Lockheed sr-71 blackbird
Содержание:
- Содержание
- Содержание
- Необычный однозарядный пистолет «Туляк» и его прародитель ОФ-93
- МиГ-31 борется с нарушителями
- Соблюдение секретности
- Конструкция
- Lockheed A-12
- Нарушал воздушное пространство СССР
- Происхождение
- Разработка
- Топливная система
- Летные характеристики
- Особенности отечественных и импортных патронов
- Галерея
- Плюсы и минусы самолёта-разведчика
- Разработка
- Начало гонки: «Архангел» над Вьетнамом
- Конструкция
- Лётно-технические характеристики
- Плюсы и минусы самолёта-разведчика
- История разработки самолёта-разведчика SR-71 Blackbird
- Особенности конструкции
- Галерея
- Летные характеристики
- Музейные SR-71
- Боинги 767-300 «Пегас Флай»
- Перехватчик YF-12A
- Послужной список
- Литература
Содержание
Содержание
Необычный однозарядный пистолет «Туляк» и его прародитель ОФ-93
МиГ-31 борется с нарушителями
«Черные дрозды» постоянно «дразнили» отечественные противовоздушные комплексы, подлетая на 3 Махах прямо к государственному рубежу (в районе Балтийского моря, Камчатки и Мурманска) и быстро разворачиваясь над нейтральными водами.
Фото индикатора РЛС 5Н87 ННА ГДР с отметками от самолёта SR-71
В Америке истребители Ф-15 так и не сумели сбить SR-71. JA-37 «Вигген» (Швеция) на тренировочных испытаниях исполняли трюк, вылетая по координатам с земли навстречу «Черному дрозду». В случае удачи, для захвата цели в их распоряжении было всего несколько секунд. В свою очередь американскому самолету требовалось лишь слегка отвернуть.
Но в 1980 г. летчик Пер-Олаф Эльдх, получив сведения от системы Stril-60, в первый раз за всю историю авиации Швеции сумел поймать «Черного дрозда» на мушку. Его самолет совершал полет на высоте от 18,5 до 20 км, увеличивая скорость до 2 Махов.
SR-71 двигался навстречу на высоте 21,5 км и скорости 2,98 Маха. Шведский пилот имитировал запуски ракет, а потом вступил и в зрительный контакт. В общей сложности на его счету – 5 перехватов «Черных дроздов», и в 3-х случаях летчик вступал в визуальный контакт с разведчиком.
«Вигген»
Отечественный МиГ-25 не обладал подобным техническим оснащением, как у шведских самолетов. Он был не способен длительное время лететь на необходимой скорости. Ракеты P-40 «адаптировались» для поражения бомбардировщиков, а не «Черного дрозда», которого сложнее было обнаружить на экране локаторов.
В связи с этим в 1972 г. КБ МиГ приступило к работе по созданию перехватчика вместо прежнего МиГ-25. Новый самолет летал немного ниже и медленнее по сравнению с предшественником, но меньше потреблял горючего и имел очень мощный локатор «Заслон» с фазированной антенной решеткой.
В 1981 г. в Советском Союзе поступили на вооружение самолеты МиГ-31, а первые авиамашины отправились в строевые подразделения в 1980 г. Отряд из 4-х МиГ-31 мог держать под контролем небо на площади до 900 км по фронту, а ведущий отряда, за счет системы закрытой связи, – производить распределение целей для истребителей остальных видов. Однако здесь речь об условных мишенях. Как обстояли дела с «Черными дроздами» на практике?
Истребитель-перехватчик МиГ-31
Если самая большая мечта любого летчика SR-71 заключалась в том, чтобы пролететь над Страной Советов, то перехватчики грезили об ином – подбить минимум 1 SR-71. Однако как догнать очень быстрый самолет-шпион, если изначально МиГ-31 подготавливали к взлету по 2-3 ч? Настолько трудным для эксплуатации был новый советский самолет.
Соблюдение секретности
При эксплуатации самолёта долгое время соблюдались беспрецедентные меры обеспечения секретности. Допуск к обслуживанию и полетам осуществлялся согласно особому Протоколу допуска. Перед выкатыванием самолёта из ангара включался сигнал сирены или подавалась специальная голосовая команда; в соответствии с Протоколом весь личный состав авиационной базы, не имевший допуска на обслуживание и эксплуатацию SR-71, был обязан немедленно лечь на землю лицом вниз, положить кисти рук на затылок и закрыть глаза. В таком положении все находившиеся лёжа на земле находились до тех пор, пока самолёт не взлетал и исчезал из виду или не вкатывался обратно в ангар, который закрывался.
Аналогичная процедура выполнялась в момент подлета SR-71 к авиабазе и посадке на полосу вплоть до закатывания самолёта в ангар, после чего специальным сигналом тревога и обусловленные Протоколом действия отменялись.
Фотографирование и киносъёмка самолёта сторонними лицами была запрещена.
В процессе эксплуатации намеренно распространялись ложные сведения о самолёте, его технических характеристиках и возможностях боевого применения.
Применялись также и иные действия и процедуры с целью сохранения военной тайны в отношении SR-71.
Органы военной контрразведки и службы безопасности тщательно отслеживали все процедуры по обслуживанию и эксплуатации самолета.
Конструкция
Lockheed A-12
Название «Блэкберд» связывают чаще всего со стратегическим разведчиком SR-71. Однако за этим названием стоят еще две не столь известные машины: А-12 и YF-12A.
История появления этих обозначений достаточно любопытна. Известно, что самолеты военной авиации США имеют четкую классификацию. Аббревиатура YF обозначала класс истребителей, собственно, YF-12A и был экспериментальным истребителем. Литеру А (attack) присваивали штурмовикам, но А-12 явно не похож на штурмовик. Это сделано, чтобы запутать разведку СССР после грандиозного международного скандала, связанного со сбитием над Свердловском (Екатеринбургом) американского самолета-шпиона. Тогда президент Эйзенхауэр пообещал Хрущеву не использовать разведывательные летательные аппараты в небе над Советским Союзом, но проект Lockheed как раз и был ориентирован на данные операции. Формально он считался «гражданским», так как принадлежал ЦРУ – не армейской организации.
К январю 1962 года прототип А-12 был готов к испытаниям. После первых полетов выяснилось, что в конструкции много недоработок. Особенно досаждала силовая установка, требовавшая долгой и трудоемкой доводки воздухозаборников. Несмотря на это, А-12 был запущен в серию – ЦРУ срочно нужен был скоростной разведчик на смену устаревшему U-2. Было выпущено 14 экземпляров.
Нарушал воздушное пространство СССР
А есть ли источники подтверждающие это? Я вот сейчас уже не скажу откуда я это знаю (читал где то, но где уже не помню) что над территорией СССР этот самолёт не летал, т.к. к моменту его выпуска, в СССР уже были системы способные сбивать самолёты на такой высоте и скорости. По этой же причине над Восточной Гермнией они и не появлялись (из-за ЗГВ). А вот над Китаем летали, т.к. СССР с юго-восточным соседом технологиями ПВО не поделился. Короче убедите меня кто нибудь ссылкой, а то я распоясаюсь и перепишу исходя из своих знаний. –Dennis Myts 11:10, 17 марта 2007 (UTC)
- Выше написано, что летал над Кольским полуостровом. Вообще, нормального источника к несчастью не нашёл, но до появления МиГ-31 средств для борьбы с SR-71 не было, 25 его достать не мог. Смотри статьи про МиГ-25. Я же где-то читал, что он регулярно летал над Камчаткой, но вспомнить где читал не могу.–Mike1979 Russia 19:32, 4 апреля 2007 (UTC)
Вообще непонятно, это статья про SR-71 или про МИГ? А если про SR, то зачем тут столько про МИГи и про их якобы превосходство, вдобавок неподтвержденное ничем кроме мнения автора правок? Давайте все же следовать нормам Википедии и сохранять нейтральность статей и не превращать статьи в форум авиа-ру.
SR-71 границу СССР с провокационными целями нарушал , особенно в районе северных баз ВМФ СССР. Но над СССР никогда не летал. В 1967 году была принята на вооружение ЗРК С-200 который как раз и предназначался для борьбы с высокоскоростными и высотными целями. Vmaxцели – 4.600 км/час.Первый дивизион был развернут в районе Череповца.
- 600 кг топлива в минуту – ничего не перепутали? это 36 тонн в час:212.192.251.5 02:09, 14 ноября 2009 (UTC)
Никогда он не летал над территорией СССР и МиГ-25 его достать мог. Еще на подходе к границе его ждали, как правило пара МиГ-25, на встречном курсе он был вполне им по зубам. Максимальную скорость он, летая вдоль границ СССР, развить не мог – ему не хватало прочности для маневра, максимальная перегрузка SR-71 – 2.5, а приходилось огибать “выступы”. Небольшие участки границы он действительно срезал, но столь малые, что сбить его за проходившее время не представлялось возможным.
В ПВО СССР: сигнал “Готовность по Планеру”
Странный сигнал. Хотелось бы получить ссылки на какой-либо официальный источник. В ПВО при приближении SR-71 проходил сигнал “Дрофа”. Окончание появления SR-71 летом года тоже вызывают сомнения. Водил его над Баренцевым морем и в году.
Именно такой сигнал “Готовность – Планер!” существовал в 14 (Таллинской) дивизии ПВО. Подробности по сигналу можно узнать на официальном сайте 14 дивизии. Сам неоднократно, во время службы, прибывал на позицию по сигналу “Планер!” и видел, как по планшету проводился 71-ый и сопровождающие его 31-е “миг”и. — 5.142.153.165 15:55, 16 августа 2013 (UTC)
Добавление в “Интересные факты”: На экранах оперативной обстановки ПВО SR-71 обязаны были отображать со скоростью 6 “засечек” в минуту, в то время как положение остальных самолетов отображались со скоростью 1 “засечка” в минуту. KirB 07:46, 14 октября 2011 (UTC)
Происхождение
Лютневая сюита No. 1 — BWV 996, ми минор — V Bourrée Выполненные на лютневом клавесин по Марте Goldstein |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Маккартни объяснил в эфире Chaos and Creation at Abbey Road в 2005 году, что гитарный аккомпанемент для «Blackbird» был вдохновлен « Бурре ми минор» Иоганна Себастьяна Баха, известной лютневой пьесой, которую часто играют на классической гитаре. В подростковом возрасте он и Джордж Харрисон пытались выучить Бурре как «хвасту». Бурра отличает мелодию и басовые ноты играли одновременно на верхние и нижние строках. Маккартни приспособил сегмент Бурры (reharmonised в оригиналах относительного основного ключ G ) , как открытие «Blackbird», и нес музыкальную идею на протяжении всей песни.
В первую ночь, когда его будущая жена Линда Истман осталась в его доме, Маккартни сыграл «Блэкберд» для фанатов, разбивавших лагерь возле его дома. Пальцевый метод , который использует Маккартни в песне преподавали ему народной певицы Донован .
Разработка
Топливная система
Сильнейший и длительный нагрев самолета Lockheed SR-71 в крейсерском полете потребовал разработки новых горюче-смазочных материалов, герметиков, гидросмесей, изоляционных материалов и т. д. Так, топливо, применяемое в «Блэкберде», марки JP-7, имеет столь высокую температуру вспышки, что поджигать его приходилось специальным реактивом – триэтилбораном (ТЭБ). Благодаря этому оно используется как охлаждающая жидкость для охлаждения кабин экипажа и наиболее чувствительных к перегреву узлов, в особенности шасси. Но по мере выработки топлива начинался неравномерный нагрев фюзеляжа, что вызывало деформацию его наплывов.
В специальном баке на самолете имеется запас триэтилборана для запуска двигателей в воздухе и включения форсажа. Стратегический разведчик снабжен шестью топливными баками, которые вмещают 46 000 л топлива. Баки интегральные, верхние и нижние стенки их образует обшивка, и вследствие систематического расширения и сжатия планера при нагреве и охлаждении они трескаются. Через каждые 200 часов налета их герметизируют, но все же баки текут, и под стоящими на стоянке самолетами скапливаются целые лужи горючего. Поскольку топливо JP-7 нелетучее, опасности пожара практически нет, но в крейсерском полете стенки баков нагреваются до 280 °C, так что даже топливо JP-7 с его высокой температурой вспышки может дать взрыв. Поэтому в полете баки заполняют азотом.
Летные характеристики
Управлять самолетом было сложно, причем начинались нюансы еще на земле.
Каждый вылет на задание состоял из следующих пунктов:
- 1,3 км разбег по полосе до скорости 400 км/ч;
- пилоты набирают скорость 680 км/ч;
- после отрыва, 2,5 минуты уходит на подъем до 7,5 км;
- на установленной высоте нужно поддерживать скорость 0,9 Маха;
- при этих параметрах идет дозаправка;
- после наполнения баков управление переходит в режим автопилотирования;
- набор скорости происходит строго на скорости 860 км/ч;
- ручное управление включается только после набора 24 км и на скорости в 3 Маха.
Не менее сложных действий требует посадка. Сначала летчики включают автопилот, снижение начинается только после сброса скорости до 750 км/ч. Посадка осуществляется на скорости не более 450 км/ч, полосы можно коснуться на 270-ти. Затем выпускается тормозной парашют — так самолет движется по полосе 1100 м, после чего парашют отстреливается. Окончательная остановка происходит за счет тормозов шасси.
Мирный SR-71 Blackbird
Особенности отечественных и импортных патронов
Если вы решили обзавестись ружьем 32 калибра, вам стоит знать, что отечественные и импортные патроны имеют некоторые различия. Главное из них, конечно же, состоит в размерах гильз — в российских патронах максимальный диаметр боеприпаса составляет 12,5 миллиметров, в то время как американские и европейские патроны имеют размеры от 12,7 до 13,3 миллиметров.
Вот и выходит, что покупая отечественное ружье «Олень», одноствольный ИЖ-17 или ИЖ-18, или какую-нибудь фроловку на базе «Мосинки», крайне важно подобрать под нее отечественные боеприпасы, иначе во время стрельбы могут возникнуть проблемы. В то же время покупать российские боеприпасы под американское или бельгийское ружье — не лучшая идея, поскольку гильза будет попросту болтаться в патроннике
Галерея
Плюсы и минусы самолёта-разведчика
Плюсов машина имеет множество, иначе и быть не могло с самолетом, который опередил свое время на десятилетия. Эффективный сбор информации позволял окупать стоимость вылетов, но после того, как «Дрозд» перестал быть уязвимым, от него отказались.
Минусов тоже предостаточно, причем проявились они еще на стадии тестовых проверок:
- Машина очень сложна, что потребовало многочисленных не менее сложных доработок;
- При эксплуатации нужно постоянно проводить проверки, буквально 100-часовая эксплуатация влекла за собой проверки, занимавшие 16 дней для каждого ЛА, которые частично разбирались. Это не считая обязательных осмотров, которые проводились после каждого вылета;
- В воздухе часто случались чрезвычайные ситуации, в том числе с летальными исходами. Однако многих пилотов удалось спасти за счет использования современных катапульт.
Разработка
A-12 — предшественник SR-71
Предшественники
Предшественником SR-71 был Lockheed A-12 — высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США отделением корпорации Lockheed Martin — Skunk Works. Постепенно конструкция самолёта эволюционировала, были произведены изменения в конфигурации самолёта, а также применены меры по снижению радиолокационной заметности. Всего было построено 18 самолётов A-12. Экипаж A-12 состоял из одного человека.
Кабина пилота SR-71
SR-71
Название SR-71 происходит от прототипа сверхзвукового бомбардировщика XB-70. В поздние периоды испытаний XB-70 был предложен в роли стратегического самолёта-разведчика, получив обозначение RS-70. Однако, вскоре стало ясно, что скоростной потенциал A-12 гораздо выше и его было решено использовать в качестве базовой модели, на которой будет основан новый высокоскоростной самолёт. Прототип был назван R-12. Он был длиннее и тяжелее, чем A-12. Его фюзеляж был удлинён для увеличения топливных баков, экипаж был увеличен до 2 человек. Самолёт был оборудован радиоэлектронными датчиками, РЛС бокового обзора и фотоаппаратом.
Серийные машины получили индекс SR-71A. Разработана также учебно-тренировочная модификация SR-71B.
Начало гонки: «Архангел» над Вьетнамом
В далеком 1956 году КларенсКелли» Джонсон, создатель знаменитого самолёта-шпиона U-2, предложил сделать ещё более крутую машину. Потолок — почти 30 километров, скорость — 2,5 скорости звука(а с апреля 1958 года — и три Маха), дальность 2500 миль. Новый чудо-самолёт Джонсонокрестил» U-3, он жеАрхангел».Ангелом» уже называли U-2, так что всё логично.
За U-3 последовал ещё десяток проектов, несколько раз кардинально сменилась концепция самолёта, и наконец, появился серийный А-12 — такой, каким мы его знаем. В скоростном полёте, полмили в секунду, на высоте свыше 24 километров, где стоит жуткий мороз в 60 градусов, обшивка новых машин иногда нагревалась до температур свыше 500 градусов!
Набор» из А-12(источник фото)
Поэтому обшивку пришлось делать из жаропрочного титана. И убрать подальше от ангаров шариковые ручки — их паста могла проесть титановый лист за несколько часов.
31 мая 1967 года А-12 впервые отправилсяна дело», совершив полёт над Северным Вьетнамом и засняв десятки позиций зенитных комплексов С‑75.
А 30 октября пилот Дэнни Салливан после очередного вылета доложил о пуске по нему как минимум шести ракет. Их дымные следы были видны лётчику в перископ заднего обзора и попали на пленку. Пилот также заметил три разрыва позади себя.
Одна из ракет подошла на расстояние 100-200 ярдов — при скорости самолёта километр в секунду это было просто невероятно близко. После вылета техники нашли у бака в правом крыле осколки боевой части(БЧ) ракеты. Это единственный случай, когда ПВОдостала» самолёт из семейства А-12 — или SR-71.
SR-71(слева) легко отличить от А-12 по двухместной кабине(источник фото)
SR-71Чёрный дрозд», самый быстрый и высотный реактивный самолёт в мире, стал развитием идеи А-12. 3,2 скорости звука, представьте себе! Экипажи SR-71, чтобы отличаться от прочих лётчиков, носили оранжевые комбинезоны — а не голубые, как ВВС. На один час полёта уходило 735 человеко-часов труда техников на земле. А весь полёт занимал три, пять, а то и одиннадцать часов!
Нет, это не инопланетяне. Это земная техника
А можно ли вообще сбить такой самолёт?
Конструкция
Полицейская дубинка с поперечной рукояткой (ФРГ) типа тонфы.
В зависимости от модели дубинки, её конструкция, материал, вес, длина и толщина могут быть различными. Ранее полицейские дубинки изготавливали из прочных пород дерева, в настоящее время их чаще всего делают из резины и полимерного синтетического материала, реже из пластика, ещё реже — металлические.
Резиновые дубинки бывают гибкие и негибкие, в последние может быть вставлен металлический стержень-сердечник или же трубка, по которой перекатываются стальные шарики. Металлические дубинки — чаще всего телескопические, различной гибкости, длиной от 20 см в сложенном до 60 см в боевом положении (раздвигаться они могут вручную или же автоматически, под действием пружины).
Во многих западных государствах и странах в ходу дубинка, имеющая металлический стержень, окруженный резиной. Оканчивается она гибким участком из резины или кожи (иногда со свинцом). С помощью этого оружия, как правило, наносят оглушающие удары.
Наконец, на вооружении правоохранительных органов ряда западных государств и стран находятся спецсредства в виде полицейских дубинок, при нажатии на спусковую кнопку «стреляющих» зарядом ирританта. Также существуют модели дубинок со встроенным электрошокером.
Большинство современных дубинок обычно имеют выделенную рукоять и ременную петлю, благодаря которой дубинка не выскакивает из рук владельца. Рукоять, как правило, рассчитана на одну руку.
Лётно-технические характеристики
Проекции SR-71
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 32,74 м
- Размах крыла: 16,94 м
- Высота: 5,64 м
- Площадь крыла: 141,1 м²
- Масса пустого: 27215 кг
- Максимальная взлётная масса: 77100 кг
- Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
- Масса топлива: 46180 кг
J58 на форсаже, видны Кольца Маха
Двигатель
SR-71 в полёте
- Тип двигателя:
- Модель: Pratt & Whitney J58-P4
- Тяга максимальная: 2 x 10630 кгс
- Тяга на форсаже: 2 x 14460 кгс
- Масса двигателя: 3200 кг
Лётные характеристики
- Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части <+427 °C допускается разгон до М=3,3) , 3500 км/ч.
- Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=2,8 , 3000 км/ч
- Дальность полёта: 5230 км
- Радиус действия: 2000 км
- Продолжительность полёта: 1,5 ч
- Практический потолок: 25910 м (85000 футов)
- Скороподъёмность: 60 м/с
- Длина разбега/пробега: 1830 м
- Нагрузка на крыло: 546 кг/м²
- Тяговооружённость: 0,36
- Максимальная высота полёта: 29 000 м.
Плюсы и минусы самолёта-разведчика
Плюсов машина имеет множество, иначе и быть не могло с самолетом, который опередил свое время на десятилетия. Эффективный сбор информации позволял окупать стоимость вылетов, но после того, как «Дрозд» перестал быть уязвимым, от него отказались.
Минусов тоже предостаточно, причем проявились они еще на стадии тестовых проверок:
- Машина очень сложна, что потребовало многочисленных не менее сложных доработок;
- При эксплуатации нужно постоянно проводить проверки, буквально 100-часовая эксплуатация влекла за собой проверки, занимавшие 16 дней для каждого ЛА, которые частично разбирались. Это не считая обязательных осмотров, которые проводились после каждого вылета;
- В воздухе часто случались чрезвычайные ситуации, в том числе с летальными исходами. Однако многих пилотов удалось спасти за счет использования современных катапульт.
История разработки самолёта-разведчика SR-71 Blackbird
С середины 60-х американцы периодически сообщали о том, что в чистом небе часто происходили странные явления: неожиданно раздавался шум, удар и тут же все исчезало. В незнании граждане страны пребывали до 1967, когда единичные обращения переросли в массовые жалобы. Тогда правительству страны пришлось официально обратиться к людям с сообщением, что все явления связаны с испытаниями сверхзвукового разведчика Lockheed SR -71 Вlackbird.
Впервые SR-71 «Черный дрозд» взлетел в 1964. Самолет стал альтернативой для военных, которым нужна была машина, аналогичная по характеристикам А-12 – сверхзвуковой разведчик ЦРУ. Изначально машину предполагалось применять для разведки над территорией Советского Союза и Кубы, но в 1960 был сбит над территорией СССР первый У-2 – предшественник самолета «Черный дрозд». В итоге вместо них решили использовать спутники, а дорогостоящие самолеты стали совершать пролеты над Северным Вьетнамом и Японией.
Конструктор А-12 (Кларенс Джонсон) был огорчен таким решением и начал с 1958 вести переговоры с ВВС. Инженер пытался убедить военных в необходимости создания инновационного ЛА, который мог бы одновременно вести разведку и выполнять задачи бомбардировщика.
SR-71 Blackbird и пилоты перед взлетом
Четыре года высшее руководство Военно-воздушных сил игнорировало запросы, пока не было дано согласие на оценку макетов, которые уже были готовы к тому времени. Это были R-12 и RS-12, что оказались разнесены в пух и прах генералом Ли Мейем. По его словам, Blackbird был точной копией XB -70 Valkyrie.
На самом деле, схожих моментов было не так много:
- назначение — оба были разведчиками-бомбардировщиками;
- обе машины имели возможность дозаправляться в воздухе;
- максимальная скорость самолетов превосходила звук в три раза.
В остальном общего не было ни во внешнем виде, ни в характеристиках. «Валькирия», уже эксплуатировавшаяся на тот момент, была больше практически в два раза, а по скорости уступала новинке 100 км/ч.
Та встреча стала серьезным спором, а накал страстей достиг такого уровня, что минобороны США просто приказало прекратить работу над обоими прототипами.
Конструктор изменил аббревиатуру на Reconnaissance Strategic – стратегический разведчик, после чего продолжил разработку. Название превратилось в SR-71 в результате ошибки президента, который сообщил о новации.
Lockheed SR-71 был прототипом для двух машин того же конструктора:
- А-12;
- YF -12.
Последний совмещал возможности разведчика и перехватчика, именно его и взял за основу Джонсон для создания «Черного дрозда». Он стал крупнее, причем считается одним из крупнейших военных самолетов в истории. Однако это не помешало стать ему в один ряд с малозаметными машинами «Стелс».
SR-71 Blackbird на затуманенной полосе
Взлетная масса прототипа YF-12 достигала 57,6 тонн, а у «Черной птицы» увеличилась до 78. Поднять в воздух огромную массу было тяжело, поэтому взлетал самолет-разведчик с минимальным запасом горючего, после чего заправлялся в воздухе на 7,5 километрах от переоборудованного KC -135 Q. Без пополнения запаса топлива, в воздухе самолет мог продержаться не более полутора часов, за это время удавалось пролететь не более 5230 км. Основной проблемой всего процесса была дороговизна – один подъем с дозаправкой обходился в 8 млн долларов.
Причиной тому называют несколько факторов:
- У Советского Союза появились истребители МиГ-31, которые могли успешно вытеснять «Черных птиц» за пределы исследуемых территорий;
- У СССР появились комплексы «Круг», способные уничтожать ЛА на максимальных высотах и скоростях, которые развивал американский самолет-разведчик.
Справедливости ради нужно отметить, что не все SR теперь стоят в ангарах музеев. Несколько объектов были переданы NASA, что использовала наработки инженеров для своих проектов.
Особенности конструкции
Lockheed А-12 оставался по сути экспериментальным – он имел множество недостатков, которые можно было устранить только доработкой конструкции. Пожалуй, главный из них – огромная нагрузка на пилота, которому, помимо управления самолетом, что само по себе было делом непростым, приходилось управляться с многочисленной разведаппаратурой.
Внешними приметами А-12 были сильно заостренный нос с прямыми кромками передних частей наплывов фюзеляжа и короткая законцовка последнего. Главное же отличие от последующих модификаций «Блэкберда» заключалось в том, что он был одноместным. За пилотской кабиной находился отсек разведоборудования (так называемый Q-отсек), разведывательная аппаратура размещалась также в наплывах фюзеляжа. За редким исключением А-12 оставались почти целиком некрашеными – черными были только носовая часть с пилотской кабиной, передние кромки крыльев и конусы воздухозаборников.
Галерея
Летные характеристики
Управлять самолетом было сложно, причем начинались нюансы еще на земле.
Каждый вылет на задание состоял из следующих пунктов:
- 1,3 км разбег по полосе до скорости 400 км/ч;
- пилоты набирают скорость 680 км/ч;
- после отрыва, 2,5 минуты уходит на подъем до 7,5 км;
- на установленной высоте нужно поддерживать скорость 0,9 Маха;
- при этих параметрах идет дозаправка;
- после наполнения баков управление переходит в режим автопилотирования;
- набор скорости происходит строго на скорости 860 км/ч;
- ручное управление включается только после набора 24 км и на скорости в 3 Маха.
Не менее сложных действий требует посадка. Сначала летчики включают автопилот, снижение начинается только после сброса скорости до 750 км/ч. Посадка осуществляется на скорости не более 450 км/ч, полосы можно коснуться на 270-ти. Затем выпускается тормозной парашют — так самолет движется по полосе 1100 м, после чего парашют отстреливается. Окончательная остановка происходит за счет тормозов шасси.
Мирный SR-71 Blackbird
Музейные SR-71
- 60-6924 Blackbird Airpark, Палмдейл, Калифорния (музей авиабазы Air Force Flight Test Center, A-12 прототип)
- 60-6925 Музей моря, воздуха и космоса «Интрепид», Нью-Йорк (первый серийный A-12)
- 60-6927 «Titanium Goose» California Science Center in Exposition Park.
- 60-6930 Ракетно-космический центр, Хантсвилл (Алабама)
- 60-6931 ЦРУ.
- 60-6933 San Diego Aerospace Museum, Balboa Park, Сан Диего, Калифорния
- 60-6935 National Museum of the U.S. Air Force, Wright-Patterson AFB, OH (YF-12A)
- 60-6937 Southern Museum of Flight in Birmingham, Алабама.
- 60-6938 U.S.S. Alabama Battleship Museum, Mobile, AL
- 60-6940 Museum of Flight, Seattle, WA (Единственный М-21 предназначен для запуска ПВРД питанием D-21, который был установлен на пилоне над оперением).
- 64-17951 Pima Air Museum, Tucson, AZ (YF-12C)
- 64-17955 * Air Force Flight Test Center Museum, Edwards AFB, Калифорния.
- 64-17956 Kalamazoo Air Zoo. Kalamazoo, Мичиган. (последний самолёт в варианте спарки)
- 64-17958 Robins AFB Museum of Aviation, Warner Robins, GA
- 64-17959 Air Force Armament Museum, Eglin AFB, Флорида («Big-Tail» версия, с дополнительными датчиками и камерами).
- 64-17960 Castle Air Museum, Castle AFB, Калифорния
- 64-17961 Cosmosphere & Space Center, Hutchinson, Канзас
- 64-17962 Imperial War Museum at Duxford, Великобритания
- 64-17963 Beale AFB, Калифорния
- 64-17964 Strategic Air Command Museum, Located between Omaha and Lincoln, Небраска
- 64-17967 8th Air Force Museum at Barksdale AFB, La.
- 64-17971 Evergreen Aviation Museum in McMinnville, Орегон.
- 64-17972 *National Air & Space Museum, Вашингтон, округ Колумбия. Установил четыре рекорда скорости 6 марта 1990 года.
- 64-17973 Blackbird Airpark, Палмдейл, Калифорния
- 64-17975 March Field Museum, March AFB, Калифорния
- 64-17976 8th Air Force Museum, Barksdale AFB, LA
- 64-17979 * History & Traditions Museum, Lackland AFB, Техас.
- 64-17980 * NASA Dryden Flight Research Center, Edwards AFB, Калифорния.
- 64-17981 Hill AFB Museum, Hill AFB, UT (Только SR-71C. Гибрид тренировочного самолёта из нескольких частей YF-12A, 60-6934 (задняя часть фюзеляжа) и действующего макета SR-71A (носовая часть фюзеляжа)
Боинги 767-300 «Пегас Флай»
767 пришли на смену устаревшим широкофюзеляжным 747-100 и 747-200. Корпорации «Боинг» удалось снизить расходы на эксплуатацию самолета и потребление топлива благодаря использованию легких алюминиевых сплавов и уменьшению количества деталей. Управление самолетом производится с помощью цифровых электронных систем.
По отзывам пассажиров, самолет очень комфортный. Мощные двигатели позволяют взлетать и набирать высоту почти мгновенно. С турбулентностью 767-300 справляется легко. Кресла очень удобные, позволяющие спокойно переносить многочасовые перелеты. Впечатляют размеры самолета (сидения расположены на высоте 14 метров от земли) и двигателей.
Перехватчик YF-12A
Он является боевым ответвлением семейства «Блэкберд». Основные отличия от самолетов-шпионов:
- На YF-12A установлен радар управления огнем модели Hughes AN/ASG-18A с сопряженной ИК-системой поиска и сопровождения целей.
- Вооружение – четыре ракеты AIM-47A (GAR-9) Super-Falcon класса «воздух-воздух».
- За пилотской кабиной вместо Q-отсека предусмотрена вторая кабина, где размещался оператор вооружения.
В 1964 году конструктор Клэренс Джонсон удостоен премии Коллиэра «За выдающиеся достижения в аэронавтике США». На презентации Lockheed YF-12A были представлены самолеты, выкрашенные в черный цвет. Возможно, отсюда и пошло их неформальное название – «Черная птица».
Послужной список
Боевые заслуги SR-71 весьма скромны: Северная Корея, Вьетнам, где его чуть не сбила советская ракета, арабо-израильский конфликт в октябре 1973 года и провокационные разведывательные полеты вдоль советской границы в районе Кольского полуострова.
Последние годы своей службы «Черный дрозд» провел в NASA, где его уникальные характеристики были использованы для разработки перспективных авиационных технологий. Абсолютный рекорд скорости SR-71 установил в далеком 1976 году – 3530 км/ч.
В 1998 году SR-71 был снят с вооружения. Причин было несколько. Основная – высокая аварийность. 12 из 32 построенных машин были потеряны в результате аварий. «Черный дрозд» к тому же очень дорого обходился ВВС США. Достаточно сказать, что их полеты стоили американской казне свыше 1 млрд. долларов.