Northrop b-2 spirit

Почему он оказался бесполезным?

B-2 Spirit создавался с одной-единственной целью: без помех разбомбить нужные объекты СССР. Но первый полет бомбардировщика состоялся в 1989 году, когда соцлагерь уже разваливался, а ближе к середине девяностых, когда первые «Духи» начали поступать на вооружение, СССР уже давно распался. Холодная война закончилась, а на предполагаемую «горячую» бомбардировщик-невидимка опоздал. Преодолевать сверхмощную ПВО Советского Союза стало незачем, ельцинская Россия была для США вполне верным союзником. Ядерные бомбы на самолетах заменили обычными, и мир так и не узнал, достаточно ли B-2 Spirit незаметен, чтобы преодолеть действительно современные радары. Потому что все случаи боевого применения «самолета-невидимки» были, мягко говоря, не против равных противников, например, Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии.

В русскоязычных кругах, правда, ходит легенда, что во время налетов на Югославию один B-2 Spirit был сбит сербскими зенитчиками. Но в данном случае имеет место банальная ошибка: батарея С-125 Золтана Дани сбила не «Спирит», а F-117 Nighthawk — тоже довольно продвинутый самолет, но с несравнимо худшими технологиями малозаметности. Сами же B-2 боевых потерь не несли никогда — только один «дух» был потерян во время аварии.

Lockheed F-117 Nighthawk. Именно такой самолет сбили в Югославии в 1999 году. Фото: wikipedia.org

Впрочем, большой пользы от неубиваемого самолета все равно получить не удалось. Для выполняемых им задач B-2 Spirit имел явно излишние характеристики, а его эксплуатация обходилась чудовищно дорого: достаточно сказать, что без специального ангара радиопоглощающее покрытие самолета теряет свои замечательные и пока ни разу не пригодившиеся свойства.

С учетом всех расходов стоимость бомбардировщика-невидимки зашкалила уже за два миллиарда долларов, и вместо планируемых 132 штук на сегодняшний день построено всего 20. Причем командование ВВС США полагает, что это на 20 самолетов больше, чем нужно. Потому великолепный футуристичный бомбардировщик, созданный для Третьей мировой, в недалеком будущем отправится в отставку. И это хорошо, потому что Третья мировая нам точно не нужна.

Способы решения

Каждые девять лет бомбардировщики проходят процедуру капитального ремонта и полной замены радиопоглощающего покрытия. В этом процессе уже используются современные технологии. Прежде всего, чтобы улучшить контроль качества, применяются роботизированные системы, помогающие устанавливать детали и наносить покрытие.

В начале января 2021 года сообщалось, что Управление материально-технического обеспечения ВВС США (Air Force Rapid Sustainment Office) ищет «новейшую автоматизированную систему 3D-сканирования». Она должна помочь с процессом копирования деталей самолетов, которые больше не производятся.

Применение 3D-сканера в работе с бомбардировщиком B-2 Spirit можно легко представить. Устройство способно отсканировать исходные детали, а позже воссоздать их чертежи и виртуальную модель. После этого достаточно просто произвести новые необходимые запчасти — на станках с ЧПУ, путем отливки в пресс-форме, штамповки или любым другим подходящим способом.

Преимущества реверс-инжиниринга уже были продемонстрированы на примере американского стратегического бомбардировщика B-52H Stratofortress. Как известно, эти самолеты стоят на вооружении ВВС США c 1955 года и регулярно проходят модернизацию и ремонт.

Контракт на капитальный ремонт обводных каналов двигателя самолета выиграла компания Mission Support Inc. Из-за недостатка технических данных и нехватки документации ее специалисты решили воспользоваться современными технологиями автоматизированного проектирования и производства, использовав существующие детали как основу. Такой подход позволил обеспечить самолеты необходимыми запчастями и правильную установку новых компонентов.

Подобная практика уже существует и в самих ВВС. В логистическом комплексе на авиабазе Робинс в штате Джорджия дислоцируется 402-я группа по техническому обслуживанию электронного оборудования. Она занимается вопросами реверс-инжиниринга, перепроектирования и производства авионики. Главная задача этого подразделения — обеспечить запасными частями системы вооружения предыдущих поколений.

Руководитель 402-й группы Дэймон Браун пояснил, что первая часть обратного инжиниринга — это тщательное изучение устаревших элементов.

Данная тема весьма актуальна с учетом того, что средний возраст парка ВВС продолжает увеличиваться. Ожидается, что с каждым годом услуги по воссозданию снятых с производства деталей самолетов будут все больше востребованы.

Перед тем как уйти в отставку, бывший помощник министра обороны ВВС по закупкам, технологиям и логистике Уилл Роппер в интервью журналу Air Force Magazine рассказывал о желании «иметь все детали для вооружения и техники ВВС в цифровом виде».

Поиск возможности обратной разработки деталей для бомбардировщика-невидимки B-2 Spirit соответствует нынешним тенденциям ВВС США. Производственный процесс постепенно переходит на новые технологии и цифровое проектирование, чтобы обеспечить качественное обслуживание парка самолетов.

Военно-воздушные силы США имеют небольшой флот стелс-бомбардировщиков. И они в основном были построены на экспериментальных (на тот момент) технологиях. Именно поэтому B-2 является очевидным кандидатом на применение реверс-инжиниринга для поддержания жизнедеятельности самолетов, стоящих на вооружении и активно эксплуатирующихся.

ВВС Соединенных Штатов строят масштабные планы по внедрению передовых технологий в процесс воссоздания недостающих компонентов для обслуживания своих возрастных самолетов. С помощью технологий 3D-сканирования появится возможность получения чертежей и виртуальных моделей необходимых деталей.

Отработав процесс на одном компоненте, таком как, например, теплообменник B-2 Spirit, в дальнейшем его можно применять и в случае с другими самолетами. Это позволит продлить срок их службы и снизит накладные расходы на содержание флота ВВС.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Крылья войны», чтобы быть в курсе новостей из мира военной авиации.

Конструкция

Бомбардировщик B-2 “Spirit” – 4-моторный дозвуковой самолёт – «бесхвостка» с фюзеляжем, функцию которого выполняет центроплан крыла. В передней части центроплана размещена 2-местная кабина экипажа, за ней – отсек с авионикой. Сократить экипаж самолёта до 2 пилотов позволила высокая автоматизация. Для отдыха и восстановления сил в кабине предусмотрены камбуз, койка и туалет.

B-2 может взять на борт до 80 500-фунтовых бомб Мк.82 (в том числе в корректируемом исполнении) или до 16 2000-фунтовых бомб Мк.84. Ядерное вооружение могло включать в себя до 16 термоядерных бомб B61 или B83.

Самолёт B-2 оснащён 4 турбовентиляторными двигателями F188 производства «Дженерал Электрик». Они разработаны на основе моторов F100, использованных на истребителях F-14 и F-16, но лишены форсажной камеры. Каждый F188 имеет 1-ступенчатую турбину высокого давления с 9-ступенчатым компрессором, и 2-ступенчатую турбину низкого давления с 3-ступенчатым вентилятором.

Двигатели бомбардировщика находятся глубоко в корпусе, воздух к каждой паре подводится через S-образные каналы. Часть воздуха поступает не в двигатели, а используется для охлаждения выхлопа и снижения, путём этого, тепловой сигнатуры. Топливные баки находятся в крыльях и центроплане.

Комплекс радиоэлектронного оборудования бомбардировщика B-2 включает в себя всепогодный радар AN/APQ-181, спутниковую и астронавигационную системы. В начале 2000-х годов радар был модернизирован путём установки активных фазированных антенных решёток.

Только так можно было полностью преодолеть неустойчивость «летающего крыла». Малая заметность достигается целым комплексом мер – во-первых, сама выбранная схема обеспечивает снижение площади рассеяния за счёт отсутствия хвостовых рулей и киля. Во-вторых, используется упомянутое принудительное охлаждение реактивных струй.

В-третьих, самолёт покрывается радиопоглощающими материалами (композиты на основе карбона и графита). Наконец, бомбардировщик окрашивается специальной краской, снижающей возможность его визуального обнаружения на дистанциях около 40 км.

Исторические моменты и этапы разработки

Ядерная эра стала толчком для решения вопроса, связанного с разработкой авиасудов обладающих максимальными возможностями. Американские авиаконструкторы пристально следили за разработками других стран, тщательно анализировали информацию и учитывали в своих планах. Их основной задачей являлось создание такой модели, которая могла бы не только незаметно долететь до территории противника, но и нанести сокрушающий удар путем применения ядерного оружия, находящегося на ее борту.

По сути, самый разгар разработки выпал на период Холодной войны, а точнее, на 1979 год. К процессу были привлечены известные американские гиганты авиакосмической промышленности, которые предложили вариант с наличием пониженной радиолокационной заметности. Это был стратегический бомбардировщик, получивший первоначальное название В2-Спирит. Свое полное название он получил в честь основателя и опытного авиаконструктора Джека Нортропа.

Эта летательная конструкция создавалась на основании схемы, именуемой «летающим крылом», что являлось отличительной чертой от предшествующих стратегических моделей. К сожалению, главный разработчик и вдохновитель так и не увидел, как его «детище» взмыло в воздух.

Нортроп Б-2 Спирит

Стоимость vs. эффективность

Разработка самолета продолжалась десять лет и стоила американским налогоплательщикам 22 млрд долларов, плюс еще один миллиард был потрачен на доработку машины. В 1988 году бомбардировщик был представлен общественности, а еще через год состоялся первый полет машины.

На сегодняшний день Northrop B-2 Spirit является самым дорогим самолетом в истории. С учетом средств, затраченных на его разработку, стоимость одной машины составляет 2,1 млрд долларов. Весьма впечатляющими являются и затраты на его обслуживание.

Эта машина создавалась для ядерной войны с Советским Союзом. Противостояние двух ядерных сверхдержав, которое мы сегодня называем Холодной войной, оправдывало любые затраты на военные нужды. Однако даже для этого исторического периода стоимость В-2 выглядит явно завышенной. Почему так получилось?

Дело в том, что разрабатывая этот супердорогой самолет, американцы думали сэкономить. И в этом нет парадокса.

По расчетам американских стратегов, для преодоления советской ПВО, кроме непосредственно бомбардировщиков, был необходим сильный истребительный эскорт (несколько десятков машин), несколько самолетов-постановщиков помех (типа EF-111 «Рэйвен») и самолетов F-4G для подавления ПВО. Данную авиагруппу должны сопровождать самолеты-заправщики (более десятка).

Такой же по мощности удар могли нанести восемь самолетов-невидимок F-117 с поддержкой двух самолетов-заправщиков.

Американцы рассчитывали, что работу, которую должны были выполнять пять или шесть десятков обычных самолетов, могли проделать всего два самолета-невидимки В-2. Экономия, как говорится, налицо.

Кроме того, представители американского ВПК много рассказывали общественности о возможности создания полностью невидимого и неуязвимого самолета. Однако сделать это невозможно в принципе.

Обеспечение малозаметности самолетов стоит очень дорого и не дает полной гарантии успеха. Очень часто для достижения меньшего уровня заметности летательного аппарата конструкторам приходится жертвовать летно-техническими характеристиками машины. Не является ли этот путь тупиковым? Мнения экспертов по этому поводу расходятся.

После развала СССР В-2 потерял единственного достойного противника, против которого имело смысл применять этот самолет. Использовать этот баснословно дорогой и сложный в обслуживании самолет в обычных колониальных разборках нет никакого смысла. Для поражения наземных целей в странах третьего мира вполне достаточно старого доброго В-52 Stratofortress или просто F-16.

Пару слов следует сказать об обслуживании В-2. Расходы на содержание этого самолета действительно велики, они значительно превышают средства, которые нужно тратить на обслуживание других американских стратегов: В-1 и В-52.

B-2 Spirit нуждается в специальном ангаре, с постоянно поддерживаемым микроклиматом. Он боится солнечного ультрафиолетового излучения, оно повреждает радиопоглощающее покрытие корпуса самолета. В мире существует всего лишь несколько авиабаз, которые способны правильно заботиться об этом самолете.

На сегодняшний день в строю находится 19 самолетов В-2.

Аварии и катастрофы[править | править код]

Упавший B-2

Основная статья: Катастрофа B-2 Spirit на Гуаме

По официальным данным США, к 2010 году в небоевом происшествии был потерян один бомбардировщик B-2. 23 февраля 2008 года самолёт B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса») потерпел крушение у берегов тихоокеанского острова Гуам на американской военной базе Андерсен. Это был первый случай крушения самолёта этого типа. Двум лётчикам удалось катапультироваться. После аварии полёты всех самолётов этого типа были приостановлены. В конце апреля 2008 года полёты были возобновлены.

Комиссия по расследованию пришла к выводу, что причиной аварии стала халатность наземного персонала, не включившего обогрев приёмника воздушного давления для удаления скопившегося в нём конденсата. Из-за этого система управления самолёта получала завышенное значение скорости и преждевременно дала команду на отрыв от земли. Действия экипажа признаны правильными, других отклонений от штатного режима в работе бортовых систем не выявлено, а моделирование ситуации на тренажёре показало, что спасти самолёт было невозможно.

В феврале 2010 года ещё один В-2 (серийный номер 88-0332, «Дух Вашингтона») серьёзно пострадал в результате возгорания в моторном отсеке при запуске двигателей на той же авиабазе Андерсен. Повреждённый самолёт находился в ремонте почти 4 года и вновь поднялся в небо только 16 декабря 2013 года. Общая стоимость восстановительных работ превысила 105 миллионов $.

Примечания[ | ]

  1. Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 20 июля 2021. Архивировано 9 июня 2021 года.
  2. B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
  3. PASSIVE MULTISTATIC RADARS IN ANTI-STEALTH AIR DEFENCE. By Lieutenant Colonel Paul E. Hudson, BSc, CD1 // Canadian Forces College (англ.) (недоступная ссылка)
  4. B-2A Spirit (Проверено 5 июня 2013)
  5. Radar cross section: The measure of stealth // Military Embedded Systems
  6. 123 Program Acquisition Costs by Weapon System. Department of Defense Budget for Fiscal Year 1993. — January 29, 1992. — P. 22 — 124 p.
  7. «Air Force names final B-2 bomber ‘Spirit of America’.» fas.org , 14 July 200. Retrieved 16 June 2010.
  8. B-2 Spirit (fas.org)
  9. Pace 1999, p. Appendix.
  10. «B-2.» fas.org . Retrieved 16 June 2010.
  11. Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: США восстановили повреждённый пожаром бомбардировщик B-2
  12. «Northrop Grumman Adding Mobile Targets to B-2 Bomber Capabilities.» Northrop Grumman , 7 February 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  13. «B-2 radar modernization program contract awarded.» US Air Force , 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  14. «USAF Awards B-2 Radar Upgrade Production.» (недоступная ссылка с 14-08-2013 — история ,копия )Aviation Week , 30 December 2008. Retrieved: 13 September 2009.
  15. 123 Mayer, Daryl. Northrop Grumman and USAF Verify Proper Fit of 30,000lb Penetrator Weapon on B-2 Bomber Архивировано 21 августа 2009 года.defpro.com , 22 July 2009. Retrieved: 13 September 2009.
  16. Бомбардировщик B-2 избавят от 20-летней неполадки
  17. Бомбардировщик B-2 завершил испытания над Северным полюсом
  18. Бомбардировщики B-2 получили новые радары
  19. 123 B-2 SPIRIT (af.mil)
  20. B-2 Bomber: Cost and Operational Issues (Letter Report, 08/14/97, GAO/NSIAD-97-181)
  21. GlobalSecurity.org — B-2 Production (англ.).
  22. Myers, Dominique (2002), Acquisition Reform-Inside The Silver Bullet, Acquisition Review Journal Т. IX, no. 2 (Fall 2002): 312–322, <https://www.dau.mil/pubs/arq/2002arq/MyersFL02.pdf>. Проверено 1 сентября 2007. Архивная копия от 26 сентября 2007 на Wayback Machine
  23. Northrop Grumman похвалилась бомбежками Ирака, Афганистана, Сербии и Ливии // Лента. Ру, 25 апреля 2020
  24. Air Force Magazine — Bombers over Libia (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 3 июня 2012 года.
  25. Wired Magazine — Two Bombers, 24 Hours, 100 Libyan Targets Destroyed (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 3 июня 2012 года.
  26. ВЗГЛЯД / Разбился уникальный самолет (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 февраля 2008. Архивировано 6 ноября 2014 года.
  27. Лента новостей — PDA.AVIA.RU — Авиационные новости
  28. 12 23 февраля 2008 года: капельки воды привели к трагедии Архивировано 3 февраля 2014 года.
  29. When You’ve Only Got 20 B-2 Bombers
  30. The $105M resurrection of a B-2 stealth bomber
  31. Northrop Grumman — B-2 Spirit Weapons (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 3 июня 2012 года.
  32. 12 Летно-технические характеристики Ту-95
  33. 123 Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ. 1996. — 272 с. Том 1. С. 68 ISBN 5-89327-004-5
  34. North American Aircraft Rockwell International: B-1B — Книга фактов, с. 12, таблица A-1a. (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 24 июня 2012 года.
  35. Управление Конгресса США по бюджету: Бомбардировщик B-1B и возможности его улучшения, с. 85/111, таблица А-1 (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 24 июня 2012 года.
  36. Национальный музей ВВС США: NORTH AMERICAN XB-70 VALKYRIE — Страница фактов (англ.) (недоступная ссылка). Архивировано 28 ноября 2012 года.
  37. Национальный музей ВВС США: B-1B LANCER — Страница фактов.
  38. «Tu-160 Blackjack (Tupolev).» globalsecurity.org. Retrieved 3 August 2009.
  39. Ту-160
  40. B-1B (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 апреля 2015. Архивировано 2 апреля 2021 года.
  41. 123The International Institute For Strategic Studies IISS. The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. , 227, 228. — 492 с. — ISBN 9781857435573.
  42. The Military Balance 2021. p.-46

Фото Царь-танка

Похожее

Танк Т-14 Армата Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-90МС Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-64 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-72. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-84У Оплот. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк М1А2 Абрамс. Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк «Черный орел» Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-62 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-3 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк КВ-1 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Леопард 2 (А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7) — немецкий танк

Танк Т-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк ИС-3 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-55 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Пантера ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Меркава-4 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк КВ-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-26 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-54 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ИС-7 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк ИС-2 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк ПТ-76 Двигатель. Вес. Размеры. Броня. История

Танк Т-10 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Алтай. ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Танк М4 Шерман ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-44 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-35 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-18 (МС-1) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-28 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Т-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк K2 Чёрная пантера. Двигатель. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк БТ-5 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Леклерк Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-60 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Челленджер-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Танк Т-40 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк C1 Ариете ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Двигатель

Царь-танк (1915 г.) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тип 10 — японский танк

Первый русский танк «Вездеход» Пороховщикова (1915 г.)

Танк Т-100 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Char B1-bis ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тип 99 — китайский танк

Танк Mk.IV Черчилль ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Mk.III Валентайн ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Тяжелый танк Менделеева (1911 г.)

Танк Арджун. Вес. Броня. Размеры. Вооружение

Танк ТГ (Танк Гротте) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк СМК ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Танк Кромвель ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк PzKpfw 38(t) ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк М3 Стюарт ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Тип 95 «Ха-Го» ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Танк Рыбинского завода (1915 г.) ТТХ, Фото, Броня

Танк Mk VII Тетрарх ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Лётно-технические характеристики[править]

Габаритный чертёж бомбардировщика B-2

Технические характеристикиправить

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 20,90 м
  • Размах крыла: 52,12 м
  • Высота: 5,10 м
  • Площадь крыла: 460 м²
  • Масса:
    • пустого: 71700 кг
    • нормальная взлётная масса: 152600 кг
    • максимальная взлетная масса: 171000 кг
    • масса топлива: 73000 кг
    • масса полезной нагрузки: до 22730 кг (до 27000 кг после модернизации )
  • Нагрузка на крыло:
    • при максимальной взлётной массе: 372 кг/м²
    • при нормальной взлётной массе: 332 кг/м²
  • Двигатель:
    • тип двигателя:
    • модель: «General Electric F118-GE-100»
    • тяга:

      максимальная: 4 × 7700 кгс

    • масса двигателя: 1452 кг
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе: 0,20 кгс/кг
    • при максимальной взлётной массе: 0,18 кгс/кг

Лётные характеристикиправить

  • Максимальная скорость: 1010 км/ч (М=0,95)
  • Крейсерская скорость: 900 км/ч (М=0,85)
  • Дальность полета:
    • максимальная: 11100 км
    • боевой радиус: 5300 км
  • Продолжительность полёта: до 6,5 ч
  • Практический потолок: 15240 м
  • ЭПР: по некоторым данным, от ~0,0014 до ~0,1 м²

Вооружениеправить

  • Боевая нагрузка: до 22 730 кг (до 27 000 кг после модернизации)
  • Ядерное оружие: 16 х В61-11 (340 килотонн) или 16 х B83 (1,1 мегатонн) или 16 х AGM-129 ACM или 16 х AGM-131 SRAM II
  • Обычные бомбы: 80 х Mk.82 или 16 х Mk.84 или 36 кассетных бомб х CBU-87/CBU-89 GATOR
  • Высокоточное оружие: 8 х GBU-27 или AGM-154 JSOW или 12 х JDAM
  • Крылатые ракеты: 16 х AGM-158 JASSM

Сравнение B-2 с аналогамиправить

Ту-160 Ту-95 XB-70 Valkyrie B-1A B-1B B-2 B-52
Внешний вид
Максимальная взлётная масса, т 275 172,0 246 176,8 216,4 171 229
Максимальная боевая нагрузка, т 45 20 29,4 34 34 (+22,7 на внеш. подвеске) 27 22,7
Максимальная скорость, км/ч 2 230 882 3 309 2 300 1 328 1,010 957
Боевой радиус, км 7 300 6 500 6 900 5 543 5 300 7 210
Дальность с боевой нагрузкой, км 10 500 12 100 н/д 9 817 12 000 н/д н/д
Максимальная дальность, км 14 500 15 000 н/д 13 500 11 100 16 090
Рабочий потолок, м 21 765 11 900 23 600 18 900 18 290 15 000 16 765
Совокупная тяга двигателей, кгс 100 000 48 000 76 200 55 400 31 300 61 680
Применение технологий снижения заметности частично нет нет нет частично да нет
Количество самолётов в строю 16 68 нет н/д (произведено 4) 64 19 62

Как он создавался?

Разрабатывать B-2 Spirit начали в конце семидесятых годов, программа называлась «Advanced Technology Bomber» (ATB). Здесь не обошлось без политики: в ходе борьбы за президентское кресло республиканец Рональд Рейган обвинял демократа Джеймса Картера, что тот недостаточно заботится о безопасности страны и уделяет мало внимания новейшим оружейным разработкам. В итоге Картер, бывший на тот момент президентом, дал отмашку на производство новейшего бомбардировщика. Идея была проста и одновременно фантастична: создать самолет, который не виден на радарах. В случае удачи бомбардировщик преодолевал бы даже самую мощную ПВО так, как будто ее вовсе не существует.

Сразу выяснилось, что удобнее всего выполнить новый самолет по схеме «летающее крыло», когда у самолета вообще нет фюзеляжа. Теоретически это идеальная форма, так как в данном случае подъемную силу создает весь самолет, а не только крылья. Это делает машину маневренной — но вместе с тем чудовищно усложняет управление, так как «летающее крыло» крайне тяжело даже просто удерживать на курсе. Еще в тридцатых-сороковых годах в СССР, Германии и США проводились эксперименты по созданию таких самолетов, но все заканчивалось одним и тем же: очередной прототип терял управление и разбивался. Но на дворе были семидесятые, уже появилась достаточно совершенная автоматика, электродистанционная система управления теперь позволяла держать самолет ровно, не отвлекая на это все силы пилота. Поэтому идея выглядела перспективной.

Более того, именно «летающее крыло» дает самые большие возможности снизить заметность самолета для радаров: отсутствие выступающих частей вкупе с использованием радиопоглощающих материалов теоретически могли сделать бомбардировщик невидимым для врага. Стоимость всего этого была астрономической, но парадоксальным образом самолет будущего мог сделать расходы на будущую войну… ниже. Как это возможно? Очень просто.

Фото: topwar.ru

На представленной инфографике видно, сколько самолетов понадобилось бы при гипотетическом преодолении советской ПВО. Если использовать обычные самолеты, то успешный налет обеспечивался бы 32 бомбардировщиками, 16 истребителями эскорта, 12 самолетами для подавления ПВО и 15 заправщиками для этой армады. Использование высокоточного оружия понижало количество задействованных бомбардировщиков вдвое, а заправщиков — в полтора раза. Так, для тех же целей потребовалось бы всего восемь штук «Ночных ястребов» F-117 с технологиями незаметности при двух заправщиках. И, наконец, всю «работу» могли сделать всего два бомбардировщика-невидимки.

На разработку нового «стратега» были выделены нужные суммы, а за право стать создателем самолета будущего боролись ведущие авиакомпании США. Победителем вышла корпорация Northrop, что в какой-то мере символично: ее основатель Джон Нортроп всю жизнь был фанатом схемы «летающее крыло» и мечтал, что такие самолеты когда-нибудь будут доминировать в небе. Увы, он умер в 1981 году, так и не увидев воплощения своей мечты.

Работа над новым самолетом стоила больше 22 миллиардов долларов и заняла 10 лет, но конструкторам все же удалось создать «бомбардировщик будущего». Он не был похож ни на один серийный самолет в мире: без вертикального оперения, без фюзеляжа, без каких-либо выступов, покрыт углепластиком черного цвета. B-2 Spirit выглядел угрожающе — и красиво. В 1988 году новый «стратег» был представлен широкой публике.

Фото: topwar.ru

Разумеется, «невидимость» самолета была частичной — в воздухе его было отлично видно. Но его эффективная площадь рассеивания (ЭПР) — параметр, характеризующий заметность машины для радара — была и остается очень и очень низкой. Чем она ниже — тем ниже заметность самолета для радиолокационных систем.

Теоретически большинство самых мощных советских радаров (или даже все) не могли его заметить. «Дух» должен был неспешно (скорость машины по меркам конца восьмидесятых была смешной, в районе 1000 километров в час) долететь до нужной цели, выполнить задачу и удалиться. Оружием новейшего самолета были бомбы, никаких современных ракет ему не полагалось. Зато он мог нести сразу 80 обычных или 16 атомных бомб — хватило бы любому объекту. Лишь к началу 21 века для B-2 появились крылатые ракеты.

На вооружении[ | ]

США

20 бомбардировщиков по состоянию на конец 2020 г.

19 самолётов B-2s (первоначально 20, один разбился) приписаны к авиабазе Уайтмен (Whiteman), штат Миссури, и числятся в штате 509-го бомбового авиакрыла 8-й воздушной армии Командования глобального удара ВВС (AFGSC). Это подразделение является единственной в США постоянно действующей (активной) эскадрильей самолётов B-2. Ещё один самолёт В-2 приписан к 412-му испытательному крылу Командования материальной части ВВС (AFMC) на авиабазе Эдвардс для оценочно-испытательных работ.

Все остальные авиационные подразделение, летающие либо летавшие на В-2, собственных бомбардировщиков — не имеют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector