Самолет-снаряд «фау 1»

Содержание

Урал сегодня

На сегодняшний день предприятие «Урал» в городе Миасс продолжает улучшать свои рейтинги военных машин. За последние годы многие специалисты в сфере автомобилестроения представляли новейшие разработки узловых систем и двигателей, что не могло не сказаться положительно на параметрах новеньких машин, и сделало их изделиями многопрофильного использования.

Во время разработок новейших схем применяли двойные технологии. Все машины стали иметь характерность серийных выпусков

Если обратить внимание на новейшие автомобили, то они предельно подстроены под коммерческие модели «Урал». Благодаря техническим подходам, которые применяются на предприятии, удается выполнять все объемы заказов Минобороны России

А из-за высоких показателей машины, он может конкурировать со многими автомобилями даже за границей.

Российский ПЗРК «Верба»: история создания, описание и характеристики

I Fly (Ай Флай)

Чартерная авиакомпания «Ай Флай» использует в своих самолетах 4 варианта компоновки, каждый — уникальный.

Классы не выделяются. Общая вместимость — 387.

Места у аварийных выходов: 36 A, C, H, K.

iflyltd.ru

Схема мест № 2

Первый салон — 19 комфортных мест. Остальные места стандартные, их 268.

Места у аварийных выходов: 36 A, C, H, K.

iflyltd.ru

Схема мест № 3

В первом салоне на 48 мест увеличено пространство для ног впереди каждого кресла. Остальные места — стандартные, 263.

Места у аварийных выходов: 26 A, B, J, K; 39 B, J; 40 D, F.

iflyltd.ru

Схема мест № 4

В первом салоне выделен комфорт-класс на 18 мест. Количество стандартных мест в самолете — 251.

Места у аварийных выходов: 24 A, B, H, K.

iflyltd.ru

После войны

Основные статьи: Операция «Скрепка», Операция «Backfire» и Ракета «Р-1»

Фотографии планеты Земля, сделанные 24 октября 1946 года на суборбитальной ракете V-2

После войны американскими оккупационными властями из Германии в США в разобранном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes. В 1946—1952 годах армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями; один запуск произведён с палубы авианосца.

Первые фотографии планеты Земля, непосредственно из космоса, были сделаны 24 октября 1946 года на суборбитальной ракете V-2, запущенной в США (полёт № 13) с ракетного полигона White Sands. Самая большая высота (65 миль, 105 км) была в 5 раз выше, чем на любой фотографии, сделанной до этого полёта; фотографии делались каждые полторы секунды.

Советские оккупационные власти в Германии как минимум до 1952 года вели программу испытательных запусков скопированных с «Фау-2» образцов ракет и её модификаций на полигоне Пенемюнде, который теперь обслуживал советскую ракетную программу.

Краткие ТТХ

  • Длина, м: 7,75
  • Размах крыла, м: 5,3 (позднее 5,7)
  • Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
  • Высота, м: 1,42 (1,55)
  • Снаряжённая масса, кг: 2160
  • Масса боевой части, кг: 700—1000,
  • Тип взрывчатого вещества: аммотол
  • Двигатель: 1 ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
  • Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива) до 800 км/ч (ок. 0,65М).
  • Максимальная дальность полёта, км: 286
  • Практический потолок, м: 2700—3050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)
  • Расход топлива, л/км: 2,35
  • Ёмкость бака, л: 550—640, бензина (80-октановый).
  • Круговое вероятное отклонение (расчётное), км: 0,9
  • Стоимость ракеты (проектная), рейхсмарок: 10 тыс. В конце войны — 3,5 тыс. при использовании бесплатного труда заключенных.

Модификации

За время производства Фау-1 несколько модификаций таковой (включая специализированные и пилотируемые) было разработано либо предложено конструкторами. Лишь часть из них была применена на поле боя.

Фау-1 воздушного запуска


Фау-1 на модифицированном He 111


Arado Ar 234 Blitz mit V1

Помимо запуска ракеты с наземных площадок, немцы также практиковали пуски Фау-1 с летящих бомбардировщиков. Никакая переделка ракеты при этом не требовалась, так как её прототипы и так были приспособлены для воздушных запусков при испытаниях двигателя. В качестве носителя Фау-1 обычно использовались бомбардировщики «Хейнкель» He 111 H-22. Ракета закреплялась под крылом бомбардировщика, при этом двигатель снаряда выступал над верхней поверхностью крыла.

Воздушные запуски ракет начались в июле 1944 года. Немцы рассматривали воздушные запуски как способ компенсировать потерю пусковых площадок в Па-де-Кале, захваченных союзным наступлением. Кроме того, самолеты-ракетоносцы могли осуществлять запуски ракет с неожиданных направлений, затрудняя действия противовоздушной обороны Великобритании.

В связи с активностью истребителей союзников, вылеты ракетоносцев проводились только по ночам, и только на малых высотах, чтобы избежать обнаружения радарами. Бомбардировщик приближался к Британии и пересекал линию побережья на малой высоте, затем совершал набор высоты, запускал ракету, и быстро снижался вновь. Тем не менее, тактика была опасной: помимо того, что He-111 сам по себе был устаревшей машиной, яркая вспышка включившегося двигателя ракеты демаскировала носитель в ночной темноте. Кроме того, воздушные запуски были менее надёжны. Всего было запущено с самолетов-носителей около 1176 ракет Фау-1.

В дальнейшем, немцы также предлагали разработать модификацию Фау-1 для запуска с реактивных бомбардировщиков «Arado Ar 234 Blitz». При этом ракета должна была либо буксироваться за самолетом на гибкой подвеске, либо устанавливаться сверху на фюзеляже. Эти планы не были реализованы.

Дальнобойная Фау-1

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок.

В попытке решить эту проблему, была разработана новая, более дальнобойная версия ракеты. Запас топлива был повышен за счет уменьшения веса боевой части. Кроме того, носовой обтекатель ракеты, в исходной версии — металлический, стал изготовляться из дерева, что привело к существенному снижению веса конструкции. Новые ракеты могли применяться по территории Великобритании с более отдаленных пусковых площадок в Нидерландах.
Немцы лихорадочно пытались организовать массовое производство дальнобойных ракет к зиме 1944—1945, но из-за общего коллапса германской экономики и разрушения бомбардировками промышленных предприятий, новый «robotblitz» начался только в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен ракет были запущены по Лондону с пусковых площадок в Нидерландах. Вскоре после этого, решающее наступление англо-американских войск привело к утере немцами и этих позиций.

Пилотируемая V4 (Фау-4)

Основная статья: Fieseler Fi 103R Reichenberg

Пилотируемый вариант крылатой ракеты — Fieseler Fi 103R

Помимо этих программ, немцы также рассматривали возможность использования самолета-снаряда в качестве буксируемого топливного бака для реактивных истребителей. Лишенный двигателя и боеголовки снаряд (по сути дела, просто бак с крыльями и автопилотом) должен был буксироваться за Me-262 и сбрасываться по исчерпании запаса топлива в нём. Проект прошёл несколько тестовых испытаний буксировкой за тяжёлым бомбардировщиком He-177, но в итоге не был применен на практике.

Конструктивные разновидности

Конструкция


Схема «Фау-2»

Внешне ракета со свободным вертикальным стартом имела классическую для подобных ракет веретенообразную форму с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами.

Общая длина корпуса ракеты составляла 14 030 мм, максимальный диаметр равнялся 1650 мм.

Стартовая масса ракеты «Фау-2» достигала 14 тонн и складывалась из массы боевого заряда (980 кг), компонентов топлива (8760 кг) и конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг).

Ракета состояла из более чем 30 тысяч отдельных деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.

На ракете устанавливался жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей обоих компонентов топлива. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор, баки с перекисью водорода и марганцовокислым натрием, батарея из семи баллонов со сжатым воздухом.

Технологически «Фау-2» была поделена на 4 отсека: боевой, приборный отсек, баковый (топливный) и хвостовой отсеки. Такое разделение диктовалось условиями транспортировки.

Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм, общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм, снаряжался аммотолом. Выбор этого взрывчатого вещества был обусловлен его относительной безопасностью к применению в условиях вибрации и нагрева. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель. От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Скорость падения ракеты составляла 1100 м/c. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу, полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.

В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование.

Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75 % водный раствор этилового спирта) размещалось в переднем баке. Окислитель — жидкий кислород, заправлялся в нижний бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава. В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением, равным приблизительно 1,4 атмосферы. Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном).

Жидкостный двигатель ракеты Фау-2; схема этого двигателя стала классической для ЖРД на протяжении более полувека

В хвостовом отсеке на силовой раме размещалась двигательная установка, тягой на Земле в 25 тс.
Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза, образующегося при разложении перекиси водорода в парогазогенераторе в присутствии катализатора — марганцовокислого натрия. Мощность турбины 680 л. с.

Одним из наиболее революционных технологических решений стала автоматическая система наведения. Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета, а любое отклонение от заданной траектории выправлялось четырьмя графитными газодинамическими рулями, помещёнными в реактивную струю двигателя по периферии сопла. Отклоняясь, эти рули отклоняли часть реактивной струи, что изменяло направление вектора тяги двигателя, и создавало момент силы относительно центра масс ракеты, что и являлось управляющим воздействием (подобный способ заметно снижает тягу двигателя, к тому же графитные рули в реактивной струе подвержены сильной эрозии и имеют очень малый временной ресурс).

Четыре стабилизатора крепились фланцевыми стыками к хвостовому отсеку. Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).


«Фау-2» на транспортно-установочном прицепе Meilerwagen

Fi-103E-1

Первая “дальнобойная” версия Фау-1. В августе 1944, наступающие американские войска захватили немецкие пусковые позиции в Па-де-Кале. Дальности стандартных ракет Фау-1 не хватало для применения их с более удаленных позиций.

Пытаясь решить эту проблему, немецкие инженеры создали новую версию ракеты. Вес боевой части уменьшили, а стальную обшивку отделения боевой части заменили на фанерную. Высвободившийся вес использовали для увеличения объема топливного бака до 810 литров (т.е. почти на треть по сравнению с версией A-1).

Ракета E-1 предназначалась для применения по Лондону с позиций в Голландии, однако мне не удалось установить, производилась ли эта версия серийно и применялась ли в боевых действиях. Возможно, работы над Е-1 не вышли за стадию прототипов, поскольку 30% увеличение запаса топлива едва ли могло обеспечить эффективный обстрел Лондона с более удаленных позиций.

3 Воспользуйся зубной нитью

Пуски ракет Фау-2 в 1951 году

Пенемюнде

Серия удачных запусков А-2 позволила группе фон Брауна приступить к более масштабным моделям. Сначала была построена А-3, которая показала полную бесперспективность применяемой схемы стабилизации, а затем А-5 (уменьшенная копия будущей А-4). Три неудачных запуска А-3 состоялись в декабре 1937 года, а уже к лету 1938-го была запущена А-5, достигшая высоты 12 км и упавшая в 18 км от точки старта. Разумеется, речи о заатмосферном суборбитальном полете еще не могло идти, но было ясно, что новая компоновочная схема работоспособна. Пора было приступать к постройке настоящей полноразмерной ракеты — А-4.

Это интересно: причина неудач ракеты А-3, как ни странно, очень прозаична — ракета теряла осевую стабилизацию уже при скорости бокового ветра 3,6 м/с, а при 8 м/с была обречена. Это было исправлено в А-5 за счет установки новой электроники «Сименс», изменения компоновочной схемы и усиления рулевых машин.

Двигатель Фау-2 — результат многолетнего труда массы людей. А начи-нать его проек-тировку фон Брауну пришл-ось в одиночку.

5 сентября 1938 года Дорнбергер и Беккер отправились на доклад к главнокомандующему армией генерал-полковнику Браухичу в его ставку в Цоссене. Высокое начальство полностью одобрило решение о переходе к следующему этапу разработки. По замыслу, А-4 должна была достигать высоты 80 км, иметь дальность полета 175 км и нести тонну полезной нагрузки. Разумеется, такие характеристики были бы недостижимы без комплексной переработки двигателя, своевременно и качественно выполненной группой доктора Тиля.

В марте 1939 года ракетный центр Пенемюнде посетил Гитлер. Ему продемонстрировали силовые агрегаты А-3 и А-5, произвели показательную сборку А-3 на монтажном столе, а затем рассказали о будущей А-4. Фюрер внимательно смотрел и слушал, но сохранял молчание. И лишь во время обеда задал прямой вопрос о сроках доводки А-4 и ее предполагаемой дальности полета. Выслушав ответы и задав еще пару технических вопросов, Гитлер рассеянно улыбнулся и сказал: «Ну что ж, великолепно».

Тем не менее к концу визита у Дорнбергера сложилось впечатление, что фюрер остался равнодушен к достижениям ракетного центра. В мемуарах Дорнбергер описывает это следующим образом: «В его планах не было места для наших ракет, и, что было хуже всего, он не верил, что время ракет придет. У него отсутствовало чувство прогресса техники, тогда как от этого зависела наша работа. Этот «инженерный спектакль», без сомнения, в какой-то мере восхитил его, если исходить из его замечания, что он был «великолепен». Может, поэтому он и позволил нам продолжать работу; но в то время он не смог предвидеть ни те возможности, которые открывает реализация наших планов, ни даже практическое использование гигантских ракет».

А вот на импульсивного Геринга, которому была продемонстрирована такая же «зрелищная программа», увиденное произвело колоссальное впечатление. Он восторженно хлопал себя по ляжкам, светился счастьем, хохотал и делал фантастические пророчества.

История строительства

Смотри тоже

Нож с лезвием крюком

Высаживание в грунт

Перед высадкой в землю добавляется суперфосфат. Пакеты с удобрением имеют четкую инструкцию по применению, ей нужно следовать неукоснительно. Добавка суперфосфата требуется в начале апреля после подготовки грядки под рассаду.

Высадка в открытый грунт (в том числе в теплицу) требуется для формирования полноценного куста. Если возможности посадить томаты в огород нет, подойдет большая тара под цветы, – высадить кустик, выставить на балкон

Для огородников важно подобрать правильное место высадки – туда, где раньше были корнеплоды или бобы

5.

Литература

Вилли Лей. Ракеты и полёты в космос = Rockets, missiles and space travel / под ред. полковника Бузинова В. М.. — М.: /Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961. — 423 с.

Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава: Ошибки

Секретное оружие и СС)
Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост

В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1207 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430.

Космонавтика : маленькая энциклопедия / . ─ М. : Советская энциклопедия, 1968 . ─ 528 с. : ил. + прил. ─ (Маленькие энциклопедии: история- наука — техника — культура — жизнь) .

Синтез

Существует несколько вариантов синтеза VX, например при помощи тион-тиольной изомеризации:

Данный способ описан в патенте US3911059A и включает в себя несколько шагов:

  1. Получение О-диэтил метилфосфонита из дихлорметилфосфина.
  2. Смешанного эфира — О-этил-О-диизопропиламиноэтил метилфосфонита (вещество QL) из О-диэтил метилфосфонита и диизопропиламиноэтанола.
  3. Реакция QL с серой и последующей тион-тиольной перегруппировкой.

Другой вариант синтеза первоначально разработанный в Великобритании (патент GB1346409A) предусматривал синтез VX в одну стадию — реакцией серы, О-этил метилфосфонита и диизопропиламиноэтилхлорида в растворе бензола при мягких условиях.

Модификации самолета-снаряда Fi.103 (Фау-1)

  • Fi.103A-1 — первый серийный вариант.
  • Fi.103B-1 — упрощенный. Часть элементов конструкции выполнена из дерева, увеличен размах крыла. Серийно не выпускался.
  • Fi.103B-2 — опытный с боевой частью из взрывчатого вещества Trialen.
  • Fi.103C-1 — опытный с авиабомбой SC-1800 в качестве боевой нагрузки.
  • Fi.103F-1 — с увеличенной дальностью пуска до 370 км. Разработан в начале 1945 года. Испытания не проходил.
  • «Рейхенберг» I — пилотируемый вариант для лётчика-камикадзе. Отличался посадочной лыжей и небольшой кабиной перед воздухозаборником. Разработан в Немецком планёрном институте. Первый полёт в сентябре 1944 года, в боевых условиях не применялся.
  • «Рейхенберг» II — учебный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением.
  • «Рейхенберг» III — доработанный. Отличался закрылками и балластом на месте боевой части.
  • «Рейхенберг» IV — боевой вариант. Отличался наличием боеовой части. Переоборудовано 175 ракет Fi.103.
  • 10Х — советский аналог Fi.103. Разрабатывался в 1945-1946 годах в ОКБ-51 под руководством В.Н.Челомея.
  • JB-2 — американский аналог Fi.103.


Пилотируемый вариант Fi-103. Фау-1 так и не стал оружием возмездия, зато его любят моделисты.

Модификации

За время производства Фау-1 несколько модификаций таковой (включая специализированные и пилотируемые) было разработано либо предложено конструкторами. Лишь часть из них была применена на поле боя.

Фау-1 воздушного запуска

Фау-1 на модифицированном He 111

Помимо запуска ракеты с наземных площадок, немцы также практиковали пуски Фау-1 с летящих бомбардировщиков. Никакая переделка ракеты при этом не требовалась, так как её прототипы и так были приспособлены для воздушных запусков при испытаниях двигателя. В качестве носителя Фау-1 обычно использовались бомбардировщики «Хейнкель» He 111 H-22. Ракета закреплялась под крылом бомбардировщика, при этом двигатель снаряда выступал над верхней поверхностью крыла.

Воздушные запуски ракет начались в июле 1944 года. Немцы рассматривали воздушные запуски как способ компенсировать потерю пусковых площадок в Па-де-Кале, захваченных союзным наступлением. Кроме того, самолеты-ракетоносцы могли осуществлять запуски ракет с неожиданных направлений, затрудняя действия противовоздушной обороны Великобритании.

В связи с активностью истребителей союзников, вылеты ракетоносцев проводились только по ночам, и только на малых высотах, чтобы избежать обнаружения радарами. Бомбардировщик приближался к Британии и пересекал линию побережья на малой высоте, затем совершал набор высоты, запускал ракету, и быстро снижался вновь. Тем не менее, тактика была опасной: помимо того, что He-111 сам по себе был устаревшей машиной, яркая вспышка включившегося двигателя ракеты демаскировала носитель в ночной темноте. Кроме того, воздушные запуски были менее надежны. Всего было запущено с самолетов-носителей около 1176 ракет Фау-1.

В дальнейшем, немцы также предлагали разработать модификацию Фау-1 для запуска с реактивных бомбардировщиков «Arado Ar 234 Blitz». При этом ракета должна была либо буксироваться за самолетом на гибкой подвеске, либо устанавливаться сверху на фюзеляже. Эти планы не были реализованы.

Дальнобойная Фау-1

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок.

В попытке решить эту проблему, была разработана новая, более дальнобойная версия ракеты. Запас топлива был повышен за счет уменьшения веса боевой части. Кроме того, носовой обтекатель ракеты, в исходной версии — металлический, стал изготовляться из дерева, что привело к существенному снижению веса конструкции. Новые ракеты могли применяться по территории Великобритании с более отдаленных пусковых площадок в Нидерландах.
Немцы лихорадочно пытались организовать массовое производство дальнобойных ракет к зиме 1944—1945, но из-за общего коллапса германской экономики и разрушения бомбардировками промышленных предприятий, новый «robotblitz» начался только в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен ракет были запущены по Лондону с пусковых площадок в Нидерландах. Вскоре после этого, решающее наступление англо-американских войск привело к утере немцами и этих позиций.

Пилотируемая V4 (Фау-4)

Пилотируемый вариант крылатой ракеты — Fieseler Fi 103R

Помимо этих программ, немцы также рассматривали возможность использования самолета-снаряда в качестве буксируемого топливного бака для реактивных истребителей. Лишенный двигателя и боеголовки снаряд (по сути дела, просто бак с крыльями и автопилотом) должен был буксироваться за Me-262 и сбрасываться по исчерпании запаса топлива в нём. Проект прошёл несколько тестовых испытаний буксировкой за тяжёлым бомбардировщиком He-177, но в итоге не был применен на практике.

На вооружении

Испытания и отмена

Первый полёт был осуществлен в сентябре 1944 года в Ларце, Рейхенберг был запущен с Хе 111. Однако он потерпел крушение после того, как пилот потерял контроль при случайном включении механизма сброса фонаря кабины. Второй полёт, который состоялся на следующий день, также закончился несчастным случаем. Следующие испытательные полеты выполняли пилоты Хайнц Кенше и Ханна Рейч. У Рейч было несколько несчастных случаев, но она осталась неврeдимой. 5 ноября 1944 года во время второго испытательного полета R III одно крыло отвалилось из-за тряски и Хайнц Кенше был вынужден прыгнуть с парашютом, что было сделать достаточно трудно из-за тесноты кабины.

Рейч сделала много полётов, чтобы понять, почему так много студентов гибли когда они заходили на посадку. Проведя высотные испытания, чтобы иметь возможность вернуть контроль над самолётом в случае возникновения проблем, она обнаружила, что у самолета была чрезвычайно высокая скорость сваливания, и пилоты с их скудным опытом работы на высоких скоростях пытались посадить самолет со слишком низкой скоростью. Она просто порекомендовала пилотам-студентам заходить на посадку с гораздо большей скоростью, чем обычно. Однако поскольку посадка боевой версии самолета не предполагалась, то с этим недостаткoм конструкции в принципе можно было бы смириться. Более серьезной проблемой была высокая аварийность самолета унаследованная от Фау-1, который по разным оценкам имел вероятность крушения при запуске в диапазоне от 20 до 40 % и около 10 % во время своего 20-30 минутного полета, что объяснялось, во-первых, ненадежностью двигателя, который имел срок службы измеряемый минутами, а во-вторых, высоким уровнем нагрузок на конструктивые элементы самолета создаваемый вибрацией ПуВРД что приводило к заклиниванию проводящих элементов системы управления и разрушению слабых элементов конструкции, что означало необходимость доработки конструкции самолета, на что в условиях грядущего поражения Германии уже не было времени.

5 марта 1945 года Хайнц Кенше погиб во время испытательного полета Fi 103 I—III c модифицированными подрезанными крыльями, потеряв оба крыла. Вернер Баумбах, командир KG 200, был уже сыт по горло этой программой и попросил Альберта Шпеера о помощи. Шпеер и Баумбах были сторонниками идеи стратегических бомбардировoк ключевых объектов на территории СССР которые разрабатывались в рамках операции «Железный молот» и считали затею со смертниками распылением ресурсов. Шпеер и Баумбах встретились с Гитлером 15 марта 1945 и сумели убедить его, что подобного рода миссия не является частью немецкой военной традиции. В тот же день Баумбах распорядился о роспуске подразделения.

Один из немногих сохранившихся экземпляров представлен в Музеe Купол Эльфо в Па-де-Кале на севере Франции, на правах аренды из города Антверпен. Ещё один экземпляр находится в Швейцарском военном музее с 2020 года.

Боевое применение

Для защиты от Фау-1 использовано около 2000 аэростатов заграждения (оригинальное цветное фото 1942 года)

Боевое развёртывание ракет началось в 1943 году, с подготовки нескольких стартовых позиций во Франции. С инженерной точки зрения представлялись более выгодными хорошо защищённые железобетонные стартовые комплексы («тяжёлые» позиции), в то время как с военной точки зрения предпочтительнее были рассредоточенные «лёгкие» позиции. В итоге было принято компромиссное решение об оборудовании 4-х «тяжёлых позиций» (Бункер Сиракур и Бункер Брекоэрт) и 96 «лёгких». Фактически, ни одна тяжёлая позиция так и не была завершена, и все запуски осуществлялись с лёгких.

13 июня  — первое боевое применение Фау-1, удар нанесён по Лондону.

К 29 марта 1945 года около 10 000 было запущено по Англии; 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными. Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb), из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.

Таран (воздушный), Супермарин Спитфайр и Фау-1. Спитфайр (справа) кончиком крыла «подцепляет» и переворачивает V-1 (слева); гироскопы ракеты не в состоянии вернуть её после этого на курс, она падает

Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Хотя конкретные цифры варьируются от источника к источнику, британский доклад, опубликованный после войны показал, что на Англию были запущены 7547 Фау-1. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 — артиллерией кораблей Королевского ВМФ.

Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов[когда?] — снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнём) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась.

После того, как союзники, высадившись на континент, захватили или разбомбили большую часть наземных установок, направленных на Лондон, немцы начали обстрел стратегически важных пунктов в Бельгии (в первую очередь порт Антверпена, Льеж), несколько снарядов были выпущены по Парижу.

Аналоги/копии

Крылатая ракета JB-2 «Loon» Американская адаптация Фау-1

США ещё в 1944 году воспроизвели методом обратной разработки ракету Фау-1 из обломков снарядов, упавших на территории Великобритании. Оценив конструкцию германской ракеты как весьма удачную для массового производства, американская армия организовала массовый выпуск американской копии Фау-1 под обозначением Republic JB-2 Loon. В отличие от немцев, американцы установили на ракету радиокомандную систему наведения, что позволило существенно увеличить точность (в идеальных условиях круговое вероятное отклонение 400 метров на дальность в 160 км). Кроме того, американцы отказались от громоздкой катапульты, используя для запуска стартовые ракетные ускорители. Планировалось произвести несколько десятков тысяч ракет для применения с самолетов по Японии, но война кончилась раньше, чем ракеты успели поступить на вооружение.

После войны

На основе ПуВРД Argus, применяемого в ракетах «Фау-1», Германия готовила[когда?] самолёты EF-126, разрабатываемые фирмой Junkers. После войны, Советский Союз позволил инженерам завода построить первый прототип[прояснить], и в мае 1946 самолёт EF-126 совершил свой первый полёт без двигателя, на буксире за Ju.88G6. Однако в ходе испытательного полёта 21 мая произошла катастрофа, в результате которой погиб лётчик-испытатель и был полностью разрушен единственный прототип. Позже было построено[кем?] ещё несколько машин, но в начале 1948 года все работы по EF-126 были прекращены.[источник не указан 1812 дней]

В качестве трофеев Советскому Союзу достались, при занятии территории испытательного полигона недалеко от города Близна в Польше, несколько ракет «Фау-1». Советскими инженерами в итоге была создана копия ракеты «Фау-1» — 10Х (позже получившая название «Изделие 10»). Руководил разработкой В. Н. Челомей.
Первые испытания начались в марте 1945 года. Лётные испытания закончили в 1946 году, однако ВВС отказались принять эту ракету на вооружение, прежде всего из-за низкой точности системы наведения (попадание в квадрат 5×5 км с расстояния 200 км считалось большой удачей, в чём значительно уступало прототипу), также ракета 10Х имела малую дальность и скорость полёта — меньшую, чем у поршневого истребителя.

После войны ракетой заинтересовались и ВМС США, успешно проведшие серию испытаний по запуску ракеты с подлодок. Тем не менее, ракета быстро устаревала, и в 1949 году программа была отменена.

После реверс-инжиниринга захваченных V-1 в 1946 году, французы начали производство копий для использования в качестве беспилотных летательных аппаратов , начиная с 1951 года. Они назывались ARSAERO CT 10 и были меньше, чем V-1. CT 10 мог быть запущен с земли с помощью твердотопливных ракетных ускорителей или с воздуха с бомбардировщика LeO 45 . Было произведено более 400 экземпляров, некоторые из которых были экспортированы в Великобританию, Швецию и Италию. Сравнительно малоизвестным развитием Fi-103 является шведская крылатая ракета Lufttorped 7 (LT.7), разрабатывавшаяся концерном Saab в 1944—1949 годах. Разработка этого снаряда была инспирирована значительным числом опытных ракет Фау-1, разбившихся на территории Швеции в 1943—1944 гг. Детали разбившихся снарядов были тщательно изучены, и на их основании шведы инициировали собственную (существенно отличающуюся от оригинала) разработку. Около 190 ракет было собрано в 1949—1950 гг., но, ввиду недостаточных возможностей, проект был закрыт.

Крупные города

Значение в освоении космоса

Копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде

Картинка из фильма «Девушка на Луне», нанесённая на основание ракеты (копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде)

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров.

С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как некоторые американские (программа Hermes), так и советские ракетные программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2, созданных на основе конструкции «Фау-2». Относительно последнего случая нужно, однако, особо отметить, что серьезного влияния на последующую китайскую ракетную программу выпуск Р-2 не оказал. Действительное её развитие началось с освоения Р-5М и гептиловых ЖРД конструкции Исаева, имеющих иную генеалогию.

По мнению историка освоения космоса и куратора лондонского музея космических технологий Дуга Милларда (Doug Millard), все достижения в освоении космоса, включая высадку на Луну, были сделаны на основе технологий Фау-2.

Заключение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector