Эсминец «настойчивый» балтийского флота россии

Содержание:

Содержание

Время на Марсе и год на Марсе

Боевой путь корабля

Эсминец «Настойчивый» (610 бортовой номер) провел в море более двух лет из 25 лет службы в составе ВМФ. Этот четвертьвековой юбилей отмечали в Балтийске в 2018 году.

До 1991 года эсминец носил название «Ленинский комсомол». Корабль прошел свыше 70 000 морских миль, причем более четверти от этого общего расстояния в 1997 году, в одном дальнем походе на юг Африки, в Кейптаун, где принял участие в праздновании дня военно-морского флота ЮАР. На борт даже поднялся сам Нельсон Мандела, бывший в ту пору президентом этой страны. А перед этим корабль был продемонстрирован на международной оружейной выставке в Абу-Даби, где произвел исключительно сильное впечатление на зрителей.

«Настойчивый» участвовал во многих походах, заходил с визитами в порты Германии, Швеции, Польши, Дании, Франции. Являлся первым российским военным кораблем, прошедшим через Кильский канал. Дважды был признан лучшим надводным кораблем военно-морского флота России в 1996 и 1997 годах, трижды на его палубе принимали президентов стран. Помимо президента Манделы в 1996 году на борт поднимался Б. Ельцин, а в 2011 – Д. Медведев.

Эсминец «Настойчивый» принимал участие в многочисленных учениях и боевых стрельбах, неизменно показывая отличные результаты. Корабль был базой для обучения китайских экипажей в 1999 году. А также обеспечивал испытания новых образцов военно-морской техники. Однако в последнее время выходы в море носят эпизодический характер. Эсминцу «Настойчивый» явно не везет в связи с событиями в Сирии. Уже дважды анонсировался его выход в Средиземное море для усиления российской группировки, и дважды этот поход отменялся. Так было в 2013-м и повторилось уже в 2018 году.

См. также

Общие сведения

Эскадренный миноносец «Беспокойный» стал пятнадцатым в крупной серии ракетных эсминцев 1 ранга, строившихся в Советском Союзе по проекту 956 «Сарыч» на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова.

«Беспокойный» изначально предназначался для Тихоокеанского флота и после завершения испытаний должен был уйти на Дальний Восток. Однако после пожара на корабле в августе 1992 года было решено оставить его в составе Балтийского флота. В результате эсминец большую часть своей службы провёл именно в акватории Балтийского моря — океанских походов, для которых был создан, он так и не совершил.

Являясь одним из наиболее новых кораблей ВМФ России, «Беспокойный» в 1990-х годах активно участвовал в международных мероприятиях и демонстрировал Военно-Морской флаг в различных портах Балтийского и Северного морей.

После 2007 года выведенный в резерв корабль начали использовать в качестве источника запчастей для флагманского «Настойчивого», а осенью 2016 года поставили в док для конвертовки (заделки забортной арматуры). Летом 2018 года превращённый в музей эсминец открыли для посетителей.

Что представляет собой аммиачная селитра

Аммиачная селитра, или нитрат аммония, представляет собой аммониевую соль азотной кислоты, имеет химическую формулу NH₄NO₃ и состоит из трех химических элементов — азота, водорода и кислорода. Высокое содержание азота (около трети по массе) в легкоусвояемом растениями виде позволяет широко применять аммиачную селитру в качестве эффективного азотного удобрения в сельском хозяйстве.

В этом качестве аммиачная селитра применяется и в чистом виде, и в составе других, комплексных удобрений. Основная масса производимой в мире селитры используется именно в этом качестве. Физически аммиачная селитра представляет собой белое кристаллическое вещество, в промышленном виде имеющее вид гранул разного размера.

Она гигроскопична, то есть хорошо впитывает влагу из атмосферы; при хранении имеет тенденцию к слеживанию, образованию больших плотных масс. Поэтому ее хранят и транспортируют не в виде сплошной насыпной массы, а в плотных и прочных мешках, не позволяющих образовываться большим слежавшимся массивам, которые трудно поддаются разрыхлению.

Взрывные работы на открытых горных разработках с использованием аммиачной селитры в составе промышленной взрывчатки /  Flickr.com.

Аммиачная селитра — сильный окислитель. Три атома кислорода, входящие в ее молекулу, составляют 60 процентов массы. Другими словами, аммиачная селитра — более чем наполовину кислород, который легко высвобождается из ее молекулы при нагревании. А термическое разложение селитры происходит в двух основных формах: при температуре ниже 200 градусов она разлагается на оксид азота и воду, а при температуре порядка 350 градусов и выше одновременно с водой образуется свободный азот и свободный кислород. Это выделяет аммиачную селитру в разряд сильных окислителей и предопределило ее использование в производстве различных взрывчатых веществ, в составе которых требуется окислитель.

Компромисс

В конце 60-х годов, когда существовавшие корабли флота, обладавшие морально устаревшим артиллерийским вооружением, подходили, к тому же, к физическому пределу своей эксплуатации, было принято решение о начале создания нового класса военных судов. Сначала военно-морское начальство заказало корабли, основной задачей которых являлись бы поддержка десантов и борьба с авиацией. Помимо этого типа было желание дополнительно получить и корабли, способные бороться с подводными лодками и надводными кораблями вероятного противника. Однако после соответствующих расчетов вынуждено пришли к выводам, что страна просто не потянет такие масштабные расходы. В результате сошлись на мнении, что необходимо строить универсальные корабли, способные решать как задачи по поддержке сухопутных частей, так и по противодействию флотам противника.

Результатом этого условного компромисса между желаниями военных и возможностями страны явились эсминцы класса «Современный». Дополнительным толчком к принятию такого решения стало начало проектирования схожих универсальных эсминцев класса «Спрюэнс» в США. Сделать полностью универсальный корабль в итоге не удалось, «хромала» защита от подводных лодок.

Без картошки фри, но с «Калибрами»

Российскому надводному флоту предназначенному, прежде всего, для защиты территории собственной страны и побережья стран-союзников, с опорой на их береговые базы (как в Сирии, например), такие океанские габариты в большинстве случаев просто без надобности. Ну и спрашивается — для чего тогда «попу гармонь»?

Вот и сходят с наших стапелей поджарые «корветы» водоизмещением 2.000 тонн, то есть полноценные эскадренные миноносцы по-старому. Стройные «фрегаты» — под 5-6 тысяч тонн, а это уже скорее даже не эсминцы, а вполне себе лёгкие крейсеры времён незабвенного Валентина Пикуля. А также малые ракетные корабли (МРК), которые своим тоннажем под 1.000 тонн вполне тянут на миноносцы и даже эсминцы военного времени.

И это притом, что все эти корабли без единого исключения, равные по своим габаритам прежним эсминцам, а подчас даже лёгким крейсерам, несут на своём борту такой запас огневой мощи, что их даже сравнивать с предшественниками одноклассниками нельзя.

Старость

Весна 2004 года преподнесла любящему свой корабль экипажу первый звоночек: когда эсминец вышел в море, он внезапно потерял ход, и пришлось возвращать его на буксире. В этот раз команда сама восстановила техническую готовность корабля, после чего были выходы в море вплоть до 2009 года (тут сведения разнятся, есть информация, что последний раз был в 2007-м).

Эсминец всякий раз проводил артиллерийские стрельбы и всегда с хорошими результатами. Тем не менее решение было принято, и эсминец «Беспокойный» списан по приказу комдива. Главные двигатели с него переданы «Настойчивому», поскольку ему как флагману предстояли учения и поход по странам Европы.

Мечты

Если всё-таки, несмотря на пессимистические прогнозы, «Беспокойный» пойдёт на модернизацию, то проблема эта исчезнет, поскольку экипаж укомплектуется профессиональными кадрами. Всё-таки корабль-то какой замечательный, сколько министров, президентов перебывало у него на борту, даже королева Англии и принц Филипп, герцог Эдинбургский оставили свои автографы в книге почётных гостей.

Уютная офицерская кают-компания хранит множество сувениров и всевозможных регалий, доставшихся доблестной команде эсминца «Беспокойный». Этот корабль вполне можно назвать легендарным: столько событий случилось в его жизни, есть о чём вспомнить, да и рассказать есть что. И в ряду памятных знаков, словно душа успокоившегося «Беспокойного», дремлет невозмутимый корабельный кот, которого зовут Тёмой.

Вооружение

Особенно впечатляет вооружение эсминца: два «Урагана» (зенитные ракетные установки), которые могут поражать цели в воздухе на высоте до пятнадцати километров; две пары скорострельных пушек (калибр 130 миллиметров), которые «выплёвывают» шесть тонн металла в одну минуту; шестиствольные автоматические тридцатимиллиметровые артиллерийские установки в количестве четырёх штук (АК-630М)… Очевидцы утверждают, что последние своими выстрелами разрезают металл, словно масло.

Но есть ещё и противокорабельное вооружение. Это две четвёрки пусковых ракетных установок «Москит» (сто семьдесят километров — дальность действия). Умнейшие крылатые ракеты на 99 % точно поражают все надводные цели, даже если активно включены радиопомехи. От угрозы из-под воды есть своя защита на эсминце. Это две пары торпедных аппаратов, два бомбомёта с реактивными снарядами, рельсовая минная установка для заграждения. Специалисты уверены, что любую прямую дуэль с боевым кораблём противника эсминец «Беспокойный» выиграет, включая даже боевые корабли американцев — новейшие, четвёртого поколения.

Православный походный храм

20 февраля 2015 года, по сообщению пресс-службы Балтийского флота ВМФ России, эсминец «Настойчивый» обрёл православный походный храм.

Торжественная церемония передачи храма прошла в Балтийске. Чин его освящения провёл настоятель Кафедрального Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота, помощник командира соединения надводных кораблей по работе с верующими военнослужащими архимандрит Софроний.

Походный храм, выполненный по всем православным канонам, будут использовать во время выхода корабля в море, проведения различных учений. Все элементы храма, включая запрестольную икону, складной иконостас, престол и антиминс, может быстро развернуть и упаковать всего один человек.

История строительства

Эскадренный миноносец «Настойчивый» заложен 7 апреля 1988 года на заводе № 190 имени А. А. Жданова в Санкт-Петербурге (строительный № 876), спущен на воду 19 января 1991 года.

Экипаж корабля сформирован 15 февраля 1992 года, заселение экипажа на корабль произошло 29 августа.

30 декабря 1992 года корабль принят в боевой состав Балтийского флота ВМФ России.

27 марта 1993 года на корабле был поднят Военно-морской флаг России.

На период строительства корабль был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на период испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей, затем был переведён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск) 12-й дивизии надводных кораблей.

Боевое применение

Мины МОН-50 активно использовались для защиты рубежей, аэродромов, блокпостов советских войск во время Афганской войны. При этом особо широкое распространение получил способ установки узлов минных заграждений в ущельях, где, согласно разведданным, должны были пройти караваны или подразделения мятежников.

В ходе боевых операций мина МОН-50 снискала широкую славу у советских солдат, особенно у тех, кому приходилось нести многочасовую службу в дозоре или на контрольно-пропускных пунктах. Результатом «всенародной славы» стало появление модификации МОН-90, которая должна была выгодно отличаться большей дальностью полета осколков (до 90 м). Но на практике убойные элементы мины МОН-90 едва долетали до рубежа 50 метров. Ввиду одинаковой эффективности, но гораздо большей массы и габаритов, данная модификация не снискала славу у солдат. В настоящее время существует несколько модификаций этого боеприпаса с дальностью поражения 100 и 200 метров.

Внешний вид

Квадрокоптер имеет внушительные размеры. Исходя из этого его не рекомендуется использовать в закрытом помещении. Сам корпус имеет Х-образную форму, изготовлен из прочного пластика белого цвета. На верхней части по центру изображено название компании и модели. По бокам отходят лучи, на концах которых закреплены пропеллеры и двигатели.

Вид сверху

На передней части корпуса производители разработали два светодиодных глаза, которые во время полета светят внушительно и угрожающе. Сзади также установлены мощные светодиоды, поэтому в ночное время полет MJX X101 будет ярким и выражающим.

Вид спереди

Помимо этого, квадрокоптер оснащен амортизирующими подушками и специальным подвесом для камеры. Ее в комплекте нет, поэтому необходимо покупать дополнительно. Подвес одновременно выполняет роль и отсека для аккумуляторной батареи. Дополнительно можно одеть специальную защиту для винтов, которые предоставляются в комплекте. Тогда MJX X101 будет выглядеть еще внушительнее и опаснее.

История службы

Отрывок, характеризующий Настойчивый (эсминец, 1991)

Аппаратура управления и камера

Пульт дистанционного управления имеет профессиональный вид. Кроме того левша и правша смогут настроить управление под себя. Монохромный дисплей показывает важную информацию, разобраться нетрудно.

Штатные FPV камеры имеют следующие характеристики

  1. MJX C4005-0.3 мп. FPV;
  2. MJX C4008-720P HD FPV;
  3. MJX C4009-1 мп FPV.

Характеристики данных моделей камер слабоваты для качественной съёмки. Чтобы установить профессиональную экшн камеру придётся попотеть, так как к стандартному подвесу она не подходит. Но на YouTube много умельцев которые с удовольствием делятся информацией.

По самому большому счёту

И если пересчитать современный российский ВМФ не по натовской, а по более понятной и удобной традиционной классификации, то мы получим совсем другую картину, чем та, которую рисует нам не в меру ориентированный на Запад «новорусский» менталитет.

Конечно, мне могут возразить, что и понятие «эскадренный миноносец» нынче сильно устарело. И действительно, те времена, когда основным оснащением эсминцев было минно-торпедное вооружение, давно канули в вечность.

Однако этот класс кораблей всё равно остаётся историческим достоянием отечественного флота, а верность военно-морским традициям следует поощрять. И, во-вторых и в-главных, эсминец, по самой своей природе — универсальный боевой корабль среднего класса, был есть и будет основой российского ВМФ. И присваивать этому самому массовому классу боевых единиц множество других классификаций, разделяя весьма сходные по функционалу и назначению боевые корабли импортными обозначениями типа «фрегат» и «корвет», значит вносить лишнюю путаницу.

Эти различия не столь существенны, чтобы выделяться в отдельный класс, но вполне достаточны для сохранения, уже в рамках общего класса «эсминец», проверенных временем и оправдавших себя «видовых» наименований. Таких, например, как «большой противолодочный корабль», или «сторожевой корабль». И в то же время, БПК и СКР должны иметь некий международный и одновременно наш собственный понятийный эквивалент для лучшего понимания того, чем мы располагаем. А это именно «эсминец».

mil.ru
Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

Таким образом, представителями класса «эскадренный миноносец» в современном российском ВМФ могу считаться корабли следующих подклассов и проектов:

  • большие противолодочные корабли, проект 1155 («Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Левченко», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков»); проект 11551 («Адмирал Чабаненко»);
  • эскадренные миноносцы дальней морской зоны, проект 956 («Адмирал Ушаков», «Быстрый», «Настойчивый»); проект 22350 («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко»); проект 1135 («Ладный»); проект 1135М («Пытливый»); проект 11356 («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»); проект 01090 («Сметливый»); проект 11540 («Неустрашимый», «Ярослав Мудрый»);
  • эскадренные миноносцы ближней морской зоны/сторожевые корабли/МРК, проект 20380 («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий»,      «Стойкий», «Совершенный», «Громкий»); проект 20385 («Гремящий»); проект 11661К («Татарстан», «Дагестан»); проект 22160 («Василий Быков»,  «Дмитрий Рогачев»); проект 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия»); проект 22800 («Мытищи», «Советск», «Одинцово» и «Козельск»). 

Описание конструкции

По конструкции «Стойкий» — классический ракетно-артиллерийский корабль с полубачным корпусом, посередине которого смонтирована надстройка с одной дымовой трубой и большей частью антенных постов. Артиллерийские башни и пусковые установки зенитных комплексов расположили в диаметральной плоскости корпуса линейно-возвышенно для обеспечения оптимальных секторов стрельбы, а мощные противокорабельные ракеты главного ударного комплекса разместили наклонно по бортам. Несколько необычным было размещение вертолётной площадки и ангара: традиционное для них место на корме существенно ограничило бы сектор обстрела для кормовой башни универсального калибра, поэтому площадку подняли на крышу надстройки в районе миделя эсминца, а укрытие для вертолёта выполнили раздвижным.

От предыдущих эсминцев своего типа «Стойкий» отличался новыми котлами модели КВГ-3, более производительными и надёжными относительно установленных на предшественниках котлов КВН-98/64, хотя и более требовательными к водоподготовке. Также «Стойкий» стал вторым, после «Боевого», эсминцем проекта 956, получившим обзорную РЛС нового типа — МР-750 «Фрегат-МА» с плоскими . На первых пяти кораблях серии для освещения воздушной и надводной обстановки устанавливались РЛС «Фрегат» и «Фрегат-М» с обычными параболическими антеннами.

«Настойчивый» в море: Флагман Балтфлота вернется после ремонта

Минобороны вернет в строй флагман Балтики — эскадренный миноносец «Настойчивый» проекта 956 «Сарыч». Принятый в состав флота в 1993 году, эсминец обладал самой мощной на тот момент артиллерией. Однако из-за проблем с силовой установкой его постоянно приходилось ремонтировать, а несколько лет назад «Настойчивый» вообще перестал выходить в море. Однако в этом году восстановительные работы будут завершены и корабль снова выйдет на боевую службу.

Как заявили «Известиям» в командовании Балтфлота, в ближайшее время «Настойчивый» пройдет плановый ремонт — все необходимые средства для этого выделены. В настоящее время работы на корабле проводятся непосредственно в месте постоянной дислокации. В течение этого года на «Настойчивом» будет произведена замена двигательной установки и ремонт целого ряда систем жизнеобеспечения. Также будет проведен осмотр и очистка подводной части корпуса, проведен ремонт винто-рулевой группы.

Справка «Известий»

«Настойчивый» – флагманский корабль Балтийского флота водоизмещением 6,5 тыс. т. Построен в 1991 году по проекту 956 «Сарыч». Корабли этого проекта предназначены в первую очередь для борьбы с надводными силами противника. Они были оснащены 130-миллиметровыми автоматическими пушками АК-130, противокорабельными ракетами «Москит», зенитной артиллерией, 533-миллиметровыми торпедами и глубинными бомбами. «Настойчивый» несет на борту противолодочный вертолет Ка-27. Главный калибр эсминца АК-130 стреляет со скоростью пулемета и может за секунду разрезать пополам корабль или смести прибрежные укрепления.

В годы холодной войны «Сарычи» планировалось применять при непосредственном столкновении с авианосными ударными группами потенциального противника, а также для огневой поддержки десанта. Эсминцы способны развивать скорость до 32 узлов, в автономном плавании они могут находиться месяц.

Всего для ВМФ СССР и России было построено 17 кораблей этого типа. Однако из-за недофинансирования и сложности в обслуживании их силовых установок в 1990-х годах большинство из эсминцев было списано. Они даже не прослужили запланированное время, хотя рассчитаны минимум на 20 лет службы. Сейчас на боевом посту находятся два эсминца проекта 956. «Адмирал Ушаков» входит в состав Северного флота. «Быстрый» несет службу на Тихоокеанском флоте. В 2010 году на этом корабле в результате короткого замыкания и утечки топлива начался пожар. Утечку ценой своей жизни остановил матрос Алдар Цеденжапов —за это он был удостоен звания Героя России посмертно.

Ушаков улыбается: присвоение кораблям имен героев повысит боеготовность флота

Новые обозначения получат так называемые безымянные плавсредства

«Настойчивый» станет третьим «Сарычем» в строю. Еще один корабль — «Бурный» — находится сейчас в ремонте. Будет ли он доработан и возвращен в строй, в последнее время не сообщалось.

Слабое место «Настойчивого» — энергетическая установка с высоконапорными котлами, рассказал военный историк Дмитрий Болтенков. Такая стоит только на «Сарычах».

— С одной стороны, такая силовая установка является относительно экономичной, имеет высокий КПД, требует не так много времени для подготовки к работе, — сказал Дмитрий Болтенков. — Но в то же время она очень требовательна к качеству воды, важна квалификация обслуживающего персонала. С водой нужной степени очистки в 1990-е годы были проблемы.

Однако бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов убежден, что никаких проблем с силовыми установками кораблей не было и если и случались поломки, то только по вине личного состава.

— «Настойчивый» мне памятен, — говорит Валентин Селиванов. — Он был спущен на воду, когда я был командиром Ленинградской военно-морской базы — я поднимал на нем флаг, когда его передавали флоту. Хороший корабль. Он выполнял большие задачи. Не раз был на боевой службе в Средиземном море и даже ходил в Атлантику и в Индийский океан. Он эффективен и в противолодочном отношении, и в ударном. Это незаменимый эсминец.

В ближайшие годы Балтийский флот ждет усиление. Помимо «Настойчивого», ожидается поступления новейших малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Так, в боевой состав БФ уже вошел головной корабль «Мытищи».

История строительства

Эскадренный миноносец «Настойчивый» заложен 7 апреля 1988 года на заводе № 190 имени А. А. Жданова в Санкт-Петербурге (строительный № 876), спущен на воду 19 января 1991 года.

Экипаж корабля сформирован 15 февраля 1992 года, заселение экипажа на корабль произошло 29 августа.

30 декабря 1992 года корабль принят в боевой состав Балтийского флота ВМФ России.

27 марта 1993 года на корабле был поднят Военно-морской флаг России.

На период строительства корабль был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на период испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей, затем был переведён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск) 12-й дивизии надводных кораблей.

Как разбудить амариллис весной?

Православный походный храм

20 февраля 2015 года, по сообщению пресс-службы Балтийского флота ВМФ России, эсминец «Настойчивый» обрёл православный походный храм.

Торжественная церемония передачи храма прошла в Балтийске. Чин его освящения провёл настоятель Кафедрального Свято-Георгиевского морского собора Балтийского флота, помощник командира соединения надводных кораблей по работе с верующими военнослужащими архимандрит Софроний.

Походный храм, выполненный по всем православным канонам, будут использовать во время выхода корабля в море, проведения различных учений. Все элементы храма, включая запрестольную икону, складной иконостас, престол и антиминс, может быстро развернуть и упаковать всего один человек.

Учения 1996-1997

Прошлогодние успехи сделали эсминец флагманским кораблём на учениях «Балтопс-96». В составе корабельной ударной группы эсминец «Беспокойный», фото которого здесь представлено, совершил походный сбор, учения проходили по поддержке десантной группы, затем ПВО, где было поражено семь мишеней-ракет. По итогам ему достался приз Главнокомандующего ВМФ за артподготовку.

В следующем году учения начались в июне, где эсминец «Беспокойный» (фото с этих учений тоже интересны) работал с польской подводной лодкой, участвовал в тридцати главных эпизодах на учениях. По зенитной и артиллерийской подготовке занял первое место ВМФ по итогам года. Этим же летом эксадренный миноносец побывал в Киле, Плимуте, Зебрюгге, Ден-Хелдере, прошёл три тысячи морских миль. А после похода стал на двухмесячный ремонт (завод «Янтарь»).

История службы

Эскадренный миноносец «Настойчивый» определён в боевой состав Балтийского флота России 30 декабря 1992 года. Включён в состав 128-й бригады надводных кораблей (Балтийск).

10 апреля 1993 года прибыл в порт приписки, в город Балтийск Калининградской области. 16 июня вышел из базы в поход, и стал первым российским кораблём, совершившим проход Кильским морским каналом. С 19 по 26 июня нанёс визит в немецкий город Киль на праздник парусного спорта «Кильская неделя». С 28 июня по 2 июля заходил под флагом контр-адмирала В. П. Комоедова в Вильгельмсхафен (Германия). 7 июля корабль вернулся на базу в Балтийск.

С 1994 года шефом корабля является Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1994 году миноносец участвовал в состязательных соревнованиях на приз Главнокомандующего ВМФ России, в ходе проведения которых отразил пять ракет-мишеней (одну мишень не зачли). С по 24 июля 1994 года нанёс визит в Руан, заходил во французский порт Гавр, участвовал в празднике «Эскадра свободы».

Крейсер «Петр Великий» проект 1144 «Орлан» флагман Северного флота

Крейсер «Петр Великий» четвёртый по счёту и единственный находящийся в строю тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения проекта 1144 «Орлан». Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника.

«Варяг» — бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901-1904 годах. Прославился на весь мир решением принять неравный бой при Чемульпо против превосходящих сил Императорского флота Японии.

«Аскольд» — бронепалубный крейсер 1-го ранга, входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры базировавшейся в Порт-Артуре, участвовал в Русско-японской войне и в первой мировой войне. Название крейсера унаследовано от парусно-винтового корвета, и высочайше утверждено 21 декабря 1898 г. — в честь легендарного киевского князя Аскольда.

После прихода к власти Гитлера Германия тайно приступила к строительству больших кораблей. В конце тридцатых годов был разработан так называемый план «Z», в соответствии с которым немцы собирались построить восемь линкоров, пять тяжелых крейсеров, четыре авианосца и 12 крейсеров меньшего тоннажа. «Гвоздями» программы предстояло стать линкорам «Бисмарк» и «Тирпиц». Англо-германское соглашение по морским вооружениям от 1935 г. позволяло Германии построить два 35 000-тонных линкора, но по своему водоизмещению «Бисмарк» и «Тирпиц» превышали установленный лимит.

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435). Построен на Черноморском судостроительном заводе, спущен на воду в 1985 году. Носил имена «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». С 1991 года вошел в состав Северного флота. Нес боевую службу в Средиземноморье, участвовал в спасательной операции при гибели «Курска». Через три года по плану уйдет на модернизацию.

Длина крейсера – 302,3 метра, полное водоизмещение 55000 тонн. Максимальная скорость — 29 узлов. Экипаж в 1960 человек может находиться в море полтора месяца. Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Гранит», 60 ракет «Удав-1», 24 установки ЗРК «Клинок» (192 ракеты,) и «Каштан» (256 ракет). Может нести 24 вертолета Ка-27, 16 сверхзвуковых самолетов Як-41М вертикального взлета и до 12 истребителей Су-27К.

Линкор в миниатюре

Между тем, один современный российский корвет обладает таким вооружением, ударная мощь которого вполне сопоставима не то, что с корветами Второй мировой, а с добрым десятком эсминцев того времени! А говоря точнее, она просто несравнима больше, особенно за счёт противокорабельных ракет «Уран» и околостратегических крылатых ракет «Калибр». Но тогда почему же он всего лишь «корвет»?

Вот и возникает вопрос — зачем так принижать, в смысле классификации, да ещё без всяких на то причин, наши современные «корветы» данного проекта, заранее признавая приоритет над ними натовских «эсминцев»? Только лишь потому, что те «толще и тяжелее»? Но разве это должно быть главным критерием классности кораблей?

mil.ru
Российский «корвет» проекта 20380/20385.

См. также

Постройка и испытания

Командир «Стойкого» кап. 3 р. М. Ю. Волк впервые поднимает на эсминце Военно-Морской флаг 10 января 1987 года

Заложен в Ленинграде на заводе № 190 имени А. А. Жданова 28 сентября 1982 года, кораблю был присвоен строительный № 867. Название «Стойкий» эсминец получил в честь предшественника проекта 7У, воевавшего во время Великой Отечественной войны в составе Балтийского флота и заслужившего в боях звание гвардейского.

Спущен на воду 27 июля 1985 года. В августе 1986 года на базе Тихоокеанского флота сформирован экипаж нового эсминца. На период строительства эсминец был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей (13 БрСтРемК) Ленинградской военно-морской базы. С началом испытаний перечислен в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й с базированием на военно-морскую базу Лиепая.

После успешного завершения испытаний принят флотом 31 декабря 1986 года. 10 января 1987 года был впервые поднят Военно-Морской флаг, 16 января «Стойкий» перешёл из Ленинграда в базу Балтийск, а 24 февраля эсминец был включён в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота.

Оптимистический итог

Таким образом, в пересчёте на традиционную российско-советскую военно-морскую классификацию, современный Военно-морской флот Российской Федерации обладает, как минимум, 47 боевыми кораблями, соответствующими, по своим основным габаритам и ТТХ, в том числе по тоннажу, классическому эскадренному миноносцу ХХ века, либо даже значительно превосходящими таковой. В сравнении с количеством эсминцев в ВМС США, равном на данный момент 67 единицам, это не такой уж и плохой показатель.

Особенно если учесть, что заказами на строительство новых эскадренных миноносцев дальней и ближней морской зоны российские верфи буквально завалены. Причём в ближайшие годы ожидается их практически полуторное количественное увеличение.

navy.mil
Из-за крайней дороговизны эсминец Zumwalt существует в единственном экземпляре.

В завершение следует отметить, что в вооружённых силах вообще и на флоте в частности, огромную роль играет морально-психологический фактор. И российским военным морякам, у которых всегда были в почёте отечественные флотские традиции, вряд ли особо комфортно в моральном отношении служить на кораблях, носящих малопонятную и заведомо ущербную иностранную классификацию «фрегат» или «корвет». Они прекрасно знают, что не по формальному «росту, весу и жиру», а по своей реальной боевой мощи это вполне полноценные эсминцы. Вроде бы мелочь, игра слов. Но для поддержания высокого морального духа и возрождения исконных военно-морских традиций — вещь далеко не последняя.

Ведь у наших нынешних «корветов» и «фрегатов» даже названия позаимствованы у прежнего славного поколения эскадренных миноносцев — «Сообразительный», «Бойкий», «Ладный» и так далее. И остаётся сделать фактически один шаг для окончательного приведения в полное соответствие формы и содержания.

Тем более это актуально в то время, когда вся Россия наконец-то стряхивает с себя опостылевший морок «западенщины» и даже Конституцию страны всенародно дорабатывает на государственно-патриотический лад.

В этом смысле переклассификация основных надводных боевых кораблей флота, в соответствии с их реальными боевыми возможностями и прочими тактико-техническими данными, может оказаться делом не просто вполне оправданным, но и весьма своевременным, а ещё, по-хорошему демонстративным и духоподъёмным.

В том смысле, что Америка нам больше не указ! Пускай они лучше свои авианосцы переименуют в канонерские лодки. Потому что их дипломатия уже давно зовётся не иначе, как «дипломатией канонерок».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector