Лучшие американские бомбардировщики: обзор
Содержание:
- Содержание
- Варианты В-29 “Суперфортресс”
- BoeingB-52 Stratofortress
- Consolidated B-24 «Либератор»
- Особенности конструкции
- LTV A-7 «КОРСАР II» — заслуженный ветеран штурма
- Бельгия
- B-47 «Стратоджет»
- BoeingB-52 Stratofortress
- ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ BOEING B-52 STRATOFORTRESS
- Галерея изображений
- Другие проекты
- Внешние ссылки [ править ]
- Обнаружение предполагаемого спутника
- B-2 Spirit
- Ракетный комплекс «Калибр-НК» — основные ТТХ и история создания
- B-2 Spirit
- Примечания[ | ]
- Советские асы в Корее
- Ссылки
- B-32 «Доминатор»
- Особенности конструкции
- Что побудило американцев к созданию стратегического бомбардировщика B-29
- “Черный четверг”
- Примечания
- Судьба крылатых «духов»
- Литература
- Символика
Содержание
Варианты В-29 “Суперфортресс”
- ХВ-29: три прототипа (41-002, и 1-003 и 41-18335) с двигателями R-3350-13 и трехлопастными винтами: построен также один планер для статических испытаний;
- YB-29: 14 самолетов для войсковых испытаний с вооружением, двигателями R-3350-21 и четырехлопастными винтами;
- В-29: основной серийный вариант; выпускался фирмами «Боинг» (отделение в Уичите). «Белл» и «Мартин» (завод в Омахе): двигатели R-3350-23 мощностью 2200 л.с. (R-3350-41 и -57 устанавливались на более поздних самолетах), хвостовая стрелковая установка трехствольная; или все три – 12.7-мм пулеметы, или два пулемета и одна 20-мм пушка;
- В-29А: 1119 серийных самолетов, подобных В-29. но с размахом крыла, увеличенным до 43.36 м; четырехствольная передняя верхняя пулеметная турель и двигатели R-3350-57 или -59; строился на заводе фирмы «Боинг» в Рентоне;
- FB-29A: новое обозначение F-13A после 1945 г.;
- RB-29A: новое обозначение FB-29A после 1948 г.;
- ТВ-29А: тренировочный вариант В-29А;
- ЕТВ-29А: один самолет (44-62093), модифицированный после войны, чтобы нести истребители EF-84E на консолях крыла;
- В-29В: 310 серийных машин, построенных фирмой «Белл» с полностью демонтированным вооружением, кроме хвостовой турели; двигатели R-3350-51;
- ЕВ-29В: один В-29В. переделанный в носитель подвесного истребителя XF-85 «Гоблин»;
- В-29С: проект с последними модификациями двигателя R-3350; заказ на 5000 машин отменен в связи с окончанием войны;
- B-29D: крупная модификация с увеличенным килем и двигателями R-4360-35; переименована в В-50:
- ХВ-29Е: один В-29. переделанный для испытаний новой системы управления оружием;
- B-29F: шесть самолетов, доработанных после войны, облегченных и оборудованных для службы на Аляске, предназначались для разведывательных полетов над Советским Союзом;
- XB-29G: один В-29В, переделанный в летающую лабораторию для испытаний двигателей;
- ХВ-29Н: один В-29А для испытаний вооружения;
- YB-29J: шесть В-29, используемых для испытаний двигателей с модифицированными мотогондолами;
- RB-29J: два YB-29J. позже используемых для разведки; также известны как FB-29J;
- YKB-29J: два YB-29J, оборудованных топливозаправочной штангой фирмы «Боинг»;
- CB-29J: один В-29, переоборудованный в транспортный самолет;
- КВ-29М: В-29 и В-29А, переоборудованные в заправщики с буксируемым конусом;
- B-29MR: В-29 с приемным заправочным оборудованием;
- КВ-29Р: самолеты-заправщики на базе В-29 с жесткой штангой;
- YKB-29T: один КВ-29М, оборудованный тремя узлами дозаправки в воздухе;
- DB-29; пункт управления беспилотными самолетами;
- GB-29; самолет-носитель Х-1 и других экспериментальных самолетов;
- QB-29: радиоуправляемая мишень;
- SB-29: 16 экземпляров В-29 со сбрасываемой спасательной шлюпкой, приспособленных для дальних спасательных операций;
- WB-29: разведчик погоды;
- ХВ-39: один YB-29 с двигателями V-3420-11;
- ХВ-44: один В-29А с двигателями R-4360-33; вооружение ограничено двумя хвостовыми пушками; получил название XB-29D и послужил прототипом В-50;
- F-13А: В-29 и В-29А переделанные в стратегические фоторазведчики; переименованы в FB-29A в 1945 г., а затем в RB-29A; позже переоборудованы для радиотехнической разведки;
- TF-13А: четыре тренировочных F-13A;
- RB-13А: обозначение F-13A после 1945г.;
- FB-13A: обозначение RB-1 ЗА после 1948г.;
- Р2В-15:два В-29А. переданные ВМС США как самолеты радиолокационного дозора: в бомбоотсеке размещены дополнительное топливо и большой радар;
- P2B-2S: два подобных самолета ВМС США с некоторыми изменениями в оборудовании; Р2В позже использовались для запуска экспериментальных самолетов.
BoeingB-52 Stratofortress
Указанный дальний американский бомбардировщик создан еще в период Холодной войны. Он относится к одному из символов сверхдержавы и является основой стратегических ВВС США. Самолет способен нести на борту ядерные заряды, первый полет совершен еще в 1952 году.
На модернизацию летательного аппарата планируется расходовать порядка 12 миллиардов долларов. По уверениям специалистов, каждая единица этой серии способна отлетать 83 года (до 2040 года). В общем количестве выпущено 744 экземпляра. Самолет сделан по стандартной аэродинамической конфигурации с завышенным размещением крыла. Восемь силовых агрегатов находятся в спаренных мотоотсеках. Тип крыла – цельнометаллический кессонный элемент с парой лонжеронов.
Экипаж американского бомбардировщика В-52 включает шесть человек. Верхняя кабина невысокая, предназначена для расположения командира, второго пилота и инструктора РЭБ. Киль может складываться вправо для хранения в ангаре, шасси – велосипедной конструкции, включает в себя четыре основные стойки и две опоры на концах крыла. В качестве двигателей выступают моторы типа ТРДД «Пратт энд Витни»-57.
Характеристики:
- длина/высота – 49,05/12,4 м;
- крыло в размахе – 56,39 м;
- вес взлетный – 221,5 т;
- скорость максимальная – 1013 км/ч;
- радиус действия в боевых условиях – 7,73 тыс. км;
- разбег – 2,9 км;
- на вооружении – 20-миллиметровая пушка «Вулкан», бомбовая нагрузка – 27,2 т.
Consolidated B-24 «Либератор»
Тяжелый американский стратегический бомбардировщик изготавливали корпорации «Консолидейд», «Норс Американ», «Дуглас», «Форд Мотор». Годы выпуска – 1940-45. В серию вышло несколько вариаций, которые отличались силовыми установками, вооружением, оснащением. Конструкция машины – цельный корпус с трехопорным трансформирующимся шасси. В серию вышло более 18 тысяч единиц.
Параметры:
- габариты – 20600/5700 мм;
- размер крыла с учетом размаха – 33500 мм;
- вес пустой/взлетный – 17,2/35,2 т;
- моторы – четыре «Прат энд Витни» на 1,2 тысячи л. с.;
- скорость предельная – 488 км/ч;
- дальность полета – 3,7 тыс. км;
- боекомплект – 12,7-мм (10 штук) и восемь 7,62-миллиметровых пулеметов «Браунинг», четыре орудия калибром 20 мм, бомбовый запас – 3600 кг;
- количество членов команды – до 10-ти.
Особенности конструкции
31 января 2020 года Northrop Grumman опубликовала изображения B-21 Reider в представлении художника, демонстрирующие утопленные в крыло и плавно сопряжённые с кабиной пилотов воздухозаборники характерной формы, и двухколесную конструкцию основного шасси, что позволяет предположить меньший размер и вес самолёта по сравнению с B-2 Spirit. Размещение двигателей внутри планёра, а выходных труб в его верхней части — позволят существенно уменьшить тепловое излучение и снизить видимость машины в инфракрасном диапазоне. К тому же, как указывают эксперты, горячие газы из двигателя можно охладить ещё больше путем применения метода смешивания в выхлопной системе. Именно такая компоновка используется в состоящем на вооружении В-2 Spirit. Кроме того, по аналогии с ним, для «Рейдера» предусмотрена аэродинамическая схема «летающее крыло». Это позволяет существенно уменьшить эффективную площадь рассеяния и, как следствие, снизить радиолокационную заметность по сравнению с самолётами, обладающими вертикальным оперением. Бомбардировщик сможет нести на борту как обычное оружие, так и ядерное, а также проектируемые и перспективные системы вооружения, поскольку изначально в основу проектирования B-21 были заложены принципы системы открытой архитектуры (англ.)русск..
LTV A-7 «КОРСАР II» — заслуженный ветеран штурма
Палубный штурмовик (США)
Чтобы обезопасить себя от осколков собственных бомб при сбросе боеприпасов с малых высот, пилот А-7 использует бомбы замедленного падения Mk.82
Главным недостатком штурмовика «Скайхок» была невысокая дальность полета. Применять машину для нанесения ударов по целям, находящимся в глубоком тылу противника, было невозможно. Первоначально такая роль отводилась бомбардировщику F-111, однако он не мог взлетать с палуб авианосцев.
Возникла потребность в еще одном самолете, который был бы так же дешев, как «Скайхок», но превосходил бы его радиусом действия. Исследования по созданию такой машины начались в 1962 году
Было рассмотрено 27 вариантов, при этом главное внимание уделялось цене доставки одного боеприпаса в тыл врага. После разорительной войны с Кореей американцы собирались вести следующую, вьетнамскую, весьма экономично
В объявленном конкурсе проектов победила фирма «Воут», предложившая недорогую модификацию палубного истребителя F-8 «Крусейдер», созданного в 1955 году.
Техобслуживание А-7. Под поднятым носовым обтекателем видна бортовая радиолокационная станция
Внешне штурмовик очень напоминал «Крусейдер», но имел более дешевый двигатель и усиленное крыло, способное переносить боеприпасы. В носовой части фюзеляжа располагались две пушки. Самолет оснастили новой навигационно-прицельной системой, позволявшей точно вычислять курс к цели и наносить удары по ней. В 1964 году был построен макет самолета. 27 сентября 1965 года первая из трех опытных машин поднялась в воздух. Самолет получил название «Корсар II». В 1966-1968 годах было выпущено 199 таких машин. В 1967 году из них сформировали первую эскадрилью. Вскоре она отправилась во Вьетнам. В самом начале войны самолет совершил около 1400 боевых вылетов, при этом только один штурмовик был потерян.
В 1983 году один самолет в составе миротворческих сил в Ливане сбили сирийские ПВО. В 1986 году в заливе Сидра «Корсар» участвовал в нанесении ударов по Ливии. Во время операции «Буря в пустыне» штурмовик использовался как для проникновения вглубь территории Ирака, так и для дозаправки в воздухе других самолетов.
В 1993 году самолет был снят с вооружения армии США, однако до сих пор он входит в состав ВВС Ливии, Ливана, Гренады, стран Персидского залива.
Учебно-боевая модификация А-7 греческих ВВС
Бельгия
Временная приостановка полетов F-16 из-за проблем с двигателем
Минобороны Бельгии объявило, что 9 марта 2021 года, по соображениям безопасности, полеты многоцелевых самолетов Lockheed Martin F-16AM/BM Fighting Falcon временно приостановлены. Причина — технические неполадки, связанные с двигателями.
Впервые проблемы с двигателем у F-16 возникли 11 февраля при взлете, и он немедленно приземлился. В ходе расследования была обнаружена неисправность с шарнирно-болтовым соединением. Тщательная проверка всего парка истребителей показала, что значительное количество двигателей имеют аналогичные неполадки.
B-47 «Стратоджет»
Реактивный бомбардировщик начали использовать в 1951 году, и одним из первых его заданий было осуществление разведывательного полета в районе Мурманска.
Высокие тактико-технические характеристики позволяли B-47 выполнять сложные военные и тактические задачи в самый разгар Холодной войны. Несколько боевых машин были уничтожены советскими летчиками.
Интересно, что из этой модели американцы хотели сделать беспилотные самолеты, способные доставлять водородные бомбы. Но проект не получил развития, и «Стратоджет» в 1969 году был снят с вооружения. Возможно, на thebiggest.ru мы опубликуем статью про интересные, но нереализованные проекты военной авиации.
9
BoeingB-52 Stratofortress
Указанный дальний американский бомбардировщик создан еще в период Холодной войны. Он относится к одному из символов сверхдержавы и является основой стратегических ВВС США. Самолет способен нести на борту ядерные заряды, первый полет совершен еще в 1952 году.
На модернизацию летательного аппарата планируется расходовать порядка 12 миллиардов долларов. По уверениям специалистов, каждая единица этой серии способна отлетать 83 года (до 2040 года). В общем количестве выпущено 744 экземпляра. Самолет сделан по стандартной аэродинамической конфигурации с завышенным размещением крыла. Восемь силовых агрегатов находятся в спаренных мотоотсеках. Тип крыла – цельнометаллический кессонный элемент с парой лонжеронов.
Экипаж американского бомбардировщика В-52 включает шесть человек. Верхняя кабина невысокая, предназначена для расположения командира, второго пилота и инструктора РЭБ. Киль может складываться вправо для хранения в ангаре, шасси – велосипедной конструкции, включает в себя четыре основные стойки и две опоры на концах крыла. В качестве двигателей выступают моторы типа ТРДД «Пратт энд Витни»-57.
Характеристики:
- длина/высота – 49,05/12,4 м;
- крыло в размахе – 56,39 м;
- вес взлетный – 221,5 т;
- скорость максимальная – 1013 км/ч;
- радиус действия в боевых условиях – 7,73 тыс. км;
- разбег – 2,9 км;
- на вооружении – 20-миллиметровая пушка «Вулкан», бомбовая нагрузка – 27,2 т.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ BOEING B-52 STRATOFORTRESS
Галерея изображений
Другие проекты
Остальные кандидаты были куда более экзотическими моделями реактивных и ракетных двигателей . Самым известным из них, вероятно, является « Зильбервогель » Ойгена Зангера , суборбитальный планер . Работы по нему были прекращены в 1941 году, так как необходимые ресурсы перетекли на другие проекты.
Немного более традиционным был Horten H XVIII , самолет с летающим крылом , оснащенный шестью турбореактивными двигателями и предполагавший развитие опыта с H IX . Компания Arado также предложила летающее крыло с шестью реактивными двигателями — Arado E.555 . Оба проекта не вышли из стадии планирования.
Внешние ссылки [ править ]
Обнаружение предполагаемого спутника
27 марта 1974 года, за два дня до пролёта автоматической межпланетной станции Маринер-10 рядом с Меркурием, инструменты на её борту зарегистрировали сильное ультрафиолетовое излучение в окрестности Меркурия, появление которого оказалось неожиданным. По словам члена научной команды миссии Маринера Майкла МакЭлроя (англ.)русск., излучение просто «не имело права там быть» (англ. «had no right to be there»), так как аппарат был обращён к тёмной стороне планеты. На следующий день излучение исчезло, однако после того, как пролёт возле Меркурия 29 марта 1974 года состоялся, было зарегистрировано снова. Излучение имело длину волны менее 1000 Å. Представлялось, что излучение исходило от объекта, который отделился от Меркурия. Мнения астрономов разделились: одни считали объект звездой, другие, указывая на два различных направления, с которых наблюдалось излучение, говорили о том, что обнаружен спутник. Кроме того, в то время считалось, что ультрафиолетовое излучение должно задерживаться межзвездной средой. Также вычисленная скорость объекта (4 километра в секунду) соответствовала ожидаемой скорости движения спутника.
B-2 Spirit
Эти американские сверхзвуковые бомбардировщики – самые высокотехнологические и дорогие в мире. Цена одного экземпляра превышает два миллиарда долларов. Первые модели выпустили еще в 80-х годах минувшего столетия. Уже через 10 лет программа была законсервирована по причине высокой стоимости проекта, которая была не под силу даже США.
За указанный период изготовили 21 единицу. Самолеты сделаны с использованием технологий «стелс». Этот показатель существенно ниже компактных модификаций F-22 и F-35. В-2 оснащается только свободнопадающими бомбами, что снижает эффективность использования машин против врага, оснащенного современными средствами ПВО. Например, отечественный ЗРК С-400 может запросто обнаружить Spirit. В результате указанные самолеты причисляют к довольно неоднозначным бомбардировщикам в плане эффективности при ядерном конфликте.
Рассматриваемый летательный аппарат сделан по типу «летающего крыла», не имеет вертикального оперения. Конструкция в большинстве своем изготовлена из алюминиевого и титанового сплава с участием углепластиковых компонентов повышенной тепловой устойчивости.
ТТХ самолета В-2:
- длина/высота – 20,9/5,45 м;
- крыло по размаху – 52,4 м;
- вес пустой/взлетный – 56,7/168,4 т;
- силовой агрегат – четыре двигателя ТРДД General Electric F118-GE;
- скоростной порог – 1,01 тыс. км/ч;
- дальность практическая – 18,5 тыс. км;
- состав экипажа – 3 человека.
Ракетный комплекс «Калибр-НК» — основные ТТХ и история создания
B-2 Spirit
Эти американские сверхзвуковые бомбардировщики – самые высокотехнологические и дорогие в мире. Цена одного экземпляра превышает два миллиарда долларов. Первые модели выпустили еще в 80-х годах минувшего столетия. Уже через 10 лет программа была законсервирована по причине высокой стоимости проекта, которая была не под силу даже США.
За указанный период изготовили 21 единицу. Самолеты сделаны с использованием технологий «стелс». Этот показатель существенно ниже компактных модификаций F-22 и F-35. В-2 оснащается только свободнопадающими бомбами, что снижает эффективность использования машин против врага, оснащенного современными средствами ПВО. Например, отечественный ЗРК С-400 может запросто обнаружить Spirit. В результате указанные самолеты причисляют к довольно неоднозначным бомбардировщикам в плане эффективности при ядерном конфликте.
Рассматриваемый летательный аппарат сделан по типу «летающего крыла», не имеет вертикального оперения. Конструкция в большинстве своем изготовлена из алюминиевого и титанового сплава с участием углепластиковых компонентов повышенной тепловой устойчивости.
ТТХ самолета В-2:
- длина/высота – 20,9/5,45 м;
- крыло по размаху – 52,4 м;
- вес пустой/взлетный – 56,7/168,4 т;
- силовой агрегат – четыре двигателя ТРДД General Electric F118-GE;
- скоростной порог – 1,01 тыс. км/ч;
- дальность практическая – 18,5 тыс. км;
- состав экипажа – 3 человека.
Примечания[ | ]
- Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2021. Архивировано 9 июня 2021 года.
- B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
- PASSIVE MULTISTATIC RADARS IN ANTI-STEALTH AIR DEFENCE. By Lieutenant Colonel Paul E. Hudson, BSc, CD1 // Canadian Forces College (англ.) (недоступная ссылка)
- B-2A Spirit (Проверено 5 июня 2013)
- Radar cross section: The measure of stealth // Military Embedded Systems
- ↑ 123 Program Acquisition Costs by Weapon System. Department of Defense Budget for Fiscal Year 1993. — January 29, 1992. — P. 22 — 124 p.
- «Air Force names final B-2 bomber ‘Spirit of America’.» fas.org , 14 July 200. Retrieved 16 June 2010.
- B-2 Spirit (fas.org)
- Pace 1999, p. Appendix.
- «B-2.» fas.org . Retrieved 16 June 2010.
- Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: США восстановили повреждённый пожаром бомбардировщик B-2
- «Northrop Grumman Adding Mobile Targets to B-2 Bomber Capabilities.» Northrop Grumman , 7 February 2008. Retrieved: 13 September 2009.
- «B-2 radar modernization program contract awarded.» US Air Force , 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
- «USAF Awards B-2 Radar Upgrade Production.» (недоступная ссылка с 14-08-2013 — история ,копия )Aviation Week , 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
- ↑ 123 Mayer, Daryl. Northrop Grumman and USAF Verify Proper Fit of 30,000lb Penetrator Weapon on B-2 Bomber Архивировано 21 августа 2009 года.defpro.com , 22 July 2009. Retrieved: 13 September 2009.
- Бомбардировщик B-2 избавят от 20-летней неполадки
- Бомбардировщик B-2 завершил испытания над Северным полюсом
- Бомбардировщики B-2 получили новые радары
- ↑ 123 B-2 SPIRIT (af.mil)
- B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
- GlobalSecurity.org — B-2 Production (англ.).
- Myers, Dominique (2002), Acquisition Reform-Inside The Silver Bullet, Acquisition Review Journal Т. IX, no. 2 (Fall 2002): 312–322, <https://www.dau.mil/pubs/arq/2002arq/MyersFL02.pdf>. Проверено 1 сентября 2007. Архивная копия от 26 сентября 2007 на Wayback Machine
- Northrop Grumman похвалилась бомбежками Ирака, Афганистана, Сербии и Ливии // Лента. Ру, 25 апреля 2020
- Air Force Magazine — Bombers over Libia (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 3 июня 2012 года.
- Wired Magazine — Two Bombers, 24 Hours, 100 Libyan Targets Destroyed (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 3 июня 2012 года.
- ВЗГЛЯД / Разбился уникальный самолет (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 февраля 2008. Архивировано 6 ноября 2014 года.
- Лента новостей — PDA.AVIA.RU — Авиационные новости
- ↑ 12 23 февраля 2008 года: капельки воды привели к трагедии Архивировано 3 февраля 2014 года.
- When You’ve Only Got 20 B-2 Bombers
- The $105M resurrection of a B-2 stealth bomber
- Northrop Grumman — B-2 Spirit Weapons (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 3 июня 2012 года.
- ↑ 12 Летно-технические характеристики Ту-95
- ↑ 123 Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ. 1996. — 272 с. Том 1. С. 68 ISBN 5-89327-004-5
- North American Aircraft Rockwell International: B-1B — Книга фактов, с. 12, таблица A-1a. (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 24 июня 2012 года.
- Управление Конгресса США по бюджету: Бомбардировщик B-1B и возможности его улучшения, с. 85/111, таблица А-1 (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 24 июня 2012 года.
- Национальный музей ВВС США: NORTH AMERICAN XB-70 VALKYRIE — Страница фактов (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 28 ноября 2012 года.
- Национальный музей ВВС США: B-1B LANCER — Страница фактов.
- «Tu-160 Blackjack (Tupolev).» globalsecurity.org. Retrieved 3 August 2009.
- Ту-160
- B-1B (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 апреля 2015. Архивировано 2 апреля 2021 года.
- ↑ 123The International Institute For Strategic Studies IISS. The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. , 227, 228. — 492 с. — ISBN 9781857435573.
- The Military Balance 2021. p.-46
Советские асы в Корее
Герой Советского Союза Иван Кожедуб, возглавивший корейскую операцию.
В Корее шла война. Китай прислал в помощь братскому народу не менее 200 тысяч добровольцев, которых вооружили советской военной техникой. Первые летчики из СССР прибыли сюда в ноябре 1950-го. В условиях высочайшей секретности союзному государству перегнали новейшие на тот момент реактивные истребители МиГ-15. Советские военнослужащие с конспиративной целью сменили форму на китайскую и корейскую. До появления советских летчиков, имевших богатый опыт с времен Великой Отечественной, американцы чувствовали себя в Корее уверенно и вольготно. Корейские авиасилы угрожающей боеспособностью не отличались, а большая часть имевшегося вооружения была уничтожена США и их союзниками в самом начале войны.
Советские асы были ограничены в полетах 38-й параллелью, разделяющей Северную Корею и Южную. Стояла задача избегать потерь обкатываемых «пятнадцатых» на вражеской территории, потому как американцы обещали солидное вознаграждение за доставленный целый МиГ.
Первые 3 десятка летчиков-истребителей составили 3 эскадрильи, а вся авиагруппа стала именоваться 324-ой истребительной авиадивизией. Командиром группировки назначили блестящего летчика и выдающегося аса Великой Отечественной полковника Ивана Кожедуба.
Ссылки
B-32 «Доминатор»
Этот американский бомбардировщик относится к тяжелым монопланам с консольным высоко размещенным крылом и шасси с тремя стойками. Техника обладала двойным килевым оперением хвоста, удлиненным крылом. Всего изготовили 118 единиц этой серии.
Характеристики:
- габариты – 25300/10100 мм;
- крыло в размахе – 41200 мм;
- вес пустой/взлетный – 27000/50500 кг;
- моторы – четыре «движка» Wright R-3350 с параметром силы 2,2 тыс. л. с.;
- скоростной предел – 575 км/ч;
- дальность – 4,8 тыс. км;
- боевой запас – 12,7-миллиметровые пулеметы «Браунинг» (10 шт.), комплект бомбовый составил 9,1 т;
- команда – 10 чел.
Особенности конструкции
Стратегический бомбардировщик B-2 выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло». Работу над ней авиаконструктор Джек Нортроп, основатель фирмы Northrop, построившей впоследствии B-2, начал еще в 1939 г. В 1940-е гг. компания построила по этой схеме шесть поршневых тяжелых бомбардировщиков ХВ-35 и YB-35 (еще девять самолетов не было достроено), но их не приняли на вооружение. Сразу после войны два YB-35 переделали в реактивные YB-49, но и их постигла та же участь.
Компания Northrop вернулась к схеме «летающее крыло» при разработке B-2, поскольку ее плоские формы без резких изломов и линий сопряжения с отсутствием вертикального киля и других выступающих элементов обеспечивают снижение эффективной площади рассеяния (ЭПР) и радиолокационной заметности самолета.
В конструкции самолета широко используются композитные материалы для создания радиопоглощающей «сотовой» конструкции (планер самолета состоит из композиционных материалов на 80%). Bсе поверхности B-2, которые могут быть облучены РЛС противника, и те внутренние поверхности, которые могут давать какой-либо отраженный сигнал, покрыты радиопоглощающими материалами. Остекление кабины состоит из специальных стекол, которые обеспечивают внешнее и внутренне рассеянное отражение излучений (как от РЛС противника, так и от собственной аппаратуры самолета). Каналы воздухозаборников имеют S-образную форму для снижения радиолокационного сигнала, отражающегося от лопаток турбин компрессоров. Четыре бесфорсажных турбовентиляторных двигателя General Electric F118‑GE‑110 имеют выходные устройства клиновидной формы для уменьшения площади отражения в инфракрасном спектре. Для рассеивания инверсионного следа в шлейф выхлопных газов впрыскивается хлорсодержащая кислота. В конструкции и режимах работы РЛС AN/APQ‑181 предусмотрены меры как по снижению отраженного радиолокационного сигнала от ее элементов, так и вероятности фиксации ее сигнала пассивными средствами противника. Она включается для уточнения месторасположения целей непосредственно перед нанесением удара на короткое время в режиме узкой диаграммы направленности.
Что побудило американцев к созданию стратегического бомбардировщика B-29
Накануне Второй Мировой войны Соединенные Штаты находились в позиции «изоляционизма», стараясь не вмешиваться в большую политику. Политическая элита страны, как и основная масса населения, придерживались позиции невмешательства в военно-политические разборки, происходящие в других частях света. Страна сумела создать мощнейший океанский военный флот, который обеспечивал защиту суверенитета и интересов государства. Ни одно из других государств мира не имело ни сил, ни средств для нанесения удара по территории США.
Такая ситуация негативным образом сказалась на состоянии вооруженных сил. Если американский флот являлся самым передовым и технически оснащенным видом вооруженных сил, то армия и ВВС имели на оснащении технические средства и вооружения, не отвечающие требования стратегической обороны. С началом военных действий в Европе и масштабы японской экспансии в Китае и на Тихом океане наглядно показали, что Америка остро нуждается в новых и современных образцах военной техники. Агрессивная политика Японии, стремившейся расширить сферу своего влияния на всю Восточную Азию и Тихоокеанский регион, непосредственно затрагивала интересы США в Тихом океане. После вступления Японии во Вторую Мировую войну на стороне Фашисткой Германии, стало очевидным, что в дальнейшем американцам придется иметь дело с флотом и армией Императорской Японии. Страна Восходящего солнца становится для Соединенных Штатов основным противником на Тихом океане.
Такое положение вещей не устраивало Высшее военное командование. Иметь мощный линейный флот и тяжелые авианосцы на Тихом океане оказалось недостаточно. Палубная авиация могла решать только тактические задачи и не могла нанести серьезный урон военным объектам на заморских территориях. Американская бомбардировочная авиация, которая в то время была представлена в основном тремя типами самолетов B-17 Flying Fortress, B-24 Liberator и B-25 Mitchell, могла действовать только в близкой привязке к собственным аэродромам. Эти машины можно назвать хорошими, однако радиус их действия не соответствовал огромным просторам Тихоокеанского театра военных действий. На Европейском военном театре эти бомбардировщики, базировавшиеся на аэродромах в Англии, составили со временем основную ударную силу для воздушного наступления на Германию и их союзников.
Для действий на Тихом океане требовалось иметь стратегический бомбардировщик, обладающий превосходящей дальностью полета и способный нести огромную боевую нагрузку. В последствие, когда на вооружении ВВС стали поступать новые суперфортрессы, самолеты В-29 с дальностью полета 9000 км, японские города и военные объекты стали регулярно подвергаться опустошающим полетам.
Новая машина создавалась специально для действия на Тихоокеанском театре военных действий. Американцы стали получать суперкрепости в конце 1943 года. Зима 1944 ушла на освоение новой техники, а уже весной того же года бомбардировочные части, оснащенные новыми стратегическими бомбардировщиками, были передислоцированы в Индию. Используя свободную территорию Китая, американцы начали совершать регулярные налеты на объекты инфраструктуры, расположенные непосредственно в японской метрополии. Чуть позже, когда были освобождены Филиппины и Марианские острова, основным местом базирования дальней бомбардировочной авиации стал остров Гуам и аэродромы на острове Лусон. Дальность полета американской летающей суперфортресс позволяла экипажам успешно отбомбиться и вернуться благополучно домой. Ранее американские экипажи вынуждены были сажать свои самолеты на китайской территории, поэтому довольно часто случались посадки вслепую, на оккупированные японскими войсками территории.
“Черный четверг”
На 12 апреля был запланирован один из самых массированных авианалетов американской авиации за всю войну в Корее. 48 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress – такие сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, – в сопровождении полутора сотен истребителей разных типов собирались засыпать железнодорожный мост через Ялуцзян шеститонными фугасами с радиоуправлением. Мост был стратегический – по нему шло снабжение северокорейской армии, – на перехват американцев подняли 36 МиГ-15
У летчиков был приказ: не обращая внимание на истребители, атаковать бомбардировщики и не дать им уничтожить переправу
“Аллея МиГов” знаменита не только разгромом американцев – здесь состоялось боевое крещение реактивной авиации. В первых массовых сражениях на небывалых доселе скоростях отрабатывались новые боевые приемы. Советские летчики атаковали американцев на их же манер: пикируя с большой высоты, с разных сторон, парами и четверками.
– Я был в ударной группе. Подбил “Крепость” первой же очередью, метров с восьмисот, потом прорвался через заградительный огонь и вторую очередь всадил в упор, так что только клочья полетели. Экипаж выбросился с парашютами, их там человек десять было, не меньше, – написал впоследствии пилот МиГ-15 капитан Лев Иванов. – Тут на нас навалились истребители прикрытия, и завертелась карусель.
Казаки на танках: как советские войска освобождали Одессу
B-29 Superfortress – не мишень на стрельбище, самолет со всех сторон защищали крупнокалиберные пулеметы. Пользуясь дальнобойностью своих пушек, советские летчики расстреливали бомбардировщики с безопасной дистанции, а когда там начиналась паника, добивали очередью в упор. Расстрелявшие боезапас истребители не выходили из боя, а продолжали атаковать, отвлекая и давя на психику.
– Смотрю вниз. Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши МиГи расстреливают “летающие сверхкрепости”. У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант, – вспоминал летчик-ас, генерал-майор авиации Сергей Крамаренко.
Американская армада повернула обратно. Четыре самолета упали по пути на аэродром, практически в каждом вернувшемся экипаже были убитые или раненые. Около 100 летчиков США попали в плен. Все наши самолеты вернулись на базу, у пары МиГов техники залатали пробоины в крыльях.
В ВВС США был объявлен недельный траур по погибшим летчикам, трое суток ни один американский самолет не появлялся в зоне действия советских летчиков. Разгром на “аллее МиГов” заставил американцев пересмотреть и стратегию глобальной войны с Советским Союзом. До сих пор в Вашингтоне были уверены, что победить СССР можно ядерной бомбардировкой, причем расчетные потери не превышали 10 процентов от вылетевших самолетов. Однако бой 12 апреля показал, что советские истребители в самых невыгодных условиях, без зениток и системы оповещения, связанные приказом не преследовать врага за линией фронта, могут обеспечить 25 процентов безвозвратных потерь, сорвать выполнение задачи для половины вражеских самолетов, попутно связав боем конвой. Ядерную бомбардировку Советского Союза пришлось отложить.
Справка “РГ”
В небе Кореи асами стали 46 советских летчиков. Они вместе уничтожили 416 самолетов противника. Лучший результат показал Николай Сутягин – 21 сбитый истребитель. Главный американский ас Джозеф Кристофер Макконел-младший мог похвастаться только 16 победами.
Примечания
Судьба крылатых «духов»
Первоначально планировалось закупить 132 серийных B-2 для полной замены бомбардировщиков В-52. Затем в апреле 1990 г. это число сократили до 75. В конечном итоге из-за окончания «холодной войны», распада СССР и крайней дороговизны B-2 в январе 1992 г. президент Джордж Буш-старший принял решение ограничиться закупкой только 20 серийных самолетов (всего с учетом прототипа произведен 21 B-2). Серийные самолеты были собраны в Палмдейле и поступили на авиабазу Уайтмен (штат Миссури) в 1993-1999 гг. При этом первая машина прибыла на базу 17 декабря 1993 г., в 90-ю годовщину первого полета самолетов братьев Райт. В июле 2000 г. в Уайтмен перегнали и прототип, который первоначально не собирались использовать в качестве боевой машины.
Каждый B-2 получил именное название в честь одного из штатов США (кроме прототипа, который был назван «Дух Америки» («Spirit of America») и самолета «Дух Китти-Хок» («Spirit of Kitty Hawk»), названного в честь города в Северной Каролине, недалеко от которого состоялся первый полёт самолета братьев Райт):
1 К настоящему времени все оставшиеся B-2 модернизированы до стандартов Block 30.
Бомбардировщик «Spirit of Kansas» (тот самый, который первым посетил Фэрфорд) 23 февраля 2008 г. из-за технической неполадки разбился при взлете с авиабазы Андерсен на тихоокеанском острове Гуам. Машина упала рядом с ВПП и полностью сгорела. Двум летчикам удалось благополучно катапультироваться. В феврале 2010 г. на этой же авиабазе при запуске загорелся один из четырех двигателей бомбардировщика «Spirit of Washington», в результате чего были значительно повреждены двигательный отсек и хвостовая часть. Полное восстановление самолета была завершено только в декабре 2013 г. Столь длительный срок ремонта был связан с закрытием производственной линии бомбардировщиков B-2 в 2000 г.
Таким образом, сейчас в боевом составе ВВС США осталось 19 стратегических бомбардировщиков B-2, входящих в состав 509-го бомбардировочного крыла Командования глобальных ударов ВВС США. Это крыло было создано в 1947 г. на основе 509-й смешанной авиагруппы, сбросившей атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Поэтому на эмблеме 509-го крыла изображен гриб ядерного взрыва – напоминание о том, что это единственная в мире авиачасть, применившая ядерное оружие по реальным целям. Базируется 509-е крыло на авиабазе Уайтмен (штат Миссури), в 120 км к юго-востоку от города Канзас-Сити.
Планируется, что B-2 начнут снимать с вооружения в конце 2020-х гг. и к 2032 г. полностью заменят на находящиеся сейчас в разработке малозаметные бомбардировщики Northrop Grumman B-21 Raider.