Николай годовиков: как сложилась жизнь “петрухи” из легендарного фильма “белое солнце пустыни”

Актер-инвалид

В 1944 году Павел Луспекаев демобилизовался из армии, а в 1946 поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Уже тогда режиссеры-педагоги выделяли его среди сокурсников. Но чем старше становился Луспекаев, тем чаще его беспокоили когда-то обмороженные ноги, уже в 26 лет ему диагностировали атеросклероз сосудов нижних конечностей.

В 1962 году после окончания съемок фильма «Капроновые сети» актер попал в больницу — кровообращение в ногах нарушилось и начался некроз тканей. Тогда ему провели ампутацию нескольких пальцев и части их фаланг. 1 марта 1965 года Павел Луспекаев вышел на пенсию по инвалидности, однако профессию не оставил.

Оценка и восприятие

В год выхода на широкий экран фильм вызвал неоднозначное восприятие у публики. По количеству зрителей он занял пятое место среди вышедших в прокат в 1970 году — 34,5 млн человек. А согласно ежегодному опросу журнала «Советский экран» только 4,1 % участвовавших в голосовании выбрали «Белое солнце пустыни» лучшим фильмом года (12 итоговое место), а, напротив, 4,5 % опрошенных признали его худшим фильмом года. С другой стороны газета «Советская культура» опубликовала опрос 16 профессиональных кинокритиков, которые оценили фильм в числе лучших (3-е место после «Начала» и «У озера»).

Фильм стал одним из самых известных в истории советского кинематографа, получив столь широкую популярность, что порой к нему применяют эпитет «культовый», а фразы героев устойчиво вошли в разговорный русский язык и стали крылатыми.

Критика

Как во время съёмок, так и по окончании мнение критики и кинематографического руководства СССР о фильме было скорее скептическим. Даже после многочисленных переделок результат был далёк от того, что хотели увидеть на экране. Режиссёрская трактовка неубедительно реализовала весь потенциал, который был заложен в сценарии. Операторскую работу, монтаж и звукорежиссуру, по мнению специалистов, также нельзя отнести к образцам киноискусства.

Владимир Мотыль, приступая к фильму, собирался снимать именно вестерн: «При всём сопротивлении чистоте жанра я стремлюсь снять именно вестерн. Но не путём подражания. Мы идём другим путём, но жанр в конечном итоге останется, ради этого мы и затевали всю эту историю…»

Несмотря на то, что фильм изначально планировалось снять как вестерн — жанровая принадлежность конечного результата несколько расплывчата. Киноведы считали, что у «Белого солнца пустыни» много общего с такими фильмами, как «Профессия: репортёр» Антониони, «Под покровом небес» Бертолуччи и советским «Тринадцать» Михаила Ромма.

Кинокритик Майя Туровская, отзываясь о «Белом солнце пустыни», говорила о создании в СССР нового жанра, аналогов которому в мировом кино нет.

Соревноваться с Голливудом в создании классических вестернов, как хорошо понимали создатели фильма, было бы бесполезно. Привлекательность фильма в его парадоксальной противоречивости. С одной стороны это явная пародия на вестерн, и в то же время боевик и высоко патриотическая картина. Главный герой Сухов одновременно похож на неунывающего и сноровистого героя русских сказок и совершает настоящий подвиг на войне. Пафос истинного героизма преподносится с экрана с истинным вкусом и чувством меры. Зрителя привлекает столкновение восточной традиционной культуры и русского фольклора на фоне героико-приключенческого сюжета с традиционными погонями и перестрелками.

Положительные стороны картины — это стиль и проработанные мелочи, придающие сюжету глубину и драматизм. Так, например, интересная режиссёрская находка — супруге, которые он читает про себя. Идея разнообразить таким образом сюжет принадлежала режиссёру, а текст писем сочинил Марк Захаров.

Другое достоинство фильма — актёрская игра, в том числе персонажей второго плана, но прежде всего Павла Луспекаева, работа которого стала откровением для зрителя.

Последние годы, причина смерти

В 2015-м году скончалась от диабета жена Людмила, с которой актер прожил более 20-ти счастливых лет. Николай остался один в маленькой однокомнатной квартире со своей старой собакой Чарой. Дочь жены Валерия и ее семья (муж Саша и два сына — Марат и Тема) были для него самыми близкими людьми. Годовиков не жалел, что прожил такую извилистую жизнь и всегда подчеркивал, что сам был автором всего хорошего и плохого, что в ней случилось (по-моему, очень правильная позиция). Последние 5 лет его уже не приглашали в кино, зато совершенно неожиданно актер увлекся живописью.

Последнее время Николай Львович тяжело болел. Прогрессировала онкология, о которой знали его близкие, но не знал сам актер.

Николай Годовиков. Фото www.spb.kp.ru

Как это часто бывает, болезнь выявили на позднем этапе, когда уже ничего нельзя было изменить. Николай Годовиков скончался 23 ноября 2017 года в своей квартире на 68-м году жизни. Урна с его прахом захоронена на Южном кладбище Санкт-Петербурга рядом с могилой жены Людмилы. Родные дети на похороны не явились…

Фото m-necropol.ru

Актер сыграл только одну знаменитую роль, но его “Петруху” телезрители любят и помнят до сих пор.

Татьяна Кричевская

Саундтрек

Саундтрек к фильму « Белое солнце пустыни» — один из самых знаменитых российских фильмов. Партитура содержит музыку для гитары, балалайку и оркестровую музыку. Многие песни вдохновлены городской песенной культурой столичной России 1960-х годов. Эти песни часто представляют собой просто голос и гитару, а музыка основана на традиционной русской народной музыке.

Музыкальный мотив фильма — «Ваша честь, госпожа удача» в исполнении Верещагина в сопровождении гитары. В текстах говорится об одиночестве, зависимости человечества от удачи и надежде на любовь. Эти тексты отражают многие из центральных тем фильма, в том числе печаль Верещагина и разлуку Сухова с Катериной. Песня была написана Окуджавой по личной просьбе Мотыля, который работал с ним в прошлом. Строка из этой песни «Девять граммов твоему сердцу, остановись, не звони» включена как дань уважения в сценарий советского боевика 1985 года « Независимое парение» (Одиночное плавание) .

Последние статьи

  •   7 самых капризных и склочных знаменитостей Голливуда, с которыми коллеги предпочитают не связываться 3.05.2021, 22:14
  •   Как жилось «за мкад» Константинополя во времена Византийской империи : Правила бытия древней провинции 3.05.2021, 20:13
  •   6 самых дорогих фильмов в истории кино, глядя которые не заскучаешь 3.05.2021, 17:49
  • +1   Как выглядит роскошный загородный дом в стиле прованс, в котором живёт Владимир Пресняков-младший с семьей 3.05.2021, 15:34
  •   КГБ VS ЦРУ: Какие секреты разведки времен Холодной войны двух стран сегодня известны 3.05.2021, 14:00
  •   Почему ведьма из «Ночного дозора» отказала Смоктуновскому и не вышла замуж за Утёсова: Неизвестная Римма Маркова 3.05.2021, 11:40
  •   Почему королева-мать была не рада восхождению на престол своей дочери Елизаветы II 3.05.2021, 10:25
  •   Наталье Андрейченко – 65: Почему актриса пропадает в Мексике, «отключаясь от мира», и ссорится с полицией 3.05.2021, 09:24
  •   Как литографии обрели популярность и вошли в историю: 10 самых знаменитых работ 2.05.2021, 23:19
  •   Какие факты открыли недавние наблюдения за Лох-Несским чудовищем: На кого ничуть не повлиял COVID-19 2.05.2021, 21:20

Все статьи

Светлана Сливинская



Светлана Сливинская в роли Саиды | Фото: kino-teatr.ru

Ко мне обратился сам Владимир Мотыль. Он сказал, что снимается фильм «Спасите гарем!». Было любопытно – обещали поездки в Среднюю Азию, и я согласилась…



Кадр, не вошедший в фильм: сон Сухова о том, как он, вспомнив жену, бросает в воду женщин из гарема | Фото: pikabu.ru

Была сцена с большими шахматами, когда я обучаю гарем играть в шахматы. Но этот эпизод выпал. В одном из снов Сухов в образе Стеньки Разина под слова песни «И за борт ее бросает» должен был кидать меня за борт. При этом я должна была покорно улыбаться и под водой. Сцена получилась отличная. Аквалангисты вытащили меня почти без сознания. А потом сцену велели вырезать как жестокую



Светлана Сливинская | Фото: kino-teatr.ru

Игра мастера

Павлу Борисовичу удалось создать образ невероятной душевной силы. Он в эпоху застоя, когда, казалось, партийное ханжество вытеснило романтику служения Отечеству, вдруг воплотил редкий по возвышенности образ беспартийного человека – гражданина, стоящего выше любой власти: красной ли, белой ли — это ему все равно.

Луспекаев удивляет на съемках даже режиссера, произнеся измененную по своему усмотрению фразу: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!» — ставшую знаменитой. Внимательные зрители могут сами проследить, как, не ожидая такого толкования реплики, на миг замерли в кадре актеры.

«Белое солнце пустыни» благодаря энергетике Павла Борисовича стало чем-то большим, чем просто развлекательным фильмом. В год выхода киноленты в прокат актера не стало. Но в созданном образе Павла Артемьевича Верещагина заслуженный артист РФ увековечил память о себе.

Таможенники Петербурга, поставив памятник на его могиле, ежегодно приходят туда в свой профессиональный праздник. Памятники Верещагину-Луспекаеву установлены также в Москве, на границе Ростовской и Донецкой областей и на Челябинской таможне.

Урокам его гениальной игры долго еще будут следовать молодые актеры. «Белое солнце пустыни» можно воспринимать и как нерукотворный памятник этому достойному человеку.

Возвращение

Со своей третьей женой — Людмилой Павловной Нагорной, Годовиков познакомился по телефону, разыскивая кого-то из приятелей. Они начали перезваниваться, потом встретились и уже не расставались.


Людмила Нагорная. Фото www.eg.ru

Николай отказался от работы на складе и переехал к Людмиле. Она работала в “Метрострое” и туда же устроила рабочим Годовикова. Наконец-то, его жизнь начала налаживаться. Они поженились. Не сразу, но у актера получилось установить контакт с дочерью жены — Лерой. Впоследствии, именно она станет для Николая родной. Единокровные дети — Мария и Артем — остались для него чужими. Ни сам актер, ни сын с дочерью к общению не стремились.

Николаю удалось вернуться в кинематограф. Серьезных работ ему больше не предложат, но актер снимется в небольших ролях в таких популярных криминальных сериалах, как “Улицы разбитых фонарей”, “Тайны следствия”, “Убойная сила”, “Бандитский Петербург” и т.д.


Николай Годовиков. “Улицы разбитых фонарей” 2008-09 г.

Возраст и интересные факты

Звезда Сириус и созвездие, в котором она находится, по примерным оценкам относится к сравнительно молодым (её возраст составляет 200—300 млн лет). Изначально система состояла из двух бело-голубых тел. Раньше их было бы идеально видно с Земли.

Первая звезда весила в два раза больше Солнца, а вторая — в пять. Затем более тяжёлая постепенно сгорела и превратилась в красный гигант, но потом сбросила верхний слой и стала белым карликом (четвёртая стадия эволюции). На данный момент Сириус В имеет массу немного меньше, чем у Солнца.

Шумеро-аккадские астрономы сопоставляли это небесное тело с богом Нинуртой и называли его Стрелой. Надпись на монументе Тиглатпаласара обозначает акронический восход. В среднеассирийский период это была середина зимы. Различные народы и племена устраивали празднования в честь богов.

Существует одна интересная история, связанная с Сириусом. В древних текстах о нём упоминается, как о красном объекте, хотя сейчас у него белый цвет с голубоватым оттенком. Птолемей и Сенека были уверены, что эта звезда — ярко-красная. В своих записях они её так и описывали. Также подобные упоминания можно встретить и в легендах других народов.

Всенародный любимец товарищ Сухов

Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru


Анатолий Кузнецов в роли Сухова | Фото: kino-teatr.ru

Толя, приезжай, все расскажу при встрече, прости, забудь обиды, и роль будет твоей

Кадр из фильма *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: domkino.tv


Анатолий Кузнецов в роли Сухова | Фото: kino-teatr.ru

Кого я только ни играл: военного оператора, инженеров, белого офицера, гоголевского судью Ляпкина-Тяпкина. Был на экране и шахтером, и следователем угрозыска, и металлургом. После съемок у Сергея Колосова в фильме «Радости земные» мог бы читать лекции о непрерывном розливе стали… Есть актеры, которые создали в советском кинематографе потрясающие образы, но миллионы людей помнят всего одну роль. Это какой-то феномен в искусстве

Звездный час

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru


Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: starhit.ru

Этот отрицательный персонаж выглядит положительным героем, надо это изменить! Надо сделать так, чтобы он не был таким симпатичным

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы в фильме *Белое солнце пустыни*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

Может, потому, что я старался играть не бандита, а человека, защищающего все, что ему дорого, – отцовский дом, землю предков… Он ведь жил по тем законам, на которых воспитывался, которые считал правильными. А у него все отняли! Думаю, его можно понять… По большому счету Абдулла – не негодяй. В душе я ему сочувствовал

использованная литература

Премьера и прокат

В дальнейшую судьбу фильма вмешался глава государства, Леонид Брежнев. Он возмутился, почему он ещё не видел «Белое солнце пустыни» — в то время была принята практика, когда на дачах у высших партийных чиновников организовывались закрытые просмотры новинок советского и зарубежного кинематографа.

Брежнев был большим поклонником западных боевиков и вестернов в частности. В канун ноябрьских праздников ему из фильмотеки отправили новинку, и генеральный секретарь остался в восторге от просмотра, что сняло последние препоны. Фильм был допущен в широкий прокат.

По утверждению космонавта Алексея Леонова, он под личную ответственность попросил одну копию из Госфильмофонда для закрытого проката в центре подготовки космонавтов, которые и обратились к Брежневу.

Для создателей и руководства ограниченная премьера картины состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино. Премьера на широком экране в столице состоялась 30 марта следующего года. Из-за низкой оценки приёмной комиссии картина получила 2-ю категорию, что, по мнению создателей, снизило прокатные показатели.

В прокате 1970 года фильм занял 2-е место — 50 миллионов зрителей (лидером стало «Освобождение» Юрия Озерова).

Фильмография

Последние годы и смерть

После выхода из тюрьмы Николай Годовиков устроился рабочим в метрострой, где трудился до самой пенсии. Снимался в эпизодах сериалов, таких как «Бандитский Петербург» и «Спецназ» — по иронии судьбы в фильмографии актера больше ролей следователей, чем преступников.

Могила Николая Годовикова

На пенсии Николай научился водить автомобиль и купил «Жигули», а еще стал рисовать картины. Последней киноработой актера стала роль управляющего казино в сериале «Шеф» в 2011 году.

Ушел из жизни Годовиков в возрасте 67 лет 23 ноября 2017 года. Причиной смерти стал рак почек. Близкие должны были сопровождать пенсионера в медучреждение, но пришедший зять (муж падчерицы) обнаружил актера уже мертвым. Тело кремировали, а урну захоронили, согласно воле покойного, на Южном кладбище Петербурга рядом с могилой супруги Людмилы.

Как началась кинокарьера Годовикова

Однажды Коля услышал по радио о наборе подростков для съемок в кино на студию “Ленфильм”. Он не раздумывал ни минуты. Преодолев огромный конкурс, мальчик получил эпизодическую роль беспризорника в картине режиссера Николая Полоки “Республика ШКИД”. Несмотря на незначительность роли, он достаточно часто мелькал в кадре (в одной сцене даже выступил в двух лицах — и беспризорника, и ученика). Социальная драма о трудных подростках вышла на экраны в 1966-м году и имела большой успех.


Коля Годовиков в первом ряду справа. “Республика ШКИД” 1966 г.

Обаятельный Коля запомнился зрителям, а Полока порекомендовал начинающего актера режиссеру Владимиру Мотылю, который начинал в это время работу над картиной “Женя, Женечка и “катюша” (1967 г.).

В этой мелодраме Николай получил небольшую роль красноармейца. У него было несколько ярких эпизодов, но при окончательном монтаже картины большую их часть вырезали — не хватило экранного времени. Утешая Николая (который от обиды решил покончить с кино), Владимир Мотыль пообещал, что обязательно позовет его в свой следующий фильм. И слово свое сдержал: в 69-м году пригласил Годовикова на роль Петрухи в вестерн “Белое солнце пустыни”. Пробу Николая оценили, как лучшую.

Численность движения

22 мая 2016 года в Ярославском центре военно-патриотического воспитания ДОСААФ имени Валентины Терешковой в рамках пилотного проекта в ряды военно-патриотическое движение «Юнармия» вступили первые 104 школьника. На конец октября 2016 года количество участников военно-патриотическое движения «Юнармия» составляло более 26 000 человек в возрасте от 11 до 18 лет. Членство в организации является добровольным и открытым. Вступить в ряды военно-патриотического движения «Юнармия» может любой школьник, общественная организация, клуб или поисковый отряд.
На апрель 2017 года численность движения составила 70 000 членов, штабы открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации. На июнь 2017 года движение насчитывало более 117 тысяч человек, в сентябре 2017 года — более 160 тысяч членов.В мае 2018 года, согласно заявлению начальника Военно-воздушной академии генерал-полковника Геннадий Зиброва, численность участников движения превысила 230 тысяч человек.

Отделения «Юнармии» открыты также в Армении, Таджикистане и Абхазии.

Как снимался Годовиков в знаменитом фильме

Съемки начались в Махачкале. Жара сводила с ума, но у Годовикова нашлись силы нарваться на конфликт с местным кавказцем. В драке тот разбил ему нос и расцарапал лицо. Когда режиссер увидел, во что превратился Петруха, то пришел в ужас, но не растерялся — добавил в сценарий эпизод, в котором Петруху поколотили. Таким Коля и оставался до конца съемок: как только болячки на его лице стали заживать, их воспроизводили при помощи грима.

В остальном все складывалось для молодого актера неплохо: почти все дубли получались у него с первого раза, что особенно ценил режиссер из-за дефицита пленки. По этой же причине Владимир Мотыль предпочитал, чтобы актеры обходились без дублеров. Однажды по сюжету Петруха должен был пройти по краю крыши высокой мечети (высота до земли — около 30 метров). Коля запаниковал, но режиссер решил вопрос страховки просто — распорядился привязать парня за ногу толстой веревкой и сказал:”Не робей, ты просто должен остаться живым, нам же еще кино доснимать”. К счастью, страховка не пригодилась. Себя режиссер тоже не щадил. Приведу такой пример: почти все сцены на баркасе снимались с маленькой лодки, в которой помещались только два человека — оператор и его ассистент. В это время Владимир Мотыль плавал рядом с лодкой, держась за борт. Стоял октябрь месяц: и ветер, и вода были ледяными…

Снимаясь в картине, Годовиков подружился с актером Павлом Луспекаевым, игравшим роль таможенника Верещагина.


Верещагин и Петруха. “Белое солнце пустыни”

Они были знакомы и раньше — вместе работали в фильме “Республика ШКИД”. Павел Борисович был очень болен — ему удалили обе ступни, поэтому актера везде сопровождала его жена, актриса Инна Кириллова. Когда ей приходилось уезжать по делам, она просила Колю пожить в номере мужа на случай, если ему потребуется помощь. Годовиков с радостью соглашался. Во время их бесед, Луспекаев часто рассказывал младшему коллеге об азах профессии и многому его научил.

А вот с Анатолием Кузнецовым (товарищем Суховым) у Коли отношения не сложились.


Петруха и товарищ Сухов. “Белое солнце пустыни”

Он свысока смотрел на неопытного Годовикова и часто делал язвительные замечания на его счет. Зато в Гюльчатай, которую начала играть Татьяна Денисова, молодой актер влюбился вполне реально. Но девушка на его чувства не ответила и ушла со съемок через 4 месяца: Татьяна заканчивала цирковое училище, которое было для нее важнее всего остального. Мотыль взял на роль Гюльчатай статистку Татьяну Федотову.


Татьяна Федотова “Белое солнце пустыни”

Премьера “Белого солнца пустыни” состоялась 30 марта 1970 года и прославила всех главных героев. Годовиков в это время уже служил в армии.  Точно известно, что на момент съемок у него была бронь, но по версии самого актера, он добровольно ушел служить, т.к. обиделся на жестокую шутку коллег, бросивших его в чужом городе после окончания съемок.  А по другим источникам, Николай был уличен в краже студийного оборудования и армия стала  для него единственным способом избежать тюрьмы.

Проблемы с законом

В 1977 году, подравшись с приревновавшим соседом по коммуналке, Николай получил тяжелую травму груди. После драки актер не смог найти работы и был осужден за тунеядство.

После выхода на волю Годовиков сразу же попал в тюрьму повторно, на этот раз уже за квартирную кражу. Актер объяснял, что воровал из-за необходимости, чтобы выжить. 8 лет Николай провел в местах не столь отдаленных.

После освобождения Годовиков устроился жить в поселке Вырица, где работал сварщиком и маляром. В 1987 году поступил на режиссерский факультет и снова стал сниматься. Но опять попался на краже, получив 2,5 года в колонии для рецидивистов.

Цель достигнута

14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино состоялся специальный премьерный показ фильма для государственной комиссии. В Москве на широкий экран «Белое солнце пустыни» выпустили 30 марта 1970 года. Несмотря на негативное отношение критиков к ленте, зрители сразу полюбили этот фильм. Все актеры заслуженно обрели успех.

Теперь Владимир Мотыль предложил Павлу Луспекаеву сняться в своем следующем фильме «Лес» в роли Несчастливцева. Андрей Кончаловский рассматривал этого актера на роль врача Астрова в своем «Дяде Ване». Татьяна Лиознова панировала пригласить его попробоваться на роль Мюллера в телесериале «17 мгновений весны». Театральный режиссер Георгий Товстоногов позвал Павла Луспекаева сыграть в БДТ Отелло и Бориса Годунова.

Пограничник в осаде

После Октябрьской революции погранотряд развалился и Поспелов оказался единственным командиром 30-й Закаспийской бригады, оставшимся на посту. Рядовые разошлись по домам, а офицеры ушли на Кавказ и присоединились к белому движению. Свой дом в Гермабе с высокими стенами и окнами-бойницами пограничник превратил в настоящую крепость, в которой держал осаду вместе с переводчиком, женой Софьей, двумя дочками — Леной и Верой, которых научил стрелять.

Поспелов понимал, что контрабандисты и бандиты, пользуясь безвластием, попытаются свести с ним старые счеты. Дмитрий Иванович собрал дома все оружие погранотряда, среди которого оказались гранаты и пулеметы. На предложения бывших сослуживцев уходить в «Россию» пограничник отвечал: «Мое дело — охранять границу Отечества. И я отсюда никуда не уйду». Все нападения на свой дом Поспелов успешно отбил и в 1919 году перешел к активным действиям.

Михаил Дмитриевич собрал отряд, в который вошли несколько русских и туркмены-крестьяне, уставшие от беспредела, творимого бандитами. Он вооружил добровольцев и вместе с ними организовал пограничный пост Гермаб. Со временем «Красный шайтан» взял под контроль всю линию гермабского отряда.

Шанс все вернуть

И сам актер, и его жена, а также друзья прекрасно понимали, что только возможность вернуться на актерскую стезю сможет остановить его стремительное приближение к гибели. Но без ступней и пальцев ног невозможно передвигаться. И тогда появилось решение – заказать протезы, и не где-нибудь, а во Франции. Этому поспособствовала сама министр культуры Екатерина Фурцева. Когда актер получил протезы и начал заново учиться ходить, его навестил кинорежиссер Владимир Мотыль. К тому моменту у него уже имелся первый вариант сценария фильма «Белое солнце пустыни», написанный кинодраматургами Валентином Ежовым и Рустамом Ибрагимбековым. У постановщиков было понимание, кто должен играть главных героев, эпизодическая роль бывшего таможенника Верещагина еще была свободной.

В своем дневнике Луспекаев сделал такую запись: «…Только что ушли киношники. Предлагают попробоваться на небольшую, но очень интересную роль. Я завелся. Много говорил. Волнуюсь, что мои ноги могут не дать сниматься…»

Годовиков Николай Львович

Исполнитель роли Петрухи Николай Годовиков не имел актерского образования, однако у него был опыт съемок в ленте «Республика ШКИД» (выступил в роли беспризорника). В пробах на эту роль он переиграл самого Савелия Крамарова. У Николая был природный дар актера, и это ценил Владимир Мотыль.

Во время съемок «Белого солнца» с актером произошло несколько интересных эпизодов, заслуживающих внимания любителей кино. Однажды (съемки велись в Туркменистане) ему, заболевшему лихорадкой, пришлось сниматься с температурой под 40оС.

В кадрах сцены убийства Петрухи Черным Абдуллой зрители услышали от Годовикова непритворный крик боли (клинок исполнителя роли злодея скользнул по спасительной доске).

Роль в фильме Владимира Мотыля принесла парню славу. Однако дальнейшая судьба самоучки сложилась непросто. Он вскоре после съемок женился и попытался устроить свою жизнь. Работал эпизодически, ожидая приглашений режиссеров. Затем «добрые люди» выхлопотали ему срок за тунеядство.

Николай Львович, находясь в уголовной среде, начал воровать, за что получил еще несколько сроков. После отбывания наказания актер еще дважды был женат. Нынче работает в «Метрострое», имеет двух детей, периодически снимается в эпизодах.

Личная жизнь

Николай Годовиков был трижды женат. С первой супругой, поваром Галиной, брак продлился три года, в 1974 году появилась дочь Мария. Но жена, которая была старше на 4 года, не смогла смириться с безденежьем.

После первого освобождения гражданской супругой Годовикова стала Римма. В 1989 году родился сын Артем, но через 1,5 года из-за отсутствия денег Римма и ее мать выставили Николая из дома.

Третьей супругой Николая Львовича стала Людмила Нагорная, работница метростроя. Актер разыскивал знакомого, и кто-то дал телефон Люды. Женщина поверила в Николая и помогла найти последнюю перед пенсией работу. Детей в этом браке не было, воспитывалась падчерица Валерия, которую Годовиков считал родной. Личная жизнь актера, наконец, стала счастливой, но в 2015 году Людмила скончалась.

С матерью, супругами и детьми Годовиков не общался. На единственной взрослой встрече с Марией дочь попросила отца помочь устроиться в кино, но Николай искать связи и продвигать девушку не захотел. Сына актер видел только в моменты передачи алиментов и, хоть и получил приглашение на свадьбу ставшего машинистом Артема в Черновцы, ехать отказался.

А вот с приемной дочерью Валерией и ее семьей у Николая Львовича были прекрасные отношения. Актер очень любил внуков, но не мог пригласить в гости — жил Годовиков с любимой собакой Чарой, а у детей была аллергия. Потому часто Николай сам ходил в гости к родственникам через реку.

В начале 2021 года имя Николая Годовикова прозвучало в ток-шоу «Пусть говорят», племянница актера Анна Барановская пожаловалась на избиения со стороны бывшего мужа. 29 марта 2021 года в очередном выпуске программы Первого канала появился машинист метро Алексей Кормилицын, рассказавший, что со слов тетки он является внебрачным сыном Годовикова, с которым его мать встречалась в 1986 году на отдыхе в Анапе. Первый тест ДНК с Анной и Алексеем не дал однозначного ответа, и история в «Пусть говорят» была продолжена.

Прием

Белое солнце пустыни стало одним из самых популярных фильмов всех времен в России, где он приобрел статус классики. Это помогло популяризировать восточные фильмы.

В советское время фильм не получил наград. Это был один из самых популярных фильмов 1970 года, собрав 34,5 миллиона зрителей, но проиграл Государственную премию СССР 1970 году фильму « У озера» . Только в 1998 году он был удостоен государственной премии президента Бориса Ельцина как культурно значимый.

Фильм получил ограниченное внимание на Западе. Его показали на фестивале советского кино в маленьком театре Карнеги в 1973 году, приурочив его к визиту Леонида Брежнева в Соединенные Штаты

В остальном он не получил широкого распространения. Роджер Гринспан , кинокритик New York Times , назвал это «развлечением для бегства от реальности».

Заключение

Возможно, не просмотри Леонид Ильич Брежнев у себя на даче этой ленты, советский зритель был бы вообще лишен возможности увидеть сей шедевр.

Интересно, что эта замечательная кинолента стала талисманом советских и российских космонавтов. Впервые ее просмотрел перед полетом экипаж «Союза-12» — Макаров и Лазарев. Мужчинам нелегко было мобилизовать себя на полет после гибели трех своих друзей — экипажа «Союза-11». Впоследствии ее просмотр в космическом городке превратился в предполетную традицию.

Возможно, и вправду помогает людям бодрящая живая энергетика культовой картины «Белое солнце пустыни». Актеры и роли этого фильма любимы миллионами людей всех возрастов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector