Конституционный суд российской федерации

Наиболее известные решения

Примечания

  1. В текстах Конституции Российской Федерации и нормативных актов второе слово пишется с прописной буквы — Конституционный Суд; согласно Правилам русской орфографии и пунктуации — со строчной (полный академический справочник РАН, 2009)
  2. Худолей К. М. Отказ от исполнения решений международных судебных органов по защите прав и свобод граждан // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2017. — Вып. 38. — C. 468.
  3. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 75.
  4. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 93.
  5. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 93 — 94.
  6. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 94.
  7. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 95.
  8. Худолей К. М. Конституционность решений ЕСПЧ и их исполнимость // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2013. — № 20. — С. 95.
  9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.1996 № 9-П

Можно ли вырастит культуру из черешка?

ТОП лучших многолетних пряных трав для открытого грунта

Функции КС РФ

Деятельность КС направлена на защиту конституционного строя, поэтому представители данного органа наделены определенными полномочиями, а также должны выполнять некоторые обязательные действия.

К основным функциям КС относится:

  • Рассмотрение дел, касающихся конституционного строя или нарушения конституционных прав граждан. При этом учитываются не только положения Конституции, но и других нормативных актов, представленных федеральными законами, письмами и постановлениями Президента, Госдумы, Правительства или Совета Федерации. Дополнительно при рассмотрении каждого дела берется в расчет информация из конституций республик или нормативных актов регионов, международных договоров и контрактов, подписанных между разными органами власти.
  • Разрешение споров, которые относятся к определению компетенции тех или иных государственных органов. Обычно такие разногласия возникают между федеральными органами власти, а также между высшими органами субъектов. Нередко приходится решать споры, образующиеся между федеральными и региональными органами власти.
  • Изучение жалоб, в которых приводится информация о нарушении конституционных прав или свобод россиян. Проверка конституционности разных нормативных актах на основании запросов других судов.
  • Толкование разных статей Конституции.
  • Формирование заключения, в котором приводится информация о том, был ли соблюден правильный порядок выдвижения обвинения Президента страны в госизмене или совершения тяжелого преступления.
  • Направление различных инициатив в области законодательства.

Справка! Иные полномочия суду предоставляются Конституцией, причем все вопросы, решаемые судьями, касаются исключительно права.

Состав Конституционного суда России

Почтовая марка России, 2001 год

См. также: Судьи Конституционного Суда Российской Федерации

  • Зорькин, Валерий Дмитриевич — председатель
  • Хохрякова, Ольга Сергеевна — заместитель председателя
  • Маврин, Сергей Петрович — заместитель председателя
  • Арановский, Константин Викторович
  • Бойцов, Александр Ильич
  • Бондарь, Николай Семенович
  • Гаджиев, Гадис Абдуллаевич
  • Данилов, Юрий Михайлович
  • Жаркова, Людмила Михайловна
  • Казанцев, Сергей Михайлович
  • Князев, Сергей Дмитриевич
  • Кокотов, Александр Николаевич
  • Красавчикова, Лариса Октябриевна
  • Мельников, Николай Васильевич
  • Рудкин, Юрий Дмитриевич
  • Ярославцев, Владимир Григорьевич

Отставки судей в конце 2009 года

2 декабря 2009 года Совет судей России принял самоотвод судьи Конституционного суда Российской Федерации Владимира Ярославцева как члена Совета судей, который в августе этого года выступил с жесткими обвинениями в адрес руководства страны и созданной им вертикали власти. При этом В. Г. Ярославцев остался судьей Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Анатолий Кононов написал заявление об уходе со своей должности с 1 января 2010 года. Причина ухода — несогласие с нарушением принципа независимости судей со стороны исполнительной власти России.

Состав Конституционного суда России

Почтовая марка России, 2001 год

См. также: Судьи Конституционного Суда Российской Федерации

  • Зорькин, Валерий Дмитриевич — председатель
  • Хохрякова, Ольга Сергеевна — заместитель председателя
  • Маврин, Сергей Петрович — заместитель председателя
  • Арановский, Константин Викторович
  • Бойцов, Александр Ильич
  • Бондарь, Николай Семенович
  • Гаджиев, Гадис Абдуллаевич
  • Данилов, Юрий Михайлович
  • Жаркова, Людмила Михайловна
  • Казанцев, Сергей Михайлович
  • Князев, Сергей Дмитриевич
  • Кокотов, Александр Николаевич
  • Красавчикова, Лариса Октябриевна
  • Мельников, Николай Васильевич
  • Рудкин, Юрий Дмитриевич
  • Ярославцев, Владимир Григорьевич

Отставки судей в конце 2009 года

2 декабря 2009 года Совет судей России принял самоотвод судьи Конституционного суда Российской Федерации Владимира Ярославцева как члена Совета судей, который в августе этого года выступил с жесткими обвинениями в адрес руководства страны и созданной им вертикали власти. При этом В. Г. Ярославцев остался судьей Конституционного Суда Российской Федерации.

Судья Анатолий Кононов написал заявление об уходе со своей должности с 1 января 2010 года. Причина ухода — несогласие с нарушением принципа независимости судей со стороны исполнительной власти России.

Интересные факты

  • Решение Конституционного суда Российской Федерации (определение или постановление) по той или иной норме закона обычно является окончательной трактовкой. В дальнейшем, если на эту норму права поступают новые жалобы, то Конституционный суд Российской Федерации отказывается их принимать к рассмотрению со ссылкой на ранее вынесенное определение или постановление. Однако, иногда суд идет навстречу заявителям и может в порядке исключения вновь рассмотреть уже проверенную ранее норму закона. Например, в 2015 году Конституционный суд Российской Федерации принял к рассмотрению жалобу С. В. Махина на статью 237 УПК РФ, указав следующее: «поставленный заявителем вопрос ранее уже затрагивался в жалобах, направляемых в Конституционный Суд Российской Федерации, по которым принимались решения, однако в связи с продолжающимся поступлением обращений о нарушении конституционных прав граждан указанными нормами, а также учитывая сложившуюся практику их применения Конституционный Суд Российской Федерации полагает возможным вернуться к вопросу об их конституционности и принять жалобу С. В. Махина к рассмотрению». По жалобе С. В. Махина Конституционным Судом Российской Федерации была дана новая трактовка указанной нормы, а также признано, что судебные решения по его делу подлежат пересмотру.
  • Только за один день 19 ноября 2015 года Конституционный суд Российской Федерации вынес 186 решений. При этом за весь ноябрь 2015 года судом вынесено 192 решения (6 из них датированы 5 ноября, а остальные 186 — 19 ноября).

Состав

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, один из которых является председателем (в настоящее время — Валерий Зорькин ), а другой — заместителем председателя. Председатель отвечает за распределение дел между палатами, обладает значительными полномочиями в вопросах назначения и дает первоначальные рекомендации в отношении дисциплинарных мер, в частности, увольнения.

Судьи назначаются Президентом и назначаются Советом Федерации на 12 лет. Для того , чтобы стать судьей Конституционного суда человек должен стать гражданином в России , по крайней мере 40 — летнего возраста, имеют юридическое образование, служили в качестве адвоката в течение по крайней мере 15 лет и иметь «признал высокую квалификацию» (цитата из Закон о Конституционном суде) в законе.

Конституционный суд состоит из двух палат с 10 и 9 судьями соответственно. Председатель председательствует в одной из палат, а заместитель председателя — в другой палате. Конституционность законов, споры о компетенции государственных органов, импичмент президенту России и предложения Конституционного Суда по законодательству должны рассматриваться на пленарном заседании. Конституционный Суд также может по своему усмотрению выносить на пленарные заседания любой другой вопрос.

Гибискус после цветения

Когда период цветения у гибискуса окончен, его следует подготовить к зимнему периоду.

Практически все его гибриды устойчивы к зимам, но все-таки дополнительное утепление ему не помешает:

  1. Куст обрезается до уровня поверхности, обильно поливается и окучивается землей. Для надежности укрывают опилками или опавшими листьями.
  2. Если же предусматривается холодная зима, то рекомендовано выкопать куст, поместить его в специальный контейнер или горшок, припрятывая в прохладное помещение или погреб до весны.
  3. Еще один вариант надежного утепления при холодной зиме — укрытие гибискуса хвойными ветками, которые накапливают на себе снег, предотвращая перегрев и опрелости. Если вы решили оставить куст на улице, то следует его обрезать, связать ветки и укутать дерюжным мешком. Теперь укладываем ветки в три слоя друг на друга. Но при таком способе, в укрытии могут завестись мыши. Чтобы избежать этого — поставьте мышеловки или посыпьте отравленную пшеницу вокруг растения.

Конституционный суд Российской Федерации и ЕСПЧ

ЕСПЧ не рассматривает жалобу в Конституционный суд Российской Федерации как эффективное средство правовой защиты. Поэтому перед подачей жалобы в ЕСПЧ заявитель может не обращаться в Конституционный суд Российской Федерации. Вместе с тем наличие поданной жалобы в ЕСПЧ не лишает заявителя права обраться с жалобой по тому же вопросу в Конституционный суд Российской Федерации.

Вместе с тем в 2000-е годы обозначились ситуации, когда решение ЕСПЧ по делу заявителя противоречит решению Конституционного суда Российской Федерации, вынесенному по тому же делу того же заявителя.

12 апреля 2011 года ЕСПЧ вынес решение по делу «Республиканская партия России против России», в котором раскритиковал позицию Конституционного суда Российской Федерации по тому же делу (Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 1-П от 1 февраля 2005 года). Раскритикованная ЕСПЧ позиция Конституционного суда Российской Федерации была следующей:

В этом же решении ЕСПЧ фактически не согласился с позицией Конституционного суда Российской Федерации (Постановление № 11-П от 16 января 2007 года) о том, что федеральный законодатель вправе установить требования к численности партии и ее региональных отделений. В итоге решение ЕСПЧ было исполнено — Республиканская партия России была зарегистрирована, а минимальная численность членов, необходимых для регистрации партии в 2012 году законодательно снижена с 50 тыс. до 500 человек.

Вторым делом, где разошлись позиции Конституционного суда Российской Федерации и ЕСПЧ стало дело Константина Маркина. Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 15 января 2009 года указал, что отсутствие у военнослужащих-мужчин права отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (при наличии такого права у женщин) не нарушает положения Конституции России о равенстве вне зависимости от пола. ЕСПЧ признал это положение дискриминационным и присудил Маркину компенсацию в 200 евро (увеличена Большой палатой ЕСПЧ до 6150 евро).

Полномочия и задачи

КС РФ имеет весьма широкие полномочия. Он может требовать отмены любого закона, решения местного органа власти или международного договора, если посчитает, что они противоречат основному закону.

К основным полномочиям органа относятся:

  • Определение соответствия Конституции федеральных законов, решений госорганов и международных документов.
  • Разрешение споров между органами местной и федеральной власти о разделе полномочий.
  • Толкование основного закона.
  • Участие в обвинении президента стран.
  • Проверка вопросов, которые выносят на референдумы.

Повседневная работа КС в основном состоит из рассмотрения обращений граждан. Они касаются нарушений конституционных прав и свобод со стороны органов власти. С момента своего создания суд рассмотрел более 360 тыс. подобных жалоб.

Обычно в суд обращаются отдельные граждане, гораздо реже он имеет дело с запросами организаций или коллективов. И уж совсем редко в качестве заявителей выступают суды или депутаты различных уровней.

Конституционный суд может ответить отказом на запрос, жалобу или ходатайство, если оно не подведомственно суду, неправильно заполнено или заявитель не оплатил необходимую пошлину.

КС РФ имеет право предлагать собственные поправки в законы. Однако судьи не пользуются им, опасаясь создать неприятную коллизию, когда им придется рассматривать конституционность собственных норм.

Наиболее известные решения

  • 1993 год — Конституционный суд выносит заключение о неконституционности действий президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов.
  • 1995 год — Конституционный суд подтвердил конституционность большинства положений актов президента и правительства, направленных на восстановление конституционной законности в Чеченской Республике;
  • 1996 год — Конституционный суд Российской Федерации признал неконституционным ряд положений законов некоторых субъектов Российской Федерации (города Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области), ограничивающих свободу передвижения граждан;
  • 1998 год — Конституционный суд вынес определение касающееся ограничения сроков занимаемой должности для Президента Российской Федерации. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает;
  • 2000 год — Конституционный суд признал неконституционными положения Конституции Республики Алтай, а впоследствии — ряда других российских республик, провозглашавшие суверенитет этих республик и ущемлявших права Федерации;
  • 2005 год — Конституционный суд подтвердил конституционность принятого по инициативе Президента Российской Федерации закона о новом порядке назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законодательными органами по предложению президента России.
  • 2015 год — Конституционный суд установил порядок имплементации правовых позиций, выраженных в решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в российское национальное законодательство. Процедура установлена следующая — после вынесения решения ЕСПЧ, в котором установлено, что определенное положение законодательства Российской Федерации, примененное в деле, нарушает права заявителя, последний подает в суд первой инстанции на пересмотр своего дела. Суд первой инстанции обязан приостановить производство по делу и обратиться с запросом в Конституционный суд для проверки на соответствие Конституции Российской Федерации спорного положения российского законодательства. Если же Конституционный суд Российской Федерации признает, что данное истолкование ЕСПЧ противоречит Конституции Российской Федерации, то это решение не подлежит исполнению.
  • 2017 год — Конституционный суд впервые в истории Европы принял решение о запрете Правительству России выплачивать компенсацию по решению международного суда по Делу ЮКОСа. Исполнение решения ЕСПЧ о компенсации бывшим акционерам ЮКОСа в размере €1,8 млрд КС счёл невозможным, поскольку такая выплата нарушила бы конституционные принципы «социального государства, равенства и справедливости». В особом мнении судья КС Владимир Ярославцев выступил против рассмотрения дела: обратившийся в суд Минюст должен был подать апелляцию в международные инстанции, а не искать «упрощенный» выход в российском Конституционном суде.

Самые известные решения КС

Самое громкое решение КС начала 90-х годов – признание действий президента Ельцина неконституционными. Его результатом стал роспуск первого созыва суда и принятие нового закона о КС.

В 1995 году суд признал антитеррористическую операцию в Чечне соответствующей основному закону страны.

В 1998 году КС снял ограничение по количеству сроков для президента РФ. Ранее для этой должности пределом было два срока подряд, что было зафиксировано в 81 статье Основного закона.

В 2015 год КС определил порядок имплементации решений ЕСПЧ в российское законодательство. Алгоритм был установлен следующий: после вынесения решения заявитель подаёт ходатайство о пересмотре своего дела в суд первой инстанции. После этого производство приостанавливается, а судьи обращаются с запросом в КС для проверки спорного положения на соответствие Основному закону. Если КС РФ признаёт, что решение ЕСПЧ противоречит основному закону РФ, то исполнять его не следует.

В 2016 год КС позволил судам уменьшать выплаты за нарушения авторских прав.

В 2017 году суд рассматривал знаменитое дело ЮКОСа и впервые принял решение, противоречащее вердикту ЕСПЧ. Свое особое мнение высказал судья Ярославцев. Он посчитал, что Минюст РФ должен был обратиться в международный суд, а не искать «легких» путей в отечественных инстанциях.

В 2018 году КС узаконил новые административные границы между Ингушетией и Чечней, ранее утвержденные главами этих республик. Суд постановил, что для изменения границ между субъектами РФ необязательно проводить референдумы и учитывать мнения жителей этих образований. Данное решение противоречило вердикту, ранее вынесенному КС Республики Ингушетия. Можно добавить, что изменение границ вызвало серьезное недовольство жителей Ингушетии и закончилось масштабными акциями протеста.

В 2020 году Конституционный суд сыграл ключевую роль в легализации поправок в основной закон.

Автор статьи:
Akiva Content

Структура

Главой Конституционного суда Российской Федерации является председатель.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ
(ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

  • Председатель Конституционного суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Председатель Конституционного суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного суда Российской Федерации.
  • Председатель и заместители председателя Конституционного суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Штатная численность на 2016 год составляет 233 ед.

Переезд из Москвы в Санкт-Петербург

Бывшее место пребывания Конституционного Суда, сейчас — представительство в Москве

Настоящее место пребывания Конституционного Суда — Санкт-Петербург, здание, где ранее находились Сенат и Синод (почтовая марка 2011 год.)

С предложением о переносе Суда из Москвы в Санкт-Петербург выступил в октябре 2005 года Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.

23 декабря 2007 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О месте постоянного пребывания Конституционного суда Российской Федерации», которым устанавливалось, что переезд Суда должен быть осуществлён в сроки с 1 февраля по 20 мая 2008 года.

Суд разместился в здании Сената.

Полномочия Конституционного суда Российской Федерации

Конституционный суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

  • По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
  • Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  • По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
  • По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.
  • По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.

Также Конституционный суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента Российской Федерации или Верховного Суда проверяет конституционность референдума Российской Федерации согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации»).

Советы по получению

Полномочия

Некоторые полномочия Конституционного Суда перечислены в Конституции России . Конституционный суд объявляет законы, президентские и правительственные указы и законы субъектов Федерации неконституционными, если считает, что они противоречат Конституции (т.е. нарушают определенные права и свободы граждан, перечисленные в Конституции и защищаемые ею). В таких случаях этот конкретный закон становится не имеющим исковой силы, и государственные органы не могут его применять. Кроме того , перед тем, как международный договор будет ратифицирован Государственной Думой , то конституционность договора может наблюдаться Конституционным Судом. Конституционный суд не вправе судить о конституционности законов по собственной инициативе; Закон может быть внесен в Конституционный Суд Президентом России , Правительством России , Государственной Думой , Советом Федерации России , одной пятой депутатов Государственной Думы или Совета Федерации, Верховным Судом Российской Федерации. Федерация , Высший Арбитражный Суд Российской Федерации или законодательный орган субъекта Федерации . Любой федеральный суд может потребовать от Конституционного суда судить о конституционности закона, если закон подлежит применению в деле, и судья федерального суда сомневается в том, противоречит ли закон Конституции. Также любой частный гражданин может подать в Конституционный суд иск, оспаривающий конституционность того или иного закона, если этот закон был применен в конкретном случае и, таким образом, нарушил права этого гражданина.

Еще одно полномочие Конституционного суда — разрешать споры, касающиеся компетенции государственных органов. Всякий раз , когда президент России будет привлечен к ответственности , Конституционный Суд оказывает резолюцию о соблюдении надлежащих порядка обвинительного заключения.

Экспериментальные учения с БМПТ «Терминатор-2» пройдут в июне в Чебаркуле

Значение

Памятник советским воинам в Чанчуне

Советско-японская война имела огромное политическое и военное значение.
Так 9 августа на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной японский премьер-министр Судзуки заявил:

Советская Армия разгромила сильную Квантунскую армию Японии. Советский Союз, вступив в войну с Японской империей и внеся весомый вклад в её разгром, ускорил окончание Второй мировой войны. Американские руководители и историки[какие?] не раз заявляли, что без вступления в войну СССР она продолжалась бы ещё не менее года и стоила бы дополнительно нескольких миллионов человеческих жизней.[источник не указан 71 день]

Главнокомандующий американскими вооружёнными силами в бассейне Тихого океана генерал Макартур считал, что «Победа над Японией может быть гарантирована лишь в том случае, если будут разгромлены японские сухопутные силы».
Государственный секретарь США Э. Стеттиниус утверждал следующее:

Дуайт Эйзенхауэр в своих мемуарах указывал, что обращался к президенту Гарри Трумэну: «Я говорил ему, что, поскольку имеющиеся сведения указывают на неизбежность скорого краха Японии, я категорически возражаю против вступления Красной Армии в эту войну».

О Конституционном суде РФ

Фасад здания Конституционного суда РФ в Санкт-Петербурге.

В Конституционный суд РФ состав входит 19 представителей Фемиды. Кандидатов на эти должности представляет Президент страны. Вопрос о назначении и утверждении рассматривается Советом Федерации.

Законодательством допускается, что рассматриваемый судебный орган может осуществлять свои функции при наличии неполного состава. Но при этом обязательно должно быть не менее 13 судей. Продолжительность полномочий органа не ограничена.

Функции Конституционного суда РФ

Функции Конституционного суда РФ весьма специфичны, но отвечают его названию. В частности, он рассматривает соответствие Основному закону страны следующих актов:

  1. Принятых или рассматриваемых для принятия высшим органом законодательной власти федеральных законов;
  2. Выданных правительством и субъектами страны, Советом Федерации;
  3. Выданных указов и распоряжений Президента.

Все эти акты не должны противоречить Конституции страны. В противном случае орган имеет право признать их незаконными.

Полномочия Конституционного суда РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ.

Полномочия конституционного суда РФ также рассматривает соответствие Основному закону положений:

  1. Договоров, которые приняты между органами власти страны, в том числе и с субъектами РФ;
  2. Международных соглашений, действие которых еще не вступило в законную силу.

Инициировать рассмотрение этих вопросов может:

  1. Президент, направив соответствующее заявление;
  2. Совет Федерации при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его членов;
  3. Высший законодательный орган при условии, что обращение согласовано не меньше, чем с 20% его депутатов;
  4. Правительством страны;
  5. Верховным судом.

Другие полномочия рассматриваемого органа:

  1. Ведение споров, предметом которых является компетенция государственных органов, как федерального, так и регионального уровня. Обязательное условие – такая компетенция установлена положениями Конституции, разрешить спор другими способами невозможно;
  2. Интерпретация, разъяснение положений Основного закона;
  3. Установление правильности применения конкретного закона в соответствии с конституционными нормами. Инициируется заявлениями и жалобами граждан, чьи права и свободы нарушены;
  4. Определение конституционности закона, который применяется судом при рассмотрении конкретного спора.

Также Конституционный суд рассматривает соответствие действующему законодательству порядок предъявления Президенту страны обвинений о совершении тяжелого преступления. Например, это касается тех случаев, когда руководитель государства обвиняется в государственной измене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector