Все о дизельной подводной лодке “варшавянка”

СОДЕРЖАНИЕ

См. также

Модификации

877ЛПМБ

Основная статья: Б-800 «Калуга»

Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году, получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование электромеханической боевой части (БЧ-5) было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.

Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот. В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала судостроительного завода «Звёздочка» 9 лет. Ремонтные работы начались в 2011 году и закончены в 2012 году. Входит в состав Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (пункт базирования Полярный).

877В

Схема проекта 877В

Основная статья: Б-871 «Алроса»

Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.

877Э

Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ПЗРК.

877ЭКМ

На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в —2000 годах было построено 18 субмарин.

С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Визакхапатнаме, возвращение в состав флота планируется в —2015 годах. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок.

08773

Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».

636

Основная статья: Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»

На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.

«Владикавказ»

Главная / Россия / Состав ВМФ / Подводные лодки / Б-459 «Владикавказ»

Подводная лодка проекта 877. russiaflot.ru

Б-459 «Владикавказ» — дизельная подводная лодка проекта 877.

Постройка, имя

ДПЛ заложена 25 февраля 1988 года на имени Жданова в Горьком под наименованием Б-459, спущена на воду 29 апреля 1990 года, вошла в состав флота в сентябре 1990 года. 2 августа 1997 года получила наименование «Владикавказ» в связи с установлением над лодкой шефских связей администрацией Северной Осетии.

Вехи

12 ноября 2008 года поставлена на ремонт на в Северодвинске. По состоянию на 2014 год находится на ремонте. Возвращение в состав флота запланировано на 2020 год.

В апреле 2020 года начались швартовные испытания лодки.

27 мая 2020 года вышла в море для участия в межвидовых учениях.

Подлодку привлекли к участию в Главном военно-морском параде в Кронштадте по случаю празднования Дня ВМФ 30 июля 2020 года.

8 сентября 2020 года подлодка вернулась в Полярный после трехмесячного похода.

В 2020 году подлодку привлекли к участию в Главном военно-морском параде по случаю Дня ВМФ.

28 июля 2020 года подлодка участвовала в Главном военно-морском параде по случаю празднования Дня ВМФ России.

В начале сентября 2020 года в рамках учений подлодка участвовала в подводной дуэли с ДЭПЛ «Калуга».

Тактико-технические характеристики проекта

Классификация НАТО: Kilo Надводная скорость: 10 узлов Подводная скорость: 17 узлов Рабочая глубина погружения: 240 метров Предельная глубина погружения: 350 метров Автономность плавания: 45 суток Экипаж: 57 человек

Размеры

Надводное водоизмещение: 2300 тонн Подводное водоизмещение: 3040 тонн Наибольшая длина (по КВЛ): 72,6-73,8 метра Наибольшая ширина корпуса: 9,9 метров Средняя осадка (по КВЛ): 6,2 метров

Вооружение

На подлодках проекта установлены 6 носовых торпедных аппаратов (533 мм). Боезапас — 18 торпед или 24 мины. Возможен пуск ракет ракетного комплекса Club-S и переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-ЗМ» или «Игла-1».

Примечания

  1. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 69. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  2. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 71. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.
  3. 12Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 232-233. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  4. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2009. — Т. 2. — С. 241. — 280 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0153-7.
  5. 1234 [www.itar-tass.com/c9/278380.html Дизельная подлодка «Калуга» в 2012 году вернется в боевой состав Северного флота после модернизации]. ИТАР-ТАСС (22/11/2011). Проверено 16 декабря 2011. [www.webcitation.org/65sDk37iA Архивировано из первоисточника 3 марта 2012].
  6. [function.mil.ru/news_page/country/ Подводная лодка «Калуга» прибыла в базу после дальнего похода : Министерство обороны Российской Федерации]
  7. А. С. Николаев. [www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dts/877/list.htm#ЭК Проект 877 «Палтус» (NATO – «Kilo”).].«Штурм Глубины» . deepstorm.ru (2002-2011). Проверено 9 августа 2011. [w[www.webcitation.org/65sDmK7Hc Архивировано из первоисточника 3 марта 2012]
  8. 12 [a[armstass.su/?page=article&aid=65258&cid=25 armstass.su]
  9. [m[militaryrussia.ru/blog/topic-211.html пр.877 / пр.636 — KILO / Improved KILO | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945 г.)]li>
  10. [w[www.armscontrol.ru/subs/snf/snf03221.htm What is known about the character of noise created by submarines? Appendix 1 — The Future of Russia’s Strategic Nuclear Forces — by Eugene Miasnikov, Center for Arms Control, …]li>
  11. [w[www.severnyflot.ru/news.php?extend.1687 Подводная лодка «Магнитогорск» Северного флота принимает участие в праздновании 100-летия подводных сил Норвегии]severnyflot.ru, 21.05.09
  12. Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 72. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4.

Конструкция[править | править код]

Корпусправить | править код

Корпус лодки впервые в СССР был выполнен в «дирижабельной» форме с оптимальным с точки зрения обтекаемости удлинением и с минимумом забортных отверстий. Соотношение длины к ширине составило чуть больше 7. Выбранная форма позволила повысить скорость подводного хода и снизить шумность, за счёт ухудшения мореходности в надводном положении.

Лодка имеет традиционную для советской школы подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Лёгкий корпус ограничивает развитую носовую оконечность, в верхней части которой находятся торпедные аппараты, а нижнюю занимает развитая основная антенна гидроакустического комплекса «Рубикон-М».

Ограждение выдвижных устройств находится над вторым отсеком и выполняет обычные свои функции — ходовой мостик, воздухозабор, обтекание и защита перископов, антенн и прочих подъёмно-мачтовых устройств, там же находится герметичный кранец для ПЗРК «Стрела-3М».

Прочный корпус разделён на шесть отсеков:

  • Первый отсек делится на три палубы. Верхняя занята торпедным оружием, средняя — жилая, в нижней — первая группа аккумуляторов.
  • Второй отсек также трёхпалубный. На верхней палубе — центральный пост, под ним — вторая палуба, на которой располагается рубка радиста и штурманская рубка. Через этот же отсек проходят все выдвижные устройства.
  • Третий отсек — трёхпалубный, жилой. Две палубы заняты помещениями экипажа, а нижняя — второй группой аккумуляторной батареи.
  • Четвёртый отсек — дизель-генераторный.
  • Пятый отсек — электромоторный. Из этого отсека выпускается кормовой аварийный буй.
  • Шестой отсек — кормовой, в нём находятся электродвигатель экономичного хода и приводы рулей, кормовой люк.

Силовая установкаправить | править код

Подводные лодки проекта 877 имеют одновальную энергетическую установку, реализованную по принципу полного электродвижения. Два дизеля типа 4-2ДЛ42М имеют мощность по 1000 кВт при частоте вращения 700 об./мин, и работают совместно с генераторами типа ПГ-142. Гребной электродвигатель модели ПГ-101 имеет мощность 4040 кВт на 500 об./мин и дублируется электродвигателем экономического хода типа ПГ-140 (139 кВт на 150 об./мин). Два резервных движителя типа «винт в трубе» находятся в полукольцевых тоннелях в кормовой части внутри лёгкого корпуса лодки и приводятся во вращение резервными электродвигателями ПГ-168 (2x 75 кВт при 650 об./мин).

Аккумуляторная батарея типа 446 состоит из двух групп по 120 элементов в каждой, и размещена на нижних палубах 1-го и 3-го отсеков. Её энергоёмкости хватает на 400 миль подводного хода при скорости 3 узла. Запас хода под РДП составляет 6500 миль на 7 узлах.

Обитаемостьправить | править код

На 57 членов экипажа, из них 12 офицеров имеется 45 спальных мест, расположенных в каютах первого и третьего отсеков. Ввиду отсутствия необходимого числа спальных мест, в пунктах базирования экипаж располагается в казармах.

Вооружениеправить | править код

Лодки проекта получили автоматизированный комплекс вооружения. В состав вооружения вошли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В советское время на кораблях устанавливался оборонительный ЗРК «Стрела-3М», который мог использоваться в надводном положении.

Модификации

877ЛПМБ

Подводная лодка Б-800 «Калуга», построенная в 1989 году, получила экспериментальный гребной винт из особого сплава «Аврора», имеющий 7 лопастей Г-образной формы. Также на лодке был оборудован спасательный люк, позволяющий эвакуироваться из субмарины с глубины до 250 метров. Оборудование электромеханической боевой части (БЧ-5) было переработано, главный гребной электродвигатель и двигатель экономичного хода были более низкооборотными, а значит и более тихими, чем на двух головных лодках проекта Б-401 и Б-402. На лодке было установлено дополнительное штурманское оборудование. В результате модернизаций были несколько стеснены жилищные условия на лодке.

Входила в боевой состав Черноморского флота, затем была переведена на Северный флот. В ожидании ремонта подводная лодка простояла у причала судостроительного завода «Звёздочка» 9 лет. Ремонтные работы начались в 2011 году и закончены в 2012 году. Входит в состав Кольской флотилии разнородных сил Северного флота (пункт базирования Полярный).

877В

Схема проекта 877В

Субмарина Б-871 «Алроса» базового проекта 877 была оснащена экспериментальным водомётным движителем вместо винта. Проект получил шифр 877В, а лодка после модернизации стала самой тихой лодкой проекта.

877Э

Для поставки на экспорт был разработан изменённый вариант проекта, получивший шифр 877Э (Экспортный). Он отличается главным образом в части оснащения оборудованием и не комплектуется ПЗРК.

877ЭКМ

На базе экспортной модификации 877Э был разработан вариант проекта 877ЭК (Экспортный Капиталистический), который не пошёл в производство и был доработан, получив шифр 877ЭКМ (Экспортный Капиталистический Модернизированный). Основной акцент при модернизации был сделан на обеспечение работы механизмов лодки в тропических условиях. По проекту 877ЭКМ в —2000 годах было построено 18 субмарин.

С 2004 года подводная лодка ВМС Индии «Синдукирти» проходит ремонт и модернизацию в Визакхапатнаме, возвращение в состав флота планируется в —2015 годах. Основной целью проекта является увеличение возможностей национальных компаний в проведении модернизации подводных лодок.

08773

Доработанный для ВМС Индии проект 877ЭКМ получил шифр 08773. Отличия заключались в установке ракетной системы Club-S, системой управления ракетами Lama-ER, нового гидроакустического комплекса МГK-400ЭM (MGK-EM), усовершенствованных систем управления и обслуживания. Лодки этой и последующих модификаций получили натовское обозначение «Improved Kilo».

636

На базе проекта 877ЭКМ для китайских ВМС был разработан проект 636 «Варшавянка», отличающийся оборудованием и доработками корпуса. Для проекта 636 специально разработано около трёх десятков наименований компонентов оснащения. В результате усовершенствования проекта 636 возник проект 636М.

Навигация

История

Возросшие к 1970-м годам возможности гидроакустических средств привели к лёгкому обнаружению подводных лодок по акустическому полю, и советские конструкторы стали уделять вопросам снижения шумности первостепенное внимание. Так как шумность подводных лодок проекта 641Б, относящихся ко второму поколению, снизить не удалось, то было принято решение создать принципиально новый корабль, в связи с чем в конструкторском бюро «Рубин» под руководством Ю. Н. Кормилицина была начата разработка проекта дизельных подводных лодок третьего поколения

В соответствии с заданием, проектирующаяся лодка должна была гарантированно выигрывать дуэльную ситуацию у любой подводной лодки данного класса, что достигалось оптимальным сочетанием малошумности, дальности средств обнаружения, быстродействия и мощности оружия. Изначально в проект были заложены большие возможности для последующих модернизаций.

Строительство велось двумя сериями, значительно отличающимися по характеристикам. В составе ВМФ СССР все лодки были отнесены к проекту 877, а экспортные — одна серия обозначалась как проект 877Э и 877ЭКМ, вторая — проект 636.

В 1979 году на заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре был заложен головной корабль проекта, который вступил в строй в 1982 году. Впоследствии корабли проекта 877 выпускались на судостроительных заводах в Ленинграде (Адмиралтейские верфи) и Горьком (Красное Сормово).

«Палтус» и «Варшавянка»

«Волхов» является вторым по счёту кораблём проекта 636.3 «Варшавянка» для Тихоокеанского флота. Головной корабль серии получил название «Петропавловск-Камчатский» и был передан ВМФ в ноябре 2019 года. В данный момент в цехах «Адмиралтейских верфей» строятся ещё две «Варшавянки»: «Магадан» и «Уфа».

Проект 636.3 — это модернизированная версия проекта 636 «Варшавянка», который, в свою очередь, является продолжением 877-й серии субмарин под названием «Палтус», разработанной в СССР в конце 1970-х годов.

  • Подводная лодка проекта 636.3

По сравнению с оригинальной версией проект 636.3 претерпел ряд существенных изменений.

«Подводные лодки модифицированного проекта 636.3 имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения», — говорится на сайте «Адмиралтейских верфей».

В общей сложности в СССР и РФ было построено около 70 подводных лодок проектов 636 и 877. Причём около 40 из них были поставлены на экспорт. В списке бывших и нынешних эксплуатантов подводных лодок данного класса, помимо России, числятся также Индия, Китай, Вьетнам, Иран, Алжир, Румыния и Польша.

Разработкой «Палтуса» и «Варшавянки» занималось Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург).

Как отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации, субмарины данного типа предназначены «для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей, судов и наземных целей противника».

Также по теме

«Современные и перспективные»: как атомные подводные лодки проекта «Ясень» усилят ВМФ РФ

Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885М «Казань» будет передана российскому ВМФ до конца 2020 года. Об этом сообщил…

К боевым задачам подлодок типа 636 относят также защиту побережья, военно-морских баз, коммуникаций и границ.

Главными достоинствами кораблей проекта 636 и его модификаций разработчики называют малошумность, мощное минно-торпедное и ракетное вооружение, хорошие бытовые условия экипажа и простоту обслуживания субмарины.

Надводное водоизмещение кораблей проекта 636 составляет 2350 м³, предельная глубина погружения — 300 м, автономность плавания — 45 суток, дальность плавания в режиме работы двигателей под водой с усиленным запасом топлива и скоростью 7 узлов (около 13 км/ч) — 7,5 тыс. миль (около 14 тыс. км).

Длина подводной лодки составляет 73,8 м. Её корпус состоит из шести отсеков, которые отделяются друг от друга водонепроницаемыми перегородками. Это «позволяет оставаться на плаву при аварийном затоплении одного из отсеков, сохраняя при этом боеготовность», говорится на сайте «Адмиралтейских верфей».

Подводные лодки типа 636.3 оснащаются шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм, а также несут ракетный комплекс «Калибр-ПЛ». Общее количество снарядов обоих типов на судне составляет 18 единиц.

«Подводные лодки проекта 636 способны наносить залповые ракетные удары из всех торпедных аппаратов по морским и наземным целям», — говорится на сайте судостроительной корпорации.

Впервые в истории корабли данного проекта приняли участие в боевых действиях в 2015 году, произведя пуск «Калибров» по объектам боевиков террористической группировки «Исламское государство»* на территории Сирии. Запуски по позициям ИГ производились из подводного положения из акватории Средиземного моря. 

Описание конструкции

Проект 636 это океанская одновальная двухкорпусная лодка с дизель-электрической главной энергетической установкой, работающей по схеме с полным электродвижением.

Корпус

Для подводной лодки был разработан лёгкий корпус особой обтекаемой формы, которая была получена по результатам теоретических расчётов и модельных испытаний на стендах и в опытовых бассейнах.

Центральный пост управления подводной лодки 636.3

Отсек подводной лодки 636.3

Прочный корпус подводной лодки разделён поперечными переборками на 6 отсеков, что обеспечивает лодке высокую живучесть. При запасе плавучести около 30% в крейсерском положении, лодка проекта 636 даже при заполнении одного отсека с двумя прилегающими к нему цистернами главного балласта одного борта может оставаться на плаву.

Носовой отсек имеет три палубы: верхняя — торпедная, средняя — жилая, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Второй отсек командный: верхняя палуба – центральный пост, средняя – рубка радиста, нижняя – рубка штурмана. Третий отсек жилой: верхняя и средняя палубы – помещения для экипажа, на нижней размещены аккумуляторные батареи. Четвертый отсек: дизель-генераторы. Пятый отсек: электромоторный, плюс также он служит для выпуска аварийного буя. Шестой кормовой отсек: механико-технический, в нём располагаются электродвигатели экономичного хода, приводы рулей и кормовой люк.

В связи с тем, что новая энергетическая установка и обслуживающие её насосы и системы потребовали больших внутренних объёмов, длина лодки была увеличена на 1,2 метра по сравнению с проектом 877. Одновременно с этим удалось увеличить объём топливно-балластных цистерн, что позволило на 1500 миль увеличить дальность плавания (7500 миль у проекта 636 вместо 6000 миль у проекта 877; 7500 миль это дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов). Дальность подводного плавания экономической скоростью достигла 400 км.

Энергетическая установка и ходовые качества

Гребной винт пр. 636.3

Дизель-электрическая энергетическая установка лодки состоит из двух дизель-генераторов 4-2ДЛ42М мощностью по 1000 кВт, и расположенных на линии вала главного гребного электродвигателя ПГ165 мощностью 5500 л.с. и электродвигателя экономического хода ПГ166 мощностью 190 л.с. В дополнение к ним, лодка оборудована двумя побортно установленными резервными двигателями малой мощности ПГ168 по 102 л.с., предназначенными для обеспечения движения в узкостях, при швартовке и в аварийном режиме. А благодаря установке двух групп аккумуляторов (по 120 элементов в каждой) новейшей конструкции, расположенных в первом и третьем отсеках лодки, была достигнута дальность плавания в подводном положении более 400 миль и максимальная скорость до 20 узлов. Вал главного гребного электродвигателя вращается по деревянным направляющим, сделанным из дерева бакаут. Естественная смазка, выделяемая древесиной бакаута, позволяет обеспечить срок службы главного вала в течение 20 лет. Гребной винт семилопастной, с саблевидными лопастями. В кормовой части установлены подруливающие водометы.

Вспомогательное оборудование

Главная особенность проекта 636 – уникально низкое акустическое поле. Чтобы достичь столь низкого уровня шумности, конструкторы разработали для лодки 36 единиц нового малошумного оборудования (заменившего старое, установленное на проекте 877), покрыли корпус специальным покрытием и применили ещё некоторые конструктивные меры. Благодаря всем этим инновационным решениям, ПЛ проекта 636 обнаруживает ПЛ проекта 877 на дистанции в два раза большей, чем будет обнаружена сама. По уровню скрытности, подводная лодка финальной модификации проекта 636.3, принятая на вооружение в России, не имеет себе равных в мире.

Экипаж и обитаемость

Экипаж из 52 человек размещён в удобных каютах. Подводная лодка имеет камбуз для приготовления пищи, душевую, амбулаторию и кают-компанию для офицерского состава.

Интегрированный пульт управления АИУС “Лама-ЭКМ”

Новое поколение

Большое внимание командование ВМФ уделяет строительству неатомных подлодок четвёртого поколения. Речь идёт о проекте 677 «Лада»

На текущий момент в опытной эксплуатации находится подлодка «Санкт-Петербург». До 2021 года ВМФ должен получить «Кронштадт» и «Великие Луки». Причём субмарина «Кронштадт» уже была спущена на воду в сентябре 2018 года и в течение 2019-го должна выйти на испытания.

В ближайшее время Минобороны планирует подписать контракт на строительство ещё двух субмарин. Предполагается, что в будущем подлодки проекта 677 должны составить основу неатомного подводного флота России. Также РФ готова поставлять «Ладу» зарубежным партнёрам в модификации «Амур-1650».

Также по теме

«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

Длина «Лады» — 67 м, ширина — 7 м, скорость — 21 узел (39 км/ч), водоизмещение — 1,7 тыс. т, глубина погружения — 300 м, автономность — 45 суток, экипаж — 35 человек. Подлодка способна выполнять задачи как в прибрежной зоне, так и на просторах Мирового океана.

Как и «Варшавянка», субмарина проекта 677 вооружена ракетным комплексом «Калибр-ПЛ» и оснащена шестью торпедными аппаратами. Однако «Лада» превосходит предшественницу по показателям малошумности и автоматизации. Подлодка оснащена уникальной системой боевого управления «Литий».

«Отличительными особенностями подводных лодок проекта 677 по сравнению с подводными лодками предыдущего поколения являются возможность ведения залповой ракетной стрельбы по морским целям и улучшенные характеристики радиоэлектронного вооружения», — говорится в материалах Минобороны РФ.

Субмарины проекта 677 будут совершенствоваться в процессе производства.

Данный агрегат разрабатывают три предприятия: ЦКБ МТ «Рубин», МКБ «Малахит» и Крыловский государственный научный центр (КГНЦ). По информации Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), ВНЭУ будут оснащены и «Лада», и субмарины пятого поколения, получившие шифр «Калина».

Как заявил ранее глава ОСК Алексей Рахманов, перспективная подлодка получит ряд преимуществ, которыми сейчас обладают ракетные крейсера стратегического назначения. Предполагается, что субмарина будет вооружена гиперзвуковым ракетным комплексом «Циркон».

  • Спуск на воду подлодки «Кронштадт»

По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» (разработчика «Калины») Игоря Вильнита, все ведущие мировые державы стремятся уменьшить габариты подлодок, увеличить их скорость, автоматизировать управление и минимизировать расходы на эксплуатацию.

В беседе с RT доктор военных наук Константин Сивков сообщил, что с большой вероятностью «Калина» будет широко использовать разнообразные робототехнические средства для проведения разведки, нанесения ударов и преодоления минных заграждений. Также эксперт полагает, что отечественную подлодку пятого поколения оснастят комплексом «Циркон» или усовершенствованным вариантом «Калибра».

Михаил Тимошенко придерживается несколько иной точки зрения. По его словам, применение подводных беспилотных аппаратов будет носить более ограниченный характер из-за отсутствия соответствующих систем управления, особенно на дальних расстояниях. С большой вероятностью отечественные инженеры сосредоточатся на том, чтобы избавить подлодки от необходимости подниматься на поверхность, считает эксперт.

«На мой взгляд, неатомная подлодка пятого поколения должна быть оснащена литиево-ионными батареями. Они относительно компактные, в отличие от ВНЭУ. Их использование должно сделать подлодку полностью электрической, так как дизель всё равно создаёт шум. Однозначно увеличится дальность и автономность. Прогресс в развитии неатомного флота усилит боевые возможности ВМФ и позволит ему эффективно взаимодействовать с крейсерами стратегического назначения», — подытожил Тимошенко.

* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

История разработки

Подводная лодка «Варшавянка»

Разработку проекта 636 начали в СССР в 1970-х годах. Именно тогда оформлено техническое задание, новая лодка должна была противодействовать подводным и надводным кораблям противника. Субмарины данного проекта предполагалось строить на экспорт в страны Варшавского договора, отчего и получили названия «Варшавянка».

Несмотря на давние сроки строительство кораблей проекта 636 началось только с середины 1990-х. Основным заказчиком выступил Китай, две лодки были собраны для Алжира. Доработанную модель 636.1 собирали для Вьетнама и Алжира, рассматривалась вероятность поставок в Индию.

Отдельно выделяют проект 877 «Палтус». Данные подлодки также называют «Варшавянкой», поскольку часть из них шла на экспорт в страны Варшавского договора. При рассмотрении технических характеристик ориентируются на оба проекта ввиду их сходства.

Комментарии 13

Океанская тишина

Основным оружием «Варшавянок» являются крылатые ракеты «Калибр-ПЛ», дальность применения которых, согласно некоторым данным, превышает 2 тыс. км. Помимо ракет, лодка оснащается боекомплектом из 18 торпед или 24 мин — в её носовой части расположены шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов.

Ракеты «Калибр-ПЛ» имеют низкую радиолокационную заметность и благодаря полёту на сверхмалых высотах могут эффективно избегать обнаружения средствами ПВО.

В конструкции лодки использовались шумопоглощающие элементы, которые обеспечивают «Варшавянке» высокую скрытность. Кроме того, субмарины оснащены современными средствами по снижению уровня собственного шума до естественного фона океана.

  • РИА Новости
  • Виталий Аньков

Всё вместе это обеспечивает «Варшавянке» упреждающее обнаружение: подлодка может заметить вражеский корабль на максимальном расстоянии и внезапно атаковать его противокорабельными ракетами с расстояния, превышающего порог её собственного обнаружения.

Доктор военных наук капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков в интервью RT отметил, что подводные лодки проекта 636.3 по своим стратегическим и тактико-техническим характеристикам отвечают всем современным требованиям.

«Страны НАТО прозвали её «Чёрной дырой», потому что она бесшумная и может первой обнаруживать противолодочные силы противника. Можно считать, что гидроакустический комплекс данной лодки один из самых совершенных сейчас», — отметил Сивков.

Он также напомнил, что комплекс «Калибр-ПЛ», которым вооружены «Варшавянки», может наносить удары по различным типам целей.

В свою очередь, военный эксперт Юрий Кнутов в беседе с RT отметил, что, несмотря на свои компактные габариты, эти подлодки оснащены «серьёзными вооружениями».

В силу малой шумности обнаружить их практически невозможно, говорит Кнутов.

Он считает, что в составе Тихоокеанского флота они будут обеспечивать безопасность морской зоны, прилегающей к российской территории.

«Это связано с тем, что сейчас Япония достаточно активно начала усиливать свой военно-морской флот — у них появились лодки, схожие с «Варшавянкой», правда, более шумные. То, что такие лодки поступят на Тихоокеанский флот, — правильное решение, они усилят его возможности», — заключил эксперт.

Королевство Ливия (1963—1969)

Иностранные визиты

Малая заметность

Гидролокация работает по тому же принципу, что и обычный радар. Сонар испускает короткие импульсы звуковой частоты, которые, отражаясь от подводных объектов, создают картину обстановки. Как и в системе «Стеллс», средства для снижения заметности ПЛ главным образом базируются на уменьшении отражающей способности поверхности. Таким специальным материалом защищена «Варшавянка». Подводная лодка покрыта особым звукопоглощающим слоем, который снижает шум, исходящий от машин и механизмов корабля, и одновременно поглощает сигналы враждебного сонара.

Турбулентности и кавитации, которые неизбежно возникают вблизи рулей, побудили конструкторов «Рубина» сместить их ближе к мидельшпангоуту (центру корпуса).

Но для обеспечения малой заметности мало быть «черной дырой» (так проект 877 назвали гидроакустики флотов НАТО). Ведь не для праздных прогулок по морю создавалась «Варшавянка». Подводная лодка сама должна охотиться на вражеские корабли, а для этого ей требуются «глаза» и «уши». Обнаружить врага раньше, чем он сможет увидеть тебя, — вот главная задача экипажа. Гидролокаторы бывают двух видов: активные и пассивные. Первые испускают акустические импульсы, они действую на большей дистанции, но при этом демаскируют корабль. Вторые используют результаты работы других сонаров и морские шумы, ими пользоваться сложнее, но безопаснее. Подводная лодка класса «Варшавянка» имеет оба типа гидролокаторов и, дополнительно к ним, совершенную систему обработки полученной информации на базе бортовой ЭВМ. Применена технология «акустического тоннеля», уменьшающая боковые излучения сонара.

Иностранные визиты

В мае 1994 года подводная лодка «Б-459» (Северный флот) совершила деловой заход в базу подводных сил Великобритании Госпорт. Это был первый после Второй мировой войны заход подводной лодки СССР и РФ в Великобританию.

В мае-июне 2001 года подводная лодка «Вологда» (Северный флот) находилась с официальным визитом в Великобритании на 100-летии военно-морской базы Фаслейн.

В октябре 2002 года подводная лодка «Могоча» (Тихоокеанский флот) в составе отряда боевых кораблей находилась с официальным визитом в Японии. Участвовала в международном параде на 50-летии сил самообороны Японии.

21-25 мая 2009 года подводная лодка Б-471 «Магнитогорск» (Северный флот) участвовала в торжественных мероприятиях, посвящённых 100-летию подводных сил Норвегии.

Конструкция ДЭПЛ 636.3 «Варшавянка»

Габариты подводной лодки позволяют скрываться на мелководье, Корпус сваривается и изгибается из специальной ненамагничиваемой стали имеет 6 отсеков. Постоянно совершенствуется материал покрытия. Вначале использовалась резина, затем перешли на композитные материалы «Молния», состав которых держится в секрете и с каждой строящейся новой лодкой усложняется. Используются виброизоляторы для всего крепежа к корпусу, фундаменты для тяжёлого оборудования из поглощающих шум материалов.

Устанавливаются 2 дизель-генератора по 1000 к Вт, которые питают эл.дв. 5500 л.с. В резерве 2 эл.дв. по 102 л.с. Экономический ход мощности 190 л.с. Можно возразить, мол, есть ВНЭУ и ТЭ и 5-е поколение «Варшавянок» к нему идёт – проект 677 «Лада». Но химический способ получения энергии тоже имеет недостатки, когда конструкторами они будут устранены, тогда и появятся новые «Варшавянки». Такие подлодки не могут преследовать и уклонятся от торпедных атак противника ввиду малой скорости. Поэтому и НАТОвские ПЛ типа U-212 и их последние модификации с анаэробными силовыми установками используют комбинацию с дизельными двигателями, по сути являясь дизельными. У АПЛ (атомных подводных лодок) всегда работает турбина, а дизель (с естественным уровнем шумов моря) можно и заглушить в противном случае – преимущество очевидное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector