Boeing b-47 stratojet
Содержание:
- B-17 Летающая Крепость Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
- Боевое применение
- Интересные факты[править | править код]
- Интересные факты
- Ссылки
- Модификации
- Интересные факты
- Интересные факты[править | править код]
- Боевое применение[править | править код]
- Интересные факты
- Интересные факты
- производство
- История создания
- Примечания
- ЧИП — тюнинг
- ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ BOEING B-52 STRATOFORTRESS
- Спецификации
- Примечания
- История создания[править | править код]
- Исправление ошибок и восстановление
- Боевое применение
- Временная заплатка
- Вооружение
- Тактико-технические характеристики
- Описание
B-17 Летающая Крепость Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета
Легендарный самолет, внесший большой вклад в дело победы над Германией, Боинг B-17 «Летающая Крепость» навсегда останется одним из лучших бомбардировщиков времен Второй мировой войны. Когда ВВС США в 1934 г. спустили производителям технические требования по созданию многомоторного бомбардировщика, решила построить четырехмоторный самолет «Модель 299». Поднявшийся в небо 28 июля 1935 г., опытный образец хорошо себя показал, и «Боинг» зарегистрировала для нового бомбардировщика название «Летающая Крепость». Несмотря на катастрофу, произошедшую из-за влияния человеческого фактора (что было запротоколировано), когда на борту самолета находились официальные представители армии, ВВС сделали заказ на выпуск испытательных образцов Y1B-17.
Боевое применение
- 17 апреля 1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
- 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга (пос. Никольское, Камчатка) и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести.[источник не указан 826 дней]
- 7 ноября 1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-17 30-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды и благополучно вернулся на аэродром, экипаж из трёх человек не пострадал. Согласно справке министра обороны СССР Р. Малиновского тов. Хрущёву Н. С., 7 ноября 1958 года «В момент сближения советский истребитель был обстрелян с борта самолёта РБ-47 и, в свою очередь, открыл по нему ответный огонь, после чего американский самолет ушёл в юго-западном направлении»; подбитие американского самолёта не упоминается.
- 1 июля 1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком В. Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре члена экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году.
- В 1963 году советский МиГ-19 сбил[где?] очередной американский разведчик RB-47.
- 28 апреля 1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан.
Интересные факты[править | править код]
- В начале 1950-х годов ВВС США рассматривали проект превращения нескольких бомбардировщиков B-47 в беспилотные самолёты-снаряды по проекту MX-1457 «Brass Ring» для доставки к целям водородных бомб. Термоядерные устройства в то время только начинали разрабатываться, их вес и габариты были очень велики и ещё не было достаточной уверенности у инженеров, что можно будет создать термоядерную бомбу разумных размеров. Согласно проекту, термоядерное устройство должно было быть встроено в конструкцию беспилотного бомбардировщика (под обозначением MB-47) и направляться к цели при помощи радиоуправления с самолёта сопровождения (тоже B-47). Возле цели оператор направлял беспилотный самолёт с бомбой на снижение, а самолёт управления возвращался на базу. Появление сравнительно компактных авиатранспортабельных термоядерных бомб в середине 1950-х годов привело к прекращению работ по этому проекту.
- Экипажи B-47 были обучены тактике взлёта с минимальным интервалом (англ. MITO), при выполнении которой бомбардировщики поднимаются в воздух с базы один за другим с интервалом всего в 15 секунд. Цель такой тактики — запуск всех бомбардировщиков так быстро, насколько это возможно. Это достаточно опасная процедура, так как бомбардировщики оказываются в зоне турбулентности, вызванной предыдущим самолётом и, кроме того, в результате впрыска воды в турбореактивные двигатели на форсированном режиме возникает густой чёрный дым, который ослепляет пилотов следующих самолётов.
Интересные факты
- В начале 1950-х годов ВВС США рассматривали проект превращения нескольких бомбардировщиков B-47 в беспилотные самолёты-снаряды по проекту MX-1457 «Brass Ring» для доставки к целям водородных бомб. Термоядерные устройства в то время только начинали разрабатываться, их вес и габариты были очень велики и ещё не было достаточной уверенности у инженеров, что можно будет создать термоядерную бомбу разумных размеров. Согласно проекту, термоядерное устройство должно было быть встроено в конструкцию беспилотного бомбардировщика (под обозначением MB-47) и направляться к цели при помощи радиоуправления с самолёта сопровождения (тоже B-47). Возле цели, оператор направлял беспилотный самолёт с бомбой на снижение, а самолёт управления возвращался на базу. Появление сравнительно компактных, авиатранспортабельных термоядерных бомб в середине 1950-х годов привело к прекращению работ по этому проекту.
- Экипажи B-47 были обучены тактике взлёта с минимальным интервалом (англ. MITO), при выполнении которой бомбардировщики поднимаются в воздух с базы один за другим с интервалом всего в 15 секунд. Цель такой тактики — запуск всех бомбардировщиков так быстро, насколько это возможно. Это достаточно опасная процедура, так как бомбардировщики оказываются в зоне турбулентности, вызванной предыдущим самолётом и, кроме того, в результате впрыска воды в турбореактивные двигатели на форсированном режиме возникает густой чёрный дым, который ослепляет пилотов следующих самолётов.
Ссылки
Модификации
- B47D20K0 выпускался в период с 2007 по 2012 год, это самая слабая модификация, она имеет турбину и мощность 116 лошадиных сил при 4000 оборотах в минуту, крутящий момент здесь 260 Н*м при 1750-2750 оборотах в минуту. Мотор стоит на 116d или 316d.
- U0 выпускался с 2007 по 2013 год. Он имеет 243 лошадиные силы при 4000 оборотах в минуту, крутящий момент здесь 300 Н*м при 1750-2750 оборотах в минуту. ЭБУ и турбокомпрессор промогают движку работать правильно, наддув же имеет полтора бара давление. Также здесь есть форсунки с соленоидами. Применяется установка на 118d, 318d, X1, X3.
- O0 также выпускалась с 2007 по 2013 год, он имеет мощность 177 лошадиных сил при 4000 оборотах в минуту. Крутящий момент здесь равняется 340 Н*м при 1750-3000 оборотах в минуту. Блок управления и турбина с 1.55 бара отлично работают. Форсунки здесь пьезоэлектрические, они имеют большое давление в рампе. Найти движок можно на 120d, 320d, 520d, X1, X3.
- T0 или TOP выпускался в стандартные 2007-2013 года, он является самым мощным. Два турбированные компрессора дуют до 2 бар, тут появился современный выхлоп, пьезофорсунки. Давление в рампе стало еще больше, ЭБУ тоже новый. Отдает он 204 лошадиные силы при 4400 оборотах в минуту, крутящий момент равняется 400 Н*м при 2000-2250 оборотах в минуту. Стоит он на 123d или X1.
- K1 или TU выпускался с 2011 по 2015 год. Он заменил предшественников и получил новейшую турбину. Этот мотор имеет большую экономичность чем раньше, расход тоже снизился на 3 процента. Здесь мощность 116 лошадиных сил при 4000 оборотах в минуту, а крутящий момент 260 Н*м при 2500 оборотах в минуту. Движок стоит на 116d, 316d, X1.
Есть еще U1, O1, T1, U1, они практически ничем не отличаются от своих предшественников.
Источник
Интересные факты
- В начале 1950-х годов ВВС США рассматривали проект превращения нескольких бомбардировщиков B-47 в беспилотные самолёты-снаряды по проекту MX-1457 «Brass Ring» для доставки к целям водородных бомб. Термоядерные устройства в то время только начинали разрабатываться, их вес и габариты были очень велики и ещё не было достаточной уверенности у инженеров, что можно будет создать термоядерную бомбу разумных размеров. Согласно проекту, термоядерное устройство должно было быть встроено в конструкцию беспилотного бомбардировщика (под обозначением MB-47) и направляться к цели при помощи радиоуправления с самолёта сопровождения (тоже B-47). Возле цели оператор направлял беспилотный самолёт с бомбой на снижение, а самолёт управления возвращался на базу. Появление сравнительно компактных авиатранспортабельных термоядерных бомб в середине 1950-х годов привело к прекращению работ по этому проекту.
- Экипажи B-47 были обучены тактике взлёта с минимальным интервалом (англ. MITO), при выполнении которой бомбардировщики поднимаются в воздух с базы один за другим с интервалом всего в 15 секунд. Цель такой тактики — запуск всех бомбардировщиков так быстро, насколько это возможно. Это достаточно опасная процедура, так как бомбардировщики оказываются в зоне турбулентности, вызванной предыдущим самолётом и, кроме того, в результате впрыска воды в турбореактивные двигатели на форсированном режиме возникает густой чёрный дым, который ослепляет пилотов следующих самолётов.
Интересные факты[править | править код]
- В начале 1950-х годов ВВС США рассматривали проект превращения нескольких бомбардировщиков B-47 в беспилотные самолёты-снаряды по проекту MX-1457 «Brass Ring» для доставки к целям водородных бомб. Термоядерные устройства в то время только начинали разрабатываться, их вес и габариты были очень велики и ещё не было достаточной уверенности у инженеров, что можно будет создать термоядерную бомбу разумных размеров. Согласно проекту, термоядерное устройство должно было быть встроено в конструкцию беспилотного бомбардировщика (под обозначением MB-47) и направляться к цели при помощи радиоуправления с самолёта сопровождения (тоже B-47). Возле цели оператор направлял беспилотный самолёт с бомбой на снижение, а самолёт управления возвращался на базу. Появление сравнительно компактных авиатранспортабельных термоядерных бомб в середине 1950-х годов привело к прекращению работ по этому проекту.
- Экипажи B-47 были обучены тактике взлёта с минимальным интервалом (англ. MITO), при выполнении которой бомбардировщики поднимаются в воздух с базы один за другим с интервалом всего в 15 секунд. Цель такой тактики — запуск всех бомбардировщиков так быстро, насколько это возможно. Это достаточно опасная процедура, так как бомбардировщики оказываются в зоне турбулентности, вызванной предыдущим самолётом и, кроме того, в результате впрыска воды в турбореактивные двигатели на форсированном режиме возникает густой чёрный дым, который ослепляет пилотов следующих самолётов.
Боевое применение[править | править код]
- 17 апреля 1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
- 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга (пос. Никольское, Камчатка) и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести.[источник не указан 826 дней]
- 7 ноября 1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-17 30-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды и благополучно вернулся на аэродром, экипаж из трёх человек не пострадал. Согласно справке министра обороны СССР Р. Малиновского тов. Хрущёву Н. С., 7 ноября 1958 года «В момент сближения советский истребитель был обстрелян с борта самолёта РБ-47 и, в свою очередь, открыл по нему ответный огонь, после чего американский самолет ушёл в юго-западном направлении»; подбитие американского самолёта не упоминается.
- 1 июля 1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком В. Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре члена экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году.
- В 1963 году советский МиГ-19 сбил[где?] очередной американский разведчик RB-47.
- 28 апреля 1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан.
Интересные факты
- В начале 1950-х годов ВВС США рассматривали проект превращения нескольких бомбардировщиков B-47 в беспилотные самолёты-снаряды по проекту MX-1457 «Brass Ring» для доставки к целям водородных бомб. Термоядерные устройства в то время только начинали разрабатываться, их вес и габариты были очень велики и ещё не было достаточной уверенности у инженеров, что можно будет создать термоядерную бомбу разумных размеров. Согласно проекту, термоядерное устройство должно было быть встроено в конструкцию беспилотного бомбардировщика (под обозначением MB-47) и направляться к цели при помощи радиоуправления с самолёта сопровождения (тоже B-47). Возле цели, оператор направлял беспилотный самолёт с бомбой на снижение, а самолёт управления возвращался на базу. Появление сравнительно компактных, авиатранспортабельных термоядерных бомб в середине 1950-х годов привело к прекращению работ по этому проекту.
- Экипажи B-47 были обучены тактике взлёта с минимальным интервалом (англ. MITO), при выполнении которой бомбардировщики поднимаются в воздух с базы один за другим с интервалом всего в 15 секунд. Цель такой тактики — запуск всех бомбардировщиков так быстро, насколько это возможно. Это достаточно опасная процедура, так как бомбардировщики оказываются в зоне турбулентности, вызванной предыдущим самолётом и, кроме того, в результате впрыска воды в турбореактивные двигатели на форсированном режиме возникает густой чёрный дым, который ослепляет пилотов следующих самолётов.
Интересные факты
- В начале 1950-х годов ВВС США рассматривали проект превращения нескольких бомбардировщиков B-47 в беспилотные самолёты-снаряды по проекту MX-1457 «Brass Ring» для доставки к целям водородных бомб. Термоядерные устройства в то время только начинали разрабатываться, их вес и габариты были очень велики и ещё не было достаточной уверенности у инженеров, что можно будет создать термоядерную бомбу разумных размеров. Согласно проекту, термоядерное устройство должно было быть встроено в конструкцию беспилотного бомбардировщика (под обозначением MB-47) и направляться к цели при помощи радиоуправления с самолёта сопровождения (тоже B-47). Возле цели оператор направлял беспилотный самолёт с бомбой на снижение, а самолёт управления возвращался на базу. Появление сравнительно компактных авиатранспортабельных термоядерных бомб в середине 1950-х годов привело к прекращению работ по этому проекту.
- Экипажи B-47 были обучены тактике взлёта с минимальным интервалом (англ. MITO), при выполнении которой бомбардировщики поднимаются в воздух с базы один за другим с интервалом всего в 15 секунд. Цель такой тактики — запуск всех бомбардировщиков так быстро, насколько это возможно. Это достаточно опасная процедура, так как бомбардировщики оказываются в зоне турбулентности, вызванной предыдущим самолётом и, кроме того, в результате впрыска воды в турбореактивные двигатели на форсированном режиме возникает густой чёрный дым, который ослепляет пилотов следующих самолётов.
производство
B-47 серийно строили три компании (Boeing в Уичито, Douglas в Талсе и Lockheed в Мариетте).
Одобрение B-47 ВВС США:
Производитель | версия | 1948 г. | 1949 г. | 1950 | 1951 г. | 1952 г. | 1953 г. | 1954 г. | 1955 г. | 1956 г. | 1957 г. | общее | цена |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Боинг | XB-47 | 1 | 1 | 2 | 4 720 704 долларов США | ||||||||
В-47А | 1 | 9 | 10 | 2 800 000 долл. США | |||||||||
В-47Б | 47 | 302 | 30-е | 379 | $ 2,449,456 | ||||||||
Дуглас | 10 | 10 | $ 2,449,456 | ||||||||||
Локхид | 7-е | 1 | 8-е | $ 2,449,456 | |||||||||
Боинг | YB-47E | 1 | 1 | ||||||||||
В-47Э | 278 | 157 | 132 | 124 | 691 | 1 869 667 долл. США | |||||||
Дуглас | 31 год | 107 | 73 | 53 | 264 | 1 869 667 долл. США | |||||||
Локхид | 30-е | 143 | 120 | 86 | 7-е | 386 | 1 869 667 долл. США | ||||||
Боинг | РБ-47Э | 15-е | 167 | 73 | 255 | 2 056 913 долл. США | |||||||
РБ-47Н | 30-е | 3 | 2 | 35 год | 2 126 917 долл. США | ||||||||
общее | 1 | 1 | 1 | 56 | 302 | 402 | 575 | 428 | 266 | 9 | 2041 г. |
Конверсия B-47:
версия | вне | 1953 финансовый год | 1954 финансовый год | 1955 финансовый год | 1956 финансовый год | 1957 финансовый год | 1958 финансовый год | 1959 финансовый год | 1963 финансовый год | 1964 финансовый год | 1965 финансовый год | общее |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ЯРБ-47Б | В-47Б | 36 | 55 | 91 | ||||||||
YDB-47E | В-47Э | 2 | 2 | |||||||||
ТБ-47Б | Б-47Б, ЯРБ-47Б | 70 | 1 | 37 | 6-е | 4-й | 2 | 120 | ||||
XB-47D | В-47Б | 2 | 2 | |||||||||
РБ-47К | В-47Э | 15-е | 15-е | |||||||||
WB-47B | В-47Б | 1 | 1 | |||||||||
WB-47E | В-47Э | 3 | 30-е | 1 | 34 | |||||||
EB-47E | 95 | 1 | 96 | |||||||||
EB-47H | РБ-47Н | 3 | 3 | |||||||||
EB-47L | В-47Э | 18-е | 2 | 16 | 36 | |||||||
общее | 106 | 58 | 2 | 52 | 6-е | 5 | 2 | 119 | 33 | 17-е | 400 |
(Финансовый год = финансовый год. 1953 финансовый год длился с 1 июля 1952 года по 30 июня 1953 года. В период с 1960 по 1962 финансовый год никаких изменений не производилось.)
В 1959 году самолет имел налет 3300 часов. До появления B-52 B-47 был самолетом с самым высоким расходом топлива. В 1953 году ему требовалось 1513 галлонов (5727 литров) на час полета, что на 40% больше, чем у гораздо большего B-36. Версия B-47 планировалась под обозначением Boeing XB-56 , которая должна была иметь четыре более мощных двигателя в идентичных гондолах вместо шести. Это позволило бы упростить обслуживание и оптимизировать тягу, дальность полета и расход топлива. Однако проект был завершен до того, как уже обозначенный B-47 был преобразован в XB-56. С 1952 по 1967 год в результате аварий было потеряно 184 B-47, 21 RB-47 и 9 TB-47. Год с наибольшим уровнем аварийности был 1958 г., когда было потеряно 28 B-47, два RB-47 и четыре TB-47.
История создания
В 1943 году командование ВВС США пришло к выводу, что армии требуется новый бомбардировщик дальнего радиуса действия с перспективными реактивными двигателями. Техническое задание было отправлено в агентства нескольких крупных авиастроительных компаний, среди которых был и Boeing.
Первым прототипом стал самолёт, получивший обозначение «Модель 424», по сути, являвшийся версией бомбардировщика B-29, оборудованной четырьмя реактивными двигателями. Результаты испытаний в аэродинамической трубе показали, что фюзеляж от B-29 не позволяет полностью реализовать потенциал реактивной тяги из-за слишком большого лобового сопротивления. Кроме того, в 1944 году ВВС составили новое техническое задание. Самолёт должен иметь максимальную скорость 800 км/ч, крейсерскую скорость 725 км/ч, дальность полёта 5600 км, потолок высоты 13500 м.
Следующим этапом разработки стала «Модель 432». Стремясь снизить лобовое сопротивление, инженеры создали полностью новый фюзеляж, а также изменили расположение двигателей. Теперь они находились в передней части фюзеляжа, а не под крылом.
После поражения Германии в 1945 году в распоряжение Америки попало множество материалов по перспективным военным разработкам, в том числе и в области авиации. Отчёты немецких учёных о положительном эффекте применения планеров со стреловидными крыльями при скоростях, близких к звуковым, были внимательно изучены американскими специалистами. В сентябре 1945 года руководству ВВС США был представлен ещё один вариант самолёта — «Модель 448», со стреловидными крылом и хвостовым оперением. Стреловидность крыла составляла 35 градусов, четыре двигателя TG-180 производства General Electric располагались, как и у предыдущей модели, в передней части фюзеляжа, ещё два были установлены в хвостовой части. Компоновка Модели 448 могла вызвать много проблем и была признана неудачной, так как появились сложности с размещением воздухозаборников хвостовых двигателей, а плотное расположение носовых повышало пожароопасность и сулило высокую трудоёмкость обслуживания.
На следующем этапе работ двигатели вновь были перенесены под крылья самолёта, причём конструкторы применили оригинальное решение. На каждом крыле располагалось по три двигателя. Два находились в общей «сдвоенной» мотогондоле ближе к фюзеляжу самолета, а третий почти на конце самого крыла. Вариант получил обозначение «Модель 450» и в конечном итоге был утверждён командованием ВВС США.
Компания Boeing получила заказ на два опытных образца в апреле 1946 года. Самолёт получил обозначение «ХВ-47».
Первый экземпляр вышел с завода 12 сентября 1947 года, а уже 17 декабря совершил свой первый полёт. Пилотировали его лётчики-испытатели Роберт Роббинс и Скотт Ослер.
Примечания
- Knaack, 1988, p. 142
- Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 870. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
- Так, термоядерное устройство, использовавшееся в эксперименте Ivy Mike — первом термоядерном взрыве в США в 1952 году, полностью снаряжённое весило 80 тонн.
ЧИП — тюнинг
Для того, чтобы увеличить мощность мотора, нужно поставить современную прошивку. Прошивка добавит от 35 до 50 лошадиных сил, а некоторые версии машин и агрегатов раскачиваются до 210 и даже 220 лошадиных сил. В топовых сериях БМВ мотор может добраться до 240-250 лошадиных сил и все это благодаря ЧИП тюнингу. Самые же слабые наименования движков можно прокачать максимум до 185 или 200 лошадиных сил. Отдельные версии имеют прошивку до 215, а с даунпайпами и до 230 лошадиных сил. Самый лучший мотор может получить прошивку до 249 лошадиных сил и выше. А если будет использоваться даунпайп, то можно добиться и 280 лошадиных сил.
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ BOEING B-52 STRATOFORTRESS
Спецификации
Трехсторонняя слеза
Видео НАСА о B-47, снятое на авиабазе Эдвардс
Параметр | Данные B-47E |
---|---|
экипаж | 3 |
длина | 33,48 м |
охватывать | 35,36 м |
высота | 8,50 м |
Площадь крыла | 132,66 м² |
Расширение крыла | 9,43 |
Загрузка крыла |
|
Пустая масса | 35867 кг |
нормальная взлетная масса | 60340 кг |
Максимум | 93,759 кг |
Максимальная скорость | 977 км / ч (на оптимальной высоте) |
Скорость марша | 896 км / ч (на оптимальной высоте) |
Практический потолок | 12 345 м |
Использовать радиус | 3240 км |
Диапазон | 6494 км |
Двигатели | 6 реактивных двигателей General Electric J47-GE-25 тягой 26,7 кН каждый |
Примечания
- Knaack, 1988, p. 142
- Анохин В. А., Быков М. Ю. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия. — Научно-популярное издание. — М.: Яуза-пресс, 2014. — С. 870. — 944 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0707-9.
- [kp.ru/daily/25712/912330/ Лётчик Василий Поляков: «Я сделал два залпа и RB-47 загорелся»] // Мурманский календарь, 1 июля
- [www.acig.info/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=53&Itemid=47 Soviet Air-to-Air Victories of the Cold War]
- [www.acig.info/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=53&Itemid=47 U.S. Air-to-Air Victories during the Cold War, Wars in Yugoslavia, and Anti-Terror War]
- [www.acig.info/CMS/index.php?option=com_content&task=view&id=49&Itemid=47 Far East Air-to-Air Victories]
- [www.designation-systems.net/dusrm/app4/other.html Missile Scrapbook] // designation-systems.net
- Так, термоядерное устройство, использовавшееся в эксперименте Ivy Mike — первом термоядерном взрыве в США в 1952 году, полностью снаряжённое весило 80 тонн.
- [www.alternatewars.com/SAC/B-47E-IV_Stratojet_SAC_-_August_1962.pdf Standard Aircraft Characteristics. B-47E IV Stratojet]. — The Secretary of the Air Force, Aug 1962. — (AFG-2, Vol-1, Addn 30).
История создания[править | править код]
В 1943 году командование ВВС США пришло к выводу, что армии требуется новый бомбардировщик дальнего радиуса действия с перспективными реактивными двигателями. Техническое задание было отправлено в агентства нескольких крупных авиастроительных компаний, среди которых был и Boeing.
Первым прототипом стал самолёт, получивший обозначение «Модель 424», по сути, являвшийся версией бомбардировщика B-29, оборудованной четырьмя реактивными двигателями. Результаты испытаний в аэродинамической трубе показали, что фюзеляж от B-29 не позволяет полностью реализовать потенциал реактивной тяги из-за слишком большого лобового сопротивления. Кроме того, в 1944 году ВВС составили новое техническое задание. Самолёт должен иметь максимальную скорость 800 км/ч, крейсерскую скорость 725 км/ч, дальность полёта 5600 км, потолок высоты 13500 м.
Следующим этапом разработки стала «Модель 432». Стремясь снизить лобовое сопротивление, инженеры создали полностью новый фюзеляж, а также изменили расположение двигателей. Теперь они находились в передней части фюзеляжа, а не под крылом.
После поражения Германии в 1945 году в распоряжение Америки попало множество материалов по перспективным военным разработкам, в том числе и в области авиации. Отчёты немецких учёных о положительном эффекте применения планеров со стреловидными крыльями при скоростях, близких к звуковым, были внимательно изучены американскими специалистами. В сентябре 1945 года руководству ВВС США был представлен ещё один вариант самолёта — «Модель 448», со стреловидными крылом и хвостовым оперением. Стреловидность крыла составляла 35 градусов, четыре двигателя TG-180 производства General Electric располагались, как и у предыдущей модели, в передней части фюзеляжа, ещё два были установлены в хвостовой части. Компоновка Модели 448 могла вызвать много проблем и была признана неудачной, так как появились сложности с размещением воздухозаборников хвостовых двигателей, а плотное расположение носовых повышало пожароопасность и сулило высокую трудоёмкость обслуживания.
На следующем этапе работ двигатели вновь были перенесены под крылья самолёта, причём конструкторы применили оригинальное решение. На каждом крыле располагалось по три двигателя. Два находились в общей «сдвоенной» мотогондоле ближе к фюзеляжу самолета, а третий почти на конце самого крыла. Вариант получил обозначение «Модель 450» и в конечном итоге был утверждён командованием ВВС США. Компания Boeing получила заказ на два опытных образца в апреле 1946 года. Самолёт получил обозначение «ХВ-47».
Первый экземпляр вышел с завода 12 сентября 1947 года, а уже 17 декабря совершил свой первый полёт. Пилотировали его лётчики-испытатели Роберт Роббинс и Скотт Ослер.
Исправление ошибок и восстановление
Помимо сбитых самолетов, на счету советских летчиков — свыше сотни пленных американцев.
После корейского инцидента США озвучили свою версию «черного четверга». Согласно их информации, сбитыми оказались лишь 3 бомбардировщика, 7 несерьезно пострадали и вернулись на аэродром.
Усвоив урок и подготовившись к вероятным развитиям событий, ВВС США вскоре воспрянули и вернулись к решительным действиям. Следующие несколько лет американские бомбардировщики B-47 неоднократно показывались над Ленинградом, Минском, Киевом. 29 апреля 1954-го самолет США пролетел даже в небе Подмосковья. В 1956-м стартовала операция “Хоум ран”. Два десятка реактивных B-47 на протяжении полутора месяцев совершали до 3 нарушений советского воздушного пространства в сутки. За месяц с северного направления было осуществлено свыше 150 вторжений в СССР с неба. Безнаказанные вылазки бомбардировочной авиации завершились в 1960-м, когда управлявший сверхзвуковым истребителем МиГ-19 Василий Поляков уверенно настиг и расстрелял из пушек американский RB-47H. С той же легкостью, с которой сбивались поршневые «Superfortress» в корейском небе.
Боевое применение
- 17 апреля 1955 года лётчик 865-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Елизово, капитан Рубцов на высоте 12500 м перехватил и сбил американский самолёт-разведчик Boeing RB-47, вторгшийся в воздушное пространство СССР.
- 18 апреля 1955 года cамолёт в разведывательной модификации RB-47 нарушил государственную границу СССР в районе острова Беринга (пос. Никольское, Камчатка) и был сбит советским истребителем — капитаном Коротковым в паре с лейтенантом Сажиным на самолётах МиГ-15. Самолёт-шпион упал в море. Экипаж пропал без вести.[источник не указан 826 дней]
- 7 ноября 1958 года в районе города Вентспилс над Балтийским морем RB-47 был подбит парой МиГ-17 30-й воздушной армии после нарушения границы СССР. Самолёт удалился в нейтральные воды и благополучно вернулся на аэродром, экипаж из трёх человек не пострадал. Согласно справке министра обороны СССР Р. Малиновского тов. Хрущёву Н. С., 7 ноября 1958 года «В момент сближения советский истребитель был обстрелян с борта самолёта РБ-47 и, в свою очередь, открыл по нему ответный огонь, после чего американский самолет ушёл в юго-западном направлении»; подбитие американского самолёта не упоминается.
- 1 июля 1960 года самолёт-разведчик ERB-47H Stratojet (регистрационный номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) был сбит советским лётчиком В. Поляковым на МиГ-19 над Баренцевым морем. Четыре члена экипажа ERB-47H погибли, ещё два были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году.
- В 1963 году советский МиГ-19 сбил[где?] очередной американский разведчик RB-47.
- 28 апреля 1965 года в ходе воздушного боя бортовым стрелком самолёта-разведчика RB-47 был сбит истребитель МиГ-17 ВВС Северной Кореи, однако американский разведчик сам был повреждён огнём корейских МиГов настолько, что после посадки был сразу же списан.
Временная заплатка
Серийное производство уложилось в десятилетие — последний самолёт сошёл с конвейера в 1962 году.
Сейчас в строю остались одни ровесники — бомбардировщики последней модификации (B-52H), выпущенной в 1960-62 годах. Самую последнюю машину выкатили аккурат в дни максимального накала Карибского кризиса — такая вот живая история ядерного противостояния.
К слову, в этом плане очень несправедливы частые упрёки «в интернетах» в адрес Ту-95 — якобы он «рухлядь». Вообще-то все нынешние Ту-95МС выпустили в 80-х годах, и для стратегических бомбардировщиков они ещё довольно молодые.
Последний B-52H, сошедший с конвейера в 1962 году (фото: Boeing)
B-52H казался переходной машиной к будущему — временной заплаткой, так сказать. На рубеже 50-60-х годов стало понятно, что высотный дозвуковой бомбардировщик со свободнопадающими бомбами не имеет особых шансов, поэтому его делали, во-первых, с расчётом на прорыв ПВО на малой высоте, а во-вторых, как ракетоносец. В планах было использование аэробаллистических ракет GAM-87 Skybolt с дальностью до 1850 км, но с ними не выгорело. Впрочем, сильно никто не расстроился.
Когда B-52H уже запускали в серию, подразумевалось, что прослужат бомбардировщики примерно до 1970 года, после чего их спишут вместе с ракетами. Как мы и говорили — временная заплатка. Но для чего?
Вооружение
- Трубное вооружение для самообороны
1 × задняя стойка с двойным креплением во вращающемся куполе с 2 × 20-мм автоматическими пушками М24А1 с боекомплектом 400 патронов каждая. Блок кормовой стойки дистанционно управлялся из кабины членом экипажа. В качестве средства прицела устанавливалась РЛС управления огнем AN / APG-39.
- Взрывоопасные боеприпасы массой до 11000 кг во внутреннем бомбовом отсеке
- Неуправляемые бомбы
- 2 × Mk.15 (ядерная бомба свободного падения с ВВ 3,7 МТ)
- 4 × Б28 (ядерная бомба свободного падения с ВВ 1,45 МТ)
- 1 × Б41 (ядерная бомба свободного падения с взрывным устройством 25 МТ)
- 4 × Б43 (ядерная бомба свободного падения с взрывным устройством 1 МТ)
- 1 × Б53 (ядерная бомба свободного падения с ВВ 9 МТ)
- 28 × Mark 82 LDGP (227 кг / 500 фунтов бомба свободного падения)
Тактико-технические характеристики
Описание
Двигатель B47D20 дебютировал в 2014 году. Создан с целью улучшения тяговых характеристик автомобиля с одновременным снижением расхода топлива. Выпускался до 2017 года. Производство мотора в несколько измененном виде происходит и в настоящее время.
Силовой агрегат представляет собой рядный четырехцилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом объемом 2,0 литра, мощностью 150-190 л.с при крутящем моменте 350-400 Нм.
Силовой агрегат в разные годы устанавливался на автомобили BMW:
Кроме перечисленных установка производилась на Clubman F54 и Hatch F56 с 2015 года по настоящее время и Countryman F60 с 2017 года.
Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава, гильзованный. Материал гильз – чугун.
ГБЦ так же из алюминия. Имеет два распредвала и 16 клапанов (DOHC).
Коленчатый вал стальной, кованный.
Поршни стандартные с тремя кольцами, два из которых компрессионные, одно маслосъемное.
Для устранения вибрации и уравновешивания инерционных сил 2-го порядка установлены два балансирных вала.
Привод ГРМ цепной.
Система питания топливом с электронным управлением (Common Rail, система управления DDE).
Турбонаддув осуществляется турбиной с изменяемой геометрией. Более поздние версии оснащались системой наддува Twin-Turbo.
К преимуществам силового агрегата относится наличие общих деталей с другими двигателями, например, В37.