Юрий долгорукий (подводная лодка)
Содержание:
- Асария
- Грозные и бесшумные
- Читайте также
- Примечания
- У животных
- Отзывы
- Подводная лодка «Юрий Долгорукий»: характеристики
- Биография
- Борьба за киевское княжение
- Особенности корпуса
- Влад Борисыч
- Общие сведения
- Борьба за киевское княжение
- Строительство и ходовые испытания «Юрия Долгорукого»
- Служба
- О судостроительном «донорстве»
- История
- Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»
- Комплекс советских внедорожников ГАЗ-61
- «Минск»
- Особенности конструкции
- Cz мото
Асария
Грозные и бесшумные
История проекта «Борей» берёт своё начало в 1980-х годах. Подводные корабли данного типа должны заменить устаревшие атомоходы третьего поколения проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».
Первый «Борей» пополнил ВМФ в 2013 году — им стал ракетоносец К-535 «Юрий Долгорукий». Судно было заложено ещё в 1996 году, однако его строительство затянулось из-за недостатка финансирования в 1990-х годах и технических сложностей при разработке новейших межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава», предназначенных для пусков с таких АПЛ.
В дальнейшем время от закладки до передачи ВМФ серийных АПЛ сократилось примерно до восьми лет.
Также по теме
От «Варшавянки» до «Калины»: какие неатомные подлодки увеличат боевую мощь ВМФ России
Тихоокеанский флот России получит шесть дизель-электрических подлодок проекта 636.3 «Варшавянка» до 2025 года, сообщил заместитель…
После «Юрия Долгорукого» в конце того же 2013 года флот получил АПЛ К-550 «Александр Невский», а в 2014 году — К-551 «Владимир Мономах».
Параллельно с этим в ЦКБ МТ «Рубин» занимались модернизацией проекта, новая версия которого получила название «Борей-А» или 955А. Его головным судном стала АПЛ К-549 «Князь Владимир», которая была передана ВМФ в июне этого года. Церемония закладки первого серийного корабля, АПЛ «Князь Олег», состоялась 27 июля 2014 года.
Помимо «Князя Владимира» и «Князя Олега», в рамках проекта будут построены АПЛ «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Все они уже заложены на «Севмаше».
Корабли обоих проектов оснащаются 16 ракетами «Булава», которые могут нести от шести до десяти ядерных блоков индивидуального наведения. Радиус действия Р-30 составляет, по разным данным, от 8 до 10 тыс. км, а круговое вероятное отклонение — 250—300 м. Такие МБР могут преодолевать любые существующие системы противовоздушной обороны вероятного противника.
Ещё одно преимущество атомоходов — малая заметность, которая обеспечивается за счёт сниженного уровня шума, что, в свою очередь, достигается благодаря использованию звукопоглощающих материалов.
Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с RT также выделил аналогичные преимущества этих субмарин.
«Подлодки хороши тем, что имеют большую глубину погружения, малую шумность подводного хода, оснащены всеми необходимыми элементами гидроакустической аппаратуры, что позволяет им видеть противника в то время, когда противник их не видит», — отметил он.
- Подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир» после прибытия на главную базу подводных сил Северного флота в Гаджиево
При этом об отличиях проекта «Борей-А» от оригинальной версии информации в открытом доступе практически нет. Ранее ряд СМИ предполагали, что улучшения, скорее всего, затронули акустическую и магнитную «заметность» кораблей. Помимо этого, эксперты допускали, что модернизации подверглись средства управления, связи и гидроакустики, а также условия жизни экипажа.
Также по теме
В воздухе и подо льдом: какие беспилотники для освоения Арктики создаются в России
В Санкт-Петербурге завершился форум «Арктика: настоящее и будущее», на котором отечественные предприятия представили ряд перспективных…
По мнению аналитиков, сейчас корабли класса 955А — наиболее совершенные подводные атомные ракетоносцы в мире. По своим характеристикам они превосходят американские аналоги, в частности подлодки типа «Огайо» — один из основных элементов сил ядерного сдерживания США. Так, «Князь Владимир» имеет рабочую глубину погружения более 400 м против 365 м у «Огайо». Выше у него и подводная скорость: 30 узлов против 25.
Помимо этого, инженерам ЦКБ «Рубин» удалось добиться снижения численности экипажа, необходимой для управления судном. На «Князе Владимире» служат не более 107 человек, в то время как у АПЛ «Огайо» этот показатель составляет 155 человек.
Что касается планов по дальнейшему развитию проекта, то ещё в 2017-м начальник Генерального штаба Вооружённых сил РФ Валерий Герасимов сообщил, что ведутся конструкторские работы по созданию подводных лодок серии «Борей-Б». Однако подробностей об этом проекте в открытых источниках на настоящий момент нет.
Разрабатывается и проект по созданию атомоходов пятого поколения. Об этом в 2018 году рассказал адмирал Владимир Королёв, на тот момент главнокомандующий Военно-морским флотом России.
Читайте также
Примечания
- 955/935 Borei class. Russian Arms, Military Technology, Analysis of Russia’s Military Forces
- К-535, «Санкт-Петербург», «Юрий Долгорукий» Проект 955 (неопр.) (недоступная ссылка). «Штурм Глубины» (2004). Дата обращения 17 марта 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
- Экипаж атомного крейсера «Юрий Долгорукий» отмечает первый юбилей, Правда.Ру (4 сентября 2008). Архивировано 16 июля 2012 года. Дата обращения 17 марта 2013.
- Нечаев, Г. Россия получит новую подлодку. Российская армия ждёт новейший атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» // Взгляд : газета. — 15.2.2008.
- «Юрий Долгорукий» выйдет в море, Правда.Ру (4 апреля 2008). Дата обращения 17 марта 2013.
- На АПЛ «Юрий Долгорукий» запущен ядерный реактор (рус.). Lenta.ru (21 ноября 2008). Дата обращения 15 августа 2010.
- Начались швартовные испытания АПЛ «Юрий Долгорукий». lenta.ru, 17.3.2009.
- Алексей Никольский . «Долгорукий» отчаливает Архивная копия от 25 августа 2009 на Wayback Machine //Ведомости . — № 112 (2382). — 22 июня 2009.
- Первые мили «Юрия Долгорукого». На новом ракетоносце — новый командир, Российская газета, 2009/06/23
- ↑ 12 Очередной этап испытаний, sevmash.ru, 2009-08-03
- На борту конструктор, vdvsn.ru, 2009/08/06
- ↑ 1 2 3 «ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ» ВЕРНУЛСЯ С ИСПЫТАНИЙ, sevmash.ru, 2009-11-17
- ПЛАРБ «Юрий Долгорукий» успешно завершила очередной этап заводских испытаний, https://armstass.su/, 17.11.2009
- Атомный подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий» вышел на очередной этап ходовых испытаний в Белом море. — Корабел. — Вып. 15.12.2009.
- Из эллинга к морю (неопр.) (недоступная ссылка). Корабельная сторона (2 июня 2011). Дата обращения 1 июня 2011. Архивировано 9 марта 2013 года.
- ↑ 12 Атомная подлодка «Юрий Долгорукий» возвратилась с морских испытаний в Северодвинск(неопр.) . ИТАР-ТАСС (18 июня 2011). Дата обращения 18 июня 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
- Россия готовит подводный прорыв, vz.ru, 21 ноября 2008
- ↑ 123 В 2010 году «Булава» полетит с нового подводного крейсера(неопр.) (недоступная ссылка). Аргументы и факты (20 февраля 2010). Дата обращения 22 февраля 2010. Архивировано 17 января 2013 года.
- Lenta.ru: Оружие: АПЛ «Юрий Долгорукий» впервые выполнит торпедные стрельбы
- АПЛ «Юрий Долгорукий» провела успешный пуск «Булавы» | Оборона и безопасность | Лента новостей «РИА Новости»
- На Северном морском флоте успешно осуществлен залповый пуск «Булавы» (неопр.) . 1tv.ru. Дата обращения 23 декабря 2011.
- «Булаве» предстоит ещё пять пусков. 4.6.2014
- Ракетоносец «Юрий Долгорукий» выполнил пуск «Булавы» по полигону Кура Подробнее https://rusplt.ru/news/raketonosets-yuriy-dolgorukiy-vyipolnil-pusk-bulavyi-po-poligonu-kura-229695.html Архивная копия от 30 октября 2014 на Wayback Machine
- «Юрий Долгорукий» успешно запустил «Булаву»
- Ракетоносец «Юрий Долгорукий» в пятый раз успешно запустил «Булаву»
- Атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» принят в состав ВМФ России — Телеканал «Звезда»
- Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» вошел в состав российского флота KM.RU
- Полный комплект, lenta.ru (11 января 2013). Дата обращения 12 января 2013.
- «Юрий Долгорукий» в строю, tv21.ru (9 сентября 2013).
- «Юрий Долгорукий» пройдет ремонт на Севмаше — ОРУЖИЕ РОССИИ, Информационное агентство (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 декабря 2013. Архивировано 13 декабря 2013 года.
- ВМФ принял на вооружение крейсер проекта «Борей» (неопр.) . Lenta.ru. Дата обращения 15 октября 2020.
- Ракетоносец «Юрий Долгорукий» выполнил первый дальний поход в Арктике (неопр.) . Lenta.ru. Дата обращения 15 октября 2020.
- Крейсер «Юрий Долгорукий» запустил четыре баллистические ракеты «Булава» (неопр.) . РБК. Дата обращения 23 мая 2020.
- «Синева» и «Булава»: Россия испытала баллистические ракеты (рус.). Газета.Ru. Дата обращения 24 августа 2020.
У животных
Отзывы
Подводная лодка «Юрий Долгорукий»: характеристики
Для более лучшего восприятия мы решили все характеристики скомпоновать в таблицу, которую вы можете видеть ниже.
Тип корабля | ПЛАРК |
Проект | «Борей» 995 |
Надводная скорость | 15 узлов |
Подводная скорость | 29 узлов |
Автономное плавание | 90 суток |
Экипаж | 107 человек |
Силовая установка | Водно-водяной реактор ОК-650В |
Глубины погружения | |
Рабочая | 400 метр |
Максимальная | 450 метров |
Размеры субмарины | |
Длина | 170 метров |
Ширина | 13,5 метра |
Осадка средняя | 10 метров |
Водоизмещение | |
Надводное | 14,7 тонны |
Подводное | 24 тонны |
Вооружение | |
Торпедно-минное | Шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата, торпеды УСЭТ-80 |
Ракетное | 16 ракет Р-30 (SS-NX-30) «Булава» |
Биография
Борьба за киевское княжение
См. также: Междоусобная война на Руси (1146—1154)
После смерти Всеволода Ольговича () в нарушение удельно-лествичной системы киевский стол занял Изяслав Мстиславич, который опирался на симпатии киевской знати и пользовался инертностью (впрочем, как и сам Юрий) старшего брата Юрия — Вячеслава, который был старшим в роду и должен был наследовать Киев.
Убийство киевлянами Игоря Ольговича сделало его брата Святослава новгород-северского непримиримым противником Изяслава. В стремлении расколоть союз потомков Святослава Ярославича Изяслав поддерживал претензии черниговских Давыдовичей на Новгород-Северский. Юрий в этой тяжелейшей ситуации поддержал Святослава и таким образом обрёл на юге верного союзника. Также его союзником был Владимирко Володаревич галицкий, который стремился сохранить независимость своего княжества от Киева, и половцы. Союзниками Изяслава были смоляне, новгородцы и рязанцы, обеспокоенные соседством с сильным Суздалем, а также те правители княжеств на территориях нынешних Венгрии, Чехии и Польши, что находились в династическом родстве с Мстиславичами. Дважды Юрий захватывал Киев и дважды изгонялся Изяславом. После поражения на Руте Юрий был вытеснен с юга, а его южные союзники поодиночке разбиты Изяславом. В это время все реже летописи называют Юрия Ростовским князем, из-за чего некоторые исследователи считают, что Ростов терял исключительное право именоваться центром Северо-Восточной Руси и делил это место с Суздалем. Князь пребывал то в одном городе, то в другом.
После смерти Вячеслава (декабрь ) Юрий сам снова отправился в поход на юг. По дороге он помирился с Ростиславом смоленским (январь ) и вместе со старым союзником Святославом Ольговичем занял Киев (март ). Новый князь Изяслав Давыдович оставил город без борьбы и вернулся в Чернигов. В Вышгороде стал править Андрей Юрьевич, в Турове — Борис Юрьевич, в Переяславле — Глеб Юрьевич, в Поросье — Василько Юрьевич. Юрий предпринял поход на Волынь, незадолго до того ещё входившую в состав великого княжения, которую Юрий в своё время обещал передать сыну Андрея Владимировича Владимиру. Однако после неудачи Юрия Волынь закрепилась за сыновьями Изяслава Мстиславом и Ярославом и их потомками ().
Особенности корпуса
«Борей» и сегодня во многом секретен. Долгое время даже фото подводной лодки «Юрий Долгорукий» были не доступны общественности. Эта полуторакорпусная одновальная атомная подлодка четвертого поколения имеет цилиндрический корпус с 8 отсеками:
- Первый – торпедный, где расположены аккумуляторные батареи и гидроакустическая аппаратура.
- Второй – командный с центральным постом и жилыми помещениями.
- Третий – боевой, тут находятся посты ракетных установок.
- Четвертый, пятый – непосредственно ракетные отсеки.
- Шестой – тут расположена паропроизводящая установка.
- Два последних – энергетические, где располагается ядерный реактор субмарины и турбинная установка.
Прочный корпус окружен легкой оболочкой, между которыми находятся балластные цистерны и арматура (двухкорпусная конструкция). Кроме того, корпус покрыт специальным прорезиненным составом. Все оборудование устанавливается на амортизаторы, каждый блок имеет свою амортизационную систему. Это уменьшает уровень шумов, повышает плавучесть и дает возможность работы в арктических широтах.
Влад Борисыч
Общие сведения
Первая подводная лодка проекта 955 была зачислена в списки кораблей ВМФ России 19 августа 1995 года под именем «Санкт-Петербург». 1 мая 1996 года корабль сменил имя и стал называться «Юрий Долгорукий». Под этим именем субмарина и была заложена 2 ноября 1996 года в стапельном цехе № 55 «Севмаш» в городе Северодвинске. В связи с недостаточным финансированием и изменениями в проекте формирование прочного корпуса было завершено в основном лишь к 2005 году. В подобных условиях для ускорения строительства был использован задел подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» К-137 «Кугуар». С этого времени велись активные работы по достройке корабля. Экипаж сформирован 5 сентября 2003 года.
Вывод из цеха состоялся 15 апреля 2007 года. 12 февраля 2008 года подводная лодка была спущена из плавучего дока на воду и поставлена у достроечной стенки. На строительство лодки было потрачено 23 млрд. рублей, из них 5 млрд. в 2007 году.
В апреле 2008 года готовность составляла 94 % (выход в море возможен при готовности 91 %).
21 ноября на подводной лодке был запущен ядерный реактор.
В марте 2009 года начались швартовные испытания.
Борьба за киевское княжение
См. также: Междоусобная война на Руси (1146—1154)
После смерти Всеволода Ольговича () в нарушение удельно-лествичной системы киевский стол занял Изяслав Мстиславич, который опирался на симпатии киевской знати и пользовался инертностью (впрочем, как и сам Юрий) старшего брата Юрия — Вячеслава, который был старшим в роду и должен был наследовать Киев.
Убийство киевлянами Игоря Ольговича сделало его брата Святослава новгород-северского непримиримым противником Изяслава. В стремлении расколоть союз потомков Святослава Ярославича Изяслав поддерживал претензии черниговских Давыдовичей на Новгород-Северский. Юрий в этой тяжелейшей ситуации поддержал Святослава и таким образом обрёл на юге верного союзника. Также его союзником был Владимирко Володаревич галицкий, который стремился сохранить независимость своего княжества от Киева, и половцы. Союзниками Изяслава были смоляне, новгородцы и рязанцы, обеспокоенные соседством с сильным Суздалем, а также те правители княжеств на территориях нынешних Венгрии, Чехии и Польши, что находились в династическом родстве с Мстиславичами. Дважды Юрий захватывал Киев и дважды изгонялся Изяславом. После поражения на Руте Юрий был вытеснен с юга, а его южные союзники поодиночке разбиты Изяславом. В это время все реже летописи называют Юрия Ростовским князем, из-за чего некоторые исследователи считают, что Ростов терял исключительное право именоваться центром Северо-Восточной Руси и делил это место с Суздалем. Князь пребывал то в одном городе, то в другом.
После смерти Вячеслава (декабрь ) Юрий сам снова отправился в поход на юг. По дороге он помирился с Ростиславом смоленским (январь ) и вместе со старым союзником Святославом Ольговичем занял Киев (март ). Новый князь Изяслав Давыдович оставил город без борьбы и вернулся в Чернигов. В Вышгороде стал править Андрей Юрьевич, в Турове — Борис Юрьевич, в Переяславле — Глеб Юрьевич, в Поросье — Василько Юрьевич. Юрий предпринял поход на Волынь, незадолго до того ещё входившую в состав великого княжения, которую Юрий в своё время обещал передать сыну Андрея Владимировича Владимиру. Однако после неудачи Юрия Волынь закрепилась за сыновьями Изяслава Мстиславом и Ярославом и их потомками ().
Строительство и ходовые испытания «Юрия Долгорукого»
Киль «Юрия Долгорукого» был заложен в ноябре 1996 года, но строительство затянулось в связи с финансовыми ограничениями. Наконец, субмарину спустили на воду в феврале 2008 года, а первый ядерный реактор на подводной лодке был запущен в ноябре 2008 года.
Первые ходовые испытания начались в июне 2009 года, и были завершены в июле 2010. Последующие испытания завершились в сентябре 2010 года. Подводная лодка совершила успешный запуск первой морской баллистической ракеты «Булава» RSM-56.
Лодка Долгорукий прошла государственные испытания в начале 2012 года перед вводом в эксплуатацию, запланированным в июле 2012 года. В настоящее время строятся еще две подлодки класса «Борей» — «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
АПЛ «Юрий Долгорукий», головной корабль проекта 955 «Борей» |
РПКСН «Юрий Долгорукий»
личный архив |
Служба
10 января 2013 года «Юрий Долгорукий» вошёл в состав ВМФ России.
15 октября 2020 года «Юрий Долгорукий» завершил свою первую боевую службу подо льдами Арктики. Поход продолжался около двух месяцев.
22 мая 2020 года провел залповую стрельбу, выпустив четыре ракеты «Булава» по камчатскому полигону Кура. Четырехракетный пуск стал первым в истории комплекса Д-30 «Булава» и подлодок проекта 955 «Борей».
24 августа 2020 года РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий», в соответствии с планом совместной боевой подготовки с РПКСН К-114 «Тула» проекта 667БДРМ, выполнил пуск ракеты «Булава» по полигону Кура на Камчатке.
О судостроительном «донорстве»
Материальные трудности вынудили создателей первого корабля серии («Юрия Долгорукого») использовать для его постройки секции субмарин «Кугуар» проекта 971 (он же «Щука-Б»). В конструкции «Александра Невского» аналогичные модули были заимствованы у «Рыси», а в случае с «Владимиром Мономахом» — у «Ак Барса». В прессу просочилась информация о том, что и досрочно списанная АПЛ «Барнаул» стала своеобразным донором для новых кораблей, что дало основания некоторым критикам российского оборонпрома делать выводы о технической отсталости российского флота. Строились пессимистичные предположения о том, что подводные лодки проекта 955 «Борей» вовсе не являются последним словом военного судостроения, а собраны из вторичного сырья и узлов, снятых с вооружения субмарин. На деле же применение вполне пригодных обечаек прочного корпуса — вполне оправданная мера, призванная уменьшить материальные издержки. На боеспособность новых кораблей это никак не влияет.
История
Церемония спуска лодки на воду. Гребной винт закрыт из соображений секретности
Первая подводная лодка проекта 955 была зачислена в списки кораблей ВМФ России 19 августа 1995 года под именем «Санкт-Петербург». 1 мая 1996 года корабль сменил имя и стал называться «Юрий Долгорукий». Под этим именем субмарина и была заложена 2 ноября 1996 года в стапельном цехе № 55 «Севмаш» в городе Северодвинске. В связи с недостаточным финансированием и изменениями в проекте формирование прочного корпуса было завершено в основном лишь к 2005 году. В подобных условиях для ускорения строительства был использован задел подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» К-137 «Кугуар». С этого времени велись активные работы по достройке корабля. Экипаж сформирован 5 сентября 2003 года.
Вывод из цеха состоялся 15 апреля 2007 года.
12 февраля 2008 года подводная лодка была спущена из плавучего дока на воду и поставлена у достроечной стенки. На строительство лодки было потрачено 23 млрд рублей, из них 5 млрд в 2007 году.
В апреле 2008 года готовность составляла 94 % (выход в море возможен при готовности 91 %).
21 ноября на подводной лодке был запущен ядерный реактор.
В марте 2009 года начались швартовные испытания.
Ходовые испытания
19 июня 2009 года АПЛ отправилась на ходовые испытания, которые продлились до 10 июля. На испытания подводная лодка вышла под командованием капитана I ранга Владимира Ширина, сменившего на этом посту капитана 1-го ранга Константина Митькина. Результаты ходовых испытаний были признаны успешными: проверены ходовые качества подводной лодки, работа атомного реактора, электронные системы.
В начале августа 2010 года успешно завершился второй этап испытаний.
В середине ноября 2010 года крейсер вернулся с очередных заводских испытаний. По словам заместителя начальника производства № 1 В. А. Прокофьева план выхода был «в основном выполнен». Отмечалось также, что во время испытаний возникли вопросы, которые сразу решить не удалось.
В середине декабря 2010 года крейсер вышел на очередной этап ходовых испытаний в Белом море.
Планировалось, что для передачи крейсера флоту потребуется провести пять — шесть выходов в море.
В мае 2011 года подводная лодка была выведена из эллинга завода «Севмаш», где она проходила «подготовку к завершающим этапам государственных ходовых испытаний».
В середине июня 2011 года завершились первые морские испытания, предусмотренные на 2011 год. Из похода «Юрий Долгорукий» вернулся вместе с ТРПКСН «Дмитрий Донской».
Устройство подводной лодки проекта 995 «Борей»
Подводные лодки проекта 995 относятся к классу атомных подводных ракетоносцев и предназначены для нанесения ударов баллистическими ракетами по населенным пунктам и военно-промышленным объектам противника.
Корпус подводных лодок проекта 995 имеет двухкорпусную конструкцию (легкий и прочный корпус). Прочный корпус подлодки разделен на восемь отсеков. Первый – это торпедный отсек, в нем находится гидроакустический комплекс и часть аккумуляторных батарей. Второй отсек – командный. В нем находится центральный пост и жилые помещения. Также в нем находится большое количество оборудования. Третий отсек занимают боевые посты. Четвертый и пятый – это ракетные отсеки. В шестом находится паропроизводящая установка, седьмой и восьмой – это энергетические отсеки, в них находятся турбины и ядерный реактор лодки.
Сборка корпуса выполнена по блочному принципу, каждый блок отделен от прочного корпуса специальным амортизатором, что значительно уменьшает шумность подлодки. Снаружи корпус покрыт специальным резиновым покрытием, что также снижает заметность корабля. Разработчики проекта уже заявили, что «Бореи» будут в пять раз менее шумными, чем лодки предыдущего третьего поколения.
Лодки проекта 995 «Борей» — первые российские подводные суда, на которых движение корабля осуществляется с помощью водометного движительного комплекса. Движитель заключен в специальную кольцевую насадку. Принцип его работы похож на схему работы водяного насоса, он использует ускорение набегающего потока воды. Движитель значительно уменьшает кавитацию – одного из главных источников шума подводной лодки. Такое новшество значительно снижает акустическую заметность подлодки. Кроме этого, использование движителя вместо традиционного винта уменьшает влияние крутящего момента на корпус и дает возможность уменьшить площадь стабилизаторов.
АПЛ проекта «Борей» имеют выдвижные горизонтальные рули. Переднее ограждение рубки сделано с наклоном вперед для улучшения гидродинамических качеств корабля. На лодке есть специальная спасательная всплывающая камера, которая может вместить в себя весь экипаж. Камера располагается в корме корабля, за ракетными отсеками. Кроме того, лодка укомплектована спасательными плотами.
Силовая установка на подводных лодках проекта «Борей» состоит из водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах типа ВМ-5 или аналогичных устройств. Подобные силовые установки относятся к четвертому поколению ядерных реакторов. Точной информации о типе и конструкции реактора в открытом доступе нет. Энергетическое оборудование лодки также состоит из паропроизводящей установки ОК-650В с мощностью 190 МВт и паротурбинной установки «Азурит-90». За счет силовой установки лодка может развивать подводную скорость 29 узлов и надводную – около 15 узлов. Автономность плавания АПЛ проекта «Борей» составляет 95 суток.
Гидроакустическое вооружение АПЛ включает в себя МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Он состоит из основной антенны «Амфора» и системы цифровой обработкой сигналов. Есть также боковые антенны и буксируемая антенна. «Иртыш-Амфора-Б-055» — это целостный комплекс, который выполняет как функции шумопеленгования, эхопеленгования, классификации целей, обнаружения ГА-сигналов, так функции по определению толщины льда, поиску мин, измерения скорости звука и обнаружения торпед.
Гидроакустический комплекс «Бореев» может обнаруживать противника на расстоянии 220-230 километров и одновременно вести до тридцати целей.
Управление всеми системами корабля осуществляется с помощью единой автоматизированной системы «Округ-55».
АПЛ «Юрий Долгорукий» — это корабль класса подводных ракетоносцев, и основным его вооружением являются межконтинентальные баллистические ракеты «Булава» (Р-30). Это твердотопливная трехступенчатая ракета с разделяющимися ядерными блоками. «Булава» может нести десять подобных блоков, каждый из которых наводится индивидуально и может изменять свою траекторию, маневрировать и тем самым обходить систему противоракетной обороны противника. Хотя надо отметить, что информации о характеристиках ракеты «Булава» чрезвычайно мало и она противоречива. Большая часть данных засекречена.
Кроме баллистических ракет, АПЛ проекта 955 имеют и торпедное вооружение. «Юрий Долгорукий» оснащен восемью торпедными аппаратами: четыре калибра 650 мм и четыре – 533 мм. Торпедные аппараты установлены в носовой части подлодки. На вооружении лодки несколько типов торпед и ракеты ПЛРК «Водопад». Общее количество торпед – 40 единиц.
Комплекс советских внедорожников ГАЗ-61
«Минск»
История создания «Минска» также восходит к DKW RT-125. Первые мотоциклы М1А были произведены в Москве, а в 1951 году производство было передано в Минск на велосипедный завод.
В 1956 году завод выпустил новую модель М1М с маятниковой подвеской, пружинными амортизаторами, короткорычажной вилкой и двигателем в 5 л.с., который развивал скорость в 75 км/час.
В 1961 году появилась новинка М-103 с гидравлическими амортизаторами и телескопической вилкой. Производство было ориентировано для села, что и объясняло популярность мотоциклов.
Дальнейшая модернизация привела к большей мощности и скорости. Например, вышедшая в 1973 году модель ММВЗ-3.111 могла разогнаться до 90 км/час и имела мощность в 9,5 л.с. А ММВЗ-3.112 имел 12 л.с.
Особенности конструкции
Субмарины «Борей» обладают уникальными шумовыми характеристиками – они в пять раз тише, чем все предыдущие российские лодки. Движения подводной лодки «Юрий Долгорукий» осуществляет одновальный водометный двигатель с высокими пропульсивными характеристиками, что существенно снижает степень кавитации – главного производителя шумов при движении субмарины. Управление производится при помощи двух откидывающихся подруливающих устройств и выдвижных носовых горизонтальных рулей с закрылками. Автоматизированная единая система «Округ-55» обеспечивает слаженную работу всего оборудования корабля. Всплывающая спасательная камера и пять плотов КСУ-600Н-4 предназначены для спасения всего экипажа.