриж: описание
- Описание
- Модернизация британских танков
- Литература
- Бронированные автомобили и грузовики
- Тяжелый танк MK. I (Великобритания)
- Танки Российской империи
- Цистерна
- Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)
- Друг человека Голубиная почта, собаки-диверсанты и канарейки-детекторы
- Авторы и участники проекта
Содержание
Танки — новое прогрессивное оружие для боя
Первые танки Первой мировой войны появились в 1916 году. Такого технического результата добились английские и французские инженеры. Прежде чем говорить об их характеристиках, надо разобраться, почему появились первые танки в Первой мировой войне. Боевые действия бурно начались, но активность продолжалась буквально месяц. После этого бои стали в основном носить позиционный характер. Такое развитие событий не устраивало ни одну из воюющих сторон. Существовавшие на тот момент методы ведения боевых действий, а также военная техника не позволяли решить задачу прорыва фронта. Надо было искать кардинально новое решение задачи.
Военное руководство Англии (да, в общем-то, и Франции) с опаской воспринимало инициативы инженеров по постройке бронированной машины на колесах или на гусеницах, но со временем генералы осознали необходимость повышения уровня технического оснащения своих армий.
Самоходная артиллерийская установка
- Франция
- на грузовике De Dion-Bouton
- Самоходка Renault FT †
- Самоходка Renault FT STA †
- Самоходка Renault FT STAV †
- Самоходная пушка Saint Chamond 120 мм L †
- 155-мм самоходная пушка Saint Chamond GPF †
- 194-мм самоходная пушка Saint Chamond GPF ‡ — 50 постройки с апреля 2018 г.
- † — 1 построен и испытан в июле 1918 г.
- Самоходный миномет Saint Chamond 280 мм TR ‡
- † — 1 построено
- Германия
- Зенитный танк A7V †
- Leichte Kraftwagengeschutze 7,7-см зенитная артиллерийская установка L-27
- Италия
- Россия
76-мм зенитная пушка Руссо Балт Т
Gun Carrier Mark I мог перевозить британскую полевую пушку над трудной землей , но на практике использовался больше для подавателей
- Великобритания
- Огневой эсминец № 1, 1А, 2 и 3 *
- Gun Carrier Mark I — носитель на базе танка Mark I для 6-дюймовой гаубицы или 60-фунтовой пушки.
- Бронированный грузовик ПВО Pierce-Arrow — 40-мм двухфунтовое орудие QF на шасси грузового автомобиля
- Соединенные Штаты
- 3-дюймовая зенитная пушка Holt 55-1 † — поставлена в 1917 г.
- Holt Mark I ( 8-дюймовая гаубица ) † — 3 построены и испытаны в 1918 году.
- Holt Mark II ( 155-мм орудие M1918 ) †
- Holt Mark III ( 240-мм гаубица ) †
- Holt Mark IV (240-мм гаубица) †
- 3-дюймовая зенитная пушка Christie †
- 8-дюймовая самоходная гаубица Christie †
Комментарий к статье 9.19 КоАП РФ
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения в сфере защиты жизни, здоровья и имущества физических лиц (включая работников владельца опасного объекта), а равно имущества юридических лиц от причинения вреда в результате аварии на опасном объекте. Правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», большинство положений которого вступает в силу с 1 января 2012 г.
Согласно ст. 5 данного Федерального закона к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся объекты, расположенные на территории Российской Федерации и подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
Под аварией понимаются повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса; сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим (ст. 2).
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в осуществлении эксплуатации опасного объекта в случае несоблюдения его владельцем обязательного положения о том, чтобы на условиях и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом, за свой счет застраховать (выступить в качестве страхователя) имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта (ч. 1 ст. 4). При этом ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию своей гражданской ответственности (ч. 2 ст. 4).
В то же время административная ответственность наступает при эксплуатации опасного объекта, но за исключением ввода его в эксплуатацию, т.е. при использовании, техническом обслуживании, консервации, ликвидации опасного объекта, а также изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасном объекте (ст. 2).
3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются как должностные, так и юридические лица. В ст. 2 упомянутого Федерального закона определено, что владелец опасного объекта — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие его эксплуатацию. Исходя из положений, содержащихся в ст. ст. 2.4, 9.1 (включая примечания к ним) и 9.2 Кодекса, можно сделать следующие выводы. Под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, следует понимать лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности, а равно безопасности гидротехнических сооружений. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом следует понимать лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации. Применительно к опасным производственным объектам лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, следует рассматривать в качестве юридических лиц, а применительно к гидротехническим сооружениям — в качестве должностных лиц.
4
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности
5. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов государственного энергетического надзора (ст. 23.30), органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31), органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств (ст. 23.32).
Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются как должностными лицами вышеупомянутых органов (ч. 1 ст. 28.3), так и органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 7 ч. 2 ст. 28.3), органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (п. 31 ч. 2 ст. 28.3), федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, и его территориальных органов (в отношении органов безопасности, в которых осуществляют надзор в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и безопасной эксплуатации энергетических и тепловых установок) (п. 56 ч. 2 ст. 28.3), органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (в отношении производственных объектов уголовно-исполнительной системы) (п. 5 ч. 5 ст. 28.3).
Танки-гиганты
В конце 1920 г. в Великобритании построили огромный пятибашенный танк «Индепендент». Вскоре и в СССР запустили в серийное производство ещё более мощный танк Т-35. Это был настоящий сухопутный крейсер с тремя пушками и шестью пулемётами, размещёнными в пяти поворотных башнях, а его экипаж составлял 11 человек. При создании Т-35 не предполагали, что через десяток лет появится противотанковая артиллерия, предназначенная для борьбы с такими монстрами. Но в начале 1930-х гг. таких пушек не было.
Т-35 был защищён 20–30-мм бронёй. Военные считали, что это бронирование защитит его от осколков снарядов полевой артиллерии
Появление новых бронебойных снарядов позволило даже лёгким 37-мм противотанковым орудиям пробивать 30-мм броню. На Т-35 начали усиливать броню, лобовую броню довели до 70 мм. Но весь огромный танк мощной бронёй прикрыть было невозможно. Его вес и так уже превышал 50 т. Большего веса могла не выдержать ходовая часть. Практика эксплуатации многобашенных танков Т-35 показала, что все подобные машины имеют серьёзный недостаток: командиру сложно следить за разными целями и управлять огнем сразу нескольких башен. Даже если командир хотел сосредоточить огонь всех орудий на одной цели, это не всегда получалось, ведь у снарядов 76-мм и 45-мм орудий были разные баллистические характеристики. Да и цель, которую видел наводчик верхней башни, из нижней вообще могла быть не видна.
Эвакуация подорвавшегося на мине Т-100 с поля боя показала, что сверхтяжёлый танк не столько вредит противнику, сколько создаёт проблемы своим войскам
Весной 1938 г было решено создать новый танк с противоснарядным бронированием и двумя башнями. В то время для защиты от 37-мм и 47-мм противотанковых пушек считалось достаточным иметь броню толщиной 60 мм. Разработка нового танка велась на двух заводах в Ленинграде. Первый завод разрабатывал танк СМК, другой — танк Т-100. Летом 1939 г. оба танка были готовы. В ноябре 1939 г. началась советско-финляндская война. Оба танка направили на фронт для продолжения испытаний в боевых условиях. Заводские испытатели прошли специальную программу обучения, после чего вместе с танками отправились воевать. Мощная броня новых танков себя оправдала. Финнам не удалось подбить их из своих пушек.
Военные поняли, что сверхтяжёлому, неповоротливому стальному монстру СМК не место на поле боя
Поделиться ссылкой
Примечания
- ↑
- Унаследовала почётное наименование от БС-411 «Оренбург»
- ↑
Стриж: описание
Описание
Mark I представлял собой ромбовидную машину с низким центром тяжести и длинной гусеницей, способную преодолевать пересеченную местность и траншеи. Основное вооружение размещалось в спонсонах по бортам корпуса.
Корпус был неделим внутри; экипаж находился в том же помещении, что и двигатель. Обстановка внутри была крайне неприятной; поскольку вентиляция была недостаточной, атмосфера была загрязнена ядовитым оксидом углерода , парами топлива и масла от двигателя и парами кордита от оружия. Температура внутри может достигать 50 ° C (122 ° F). Целые экипажи теряли сознание внутри танка или, иногда, падали в обморок при повторном попадании на свежий воздух.
Чтобы противостоять опасности разбрызгивания пули или попадания осколков внутрь корпуса, экипажам были выданы маски из кожи и кольчуги. Также был выпущен кожаный шлем для защиты головы от выступов внутри танка. Противогазы также были стандартной проблемой, как и все солдаты на этом этапе войны (см. Химическая война ). Боковая броня 8 мм изначально сделала их в значительной степени застрахованы от огня стрелкового оружия, но может быть пронизана недавно разработанными бронебойными K пуль . Также существовала опасность быть захваченной пехотой и атакованной гранатами. Следующее поколение имело более толстую броню, что делало их почти невосприимчивыми к пулям K. В ответ немцы разработали 13,2-мм противотанковую винтовку « Маузер , а также Geballte Ladung («Сгруппированный заряд») — несколько гранат, связанных вместе для более сильного взрыва.
Близкое попадание артиллерийского или минометного снаряда могло привести к разрыву топливных баков (которые были размещены высоко в передних выступах гусениц по обе стороны от места водителя, чтобы обеспечить гравитационную подачу); прямого попадания любого артиллерийского снаряда было более чем достаточно, чтобы пробить броню и уничтожить машину. Сгоревшие экипажи были удалены специальными спасательными компаниями, которые также утилизировали поврежденные танки.
Рулевое управление было сложным, контролировалось за счет изменения скорости двух гусениц. Четыре члена экипажа, два водителя (один из которых также выполнял функции командира; он управлял тормозами, другой — первичным редуктором) и два «редуктора» (по одному для вторичных передач каждой гусеницы) были необходимы для контроля направления и скорости. последнее никогда не превышает шага ходьбы
Поскольку шум внутри был оглушительным, водитель, после включения первичной коробки передач, общался с редукторами жестами рукой, сначала привлекая их внимание, ударив по блоку двигателя тяжелым гаечным ключом. Для небольших поворотов водитель мог использовать рулевое управление: за танком тащилось огромное устройство, состоящее из двух больших колес, каждое из которых можно было заблокировать, потянув за стальной трос, заставляя всю машину скользить в одном направлении
Если двигатель глохнет, редукторы будут использовать пусковую рукоятку — большой кривошип между двигателем и коробкой передач. Многие из этих машин вышли из строя в пылу боя, что сделало их легкой мишенью для немецких артиллеристов. Там не было беспроводной ( радио ); Связь с командными пунктами осуществлялась посредством двух голубей, имевших собственный небольшой выходной люк в спонсонах, или бегунов. Из-за шума и вибрации ранние эксперименты показали, что радио было непрактично, поэтому лампы, флажки, семафор, цветные диски и почтовые голуби были частью стандартного оборудования различных марок.
Во время Первой мировой войны британская пропаганда часто использовала танки, изображая их как чудо-оружие, которое быстро выиграет войну. Их снимали в фильмах и в популярных песнях.
Модернизация британских танков
Первые танки Первой мировой войны модернизировались уже по ходу боевых действий. Танки «Марк-1» больше в боях не использовались, потому что сразу в конструкцию начали вносить изменения. Что удалось усовершенствовать? Понятно, что в условиях продолжения боевых действий моментально улучшить конструкцию танков не представлялось возможным. К зиме 1917 года началось производство моделей «Марк-2» и «Марк-3». Эти танки имели более мощную броню, которую обычный снаряд уже пробить не мог. Кроме этого, на танки были установлены более мощные орудия, что постепенно повышало эффективность их боевого использования.
В 1918 году началось серийное производство модели «Марк-5». Танки Первой мировой войны постепенно становились более боеспособными. Например, управлял танком теперь только водитель. Улучшились технические характеристики скорости, потому что инженеры установили новую коробку передач на четыре скорости. В этом танке уже не была температура внутри настолько высокая, потому что установили систему охлаждения. Мотор уже в некоторой степени отделялся от основного отсека. Командир танка находился в отдельной рубке. Также оснастили танк очередным пулеметом.
Литература
Бронированные автомобили и грузовики
Группа бельгийских бронеавтомобилей Minerva
Большинство бронеавтомобилей войны производилось путем строительства бронированных кузовов на базе коммерческих шасси больших легковых и грузовых автомобилей.
- Австро-Венгрия
- Бронеавтомобиль Austro-Daimler
- Бронеавтомобиль Гонсиор-Опп-Франк *
- Бронеавтомобиль Юнович
- Бронеавтомобиль Romfell
- Бельгия
- Бронеавтомобиль Минерва
- Бронеавтомобиль SAVA
- Канада
- Бронированный Автоавтомобиль
- Броневик Джеффри-Рассела
- Дания
Бронеавтомобиль HtK46 †
- Франция
Бронеавтомобиль Peugeot
Белый броневик AM
- Бронеавтомобиль лучник
- Бронеавтомобиль Charron
- Броневик Дион-Бутон 1914 †
- Бронеавтомобиль Dion-Bouton 1916 года †
- Бронеавтомобиль Gasnier †
- Бронеавтомобиль Hotchkiss
- Бронеавтомобиль латил
- Бронеавтомобиль Panhard
- Бронеавтомобиль Peugeot
- Бронеавтомобиль Renault
- Renault 47мм автоканон
- Бронеавтомобиль Vinot Deguinguand †
- Белый броневик AM
- Германия
Эрхардт EV / 4
- Бюссинг A5P
- Daimler 15
- Эрхардт EV / 4
- Бронированный грузовик Mannesmann MULAG
- Бронированный полугусеничный шасси Marienwagen II †
- Италия
- Бронеавтомобиль Bianchi
- Бронеавтомобиль Fiat-Terni
- Lancia 1Z
- Lancia 1ZM
- Бронеавтомобиль Павеси 35 ПС
- Польша
Броневик Пилсудский
- Россия
- Бронеавтомобиль Армстронг Уитворт
- Бронеавтомобиль Fiat-Izorski
- Броневик Фиат-Омский
- Бронированный грузовик Гарфорд-Путилов
- Бронеавтомобиль Isotta-Fraschini-Mgebrov
- Бронированный грузовик Джеффри-Поплавко
- Броневик Рено-Мгебров
- Броневик Бело-Мгебров
- Великобритания
Бронеавтомобиль Rolls-Royce
Бронеавтомобиль Lanchester
- Бронеавтомобиль переменного тока †
- Бронеавтомобиль Остин
- Бронеавтомобиль Делоне-Бельвиль
- Бронеавтомобиль Ford Model T
- Бронеавтомобиль Isotta-Fraschini
- Бронеавтомобиль Lanchester
- Бронированный грузовик Leyland
- Бесподобный броневик
- Бесподобный бронированный грузовик
- Бронированный грузовик Pierce-Arrow
- Бронеавтомобиль Rolls-Royce
- Бронированный грузовик Сибрук
- Бронеавтомобиль Sheffield-Simplex
- Ветровоз Sizaire-Berwick †
- Бронеавтомобиль Talbot
- Бронеавтомобиль Wolseley
- Бронеавтомобиль Wolseley CP
- Соединенные Штаты
- Бронеавтомобиль Davidson-Cadillac
- Король броневик
- Бронеавтомобиль Mack †
- Белый броневик
Тяжелый танк MK. I (Великобритания)
Танк Mk. I
Огромные потери, которые несли сухопутные армии союзников на полях сражений Первой мировой войны, заставили английских военных вплотную заняться вопросом строительства самоходных «блиндированных фортов» — боевых гусеничных машин, способных передвигаться по пересеченной местности и преодолевать окопы, эскарпы, рвы, проволочные заграждения.
Итогом напряженной работы стали прошедшие 12 февраля 1916 г. официальные испытания машины, получившей название «Большой Вилли» и принятой на вооружение под маркой Mk. I. Первые в мире танки выпускались в двух вариантах — с пушечным и пулеметным вооружением. Пушечные назывались «самцами» и вооружались двумя устанавливаемыми в боковых спонсонах пушками и четырьмя пулеметами. Чисто пулеметные танки, или «самки», были вооружены шестью пулеметами. Всего было изготовлено 150 машин: по 75 «самцов» и «самок». Позднее, после сражения под Виллер-Бретонне, состоявшегося 24 апреля 1918 г. и выявившего полную беспомощность «самок» в бою с танками противника, на этих машинах один пулеметный спонсон стали заменять на пушечный.
Толщина брони танка Mk. I не могла защитить экипаж не только от артиллерийского огня, но и от бронебойных пуль. Еще одним очень существенным недостатком было то, что горючее к бензиновому двигателю поступало самотеком, поэтому нередко в самый ответственный момент, когда боевая машина, преодолевая препятствие, задирала носовую часть вверх, мотор глох из-за прекращения подачи топлива. Скорость танка на бездорожье не превышала 2 км/ч, и это зачастую одерживало продвижение пехоты От четырех человек, управлявших танком, — механика-водителя, командира и двух трансмиссионщиков — требовались слаженные действия и немалые физические усилия. Для преодоления широких рвов и траншей на крыше Mk, I приходилось возить фашины, которые сбрасывались в ров перед танком.
Пара колес, крепившихся позади танка, служила для корректировки курса и поворотов с большим радиусом. Считалось, что они способствуют преодолению широких рвов, но из-за громоздкости и уязвимости от них вскоре отказались
Условия работы экипажа были очень тяжелыми из-за высокой температуры, тряски и загазованности, поскольку вентиляция просто отсутствовала
Неважно обстояло дело и со связью: дальняя связь с использованием почтовых голубей была крайне ненадежной, а ближняя осуществлялась с помощью сигналов флажками или семафором, но в дыму сражения увидеть ведущий танк сквозь узкие щели удавалось далеко не всегда
Короче говоря, танки Mk. I были далеко не совершенны даже по меркам своего времени. Их многочисленные недостатки проявились уже в первом бою на Сомме 15 сентября 1916 г., когда из 49 танков, которыми располагали англичане, на исходные позиции сумели выйти только 32. Остальные застряли в грязи или вышли из строя из-за поломок. Но и это не все — из оставшихся машин только 18 смогли поучаствовать в бою: 5 увязли в болоте, а еще у 9 отказали различные механизмы.
Однако, даже несмотря на малое число танков, их техническое несовершенство, труднопроходимую местность и плохое взаимодействие с пехотой, англичане продвинулись в сражении на Сомме на 5 км, причем потери в живой силе оказались в 20 раз меньше обычного. И хотя возлагавшиеся на танки надежды не оправдались — фронт прорвать не удалось — достигнутый успех позволял оценить немалые перспективы новой боевой техники.
Дебют танков на поле боя — британские танки Mk. I в предрассветной мгле идут в атаку при Сомме 24 июня 1916 г.
Несмотря на серьезные недостатки первого английского танка Mk I, английские танкостроители не отказались от заложенных в нем технических решений. За весь период войны они внесли в конструкцию танка лишь весьма незначительные усовершенствования.
Танки Российской империи
В России, которая также принимала участие в боевых действиях, работа над созданием танка кипела полным ходом. Но стоит отметить, что российские танки Первой мировой войны так и не появились на полях боев, хотя и были очень нужны царской армии. Главная причина — абсолютная техническая неприспособленность. Российский инженер Лебеденко отметился тем, что в 1915 году создал наибольший по размерам танк в мире массой более 40 тонн. Он получил название «Царь-танк». Во время испытаний на полигоне у танка, оснащенного двумя двигателями по 240 л/с, заглох мотор. Завести его так и не смогли. Особых технических характеристик, кроме своей габаритности, модель не имела.
Цистерна
Конструкция британских танков – героев нашей первой танковой атаки, в отличие от «французов», была оригинальной. На основе первого образца, именовавшегося «Маленьким Вилли», который представлял собой бронекоробку на гусеницах, решено было сделать новую машину. Она получила название Mark-1. Известный многим «ромбовидный» образ первого танка специализированной постройки действительно внушал уважение. Почти тридцатитонный «ромб» легко преодолевал окопы благодаря большой длине, а сзади крепилась двухколесная тележка, помогающая избегать опрокидывания танка назад. Танк изготавливали в двух вариантах: Female и Male. «Самка» была вооружена 6-ю пулеметами, а «самец» – двумя 57-миллиметровыми орудиями и четырьмя пулеметами. В корпусе имелось много бронезаслонок, через которые экипаж отстреливался из револьверов.
Mk-1 в атаке на Сомме
Танк стали так называть морские офицеры во главе с будущим премьером У. Черчиллем, участвовавшие в разработке машины. Он действительно напоминал сухопутный корабль. Орудия располагались в боковых спонсонах, а 8 человек экипажа находились внутри (как в эсминце или подводной лодке) вокруг двигателя. Температура в корпусе могла подниматься до 50 градусов, танкисты травились выхлопными газами, стальная стружка от попадавших в танк пуль ранила лицо и руки, так что танкисты поочередно меняли кольчужные маски и перчатки на противогазы. Бензин шел в двигатель самотеком из баков в крыше, иногда, если танк наклонялся, моторист был вынужден использовать флягу или бутылку, вручную заливая бензин в машину. Вот такие были условия службы экипажей и первого применения новых машин.
Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)
Танк «Schneider»
В декабре 1915 г. по поручению Военного министерства Франции специалистами компании «Schneider», крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора фирмы «Holt» была создана боевая бронированная машина
Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, но обратила при этом внимание на недостаточную проходимость. После внесения в конструкцию ряда изменений, призванных устранить данный изъян, 25 февраля 1916 г
компания «Schneider» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя.
В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.
Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что же касается недостатков, то главный из них заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на шасси, позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности.
Еще одна ошибка была допущена при установке вооружения. Решение разместить орудие у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делается на кораблях, выглядит более чем сомнительным, хотя и объяснимым — ведь слева располагался двигатель. Такой вариант установки пушки привел к тому, что сектор ее наведения в горизонтальной плоскости составлял лишь 20°, а все цели слева по ходу движения вообще становились недосягаемыми. Кроме того, «Schneider» имел еще один большой недостаток: из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел.
«Апогеем» карьеры танка «Schneider» СА1 стало сражение при Суассоне, когда французы выставили рекордное для того времени количество танков—216 единиц
Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 г., а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля танки «Schneider» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено, но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.
Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эффективных легких танков «Renault» FT-17 с начала 1918 г. танки типа «Schneider» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.
Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936—1939 гг.
Друг человека Голубиная почта, собаки-диверсанты и канарейки-детекторы
Люди — довольно неприятные создания: мало того, что они сами убивают друг друга, так еще и постоянно пытаются втянуть в это пакостное дело животных. Первая мировая не стала исключением: все воюющие стороны в той или иной мере использовали животных в самых разных военных целях.
В отсутствии эффективно работающей радиосвязи большой популярностью пользовалась голубиная почта. В немецкой армии даже существовали специальные роты: мотоциклисты разъезжали вдоль фронта на мотоциклах, к которым были приторочены небольшие ящики-голубятни. Для посылки «голубеграммы» офицер писал нужное сообщение на листе тонкой бумаги размером 16х6 см, сворачивал его в трубочку и вкладывал в небольшую капсулу, привязанную к лапке голубя. Голуби могли преодолевать расстояния до 300 километров со скоростью до 70 км/ч и всегда безошибочно находили свою «базу». Для надежности важные сообщения доверялись сразу трем голубям.