Классы кораблей и судов вмф

Содержание:

Разрушители

HMS  Mackay , один из лидеров эсминцев типа «Адмиралтейство», участвовал в боевых действиях в проливе Канал

Разрушители

HMS  Vanquisher — один из эсминцев класса V, принимавших участие в эвакуации войск из Франции в операции «Динамо».

Эсминец класса G HMS  Griffin в основном участвовал в боевых действиях в битве при мысе Матапан и в операции «Энергичный», в основном вокруг Африки и Средиземного моря.

  • Эсминец класса R — только HMS Skate
  • Эсминец класса V и W
  • Эсминец S-класса
  • HMS  Ambuscade   (D38)
  • HMS  Amazon   (D39)
  • Эсминец класса А и В
  • Эсминец класса C и D
  • Эсминец класса E и F
  • Эсминец класса G и H
  • Эсминец I класса
  • Эсминец племенного класса
  • Эсминец классов J, K и N
  • Эсминец класса L и M
  • Эсминец типа «Охота»
  • Эсминец городского типа
  • Эсминец класса О и П
  • Эсминец класса Q и R
  • Эсминец класса С и Т
  • Эсминец класса U и V
  • Эсминец классов W и Z
  • Эсминец C-класса
  • Эсминец боевого класса

См. также

Память

Миноносец

Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды

Эскадренный миноносец

Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.

В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.

Эсминец УРО

В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО

Ссылки

Навигация

Парусное судно гукор (гуекр) 13 век

Изначально они использовались в качестве промысловых судов, в XIII-XV столетиях. Потом их конструкция начала изменяться, что привело к увеличению габаритов, что позволило устанавливать боевые орудия и использовать в военных целях. В большинстве случаев Гукор снабжался 10 пушками малого калибра. Оборудовался парой мачт, удлиненным бушпритом, к которому присоединялся стаксель, посредством фор-стенег. Также присутствовал кливер, иногда бом-кливер. Фок-мачта снабжалась триселем, а на шкаторине отсутствовал гик, благодаря чему она получала больше свободы. Выше находился марсель, а над ним располагался брамсель. Бизань-мачта оборудовалась крюйселем и бизанью. Более крупные представители могли иметь по 3 мачты, 300 членов экипажа и перевозить 200 тонн груза. В стандартном варианте команда состояла из 70 человек.

Структура ВМФ

Как и любое военное подразделение, Военно-Морской Флот Российской Федерации имеет уникальную структуру, позволяющую ему действовать не только слаженно, но и быстро. Сегодня ВМФ составляют такие корабли.

Тяжелые атомные крейсеры

Тяжелые атомные крейсеры, принадлежащие к проекту 1144 “Орлан”. Корабли этой серии были выпущены еще в советское время, в период с 1973 по 1989 годы в численности 4 боевых единиц. На сегодняшний день только 3 из них находятся в строю — “Петр Великий”, “Адмирал Нахимов” и модернизированный в 2016 году  “Адмирал Лазарев”. Это единственные в российском ВМФ крейсеры, которые имеют на вооружении энергетические установки ядерного типа.

Крейсеры ракетного типа

Крейсеры ракетного типа, созданные по проекту 1164 “Атлант”. Эти крейсеры еще стояли на вооружении СССР. Сегодня они являются промежуточным звеном между тяжелыми атомными крейсерами, о которых было сказано выше, и миноносцами-экскадронами, созданными по типу “Современный” в ряду проекта 956, носящего кодовое название “Сарыч”.
Рис. 2. Тяжелые атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан»Главное положение в морском флоте РФ занимают крейсеры с ракетным вооружением типа “поверхность-земля”:

  • Из 10 запланированных кораблей было построено только 4;
  • В боевой готовности находится только 3;
  • В законсервированном состоянии — 1.

Суда такого типа имеют водоизмещение 11380 тонн. Длина составляет 186 метров, ширина — 20,8 м.

Эсминцы

Эсминцы, созданные в рамках проекта “956 Сарыч” были выпущены в двух модификациях:

  • Первая — суда принадлежащие корпусу с номерами от 1 до 12, обладающие водоизмещением в 7904 тонн при полной комплектации и 6500 при стандартной.
  • Вторая — корабли, относящиеся ко второму корпусу с номерами от 12 до 19. С водоизмещением 8000 тонн при полной загруженности и около 6600 при стандартной.

Максимальная длина составляет 156,5 метра, ширина — 17,2 м. По конструктивной ватерлинии (КВЛ) 145 м в длину и 16,8 м в ширину.

Рис. 3. Сторожевой корабль проекта 01090 «Сметливый»Максимальная скорость составляет 33,4 узла. При скорости в 33 узла такой эсминец может пройти около 1345 миль без дозаправки. Автономность плавания составляет около месяца. Управляют таким гигантом 296 человек, 25 из которых имеют звание не ниже офицерского в мирное время. Во время ведения боевых действий численность экипажа увеличивается до 358 человек, в составе которых 31 офицер.

Большие противолодочные корабли

Большие противолодочные корабли, построенные по проекту “61 Комсомолец Украины”. Производство таких кораблей было начато еще в советское время. Сегодня из 20 построенных в строю находятся лишь один “Сметливый”. Его водоизмещение составляет 4510 тонн, длина — 143, 95 м, ширина — 15,78 м. Оснащен он силовым агрегатом мощностью в 72 000 л.с. Кораблем управляют 266 человек, среди которых 22 офицера. Автономность плавания 10 дней без дозаправки.

Малые ракетные корабли

Малые ракетные корабли 21631 “Буян-М”. На 2018 год активно ведут свою деятельность 7 судов, еще небольшая часть, а именно 5 кораблей, находятся на стадии строения. Обладая водоизмещением в 949 тонн, шириной — 11 м, длиной — 74,1 м, бронированными рубками и иллюминаторами, мощным мотором, способным выдавать 4 x 3,2 МВт, корабль является маневренным и быстрым. Максимальная скорость равняется 25 узлам, а запас хода — 2500 миль при скорости в 12 узлов. Экипаж составляют 52 человека.
Рис. 4. Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат»

Малые ракетные корабли

Малые ракетные корабли, созданные в проекте 1234 “Овод”, выпускались в трех модификациях:

  • 1234
  • 1234Э
  • 1234.1

Рассмотрим подробные характеристики на примере модели 1234. Длина — 59,3 м, ширина — 11,8 м. Мощный мотор на 30000 лошадиных сил позволяет развить скорость в 35 узлов. Управляется корабль при помощи трех винтов с фиксированным шагом. Дальность плавания при максимальной скорости составляет 415 миль. Экипаж состоит из 60 человек, среди них 9 офицеров.

Парусное судно

Устройство парусного корабля немногим отличается от обычного судна. Только парусным вооружением, рангоутом и такелажем.

Парусное вооружение – набор всех парусов судна. Рангоут – детали, которые непосредственно несут паруса. Это мачты, реи, стеньги, бушприты, гики и другие элементы, знакомые по книгам о пиратах прошлых веков.

Специальные снасти, с помощью которых в определенном положении закрепляются мачты, бушприты и стеньги, называются стоячим такелажем, например, ванты. Такая оснастка остается неподвижной и делается из толстого смоленого, изготовленного из растительных материалов, или оцинкованного железного или стального троса, а в некоторых местах — цепей.

Подвижные снасти, с помощью которых ставят и убирают паруса, выполняют другие операции, связанные с управлением парусным судном, называются бегучим такелажем. Это шкоты, фалы и другие элементы, изготовленные из гибких стальных, синтетических или пеньковых тросов.

Во всем же остальном, даже в количестве палуб, парусные суда похожи на собратьев.

Многопалубное судно под парусами появилось в XVI веке. На испанских галеонах в зависимости от водоизмещения могло быть от 2 до 7 палуб. Надстройка тоже строилась в несколько ярусов, в которых располагались жилые помещения для офицеров команды и пассажиров.

Строение корабля, по крайней мере, его основные конструктивные элементы, не зависит от типа и назначения судна, будь то парусники, приводимые в движение силой ветра, надувающего паруса, или колесные пароходы с паровой машиной в качестве движителя, круизные лайнеры с паротурбинной установкой, или атомные ледоколы.

Классификация судов ВМФ России

Все корабельные суда Военно-Морского Флота России делятся по своему назначению, арсеналу и по спектру своих возможностей.

Надводные

Основной задачей кораблей, обладающих данным статусом, являются:

Защита морских субъектов, имеющих особую важность для государства;
Перевозка десантных войск к месту дислокации;
Борьба с минными заграждениями или их установка;
Некоторые суда способны перевозить на своем борту подводные суда меньшего размера, например, подводные лодки особого назначения, которые не имеют большого запаса собственного хода.

Рис. 5. Большие противолодочные корабли проекта 1155.1

Подводные

К такому типу техники относятся исключительно подводные лодки. Сейчас на вооружении Российской Федерации находится несколько единиц таких образцов. Главной их задачей является нанесение внезапного удара по точкам дислокации врага из морских глубин.

Морская авиация

Делится на:

  • Береговую
  • Палубную

Они имеют одинаковые цели и предназначаются для того, чтобы наносить моментальные удары по вражеским кораблям:

Располагаясь на палубе авианосцев, они способны в самые короткие сроки добраться до морской цели и уничтожить ее;
Не менее важной задачей морской авиации является отражение воздушных вражеских налетов и уничтожение летящих ракет при помощи корабельного вооружения;
Третья задача — это нанесение воздушного удара по местам дислокации противника на суше;
Четвертая задача — это разведка для целеуказания ракетам на корабле.

Рис. 6. Фрегаты проекта 11540 «Ястреб»

Береговые войска

Включают в себя:

  • Морскую пехоту
  • Подразделения береговой охраны

Первые — выполняют роль боевого подразделения, которое ведет военные действия на суше при непосредственной высадке с кораблей.Вторые — занимаются охраной прибрежных территорий, следят за сохранностью границ. В частности, это охрана особо важных стратегических объектов, таких как порты, военные базы морского флота. Также принимают непосредственное участие в операциях в составе как морских, так и воздушных десантников.

Части и суда специального предназначения

Такие суда предназначены для выполнения боевых задач, носящих секретный или особо важный характер. Как правило, бойцы таких подразделений имеют самую лучшую военную подготовку. Эти подразделения носят название “отрядов СПЕЦНАЗ по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами”.В составе российской армии их 14. Расположены они в: Севастополе, Новороссийске, два — в Петропавловске-Камчатском, и остальные — в Махачкале, Разбойнике, Балтийске, Кронштадте, Полярном, Видяево, Мурманске, Гаджиево и Гремиха.

Корабли, предназначенные для гидрографической деятельности

В основном они ведут деятельность в сфере навигации и исследования океанических глубин на такие предметы, как глубинные бомбы. Подчиняются такие корабли исключительному верховному командованию Министерства Обороны России.
Рис. 7. Фрегаты проекта 22350 типа «Адмирал Горшков»

Устройство парусного судна

Классическая схема парусного судна включает четыре части: корпус, рангоут, такелаж и паруса.

Рангоут

Рангоут — система мачт, реев, гафелей и других конструкций, предназначенных для размещения парусов, сигнальных огней, постов наблюдения и т. п. Рангоут может быть неподвижным (мачты, стеньги, бушприт) и подвижным (реи, гафели, гики).

Такелаж

Такелаж разделяется на стоячий и бегучий.

Стоячий такелаж служит для удерживания на месте рангоута и играет роль растяжек. Тросы стоячего такелажа на современных судах выполняются, как правило, из оцинкованной стали или нержавеющей стали.

Бегучий такелаж предназначен для управления парусами — их подъёма, уборки и т. п.

Паруса

Парус — движитель парусного судна — кусок материи, на современных судах — синтетической, крепящейся к рангоуту с помощью такелажа, позволяющий трансформировать энергию ветра в движение судна. Паруса разделяются на прямые и косые.

Прямые паруса имеют форму равнобокой трапеции, косые — форму треугольника или неравнобокой трапеции. Использование косых парусов позволяет судну двигаться круто к ветру.

Классификация кораблей ВМФ СССР и России

Основные статьи: Классификации кораблей Российского императорского флота, Классификации кораблей ВМФ СССР и Классификации кораблей ВМФ России

авианосец (крейсер) «Адмирал Кузнецов»

В России собственная классификация кораблей начала складываться после завершения эры парусного флота, последним эпизодом которой стала Крымская война середины XIX века. Количество мачт и число пушек в качестве критерия классификации утратили свое значение. На первое место вышло водоизмещение корабля. Сохранилось деление на ранги, которое было существенно сокращено.

Самыми крупными считались корабли 1 ранга водоизмещением от 10 до 60 тыс. тонн. К таковым в императорском флоте относился броненосец «Потёмкин», водоизмещением 13 тыс. тонн и длиной 115 метров. Ещё больше был советский линкор Марат, водоизмещением около 24 тыс. тонн. С линкорам были соизмеримы появившиеся во второй половине XX века атомные подводные лодки (например, Курск). Самым большим кораблем 1 ранга является авианосец (крейсер) «Адмирал Кузнецов», водоизмещением до 60 тыс. тонн и длиной более 300 метров.

Распространенным типом корабля 2-го ранга в России был сторожевой корабль, который соответствовал фрегату в западной классификации (Адмирал Макаров). Сторожевые корабли имели меньшие размеры по сравнению с кораблями 1-го ранга, были оснащены как противолодочным, так и зенитным вооружением. По техническим характеристикам они напоминали эсминцы, но предназначались для выполнения дозорных и патрульных задач. В императорском флоте соизмеримое со сторожевыми кораблями и небольшими эсминцами водоизмещение (~1 тыс. тонн) имели канонерские лодки. В советские годы корабли 2-го ранга пополнились большими противолодочными кораблями (Адмирал Захаров), водоизмещением до 7 тыс. тонн и длиной до 163 метров. Также статус корабля 2-го ранга имели большие десантные корабли, способные нести до батальона морской пехоты (Николай Вилков).

Самыми малыми кораблями считались яхты, катера и буксиры, водоизмещение которых было меньше 1 тыс. тонн. В императорский период водоизмещение яхт достигало 840 тонн, а длина приближалась к 60 метрам (Царевна). Из минных катеров эволюционировали через миноносцы в эскадренные миноносцы (эсминцы), водоизмещение которых колебалось от 500 до 8 тыс. тонн. От катеров эсминцы сохранили высокую скорость хода до 34 узлов (63 км/ч — Азард) и торпедное вооружение. В советское время в классе малых кораблей появились малые ракетные корабли и малые противолодочные корабли, соответствующие корветам по западной классификации. Так малый ракетный корабль Накат имел водоизмещение около 640 тонн, длину в 60 метров и максимальную скорость 34 узла. Командиры малых кораблей имели звание капитан-лейтенанта или капитана 3-го ранга.

Современные фрегаты

Фрегат Evertsen (F805) типа De Zeven Provinciën ВМС Нидерландов 2005 год

Литоральный боевой корабль USS Independence (LCS-2) 2010 год.

Второй мировой войны

В разных странах существуют различные системы классификации эскортных и сторожевых кораблей.

В США к классу фрегатов УРО отнесены корабли водоизмещением 3000-6000 тонн, несущие управляемое ракетное оружие и предназначенные для сопровождения основных военно-морских сил или крупных конвоев и защиты их от воздушных и подводных атак. Таким образом фрегаты в американском флоте занимают промежуточное положение между эсминцами УРО и крейсерами УРО и их основной задачей является охрана ударных соединений и конвоев. В зависимости от модификации они имеют буквенные обозначения FFG — фрегаты УРО или FFGN — атомные фрегаты УРО. Строящиеся в настоящее время в рамках программы LCS (англ. Littoral Combat Ship литоральные боевые корабли) являются промежуточным звеном между фрегатами и корветами и предназначены для действий в прибрежной зоне.

В Великобритании к классу фрегатов относятся корабли, предназначенные для противовоздушной и противолодочной обороны морских соединений, уничтожение легких военных кораблей противника и поддержки наземных операций. По своим размерам британские фрегаты УРО вплотную приблизились к эсминцам УРО. Аналогичное назначение и характеристики имеют фрегаты Германии, Китая, Франции, Южной Кореи, Японии. В Испании, Нидерландах и ряде других стран фрегаты являются самыми крупными военными кораблями.

В Российском флоте в настоящее время к типу сторожевых отнесены корабли 2 ранга, предназначенные для охраны боевых флотов и конвоев от лёгких надводных сил, подводных и воздушных сил противника в дальней морской зоне. Дополнительно сторожевые корабли могут использоваться для постановки минных заграждений и поддержке десантных атак на береговые цели. Большие противолодочные корабли проекта 22350 отнесены к классу фрегатов, в том числе фрегат УРО «Адмирал флота Советского Союза Горшков«. Таким образом к сторожевым кораблям по российской классификации относятся бывшие большие противолодочные корабли, сторожевые корабли дальней морской зоны, корветы ближней морской зоны и универсальные сторожевые корабли, то есть корабли, занимающие по водоизмещению промежуточное положение между корветами и фрегатами. Фрегаты в свою очередь по водоизмещению превосходят сторожевые корабли и уступают эсминцам 1 ранга, вооруженных крылатыми ракетами.

Поиск

Навигация

Крейсер

Исторически слово “крейсер” вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).

Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю

Лёгкий и Тяжёлый крейсер

Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.

Линейный (большой) крейсер

Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.

Крейсер ПВО

Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.

Ракетный крейсер

Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.

Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)

Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.

См. также

Другие

  • SSV-33 (корабль связи Тихоокеанского флота, на базе корпуса линейного крейсера класса » Киров» )
  • Лунь -класса экраноплан (Commissioned как корабль и используетсякачестве одного).
  • VMF Kommuna — аварийно-спасательное судно, спущенное на воду в 1915 году, одно из старейших военно-морских судов, все еще находящихся на вооружении основных военно-морских сил мира.
  • Dunay — высокий корабль, построенный в Италии как « Кристофоро Коломбо» и приобретенный в качестве возмещения ущерба.
  • Плавучий корабль « СТС Седов », построенный как « Магдалина Виннен II», также был приобретен в качестве военных репараций.
  • Корабль с приборным оснащением и поддержкой космических мероприятий класса « Маршал Неделин»
  • Акустические испытательные суда класса Онега
  • Поток / Модифицированный корабль для испытаний вооружения класса Т-58
  • Акустические корабли класса Т-43

Суда электронного наблюдения

  • Balzam класс
  • Класс » Океан» (модифицированный траулер )
  • Приморья класс (модифицированная рыба плавучие)
  • Вишня класс
  • Юг класс
  • Альпинист класс

Строение парусного корабля

Парусный корабль представляет собой конструкцию, состоящую из корпуса (или нескольких корпусов), где размещают снаряжение, запасы, команду.

Горизонтальная площадка называется палубой. Передняя часть корпуса – нос, задняя – корма, боковые ограничения – левый и правый борт, нижняя подводная часть – киль.

Также основными элементами являются:

  • рангоут (мачты с реями, гафелями, стеньгами, гиком, бушпритом);
  • такелаж – стоячий, бегучий (различные веревочные, стальные канаты, цепи);
  • паруса (косые, прямые).

Гафель – это наклонная под углом к мачте рея, к нему крепится косой парус в виде трапеции; а гик – горизонтальная нижняя рея. Стеньга крепится на мачту, являясь ее продолжением.

Бушпритом моряки называют деревянный брус, который является продолжением носа и располагается под небольшим углом к морской поверхности; на него крепят косые паруса.

Стоячий такелаж, как можно сделать вывод из его названия, неподвижен. Такие такелажные снасти прочно крепят мачты и стеньги, их делят на:

  • ванты и фордуны, расположенные по бокам (похожи на веревочные лестницы);
  • штаги, которые крепят мачты спереди;
  • бакштаги, закрепляющие бушприт.

Бегущий такелаж в закрепленном состоянии неподвижен, но когда надо выполнить работу по управлению судном, он может перемещать снасти в пространстве.

Выделяют такие виды такелажа:

  • галс (крепит угол паруса к палубе, бушприту, гику);
  • шкот (управляет парусным снаряжением);
  • фал (поднимает парус);
  • брас (предназначен для того, чтобы повернуть рею в плоскости, параллельной палубе).

Классификация парусов основывается на нескольких критериях. По форме существуют прямоугольные, треугольные, трапециевидные.

По расположению – поперек корпуса или вдоль – прямые (грот, марсель, брамсель) и косые (стаксель, кливер – тот и другой добавочный), нижний парус и верхний (нижний фор-марсель, верхний фор-марсель).

Основные виды парусного вооружения изображены на фото.

Еще выделяют латинские паруса – треугольной формы, которые крепятся длинной стороной к рею, наклоненному относительно мачты под углом примерно 45-55 градусов.

Каждая снасть кроме общего, группового названия имеет еще дополнительное, которое указывает, к какому элементу рангоута или паруса она относится. Так, стеньга первой мачты – это фок-стеньга; шкот на парусе стаксель – это стаксель-шкот.

Кораблестроение древней Европы

Европа одна из первых частей света на которой начались появляться первые государства, вместе стало развиваться военное дело и торговля. Вся европейская часть планеты была пронизана реками, морями, каналами. По этой причине флот в Европе появился довольно рано.

Самыми первыми кто начал доминировать на море это были корабли типа Трирема. Они стояли на вооружении у финикийев, греков, римлян. Достигали в длину они сорока метров, а ширина составляла около пяти метров. Водоизмещение доходило до ста тонн, а скорость до 12 узлов. Это был самый быстрый корабль с 7 и по 4 века до нашей эры, строчку лидерства ему позволило захватить устройство движителя. Он приводился в движение не одним рядом вёсел, как это было с его предками, а тремя. Благодаря чему, как думают историки и получил такое название «трирема».

Военные корабли по Эпохам и Странам

Следующим видом кораблей, которые оказались лучше, чем предыдущий вил были либурны. В 323 году нашей эры состоялось сражение между 200 либурнами и 350 трирем. Явная победа была за первыми, а Восточная Римская империя, которая слыла мощнейшим флотом, была повержена.

Этот тип кораблей был дешевле в своём обслуживании, и их постройка отнимала меньше времени, чем у остальных суден. Строили их в основном из кипариса, сосны, или же ели. Соединялись все комплектующие не железными гвоздями, а медными. Связано это было с самим металлом, медь не ржавела от попадающей влаги и таким способом сохраняла свою основу, что нельзя сказать про железо. Поэтому несмотря на увеличенные траты, данное новшество здорово окупалось в обслуживании позднее. Если триремы всегда имели по три ряда вёсел, то с либурнами всё было сложнее. На них могли быть установлены и по шесть рядов вёсел, и по два. Их количество зависело от размера корабля. Помимо этого, они обладали вооружением в виде метательного аппарата, при окружении кораблями противника всегда был шанс прорваться, или «утащить» за собой на дно пару вражеских суден.

Судостроение развивалось также и на Руси. Корабли в этой стране назывались ладьями. Их использовали, к примеру, при походе на Константинополь, но в тех сражениях русы вынуждены были отступить, не выдержав обстрел огнем со стороны противников. Ладью строили из крупного ствола дуба, или липы. Борт делали выше благодаря прикрепленным доскам. Эта технология через некоторое время умерла и из строительства был убран ствол, а корпус возводили полностью из досок. Этот вид корабля поначалу не имел вооружения и перевозил лишь воинов Руси, в движение корабль приводился веслами и прямыми парусами, которые крепились на две, или три мачты. Позднее некоторые судна имели тараны и даже некоторые метательные орудия. Ладьи отставали от европейских кораблей по своему совершенствованию, ведь морских сражений было не так много, производство этого типа суден продолжалось вплоть до 18 века, когда по Средиземному морю уже вовсю передвигались на многопалубных парусных суднах.

Поход русов на Царь Град (Константинополь) потерпел фиаско. Во многом это заслуга Византийского народа и «греческого огня», который обрушивался на захватчика. Но Византия имела выход к морю, что обязывало создавать свой собственный эффективный флот. Так и появился «Дромон». Производили их с пятого по тринадцатый века и некоторый историки считают данный корабль ответвлением от либурны о которой рассказывалось раннее. Дромон также был быстроходным. Достигалось это гребцами, которые сидели в два ряда. Корабль имел достаточно высокий борт, а спереди и сзади были площадки для орудий и позиций лучников.

Сам корпус корабля строился по скелетной технологии, а именно киль, шпангоуты, стрингеры и палубные бимсы создавали цельный комплекс внутреннего корпуса и не было необходимости использовать соединяющие пояса. Паруса крепились на нескольких мачтах (от 1 до 3). Направление судна задавали два боковых рулевых весла.

Устройство судов и кораблей и их архитектурно-конструктивные типы

В разговорной речи понятия «судно и корабль» употребляются как синонимы, но в соответствии с морской терминологией кораблями называют только военные плавсредства, а гражданские — правильно называть судами. Этой терминологии следует придерживаться при категоризации статьи (гражданское судно или военный корабль).

В военно-морском флоте все вооруженные суда, включая подводные лодки и малые ракетные катера, называются кораблями.

Типы плавсредств, которые могут относиться как к военным кораблям, так и к гражданским суднам, следует заносить непосредственно в категорию «Типы судов и кораблей».

Рекомендуется к прочтению: Общие сведения о средствах управления судами

Судно представляет собой сложное инженерное сооружение, предназначенное для морских, озерных или речных перевозок. Для обеспечения безопасности плавания судно должно обладать прочностью, не изменяющейся в процессе эксплуатации. Однако постоянный контакт с водой различной солености, влияние кислорода воздуха, соприкосновение с перевозимыми грузами, многие из которых представляют собой агрессивные среды, являются причинами возникновения и быстрого развития коррозионных процессов, ослабляющих прочность судна.

Этому способствует также наличие труднодоступных мест, где затруднительно своевременно обнаружить и устранить коррозию. Поэтому при постройке, эксплуатации и ремонте судов необходимо принимать меры для их защиты от коррозии и обрастания. К таким мерам, в первую очередь, относится своевременная окраска, правильное использование которой возможно только при хорошем знакомстве с судном и его устройством. Следует учитывать, что суда, предназначенные для путешествий, должны иметь привлекательный вид, обеспечиваемый применением высококачественных лакокрасочных материалов и правильным их использованием.

В эпоху парусного флота кораблем называлось любое мореходное судно за исключением маломерных. Чаще всего, однако, под кораблем понимали трехмачтовое судно, т. е. имеющее прямые паруса на всех трех мачтах, а сейчас — любое многомачтовое парусное судно с прямыми парусами. Отдельные типы кораблей сильно различались как по архитектуре, вооружению, так и по назначению (рис. 1.1).

В настоящее время существует множество различных типов судов, что вызвано разнообразием перевозимых грузов и эксплуатационными требованиями.

Рис. 1.1 Архитектурно-конструкционные типы судов: а — одноостровное с баком; б — одноостровное с ютом; в — одноостровное с удлиненным баком; г — одноостровное с удлиненным ютом; д — двухостровное; е — двухостровное с удлиненным баком; ж — двухостровное с удлиненным ютом; з — трехостровное; и — со сплошной надстройкой; к — гладкопалубное; л — квартердечное

Архитектурный тип судна определяется формой корпуса, количеством и расположением надстроек и рубок, палуб, дымовых труб и др. Внешний вид судна зависит от его основного назначения, так как на архитектуру судна влияют элементы, обеспечивающие скорость погрузочно-разгрузочных операций. В зависимости от числа и расположения надстроек различают следующие архитектурно-конструктивные типы:

  • одноостровные суда, имеющие одну надстройку: бак или ют (рис. 1.1, а, б). Удлиненный бак характерен для судов (рис. 1, в), работающих в тяжелых морских условиях (ледоколы, морские буксиры, спасатели). Промысловые суда, у которых оборудование расположено в носовой части корпуса, имеют удлиненный ют (рис. 1.1, г);
  • двухостровные суда, имеющие обычно две надстройки: удлиненный бак или удлиненный ют (рис. 1.1, д, ж). Это, как правило, суда для перевозки жидких или сыпучих грузов разного назначения;
  • трехостровные суда, имеющие носовую, кормовую и среднюю надстройки (рис. 1.1, з). Обычно такой вид имеют сухогрузные суда;
  • суда со сплошной надстройкой по длине, обычно относящиеся к числу двухпалубных; используются для перевозки легких грузов большого объема или размещения в них обрабатывающих заводов (рис. 1.1, и);
  • гладкопалубные суда без надстроек (рис. 1.1, к), имеющие на верхней палубе только рубки. Такая архитектура характерна для ледокольных судов;
  • квартердечные суда (рис. 1.1, л), имеющие квартердек, т. е. местный подъем верхней палубы на 0,8-1,2 м в кормовой части. К их числу относятся промысловые суда, работающие в очень тяжелых морских условиях.

Подклассы кораблей 1 ранга

Корабли первого ранга составляют основную ударную силу ВМФ России, поэтому их классификации наиболее обширная, с разветвленными подклассами судов. В частности, крейсеры представлены тяжелыми авианесущими крейсерами с водоизмещением более 25 000 тонн. Именно эти корабли ВМФ демонстрируют на международной арене мощь страны.

Также в линейке следует отметить тяжелые атомные ракетные крейсеры, работающие на атомной установке. На этих кораблях базируются 2 вертолета и ударный управляемый ракетный комплекс, способный уничтожить крупные надводные корабли противника.

Ракетные крейсеры в основном задействуются в удаленных районах океанов. Атомные подводные крейсеры способны с глубины 400-600 метров поразить крупную береговую цель на дальности до 8250 км.

Для этого подлодка оснащена ракетным комплексом большой дальности Д-9Р с 16 ракетами Р-29Р, Д-9РМУ2 с 16 ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Д-19М с 16 ракетами типа «Булава». А также в ее распоряжении 533-мм торпедные аппараты, предназначенные для поражения из подводного положения крупных береговых объектов.

Объять необъятное…

Новое время

В последующие десятилетия происходило дальнейшее развитие идей, заложенных корабелами Ренессанса. Виды кораблей 18 века впечатляют своим разнообразием, функциональностью и эстетическим совершенством.

В 18 веке линейные суда достигли предельно возможных для деревянных плавсредств размеров. Они были защищены броней, получили пушечное вооружение разных калибров. Отдельные линкоры несли до 130 пушек. Наиболее мощным был Британский флот, имевший в своем составе до 100 линкоров. В это же время Россия заявила о себе как о великой морской державе, захватив господство на Балтике и в Черном море. В эпоху Петра было построено около 60 линейных кораблей.

Основными видами парусных военных кораблей были фрегаты, корветы и шлюпы. Фрегаты, имевшие задачи захвата водных пространств, стали впоследствии самыми распространенными. От линкоров их отличало наличие одной орудийной палубы. Отдельной ветвью их развития стали корветы – более быстроходные единицы с меньшим пушечным вооружением. Дозорную службу, разведку и борьбу с пиратами вели шлюпы. На них также возлагались транспортные и экспедиционные задачи. Для борьбы с другими военным водным транспортом они не привлекались.

В торговом флоте широко использовались шхуны. Их отличительной особенностью было наличие не менее двух мачт с косыми парусами. Крупные перевозки грузов возлагались на барки. Для особо важных персон начали строить яхты – быстроходные комфортные суда. Они трансформировались в современные виды кораблей. Фото выше демонстрирует одну из элитных яхт тех времен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector