Все танки ссср до второй мировой
Содержание:
- См. также
- Техника США
- Первый танк Советского Союза
- Колесно-гусеничная концепция
- Stielhandgranate M-24 «Колотушка» — граната Второй Мировой войны: история создания, конструкция и ТТХ, модификации гранаты, преимущества и недостатки, варианты использования
- Первые послевоенные танки
- Взрывчатые вещества, ручное противотанковое и зажигательное оружие
- Береговые ракетные комплексы «Редут»
- Рейд Т-28 через Минск
- «Раш по центру»
- Броня и пушки
- Подвиг Григория Найдина
- 4 Хранение ножей
- Средние танки
- «Дедушка» советского танкостроения Т-18
- Навигация
- Аэросани
- Танк-победитель
- Многобашенный СМК
- Основной боевой танк
- Тяжёлые штурмовые самоходные орудия
- Прекращение производства тяжелых танков
- Ходовая часть
- Заключение
См. также
Техника США
|
|
|
|
Первый танк Советского Союза
Надо сказать, что военные инженеры Советского Союза в начале 1920 года решили изобрести первый советский танк. Построен он был практически таким же самым, как и французская машина Renault ft-17. На одном из заводом в Нижнем Новгороде конструкторы разобрали французский танк буквально до винтика и таким образом смогли увидеть полную картину чертежей и конструкции этой машины.
Французский танк Renault ft-17
На построение первого советского танка, который кстати носил название “Борец за свободу товарищ Ленин” ушло практически 2 года. Только в 1921 году на вооружение армии была поставлена эта машина.
Нужно отметить, что первые советские танки по сравнению с теми, которые принимали участие во Второй мировой войне, были неуклюжими. Первые образцы подобных боевых машин развивали скорость всего-то приблизительно в 9 км/час. Запас хода у них составлял только 60 км.
Мнение эксперта
Константин Павлович Ветров
Помощник и советник Министра государственного контроля СССР, Герой Социалистического труда, историк, доктор исторических наук. Автор многих научных работ об истории Советского Союза.
Бронь была не толстая и составляла приблизительно 6 мм. В экипаже находились два человека. После того, как первые подобные машину доставили бойцам армии, на протяжении года было выпущено всего 14 подобных образцов боевой техники.
Если говорить о французском образце танка, который был переделан на советской манер, то на конвейер его так и не пустили.
Колесно-гусеничная концепция
Середина 30-х годов ознаменовалась расцветом колесно-гусеничной концепции. Суть ее сводилась вкратце к тому, что в грядущих наступательных операциях приоритетным фактором успеха будет скорость, а достигать ее смогут машины, двигающиеся по европейским шоссе подобно автомобилям. Но до хороших дорог еще нужно добраться, преодолев хроническое российское бездорожье. Гусеницы могли понадобиться и для того, чтобы пересечь укрепрайоны, траншеи и рвы. Недооценивать противника не следовало, он обязательно применил бы все известные способы защиты.
Так возникла идея о гибридной ходовой части, предусматривающей возможность начальный этап наступления проводить на гусеницах, затем их сбрасывать, а далее развивать успех, используя фактически колесные танки. СССР готовился к наступательной быстротечной войне на чужой территории, сопровождаемой незначительными потерями, при поддержке восставшего пролетариата освобождаемых стран.
Stielhandgranate M-24 «Колотушка» — граната Второй Мировой войны: история создания, конструкция и ТТХ, модификации гранаты, преимущества и недостатки, варианты использования
Первые послевоенные танки
Англичане в годы войны начали проектировать универсальный танк, в дальнейшем названный «Центурионом». Внедряя всё лучшее, что было в танках разных типов, его постоянно модернизировали. «Центурион» выпускали с 1947 по 1962 г. Американцы улучшали свой тяжёлый танк М-26 «Першинг», появившийся в конце войны. Совершенствуя ходовую часть, меняя форму корпуса и башни, усиливая вооружение и мощность силовой установки, они довели эту конструкцию до совершенства. Так получился танк М-60 «Паттон», оснащённый 105-мм пушкой и защищённый 120-мм бронёй в лобовой части корпуса и 175-мм – в башне. Созданный в 1960 г. М-60 до сих пор состоит на вооружении ряда стран.
Вооружение «Центуриона» усилили: калибр пушки с 76 увеличили до 105 мм
Американский танк М-60 «Паттон» строился в 60-е гг. ХХ в.
Самым известным послевоенным танком стал советский Т-54. Благодаря улучшенному дизельному двигателю, установленному в корпусе танка не продольно, как прежде, а поперечно, удалось укоротить моторный отсек и сделать корпус ниже. Эти работы были выполнены ещё в конце войны на Т-44. Уменьшение размеров танка, улучшение ходовой части позволило увеличить толщину лобовой брони до 100 мм! Постепенно менялась и башня. На Т-54 она стала полусферической, а толщина в лобовой части достигла 200 мм! Т-54 получил и 100-мм пушку.
Вслед за Т-54 в СССР создали танк Т-55 с более мощным двигателем, увеличенным боекомплектом, системой автоматического пожаротушения и оснащённым приборами ночного видения. Последним танком данного семейства стал Т-62, вооружённый гладкоствольной 115-мм пушкой, что позволяло стрелять оперёнными бронебойными снарядами, вылетающими из ствола с огромной скоростью. Дальность прямого выстрела у Т-62 составляла 4 км.
Особенностью Т-55 была система противоатомной защиты
Взрывчатые вещества, ручное противотанковое и зажигательное оружие
Гранаты и гранатометы
Имя | Тип | Диаметр | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
Граната образца 1914 года | Осколочная граната | 45мм | Российская империя | Ограниченное использование во время Второй мировой войны. | |
Граната F1 | Осколочная граната | 55 мм | Советский Союз | Широко выпускаемый гранатомет. По прозвищу «лимонка» (лимон). | |
RG-41 | Осколочная граната | 55 мм | Советский Союз | Радиус поражения 5 метров. | |
RG-42 | Осколочная граната | 54мм | Советский Союз | Произведен в 1942 году на замену комплекса РГД-33. Советские партизаны копировали его, когда находились в тылу врага. | |
Граната РГД-33 | Осколочная граната | 45мм, 54мм (с осколочной гильзой) | Советский Союз | Радиус поражения 10–15 метров. | |
РПГ-40 / РПГ-41 | Противотанковая граната | 20 см | Советский Союз | Эффективен против танков с броней до 20 мм. | |
РПГ-43 | Противотанковая граната | 95 мм | Советский Союз | Улучшенная версия РПГ-40. Эффективен против танков с броней до 75 мм. | |
РПГ-6 | Противотанковая граната | 103 мм | Советский Союз | Улучшенная версия РПГ-43. Эффективен против танков с броней до 100 мм. | |
Гранатомет Дьяконова | Гранатомет | 40,5 мм | Советский Союз | Приставка для гранатомета к винтовке Мосина-Нагана. Помимо основного осколочно-фугасного, было еще четыре варианта гранаты. |
Мины
Имя | Тип | Детонация | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
Мина ТМ-35 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 2,8 кг тротила. | |
Мина ТМ-41 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 3,9 кг Amatol или TNT, короткий цилиндр, вся верхняя поверхность которого используется в качестве прижимной пластины. | |
Мина ТМ-44 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 5,4 кг мины Amatol, в целом похожей на более раннюю мину меньшего размера ТМ-41. | |
Мина ТМД-40 | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 3,6 кг Аматол. | |
Мины ТМД-44 / ТМД-Б | Противотанковая мина | Давление | Советский Союз | 9–9,7 кг Amatol. |
Безоткатные ружья
Имя | Тип | Калибр | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
76 К / DRP | Безоткатное ружье | 76мм | Советский Союз | Используется во время Зимней войны. Он был спроектирован Л.В. Курчевским в 1930 году и принят на вооружение в 1932 году. Его можно было устанавливать на грузовые автомобили ГАЗ-А, превратившись в самоходку СУ-4. |
Пехотные противотанковые ружья и ракетные установки
Имя | Тип | Калибр | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|---|
ПТРД-41 | Противотанковое ружье | 14,5 × 114 мм | Советский Союз | Однозарядный перезаряжаемый карабин. | |
ПТРС-41 | Противотанковое ружье | 14,5 × 114 мм | Советский Союз | Внутренний магазин на 5 патронов. | |
Базука M1 |
Безоткатная противотанковая ракетная установка | 60 мм | Соединенные Штаты | Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 8 500 единиц было поставлено США в рамках программы ленд-лиза . | |
PIAT | Пусковая установка противотанковых снарядов | 83 мм | Соединенное Королевство | Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. 1000 штук поставлена Британской империей в рамках программы ленд-лиза. | |
Панцершрек | Противотанковая ракетная установка | 88мм | нацистская Германия | Однозарядная перезаряжаемая пусковая установка. Захвачен у немецких войск. | |
Панцерфауст | Противотанковое безоткатное орудие | 149мм | нацистская Германия | Одноразовая одноразовая пусковая установка. Некоторые из них были взяты в плен в 1944 году, а многие были взяты в плен в 1945 году при отступлении немецких солдат и фольксштурма . |
Огнеметы и противотанковые зажигалки
Имя | Тип | Источник | Фото | Ноты |
---|---|---|---|---|
ТУМАН-2 | Огнемет | Советский Союз | С 1941 года около 15000 были произведены и использованы во время Второй мировой войны. | |
РОКС-2 / РОКС-3 | Огнемет | Советский Союз | Выпускался с 1935–1945 гг. Также использовался во время советско-финской войны (1941–1944) . | |
коктейль Молотова | Самодельная зажигательная бутылка | Испания | Самодельные бутылки с зажигательной смесью, которые бросали в бронетехнику. Изобретен испанскими националистами во время гражданской войны в Испании. Впервые широко использовался финскими войсками против Советов во время Зимней войны. | |
Ампуломиот | Зажигательный противотанковый ампул- метатель | Советский Союз | 125-мм зажигательный сферический стеклянный снаряд. Его использование было ограничено в 1941 году, а к 1942 году оно устарело. | |
Метатель бутылок Цукермана | Зажигательная пусковая установка противотанковых баллончиков | Советский Союз | Насадка для винтовок Мосина-Нагана. Использовались специальные баллоны с зажигательными смесями. Бутылки были произведены в 1942 году, но стали устаревшими, когда войска Красной Армии были оснащены дополнительными противотанковыми орудиями и винтовками. |
Береговые ракетные комплексы «Редут»
Рейд Т-28 через Минск
30-е годы были временем экспериментов в танкостроении. Одним из плодов этих экспериментов было появление многобашенных танков. Сначала такие машины появились на Западе. А затем и в СССР появились трёхбашенный Т-28 и пятибашенный Т-35. «Сухопутные линкоры», как тогда их называли, эффектно выглядели на парадах, но вскоре стало ясно, что для реальной войны они годятся плохо. Огромные размеры делали танки отличной мишенью, а броню из-за больших размеров нельзя было сделать толстой. Выпуск многобашенных танков был прекращён, но к началу войны часть танков всё ещё находилась на вооружении Красной Армии.
Т-28
Большая часть многобашенных танков была потеряна в самом начале войны, но с одним Т-28 связана поистине удивительная история. 26 августа старший сержант Дмитрий Иванович Малько вернулся в Минск, на склад, которым он заведовал. Здесь оставались 2 броневика и один танк Т-28, только что прошедший капитальный ремонт. В городе полным ходом шла эвакуация, прорвавшие фронт немецкие части уже подходили к Минску. У танка не было экипажа, поэтому его было положено подорвать, но Малько стало жалко танк, и он добился разрешения забрать его с собой. Усевшись на место механика-водителя, он двинулся с отступавшими советскими частями на восток. По дороге танк пришлось ремонтировать, и из-за этого, а также из-за нескольких других происшествий Малько опоздал. Оказалось, что двигаться дальше некуда — дорога на восток уже перерезана немцами. Но Малько всё равно не стал бросать танк. По дороге он встретил майора и 4 молодых солдат, которые и пополнили экипаж танка. Все вместе решили реализовать поистине безумную идею — вернуться назад и прорваться к своим через уже оккупированный немцами Минск. В брошенном военном городке пополнили запасы топлива и боеприпасов, а затем двинулись к Минску.
Был уже полдень 3 июля 1941 года, немцы уже несколько дней находились в городе. У них даже не возникло мыслей о том, что появившийся на дороге Т-28 — не какой-нибудь трофей, а танк с советскими танкистами. Возможно, двигаясь без шума, действительно можно было проехать через Минск и вернуться к своим на танке, но у танкистов были другие планы.
Первую цель экипаж Т-28 нашёл у ликёроводочного завода. Рядом с ним немцы сгружали в грузовик ящики со спиртным. Но попробовать его немцам не удалось — около 20 фашистов погибли под пулемётным огнём. Двинувшись дальше, танкисты увидели двигавшуюся навстречу колонну мотоциклистов. Вскоре вся она была раздавлена и расстреляна пулемётным огнём.
Но самое худшее ожидало фашистов в центре города. Доехав туда, танкисты увидели, что улица забита вражескими солдатами и техникой. Т-28 открыл шквальный огонь из всех башен. Немцы в панике разбегались, вражеские машины были объяты пламенем. Проехав дальше, танк расстрелял немецкую технику и солдат в парке. Снаряды почти закончились, но уже близко была окраина города, а позади танка остались сотни трупов фашистов.
Однако прорваться танкистам всё же не удалось. Уже на самой окраине Минска танк встретила противотанковая батарея. Несколько снарядов срикошетили от брони, но один-таки пробил её, попав в моторное отделение. Танк остановился, немцы открыли огонь из автоматов. Из шести человек экипажа трое погибли, один попал в плен к немцам, но двоим удалось спастись, в т. ч. и Дмитрию Ивановичу Малько. Более того, ему удалось перебраться через линию фронта и вернуться к своим. Он продолжил воевать на танке и встретил победу в звании старшего лейтенанта, заместителем командира танковой роты. Более подробно всю историю о Минском рейде, рассказанную героем от первого лица, можно прочитать тут.
«Раш по центру»
Броня и пушки
Для танка, как боевой машины, главное — вооружение и бронезащита. Вермахт, конечно, начал войну с Советским Союзом, не имея полного качественного преимущества в танках. Самые современные немецкие машины уступали советским КВ и Т-34 по вооружению и бронированию — это общеизвестно. Но это не значит, что немецкие танки безнадежно проигрывали все схватки. Просто немецкие уставы вообще не предусматривали бой танков против танков. Танки противника должны были уничтожаться противотанковой артиллерией и штурмовой авиацией. Что немцы успешно и делали. Другое дело, что советских танков было так много, что избежать с ними встречи не получалось. Но в начале войны большую часть танкового парка РККА составляли Т-26 и БТ, и с ними немецкие танки относительно легко справлялись.
Преимущество же «тридцатьчетвёрок» в бронезащите и вооружении сохранялось лишь до весны 1942 года, когда в вермахт стали поступать модификации танков PzKpfw III и PzKpfw IV с длинноствольной пушкой и усиленной бронезащитой.
С этого момента советские Т-34 оказались в роли догоняющих. Лишь после огромных потерь в Курской битве на «тридцатьчетвёрках» появилась новая 85-мм пушка. Но с этой пушкой Т-34 всего лишь «догнал» немецкие «четвёрки» с их пушкой 7,5 cm KwK 40. А в вермахте уже были «Пантеры», которым ни Красная Армия, ни союзники ничего не могли противопоставить.
Самая большая ошибка, которую делают, пытаюсь оценить характеристики танка заключается в том, что сравнивают между собой именно танки одного типа. Но на поле боя не было «чистых» танковых битв как в кино. В бою всегда участвуют и другие войска. И вести бой танкам приходится больше с пехотой и артиллерией, а защищаться им приходится не столько от вражеских танков, сколько от авиации, пехоты, мин, не говоря уж про противотанковую артиллерию.
Кроме того, танк — машина сложная, и для его оценки надо учитывать не только броню, пушку и скорость.
Подвиг Григория Найдина
Описанные выше успехи советских танкистов можно отчасти объяснить преимуществами тяжёлого танка КВ и его мощной брони. Однако среди героев-танкистов есть и те, кто воевал на лёгких танках.
БТ-7
БТ-7, которым командовал сержант Григорий Найдин, к началу войны уже устарел и имел довольно слабую броню, которую могла пробить любая немецкая противотанковая пушка. Но несмотря на это Найдин, которому 23 июня командование поставило задачу задержать немцев, двигавшихся к Вильнюсу, сумел преподать немцам урок.
Найдин устроил засаду на участке дороги, по обе стороны которой находился заболоченный луг. Ему удалось хорошо замаскировать танк, поэтому появившаяся на дороге немецкая колонна ни о чём не подозревала до последнего момента. В колонне было 12 танков, тащивших за собой прицепленные орудия. Огонь БТ-7 оказался совершенно неожиданным для немцев. Они впали в панику, открыв беспорядочную стрельбу во все стороны, но так и не смогли понять, откуда по ним стреляют до тех пор, пока вся колонна не была уничтожена.
Вслед за ней появилась ещё одна колонна немецких танков, которая, заметив разгромленную первую, повернула назад и попыталась проехать другой дорогой. Но Найдин не предоставил им такую возможность. Он устроил вторую засаду на другой дороге и успел подбить три немецких танка, прежде чем немцы развернулись и отступили. Таким образом, за день один лёгкий танк уничтожил 15 танков и 10 орудий противника. Лишь через три года за этот бой Найдин получил звание Героя Советского Союза.
4 Хранение ножей
Недостаточно просто хорошо наточить
Важно правильно хранить инвентарь. Ножи нельзя оставлять грязными
Обязательно после использования их нужно протирать сухой или влажной тряпочкой. Бытует мнение, что их вообще нельзя мыть в воде. Только вытирать. Потому что вода, а особенно струя, тупит лезвие.
Желательно для каждого ножа иметь отдельный отсек, чтобы инструмент не соприкасался ни с чем. Когда хранят все в одном ящике, приборы соприкасаются друг с другом. Это может тупить или даже ломать режущую кромку. На лезвии появляются зазубрины. И вместо того чтобы при заточке отполировать нож, придется заново выводить кромку.
Чтобы избежать этого, можно заматывать прибор тряпкой или класть его в чехол. Сейчас большой ассортимент таких приспособлений на рынке, чтобы выбрать именно то, что подойдет вам.
Средние танки
Далее рассмотрим категорию «танков артиллеристских», которые предназначались для максимального приближения к противнику мощного огневого воздействия по живой силе и боевым средствам.
Танки артиллерийской поддержки пехоты изначально не предназначались для борьбы с себе подобными целями. Отличительной особенностью танков этой категории являлись короткоствольные пушки (у танка T-IV длина ствола в калибрах L равна 24), начальная скорость снаряда которых и, следовательно, пробиваемость этих орудий была весьма низкой (45-мм советская пушка 20К превосходила по бронепробиваемости 75-мм немецкую пушку танка T-IV на всех дистанциях). Для борьбы с пехотой наш танк Т-28 (благодаря наличию двух отдельных пулеметных башен) был вооружен лучше. Кроме того, некоторая часть танков Т-28 последних годов выпуска была вооружена более длинноствольными пушками и экранирована дополнительными бронеплитами толщиной 20-30 мм. Аналогичная модернизация в части усиления брони происходила и с немецкими танками (танки T-IV первых серий А, В, С и др. имели броню лоб – 30 мм, борт – 20 мм). Что касается короткоствольной пушки, то ее замена на длинноствольную (L 43) произошла только в апреле 1942 года. Широкие гусеницы советского танка Т-28 обеспечивали ему лучшую проходимость. В целом, по всей совокупности тактико-технических характеристик эти танки были равнозначными.
Рассмотрим, наконец, самое лучшее, что было на вооружении танковых дивизий вермахта и танковых дивизий РККА на 22 июня 1941 года, условно включенных в категорию «средних танков».
«Самые лучшие» это не мое мнение, а мнение государственной комиссии (из полсотни инженеров, конструкторов и разведчиков), которая под руководством наркома Тевосяна трижды в 1939–1941 годах подробно ознакомилась с состоянием немецкого танкового производства и из всего увиденного отобрала для закупки только единственный танк марки T-III. Самым лучшим танк T-III серий H и J стал благодаря двум обстоятельствам: новой 50-мм пушке KwK-38 и лобовой броне корпуса толщиной 50 мм. Все остальные типы танков наших специалистов не заинтересовали.
Этот танк на советском полигоне был всесторонне изучен и испытан стрельбой по бронецелям. Поэтому наше военно-политическое руководство прекрасно было осведомлено об уровне немецких танков и состоянии танковой промышленности Германии в целом.
В Красной Армии «самым лучшим» из категории «средних танков» был танк Т-34.
По всем показателям — подвижности, бронезащите, вооружению танк Т-34 превосходил самый лучший на июнь 1941 года немецкий танк T-III серий Н и J. Длинноствольная 76-мм пушка Т-34 пробивала любую броню самых защищенных немецких танков на дистанции 1000–1200 метров. В то же время ни один танк вермахта не мог поразить «тридцатьчетверку» даже с 500 метров.
А мощный дизель обеспечивал не только быстроходность и относительную пожаробезопасность, но и позволял на одной заправке пройти более 300 км.
Самую полную и квалифицированную оценку советскому танку Т-34 дал немецкий генерал Б. Мюллер-Гиллебранд:
И далее он пишет:
Подобные отзывы делают и другие генералы вермахта.
«Дедушка» советского танкостроения Т-18
С чего-то нужно было начинать. Точкой отсчета можно считать Т-18, ставший первым серийно выпускавшимся советским танком. Его производили в 1928-1931 годах, построили 9 сотен экземпляров. Потомками этого «дедушки» советского танкостроения можно считать все танки СССР и России. Базой для его создания послужил все тот же Рено-17. Работа конструкторов осложнялась необходимость «изобретать велосипед», поскольку не все детали и узлы сохранились после Гражданской войны. Танк был легким, вооружение состояло из одного пулемета. Вплоть до конфликта на озере Хасан он оставался на службе, а главная ценность этой машины в том, что она положила начало советской танкостроительной школе.
Навигация
Аэросани
Тип | Изображение | Принят на вооружение | Количество выпущенных, шт. | Примечания |
---|---|---|---|---|
НКЛ-16 | 1937 | ? | Аэросани НКЛ-16 широко использовались на фронтах Великой Отечественной войны, особенно в зиму 1941/42 года. Они применялись для оперативной связи, доставки военных грузов, на них осуществлялись патрульные, десантные и боевые операции. При переброске десантов аэросани не только принимали бойцов с полным вооружением на борт, но и буксировали на специальных тросах 18—20 лыжников. | |
НКЛ-26 | 1941 | ? | Сани НКЛ-26 имели бронированный корпус, обеспечивающий противопульную и противоосколочную защиту, и были вооружены одним пулемётом ДТ (Дегтярев танковый) калибра 7,62 мм на турели, обеспечивающей круговой сектор обстрела. В движение сани приводились двигателем М-11, аналогичным устанавливаемому на самолёте По-2. | |
РФ-8-ГАЗ-98 | 1941 | ? | Аэросани были приняты к серийному производству на филиале автомобильного завода ГАЗ |
Танк-победитель
После доработки Т-34-85 своей «живучестью» мог составить серьезную конкуренцию даже тяжелобронным, но неповоротливым немецким “Тиграм”. Обладая невероятной огневой мощью и толстой лобовой броней, “Тигры” не могли соревноваться с “тридцатьчетверками” по скорости и проходимости, вязли и тонули на сложных участках ландшафта. Они требовали автозаправщиков и специальных железнодорожных транспортов для перевозки. Танк “Пантера” при своих высоких технических характеристиках так же, как и “Тигр”, отличался капризностью в эксплуатации, был дорог в производстве.
В процессе войны “тридцатьчетверку” доработали, расширили отделение для экипажа, снабдили переговорными устройствами, установили еще более мощную пушку. Тяжелая броня с легкостью выдерживала попадание 37-миллиметрового орудия. А самое главное — советские танкисты освоили методы связи и взаимодействия танковых бригад на поле боя, научились использовать скорость, мощь и маневренность нового Т-34-85, наносили стремительные удары в тыл противника, уничтожая коммуникации и укрепления. Машина начала с блеском выполнять те задачи, для которых изначально предназначалась. Советская промышленность наладила поточный выпуск усовершенствованных, хорошо сбалансированных моделей
Особенно стоит отметить простоту конструкции и возможность быстрого дешевого ремонта, ведь для танка важно не только эффективно выполнять боевые задачи, но и быстро вернуться обратно в строй после повреждения или поломки
Многобашенный СМК
Первые тяжелые танки СССР получили имя убитого вождя ленинградских большевиков, Сергея Мироновича Кирова. На основе уже апробированной конструкции Т-35 было создано средство прорыва эшелонированных укреплений противника. Масса машины составила 55 тонн, она была вооружена двумя орудиями (калибра 76 и 45 мм), размещенными в индивидуальных башнях. Первоначальная схема предполагала пятибашенное оснащение, но вес зашкаливал, и ее упростили. СМК – самые необычные танки СССР. Фото их дают представление о том, что маневренность этих машин оставляет желать лучшего. Силуэт их увековечен на аверсе медали «За отвагу». В Великой Отечественной этой артиллерийской батарее на гусеничном ходу повоевать практически не пришлось, но опыт Финской кампании выявил общую конструктивную концептуальную порочность многобашенной схемы.
Основной боевой танк
В конце ХХ в. в армиях ведущих стран мира функции средних и тяжёлых танков стал выполнять единый или основной боевой танк (ОБТ). Все единые танки несут мощное вооружение, включающее нарезную или гладкоствольную 120- или 125-мм пушку, имеют многослойное противоснарядное бронирование, усиленное встроенной или навесной динамической защитой. Особенность ОБТ – усовершенствованная силовая установка: двигатель и автоматическая трансмиссия выполняются в виде единого блока, что позволяет поменять её за 30 минут. Современные танки способны «выживать» даже в условиях применения химического и ядерного оружия.
В России основными боевыми танками являются Т-72, Т-80 и Т-90, о которых было уже рассказано. Наши боевые машины выделяются небольшими размерами, их вес не превышает 46–47 т, поэтому они отличаются высокой маневренностью и малозаметны на местности. Мощное вооружение российских танков оказало влияние на развитие зарубежных единых танков. Немцы приложили немало усилий для того, чтобы сделать башню танка «Леопард-2» непробиваемой 125-мм снарядами. В результате танки «Леопард-2» последних модификаций оказались гораздо тяжелее российских. То же самое можно сказать и об английском танке «Челленджер». Чуть легче получился французский единый танк «Леклерк». Он весит около 55 т. Главная его особенность – насыщенность электронными приборами и цифровыми вычислительными устройствами, которые смогут помочь экипажу первым увидеть и поразить противника.
Боевая масса немецкого танка «Леопард» доходит до 62 т
«Леопард-2» ранних модификаций (на фото) был выполнен в типичных для Германии «тигриных» традициях. Но время неумолимо стерло его отличительные черты. С обтекаемыми формами последних модификаций танк сегодня почти невозможно отличить от других машин
Японский Тип-90 — своего рода «леопард» азиатского происхождения
Французский танк «Леклерк» называют электронным чудом
Основной американский танк М-1 «Абрамс» — один из наиболее совершенных единых танков мира. Это единственный из всех зарубежных танков, который оснащён газотурбинной силовой установкой. Для повышения бронестойкости лобовых деталей корпуса и башни танков в состав их многослойной брони стали включать панели из обеднённого урана. Англичане, немцы, французы и американцы оснастили свои тяжёлые танки мощными 1200–1500-сильными силовыми установками для увеличения скорости передвижения и необходимой маневренности.
Американский «абрамс» от огня советских РПГ не спасли в Ираке ни шумная реклама, ни современные «навороты», ни броня с применением обедненного урана
Южнокорейский Тип-88 — это уменьшенный, в связи с малым ростом корейцев, «абрамс», который благодаря гидропневматической подвеске первых двух колес может «приседать»
Сегодня английский «челленджер» — один из самых тяжелых танков в мире
Танк «Озорно» назван в честь национального героя Бразилии
Тяжёлые штурмовые самоходные орудия
Тип | Изображение | Принят на вооружение | Количество выпущенных, шт. | Примечания |
---|---|---|---|---|
СУ-152 | 1943 | 670 | Боевой дебют СУ-152 состоялся летом 1943 года в сражении на Курской Дуге, где она проявила себя как эффективный истребитель новых тяжёлых немецких танков и САУ. | |
ИСУ-152 | 1943 | 2 825 | В целом ИСУ-152 являлась довольно успешным образцом универсальной тяжёлой самоходно-артиллерийской установки. Отмеченные выше в разделе Боевое применение особенности и долгая служба машины в Советской армии служат этому дополнительным подтверждением. | |
ИСУ-122 | 1943 | 1 735 | ИСУ-122 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны в роли мощного истребителя танков и штурмового орудия. | |
ИСУ-122С | 1944 | 675 | ИСУ-122С использовалась во всех функциональных областях применения самоходной артиллерии. |
Прекращение производства тяжелых танков
Разработка и производство данных тяжёлых танков было прекращена из-за прихоти тогдашнего руководителя Советского Союза Никиты Хрущева.Он считал, что подобные боевые тяжёлые машины вообще были не нужны, так как он сам был большим поклонником ракетной техники. После тщательного осмотра новых образцов тяжёлых танков Хрущёв запретил разрабатывать подобные боевые машины.
Никита Хрущев
После того, как Хрущёв издал соответствующий приказ, производство и разработка тяжелых танков было полностью прекращено. На арену вышли средние танки, которые стали основными для Красной армии на долгие годы. Средние танки со временем наращивали свой потенциал, вооружение и технические характеристики.
После того, как Хрущёв отошёл от власти в Советском Союзе продолжили разрабатывать танки под маркировкой «Т». Например одним из передовых и самых мощных танков, когда-либо разработанный в Советском Союзе стала боевая машина Т-80.
Танк Т-80
Ходовая часть
Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с использованием гусеничных лент. Каждая лента снабжена двумя съемными уширителями, устанавливаемыми, соответственно, с внешней от танка стороны и с внутренней стороны. Уширители установлены с помощью болтового крепления в скобах (крайних связях) гусеницы. Со снятыми уширителями среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,87-0,9 кг/см2, т.е. на уровне существующего на современных танках.
При установленных уширителях среднее удельное давление на грунт обеспечено в пределах 0,80-0,81 кг/см2, т.е. оптимального с позиций проходимости по грунтам с низкой несущей способностью. Габарит танка «f» по гусеницам с установленными на гусеницах уширителями превышает железнодорожный габарит, однако снятие внешних уширителей позволяет уменьшить габарит танка по гусеницам и осуществлять перевозку танка на железнодорожных платформах.
Применение съемных уширителей в гусеницах, позволяет при транспортировке танка снять с внешних сторон гусениц уширители, вывернув болты на внешних скобах, тем самым уложиться в железнодорожный габарит и обеспечить перевозку танков по железной дороге, а при необходимости вступить в бой сразу же после съезда с железнодорожной платформы. В то же время установка уширителей обеспечивает проходимость на грунтах с низкой несущей способностью.
Заключение
Советский Союз после Второй мировой войны создал большое количество танков и и боевых машин, которые применяются на вооружении разнообразными странами для своих армий и по сегодняшний день.
Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.
В силу того, что Советский Союз всегда следил за развитием военной техники, конструкторские бюро тщательно разрабатывали и совершенствовали танки а также другую боевую технику.
На сегодняшний день многие образцы танков из Советского Союза, включая Т-80, Т-64 и многие другие, используются как основные боевые машины разными армиями, включая и армию Российской Федерации.
https://youtube.com/watch?v=Mrxj8fMNVus